http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 6/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 6/2020

УДК
 334.7

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10456

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ЦЕЛЕВЫМИ ПАРАМЕТРАМИ КАЧЕСТВА ЗЕРНА

THEORETICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF THE TARGET QUALITY PARAMETERS OF GRAIN

Марченко
Алексей Викторович,
кандидат экономических наук, доцент
кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный
аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Marchenko A.V.,  alex100001@yandex.ru

Аннотация. В
статье рассмотрены вопросы связанные с управлением качеством зерна на всех
этапах его производства. Представлено целевое назначение зерна, основные
показатели качества, которые являются важными для разных целевых групп
потребителей. Проведен анализ мероприятий, направленных на повышение
количественно-качественных показателей качества зерна в разрезе базовых функций
управления. Представлены маркетологические мероприятия, а также внутренние и
внешние управляемые и не управляемые факторы, позволяющие влиять на качество
зерна.

Summary.
 The article deals
with issues related to grain quality management at all stages of its
production. The purpose of grain, the main quality indicators that are
important for different target groups of consumers are presented. The analysis
of measures aimed at improving the quantitative and qualitative indicators of
grain quality in the context of basic management functions is carried out.
Marketing activities are presented, as well as internal and external controlled
and non-controlled factors that can influence the quality of grain.

Ключевые слова: качество, зерно, управление, факторы, потребители, стратегии.

Keywords:
quality, grain, management, factors, consumers, strategies.

Производство
зерновой продукции хозяйствующими субъектами, должно быть ориентировано на
целевую группу потребителей, которые предъявляют определенные требования к
сырью или зерновой продукции разной степени переработки, исходя из того, для
каких нужд будет использована данная продукция и какие требования предъявляет к
ней конечный потребитель.

Управляя,
можно воздействовать на ряд управляемых параметров, посредством которых можно
менять показатели качества, что влияет на цену реализации, стоимость, расширяет
рынки реализации, а также оптимизирует затраты, связанные с производством
зерновой продукции, в том числе, если она используется на
внутрипроизводственные цели.

Целевое
производство зерна, в зависимости от наличия рынков сбыта и специализации
предприятия может быть следующим:

  • продовольственным;
  • кормовым;
  • техническим;
  • семенным.

В
зависимости от целевого назначения, показатели качества зерна, имеют
принципиальные отличия и даже ограничительные кондиции, по таким показателям,
как влажность и уровень засоренностью сорной, минеральной примесью, а также
зараженность, могут отличаться.

На
примере зерна мягкой яровой пшеницы, можно проанализировать требования,
предъявляемые предприятиями, использующими его в виде сырья, для производства
продукции разной глубины переработки.

Так,
например, продовольственное зерно пшеницы имеет широкий спектр применения.
Поэтому, производство его для получения конечного зерномучного продукта, такого
как крупа, печенье, вафли, макаронные изделия, печеный хлеб, предъявляет к
зерну, а, следовательно, и к технологии его производства разные требования.

Так,
например, для производства печеного пшеничного хлеба, предъявляются требования
к высокому содержанию и качеству клейковины, от которой зависит подъемная сила
муки, качество хлеба, включая его внешний вид, форму и вкусовые показатели.

При
этом, если для производства печеного хлеба требуется сильная клейковина, то для
производства печенья и вафель, сила клейковины не должна быть высокой. Для
производства макаронных изделий и круп учитываются такие показатели качества
как выполненность зерна и его стекловидность.

К
кормовому зерну предъявляются другие требования качества. В отличии от
продовольственного, кормовое зерно должно иметь повышенные питательные
(кормовые свойства), к которым относят содержание в нем кормовых единиц и
переваримого протеина. Содержание клейковины, стекловидность и натурная масса
значения не имеют.

Исходя
из этого, экономически не выгодно, производя зерно с высоким содержанием  клейковины использовать его на кормовые цели.
Однако, в условиях ограниченных возможностей сбыта в лице заготовительных и
зерноперерабатывающих предприятий, многим предпринимателям приходится
использовать высококачественное зерно в кормовых целях.  

С
целью управления свойствами зерна, используемого на технические цели, такие как
выработка крахмала, спирта, получение солода для выработки пива, необходимо
учитывать то, что в отличии от продовольственного и кормового, необходимо
ориентироваться на довольно узкий и специализированный сегмент рынка,
предъявляющий жесткие оценочные параметры качества к приобретаемому зерновому
сырью.

Семенное
зерно, как важнейший производственный ресурс,  отличается радом принципиальных показателей
качества от продовольственного, кормового и зерна, используемого на технические
нужды.

