Московский экономический журнал 6/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 343.98; 349.41

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_349

ЛЕСА РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

FORESTS OF RUSSIA AND PROBLEMS OF THEIR USE

Конокотин Н.Г., профессор кафедры земельного права, д.э.н., ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва, konokotinng@mail.ru

Конокотин Д.Н., доцент кафедры земельного права, к.ю.н., ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва, dmitry27@mail.ru

Фаткулина А.В., доцент кафедры земельного права, к.т.н., ФГБОУ ВО ГУЗ, г. Москва, fatkulina_ecology@mail.ru

Konokotin N.G., Professor, Doctor of Economics? State University of Land Use Planning, Moscow, konokotinng@mail.ru

Konokotin D.N., Associate Professor, Ph.D.,

State University of Land Use Planning, Moscow, dmitry27@mail.ru

Fatkulina A.V., Associate Professor, Ph.D., State State University of Land Use Planning, Moscow, fatkulina_ecology@mail.ru

Аннотация. В статье дается краткий обзор состава лесов Российской Федерации по видам и районам размещения. Рассмотрены основные виды использования лесов и доходность лесного фонда при современной системе управления лесными землями. Затронут вопрос совершенствования правового регулирования рационального использования лесов в России, вопросы цифровизации лесной отрасли. Дается краткий обзор стратегии развития лесного комплекса. Проведен анализ нововведений лесного законодательства и направление его развития, а также отдельные проблемы его совершенствования.

Abstract. The article gives a brief overview of the composition of the forests of the Russian Federation by types and areas of placement. The main types of forest use and profitability of the forest fund under the modern system of forest land management are considered. The issue of improving the legal regulation of the rational use of forests in Russia, the issues of digitalization of the forest industry were touched upon. A brief overview of the development strategy of the forest complex is given. The analysis of innovations in forest legislation and the direction of its development, as well as individual problems of its improvement, is carried out.

Ключевые слова: лес, лесной фонд, лесной участок, лесное право, рациональное использование, лесопользование, ответственность

Keywords: forest, forest fund, forest area, forest law, rational use, forest management

Леса России — это ее уникальное богатство. Они занимают примерно половину территории нашей страны и составляют примерно четверть всех мировых запасов древесины. Основные лесообразующие породы в лесном фонде Российской Федерации: лиственница, сосна, ель, кедр, дуб, бук, береза, осина (табл.). Они занимают более 90% земель, покрытых лесной растительностью. Прочие древесные породы (груша, каштан, орех грецкий, орех маньчжурский и др.) – менее 1% земель, остальная площадь – кустарники (кедровый стланик, береза кустарниковая и др.). Территория, на которой располагается лесная растительность, раскинулась от Арктики до южных границ Российской Федерации.

Основное распространение лесной растительности попадает на территории где температура, в июле месяце, превышает отметку в десять градусов по Цельсию. И при этом присутствует достаточное увлажнение. К таким территориям относятся, например, Сибирский Дальневосточный, а также Северо-Западный федеральный округ.

Ценность и виды российских лесов также разнообразны. Одними из распространённых пород является лиственница сосна и ель. Хвойные породы занимают примерно восемьдесят процентов площади всех лесов России. При этом половина этих лесов являются либо спелыми, либо перестойными лесами.

Хвойные леса делятся на темнохвойные и светлохвойные. К темнохвойным относятся ель, пихта, кедр. Такие леса распространены в районах с умеренно холодным и влажным климатом. Территории на которых располагаются эти леса находятся в тайге Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, в горах Кавказа, Урала, Сихотэ-Алиня, в некоторых частях Алтая и Саян. Больше половины площади темнохвойной тайги занимают еловые леса.

К светлохвойным относятся сосновые и лиственничные леса. В светлохвойных лесах основными лесообразующими породами являются лиственница сибирская и даурская, сосна обыкновенная. Лиственничные леса господствуют в Средней и Северо-Восточной Сибири, Прибайкалье, Забайкалье. Сосновые леса распространены от Белого моря до низовий Дона, от западных границ до Центральной Якутии и Алданского нагорья.

