http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2020

УДК
332.33: 332.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10511

ПОДГОТОВКА
К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ КОНСОЛИДАЦИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

PREPARATION
FOR A PILOT PROJECT ON AGRICULTURAL LAND CONSOLIDATION IN AZERBAIJAN

Низамзаде Т.Н., Бакинский Государственный университет, email: teymur_nizamzade@mail.ru

Nizamzada T.N., Baku State University, email: teymur_nizamzade@mail.ru

Аннотация.
Экспериментальные проекты предоставляют
возможность тестирования процедур и
накопления опыта и информации, необходимых
для разработки долгосрочных программ,
а также применять поэтапные подходы к
консолидации земель. Реализация
экспериментального проекта консолидации
земель представляет собой один из
способов создания основы для будущей
работы, осуществляемой в рамках
долгосрочной программы консолидирование
сельскохозяйственных земель Азербайджана.
Перед тем, как приступать к работе по
консолидации земель, необходимо
определить и утвердить правила,
регулирующие функции и процедуры
консолидации земель.
В, настоящей статье рассматриваются
области, в которых необходимо будет
обеспечить наличие таких правил, и
определяются требования, выполнение
которых необходимо для начала реализации
проектов по консолидации земель.

Summary.
Pilot projects provide an opportunity to test procedures and
accumulate the experience and information needed to develop long-term
programs, as well as to apply step-by-step approaches to land
consolidation. The implementation of the pilot land consolidation
project is one of the ways to create a basis for future work carried
out within the framework of the long-term program for the
consolidation of agricultural land in the country. Before starting
work on land consolidation, it is necessary to define and approve
rules governing functions and procedures. This article discusses the
areas where such rules will need to be implemented and defines the
requirements that must be met to start land consolidation projects.

Ключевые
слова:
 Экспериментальный
проект, консолидация земель, землевладельцы,
аренда, реализация проекта, участники
проекта, приобретение земель, расходы,
фермеры.

Keywords:
Pilot project, land consolidation, landowners, lease, project
implementation, project participants, land acquisition, expenditures,
farmers.

Введение.
Сельское хозяйство в Азербайджане
является отраслью имеющей традиционно
стратегическое значение, и в случае
государственной поддержки оно способно
полностью обеспечить продовольственную
безопасность населения [1].
В
современных условиях процесс
перераспределения земель приводит к
увеличению количества собственников,
уменьшению размеров землепользований
и разобщенности используемых земельных
участков, что в результате увеличивает
затраты на производство сельскохозяйственной
продукции [2]. Основой развития сельского
хозяйства непосредственно выступает
совершенствование инвестиционного
процесса в отрасли на основе внедрения
достижений научно-технического прогресса,
формирования инновационно-инвестиционного
типа расширенного воспроизводства [3].
В связи с этим, а также необходимостью
усовершенствования земельного
законодательства Азербайджана, на
сегодняшний день, изучение проблемы
консолидации земель сельскохозяйственного
назначения является очень актуальной
[1].На
международном уровне вопросы консолидации
земель исследуются специалистами Отдела
землевладения и землепользования
Продовольственной и сельскохозяйственной
организации Объединенных Наций (ФАО)
[4],
Европейской экономической комиссии
при ООН.

Консолидация
земель является одним из наиболее
эффективных инструментов управления
земельными ресурсами, позволяющими
улучшить структуру сельскохозяйственных
угодий в стране, повысить национальную
экономическую и социальную эффективность
и принести выгоды, как частным
правообладателям, так и обществу в
целом. По результатам консолидации
земель на территориях фермерских –
крестьянских хозяйств, путем проведение
землеустроительных мероприятий можно
ликвидировать чересполосицы, узкополосицы,
дальноземелья, а также и другие недостатки
в землепользовании
[5].

В современной
научной литературе и практике Азербайджана,
за исключением трёхлетнего проекта ФАО
по оказанию Министерству сельского
хозяйства Азербайджанской Республики
технической поддержки во внедрении
практики консолидации земель в стране,
не существует ни одной работы по
комплексному исследованию порядка
проведения консолидации земель
сельскохозяйственного назначения с
детальным анализом каждого этапа ее
проведение[6].