Помимо
сортовых особенностей в разрезе культур, высокие требования предъявляются к чистоте,
выполненности, а также дружности и энергии прорастания. Поэтому, управление
качеством семян осуществляется на всех его этапах, включая комплекс
агробиологических и технологических факторов при его производстве, в процессе
сушки, подработки, а также хранения. Сорт и класс семенного зерна влияет на его
ценность и цену предложения. 

Зачастую,
соблюдая комплекс агротехнологических приемов производства семенного зерна в
период от посева до уборки и при этом, нарушая режимы сушки или хранения,
безвозвратно переводит его в более низкую потребительскую ценность в виде
технического, а, зачастую, кормового зерна. Поэтому, специалистам хорошо
известно, что  управление
агротехнологическими процессами при производстве семенного зерна, более
ответственное и трудоемкое, нежели продовольственного и кормового.

Для
повышения ценностных свойств зерновой массы, необходимо  широко применять ее смесительную способность.
Зерно не однородно технологическим и другим, в том числе и хлебопекарным свойствам.
Одна партия зерна может иметь высокое содержание клейковины, а другая партия с
низким содержанием.

Смешивая
в определенной пропорции две или более партии зерна с разными свойствами, можно
добиться целевых свойств в формируемой партии. Это является немаловажным
условием ресурсосбережения и повышения прибыли.

Управление количественно-качественными свойствами зерна можно осуществлять посредствам  базовых функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация и контроль (табл. 1).

Маркетологический
подход при управлении качеством зерна на уровне сельскохозяйственного
предприятия, реализуется в большей степени через товарную политику и стратегию
и в определенной степени через ценовую.

Товарная
политика и стратегия на уровне предприятия, может рассматривать качество зерна
через совокупность целевых проектных решений, позволяющих разработать качество,
как совокупность свойств и характеристик, максимально полно удовлетворяющих
потребностей целевых групп потребителей, в конкретный период времени. При этом,
учитываются затраты, связанные  с
управлением количественно-качественных параметров управляемого объекта.

Ценовые
стратегии выстраиваются на том, что качество зерна во многом влияет на его
целевое использование, а, следовательно и на возможную цену реализации. Для
этого необходимо иметь достаточную информацию по бизнес-аналитике для того,
чтобы учитывать цены на том или ином сегменте рынка и проектировать для этого
качество зерна.

Все
факторы, которыми приходится управлять при производстве зерна на всех
технологических этапах, можно подразделить на управляемые, частично управляемые
и не управляемые, которые, в свою очередь, можно подразделить на внутренние и
внешние.

К
управляемым факторам при производстве зерна, относятся  элементы системы земледелия, такие как
система севооборотов, машин и обработки почвы, система семеноводства и
удобрений, защиты растений и т.д. Более комплексно управление качеством зерна
реализуется через факторы системы растениеводства, то есть через ее
техническую, технологическую и организационно-экономическую составляющую.

К
частично управляемым и не управляемым факторам, влияющим на
количественно-качественные параметры при производстве зерна, относится система
стандартов, применяемых при оценке качества зерна, а также перечень почвенных и
климатических факторов той местности, в которых осуществляется производственная
деятельность аграрного предприятия.

Литература

1.
Давлетов И.И. Оценка плодородия почв и эффективности производства зерна в
Пермском крае // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №3. – С. 381-384.

2.
Зубарев, Ю. Н., Фалалеева Л. В., Черкашин А. Г. Влияние приема предпосевной
обработки на урожайность яровых зерновых культур в среднем Предуралье //
Пермский аграрный вестник. 2018. – № 2(22). – С. 106-112.

3.
Кошелева, Т.В. Агромаркетинг: теория и практика применения //Московский
экономический журнал. 2016. – №3

4.
Ленточкин А. М. Оценка состояния посевных площадей зерновых культур // Пермский
аграрный вестник. – 2018.-  № 4(24)
–  С. 55-62.

5.
Лыжин Д. Н. Органическое сельское хозяйство в контексте стратегии зелёного
роста // Биоэкономика и экобиополитика. – 2016. – №1. – С. 9-16.

6.
Медведев П.В., Федотов В.А., Бочкарева И.А. Комплексная оценка потребительских
свойств зерна и продуктов его переработки // Международный научно-исследовательский
журнал. – 2015. – № 7(38). С. 77– 80.

7.
Медведев П.В., Федотов В.А., Бочкарева И.А. Управление качеством продуктов
переработки зерна и зерномучных товаров// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия
«Процессы и аппараты пищевых производств». – 2016. -№1. С.61-69.

8.
Свечникова Т.М. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности Пермского
края // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №3. – С. 1081-1084.