Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 330-16 (336,7)

Bezymyannyj-12

МОДЕЛЬ СБЕРЕГАТЕЛЬНО – ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ПАРАДИГМЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРЫ

MODEL SAVINGS AND INVESTMENT BEHAVIOR OF HOUSEHOLDS IN THE PARADIGM OF TRADITION AND CULTURE

Махмадмуродов Д.Х. аспирант кафедры финансы и кредит Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета, daleri89@mail.ru

В работе рассматривается связь между культурой, сбережениями и инвестициями. В последнее время исследователи разошлись во мнениях, одни считают, что культура  влияет на сбережения и инвестиции, а другие, наоборот, не нашли никаких связей между ними. Используя традиционно-религиозные показатели склонности к сбережению, можно дать определение, какие культурные механизмы воздействует на сберегательно –инвестиционное поведение. Результаты исследования показали, что благодаря многочисленным традиционным обрядам домашние хозяйства сберегают в краткосрочном периоде, что отрицает модель жизненного цикла Ф. Модильяни. А также в работе более глубоко рассмотрена структура инвестиций домашних хозяйств и предложена модель инвестиционного поведения домашних хозяйств в парадигме культуры и традиций.

This paper examines the relationship between culture, savings and investment. In recent years, researchers have disagreed, some believe that culture affects savings and investment, while others found no relationships between them. Using traditional religious indicators of the propensity to saving, you can define what cultural mechanisms impact on savings and investment behavior. The results of the study showed that thanks to the numerous traditional rites households save in the short term that denies the life-cycle model F. Modigliani. As well as in the more deeply the structure of household investments and the proposed model of investment behavior of households in the paradigm of culture and traditions.

Ключевые слова: сбережения, инвестиции, домашнее хозяйство, культура, реальные и моральные инвестиции.

Key words: savings, investment, household, culture, the real and moral investment.

Домохозяйство представляется одним из основных хозяйствующих субъектов, чье экономическое поведение влияет на экономическое развитие страны в целом. Понимание природы поведения сбережений домашних хозяйств имеет решающее значение в разработке политики для поощрения накоплений и инвестиций. С учетом различий в экономической ситуации в разных странах должны быть существенные различия в поведении домохозяйств.

Сбережения домохозяйств базируются на двух основных гипотезах:  сбережения как линейная функция дохода Кейнса [1] и гипотеза постоянного дохода Фридмана  [2]. Эта гипотеза отличает постоянный и временный компоненты дохода как детерминанты сбережений. Постоянный доход определяется с точки зрения давно ожидаемых доходов за период планирования, и устойчивый уровень потребления сохраняется в течение всей жизни с учетом нынешнего уровня благосостояния. Транзиторный доход – это разница между фактическим и постоянным доходом , с частных лиц предполагается не потреблять из этой категории дохода, предельная склонность к сбережению на лицевой доход будет единична.

В последующих работах основное внимание уделяется обеспечению безопасности, сохранению жизненного цикла или сбережению пенсионных накоплений, а также сбережению на завещание [3]. Дополнительный сберегательный  мотив, а именно мотив «Авансовый платеж» был добавлен Браунингом и Лусардом [4].

Большинство из этих мотивов были включены в модель жизненного цикла [5,2]. Ранние версии этой теории объясняют  мотив  обеспечения старости как основной мотив сбережений: противодействие падению дохода при выходе на пенсию. В базовой версии модель жизненного цикла была расширена, чтобы включать и другие мотивы сбережений, прежде всего предупредительный мотив сбережений. В сбережения можно включить большую часть индивидуальных и совокупных накоплений богатства [6, 7]. Также добавили в модель долговечность риска и большие накладные расходы, которые могут возникнуть на различных этапах жизненного цикла, и другие причины для сбережений [8, 9]. Дальнейшее расширение модели жизненного цикла включает мотив жилья [10] и мотив по завещанию [11].