В настоящее
время в Азербайджанской Республике
отсутствует закон о консолидации земель
сельскохозяйственного назначения.
Поэтому существует острая необходимость
в разработке законопроектов, а также
определении общих тенденций развития
законодательных норм, направленных на
недопущение дробления земельных участков
и их консолидации в будущем [7].

Цель применение
экспериментального проекта по
консолидированию земель Азербайджана
является, апробации новых подходов и
методов. Многие из организационных и
правовых элементов, которые воспринимаются
как нечто само собой разумеющееся при
реализации проектов по консолидации
земель, обязательном порядке должны
были быть разработаны, внедрены и
опробованы в процессе осуществления
экспериментального проекта.

Методы или
методология проведения исследования.

Процесс запуска экспериментального
проекта может носить более цикличный
характер, чем процессы реализации
проектов в рамках долгосрочной программы
консолидации земель[8]. Предметный охват
экспериментального проекта (например,
сельскохозяйственные улучшения, охрана
окружающей среды, строительство
коммунальных сооружений, возрождение
сельских поселений и т.д.) будет зависеть
от выбора места его реализации. Выбор
места
для
проекта будет, в свою очередь, зависеть
от готовности местного население и ее
фермеров принимать участие в реализации
проекта. Их готовность будет обусловлена
теми улучшениями, которые будут обеспечены
в результате реализации проекта, и
способом распределения расходов между
учреждениями центрального правительства,
местным правительством и частными
лицами. Правовую ответственность и
строго соблюдение выработанных мер по
проведению консолидация земель, следует
возложить на соответствующие
правительственные учреждения страны.
В случае с Азербайджаном, на наш взгляд
таким учреждением может быть Минсельхоз
страны.

Результаты
и обсуждение
.
До начала реализации проекта необходимо
будет ответить, на очень важные вопросы
напрямую связаны с проведением такого
проекта. Если не будет найден ответ на
нижеследующие вопросы, до начала проекта
говорить об успешности такого проекта
будет весьма сложно. На кого будет
возложена правовая ответственность за
проведение консолидации земель? Какой
должна быть продолжительность проекта?
При необходимости можно ли приобретать
дополнительные земли? Где будет проведена
эксперимент (то есть территориальное
место проведение)? Какие будут выгоды
и улучшения от консолидации земель?
Будут ли выгоды превышать расходы? Как
будут распределяться расходы между
фермерами? Каким образом найдут свои
решение вопросы связаны с арендными
договорами, сервитутами и закладными?
Как и от кого будет, исходит инициатива
и утверждена заявка на проект? На кого
будет возложена ответственность
руководство, разработка и реализацией
проекта? Кем и как будет осуществляться
процесс стоимостной оценки? Как будут
трактоваться изменения землевладения
и стоимостной оценки, происходящие в
результате осуществления проекта? Как
будет организована реализация проекта
консолидации земель? Как будет происходить
изменение прав собственности? Как будет
осуществляться подготовка и утверждение
подробного плана консолидации земель?

Помимо нахождения ответа на вышеуказанные вопросы, также для реализации экспериментального проекта по консолидации земель, потребуется налаживание прямых связей между местными органами власти, муниципалитетами, управлениям водоснабжения и другими органами которые косвенно или прямой форме могут иметь отношение к этому проекту.

Изначально проект должен быть проектировано таким образом, что его срок не был слишком продолжительным. В противном случае мероприятия, реализуемые в его рамках проекта, могут оказывать неблагоприятное влияние на общий ход работы консолидации земель. Сроки продолжительности проекта, зависимо от его масштаба и от других факторов, должны бы от полутора до трех лет, но не более.

При выборе
место проведение проекта надо быть
очень предусмотрительным. Так как от
результатов первого опыта проведение
экстремального проекта практический
будет, зависит дальнейший судьба всего
консолидации сельскохозяйственных
земель в Азербайджане. Важным фактором
при выборе место может быть наличие
дополнительных земель в государственном
земельном фонде страны или же у местных
муниципалитетов.

На наш взгляд в первую очередь, необходимо провести тщательный опрос и анализ среды местного население, с целью определить, будет ли экспериментальный проект консолидации земель выгоден для них или нет. Если да, то нужно определить, какие необходимо применять процедуры консолидации земель (например, комплексная консолидация земель с такими элементами, как восстановление сельской инфраструктуры, упрощенная консолидация земель или добровольная консолидация земель). В законодательстве по вопросам консолидации земель должно содержаться положение о том, является ли консолидация земель добровольным процессом или процессом, основанным на желании большинства (или же и тем, и другим) [9].

