Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.3

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10723

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

LAND MANAGEMENT ENSURING THE USE OF SPECIALLY PROTECTED LAND

Брыжко Виктор Геннадьевич, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой землеустройства, ФГБОУ ВО Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, E-mail: bryzhko@bk.ru

Брыжко Илья Викторович, к.э.н., доцент кафедры картографии и геоинформатики, ФГАОУ ВО Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, E-mail: zemproekt@yandex.ru

Bryzhko Viktor Gennadievich, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Land Management, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov, Perm, E-mail: bryzhko@bk.ru

Bryzhko Ilya Viktorovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Cartography and Geoinformatics, Perm State University, Perm, E-mail: zemproekt@yandex.ru

Аннотация. В статье обоснованы предложения авторов по землеустроительному обеспечению развития особо охраняемого землепользования Пермского края. Определены региональные особенности землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования: некоммерческий характер землепользования, труднодоступность и удаленность объектов землеустройства, отсутствие целевого финансирования, специфика процесса землеустроительного проектирования и перенесения проектов в натуру, трудности практической реализации проектов. Установлены стадийность и содержание землеустройства особо охраняемого землепользования с иллюстрацией на конкретном объекте – региональном ботаническом памятнике природы «Бардымская вишневая гора».

Abstract. The article substantiates the proposals of the authors on land management support for the development of specially protected land use in the Perm Territory. The regional features of land management support for specially protected land use have been determined: non-commercial nature of land use, inaccessibility and remoteness of land management facilities, lack of targeted funding, specifics of the process of land management design and transferring projects to nature, difficulties in the practical implementation of projects. The stages and content of land management of specially protected land use have been established with an illustration at a specific object – the regional botanical natural monument “Bardymskaya vishnevaya gora”. 

Ключевые слова: особо охраняемое землепользование, землеустройство, содержание землеустроительного процесса, землеустроительное проектирование

Keywords: specially protected land use, land management, content of the land management process, land management design

В структуре земельного баланса отдельное место занимает особо охраняемое землепользование, необходимость выделения которого в отдельную категорию определяется законодательно на государственном уровне [1].

Формирование особо охраняемого землепользования должно соответствовать нормативным требованиям обеспечения благоприятной экологической среды и сохранения природных ресурсов [2].

Охраняемое землепользование может быть реализовано в различных формах, выделяемых в зависимости от назначения территорий и объектов, их роли в природоохранной системе и конкретных природоохранных функций [3]. Уровни осуществления управленческих действий здесь соответствуют уровням общей системы земельно-ресурсного управления (федеральный, региональный, местный).

Особо охраняемое землепользование в регионах страны довольно стабильно. Так, в Пермском крае площадь земель особо охраняемых территорий и объектов не изменялась около десяти лет, и составляет почти 0,3 млн.га (1,8% от общей площади земель региона). В структуре угодий охраняемого землепользования наибольший удельный вес занимают участки под лесами – 78%, горы и скалы – 13%, под водой и болотами – 4%, сельскохозяйственные угодья – 5%. Почти все особо охраняемые земли находятся в государственной и муниципальной собственности. Удельный вес этого вида собственности составляет в регионе 99,9% общей площади охраняемого землепользования. Более 98,5% площади особо охраняемых территорий занято двумя заповедниками: «Вишерским» (241,2 тыс.га) и «Басеги» (38,1 тыс.га). Региональный заказник «Предуралье» занимает площадь 2,3 тыс. га; местные курорты, дома отдыха и детские лагеря расположены на территории площадью 1,9 тыс. га [4].

Для организации рационального использования особо охраняемых земель требуется эффективное землеустроительное обеспечение и развитие системы управления земельными ресурсами. Последнее актуально для всех регионов страны, особенно для территорий аграрной и многофункциональной специализации [5].

Пермский край – многофункциональный в хозяйственном отношении регион со значительным потенциалом развития агрокомплекса. Здесь отмечается значительная динамика межотраслевого перераспределения земельного имущества, что требует выделения в земельно-имущественной сфере определенных приоритетов [6]. В частности, требуется усиление природоохранной составляющей хозяйственной и организационно-территориальной деятельности [7].

Землеустроительное обеспечение особо охраняемого землепользования в Прикамье имеет определенные особенности, обусловленные региональными природными условиями, исторической практикой, функциональным назначением земель, сущностью охраняемого природопользования.