В последнее время исследования мотивов сбережений и инвестиций расширяются, добавляются новые мотивы в эмпирических исследованиях. В том числе влияние  культуры на сбережения и инвестиции исследуется многими  учеными. Но среди экономистов существуют разногласия об этом воздействии.  Некоторые предполагают, что сильное культурное влияние на сбережения утверждено эконометрическими выводами [12, 13, 14], но другие не нашли таких связей [15, 16]. Ученые, которые проводили исследования в обществе, где сохранены исторические традиционные ценности, выступают за культурное воздействие на сбережения, а  те, кто отрицают данного влияния, сделали свои выводы, работая  в среде, где часто не соблюдаются обычаи и традиции.

Многие экономисты считают, что культурный компонент, действительно, скорее всего, объясняет значительную часть дисперсии домохозяйств, семейные условия жизни [17, 18] и состав актива домохозяйства [19]. Доказательств о взаимосвязи между культурой и сберегательно -инвестиционным поведением домохозяйств, однако, по-прежнему мало, и они неубедительны. Мы намерены вернуться к этому вопросу, используя традиционное поведение  домохозяйств, которое обеспечивает точные показатели склонности к сбережению, а также относительно информации о культурном происхождении членов семьи и их предков. Будем опираться на результаты  нескольких исследований, чтобы более точно определить, какие культурные механизмы объясняют различное отношение к сбережениям и инвестициям разных семей.

Мы, следуя взглядам Гусио [20], которые определяют культуру как  ”те, привычные верования и ценности этнических, религиозных и социальных групп, которые передаются неизменными от поколения к поколению”, делаем акцент на ценности и убеждения, которые являются относительно стойкими во времени. Для того,чтобы выявить влияние культуры на сбережения, мы должны отделить его от экономических и институциональных факторов.

Теория сберегательно – инвестиционного  поведения домашних хозяйств подробно представлена в экономических статьях. Более сложным аспектам уделялось особое внимание в ряде  журнальных статей, но по большей части они были связаны с выяснением  тонких теоретических предположений и предоставлением исследовательской базы для очень ограниченного круга.  Более подробной модели инвестиционного поведения в рамках традиций переходящих от поколения к поколению не существует. Так как культура является понятием постоянным , то по-прежнему домашние хозяйства должны иметь ценности и убеждения их родной культуры. Поэтому  мы рассматриваем именно культурные каналы, которые связаны со сберегательно–инвестиционным поведением домашних хозяйств.

Целью исследования является разработка модели сберегательно- инвестиционного поведения домашних хозяйств при сохранности традиций,  переходе активов из поколения в поколение, обеспечении безопасности.

Объектом исследования становится сберегательно-инвестиционное поведение домашнего хозяйства. Основная гипотеза исследования заключается в том, что культура  через свои традиционные обряды и духовные наставления изменяет структуру сберегательно- инвестиционного поведения домашних хозяйств.

Результаты исследования.

Во всех экономических моделях: социальных, капиталистических, демократических, а также исламских,  домашние хозяйства делают накопления  по разным целям в определенное время.

12

Рис. 1. График формирования сбережений  в определенный период времени (сделано автором).

 В соответствии с рис. 1  сбережения (S) домохозяйств в период t0 – t1   формируются за счет неупотребления части доходов. Мотивы сбережений  в данный  период  делятся на – желательное приобретение  чего-либо, получение  образования и проведение культурных обрядов. Например, для того, чтобы купить автомобиль, дом и т.п., оплатить образование детей, провести национальные праздники и традиционные обряды приходится делать накопления. Если в период  t0 – t1 домашними хозяйствами используется одна цель сбережений, то в следующих периодах t1– t2, t2– t3 , ….. и tn-1– tn будут достигнуты другие, так по завершению определенных периодов положенные сберегательные средства  мобилизуются. В случае если размер накопленных сбережений домашних хозяйств в определенный период увеличится в стоимости от общих поставленных целей (S≥M1+M2+…Mn), то часть из сбережений после потребления останется на балансе домашних хозяйств. Часть потраченных сбережений, в большинстве случаев, специализируется на характере потребления, и, исходя из этого, в период t1 – t2 растет потребительский размер домашних хозяйств. Если в конце периода размер скопленных сбережений для поставленных целей недостаточен, в этом случае домашним хозяйствам приходится брать кредиты. После погашения кредитов в последующих периодах для разных целей в очередной раз хозяйства начинают скапливать сбережения. Таким образом, подобный цикл повторяется по несколько раз за всю жизнедеятельность домашних хозяйств (рис. 2) и переходит из поколения в поколение.