В ходе анализа необходимо также установить, осуществляется ли одновременно неформальная консолидация земель посредством аренды и других мер, если да, то, как в рамках экспериментального проекта можно было бы воспользоваться этой добровольной и неформальной деятельностью. Например, в рамках проекта можно было бы изучить вопрос об объединении арендованных участков с собственными участками фермера, если все стороны дадут на это согласие.

Для проведения эксперимента, следует провести анализ для выяснения, существует ли в той или иной местности достаточный потенциал для проведения консолидации земель. В число возможных критериев для такого анализа входят:

  • проявленный ранее интерес фермеров и местных властей к консолидации земель и отсутствие сильного сопротивления такой консолидации;
  • относительно небольшое число собственников, живущих вне своих владений;
  • наличие надлежащих записей, подтверждающих право собственности на землю, и отсутствие таких факторов, как земельные споры;
  • доступность получения земель из других источников для расширения владений;
  • потенциальная возможность обеспечения значительных улучшений в результате консолидации земель;
  • экологические меры, как, например, охрана конкретных природных ресурсов и т.д..

В рамках экспериментального проекта, возможно, потребуется, установить баланс между необходимостью обеспечения достаточно комплексного характера проекта, позволяющего удовлетворять существенные нужды местного население, и необходимостью обеспечения максимальной простоты проекта для упрощения управления им. Результаты реализации первого экспериментального проекта в значительной мере повлияют на принимаемые в дальнейшем решения относительно деятельности по консолидации земель. Необходимо провести оценку объема проекта и его последствий в плане координации ряда субъектов деятельности, таких как различные отраслевые министерства, на предмет выявления потенциальных рисков. Успешно проведенный небольшой и несложный экспериментальный проект будет намного более ценным, чем крупный комплексный проект, цели которого не были достигнуты. Объем экспериментального проекта должен обеспечивать улучшение положения в сельском хозяйстве, а иначе на наш взгляд просто нет смысл в его проведение.

Потенциальные выгоды, которые, как ожидается, принесет реализация экспериментального проекта, необходимо сопоставить с предполагаемыми издержками. Следует проводить тщательный анализ выгод и затрат.Издержки, связанные с экспериментальным проектом могут быть ниже следующие:

  • сбор основной информации;
  • инфраструктура;
  • улучшение окружающей среды;
  • благоустройство территории ферм;
  • планировка ландшафта;
  • улучшение частных владений, как, например, строительство зданий;
  • приобретение земель;
  • технические издержки перераспределения земель;
  • регистрационные сборы и налог на передачу недвижимой собственности;
  • административные расходы по проекту.

Демонстрируя положительные результаты такого анализа, в первую очередь следует убеждать фермеров, и потом других лиц в том, что экспериментальный проект будет выгодным. Если результаты анализа проекта окажутся неудовлетворительными, то нужно будет основательно его переработать или аннулировать и выбрать новое место для реализации экспериментального проекта. Так как, понимая важность консолидации сельскохозяйственных земель для Азербайджана, в случае провала первого экспериментального проекта ни в ком случае нельзя останавливаться и надо будет искать новое место для следующего экстремального проекта.

Как будут распределяться расходы? Необходимо установить правило распределения различных издержек между разными правительственными учреждениями и между правительством и участниками. Поскольку фермеры не в состоянии платить больших денег за реконструкцию, большую часть средств должно будет обеспечить правительство.

Во многих зарубежных странах, где консолидации земель проводится ни первый год, правительство этих стран, часто покрывало 75% или более издержек, связанных с проектами в рамках долгосрочных программ консолидации земель, тогда как участники вносили свою долю наличными, в натуральной форме или путем выполнения определенных функций, связанных с проектом. Расходы, которые служат интересам конкретных землевладений, как правило, покрываются соответствующими фермерами. Если фермеры не в состоянии вносить авансовых платежей в случаях распределения издержек между фермерами и правительством, то правительство может покрыть все издержки и предложить собственникам выплачивать причитающиеся с них суммы в рассрочку в течение определенного числа лет. Или же во имя продовольственное безопасности страны полностью покрыт, все расходы связаны с проектам консолидации земель в стране.