Особо охраняемое землепользование в большинстве случаев носит выраженный некоммерческий характер. Как правило, хозяйственная деятельность на охраняемых территориях существенно ограничена или вовсе запрещена. Заработать на особо охраняемом землепользовании проблематично. Это определяет слабый интерес со стороны бизнеса и предпринимательского сообщества к проблемам обеспечения условий особой охраны на ценных землях, сохранения уникальных ландшафтных комплексов, редких видов растительности и представителей животного мира. Данная особенность затрудняет экономическое и финансовое обоснование инвестиционного землеустроительного проектирования на особо охраняемых земельных массивах.

Большое количество особо охраняемых природных комплексов в регионе характеризуется значительной удаленностью от крупных населенных пунктов и административных центров, труднодоступностью. Это обусловлено самой сутью особо охраняемого землепользования. Оно должно быть надежно защищено от любого активного антропогенного воздействия, последствий хозяйственной деятельности людей. Такой характер местоположения охраняемых земель определяет дополнительные затраты на проведение осмотров территории, осуществление надзорных действий, выполнение мониторинговых исследований. В частности, в подобных условиях снижается эффективность контрольных функций в сфере использования земли (из-за большой и удаленной территории, нехватки людей и транспорта, отсутствия средств, недостатка инструментов и оборудования) [8].

В современных условиях финансирование землеустроительного обеспечения развития землепользования осуществляется по остаточному принципу. В течение многих лет проявляется устойчивая тенденция ослабления внимания государства к проблемам землепользования и, ставшее традиционным, отсутствие финансовых ресурсов на мероприятия по организации рационального использования земельно-имущественных комплексов различного функционального назначения [9]. Эта проблема ставит под сомнение возможность сохранения института землеустроительной деятельности в стране.

Для эффективного землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования требуется система производства соответствующих проектных документов. Практика землеустроительного проектирования здесь также имеет свои особенности.

Сегодня такой практики нет, а прежний опыт проектных разработок из-за его давности утерян. Поэтому сформированный опыт в этой сфере сегодня отсутствует.

Уникальный характер отдельных особо охраняемых объектов и земель определяет индивидуальный характер землеустроительного проектирования для отдельных видов особо охраняемого землепользования и уникальность разрабатываемой землеустроительной проектной документации.

В процессе выполнения подготовительных работ в нашем случае отмечается высокий удельный вес сложных натурных обследований и изысканий, и их комплексный характер (необходимы данные о рельефе, почвах, растительности, гидрографии, площади, конфигурации и т.д.). Кроме того, детального обследования требуют объекты антропогенного влияния (источники, характер негативного влияния, степень антропогенного воздействия).

Для землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования характерна высокая стоимость обследовательских и проектно-изыскательских работ из-за их уникальности, сложности, комплексного характера и труднодоступности особо охраняемых объектов проектирования.

Характерной особенностью здесь является сложность перенесения в натуру проектных элементов, которые должны совмещаться одновременно с границами угодий, растительности, почвами, элементами рельефа, объектами гидрографии, границами ландшафтных комплексов. Надо сказать, что учет основных ландшафтообразующих природных компонентов и процессов необходим при землеустроительном проектировании территорий с условиями особой охраны [10].

В силу специфики особо охраняемого землепользования на практике встречаются сложности осуществления его приоритета, а также проблемы обеспечения режима особой охраны для отдельных природных объектов и комплексов.

Таким образом, к основным особенностям землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования можно отнести: некоммерческий характер охраняемого землепользования; труднодоступность и удалённость объектов землеустройства; отсутствие финансирования организационно-территориальной деятельности; специфика производственного процесса землеустроительного проектирования и реализации проектных положений; трудности в осуществлении на практике приоритета особо охраняемого землепользования и обеспечения режима особой охраны для отдельных объектов и территорий.

Перечисленные специфические характеристики требуется учитывать в процессе землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования. Содержание землеустройства в данном случае должно быть представлено двумя стадиями:

  • схема землеустройства регионального уровня (большинство особо охраняемых объектов относятся к уровню субъекта – регионального значения);
  • проект землеустройства, в котором решаются вопросы размещения и организации основных территориальных элементов, соответствующих функциональному назначению особо охраняемых земель (охранные зоны, зоны с разным режимом ограничений в хозяйственной деятельности; зоны стоянок и парковок транспорта; зоны экскурсий, познавательного туризма, рекреации; зоны научных исследований; зоны разрешенного сбора дикоросов).

