http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2022 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2022

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 351/354

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_377

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЕМЕНОВОДСТВЕ» № 454-ФЗ  ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2021 Г. НОВЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ В ОБЛАСТИ СЕМЕНОВОДСТВА

FEDERAL LAW “ON SEED PRODUCTION” NO. 454-FZ OF 30 DECEMBER 2021. NEW ADMINISTRATIVE BARRIERS TO SEED PRODUCTION

Работа выполнена в рамках ГЗ ГБС РАН (№ 122020300187-2)

Клименков Фёдор Иванович, к.с.-х.н, старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Градсков Сергей Матвеевич, к.с.-х.н., старший научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Мишанова Екатерина Викторовна, к.б.н, научный сотрудник лаборатории биотехнологии растений, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: mishanova@gbsad.ru, https://orcid.org/0000-0003-3433-8897

Клименкова Ирина Николаевна, научный сотрудник отдела отдаленной гибридизации, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) 127276 г. Москва, ул. Ботаническая, д.4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Klimenkov Fedor Ivanovich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher of the Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences (GBS RAS), 127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: fedorklim@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-2556-7287

Gradskov Sergey Matveyevich, Candidate of Agricultural Sciences, Senior Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences (GBS RAS), 127276, Moscow, Botanicheskaya str. 4, email: gradskovs@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1199-1626

Mishanova Ekaterina Viktorovna, Candidate of Biological Sciences, Researcher at the Laboratory of Plant Biotechnology, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences (GBS RAS), 127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: mishanova@gbsad.ru, https://orcid.org/0000-0003-3433-8897

Klimenkova Irina Nikolaevna, Researcher, Department of Remote Hybridization, Tsitsin Main Botanical Garden of the Russian Academy of Sciences (GBS RAS), 127276, Moscow, st. Botanicheskaya, 4, email: irinaklimleon@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-9370-4442

Аннотация. Федеральный закон “О семеноводстве» N 149-ФЗ был разработан и принят 17.12.1997 г. в целях законодательного регулирования всех этапов в области производства и торговля семенным и посадочным материалом, создания благоприятных и взаимовыгодных условий развития рынка семян в Российской Федерации. Прошло 25 лет и каждый последующий год, принятый закон дополнялся существенными поправками и дополнительными разъяснениями. За это время прекратил свое действие Закон РФ “О селекционных достижениях” от 06.08.1993 N 5605-1 (последняя редакция). Все его основные положения перешли в “Гражданский кодекс РФ (часть четвертая)” от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 16.06.2022), а именно статьи 1408 – 1417, но «львиная доля» его первостепенных и значимых положений осталась без внимания и не была учтена в Гражданском Кодексе РФ, в частности, был нарушен порядок работы селекционных центров РФ при поэтапной регистрации сортов и гибридов в Государственном реестре селекционных достижений и получении патентов. В 2000 году обязательная сертификация семян и посадочного материала была заменена добровольной системой сертификации, потому как, обязательная сертификация превратилась в откровенную коррупционную составляющую рынка семеноводства, но и после прошедших 20 лет следует отметить, что и добровольная сертификация себя не оправдала. В январе 2011 года Указом Президента РФ №86 была создана Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), которая начала осуществлять свою деятельность по аккредитации в установленном порядке испытательных лабораторий, органов по сертификации и органов инспекции осуществляющих работы в области семеноводства. Все эти события привели к назревшей и своевременной разработке совершенного нового законопроекта «О семеноводстве». Новый Федеральный закон “О семеноводстве” N 454-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2021 г. И вступит в силу с января 2023 года.

 Abstract. Federal Law “On Seed Production” N 149-FZ was developed and adopted on 17.12.1997 in order to regulate legally all stages in the production and trade of seed and planting material, creating favorable and mutually beneficial conditions for the development of seed market in the Russian Federation. 25 years have passed and each subsequent year, the adopted law has been supplemented by significant amendments and additional clarifications. During this time the RF Law “On Breeding Achievements” dated 06.08.1993 N 5605-1 (the latest version) ceased to be effective. All its main provisions were included into the “Civil Code of the Russian Federation (Part Four)” dated 18.12.2006 N 230-FZ (ed. of 11.06.2022 with amendments of 16.06.2022). 2022), namely Articles 1408 – 1417, but the “lion’s share” of its primary and significant provisions were left without attention and were not taken into account in the Civil Code of the Russian Federation, in particular the order of work of the Russian Federation’s breeding centers in step-by-step registration of varieties and hybrids in the State Register of Breeding Achievements and patent acquisition was violated. Mandatory certification of seeds and planting material was replaced by voluntary certification system in 2000, because mandatory certification has become an open corruption component of seed market, but even after the past 20 years it should be noted that voluntary certification has not justified itself either. The Federal Accreditation Service (Rosakkreditatsiya) was established by the Decree of the President of the Russian Federation No. 86 in January 2011, which began to carry out the accreditation of testing laboratories, certification bodies and inspection bodies which work in the field of seed growing in accordance with established procedure. All these events led to the overdue and timely development of a perfect new draft law “On Seed Production”. The new Federal Law On Seed Production No. 454-FZ was signed by the President of the Russian Federation on December 30, 2021 and will become effective in January 2023.

