Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 338.4.021.8

Bezymyannyj-12

Сагайдак Александр Эрнестович,

доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой экономики и

организации сельскохозяйственного производства,

Государственный университет по землеустройству

Сагайдак Анна Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры экономики и организации

сельскохозяйственного производства

Государственный университет по землеустройству

Sagaydak A.E. asagaydak2014@mail.ru

Sagaydak А.А.ann1806@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  МЕХАНИЗМ  КОНСОЛИДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ECONOMIC MECHANISM OF LAND CONSOLIDATION IN AGRICULTURE

Аннотация

В статье сформулированы основные теоретические и методологические положения, раскрывающие необходимость и сущность  экономического регулирования консолидации сельскохозяйственных земель в целях  повышения эффективности их использования на основе совершенствования функционирования экономического механизма в сельском хозяйстве.  Исследованы современные тенденции развития процесса  консолидации земель  в сельском хозяйстве, которые заключаются в формировании агрохолдингов  и увеличении размера крестьянских (фермерских) хозяйств.  Предложены меры по совершенствованию функционирования экономического  механизма в целях стимулирования процесса консолидации земель в сельском хозяйстве.

Summary

The paper formulates the basic theoretical and methodological provisions, revealing the necessity and nature of economic regulation of Agricultural Land Consolidation in order to increase their productivity by improving the functioning of the economic mechanism in agriculture. It describes and analyses modern trends of development of Agricultural Land Consolidation featured in the appearance of agricultural holding corporations and increase in the size of private farms. In the paper developed proposal to improve the functioning of the economic mechanism to stimulate the Agricultural Land Consolidation process.

Ключевые слова: консолидация сельскохозяйственных земель, рынок сельскохозяйственных земель, этапы консолидации земель в сельском хозяйстве, модели консолидации земель в сельском хозяйстве, экономический механизм в сельском хозяйстве, экономическое регулирование сельскохозяйственного производства, современные тенденции развития процесса консолидации земель в сельском хозяйстве,  Орловская область, Российская Федерация

Keywords: Agricultural Land Consolidation, Agricultural Land Market, Agricultural Land Consolidation Stages,  Agricultural Land Consolidation Models, Economic Mechanism in Agriculture, Economic Regulation of Agricultural Production, Modern Trends of Agricultural Land Consolidation Development , Orel Region, Russian Federation

Основой развития сельского хозяйства непосредственно выступает совершенствование инвестиционного процесса в отрасли на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, формирования инновационно-инвестиционного типа расширенного воспроизводства. Решение этой задачи невозможно без консолидации земель.

Консолидация земель представляет собой объединение земельных участков, преодоление их мелкоконтурности,  ликвидацию чересполосицы, оптимизацию их размеров и конфигурации в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства на основе рационального использования земельных, трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов за счет  “экономии на масштабе” путем снижения трансакционных издержек.

Влияние консолидации земель на эффективность сельскохозяйственного производства выглядит следующим образом. По мере увеличения размера земельной площади, используемой для производства сельскохозяйственной продукции,   эффективность ведения сельского хозяйства возрастает за счет сокращения трансакционных издержек в расчете на единицу земельной площади. Максимальная  эффективность сельскохозяйственного производства достигается в том случае,  когда уровень  трансакционных издержек снижается до минимума. Однако при дальнейшем увеличении земельной площади эффективность сельскохозяйственного производства имеет тенденцию к снижению за счет роста трансакционных издержек, связанных с возрастанием управленческих расходов.

Целями консолидации земель являются следующие.

  1. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
  2. Создание устойчивых условий ведения воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве;
  3. Рациональное использование земельных, трудовых и материальных ресурсов;
  4. Совершенствование специализации и размещения сельскохозяйственного производства;
  5. Рост конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
  6. Охрана окружающей среды;
  7. Развитие сельских территорий и содействие решению социальных проблем села.

Консолидация земель должна осуществляться на основе следующих принципов.

  1. Добровольности;
  2. Гласности и прозрачности;
  3. Финансовой и экономической обоснованности;
  4. Учета интересов различных групп населения;
  5. Постепенности реализации;
  6. Учета местных условий;
  7. Государственной поддержки.

Консолидация земель не может осуществляться без государственной поддержки, способствующей развитию данного процесса. В частности, в условиях рынка, важное значение приобретает внедрение программы консервации земель с целью восстановления их плодородия ввиду отказа сельскохозяйственных производителей от севооборотов.