Из-за повторения циклов накопления и потребления глава хозяйства сталкивается с  трудностями. Так как в семьях, где много детей и чтут традиции и культуру, в конце каждого периода накопленные сбережения в полной мере используются для  осуществления поставленных целей, когда глава  выйдет на пенсию у него  не останется средств, и в старости он будет нуждаться. Получается, что во время пика своей работоспособности глава домашнего хозяйства не имеет возможности откладывать часть доходов для потребления в старости. Для него только его дети могут считаться долгосрочным капиталовложением. Но, сегодня, в наше время  демократизации общества разрушаются отношения между детьми и родителями.

Screenshot_1

Рис. 2. График трансформации сбережений для осуществления разных целей в определенный период жизни (сделано автором).

В соответствии с рис. 2 размер потребительских расходов (Ct) меняется в разных периодах, в некоторых расходы возрастают (Ct1), а в некоторых  держатся на  стабильной отметке. Сбережения в определенный период скапливаются, а в следующий подвергаются расходам, что отрицает жизненную модель Ф. Модильяни. Он убежден в том, что  глава домашнего хозяйства в период  своей трудоспособности накапливает сбережения, и после выхода на пенсию пользуется этими средствами. Итак, модель, построенная выше, не соответствует убеждениям Модильяни.

Чаще всего большая часть сбережений используется в целях потребления, и только малая в целях инвестиций. В тех странах, где финансовая система  развита и стабильна, общество хранит свои сбережения на расчетных счетах (банков, акционерных обществ). А в странах, где люди не доверяют финансовым структурам, сбережения хранятся дома «под подушкой» в виде иностранных валют или вкладываются в  что-то ценное, что можно всегда продать.

Ряд финансистов, которые опираются на показатели развитых стран, убеждены в том, что в долгосрочном периоде сбережения сравниваются с инвестициями, таково мнение и Дж. Кейн и Солоу:

S=I                (1)

Но, в краткосрочный период сбережения должны потребляться, потому что жизнедеятельность внутреннего предприятия зависит от  потребления.

S=D-C0  =>S=Ir+Ci   (2)

Где, D – доход домашнего хозяйства, C0 – изначальное потребление до сбережений, Ci– потребление за счет сбережений и Ir– реальные инвестиции.

В некоторых случаях также можно Ci считать инвестициями. В странах, где устойчивое развитие, действует формула – Ir>Ci, а в случае, когда уровень жизни низкий, показатель рождаемости  высок, а развитие финансовой системы неудовлетворительно,  показатель соответственный – Ir<Ci.

Далее,  опираясь на модель (1), рассмотрим состав инвестиций. Инвестиции домашних хозяйств (Ihh– Investmenthousehold) можно разделить на две группы: реальные инвестиции  (Ir-realinvestment ) и моральные (Im – moralinvestments).

Ihh=Ir+Im           (3)

К реальным инвестициям (Ir) можно отнести все возможные, которые могут дать ожидание будущей прибыльности  в виде излишества, и инвестор со всеми рисками вкладывает капитал с целью получения прибыли. Этот вид инвестиций направлен на улучшение текущего состояния инвестируемого субъекта.  В этом случае остаются интерес и цели инвестора, субъекты экономики также  получают выгоду от инвестирования. К реальным инвестициям можно отнести деятельность банков, фондовых, товарных, валютных бирж,  предпринимателей, домашних хозяйств и т.д.

