Московский экономический журнал 2/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10115

Проблемы и перспективы развития птицепродуктового подкомплекса в Российской Федерации в 2021 году 

Problems and prospects of development of the poultry product subcomplex in the Russian Federation in 2021

Смыков Роман Александрович, Мичуринский государственный аграрный

Smykov Roman Aleksandrovich

Аннотация. Птицепродуктовый подкомплекс Российской Федерации после триумфа середины 2000-ых и 2010-ых показал ряд значимых проблем, связанных в первую очередь с достижением точки насыщения отечественного рынка мясом птицы. Однако существуют и другие факторы, которые отрицательно сказываются на его развитии. Но в то же время потенциал птицепродуктовой отрасли использован не полностью: есть направления, по которым рост может быть продолжен – это и экспортное направление, и направление глубокой переработки, и новые ниши в птицепродуктовом подкомплексе.

Summary. The poultry subcomplex of the Russian Federation after the triumph of the mid-2000s and 2010s showed a number of significant problems associated primarily with reaching the saturation point of the domestic poultry market. However, there are other factors that negatively affect its development. But at the same time, the potential of the poultry products industry is not fully used: there are areas in which growth can be continued – this is the export direction, and the direction of deep processing, and new niches in the poultry subcomplex.

Ключевые слова: птицепродуктовый подкомплекс, рынок мяса птицы, экспорт мяса птицы, кросс мясных кур.

Key words: poultry subcomplex, poultry meat market, poultry meat export, cross meat chicken.

Птицепродуктовый подкомплекс страны начал свое развитие после введения в начале 2000-ых годов курса на поддержку отечественных производителей. За это время рынок Российской Федерации почти на 100 процентов был обеспечен мясом птицы российского производства. Рост числа птицефабрик и увеличение выпуска, однако, привели к кризису перепроизводства 2018 года, когда происходило закрытие и приостановка птицефабрик.

В 2019-2020 годах напряжение на рынке было снято за счет сокращения производителей, росте цен на мясо птицы, освоения рынков Юго-Восточной Азии. Однако потенциал последнего освоен менее чем на треть – по данным Meatinfo [2] – но это в части лап бройлеров, которые пользуются значительным спросом в Китае. Остро в эти годы встал и вопрос о глубокой переработке птицесырья.

В связи с этим на фоне выпуска различных видов мяса птицепродукция продолжила лидировать и в 2020 году (рисунок).

Если сравнивать, например, с 2017 годом, то мясо птицы незначительно уступило свою долю свинине: удельный вес мяса птицы сократился на 0,1 процента относительно 2017 года и на 1 процент – относительно 2018, а доля свинины увеличилась соответственно на 1,4 и 2,2 процента.

В то же время 2020 год принес новые вызовы, связанные с пандемией COVID-19. Однако его влияние на птицепродуктовый подкомплекс было неоднозначным: с одной стороны, по прогнозу, произошло снижение реальных располагаемых доходов населения на 3,5 % [3] и сокращение цен на мясо птицы (на 8 % за первое полугодие 2020 года), с другой стороны отмечен рост на мясо и субпродукты, включая мяса птицы, а также  произошло увеличение экспорта, особенно в Китай. Только в июле 2020 года произошел шестикратный рост экспорта в эту страну. А если взять период с января по сентябрь 2020 года, то прирост экспорта в дальнее и ближнее зарубежье возрос в полтора раза, составив 220 тыс.тонн [2,4].

Экспортное направление должно стать основным фактором роста производства и сбыта птицепродукции, в том числе глубокой переработки, в 2021 году, однако в 2020 году отмечались упущенные возможности российского птицепрома: по данным Россельхознадзора, только пятая часть заинтересованных иностранных государств получила по экспорту готовые российские птицепродукты (разрешение на поставки получено практически из 60 стран, а поставки шли лишь в 12 [6]).