Проиллюстрируем наши предложения на конкретном примере – региональном ботаническом памятнике природы «Бардымская вишневая гора».

В Пермском крае насчитывается 389 особо охраняемых объектов. При этом подавляющее большинство из них представлено объектами регионального значения. Таких объектов в регионе 283, что составляет 73% особо охраняемых объектов, расположенных на территории края [11].

Бардымская вишневая гора площадью 1,2 га расположена в 5 км восточнее с.Барда – административного центра одноименного муниципального района. Уникальность объекта определяется произрастанием вишни степной в нетипичных для данной территории условиях. Сорок лет назад этот объект был включен в перечень ботанических памятников природы региона и в этом статусе просуществовал до 2008 г. В 2008 году Бардымская вишневая гора исчезла из реестра особо охраняемых объектов на территории региона [12].

Между тем характер уникальности объекта и его ценность не изменились. Он продолжает по своей сути оставаться памятником природы, требующим особой охраны. Уникальностью обладают нетипичная растительность, рельеф, редкие почвы, другие ландшафтные характеристики этого ценного памятника природы [13].

Для восстановления утраченного статуса ботанического памятника природы необходима законодательная инициатива на региональном уровне. Включение Бардымской вишневой горы в реестр особо охраняемых объектов будет иметь не только экологические, но и социальные последствия. Природные комплексы, используемые для рекреации, туризма и спорта, играют важную роль в создании благоприятных условий жизни местного населения, что требует соответствующих регулирующих воздействий со стороны органов законодательной и исполнительной власти [14].

Процесс землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования Пермского края должен найти свое отражение на предпроектном уровне в схеме землеустройства региона. Здесь необходим раздел, отражающий состояние и перспективы особо охраняемого землепользования региона, предусматривающий включение в реестр памятников природы с восстановленным статусом (в том числе Бардымской вишневой горы), с указанием площадей объектов, режима их перспективного использования. Прогнозные разработки должны учитывать особенности и специфику особо охраняемого землепользования [15].

Далее разрабатывается проект землеустройства на конкретное особо охраняемое землепользование.

Применительно к нашему случаю необходимо: запроектировать охранную зону; выделить зону научных исследований (она совпадает с вершиной горы Дранзитау и составляет 1,2 га); организовать пешеходные тропы  в экскурсионных, познавательных, рекреационных целях (рельеф местности позволяет создать тропы разного уровня  сложности от 500 м до 1500 м на прилегающих к вершине лесных угодьях местного лесничества; организовать подход к объекту (объект находится недалеко от крупного населенного пункта и можно ограничиться организацией пеших подходов); организовать места отдыха и питания туристов, посещающих особо охраняемый объект (для этого можно использовать территорию, прилегающую к подножию горы, площадью, установленной в соответствии с нормативами в зависимости от количества и наполняемости планируемых посещений).

Необходимо экономическое обоснование землеустроительного обеспечения особо охраняемого землепользования. В качестве показателей оценки землеустройства и инвестиций можно использовать: стоимость изысканий и проектирования элементов организации территории; затраты на перенесение проектных элементов на местность и закрепление их в натуре; стоимость подготовки экскурсоводов и затраты на оплату их труда; затраты на организацию мест сбора мусора и его утилизацию; затраты на рекламу;  затраты на организованный сбор дикоросов (вишни); стоимость оказываемых экскурсионных услуг; планируемые доходы; сроки окупаемости затрат.

Для качественных научных исследований рекомендуется кураторство над особо охраняемым землепользованием со стороны университетского научного сообщества г.Перми. То же касается и других особо охраняемых объектов на территории края.