В теоретическом плане, консолидация земель может осуществляться как административными, так и экономическими методами. При этом использование административных методов зачастую носит характер внеэкономического принуждения.

Одним из эффективных инструментов консолидации земель  является рынок сельскохозяйственных земель. Однако по своей природе, рынок сельскохозяйственных земель представляет собой рынок несовершенной конкуренции. Это  проявляется в  следующем.

  1. Число продавцов и покупателей земельных участков не совпадает между собой;
  2. Рыночная информация о сделках, является неполной и непрозрачной;
  3. Сделки носят в основном локальный характер;
  4. Cпрос и  предложение на земельные участки являются неэластичными.

На этом рынке существуют внешние факторы (экстерналии), такие как, например, государственная регистрация сделок, ограничения на покупку и продажу сельскохозяйственных земель, которые препятствуют формированию равновесной цены на земельные участки сельскохозяйственного назначения.  Имеет место также нерациональное использованием сельскохозяйственных земель, загрязнение окружающей среды, и незаконное выделение для коммерческих нужд. Необходимо также подчеркнуть, что в отличие от рынков продукции сельского хозяйства чистая конкуренция на рынке  сельскохозяйственных земель отсутствует.

Начиная с 1917 г. развитие процесса консолидации земель в России прошло следующие этапы.

  1. Коллективизация.
  2. Укрупнение колхозов.
  3. Формирование агрохолдингов и увеличение размеров крестьянских (фермерских) хозяйств.

В результате проведения коллективизации  в 20-30-е годы прошлого века примерно  25 млн. крестьянских хозяйств было преобразовано в 240 тыс. коллективных хозяйств (колхозов)[1]. Коллективизация осуществлялась в основном  принудительными, насильственными  методами, что во многом привело к негативным социально-экономическим последствиям.

В 50-60-е годы XX века было проведено  «укрупнение колхозов» с целью повышения эффективности ведения в них  сельскохозяйственного производства. Укрупнение колхозов проводилось в основном  административными   методами. Многие колхозы были  искусственно «превращены» в государственные, советские хозяйства (совхозы). В результате количество колхозов к 1960 сократилось  до 44,5 тыс. хозяйств [2].В дальнейшем их численность продолжала сокращаться и составила  в  1990 г. 29,1 тыс. хозяйств[3]. К 1990 г. были  достигнуты оптимальные размеры землепользования как в колхозах, так и в совхозах, которые соответственно составляли   5873 га  и   15276 га сельскохозяйственных угодий[3]. В РСФСР в 1986 г. насчитывалось 12,1 тыс. колхозов[4]. По сравнению с 1970 г. их число сократилось на 11,7%.  Средний размер колхоза в  России в 1986 г. составил 7148 га, а совхоза – 9712 га[4].

Укрупнение колхозов позволило более эффективно использовать сельскохозяйственную технику, другие материально-технические и трудовые ресурсы. В сочетании с экономическими мерами, как например, усилением государственной поддержки сельского хозяйства и ростом оплаты труда,  это позволило в значительной  степени  повысить эффективность сельскохозяйственного производства. К 1990 г. фактически исчезли существенные различия в экономическом регулировании деятельности колхозов и совхозов с точки зрения ведения процесса расширенного воспроизводства, включая оплату труда. Однако проблема обеспечения населения страны продовольствием по научно обоснованным нормам потребления, а промышленности – сырьем за счет отечественного производства так и  решена не была.

В ходе проведения современной земельной и аграрной реформы в сельском хозяйстве страны сформировались различные модели консолидации сельскохозяйственных земель. Первая из них – нижегородская, была предназначена для консолидации земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с целью создания кооперативов. Однако вследствие отсутствия постприватизационной поддержки эта задача так и осталась нереализованной.

В связи с этим  заслуживают внимания “белгородская” и “орловская” модели консолидации земель, применяющиеся соответственно в Белгородской и Орловской областях,  основанные покупке и аренде земельных долей.

В результате возникла новая форма ведения сельскохозяйственного производства – агропромышленные холдинги (агрохолдинги), основанная на  привлечение капитала внешнего инвестора в сельское хозяйство.  

Необходимость повышения эффективности сельского хозяйства  объективно потребовала проведения консолидации земель в отрасли на основе  использования  экономических  методов, и, прежде всего, развития  рынка сельскохозяйственных земель.

