Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

УДК 336.7

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10291

Проблема совершенствования стратегии управления развитием регионального  зернопродуктового подкомплека

The problem of improving management strategies the development of the regional grain product subcomplex

Курочкин Валентин Николаевич, доктор технических наук, Азово-Черноморский инженерный институт-филиал Донского государственного аграрного университета, г. Зерноград,  Ростовская область, Россия

Valentin N. Kuroschkin, Doctor of Technical Scienes, Azov-Black Sea engineering  institute-branchof  DonState agricultural university, Zernograd, Rostovregion, Russia

Аннотация: С целью исследования методических подходов  к совершенствованию стратегии управления  развитием регионального  зернопродуктового подкомплекса были решены две взаимно связанные задачи. Был выявлен актуальный научный подход к решению вопросов стратегического развития ЗПК и были обобщены  исследования  по управлению его стратегическим развитием. Установлено системное противоречие. Для его устранения необходимо  решить актуальные проблемы совершенствование стратегического планиро-вания и развития зернопродуктового подкомплекса, основываясь на взаимо-действии аппарата государственного управления и частных сельскохозяйственных организаций.

Summary: In order to study methodological approaches to improving the strategy for managing the development of the regional grain product subcomplex, two interrelated tasks were solved. An up-to-date scientific approach to resolving grain production strategy issues was identified. Studies on strategic development management were also summarized. A systemic contradiction is established. To eliminate it, it is necessary to solve urgent problems improving strategic planning and development of the grain product subcomplex. To solve the problem should be based on the interaction of public administration and private agricultural organizations.

Ключевые слова: сельское хозяйство, производство, зерно, регион, стратегия, управление, развитие.

Key words: agriculture, production, grain, region, strategy, management, development.

Введение. Жизненно важным для АПК является его государственное регулирование, что делает актуальной проблему адаптации теоретических положений стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК, так как производство зерна не может быть саморегулирующимся процессом: хаотичное (нерегулируемое) развитие  регионального  зернопродуктового подкомплекса (ЗПК) не позволяют государству решить стратегические задачи социальных вопросов.

Цель данной работы – исследование методических подходов  к совершенствованию стратегии управления  развитием регионального  зернопродуктового подкомплекса АПК. Для достижения поставленной цели следует решить две взаимно связанные задачи: выявить актуальный научный подход к решению вопросов стратегического развития ЗПК; обобщить исследования  по управлению его стратегическим развитием.

Объектом исследования в данной работе выступает разработки  в области стратегического развития ЗПК.

Метод исследования –  монографический.

Обсуждения. Актуальный научный подход к решению вопросов стратегического развития зернопродуктового подкомплекса, как показало изучение научной экономической литературы, определяется частным характером производства зерна в процессе предпринимательской деятельности, которая регламентируется законодательными актами.

В соответствии с Гражданским кодексом  РФ предпринимательская деятельность  должна рассматриваться как основа экономической деятельности [1]. В сельском хозяйстве предпринимательской деятельностью могут заниматься коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, сельскохозяйственные кооперативы и артели), крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства.

Планирование предпринимательской деятельности не является обязательным, но большая часть сельскохозяйственных предприятий составляют планы стратегического развития, организационно-технические планы), годовые планы и оперативные рабочие планы.

Это помогает нацелить предприятие на результат и повысить эффективность деятельности. Бизнес-планы требуются от каждого предприятия и предпринимателя, который предполагает развивать  свой бизнес, прибегнув к кредитованию.

Планирование в России установлено законодательно [2].  Из этого следует, что для реализации закона о развитии сельского хозяйства с помощью кредитных средств необходимо планирование предпринимательской деятельности  (бизнес-планирование) [3].

Использование планирования результатов ЗПК предопределено Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства»[4].

Данным актом и другими нормативными документами установлено управление стратегическим развитием предприятий в сфере производства зерна и стимулирование в рамках обозначенной проблемы создание и деятельность  малых инновационных фирм.

Все эти меры направлены на обеспечение продовольственной безопасности   [5], развитие сельского хозяйства как социально-экономической системы [6, 7]. Основой указанного развития установлено формирование кластеров как в промышленности, так и в сельском хозяйстве [8].