Консолидация земель не может осуществляться без государственной поддержки, способствующей развитию данного процесса [10]. Поэтому, мы считаем, что в Азербайджане все расходы на консолидации земель государство должно взять на себя. Учитывая менталитет и финансовое способность местного население в наше стране, вряд ли можно рассчитывать на то, чтобы местные фермеры смогут или захотят тратить деньги из собственных средствах на какие-нибудь издержки связанные с консолидации земель. Иначе будет очень сложно получить согласие местного население не только на экспериментальный проект, а вообще на консолидацию земель.

Как будут рассматриваться в рамках проекта арендные договоры, сервитуты и закладные?Мы считаем, что проект должен позволить землевладельцам приобретать права на различные участки земли.В некоторых системах требуется предлагать арендаторамземлю такой же ценности, как та, на которой они работают, в противном случае изменение ценности земли компенсируетсяизменением размера выплачиваемой ренты. У арендаторовдолжна быть возможность требовать расторженияарендного договора, если их не удовлетворяют выделенныеим земли.Права по сервитуту можно переносить на новые земельныеучастки, но они могут быть также аннулированы в результатеконсолидации земель, например, может отпадать необходимостьв определенных правах прохода или проезда по чужойземле. Утрата таких прав обычно не компенсируется.Однако отсутствие устойчивого рынка кредитов в Азербайджане на землях сельскохозяйственного назначения означает, чтоналичие закладных не будет частым явлением на проектныхучастках или же во многих местах вообще не быть.

Как будет инициирована и утверждена заявка на проект? Даже если конечной целью и является внедрение программы консолидации земель, в рамках которой фермеры и местные население могут инициировать проекты, тем не менее, от ведущих учреждений может требоваться, чтобы они брали на себя активную роль в инициировании первого экспериментального проекта. Важным составляющим для консолидации земель на подготовительном этапе выступает обеспечение открытости и информированности людей о проекте. Поэтому, необходимо будет организовать обсуждение с местным населением информации о ключевых элементах предлагаемого проекта. Можно знакомить местного насление и соответствующие отраслевые министерства с начальным концептуальным планом, в котором излагается структура проекта, чтобы спросить, таким образом, их мнение, что, в свою очередь, позволит определять в общих чертах объем проекта.

К реализации проекта можно будет приступать только после того, как будет получено согласие всех участников. Необходимо будет принять решение относительно того, кто является приемлемым участником, например, владельцы земель несельскохозяйственного назначения, жители сельских поселений, руководители общины и т.д. Как правило, в число участников входят все землевладельцы. Положение может быть, однако, достаточно сложным, если в районе имеется много собственников, живущих вне своего владения, тогда нужно будет обсудить вопрос о выборе экспериментальных участков с относительно небольшим числом «отсутствующих собственников». Будет ли для утверждения проектного предложения требоваться согласие всех участников, простого большинства или одной из форм особо установленного большинства? В некоторых юрисдикциях для утверждения проекта требуется, чтобы дающие согласие землевладельцы контролировали более половины территории или более половины стоимости земельной собственности. Тем не менее, мы настаиваем на том, чтобы для реализации экспериментального проекта по консолидации земель в обязательном порядке было получено согласие всех собственников земель, участвовавших в этом проекте, так как это позволить в дальнейшем избежать долгие судебные тяжбы с землевладельцами.

В экспериментальных проектах, вопрос согласия участников представляется более трепетным, чем в проектах, реализуемых в рамках устоявшихся программ консолидации земель. С одной стороны, в случаях четкой необходимости проведения консолидации земель особо установленное большинство может считаться достаточным, чтобы взять верх над несколькими несогласными владельцами, в противном случае программа так никогда и не начнется. С другой стороны, критика, с которой выступают несогласные владельцы, включая заявления о том, что у них отбирают земли, может существенным образом подорвать усилия по внедрению практики консолидации земель.

