Московский экономический журнал 3/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10142

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РЕСПУБЛИКИ КОМИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ АГРОТЕХНОПАРКОВ)

THE CONCEPT OF FORMING INTEGRATION PROCESSES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KOMI REPUBLIC (ON THE EXAMPLE OF CREATING AGROTECHNOPARKS)

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ № АААА-А19-119011190131-6

The article was prepared in the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 Of the FNI program of state academies for 2020, EGISU registration number no. AAAA19-119011190131-6

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник отдела сельского хозяйства Крайнего Севера, Институт агробиотехнологий Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник отдела сельского хозяйства Крайнего Севера, Институт агробиотехнологий Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН

Yudin Andrey A., candidate of economic Sciences, Junior researcher of the Department of agriculture of the far North, agrobiotechnology Institute of Komi scientific center, Ural branch of the Russian Academy of Sciences – a separate division of SCIENCE FITS Komi SC URD RAS

Tarabukina Tatyana, the scientific employee of the Department of agriculture of the far North, agrobiotechnology Institute of Komi scientific center, Ural branch of the Russian Academy of Sciences – a separate division of SCIENCE FITS Komi SC URD RAS

Аннотация. Интеграция аграрной науки, образования и сельскохозяйственного производства способна решить множество проблем агропромышленного комплекса региона, таких как недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень инновационности производства, морально и физически изношенная материально-техническая база, низкая эффективность сельхозпроизводства и т.д. В статье проведен анализ современного состояния АПК Республики Коми и уровня его инновационной активности. Выявлено, что доля инвестиций в сельское хозяйство в Российской Федерации колеблется в пределах 3-4 %, в то же время аналогичный показатель по Республике Коми только в 2017 г. достиг отметки в 1%. Такая диспропорция приводит к отставанию сектора сельского хозяйства в развитии, в сравнении с другими регионами. При этом уровень инновационной активности продолжает снижаться. Предложена концепция объединения научных, образовательных учреждений с бизнесом в форме агротехнопарка и структура такого объединения, которая включает в себя следующие звенья: управленческое, образовательное, научное и производственное. Концепция функционирования агротехнопарка базируется на развитии инновационного предпринимательства и повышении наукоемкости сельскохозяйственного производства, оптимальном сочетании отраслей производства, рациональном территориальном распределении и кооперации труда, обеспечении необходимой самостоятельности как участников агротехнопарка, так и его звеньев, организации формирования и пополнения фонда агротехнопарка с учетом вклада и экономических интересов его участников, мотивации и координации работы звеньев на базе полной взаимоотдачи и слаженного взаимодействия. Реализация предложенной концепции позволит повысить уровень инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличить количество высококвалифицированных молодых специалистов в хозяйствах и даст стимул к развитию фундаментальной науки. 

Summary. Integration of agricultural science, education and agricultural production can solve many problems of the agro-industrial complex of the region, such as the lack of qualified personnel, low level of innovative production, morally and physically worn-out material and technical base, low efficiency of agricultural production, etc.the article analyzes the current state of the agro-industrial complex of the Komi Republic and the level of its innovative activity. It was revealed that the share of investments in agriculture in the Russian Federation fluctuates within 3-4 %, while the same indicator for the Komi Republic only reached 1% in 2017. This disparity leads to a lag in the development of the agricultural sector in comparison with other regions. At the same time, the level of innovation activity continues to decline. The concept of combining scientific and educational institutions with business in the form of an agricultural technology Park and the structure of such an Association, which includes the following links: management, educational, scientific and production. The concept of agrotechnopark is based on the development of innovative entrepreneurship and increasing knowledge-intensity of agricultural production, optimal combination of production sectors, rational territorial distribution of labor and cooperation, providing the necessary autonomy as participants in agricultural industrial Park, and its links, formation and replenishment of the Fund agrotechnopark contributions and economic interests of its members, motivate and coordinate the work of units at the base of the full taimoorazy and interaction. The implementation of the proposed concept will increase the level of innovation activity of agricultural producers, increase the number of highly qualified young specialists in farms and give an incentive to the development of fundamental science. 