Ключевые слова: федеральный закон, семеноводство, сорт, посевные качества, государственное регулирование

Key words: federal law, seed production, variety, seed quality, state regulation

Целью научной работы являлся анализ положений и статей новой редакции закона «О семеноводстве», которые в свою очередь внесут существенное недопонимание и возникновение неизбежных административных барьеров, после его официального вступления в законодательную силу.

Федеральный закон (далее ФЗ) «О семеноводстве» в новой редакции направлен на создание наилучших условий для более эффективного развития рынка семян в РФ, своевременного обеспечения информацией потребителей и производителей семян о доступности на рынке высококачественного посевного и посадочного материала, для воспроизводства и получения гарантированных высококачественных урожаев, повышения кондиционных норм самого семенного материала, усовершенствования законодательной базы в области семян и устранения административных барьеров.

В ФЗ предлагается урегулирование отношений, возникающих между производителями и потребителями семян, соответственно и органами исполнительной власти, так же установить значительное количество обязательных требований, не затрагивая вопросы стимулирования развития отрасли семеноводства в целом по РФ. При этом возникают опасения, что принятый закон может ужесточить государственное регулирование в области производства и оборота семян. Предлагаемые дополнительные обязанности хозяйствующих субъектов по прохождению испытаний для выявления хозяйственно полезных признаков сорта или гибрида, оформлению генетического паспорта, внесению сорта или гибрида в Государственный реестр селекционных достижение (далее Госреестр) с уплатой государственной пошлины (статьи 6 и 7 ФЗ) не будут в полной мере способствовать достижению обозначенных целей, а соответственно и  стимулированию производства семян в РФ, созданию оптимальных и выгодных условий для развития экспортного потенциала отечественной селекции и семеноводства.

Данные процедуры ФЗ не соответствуют поручению Президента РФ о представлении Правительством РФ предложений о внесении в законодательство Российской Федерации в области семеноводства и в области карантина растений изменений, направленных на обеспечение прав сельскохозяйственных товаропроизводителей [1].

Установленные процедуры, могут привести к увеличению обязательных платных испытаний, а соответственно к формированию дополнительных административных барьеров при  развитии рынка семян ввиду увеличенного роста расходов на селекционные достижения.

В статье 23 часть 1, 2, 3 ФЗ закрепляется определение, что семена – предназначенные для использование и реализации, виды и роды которых входят в перечень, который в свою очередь утвердит Правительство РФ (статья 7 часть3), будут допущены к обороту на территории РФ только при наличии удостоверения о качестве семян, это же касается и семян произведенных на территории иностранного государства, ввезенных в РФ.

Если на партию семян не оформлено в установленном порядке удостоверение о качестве семян, такие семена могут использоваться только для пищевых и (или) кормовых, и (или) технических целей.

По положению части 2 статьи 23 ФЗ утвержденная форма удостоверения о качестве семян и порядок его выдачи устанавливаются Правительством РФ. Исходя из части 3 этой же статьи ФЗ удостоверения о качестве семян имеют право выдавать только аккредитованные в установленном порядке органы инспекции по заявкам производителей и за счет самих указанных лиц.

При отсутствии такого удостоверения контроль за оборотом семян представляется неполноценным, что влечет за собой появление на рынке фальсифицированных партий семян, с нарушением прав автора селекционного достижения и интеллектуальной собственности. Вред,  от таких действий исчисляется недополученным урожаем, неуплаченных налогов и т.д., подрывается финансовое и нравственное состояние селекционеров и селекционных центров в целом.

В свою очередь, отсутствие данного удостоверения о качестве семян приведет к возникновению на рынке семян неизвестного происхождения, что существенно снизит спрос на данные семена.