Необходимо будет разработать правила рассмотрения возражений, связанных с проектом. Будут ли подаваться апелляции, и если да, то кому? Хотя разработка способов разрешения возражений представляется очень важной, но, тем не менее, следует прикладывать усилия к тому, чтобы целенаправленно сокращать возможности возникновения таких возражений путем тщательного выбора общины для реализации проекта и обеспечения всех участников надлежащей информацией с самого начала процесса реализации. Помимо всего этого, также потребуется согласие со стороны правительства страны, поскольку оно будет обеспечивать финансирования проекта. При долевом участии в расходах различных отраслевых министерств может также понадобиться, чтобы и они одобрили проект.

Необходимо определить лица, которые будут отвечать за осуществлениепроекта. Ведущее учреждение должно нести общую ответственностьза разработку подробного плана и реализацию проекта. В Европейских странахобычно формируется местная группа управления, состоящая изпяти – семи человек (ее иногда называют местным руководящимкомитетом, консультативным советом или советом участников).Членов группы, как правило, избирают на общем собрании участников.При наличии большого числа арендаторов их представителитакже могут войти в состав группы. Председатель такой группыизбирается или назначается. На наш взгляд, такой подход может быт применим и в нашей стране.

Инвентаризацию существующего положения дел следует проводитьна основе правового оформления положения границ участкаи его правового статуса, включая права аренды, закладные иправа из сервитута или ограничения прав на землю. Недовольным землевладельцам и землепользователям, по результатам проведенной инвентаризации, необходимо предоставить официальное право на обжалование результатов ее проведения [11]. Обжалование должно проводиться в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Создаваемыеземельные регистрационно-кадастровые системы должны обеспечивать,где они существуют, основу для выявления держателейправ и владельцев участков. Необходимо разработать правилана те случаи, когда у людей не имеется правовых документов,подтверждающих их права собственности. Например, достаточноочевидный владелец может считаться законным владельцем дляцелей консолидации земель без ущерба для права других сторонначать судебный процесс. Возможно, потребуется также путем публичного извещения произвести вызов сторон, к которым не обращались лично для выявления их имущественных интересов на проектом участке. Необходимо определить лиц, которые будут проводить инвентаризацию положения дел. Следует также разработать правила рассмотрения возражений по поводу инвентаризации прав собственности.

Проведение стоимостной оценки земельных участков необходимо для обеспечения справедливости при перераспределении земель и для определения объема компенсации, если выплата таковой потребуется в результате консолидации земель. Следует определить методологию расчета оценочной стоимости. Оценка может производиться с учетом рыночной стоимости и аспектов,влияющих на производство, таких как качество почвы,ирригационные установки и топография. Во внимание следует также принимать потенциал нормальной доходности и фактическую продуктивность. Если нет необходимости обращаться к рыночной стоимости (например, если не возникает вопросов компенсации), то можно определять относительную стоимость.Проведение таких оценок без обращения к рыночной стоимости может быть целесообразным в случаях вялых рынков земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в разрабатываемую методологию потребуется, возможно, включить расчет стоимостной оценки земель несельскохозяйственного назначения.Необходимо определить лиц, которые будут проводить стоимостную оценку, например, будут ли это профессиональные оценщики, или оценщики и фермеры вместе. Для обеспечения прозрачности, возможно, потребуется привлекать экспертов, нейтральные стороны и членов местного руководящего комитета. Необходимо будет также разработать правила рассмотрения возражений по поводу расчета оценочной стоимости земельных участков.

Трансакции могут осуществляться в период между окончательным оформлением инвентаризации прав собственности и завершающими этапами перераспределения земель. Лица, получающие земли в районах, где проводилась консолидация, должны принимать последствия, к которым приводит реализация проекта, как если бы они были одной из сторон первоначального соглашения. Следует определить процедуры для обеспечения того, чтобы изменения прав собственности и других прав учитывались при перераспределении земель и оплате издержек.

Консолидация земель должна проводиться с обязательным соблюдением принципа эквивалентности или суррогатности (англ. Surrogate principle) [12; 13; 14]. Согласно этому принципу оценка перераспределенных (измененных) земельных участков (земельной собственности) будет проводиться в отношении друг друга. То есть стоимость земельного(ых) участка(ов) владельца не должна стать ниже после проведения консолидации земель. Таким образом, стоимость трансформированных земельных участков должна равняться стоимости земельного участка(ов) до их трансформации, и ни один из землевладельцев не должен понести экономических (финансовых) потерь. В случае если стоимость земельных участков окажется ниже первоначальной, то разница может быть возмещена посредством предоставления землевладельцу компенсации, как в денежной, так и натуральной форме.