Ключевые слова: агротехнопарк, интеграция, АПК, инновации, образование, аграрная наука, сельскохозяйственное производство.

Keywords: agrotechnopark, integration, agro-industrial complex, innovations, education, agricultural science, agricultural production.

Введение

Одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса региона (далее АПК) – это объединение науки, образования и производства. Такое объединение решает сразу множество проблем: кадровый вопрос для бизнеса, апробацию научных разработок – для научных учреждений и трудоустройства выпускников – для образовательных организаций. При этом необходима единая платформа, где все три участника интеграционного процесса могут взаимодействовать– агротехнопарк. В основе работы агротехнопарка находится добровольное взаимовыгодное сотрудничество, направленное на достижение общей цели – повышение инновационности АПК республики. Организационно-управленческая модель агротехнопарка должна включать в себя следующие звенья: управленческое, научное, производственное и образовательное. Такая система позволит обеспечить процесс воспроизводства инновационного потенциала в АПК.

Целью данной работы является разработка концепции интеграции науки, образования и производства в агропромышленном комплексе региона.

Для достижения данной цели решены следующие задачи:

  1. проведен анализ инновационной активности АПК республики;
  2. разработаны концептуальные основы интеграции науки, образования и производства в форме агротехнопарка;
  3. предложена структура агротехнопарка Республики Коми.

Методологической базой исследования выступила совокупность следующих методов: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, моделирование, диалектический метод познания социально-экономических явлений и процессов, системный подход и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Агропромышленный комплекс Республики Коми занимает незначительную долю в валовом региональном продукте региона и имеет больше не экономическое значение для него, а социальное. Доля сельского хозяйства составляет 56%, а перерабатывающей промышленности – 44% продукции. Аграрное производство в регионе характеризуется существенной удаленностью хозяйств от районов производства материально-технических ресурсов, которые потребляются в процессе производства, территориальной разбросанностью организаций друг от друга и от рынков сбыта, плохо развитой инфраструктурой (транспортной, инженерной, рыночной и т.д.).

В табл. 1 проведен сравнительный анализ доли инвестиций в сельское хозяйство в России в целом и в Республике Коми в частности.

Как показывают данные таблицы, доля инвестиций в сельское хозяйство в Российской Федерации колеблется в пределах 3-4 %, в то же время аналогичный показатель по Республике Коми только в 2017 г. достиг отметки в 1%. Такая диспропорция приводит к отставанию сектора сельского хозяйства в развитии, в сравнении с другими регионами. Она вызывает необходимость ввоза продуктов сельского хозяйства из других областей, подвергает риску продовольственную безопасность, которая является одним из приоритетных направлений развития государства.         

Рассмотрим инновационную активность предприятий в Республике Коми в сравнении с РФ (рисунок 1).

Как видно из графика, самой высокой активности Республике Коми удалось достичь в 2014 г., доля организаций, применяющих инновации, составила 8,9% от всего числа организаций. В 2015-2016 гг. наблюдается спад инвестиционной активности. Если обратить внимание на график РФ, то мы увидим, что средняя инновационная активность по стране в течение всего исследованного периода была выше, чем в Республике Коми. В 2016 г. инвестиционная активность по Республике Коми была почти в два раза ниже, чем по стране, и составляла 53,5% от показателя по стране. Таким образом, инвестиционную активность в Республике Коми можно оценить, как низкую.

Рассмотрим наличие кадрового потенциала для проведения инновационных исследований, в целом по стране и в регионе, в частности. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в Республике Коми, в 2016 г. составляла 1909 человек, что больше, чем в 2012 г., на 100 человек, но меньше, чем в 2000 г., когда их численность составляла 2170 человек. По РФ в 2017 и 2016 гг. в сравнении с 2012 г., численность персонала интересующей нас категории снизилась и составила соответственно 707887 и 722291 к 726318 человек. Таким образом, темп роста 2016 к 2012 г. по Республике Коми составил 105,5%, а по Российской Федерации 99,45%. Данное явление характеризует сложившуюся тенденцию, как положительную.

