Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.43

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10160

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ АПК

OBSTACLES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF AIC

Калашников Константин Александрович, аспирант кафедры маркетинга,экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал), РЭУ им. Г.В. Плеханова, rokville@yandex.ru

Жадан Михаил Владимирович, аспирант кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал), РЭУ им. Г.В. Плеханова, michael.zhadan@gmail.com

Kalashnikov Konstantin Aleksandrovich, postgraduate student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch), of Plekhanov Russian University of Economics, rokville@yandex.ru

Zhadan Michael Vladimirovich, postgraduate student of the department of marketing, economics of enterprises and organizations, Saratov socio-economic institute (branch), of Plekhanov Russian University of Economics, michael.zhadan@gmail.com

Аннотация. Современный этап развития агропромышленного комплекса Российской Федерации требует максимальной концентрации трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов для обеспечения инновационной деятельности и внедрения новых технологий производства. Однако цели и задачи инновационного развития предприятий АПК вступают в противоречие с барьерами, трудностями и угрозами, приводящими к неутешительным результатам инновационной активности. В статье рассмотрены основные проблемы АПК в сфере инновационного развития, исследованы государственные программы, направленные на стимулирование модернизации АПК. Предложены пути, механизмы и инструменты совершенствования системы государственного стимулирования инновационного развития АПК.

Summary. The current stage of development of the agricultural sector of the Russian Federation (RF) requires the involvement of labor, intellectual and financial resources to ensure innovation and the use of new production technologies. However, the goals and objectives of the innovative development of enterprises of the agro-industrial complex (AIC) are faced with barriers, difficulties and obstacles, leading to disappointing results of innovative activity. The article discusses the main problems of a different nature that hinder the innovative development of agricultural producers. Key government programs have been identified that address the main obstacles to the innovative development of the agricultural sector in Russia. Ways, mechanisms and tools with the help of which it is possible to improve the state system of stimulating the innovative development of the agro-industrial complex of the country are proposed.

Ключевые слова: инновационное развитие, финансовые ресурсы, АПК, сельское хозяйство, государственное регулирование.

Keywords: innovative development, financial resources, financing, AIC, agro-industrial complex of Russia, agriculture, agricultural products, innovative technologies.

Введение

Наиболее значимыми и острыми проблемами развития агропромышленного комплекса Российской Федерации являются недостаточное инновационное обеспечение производства и низкие темпы модернизации технологий. Успех в решении данных проблем напрямую зависит от координации усилий и процессов на микро- и макро-уровне, поскольку любая трансформация обуславливается способностью экономических систем к генерации и внедрению инновационных технологий, в которой должны быть задействованы все экономические субъекты хозяйствования [1].

Следует отметить, что развитие инновационной деятельности российского АПК сегодня протекает под влиянием следующих фундаментальных процессов [2]:

  • необходимость импортозамещения на потребительском рынке, в том числе, на рынке продуктов питания;
  • высокие показатели износа основных фондов российских сельскохозяйственных производителей и предприятий перерабатывающей промышленности;
  • ужесточение рыночной конкуренции на глобальном рынке сельскохозяйственной и пищевой продукции;
  • глобализация и интеграционные процессы мировой экономики, оказывающие влияние на сельскохозяйственный бизнес;
  • научно-техническая революция (НТР) и становление «цифровой экономики».

Таким образом, научные исследования на тему выявления и систематизации угроз инновационной деятельности отечественного АПК (и, в том числе, сельского хозяйства) имеют высокую актуальность. Целью статьи является комплексный анализ основных проблем и трудностей, которые тормозят инновационное развитие агропромышленного комплекса страны.

Исходя из цели научной работы, авторами были поставлены следующие задачи:

  • выявить основные проблемы, препятствующие инновационному развитию субъектов АПК в России;
  • проанализировать ключевые государственные программы, направленные на регулирование инновационного развития АПК;
  • предложить пути, механизмы и инструменты, при помощи которых возможно совершенствование государственной системы стимулирования инновационного развития АПК России.

Методология проведения исследования

Методологические основы настоящего исследования представляют собой совокупность методологических подходов, общенаучных и специальных методов, использованных при подготовке статьи.

Методологические подходы включают системный подход, предполагающий изучение объекта исследования (АПК) как экономической системы, и динамический подход, состоящий в исследовании процессов инновационной деятельности предприятий АПК в их непрерывном движении и развитии.