В подробном плане консолидации земель указывается, как будут перераспределяться земельные участки и как будет осуществляться строительство необходимых сооружений и проведение других улучшений. Необходимо определить лиц, отвечающих за разработку плана. В их число могут входить специалисты геодезисты, агрономы, землеустроители, представитель соответствующего организации правительство курирующий проект консолидации земель и т.д..

Кроме этого важно разработать процесс, обеспечивающий участие фермеров и других заинтересованных сторон в подготовке подробного плана консолидации земель. Наличие широких систем, предполагающих активное привлечение населения, позволит лицам, разрабатывающим план, встречаться с фермерами и с другими сторонами, как индивидуально, так и в группах, чтобы выслушивать их мнения.

Вследствие конкурирующих запросов фермеров и других участников и ограничительного влияния местной топографии подготовка подробного плана консолидации земель может осуществляться в несколько циклов, чтобы можно было надлежащим образом учесть все замечания, высказанных в ходе обзоров. Необходимо будет принять решения относительно формальностей процесса: в рамках некоторых систем требуется широкое оповещение общественности о предстоящем совещании, а в ходе самого совещания все замечания и возражения фиксируются документально. Сторонам может быть также предоставлена возможность представлять свои замечания в письменном виде через определенное время после состоявшегося совещания. После того, как будет проведен анализ замечаний, следует подготовить пересмотренный проект плана. Цикличность процесса обеспечивает, таким образом, учет возражений высказанных участниками, при разработке плана перераспределения земель.

Необходимо установить правила утверждения плана после того, как будет, достигнут очевидный консенсус. Будет ли необходимо, чтобы участники голосовали, если да, то, какое число участников должно проголосовать «за», чтобы план был утвержден? Нужно будет принять решение относительно того, к каким мерам сможет прибегать лицо, высказывающее возражения по поводу плана. Можно ли опротестовывать решение через суд? Обращение в суд может в потенциале привести к провалу экспериментального проекта. Если в основе программы лежит добровольное участие, то нет или почти нет никакой необходимости навязывать план несогласному с ним меньшинству. Навыки посредничества могут иметь решающее значение, обеспечивая достижение соглашений, и одним из важных аспектов экспериментального проекта будет создание условий, позволяющих сотрудникам проекта приобретать такие навыки.

В большинстве систем предусматривается, что план становится окончательным, когда – после урегулирования возражений, если таковые имели место, – он будет утвержден компетентным органом. Необходимо будет определить такой компетентный орган, которым, как правило, является ведущее учреждение, лиц которые будут осуществлять работу, атакже процесс их отбора. Будет ли межеванием перераспределенныхучастков заниматься частный сектор или государство? Кто будет обеспечиватьстроительство сооружений и проведениедругих улучшений?

Реализация проекта приведет к существенным изменениям правового статуса земельных участков и прав. Вследствие исчезновения существующих участков и появления, новых процесс передачи прав от одного владельца другому отнюдь не будет простым. Необходимо разработать процедуры обеспечения правовой эффективности нового положения дел, например, можно обеспечить правовую эффективность всех изменений в едином постановлении. Следует определить, какие земельно-правовые документы нужно будет выдавать собственникам после завершения процесса консолидации земель.

Вместе с определением «правил игры» необходимо будет принять ряд мер, обеспечивающих начало процесса. Нужно будет заручиться поддержкой инициативы, наладить организационные связи, обеспечить принятие правоприменительного акта для проекта, выявить проектные издержки и источники финансирования и дать людям возможность приобрести необходимые навыки.

Экспериментальный проект по консолидации земель следует изначально рассматривать как часть внедрения стратегии консолидации земель. Подготовка такой стратегии обеспечит условия для реализации экспериментального проекта, давая людям возможность видеть его не как отдельное событие, а как часть согласованного решения проблем сельского развития.