Следует также отдельное внимание уделить количеству организаций, выполнявших исследования, с 2012 г. их количество выросло с 21 до 25 в 2016 г. Что касается общереспубликанского числа организаций, выполнявших исследования, то в 2012 г. оно составляло 3566 шт., в 2016-2017 гг. – 4032 и 3944 шт., соответственно. Таким образом, темп роста по Республике Коми составил 119 %, а по РФ 113 %. Из вышесказанного можно сделать вывод, чтотемпы роста инновационной активности в Республике Коми выше, чем в среднем по стране.

Стоимость инновационной продукции в 2016 г. составила 12762,4 млн руб., что значительно ниже уровня 2012 г., темп роста составил 52,8%. По Российской Федерации в целом, за 2016 г. было отгружено инновационных товаров на сумму 4166998,7 млн руб., в 2012 г. 2872905,1 млн руб. – темп роста составил 145,0%. Данный показатель является одним из основных показателей инновационной деятельности, и его значение показывает, что в Республике Коми есть серьезные проблемы в сфере инноваций.

Удельный вес инновационных товаров в общей сумме произведенных товаров в 2016 г. составил 2,3%, для сравнения в 2012 г. он составлял 5,4%. По России в целом, в 2016 г. доля инновационной продукции в общем количестве произведенной продукции составила 7,2%, в 2012 г. данный показатель составлял 8%. Несмотря на то, что снижение в целом по стране меньше, чем по Республике Коми, это свидетельствует о снижении инновационной деятельности.

Основные проблемы, характерные для большинства муниципальных образований в АПК республики:

  • физически и морально изношенная материально-техническая база (животноводческие помещения, технологическое оборудование, машинно-тракторный парк);
  • несоизмеримо высокий рост цен на энергоносители, семена, удобрения, электроэнергию, корма;
  • невостребованность в использовании сельскохозяйственных угодий (не все земли сельскохозяйственного назначения используются);
  • низкий уровень внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство [6]. Отсутствие практических навыков у ученых по внедрению полученных научных результатов в производство;
  • дефицит квалифицированных молодых кадров в производственной сфере [4].

Одним из наиважнейших направлений, способствующих повышению эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий в Республике Коми, выступает углубление интеграции сельскохозяйственных предприятий, образовательных и научных учреждений аграрного профиля [5, 7]. 

Интеграция образования, науки и бизнеса представляет собой совместное использование научного, образовательного и производственного потенциала во взаимных интересах. Это затрагивает повышение квалификации и переподготовку кадров, осуществления совместных исследований и разработок, внедрения и коммерциализации их результатов и т.д. Интеграционный процесс, во-первых, экономически эффективен, а во-вторых, приводит к ускорению научно-технологического развития и рациональному использованию интеллектуального потенциала научных и образовательных учреждений [9].

На региональном уровне особую роль играет формирование интегрированных и кооперированных структур [3]. Результатом взаимодействия аграрного производства, науки и образования должно явиться формирование агротехнопарка Республики Коми.Нами разработана концепция функционирования агротехнопарка, представленная на рис. 2.

Концепция представляет совокупность организационно-экономическихпринципов создания и осуществления деятельности агротехнопарка Республики Коми [8], которые призваны образовать глубокие связи и отношения сельскохозяйственного производства, науки, образования, функциональных служб, обслуживающих подразделений и органов управления.

Развитие инновационного предпринимательства и повышение наукоемкости сельскохозяйственного производства должно происходить за счет формирования в организациях-участниках производственного звена агротехнопарка условий для апробации и внедрения передовых разработок научного звена, осуществления экспериментального производства [2].

Оптимальное сочетание отраслей производства будет достигнуто посредством формирования оптимальной структуры экспериментального производства, которая позволит обеспечить высокую экономическую эффективность деятельности производственного звена агротехнопарка. Развитие внутризвеньевой специализации будет осуществляться с учетом требований рынка и производственных мощностей участников объединения.