К частным методологическим аспектам можно отнести следующие:

  1. Исследование базируется на положении о том, что развитие инновационной системы агропромышленного комплекса РФ в настоящее время требует решения целого ряда проблем, среди которых одной из главных является проблема финансирования инновационной деятельности, в особенности сокращение инвестиций в инновации. Многие аграрии отдают предпочтение покупкам активов, поглощению наиболее слабых компаний, или же в качестве альтернативы решаются на слияние с более сильными компаниями, при этом распределяют доходы самых крупных предприятий агропромышленного комплекса среди узкого круга собственников.
  2. Оценка перспектив инновационного развития АПК России осуществляется исходя из предположения о том, что стимулирование со стороны государства играет важную роль при формировании устойчивых конкурентных преимуществ предприятий АПК. С 2013 года в России действует «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», направленная, в том числе, на технологическое развитие и модернизацию предприятий АПК.
  3. При разработке направлений совершенствования инновационной деятельности предприятий АПК принят во внимание новаторский опыт зарубежных стран. Такие страны как США, Франция, Китай, Германия и Великобритания акцентируют законодательную деятельность в сфере высоких технологий на создание и внедрений инноваций во всех сферах производства. В качестве примера можно назвать налоговые льготы по инновационным разработкам, различного рода компенсации научно-исследовательских затрат на всех уровнях. Кроме этого в высокоразвитых странах большое внимание уделяется обучению рабочего персонала путём создания специализированных институтов и взаимовыгодных условий труда для перспективных специалистов.

При подготовке статьи использованы сравнительный и расчетно-аналитический методы. Источниками информации выступили результаты научных исследований отечественных ученых, информация Росстата, открытые данные органов государственной власти и предприятий АПК России.

Результаты исследования и обсуждения

Результатом инновационной деятельности сельскохозяйственных производителей в развитых странах является высокий уровень производительности труда и выработки продукции на одного работника в сельском хозяйстве. Факторами роста эффективности являются высокая техническая оснащенность предприятий, их обеспеченность высококвалифицированными трудовыми ресурсами, а также государственное регулирование развития АПК, направленное на ускоренное технологическое развитие производителей продовольствия и облегчение их доступа к финансовым ресурсам.

Анализ АПК России показал, что техническая оснащенность предприятий является недостаточной для интенсивной модернизации и роста производительности. С 1990 по 2018 годы парк основных видов техники в сельскохозяйственном производстве устойчиво снижается, независимо от вида техники и ее назначения (таблица 1).

Например, количество тракторов в анализируемый период снизилось с 1,365 до 0,211 млн единиц, культиваторов – с 602,7 до 84,8 тыс. единиц, сеялок – с 673,9 до 79,0 тысяч единиц. Причинами такой динамики выступают изменение объемов производства аграрной продукции, слабое развитие родственных и поддерживающих отраслей (в первую очередь, сельскохозяйственного машиностроения), экономические и социальные угрозы инновационному развитию агропромышленного комплекса, недостаточно эффективное государственное регулирование АПК.

При рассмотрении данной проблемы обращают на себя внимание, в первую очередь, медленное обновление основных производственных фондов, дефицит инвестиций в основной капитал и недостаточная для устойчивого развития модернизация сельскохозяйственного производства. Изношенная техника вырабатывает свой срок эксплуатации, а приобретение новой во многих случаях не представляется возможным. Полагаем, что высокая степень износа машин и оборудования сельскохозяйственного назначения – это одна из главных причин отставания России от развитых стран мира по уровню производительности труда в аграрном секторе экономики.

Кроме того, обновление парка сельскохозяйственной техники на предприятиях АПК зачастую требует импорта машиностроительной продукции из стран-лидеров по развитию техники и технологии. Соответственно, такие риски, как дестабилизация валютного курса российского рубля и введение двухсторонних экономических и политических санкций между Западом и Российской Федерации, негативно влияют на инновационное развитие отечественных предприятий.

Для решения этой проблемы необходимо стимулирование развития машиностроительного комплекса России с целью производства новой конкурентоспособной сельскохозяйственной техники и оборудования, необходимых для инновационного развития АПК. Кроме того, следует осуществлять не просто расширенное производство основных видов техники, но и их инновационное обновление, модернизацию, внедрение цифровых и компьютерных технологий, инструментов автоматизации процесса производства до максимального уровня, вплоть до автопилотного движения техники по разработанным маршрутам по сельскохозяйственным угодьям страны.

Правительство России, в полной мере осознавая вышеописанную проблему, является инициатором и активным участником процессов модернизации сельскохозяйственного машиностроения страны, а именно [6]:

  • финансирует инновационные проекты в рамках государственных контрактов;
  • реализует федеральные проекты по развитию промышленности страны;
  • создает инструментарий таможенной политики страны с целью установления экономически целесообразных таможенных тарифов в рамках внешнеэкономического  регулирования;
  • совершенствует нормативно-правовую базу, цель которой состоит в обеспечении устойчивого и конкурентоспособного функционирования АПК.

Также следует отметить, что комплексный подход по совершенствованию методов и инструментов инновационного развития экономики страны, выступает и важнейшим элементом деятельности государства по развитию машиностроения в АПК [6]. К нему относятся следующие направления регулирования:

  • модернизация системы образования по подготовке новых специалистов в области сельскохозяйственного производства;
  • создание новых технологий и техники для сельского хозяйства;
  • обеспечение информационной составляющей деятельности предприятий агропромышленного комплекса на международном и федеральном уровне;
  • преобразования и инновационные улучшения отечественных предприятий путём внедрения инновационных технологий производства.