Реализация предложений авторов направлена на совершенствование особо охраняемого землепользования региона, сохранение уникальных природных ландшафтов, улучшение условий жизни прикамского населения, развитие практики землеустройства и землеустроительного проектирования 

Список источников

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 16.12.2021).
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 02.07.2021).
  3. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2021).
  4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Пермском крае в 2019 году. – Пермь: Управление Росреестра по Пермскому краю, 2020.
  5. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. Актуализация системы управления земельными ресурсами агропромышленного комплекса//Международный сельскохозяйственный журнал. – 2018. – №6. – С.5-7.
  6. Брыжко В.Г. Межотраслевое перераспределение земель (вопросы теории, методики и практики): монография. – Пермь: Изд. Перм. техн. ун-та, 2002. – 146 с.
  7. Косинский В.В. Больше внимания охране природных ресурсов//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – №1. – С.1.
  8. Брыжко В.Г., Брыжко О.Г. Основы государственного земельного контроля. – Пермь: Пермская ГСХА, 2008. – 88с.
  9. Спектор М.Д. Земельная реформа – этап диалектики земельных отношений// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2014. – №5. – С.47-53.
  10. Чупахин В.М. Основы ландшафтоведения. – М.: Агропромиздат, 1987. – 168с.
  11. Атлас особо охраняемых природных территорий Пермского края/ под ред. С.А. Бузмакова. – Пермь: Астер, 2017. – 512с.
  12. Сайт информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России» [электронный ресурс] – режим доступа: http://oopt. aari.ru/oopt/Бардымская-вишневая-гора (дата обращения 02.11.2021).
  13. Самофалова И.А. Ценные почвенные объекты памятника природы «Вишневая гора» (Пермский край)//Географический вестник. – 2019. – №2 (49). – С. 101-114.
  14. Брыжко И.В. Регулирование экономической политики в сфере развития сельской инфраструктуры социального назначения//Экономика и предпринимательство. – 2018. – №9 (98).- С. 71-74.
  15. Пшеничников А.А., Брыжко В.Г. Специфика прогнозирования использования земельных ресурсов// Фундаментальные исследования. – 2015. – №11-4. – С.768-770.

References

  1. The Land Code of the Russian Federation of 10/25/2001 No. 136-FZ (as revised on 12/16/2021).
  2. Federal Law “On Environmental Protection” dated 10.01.2002 No. 7-FZ (as amended on 02.07.2021).
  3. Federal Law “On Specially Protected Natural Areas” dated 03.14.1995 No. 33-FZ (as amended and supplemented, entered into force on 09.01.2021).
  4. Regional report on the state and use of land in the Perm Territory in 2019. – Perm: Department of Rosreestr in the Perm Territory, 2020.
  5. Volkov S.N., Khlystun V.N. Updating the management system of land resources of the agro-industrial complex // International agricultural journal. – 2018. – No. 6. – P. 5-7.
  6. Bryzhko V.G. Interbranch land redistribution (questions of theory, methodology and practice): monograph. – Perm: Ed. Perm. tech. University, 2002 .- 146 p.
  7. Kosinskiy V.V. More attention to the protection of natural resources // Land management, cadastre and monitoring of lands. – 2017. – No. 1. – P.1.
  8. Bryzhko V.G., Bryzhko O.G. Fundamentals of state land control. – Perm: Perm State Agricultural Academy, 2008. – 88 p.
  9. Spector M.D. Land reform – the stage of the dialectic of land relations // Land management, cadastre and monitoring of lands. – 2014. – No. 5. – P.47-53.
  10. Chupakhin V.M. Fundamentals of Landscape Science. – M .: Agropromizdat, 1987 .- 168 p.
  11. Atlas of specially protected natural territories of the Perm region / ed. S.A. Buzmakov. – Perm: Aster, 2017 .- 512 p.
  12. Site of the information and analytical system “Specially Protected Natural Territories of Russia” [electronic resource] – access mode: http: // oopt. aari.ru/oopt/Bardymskaya- cherry-mount (date of treatment 11/02/2021).
  13. Samofalova I.A. Valuable Soil Objects of the Vishnevaya Gora Natural Monument (Perm Territory) // Geographic Bulletin. – 2019. – No. 2 (49). – P. 101-114.
  14. Bryzhko I.V. Regulation of economic policy in the development of rural infrastructure for social purposes // Economy and Entrepreneurship. – 2018. – No. 9 (98). – P. 71-74.
  15. Pshenichnikov A.A., Bryzhko V.G. Specificity of forecasting the use of land resources // Fundamental research. – 2015. – No. 11-4. – P. 768-770. 

Для цитирования: Брыжко В.Г., Брыжко И.В. Землеустроительное обеспечение особо охраняемого землепользования// Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-17/

© Брыжко В.Г., Брыжко И.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.