Вместе с тем,  несмотря на важность процесса консолидации земель для повышения эффективности сельскохозяйственного производства,  экономический механизм в сельском хозяйстве не только не оказывает какого-либо существенного воздействия на данный процесс, но и, зачастую, порождает противоречия при его реализации.

В связи с этим  следует подчеркнуть, что в настоящее время экономический  механизм консолидации сельскохозяйственных земель еще не сформировался. По-нашему мнению, это во многом связано с тем, что в научной литературе нет единой трактовки данной категории. Наряду с понятием «экономический механизм» используются такие термины как «хозяйственный механизм», «экономический механизм хозяйствования», «организационно-экономический механизм» и другие, которые, зачастую, принимаются как тождественные.

В связи с этим важное значение имеет теоретическое и методологическое обоснование природы и сущности экономического механизма и экономического регулирования в сельском хозяйстве.

По нашему мнению, экономический механизм в сельском хозяйстве представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных экономических регуляторов, действующих на единой методологической основе в целях повышения эффективности, обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства и достижения продовольственной безопасности страны.

В качестве единой методологической основы формирования экономического  механизма в аграрном секторе выступает закон стоимости, согласно которому сумма цен товаров  в  народном хозяйстве должна быть   равна сумме их стоимостей.

В связи с этим особое  значение имеет усиление противозатратной функции экономического механизма, поскольку стоимость создаваемая в сельском хозяйстве  выступает в качестве затрат на последующих этапах агропромышленного цикла и, тем самым, оказывает непосредственное влияние как формирование цены конечного продукта АПК – продовольствия.

По-нашему мнению, экономический механизм консолидации сельскохозяйственных земель, должен способствовать:

  1. Повышению эффективности сельского хозяйства;
  2. Обеспечению устойчивого роста и развития сельскохозяйственного производства;
  3. Формированию оптимальных размеров землепользования сельскохозяйственных предприятий;
  4. Совершенствованию специализации и размещения сельскохозяйственного производства;
  5. Снижению затрат на производство сельскохозяйственной продукции;
  6. Ускорению внедрения достижений научно-технического прогресса в сельском хозяйстве.

Основными требованиями к формированию экономического механизма консолидации сельскохозяйственных земель, по нашему мнению, являются следующие.

  1. Функционирование экономических регуляторов в системе экономического механизма должно стоиться на единой методологической (стоимостной) основе.
  2. Каждый экономический регулятор должен выполнять только имманентные ему функции с тем, чтобы препятствовать возникновению противоречий и антистимулов в системе экономического регулирования сельскохозяйственного производства.
  3. Действие экономических регуляторов должно обеспечивать примат стимулирующей функции экономического регулирования над ее фискальной функцией.

Ядром экономического  механизма выступают цены. В экономический механизм также входят налоги, финансово-кредитные отношения и другие рычаги. Применительно к консолидации сельскохозяйственных земель экономический механизм включает в себя цену земли, земельный налог, арендную плату за землю, ипотечное кредитование и другие регуляторы.

Основой функционирования экономического механизма выступает законодательно-правовое регулирование земельных и аграрных отношений,  прогнозирование развития,  а также обеспечение устойчивых межотраслевых условий воспроизводства в сельском хозяйстве в  рамках АПК путем преодоления диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, поставляемую селу. В совокупности эти элементы, а также непосредственно и сам экономический механизм представляют собой хозяйственный механизм аграрного сектора экономики страны.

Под экономическим регулированием сельскохозяйственного производства следует понимать воздействие экономического механизма  на ход воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, в т.ч. и на консолидацию сельскохозяйственных земель.

Необходимость экономического регулирования  процесса консолидации земель объективно обусловлено еще и тем, что земля представляет собой товар особого рода, который выступает главным средством производства в сельском хозяйстве, стоимость которого может возрастать при нормальном использовании.

Однако состояние сельскохозяйственных угодий, и, прежде всего, пашни,   которые выступают в качестве предмета и средства труда в сельском хозяйстве,  в настоящее время не в полной мере соответствует решению задачи повышения эффективности и достижения устойчивого развития аграрного сектора экономики страны.

В Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения составляли всего лишь 22,4 % от общей земельной площади страны в 2015 г (Таблица 1).