В ФЗ четко не прописано требований и условий по выдачи удостоверения о качестве семян. Предполагается, что данное удостоверение будет выдаваться только после проведения комплекса исследований на соответствие требованиям нормативно-технической документации в  области семеноводства. Исходя из решения Евразийской экономической комиссии от 31 января 2018 года № 18 утвержден перечень документов, содержащих сведения о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян сельскохозяйственных растений, взаимно признаваемых государствами-членами Евразийского экономического союза при обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза [2].

По требованиям данного решения в РФ признаются документы, содержащие следующие сведения: о сортовых качествах семян – акт апробации посевов; о посевных (посадочных) качествах семян – протокол испытаний; о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян – сертификат соответствия, выданный в соответствии с законодательством РФ (по положениям системы добровольного подтверждения соответствия).

В свою очередь, данное требование предполагает выдачу удостоверения за плату аккредитованным органом инспекции, что можно считать спорным моментом. Аккредитованная испытательная лаборатория, которая проводит испытания, исходя из положений ФЗ, наделена функциями по определению показателей качества семян и оформлению документов – акт апробации и протокол испытаний и может самостоятельно оформить удостоверение.

Замена сертификата соответствия, выданного в системе добровольной сертификации, на удостоверение о качестве существенно не приведет к изменению ситуации на рынке семян. Данное решение только усугубит положение в виде возникновения дополнительных сложностей, затрат и административных процедур [3].

 Следует отметить, что по результатам анализа регулярно публикуемых данных ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр», проблема качества семян сельскохозяйственных растений представляется преувеличенной. Так, в большинстве субъектов Российской Федерации доля кондиционных семян, используемых для сельскохозяйственного производства, весной 2021 года достигала 100%  [4]. Это только исходя из данных данного Учреждения, таких альтернативных обобщенных данных из других государственных структур нет, хотя первостепенный государственный контроль в сфере семеноводства осуществляет Россельхознадзор.

В статье 25 второй части ФЗ прописано, что при ввозе семян неа территорию РФ генетический паспорт на сорт (гибрид) и документы, в которых указаны сведения о сортовых и посевных (посадочных) показателях стран-экспортеров, признаются только при условии, что проведен внешний аудит лаборатории старны-экспортера для подтверждения компетентности, методов и результатов исследований (не касается лабораторий государств членов Евразийского экономического союза).

В целях проведения такого вида аудита иностранных лабораторий требуется проведение долгосрочных переговоров и заключения соглашений на уровне федеральной государственно власти. Это попросту может привести к отказу ряда государств от такого взаимодействия, особенно в свете последних событий.

Согласно части 1 статьи 20 ФЗ в семенах, предназначенных для посева с целью воспроизводства, обязательно определяются показатели сортовых и посевных качеств семян и дополнительно наличие в них генно-модифицированных организмов (ГМО). которое осуществляется лицами, согласно части 3 этой же статьи, одновременно с определением показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений.

Как известно, сортовые качества семян определяются в период вегетации сельскохозяйственных растений на семенных посевах путем проведения полевой апробации. С учетом правоприменительной практики, а также согласно части 4 статьи 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве» и положениям нового ФЗ на территории РФ запрещен высев семян, содержащих ГМО (часть 5 статьи 25) [5]. В Госреестре отсутствуют сорта и гибриды, полученные методами генно-модифицированной селекции.

Проведение таких исследований следует осуществлять опираясь на принципы риск ориентированного подхода и только в рамках государственного задания аккредитованным в установленном порядке учреждениям, за счет средств федерального бюджета, а также при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, в том числе и при ввозе семян на территорию РФ.

В статье 16 ФЗ прописан порядок формирования Федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений. На сегодня известно, что разработана интернет платформа – ФГИС «Семеноводство», которая должна включать в себя информацию о месте, объеме производства семян, сделках с семенами, объем реализованных семян, объем семян для собственных нужд, о количестве ввезенных и вывезенных семян в масштабах всей страны.

Какая-то часть из этой информации, в силу части 1 статьи 4 ФЗ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» может относиться к коммерческой тайне и соответственно, размещение этой информации в открытом доступе может приводить к риску злоупотреблений и недобросовестной конкуренции [6].

В связи с этим появляется необходимостью соотнесения приведенных положений с нормами ФЗ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 26 июля 2006 года № 135-ФЭ «О защите конкуренции» [7].

По интерпретации подпункта 2 части 1 статьи 5 ФЗ федеральные органы власти при осуществлении государственной политики и правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) в области семеноводства должны обеспечивать открытый доступ ко всем сведениям, по средствам размещения на официальных сайтах в сети «Интернет», тоже качается и ежегодной информации о состоянии семеноводства в РФ, но только в части не отнесенной к сведениям, составляющим государственную  тайну. Следует отметить, что это уже содержит коррупционные риски ввиду отсутствия законодательного закрепления понятия «состояние семеноводства на территории России» [8].