Экспериментальный проект уже в силу того, что он нацелен на привнесение новшеств, связан с потенциальными рисками. Экспериментальный проект по консолидации земель может быть особо рискованным, поскольку в его рамках перестраиваются механизмы землевладения, а земельные права являются чрезвычайно щекотливым вопросом для собственников и правительств. Не квалифицированно разработанный проект может отрицательно вилять на благосостояния бедного населения и наносить экологический ущерб. Нужно делать всевозможное, чтобы не допускать подобных рисков. Даже хорошо разработанный проект может оказывать неблагоприятное воздействие,если он плохо реализован. Для того чтобы консолидацию земель можно было бы использовать в качестве эффективного инструмента сельского развития, чрезвычайно важно обеспечивать успешное осуществление экспериментальных проектов по консолидации земель. Неудовлетворительные результаты и плохая репутация могут свести на нет всю будущую деятельность по консолидации земель. Избегание рисков является одним изважнейших элементов стратегии регулирования рисков. В рамках реализации экспериментального проекта нет никакого смысла пытаться навязывать консолидацию земель людям, которые не хотят этого, или вовлекать в проект другие ведомства центрального правительства против их воли. Изначальное проведение оценок, таких как анализ достоинств и недостатков, возможностей и угроз, поможет выявлять конкретные риски и способы сокращения интенсивности и частоты рисков,которых невозможно избегать. После того, как реализация проекта началась, очень важно обеспечивать грамотное управление проектом, чтобы не допускать возникновения рисков.

Для того чтобы проект стал реальностью, необходимо будет обеспечить его широкомасштабную поддержку. Такой поддержкой нужно будет заручиться среди целого ряда участников.Решительная политическая поддержка на национальном уровне имеет чрезвычайно значение в связи с финансовыми и правовыми потребностями в рамках проектов. Поддержка со стороны местных политических деятелей в районах реализации необходима для привлечения местных ресурсов. Следует широко распространять идею о той важной роли, которую консолидация земель играет в процессе сельского развития, и надлежащим образом разъяснять, каким образом она содействует решению проблем и обеспечению выгод. Поддержка со стороны отраслевых министерств имеет значение, если предполагается внесение ими вклада в реализацию проектов по консолидации земель. Необходимо разъяснять им, каким образом консолидация земель может повышать эффективность их проектов.Крайне важной является поддержка со стороны фермеров и других субъектов деятельности, поскольку результатом проекта будет признание их прав собственности. Следует разъяснять им, каким образом они и их община смогут извлекать выгоду из проекта. В каждом из этих случаев нужно будет подготовить тщательно разработанные рекламные обращения и распространять их в ходе семинаров, посредством брошюр и т.д.

Для реализации экспериментальных проектов не надо готовить закона о консолидации земель; скорее, на основе опыта, накопленного в ходе их осуществления, можно будет строить последующую подготовку комплексного законодательства для регулирования программы консолидации земель. Как правила законы, которые могут повлиять на экспериментальный проект в Азербайджане следующие:конституция; гражданский кодекс; налоговый кодекс; земельный кодекс; закон о приватизации земли; закон об ипотеке; закон об аренде; закон о землеустройстве; закон об охране окружающей среды; закон о компенсациях; закон о кооперативах и пр.

До начала проекта,необходимо приобретать технические ресурсы, содействующие сокращению сроков реализации и издержек проекта. Следует использовать технологии дистанционного зондирования, геоинформационные системы. Необходимо подготовить проекты руководств по различным процедурам (правовой инвентаризации, стоимостной оценки, апелляций, перераспределения земель, окончательного удостоверения прав и т.д.) для ориентирования деятельности в рамках реализации проекта. Следует проводить обзор руководств, отражая в них опыт, накопленный в результате эксперимента, чтобы они становились более содержательными и более надежным подспорьем в работе над последующими проектами.

В связи с определением различных правил, которые требуются для учреждения экспериментального проекта и взаимодействием между различными правительственными учреждениями и местными организациями, необходимо будет определить масштаб и объем издержек всех мероприятий. В число таких мероприятий будут входить:

  • наращивание поддержки, т.е. расходы по информативным программам, предназначенным для обеспечения поддержки со стороны основных субъектов деятельности (семинары, брошюры и т.д.);
  • разработка и введение в силу правоприменительного акта;
  • подготовка кадров;
  • расходы, связанные с самим проектом по консолидации земель, улучшение качества земли, технические издержки, связанные с перераспределением земель, административные расходы и т.д.