Рациональное территориальное распределение и кооперация труда будет основано на создании территориальных подразделений производственного звена из сельскохозяйственных организаций, оптимизации размеров районных подразделений и формировании тесных взаимосвязей между участниками на основе кооперации [1].

За участниками агротехнопарканеобходимо сохранение статуса собственника средств производства, земли и выпущенной продукции (исключение составляет экспериментальное производство) посредством установления количества и объемов продукции экспериментального производства, переданных в собственность участникам производственного звена агротехнопарка и обеспечения свободного принятия решений по поводу использования имущества и земли, которые не задействованы в экспериментальном производстве, а также по использованию доходов, полученных от основной деятельности.

Организация формирования и пополнения фонда агротехнопарка должно происходить с учетом вклада и экономических интересов его участников, и расходов на обеспечение материально-техническими ресурсами, обеспечения сопоставимости доходов и расходов, обоснования системы показателей оценки деятельности звеньев.

Необходима разработка положения о производственно-экономических отношениях внутри звеньев агртехнопарка, о внутренних тарифах и ценах, взаиморасчетах звеньев и учетно-финансовой группы.

Мотивация работы звеньев агротехнопарка и усиление материальной заинтересованности его участников в конечных результатах экспериментального производства будет происходить на основе разработки прогрессивных систем взаимодействия звеньев, стимулирующих осуществление экспериментального производства с учетом точного соответствия методам и технологиям.

Таким образом, на основании вышеприведенной концепции следует осуществлять создание и функционирование агротехнопарка, что позволит достигнуть его эффективной работы, самообеспеченности, взаимодействиямежду звеньями и заинтересовать всех участников в получении высоких конечных результатов.

Агротехнопарк состоит из четырех основных звеньев, главным из которых выступает управленческое звено, а в его подчинении находятся научное, образовательное и производственное звенья (рис. 3).

Основываясь на проведенных исследованиях, можно сделать следующие выводы:

  • агротехнопарк является сложной мультисистемой, которая зависит от четкости и слаженности функционирования его звеньев и исполнения всеми участникамицелей и задач агротехнопарк в обязательном порядке;
  • управленческое звено является главенствующим и способствуетстабильной эффективной деятельности агротехнопарка; с помощью него осуществляется экономический и юридический контроль за функционированием агротехнопарка и вместе с тем посредством данного звена осуществляется отстаивание интересов участников агротехнопарка на всех уровнях государственной власти;
  • научное звено разрабатывает, обосновывает, внедряет и обеспечивает научное сопровождение инноваций, новых технологий, способов и методов управления сельскохозяйственным производством, основываясь на приоритетных научных направлениях.  Технологии, которые получены на выходе передаются в банк инноваций агротехнопарка с целью дальнейшей коммерциализации;
  • образовательное  звено  представляет четко  организованную,  взаимосвязанную учебную  сеть,  призванную  сформировать  постоянно  действующую  систему подготовки  молодых  востребованных  специалистов,  переподготовки  и повышения  квалификации  руководителей  и  сотрудников АПК  по  проблемам, связанных с управлением и организацией производства, в особенности в период системного кризиса, необходимости импортозамещения и адаптации к условиям ВТО;
  • производственное  звено  выступает в качестве главного и одного  из  сложнейших  звеньев  агротехнопарка,  так как в его состав должен входить полный цикл сельскохозяйственного  производства  от первичного сельскохозяйственного сырья  до  продуктов питания и полуфабрикатов, которые готовы к  употреблению, следовательно,  в его состав должны войти производственные  организации, а также организации по  доработке, переработке, хранению  и упаковке продукции сельского хозяйства.