Таблица 1-Земельный фонд Российской Федерации в 2014-2015 гг., млн.га[5]

Screenshot_2

При этом  сельскохозяйственные угодья составляли только 50,8 % от  площади сельскохозяйственных земель в 2015  г (Таблица 2).

Почти половина земель сельскохозяйственного назначения непосредственно не используется для целей сельскохозяйственного производства.

Например, под дорогами  в  2015 г. находилось 2,3 млн.га или 0,6 % таких земель, что явилось одним из отрицательных последствий дезинтеграции крупных сельскохозяйственных предприятий. 

Таблица 2-Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям в Российской Федерации в 2015 г.[5]

Screenshot_3

В целом продолжает действовать  негативная тенденция  сокращения площади сельскохозяйственных угодий при  относительной стабилизации площади пашни и увеличении площади малоценных сельскохозяйственных угодий, таких как пастбища и залежь (Таблица 3).

Таблица 3- Динамика сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации в 1990-2015 гг., млн.га[5]

Screenshot_4

Все это свидетельствует о том, что база консолидации на основе рынка сельскохозяйственных земель в стране является достаточно ограниченной и, более того, имеет тенденцию к сокращению.

В 2015 г.  в частной собственности находилось 133,4 млн. га земель, что составило 7,8% земельного фонда страны. Из них площадь земель, находившихся в собственности граждан и их объединений в 2015 г., составила 115,3 млн. га, или 6,7%. В  собственности юридических лиц в 2015 г. находилось 18,1 млн. га, или 1,1% земельного фонда России. Площадь земель, находившихся в государственной и муниципальной собственности в 2015 г, составила 1579,1 млн. га, или 92,2% от площади земельного фонда страны[5].

В 2015 г.  в государственной и муниципальной собственности находилось 255,3 млн. га или 66,5% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, тогда как в собственности граждан – 111,1 млн. га (29,0%), а в собственности юридических лиц –
17,3 млн. га (4,5%)[5].

Таким образом, подавляющая часть земельного фонда страны, в т.ч.  земель сельскохозяйственного назначения, продолжает находиться в государственной и муниципальной собственности, что препятствует их вовлечению в рыночный оборот.

Другой проблемой, ограничивающей развитие процесса консолидации на основе рынка сельскохозяйственных земель, является неясность и запутанность отношений собственности на землю в сельском хозяйстве, и, прежде всего, на земельные доли. В 2015 г. земельные доли граждан, включая право в общей совместной собственности, в земельном фонде страны составили 5,2% (88,4 млн. га), или  66,3%  земель, находившихся в частной собственности в целом по стране.

В 2015 г. произошло увеличение площади земель, находившейся в собственности юридических лиц на 908,4 тыс. га, а также  в государственной и муниципальной собственности – на 1787,0 тыс. га. Это во многом было связано с уменьшением на 958,8 тыс. га площади земельных участков, находившихся на праве общей (долевой или совместной) собственности граждан.  

В 2015 г.  площадь земель  общей долевой собственности, приобретенной юридическими лицами у граждан и зарегистрированной в качестве доли в праве общей собственности на земли сельскохозяйственного назначения, составила 1196,2 тыс. га[5].

Все это указывает на то, что процесс консолидации земель в сельском хозяйстве  продолжает развиваться.

В связи с этим в  использовании земель в сельском хозяйстве  важную роль играют хозяйственные товарищества и общества,   а также производственные кооперативы  (Таблица 4).

Данные хозяйственные субъекты осуществляют процесс консолидации земель в основном посредством аренды или покупки земельных долей. Например, доля хозяйственных товариществ и обществ в  использовании сельскохозяйственных угодий организациями в 2015 г. составила 51,8 %, а пашни- 56,8%. Удельный вес  производственных кооперативов соответственно составил 36,9% и 33,2 %.  

Таблица 4 – Использование сельскохозяйственных угодий организациями в Российской Федерации в 2015 г., тыс. га[5]

Screenshot_5

Землевладение крупнейших агрохолдингов в Российской Федерации в 2016 г. показано в таблице 5.

Из таблицы 5 следует, что данные хозяйственные субъекты консолидировали значительные массивы сельскохозяйственных угодий.

Таблица 5 – Землевладение крупнейших агрохолдингов в Российской Федерации в 2016 г.[6]

Screenshot_6

Это послужило базой для привлечения инвестиций и роста эффективности сельского хозяйства.