Выводы. Необходимо определить источники финансирования проекта и принять меры по мобилизации вклада центрального и местного правительств, участников и доноров. Обратить внимание на вопросы руководства разработкой и осуществлением всех мероприятий, чтобы обеспечивать качество, соблюдение бюджета и выполнение сроков реализации, с внедрением механизма мониторинга и оценки проектов. В ходе всего процесса следует оценивать и внедрять опыт накопленный странами Западной, Центральной и Восточной Европы.

Список литературы

1.
Низамзаде Т.Н. Консолидация земель
сельскохозяйственного назначения в
Азербайджане.Ст.67-71.Международный
научно-практический журнал Экономика,
труд, управление в сельском хозяйстве
№6 (63), 2020, Москва Типография ФГБНУ ФНЦ
ВНИИЭСХ.

2.
Сагайдак
А. Э., Сагайдак А.А. Экономическое
регулирование консолидации земель в
сельском хозяйстве. Ст.15-18.
Наука
России: Цели и задачи. Сборник научных
трудов по мате-риалам XV международной
научно-практической конференции 10 июня
2019 г. Часть 4 Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2019 – 88с.

3.Виталий
Семочкин,
Ольга
Захарова. Землеустройство и консолидация
земельных участков, выделяемых в счет
земельных долей. Ст.6-8.
МСХЖ
№4/2016, Москва.

4.
Operations
manual for land consolidation pilot projects in Central and Eastern
Europe. – Roma: FAO, 2004. – 69 p.

5.Низамзаде
Т.Н.
Консолидация
земель сельскохозяйственного назначения
как фактор сохранения и улучшения
почвенного покрова Азербайджанской
Республики. Ст.89-93.Аграрный
вестник Урала № 02 (193), 2020 г.
г.
Екатеринбург.

6.Низамзаде
Т.Н.
Консолидация сельскохозяйственных
земель Азербайджана на примере Европейских
стран. Ст.23-30.
The
scientific heritage No 47 (2020) Р.7
(Budapest, Hungary).

7.
Низамзаде
Т.Н.
Консолидация
земель как путь оптимизации размеров
земельных массивов фермерских хозяйств
Азербайджана.Ст.19-23.
The
Scientific journal “Norwegian Journal of development of the
International Science”.
№42/2020.
0178,
Oslo, Norway.

8.
Hartvigsen M. Land Reform and Land Consolidation in Central and
Eastern Europe after 1989: Experiences and Perspectives: Ph.D.
Thesis. Aalborg:
Aalborg
University,
2015. 449 p.

9. Европейская
экономическая комиссия. Комитет по
жилищному хозяйству и землепользованию.
Рабочая группа по управлению земельными
ресурсами. Одиннадцатая сессия. Женева,
27–28 февраля 2019 года .Пункт 3 c) предварительной
повестки дня. ECE/HBP/WP.7/2019/6.

10.
Сагайдак
А. Э., Сагайдак А.А. Экономический механизм
консолидации земель в сельском хозяйстве.
Ст.1-15. Московский Экономический Журнал.4/2017.
Москва.

11. Попов А.С.
Стадийность проведения консолидации
земель сельскохозяйственного назначения
в Украине на основе передового
международного опыта.Ст.111-121.
Проблеми
економіки
№ 1, 2017.
Харьков,
62483, Украина).

12.Sonnenberg
J. Fundamentals of Land Consolidation as an Instrument to Abolish
Fragmentation of Agricultural Holdings // FIG XXII International
Congress Washington, D.C. USA, April 19-26 2002. URL:
https://www.fig.net/resources/proceedings/fig_proceedings/fig_2002/Ts7-4/TS7_4_sonnenberg.pdf.

13.Lisec
A., Sevatdal H., Bjerva Ø.J., Ferlan M. The Institutional Framework
of Land Consolidation – Comparative Analysis between Slovenia and
Norway // FIG Working Week “Knowing to manage the territory,
protect the environment, evaluate the cultural heritage”, 6-10 May
2012, Rome, Italy. URL: http://www.oicrf.org/pdf.asp?ID=10816.

14.
The design of land consolidation pilot projects in Central and
Eastern Europe: FAO Land Tenure Studies. Rome: FAO, 2003. No. 6. URL:
ftp://ftp.fao.org/docrep/fao/006/Y4954E/Y4954E00.pdf.