Анализ результатов работ по данной тематике показал, что стратегия управления развитием ЗПК одновременно является  стратегией развития совокупности работающих в данном подкомплексе сельских предпринимателей. Теория и практика стратегического управления развитием предпринимательства, понятие «предпринимательство»как явление остаются недостаточно исследованным: известны противоречивые трактовки его содержания. В развитии ЗПК также остаются недостаточно раскрытыми организационные и методические вопросы стратегии развития как  малых фермерских форм хозяйствования и средних по размерам  сельскохозяйственных организаций, так и  холдингов и других предпринимательских объединений[8, с. 6– 12]. 

С одной стороны, приняты регулирующие хозяйственную деятельность законодательные акты: о стратегическом планировании, о развитии сельского хозяйства о мерах по внедрению достижений науки и инноваций.

С другой стороны: существующие нормативные акты имеют прямой запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность частных структур: сельскохозяйственных организаций в форме кооперативов, а также ЗАО,  ПАО и других хозяйственных обществ и их объединений.

Выявленное системное противоречие генерирует проблему совершенствования стратегии управления  развитием регионального   зернового подкомплека АПК и тем самым актуализирует тему настоящей статьи.

Затем обобщили исследования  по управлению его стратегическим развитием. Интересным представляется исследование В.С. Горбунова о методологии и модели управления стратегии развития, в котором обоснована целесообразность реализации инновационной стратегии[9].

Модель В.С. Горбунова предполагает такие  стратегические направления совершенствование организации регионального зернопродуктового подкомплекса АПК, как  модернизация организационно-правового базиса, включая формирование хозяйственных  связей между подсистемами зернового кластера и уточнение нормативно-правовой основы ЗПК.

Вышеизложенное совпадает с нашей точкой зрения и отражает таргетирование стратегии развития ЗПК. Исходя из модели указанного автора, установили целесообразность: разработки плана стратегической инфраструктуры; развитие системы страхования посевов зерновых культур и создание государственной системы стимулирования стратегического развития ЗПК.

Актуальной проблемой стал выбор подрядчиков (исполнителей) государственных заказов по результатам тендеров: участились случаи появления  недобросовестных исполнителей. О проблеме надежности заказчиков и поставщиков, их платежеспособности, дееспособности и неэффективности напомнил недавно Председатель Правительства РФ.

Порожденные системным противоречием проблема обуславливает совершенствование стратегии управления развитием ЗПК АПК, причем началом корректировки стратегии может стать развитие кризисной ситуации по причинам внешних и внутренних угроз. В экономической литературе достаточно подробно исследуется логи­ческая цепочка взаимосвязей внутренних и внешних причин кризиса и предлагается методика корректировки планы развития. Её предназначение –  помощь хозяйствующим субъектам АПК в определении методы противодействия угрозам и в сохранения  жизнеспособности в сложившихся условиях. Корректировка стратегии управления развитием регионального ЗПК АПК, по нашему мнению, может быть основана на результатах исследований И.Г. Кукукиной и И.А. Астраханцевой, которые констатировали следующий факт: «Корректировка стратегии управления развитием обыч­но касается четырех основных направлений…».По их мнению, это такие направления, как: поведение хозяйствующего субъекта на рынках (стратегия маркетин­га);  производственная стратегия (структура и объемы производ­ства зерна); финансовая стратегия (методика привлечения инвестиций, аккумуляция и последующее размещение финансовых ресурсов); стратегия управления предприятием и его персоналом персонала и др.

Результаты. Для создания эффективной стратегии управления развитием зернопродуктового подкомплекса необходимо изменение роли государства в аграрной экономике: структурам государственного управления предстоит стать организатором процесса  совершенствования стратегии управления  развитием регионального   ЗПК АПК. Опыт США в области контроля аграрного сектора подтверждает этот тезис. Не требует доказательства пункт о том, что стратегия должна исходить из необходимости инновационного развития. Государственные инвестиции в рамках реализуемых в настоящее время  национальных проектов являются потенциальным ресурсом финансирования фундаментальных и прикладных исследований в АПК в целом, и для ЗПК, в частности. Системное финансирование производства зерна, по  опыту стран Запада,  необходимо увеличивать. Предположительно решением проблемы реализации стратегического управления ЗПК АПК  может стать разработка системы и  стратегии возрождения и устойчивого развития, значимую роль в развитии которого принадлежит изучаемому  подкомплексу.