Из широколиственных пород в лесах России представлены: дуб, липа, клён, ясень, вяз, граб, бук и др. Преобладают дубравы, дубово-липовые и липовые леса. На Кавказе и в Калининградской области встречаются буковые леса.

Более половины всех лесов России произрастает на вечномерзлотных почвах (Сибирь и Дальний Восток) в условиях сурового климата, что определяет их низкую продуктивность. Лишь 45% площади лесов представляет интерес и доступно для эксплуатации, но преобладающая их часть – на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали – значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение прошлого столетия.

К сожалению, в России заготовка древесины в большинстве случаев осуществляется в лесах где древостои имеют естественное происхождение. А доступные леса подпадают под категорию вторичных, которые по породному составу (береза и осина) не представляют большого интереса для лесной промышленности.

Лесозаготовительная отрасль страны довольно долго была убыточной из-за ежегодного увеличения плеча вывозки и ухудшения качества древесины, незаконных рубок, небрежного отношения к лесовосстановлению. В результате получалась высокая себестоимость конечной продукции всех отраслей лесопромышленного комплекса, ее низкая конкурентоспособность на внешнем рынке.

В настоящее время ситуация с лесным фондом хоть и остается сложной, но и имеются некоторые тенденции к улучшению. Например, по данным за 2019 год в казну перечислено 52,8 млрд рублей за пользование лесами, а расходы федерального бюджета на лесное хозяйство составили 34,7 млрд рублей. Такие данные приводит Рослесинфорг. В том числе 36,5 млрд рублей оказались в федеральном бюджете, а 16,3 млрд рублей – в региональных. [7]

Например, Рослесинфорг сравнивая доходную и расходную части лесных бюджетов регионов СФО пришел к выводу, что “Окупаемость достигнута лишь в четырех. Сильнее всего доходы от использования лесов превысили расходы на ведение лесного хозяйства в Томской области — 77%, далее расположились Иркутская область ­— 40%, Кемеровская область — 34% и Красноярский край — 10%. В целом, по лесной доходности СФО занимает по стране второе место, уступив лишь СЗФО. Там в этом году регионы принесли в казну страны почти 19 млрд рублей. Всего по стране лесной доход составил в 2021 году 73,8 млрд рублей”, — уточнил директор Рослесинфорга Павел Чащин. [8] Возникает вопрос –почему в разных субъектах цифры доходов и расходов на лесную отрасль могут серьезно различаться? Такая разница в цифрах обусловлена многими факторами такими как: климат; уровень развитие инфраструктуры; освоенность территории; наличие лесов, в том числе пригодных для использования и т.д.

Что касается данных на январь 2022 год, по данным Федерального казначейства доходы федерального бюджета от лесной отрасли в январе 2022 года выросли приблизительно на 15%, а в то же время расходы – на 34%.

И составили, 2,7 миллиарда рублей (платы за использование лесов)– это на 15,1% больше, чем в январе 2021 года. Расходы федерального бюджета на лесное хозяйство на январь 2022 года составили 3,2 миллиарда рублей – на 33,8% больше, чем в январе 2021 года.

Увеличение доходов, по всей видимости, в основном объясняется большей собираемостью платы за использование лесов и (или) ликвидацией задолженности – поскольку ставки платы за заготовку древесины увеличились всего на 4% по сравнению с уровнем прошлого года.

Увеличение расходов, по всей видимости, связано с выделением новой линии субвенций – на охрану лесов от пожаров, и с тем, что значительная часть лесопожарных средств доведена до регионов заранее. [9]

Мировая практика добычи древесины в последнее время отходит от использования естественно растущих лесов. Заготовка древесины происходит в интенсивно выращиваемых лесах, которая, в свою очередь, постепенно заменяется на добычу древесины на лесных плантациях. В Российском законодательстве, вопрос лесных плантаций регулируется статьей 41 Лесного кодекса РФ. Законодатель допускает образование плантаций и за пределами земель лесного фонда и рассматривает такую деятельность как предпринимательскую.