Тем не менее, считаем, что в сложившихся условиях необходимо принятие усиленных мер государственной поддержки бизнеса с целью стимулирования непрерывного развития машиностроения сельскохозяйственного назначения, а также модернизации основных фондов и программы импортазамещения, а именно:

  • создание не только бизнес-акселераторов, но и бизнес-инкубаторов, что окажет финансовую поддержку стартапам в области машиностроения и технологий производства за счёт государственно-частного сотрудничества в сфере венчурного инвестирования;
  • максимизация доли государственно-частных проектов для решения вопроса дефицита высококвалифицированных кадров машиностроительных предприятий;
  • развитие экономически свободных зон хозяйствования, в которых предусмотрены дополнительные налоговые льготы не только для отечественных инвесторов, но и для иностранных, желающих внести вклад в инновационное развитие машиностроительного комплекса страны.

Помимо создания благоприятной институционально-экономической среды инновационного развития АПК предприятиям должны быть созданы и условия льготного финансирования. Сегодня отечественные аграрии сталкиваются с целым комплексом проблем в сфере доступа к финансовым ресурсам, ограничивающих финансирование инновационных проектов:

  • недостаток собственных средств и нестабильность поступления доходов, что связано с высоким уровнем риска отрасли и значительной кредиторской задолженностью сельского хозяйства;
  • недостаточно эффективная система регулирования цен на продовольствие;
  • сложности получения финансирования по государственным программам;
  • высокий уровень процентных ставок по кредитам коммерческих банков;
  • высокие темпы роста цен на ресурсы.

Для решения данных проблем считаем целесообразной реализацию мероприятий, направленных более интенсивное стимулирование развития АПК со стороны государства:

  • установить налоговые льготы для предприятий АПК, осуществляющих НИОКР и внедряющих их результаты в производство;
  • увеличить поток государственных инвестиций в сельское хозяйство при помощи создания государственно-частных проектов, ориентирующихся на переосмысление инновационной деятельности агропромышленного комплекса;
  • увеличить финансирование научных исследований в сфере АПК;
  • увеличить бюджетное финансирование науки и образования России, в частности, высших учебных заведений, занимающихся подготовкой профессиональных кадров для сельскохозяйственных предприятий.

Участие государства в процессах инновационного развития АПК осуществляется в соответствии с государственной программой «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Подпрограмма «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» включает ведомственные проекты «Техническая модернизация агропромышленного комплекса» (срок реализации – 2018-2025 гг.) и «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе» (срок реализации – 2018-2025 гг.), предусматривающие, в том числе, меры по нейтрализации основных угроз и препятствий инновационного развития агропромышленного комплекса России [4]:

  • комплекс мероприятий, направленных на внедрение налоговых льгот при импорте иностранных инновационных технологий производства, способных модернизировать производство отечественной продукции;
  • стимулирование крупных государственных агропромышленных корпораций к росту инновационной активности;
  • модернизация программы поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции отечественного производства;
  • улучшение налогового стимулирования инновационной деятельности сельскохозяйственных производителей;
  • поддержка инновационных программ коммерческих банков страны и других финансовых структур;

Заключение. Авторами были выявлены две ключевые проблемы, препятствующие инновационному развитию АПК РФ: дефицит финансовых ресурсов у предприятий и недостаточное для ускоренной модернизации развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, приводящие к изношенности основных производственных фондов.

С целью обеспечения инновационного развития АПК России и роста его эффективности в ближайшей и среднесрочной перспективе, необходим комплексный подход, предполагающий реализацию разноуровневых методов и инструментов стимулирования модернизации предприятий. Важным условием инновационного развития является координация действий и усилий всех заинтересованных экономических субъектов: предприятий АПК, сельскохозяйственного машиностроения, банковского и финансового секторов, государства. Лишь объединив усилия и ресурсы, можно нейтрализовать главные угрозы инновационному развитию отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, повысить уровень производительности труда, нарастить объемы производства продовольствия и снижение его себестоимости.

Литература

  1. Козичева Е.В. Проблемы финансирования инновационной деятельности // Вопросы региональной экономики. – 2018. – № 4. – С. 47-53.
  2. Инновации в АПК России: поиск вариантов развития. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1052&type=news (дата обращения: 10.02.2020).
  3. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы». URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 10.02.2020).
  4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (с изм. и доп. от 18.12.2019г.) [электронный документ] Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 10.02.2020).
  5. Сельское хозяйство // Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/# (дата обращения: 12.02.2020).
  6. Самигуллин И.Ф. Совершенствование государственного регулирования машиностроительного комплекса // Актуальные проблемы экономики и права. – 2018. – №1 (29).