В полном соответствии с принятыми законодательными актами о стратегическом планировании и реализации государственной научно-технологической политики в сельском хозяйстве органы государственного управления должны управлять стратегическим развитием ЗПК, в том числе и на основе частно-государственного партнерства, что в некоторой степени о решает показанную выше проблему соотношения планирования и суверенности хозяйственной деятельности частных фирм в АПК. Госинвестиции нацпроектов могут быть ресурсом для финансирования фундаментальных исследований в АПК.

Значимое направление стратегии ЗПК –  формирование вертикально интегрированных организационных  структур и инкорпорирование малых предприятий, стратегическое планирование АПК,  совершенствование стратегии управления  развитием регионального   зернового подкомплека АПК.

разработки плана стратегической инфраструктуры;  развитие системы страхования посевов зерновых культур и создание государственной системы стимулирования стратегического развития ЗПК.

Заключение. Актуальный научный подход к решению вопросов стратегического развития зернопродуктового подкомплекса включает в себя: разработку системы и  стратегии возрождения и устойчивого развития сельского хозяйства;  стратегическое планирование формирования вертикально интегрированных структур и кластеров на базе частно-государственного партнерства. Стратегия развития ЗПК АПК по логике вещей предполагает использование инновационных технологий (создание: высокопродуктивных сортов и гибридов адаптированных к региональным особенностям сельскохозяйственных культур,  соответствующих  технологий).

На первом месте, на наш взгляд, стоят следующие проблемы стратегического развития зернопродуктового подкомплека:

  • эффективности стратегии управления развитием регионального ЗПК;
  • совершенствование стратегического планирования и управления инновациями в ЗПК на базе формирования вертикально интегрированных структур,  кластеров и частно-государственного партнерства

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51– ФЗ(ред. от 28.12.2018). – Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон № 172– ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016). – Собрание законодательства РФ”, 30.06.2014, № 26 (часть I), ст. 3378.
  3. Федеральный Закон от 29 декабря 2006 г. №264 – ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в последней редакции на 01.02.2019). – СПС «Консультант».
  4. Указ Президента РФ № 350 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства». – Собрание законодательства РФ, 25.07.2016, № 30, ст. 4904
  5. Указ Президента РФ  № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». – Собрание законодательства РФ”, 01.02.2010, №5, ст. 502.
  6. Государственная программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013– 2020 годы. – СПС «Консультант».
  7. Постановление Правительства РФ  №779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (ред. от 26.09.2016).  – Собрание законодательства РФ, 10.08.2015, № 32, ст. 4768.
  8. Бондаренко А.М. Эффективность функционирования  хозяйственных обществ и их объединений в АПК: монография / А.М. Бондаренко, В.Н. Курочкин. –  Зерноград: ФГОУ ВПО АЧГАА, 2009. –  268 с.
  9. Горбунов В.С. Методология и модели управления инновационным развитием сельского хозяйства: автореф. дис. … д-ра экон. наук. –  Саратов, 2011. –  48 с.
  10. Digital agriculture as a driver of innovative development of AIC. Fomin A.A., Shapovalov D.A., Lepekhin P.P. International Agricultural Journal. 2019. Т. 62. № 2. С. 5.
  11. Проект “цифровое сельское хозяйство” – драйвер инновационного развития АПК. Фомин А.А. АПК: Экономика, управление. 2019. № 11. С. 72-76.
  12. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университете по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А Фомина. Москва, 2018.
  13. Оценка земельных ресурсов и агробизнеса. Цыпкин Ю.А., Алтухов А.И., Баутин В.М., Близнюкова Т.В., Бордияну И.В., Борисычев Р.Г., Губарев Е.В., Демченко А.А., Долгушкин Н.К., Донцова Л.В., Дудченко А.Л., Дуранин М.Ю., Камаев Р.А., Комов Н.В., Орлов С.В., Павленко Д.П., Пакулин С.Л., Папцов А.Г., Феклистова И.С., Фомин А.А. и др. Москва, 2019. Сер. Оценка бизнеса
  14. О проблемах учета земель сельхозначения в Российской Федерации. Лайкам К.Э., Фомин А.А. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 2 (368). С. 7-12.
  15. Import substitution in the agro-industrial complex of Russia. Fomin A. International Agricultural Journal. 2018. Т. 61. № 1. С. 1.
  16. Инновационные направления устойчивого развития агропромышленного комплекса. Цыпкин Ю.А., Фомин А.А., Пакулин С.Л., Козлова Н.В., Феклистова И.С. Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. № 6 (372). С. 84-88.