В целом при рассмотрении вопроса об эффективном рациональном использовании лесов России невозможно не учитывать такую составляющую как нормативно правовое регулирование. В последнее время законодатель серьезно озаботился вопросами рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда. Осознание важности развития лесной отрасли видно из принятой стратегии развития лесного комплекса до 2030 года утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 312-р. Основой для стратегии послужили: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Поручение Президента Российской Федерации от 06.11.2020 № Пр-1816; План мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утв. Правительством Российской Федерации от 01.10.2020 № 9282п-П11.

В рамках реализации стратегии планируется принятие ряда нормативных правовых актов по совершенствованию лесного и земельного законодательства, а также проведение различных мероприятий, направленных на совершенствование лесной отрасли.

Среди подобных мероприятий выделяется направление на цифровизацию лесной отрасли, развитие инфраструктуры (в частности транспортной доступности), совершенствования лесообрабатывающего комплекса борьба с незаконной рубкой и незаконным оборотом древесины.

Незаконная добыча древесины является давнишней и серьезной проблемой. В законодательстве закреплена ответственность как уголовная, так и административная. В Уголовном кодексе предусматривается ответственность как за незаконную рубку лесных насаждений в значительном размере ст.260 УК РФ, так и 191.1 УК РФ предусматривающая ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины. Наличие статьи 191.1 в Уголовном кодексе дополнительно усиливает эффективность борьбы с незаконной заготовкой древесины. Эта статья может применятся и в том случае если лицо было привлечено не к уголовной ответственности, а привлечено к административной ответственности по статье 8.28 за незаконную рубку либо повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан. За подобные нарушения, предусмотренные данными статьями, штрафов в 2020 году было взыскано на сумму 2,2 млрд рублей.Это показывает, что даже наличие серьезных штрафов не останавливают нарушителей от противоправных действий.

Наличие только штрафных санкций не поможет избавится от незаконного оборота древесины и пиломатериалов.  Цифровизация это один из компонентов, призванных бороться с нарушением лесного законодательства.

Еще в 2013 году В Лесной кодекс РФ Федеральным законом от 28.12.2013 N 415-ФЗ были введены глава 2.1 «Учет и маркировка древесины»;глава 2.2. Транспортировка древесины, хранение, производство продукции переработки древесины  и учет сделок с ними; глава 2.3 Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней. Нормы этих глав продолжают свое развитие до сих пор. С января 2022 года в соответствии со ст.50.4 ЛК РФ бумажные сопроводительные документы не действительны. И для перевозки необходимо оформлять электронный документ.  Чтобы сформировать такой документ и QR-код для транспортировки древесины, предприниматели теперь обязаны будут использовать мобильное приложение, которое называется ЛесЕГАИСmobile. [10]

Этим способом планируется добиться большей прозрачности процесса от добычи древесины до финальной стадии. Под контролем окажется как транспортирование древесины, так и ее хранение, и заготовка. Указанные меры таким образом будут способствовать пресечению нарушения лесного законодательства.

Не маловажными являются изменения в законодательстве касающиеся такой важной процедуры как лесоустройство. Принятый Федеральный закон от 02.07.2021 N 304-ФЗ (ред. от 26.03.2022) призван внести в Лесной кодекс и Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” изменения с целью совершенствования процедуры лесоустройства. В частности на законодательном уровне закреплена за лесоустройством функция информационной основы для ведения лесного реестра, оценки лесов и их инвентаризации. Лесоустроительная документация получила статус первоисточника сведений о лесах, об их количестве и качестве. В дальнейшем при развитии цифровизации ожидается переход всех соответствующих документов лесоустройства в электронную форму. Законом предусматривается, что лесоустройство проходит в отношении всех лесов лесного фонда с определенной периодичностью в зависимости от видов лесов. Урегулированы полномочия заказчиков и исполнителей лесоустроительных работ, а также введены квалификационные требования к лицам выполняющим работы по лесоустройству.

Изменения коснулись и разграничения полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере лесоустройства, в частности установления границ лесничеств.