Согласно статьи 7 ФЗ, пункт 6, 7, 8 прописывается порядок оформления генетического паспорта на сорт или гибрид сельскохозяйственного растения. В утвержденную форму генетического паспорта вноситься следующая информация: наименование сорта или гибрида, класс, категория, вид, подвид, генотип, белковые и (или) ДНК-маркеры, идентифицирующие сорт семян. Сразу следует обратить внимание на то, что паспортизация сортов по белковым и ДНК-маркерам не всегда возможна, а иногда попросту и невозможна. Это относиться в первую очередь к ГМО второго типа, так как, к примеру, у перекрестно-опыляемых растений сорт – это группа генетически неоднородных растений, но со сходными морфологическими признаками.

В статье 20 части 4 ФЗ стати 20 сказано, что только Правительство РФ устанавливает порядок определения наличия в семенах ГМО, но как известно, в самих семенах наличие ГМО в принципе невозможно, согласно расшифровке понятия генно-инженерно-модифицированного организма, закрепленного в статье 2 Федерального закона от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», генно-инженерно-модифицированный организм это организм или несколько организмов, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно – инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов [9].

Здесь следует отметить тот факт, что в семенах может содержаться не ГМО, а генно-инженерный материал или генно-модифицированные источники.

Согласно статьи 50 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в РФ возделывание и разведение растений и животных, у которых изменена генетическая программа с использованием генной инженерии, и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением выращивания и разведения таких растений и животных при проведении экспертиз и научно- исследовательских работ – запрещено[10].

Согласно статье 16 ФЗ пункта 7 части 9, во ФГИС «Семеноводство» вноситься информация об объемах партий семян, которые используются для собственных целей – пищевых, кормовых и технических целей. Сбор, такого рода информации, представляется необоснованным в виду очень больших объемов и как следствие, получению неполной и недостоверной информации.

В статье 29 ФЗ закрепляется понятие – институт анализа рисков, однако это понимание не раскрыто в полной и понятной форме. Это может стать причиной для формирования административных барьеров, повышения коррупционных составляющих и различного рода злоупотреблений.

В статье 4 части 3 ФЗ прописано положение, по которому партии семян несоответствующие нормативно-технической документации по показателям сортовых и посевных качеств, подлежат уничтожению, хотя более рациональным является разработка дополнительных подзаконных актов, согласно которым, такие партии семена подлежат переводу в более низкую категорию семян или категорию семян на товарные цели. Любое уничтожение имущества (каковым здесь являются семена) без решения суда нарушает гарантированные Конституцией РФ права собственников (статья 35 Конституции Российской Федерации) [11].

Новый Федеральный закон “О семеноводстве” N 454-ФЗ был подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2021 г. Настоящий ФЗ вступит в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением частей 6, 7 и 8 статьи 20, которые в свою очередь, вступают в силу с 1 сентября 2024 года. Предлагается признать утратившими силу Федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ “О семеноводстве” и ряд положений законодательных актов.

Все спорные моменты новой версии закона будут призваны устранить принимаемые сегодня подзаконные акты, положения, инструкции и рекомендации, ответственность за их разработку ложиться целиком и полностью на Министерство сельского хозяйства РФ, которое в свою очередь совместно с заинтересованными профильными подведомственными органами, должно устранить существующие противоречия, путем принятия и утверждения, дополнительных нормативно-правовых документов в области семеноводства.