Заключение

АПК Республики Коми имеет множество нерешенных проблем, которые сказываются на эффективности сельскохозяйственного производства. К ним можно отнести: недостаток квалифицированных кадров, низкая инновационная активность сельхозтоваропроизводителей, физически и морально изношенная материально-техническая база и т.д. Для решения данных проблем необходимо осуществление интеграционных процессов в отрасли. Объединение науки, образования и бизнеса в АПК региона на единой платформе в форме агротехнопарка позволяет ускорить процесс внедрения новых технологий в реальное производство, обеспечить фундаментальную науку дополнительными стимулами, повысить качество образования и создать новую социокультурную среду в регионе. Несмотря на свою прогрессивность, интеграционные процессы в нашей стране испытывают кризис. Необходимы новые механизмы, концепции и методы объединения, которые будут соответствовать современной реальности. В связи с этим в данном исследовании предложена концепция функционирования агротехнопарка, основывающаяся на развитии инновационного предпринимательства и повышениинаукоемкости сельскохозяйственного производства, оптимальном сочетании отраслей производства, рациональном территориальном распределении и кооперации труда, мотивации и координации работы звеньев на базе полной взаимоотдачи и слаженного взаимодействия и т.д. Структура агротехнопарка включает в себя 4 звена: управленченское, образовательное, научное и производственное.

Таким образом, управление современным АПК Республики Коми в сложных социально-экономических условиях обуславливает необходимость формирования интеграционных процессов в отрасли с целью объединения и усиления образовательного, научного и производственного потенциала. Это позволит отрасли перейти на новый инновационный путь, что необходимо для обеспечения продовольственной безопасности региона.

Список литературы

  1. Байбакова Т.В. Оценка эффективности интеграционных процессов в АПК / Т.В. Байбакова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – Т. 2. – №8. – С. 119-123.
  2. Голубев А. В. Интеграция аграрной науки и образования // Никоновские чтения. – 2008. –№13.–[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-agrarnoy-nauki-i-obrazovaniya (дата обращения: 01.03.2020).
  3. Кайшев В.Г.Совершенствование организационно-экономического механизма интеграции / В.Г. Кайшев, А.А. Дибиров // Экономика сельского хозяйства России. – 2017. – №6. – С. 32-40.
  4. Косякова Л.Н. Формирование кадрового потенциала агропромышленного комплекса: инновационный подход // Известия СПбГАУ. –2016. –№45. – С. 196-200.
  5. Махотлова М. Ш., Карашаева А. С. Интеграционные взаимодействия аграрной науки и сельскохозяйственного производства // Молодой ученый. – 2015. – №20. – С. 168-172.
  6. Пшихачев С.М. Исследование международного опыта организации инновационных и инвестиционных процессов на предмет использования в условиях российского АПК / С.М. Пшихачев, И.Х. Керефова, Н.И. Литовка // Финансовая экономика. – 2019. – №8. – С. 188-191.
  7. ПыжиковаН., ХодосД., Власова Е. Интеграционный вектор развития аграрной науки, образования и производства // МСХ. –2015. –№5. –[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/integratsionnyy-vektor-razvitiya-agrarnoy-nauki-obrazovaniya-i-proizvodstva (дата обращения: 02.03.2020).
  8. Сёмин А.Н. Технопарковые и агрокластерные структуры как базис научно-технологического развития агропромышленного комплекса / А.Н. Сёмин, А.С. Труба // Экономика сельского хозяйства России. – 2019. – №7. – С. 2-7.
  9. Соловьева Т. Н., Сафронов B. B. Интеграция производства, науки и образования как условие перехода агропромышленного производства к инновационному типу развития // Никоновские чтения. –2008. –№13. – [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-proizvodstva-nauki-i-obrazovaniya-kak-uslovie-perehoda-agropromyshlennogo-proizvodstva-k-innovatsionnomu-tipu-razvitiya (дата обращения: 02.03.2020).
  10. Терновых К. С. Агропромышленные интегрированные формирования: состояние и перспективы развития // Монография. Воронеж: Воронежский ГАУ, 2013. – С.245.
  11. Труба А.С. Развитие кооперационных и интеграционных процессов в системе формирования устойчивости АПК / А.С. Труба, О.Ю. Анциферова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2018. – №10. – С. 64-68.