Говоря о совершенствовании управления лесным фондом нельзя не упомянуть попытку принятия нового Лесного кодекса. Такой проект был внесен в Государственную Думу 16.02.2022 года. под номером  № 72794-8.

Авторы предполагали, что предлагаемое введение лицензий, а также применение лицензионных соглашений и договоров доверительного управления помогут решить проблему эффективности лесовосстановительных работ, поскольку заготовители будут заключать их на более долгие сроки, чем договоры аренды. [11]

Однако обозначились и сомнения в целесообразности использования модели доверительного управления лесным участком. В любом случае законопроект не получил поддержки в Правительстве из-за его серьезных недостатков и недоработки ряда важных вопросов, например, таких как оборот лесных участков.

Рассматривая вопросы использования лесов, в основном, в первую очередь, говорят и лесозаготовке хотя статья 25 Лесного кодекса РФ предусматривает довольно широкий спектр и более того позволяет считать этот перечень открытым. Условно добычу древесины можно считать основным видом лесопользования, а сбор ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. побочным видом лесопользования. Это отчасти справедливо поскольку и доход от побочного лесопользования не сопоставим с доходом от лесозаготовки: на первом месте 60 процентов дохода, на втором геологическая разведка; третье место приносит использование линейных объектов и лишь в конце сбор ягод, грибов, трав и т.д.

Конечно, современное использование лесов РФ не является идеальным и нуждается в серьезной работе. Огромное количество вопросов требуют решения в том числе и правового. Однако при решении проблем лесопользования в РФ следует учитывать, что излишний контроль государства над всеми процессами, избыток нормативно правовых актов (там где они действительно не требуются), постоянные запреты и ограничения плюс правовая безграмотность большой массы населения может привести к нежелательным последствиям и курьезам. В пример можно привести ФАН Федеральное агентство новостей (05 мая 2021) опубликовало новость что для сбора березового сока необходимо арендовать земельный участок, в том числе даже если сок вы собираете “для собственных нужд”. А прежде чем собирать грибы необходимо убедится в том что диаметр шляпки не менее положенной по закону. [12]

В итоге Министерству природных ресурсов и экологии РФ пришлось дать официальное заявление по поводу сбора грибов и берёзового сока. В котором было сказано ” Для граждан нет ограничений по сбору недревесных и пищевых лесных ресурсов, в том числе грибов и берёзового сока. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных и недревесных ресурсов.” [13]

Список источников

  1. Липски, С. А. О правовом обеспечении земельно-информационных систем / С. А. Липски // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2001. – № 2. – С. 162-170.
  2. Шуплецова, Ю. И. К вопросу об определении понятия “незаконная рубка лесных насаждений” / Ю. И. Шуплецова // Совершенствование лесного и смежного законодательства : Сборник материалов круглого стола, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 29 мая 2018 года / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. – Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО Юстиция, 2018. – С. 89-93
  3. Липски, С. А. О закреплении в законодательстве понятия рационального использования земель (земельного участка) / С. А. Липски // Российский журнал правовых исследований. – 2018. – Т. 5. – № 3(16). – С. 151-155.
  4. Липски, С. А. Проблема сопоставимости ведомственной отчетности о наличии и состоянии земель (на примере данных о землях лесного фонда)/С.А. Липски //Издательство “Ким Л.А.” 2019
  5. Шуплецова, Ю. И. Генезис прав и обязанностей граждан при использовании лесов для собственных нужд / Ю. И. Шуплецова // Журнал российского права. – 2021. – Т. 25. – № 5. – С. 132-145. – DOI 10.12737/jrl.2021.066.
  6. Шуплецова, Ю. И. Особенности правового регулирования использования лесов на землях различных категорий / Ю. И. Шуплецова // Журнал российского права. – 2020. – № 9. – С. 120-133. – DOI 10.12737/jrl.2020.111.
  7. https://rg.ru/2020/11/12/kakie-dohody-biudzhet-poluchaet-ot-rossijskih-lesov.html
  8. https://irkutsk.bezformata.com/listnews/godu-snizilis-do-4-95-mlrd-rubley/103985053/
  9. https://babr24.com/?IDE=225226
  10. https://bumprom.ru/news/otraslevye-novosti/rosleskhoz-prodolzhit-tsifrovizatsiyu-lesnogo-otrasli-v-2022-godu/
  11. https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/v-gosdumu-vnesen-proekt-novogo-lesnogo-kodeksa/
  12. https://riafan.ru/ 23349376- pravitel_stvo_rf_uzhestochilo _pravila_sbora_gribov_yagod_i_berezovogo_soka
  13. https://www.mnr.gov.ru/press/ news/ofitsialnoe_ zayavlenie_ minprirody_rossii_po_povodu_sbora_gribov_i_beryezovogo_soka/