Другая форма инвестиций – это моральные инвестиции (Im), они  не имеют определенной формы  доходности, похожи на прибыль, но направлены на  продолжительность жизни домашних хозяйств  в условиях современности. Цель таких инвестиций – не столько получение прибыли, сколько усовершенствование ценности других субъектов домашних хозяйств.

В свою очередь, моральные инвестиции делятся на социальные (Is– socialinvestment), инвестиции на человеческий капитал (Ihc – investmentinhumancapital) и духовные (Isp – spiritualinvestment).

Im=Ihc+Is+Isp         (4)

Инвестиции на человеческий капитал (Ihc) – это эффективное направление материальных и духовных средств на улучшение показателей качества человека. Для продуктивной работы  индивидуума необходимы – изучение науки, развитие интеллекта, обладание потенциалом, духовные качества, развитие интересов и т.д.

Социальные инвестиции (Is) – это направление финансово-материальных средств для обеспечения продолжительности жизни домашнего хозяйства и следования  моральным ценностям этого хозяйства. Для социального инвестирования главные расходы приходятся на проведение национальных церемоний (свадьбы, посмертные обряды и т.д.)

Духовное инвестирование (Isp)  нацелено на поддержку или  оздоровление  (помощь, благо) других индивидуумов. Этот вид инвестиций не нацелен на получение прибыли, это не главный его приоритет. Но, с точки зрения логического понимания считается полезным и имеет специфику самострахования. Человек, который инвестирует в благотворительнось, не ждет возврата своих инвестиций, однако существует вероятность, что в последующий период лицо, принявшее помощь,  сможет в ответ помочь ему . Этот вид инвестирования основывается  на доверии и отзывчивости людей.

В основном, в обществах разных стран моральное инвестирование в какой-то степени превалирует над реальным (Im>Ir). Но в  некоторых социумах с развитой  системой капиталовложений соотношение Ir к Im  выше  по отношению к обществам с неразвитой финансовой структурой, где соблюдают национальные традиции, и  соответственно на это  тратится много средств. То есть:

Screenshot_2

Общество, в котором есть возможность накопления  капитала, по причине нехватки трудовых резервов и снижения рождаемости имеет стремление к повышению морального инвестирования (Is). В противоположной  ситуации общество, нуждающееся в финансовых ресурсах, требует от домашнего хозяйства  кардинального снижения размера морального инвестирования и направления свободных материально-финансовых средств на реальные инвестиции.

Вывод. Таким образом, мы определили, что инвестиционное поведение домашних хозяйств имеет сильную зависимость от способа выживания и продолжительности жизненного цикла. Социальные и духовные инвестиции значительно влияют на реальные. Если не принимать это во внимание при исследовании экономического поведения домашних хозяйств невозможно оптимизировать трансформации сбережений в инвестиции.

В большинстве стран мира, используя эмпирические исследования ученых развитых стран, внедряется политика упорядочения финансового поведения домашних хозяйств. Но в соответствии с вышеизложенной моделью, не все эмпирические исследования соответствуют экономическому поведению  хозяйств. Поэтому,  при исследованиях каждому экспериментатору необходимо учитывать сберегательные, инвестиционные, традиционные и психологические аспекты поведения домашних хозяйств, иначе полученные данные не будут иметь значения. Такие исследования можно назвать  взаимовлияющим квадрантом факторов (сберегательный, инвестиционный, традиционный и психологический). Такого рода исследования в экономической сфере являются актуальными и требуют дальнейшей разработки. 

Республика Таджикистан является государством, где ощущается нехватка  финансовых средств. Поэтому в 2007 году в Таджикистане с целью снижения расходов семей на проведение национальных мероприятий принят Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан». В соответствии с этим законом, с целью  урегулирования расходов  была определена мера для каждого из обрядов домохозяйства. За очень короткий срок исполнение закона позволило снизить затраты на обряды на 20 – 40%.  Правительство Республики Таджикистан предполагало, что  после принятия закона объем реального инвестирования будет увеличиваться. Но реформы не повлияли  на этот процесс. У таджикских предпринимателей до сих пор остается вопрос: «Почему финансовые средства домашних хозяйств не трансформируются в реальные инвестиции?