Однако по сравнению с общей площадью сельскохозяйственных угодий, находящейся в пользовании организаций, размер землевладения агрохолдингов является незначительным.

Консолидация земель осуществляется также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые играют доминирующую роль в  использовании сельскохозяйственных угодий гражданами и объединениями граждан (Таблица 6).

Следует подчеркнуть, что крестьянские хозяйства осуществляют  процесс консолидации земель внешне так же как и сельскохозяйственные организации, т.е. путем покупки или аренды земельных долей.

Таблица 6 – Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и объединениями граждан в Российской Федерации в 2015 г., тыс.га [5]

Screenshot_7

Однако отсутствие необходимых инвестиционных ресурсов не позволяет им достигнуть оптимальных размеров производства. Например, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2015 г.  использовалось лишь 31,5% от общей площади сельскохозяйственных угодий и 39,9% от всей площади пашни, находившихся в землепользовании граждан и объединений граждан.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся тенденцию сокращения числа крестьянских (фермерских) хозяйств, их средний размер продолжает возрастать (Таблица 7). По данным Росреестра средний размер крестьянского (фермерского) хозяйства возрос в 2015 г. по сравнению с 1995 г.  на 61,5 %. За этот же период их число сократилось на 6,3 %.

Таблица 7 – Динамика крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации в 1995-2015 гг.[5]

Screenshot_8

Аналогичные тенденции действуют и на региональном уровне, например, в Орловской области. Земли сельскохозяйственного назначения в Орловской области в 2015 г. составляли 2031,7 тыс.га  или 82,4 % земельного фонда области (Таблица 8). По сравнению с 1990 г. площадь сельскохозяйственных земель в регионе  в 2015 г. сократилась на 264,9 тыс.га  или на 11,5 %.

Таблица 8- Земельный фонд Орловской области в 1990-2015 гг.[7]

Screenshot_9

При этом удельный вес земель сельскохозяйственного назначения в структуре земельного фонда области в 2015 г. по сравнению с 1990 г. снизился на 10,8 пунктов. В то же время  имеется ярко выраженная тенденция  значительного роста площади земель населенных пунктов, площадь которых в 1990-2015 гг. возросла в 9,6 раза с 20,6 тыс. га  в 1990 г. до 197,9 тыс.га в 2015 г[7].

В таблице 9  представлены   данные о земельной  собственности  в Орловской области в 2015 г.

Таблица 9 – Земельная собственность в Орловской области в 2015 г., тыс.га[7]

Screenshot_10

Из таблицы 9 следует, что  в 2015 г. основная доля земель сельскохозяйственного назначения  в регионе находилась в собственности граждан (56,9%).В собственности юридических лиц в 2015 г. имелось 12,8%,  а в государственной и муниципальной  собственности – 30,3% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в области.

В таблице 10 показано  использование земель сельскохозяйственного назначения организациями в Орловской области в 2015 г.

Таблица 10 – Использование земель сельскохозяйственного назначения организациями в Орловской области в 2015 г., тыс. га[7]

Screenshot_11

Из таблицы 10 следует, что основную роль в использовании земель организациями в 2015 г. в области  играли  хозяйственные товарищества и общества (86% от общей земельной площади), а также производственные кооперативы (9,5 % от общей земельной площади).  При этом удельный вес земельных долей в землепользовании вышеуказанных хозяйственных субъектов соответственно составил в Орловской области в 2015 г.  58,4% и 62,8%.

В таблице 11 показано использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и объединениями граждан в Орловской области в 1990-2015 гг. Из таблицы 11 следует, что в целом использование сельскохозяйственных угодий гражданами и их объединениями в  области в 2015 г. по сравнению с 1990 г. возросло на 544,5 тыс.га или более чем в 12 раз.

Таблица 11 – Использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и объединениями граждан в Орловской области в 1990-2015 гг., тыс.га[7]

Screenshot_12

В землепользовании граждан в 2015 г. основную роль играли крестьянские (фермерские) хозяйства, которые  занимали 33,9% от общей земельной площади,  34,2% от площади сельскохозяйственных угодий и- 46,6 % от площади пашни.

В  таблице 12 показано использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и объединениями граждан в Орловской области в 2015 г. по формам собственности.         