References

  1. Lipski, S. A. O pravovom obespechenii zemel`no-informacionny`x sistem / S. A. Lipski // Izvestiya vy`sshix uchebny`x zavedenij. Geodeziya i ae`rofotos“emka. – 2001. – № 2. – S. 162-170.
  2. Shupleczova, Yu. I. K voprosu ob opredelenii ponyatiya “nezakonnaya rubka lesny`x nasazhdenij” / Yu. I. Shupleczova // Sovershenstvovanie lesnogo i smezhnogo zakonodatel`stva : Sbornik materialov kruglogo stola, Institut zakonodatel`stva i sravnitel`nogo pravovedeniya pri Pravitel`stve Rossijskoj Federacii, 29 maya 2018 goda / Institut zakonodatel`stva i sravnitel`nogo pravovedeniya pri Pravitel`stve Rossijskoj Federacii. – Institut zakonodatel`stva i sravnitel`nogo pravovedeniya pri Pravitel`stve Rossijskoj Federacii: OOO Yusticiya, 2018. – S. 89-93
  3. Lipski, S. A. O zakreplenii v zakonodatel`stve ponyatiya racional`nogo ispol`zovaniya zemel` (zemel`nogo uchastka) / S. A. Lipski // Rossijskij zhurnal pravovy`x issledovanij. – 2018. – T. 5. – № 3(16). – S. 151-155.
  4. Lipski, S. A. Problema sopostavimosti vedomstvennoj otchetnosti o nalichii i sostoyanii zemel` (na primere danny`x o zemlyax lesnogo fonda)/S.A. Lipski //Izdatel`stvo “Kim L.A.” 2019
  5. Shupleczova, Yu. I. Genezis prav i obyazannostej grazhdan pri ispol`zovanii lesov dlya sobstvenny`x nuzhd / Yu. I. Shupleczova // Zhurnal rossijskogo prava. – 2021. – T. 25. – № 5. – S. 132-145. – DOI 10.12737/jrl.2021.066.
  6. Shupleczova, Yu. I. Osobennosti pravovogo regulirovaniya ispol`zovaniya lesov na zemlyax razlichny`x kategorij / Yu. I. Shupleczova // Zhurnal rossijskogo prava. – 2020. – № 9. – S. 120-133. – DOI 10.12737/jrl.2020.111.
  7. https://rg.ru/2020/11/12/kakie-dohody-biudzhet-poluchaet-ot-rossijskih-lesov.html
  8. https://irkutsk.bezformata.com/listnews/godu-snizilis-do-4-95-mlrd-rubley/103985053/
  9. https://babr24.com/?IDE=225226
  10. https://bumprom.ru/news/otraslevye-novosti/rosleskhoz-prodolzhit-tsifrovizatsiyu-lesnogo-otrasli-v-2022-godu/
  11. https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/v-gosdumu-vnesen-proekt-novogo-lesnogo-kodeksa/
  12. https://riafan.ru/ 23349376- pravitel_stvo_rf_uzhestochilo _pravila_sbora_gribov_yagod_i_berezovogo_soka
  13. https://www.mnr.gov.ru/press/ news/ofitsialnoe_ zayavlenie_ minprirody_rossii_po_povodu_sbora_gribov_i_beryezovogo_soka/

Для цитирования: Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В. Леса России и проблемы их использования // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-19/

© Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.