Список используемой литературы

  1. Keynes, j. m. The General Theory of Employment, Interest and Money (New York: Harcourt, Brace & Co., 1936).
  2. Friedman, M. A Theory of the Consumption Function (Princeton, N. J.: Princeton University Press for the National Bureau of the Economic Research, 1957).
  3. Останин В. А. Накопительное страхование пенсий и экономическая безопасность домашних хозяйств //Фундаментальные исследования. – 2017. – №. 2.
  4. Browning, M. and Lusardi, A. (1996) “Household Saving: Micro Theories and Micro Facts”, Journal of Economic Literature, American Economic Association, 34(4), 1797-1855, December.
  5. Modigliani, F. and Brumberg, R. (1954) “Utility Analysis and the Consumption Function: An Interpretation of Cross-section Data”, in: J.H. Flavell and L. Ross (Eds.) Social Cognitive Development Frontiers and Possible Futures, Cambridge, NY: Univ. Press.
  6. Skinner, J. (1988) “Risky Income, Life-Cycle Consumption and Precautionary Saving”, Journal of Monetary Economics, 22, 237-255.
  7. Gourinchas, P. and Parker, J. (2002) “Consumption over the Life Cycle”, Econometrica, 70, 47-89.
  8. Palumbo, M. (1999) “Uncertain Medical Expenses and Precautionary Saving Near the End of the Life Cycle”, Review of Economic Studies, 66, 395-421.
  9. Hubbard, R., Skinner, J. and Zeldes, S. (1995) “Precautionary Savings and Social Insurance”, The Journal of Political Economy, 103(2), 360-399.
  10. Hayashi, F., Ito, T. and Slemrod, J. (1988) “Housing Finance Imperfections and National Saving: A Comparative Simulation Analysis of the U.S. and Japan”, Journal of Japanese and International Economies, 2, 215-238.
  11. Hurd, M., Michaud, P. and Rohwedder, S. (2012) “The Displacement Effect of Public Pensions on the Accumulation of Financial Assets”, Fiscal Studies, 33(1), 107-128.
  12. Mouawiya Al-Awad* and Adam B. Elhiraika Department of Economics, CBE, UAE University Al-Awad M., Elhiraika A. Cultural effects and savings: Evidence from immigrants to the united arab emirates //The Journal of Development Studies. – 2003. – Т. 39. – №. 5. – С. 139-151.
  13. Bristol-Rhys J. Weddings, marriage and money in the United Arab Emirates //Anthropology of the Middle East. – 2007. – Т. 2. – №. 1. – С. 20-36.
  14. Yayeh F. A. The Impact of Religion on Household Saving Behavior. – 2014.
  15. Carroll C. D., Rhee B. K., Rhee C. Are there cultural effects on saving? Some cross-sectional evidence //The Quarterly Journal of Economics. – 1994. – Т. 109. – №. 3. – С. 685-699.
  16. Park C. Consumption in the korean wedding ritual: wedding ritual values, consumer needs, and expenditures //Journal of Family and Economic Issues. – 1997. – Т. 18. – №. 2. – С. 191-209.
  17. Giuliano, P. (2007). Living Arrangements in Western Europe: Does Cultural Origin Matter? Journal of the European Economic Association 5(5), 927–952.
  18. Furtado, D., M. Marcen, and A. Sevilla (2013). Does Culture Affect Divorce? Evidence from European ´ Immigrants in the United States. Demography 50(3), 1013–1038.
  19. Haliassos, M., T. Jansson, and Y. Karabulut (2015). Incompatible European Partners? Cultural Predispositions and Household Financial Behavior. Sveriges Riksbank (Central Bank of Sweden).
  20. Guiso, L., P. Sapienza, and L. Zingales (2006). Does Culture Affect Economic Outcomes? The Journal of Economic Perspectives 20(2), 23–48