Список источников

  1. Перечень поручений по итогам встречи с представителями общественности в Адыгее (утв. Президентом РФ 04.03.2020 N Пр-434). [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347144/ (дата обращения: 05.05.2022).
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии 31.01.2018 № 18 “О перечне документов, содержащих сведения о сортовых и посевных (посадочных) качествах семян сельскохозяйственных растений, взаимно признаваемых государствами – членами Евразийского экономического союза при обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза” [Электронный ресурс]. Доступ https://fsvps.gov.ru/ru/fsvps/laws/7582.html (дата обращения: 16.05.2022).
  3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) “О техническом регулировании” (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021). Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия. [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 16.05.2022).
  4. Официальный сайт ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» [Электронный ресурс]. Доступ https://rosselhoscenter.ru/index.php/semenovodstvo (дата обращения: 20.05.2022)
  5. Федеральный закон “О семеноводстве” от 17.12.1997 N 149-ФЗ (последняя редакция). Статья 21. Заготовка, обработка, хранение и использование семян [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17121/ (дата обращения: 25.05.2022)
  6. Федеральный закон “О коммерческой тайне” от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция). Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации [Электронный ресурс]. Доступ https://docs.cntd.ru/document/901904607 (дата обращения: 25.05.2022).
  7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. Доступ https://base.garant.ru/12148517/ (дата обращения: 08.06.2022).
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2454 «Об утверждении Правил оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, подготовки, рассмотрения доклада о достижении целей введения обязательных требований и принятия решения о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, или о проведении оценки фактического воздействия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования». [Электронный ресурс]. Доступ http://government.ru/docs/all/132045/ (дата обращения: 08.06.2022).
  9. Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ “О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности” (с изменениями и дополнениями). Статья 2. Основные понятия. [Электронный ресурс]. Доступ https://base.garant.ru/10135402/ (дата обращения: 08.06.2022).
  10. Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция). Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия. [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 19.05.2022).
  11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Статья 35. [Электронный ресурс]. Доступ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.05.2022).

References

  1. List of instructions following the results of the meeting with public representatives in Adygea (approved by the President of the Russian Federation on 04.03.2020 N Pr-434). [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347144/ (date of reference: 05.05.2022).
  2. Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission 31.01.2018 No. 18 “On the list of documents containing information on varietal and sowing (planting) qualities of seeds of agricultural plants mutually recognised by member states of the Eurasian Economic Union when circulating seeds of agricultural plants within the Eurasian Economic Union”. [Electronic resource]. Access: https://fsvps.gov.ru/ru/fsvps/laws/7582.html (date of reference: 16.05.2022).
  3. Federal Law dated 27.12.2002 N 184-ФЗ (ed. from 02.07.2021) “About technical regulation” (with amendments and additions, in force since 23.12.2021). Article 21. Voluntary confirmation of conformity. [Electronic resource]. Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (date of handling: 16.05.2022).
  4. Official website Federal State Budgetary Institution “Russian agricultural centre”. [Electronic resource]. Access: https://rosselhoscenter.ru/index.php/semenovodstvo (date of access: 20.05.2022).
  5. Federal law “About seed production” dd 17.12.1997 N 149-ФЗ (last edition). Article 21. Preparation, processing, storage and use of seeds [Electronic resource]. Access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17121/ (date of accession: 25.05.2022).
  6. Federal law “About commercial secrets” dd 29.07.2004 N 98-ФЗ (last edition). Article 4 – Right to classify information as trade secret and ways of obtaining such information [Electronic resource]. Access https://docs.cntd.ru/document/901904607 (date of reference: 25.05.2022).
  7. Federal law of July, 26, 2006 № 135-FZ “About competition protection” (with amendments and additions). [Electronic resource]. Access: https://base.garant.ru/12148517/ (date of reference: 08.06.2022).
  8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2454 dated 31 December 2020 “On Approval of the Rules for Assessing the Application of Mandatory Requirements Contained in Regulatory Legal Acts, Preparation and Consideration of a Report on Achieving the Goals of Introducing Mandatory Requirements and Making a Decision on Extending the Effect of a Regulatory Legal Act Establishing Mandatory Requirements or on Assessing the Actual Impact of a Regulatory Legal Act Establishing Mandatory Requirements”. [Electronic resource]. Access http://government.ru/docs/all/132045/ (date of reference: 08.06.2022).
  9. Federal Law dated July 5, 1996 № 86-FZ “On state regulation in the field of genetically engineered activity” (as amended and supplemented). Article 2 – Basic notions. [Electronic resource]. Access: https://base.garant.ru/10135402/ (date of access: 08.06.2022).
  10. Federal Law On Environmental Protection from 10.01.2002 N 7-FZ (last edition). Article 50. Protection of environment from negative biological impact. [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (date of reference: 19.05.2022).
  11. Constitution of the Russian Federation (adopted by nationwide voting on 12.12.1993 with amendments approved by nationwide voting on 01.07.2020). Article 35. [Electronic resource]. Access http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (date of access: 20.05.2022).

Для цитирования: Клименков Ф.И., Градсков С.М., Мишанова Е.В., Клименкова И.Н., Федеральный закон «О семеноводстве» № 454-ФЗ от 30 декабря 2021 г. Новые административные барьеры в области семеноводства // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-47/

© Клименков Ф.И., Градсков С.М., Мишанова Е.В., Клименкова И.Н., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.