Таблица 12 – Использование земель сельскохозяйственного назначения гражданами и объединениями граждан по формам собственности в Орловской области в 2015 г., тыс.га[7]

Screenshot_13

Из таблицы 12 следует, что землепользование граждан в регионе в 2015 г. основывалось на их собственности (46,5% от общей площади) и государственной и муниципальной собственности (39,2% от общей площади).

В землепользовании крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области в 2015 г. важную роль играли земельные доли, удельный вес которых составил  37,2 % от общей площади по данной форме хозяйствования.

В таблице 13 представлена динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области.

Таблица 13 – Динамика крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области в 1994-2015 гг.[7]

Screenshot_14

Как следует из таблицы 13 в 2015 г. по сравнению с 1994 г. количество крестьянских (фермерских) хозяйств в Орловской области сократилось на 26,3%, а средний размер хозяйства возрос в 3,1 раза, что свидетельствует о развитии процесса консолидации земель в сельском хозяйстве региона.

Необходимо отметить, что рост кадастровой стоимости земель в сельском хозяйстве оказывает негативное воздействие на формирование оптимальных размеров землепользования в отрасли, способствует усилению фискальной функции земельного налога в ущерб его стимулирующей функции, подрывает ориентиры и стимулы для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сельскохозяйственное производство на основе  развития ипотеки.    

В связи с этим, необходимо осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование функционирования экономического механизма консолидации земель в сельском хозяйстве.         К ним, по нашему мнению, целесообразно отнести следующие:

  1. Ввести законодательно-правовое регулирование оптимальных размеров землепользования сельскохозяйственных производителей на региональном уровне в зависимости от формы хозяйствования.
  2. Определить в качестве одного из условий предоставление государственных субсидий сельскохозяйственным производителям достижение ими оптимальных размеров землепользования.
  3. С целью развития рынка сельскохозяйственных земель следует обеспечить расширение  аукционной торговли земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения.
  4. Стартовые аукционные цены на землю следует определять на основе модели стартовой аукционной цены земли[8], отражающей соотношение земельной ренты и ссудного процента.
  5. Ставки земельного налога необходимо рассчитывать исходя из стартовых аукционных цен на землю[9].
  6. Размер арендной платы за землю в свою очередь должен определяться на основе ставок земельного налога и общественно необходимого уровня доходности[10],[11].
  7. С целью привлечения дополнительных инвестиций в сельскохозяйственное производство на основе развития ипотеки залоговую стоимость сельскохозяйственных угодий целесообразно рассчитывать на основе стартовой аукционной цены земли.
  8.  С целью стимулирования формирования оптимальных  размеров землепользования  и привлечения внешних инвестиций в сельское хозяйство следует дифференцировать ставки земельного налога для сельскохозяйственных производителей не только в зависимости от плодородия и местоположения земельных участков, но и от их размера. 

Литература

  1. Экономика и организация сельскохозяйственного производства / Под редакцией А.Э.Сагайдака, М., КолосС, 2005-360 с.;
  2. Народное хозяйство СССР в 1960 г. Статистический ежегодник, М., ЦСУ СССР,1961-903 с.;
  3. Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник, М., Финансы и статистика, 1991-750 с.;
  4. Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. Статистический ежегодник, М., Финансы и статистика, 1987-471 с.;
  5. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2015 г., М.:Росреестр, 2016 –206 с.;
  6. Кто владеет Россией. Крупнейшие владельцы сельхозземель в России, http://www.businessLife от 19 апреля 2016 г.;
  7. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Орловской области в 2015 г., Управление Росреестра по Орловской области, Орел, 2016 –134 с.;
  8. Сагайдак, А.Э., Сагайдак, А.А. Проблемы формирования аукционной цены земли в сельском хозяйстве// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель–2016 -№7-С.38-47;
  9. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna,  New trends in development  of  Land Administration in Russia/ Land  and  Poverty Conference,  March, 14-18,  World Bank, Washington DC, USA, 2016;
  10. Sagaydak, Alexander, Sagaydak, Anna, Agricultural Land Consolidation in the  Russian Federation/ Proceedings of Symposium on Land Consolidation and Land Readjustment for Sustainable Development,  November 9-11, 2016, Apeldoorn, Netherlands;
  11. Sagaydak, Alexander, Sagaydak,  Anna, New trends in development  of  Land Consolidation in Russia/ Land and Poverty Conference, March, 20-14,  World Bank, Washington DC, USA, 2017.