По данным Федеральной службы государственной статистики, за десять месяцев 2020 года сельскохозяйственные организации произвели 5186 тыс. тонн мяса птицы, и это оказалось на 0,7 % выше показателя аналогичного периода 2019 года. И такой рост стал возможен только благодаря экспорту.

Средние потребительские цены на куры охлажденные и мороженые составили 145 рубля за кг (средние данные за декабрь 2020 года), увеличившись на 1,7 %. Однако в предыдущие месяца, особенно в весенне-летний период шло снижение отпускных цен [4]. Рост произошел за счет незначительного увеличения потребительского спроса на птицу на внутреннем рынке.

В 2021 году рост цен на птицу и яйцо продолжит рост, так как произойдет оживление экономики после ограничений, связанных с пандемией. Это обусловлено увеличением себестоимости птицепродукции, связанной с ростом на ключевые статьи затрат птицепроизводителей.

Следует отметить важность развития в 2021 году экспорта не только мяса кур, но и уток и индеек, на которые наблюдается повышенный спрос в мире. Но если поставки за рубеж индюшатины в 2020 году росли заметными темпами, составив двукратное увеличение[3], то по утке данные более скромные. Российские производители традиционно ориентируются на курятину и индейку, а производство утиного мяса не превышает 65 тыс. тонн в год [3].

Утка в России не так популярна, как, например, во Франции, но как экспортная отрасль она может успешно развиваться, хоть и не сможет в ближайшее время составить конкуренцию Китаю, который считается самым крупным производителем и поставщиком утиного мяса.

Проблема активного выхода России на зарубежные рынки с мясом птицы – и 2021 год не станет исключением – заключается в ценовой политике других иностранных производителей-экспортеров. Последние активно используют демпинг при ценообразовании, тем самым ставя российского производителя в невыгодные условия. Но и здесь есть выход – поставка продукции более глубокой переработки или органической продукции.

Органическое мясо птицы популярно в развитых странах, так как доля населения с высоким уровнем дохода там значительно выше, а, значит, и больше по размеру целевой сегмент производителей такой продукции.

Проблема, однако, заключается в том, что существующее законодательство четко не разграничивает понятия органической продукции, экопродукции, создает двусмысленные ситуации, когда честный производитель органического мяса птицы оказывается в менее выгодных условиях, чем недобросовестный. В этом плане 2021 год должен стать годом гармонизации «органического» законодательства применительно в птицепродукции и установлению заслонов тем, кто под видом «органики» продает рядовое мясо кур, прошедшее все процедуры массового производства.

Представители птицеводческих компаний видят ситуацию в переходе на качественно новый уровень производства – и это перспективный путь развития птицепродуктового подкомплекса.

Значимая роль здесь отводится и государству. В 2020 году принята подпрограмма «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров» (на период 2020–2025 гг.) в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы [1].

Основные параметры подпрограммы представлены в таблице.

Подпрограмма, на наш взгляд, полностью сбалансирована и учитывает не только разработку отечественных кроссов, но и их использование в России и за рубежом. Но на наш взгляд, необходимо проработать меры льготного кредитования, налоговых льгот для коммерческих организаций, занимающихся разработкой и внедрением нового отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров.

Таким образом, 2021 год может стать годом выхода отечественного птицепродуктового подкомплекса на качественно новый уровень при использовании текущей и перспективной конъюнктуры рынка,  также при поддержке отрасли со стороны государства.

Список использованных источников

  1. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2020 г. № 782 О внесении изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 годы»
  2. Рынок мяса в России: итоги 2019 года и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meatinfo.ru/blog/rinok-myasa-v-rossii-itogi-2019-g-i-perspektivi-735.
  3. Рынок мяса птицы / Информационно-аналитическое агентство ИМИТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://emeat.ru.
  4. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
  5. Экспортный еженедельник [Электронный ресурс] / Россельхознадзор. – Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/fsvps/importExport/exportWeekly.html.