Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.43.02+338.012

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10867 

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN AGRICULTURE

Курдюмов Александр Васильевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru

Королев Александр Владимирович, ассистент кафедры конкурентного права и антимонопольного регулирования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет» (620144 Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3957-0804, kurdyumov@usue.ru

Kurdyumov Alexander V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Competition Law and Antitrust Regulation, FSBOU VO Ural State Economic University (62 March st., Yekaterinburg, Russia, 620144), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2523-7595, kurdyumov@usue.ru

Korolev Alexander V., Assistant to the Department of Competition Law and Antitrust Regulation, FSBOU VO “Ural State Economic University” (62 March st., Yekaterinburg, Russia, 620144), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3957-0804, kurdyumov@usue.ru 

Аннотация. В статье рассматриваются условия внедрения цифровых технологий в современное сельское хозяйство России. Проанализированы особенности агропромышленного комплекса России оказывающие наибольшее влияние на эффективность цифровизации сельского хозяйства. На основе анализа стратегических документов, регулирующих инновационное развитие агропромышленного сектора в рамках цифрового аспекта сформулированы выводы, характеризующие положение дел: отсутствует научно-обоснованное комплексное видение цифровой судьбы сельского хозяйства; регулирование процессов цифровизации оторвано от реальной ситуации, когда хозяйствующим субъектам хватает финансирования только на подержание существующего обеспечения производственного процесса. В контексте существующих тенденций российский агропромышленный сектор дрейфует от устаревшей модели организации сельского хозяйства к модели «Сельское хозяйство 4.0» (Agriculture 4.0) имеющего в качестве стержня развития тотальную инноватизацию и цифровизацию. Анализ реализации прогнозируемого цифрового сценария в сельском хозяйстве позволил соотнести характеристики «цифровых технологий» и «сельского хозяйства» как экономико-управленческих категорий. Оценка хода реализации анализируемого ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» позволило отметить поступательной развитие цифрового сценария агропромышленного комплекса России. Итогом работы является идентификация проблем внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство России: отсутствует единая сквозная платформа для продвижения и продаж сельскохозяйственной продукции; реализация цифрового сценария для хозяйствующего субъекта требует учета всех его социально-экономических, технико-технических, территориальных и иных особенностей; отсутствуют прямые контакты с научными институтами; неготовность хозяйствующих субъектов и их руководителей к реализации цифровых процессов в силу отсутствия финансовых возможностей, кадрового обеспечения, цифровых компетенций руководителей и четкого видения цифрового будущего компаний.

Summary. The article considers the conditions for the introduction of digital technologies in modern agriculture in Russia. The peculiarities of the Russian agro-industrial complex having the greatest impact on the efficiency of digitalization of agriculture were analyzed. Based on the analysis of strategic documents governing the innovative development of the agro-industrial sector, the digital aspect presents conclusions characterizing the state of affairs: there is no scientifically based integrated vision of the digital fate of agriculture; regulation of digitalization processes is disconnected from the real situation, when economic entities have enough funding only to maintain the existing support of the production process. In the context of the existing trends the Russian agro-industrial sector drifts from outdated model of the organization of agriculture to the Agriculture 4.0 model (Agriculture 4.0) of the development having as a core a total innovatization and digitalization. An analysis of the implementation of the predicted digital scenario in agriculture made it possible to correlate the characteristics of “digital technologies” and “agriculture” as economic and management categories. The evaluation of the implementation of the analyzed departmental project “Digital Agriculture” made it possible to note the progressive development of the digital scenario of the agricultural complex of Russia. The result of the work is the identification of the problems of introducing digital technologies into the agriculture of Russia: there is no single end-to-end platform for promoting and selling agricultural products; implementation of a digital scenario for an economic entity requires taking into account all its socio-economic, technical, territorial and other features; There are no direct contacts with scientific institutions; lack of readiness of business entities and their managers to implement digital processes due to the lack of financial capabilities, staffing, digital competencies of managers and a clear vision of the digital future of companies.

Ключевые слова: цифровые технологии, сельское хозяйство, агропромышленный сектор экономики, процессы цифровизации, цифровая эволюция, цифровые платформы.

Keywords: digital technologies, agriculture, agro-industrial sector of economy, digitalization processes, digital evolution, digital platforms.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в качестве ключевой детерминанты поступательного развития национальных экономик считается цифровизация. Все чаще в общественном дискурсе употребляется термин четвертая промышленная революция.

Очевидно, что конкурентоспособность отечественного агропромышленного сектора критическим образом зависит от успешности реализации цифровой трансформации. В условиях запуска «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения – цифровой экономики» [14] необходимо синхронное движение всех отраслей народного хозяйства в эпоху цифровизации. Однако, следует отметить, что АПК исторически являлся сферой менее инновационной чем большинство отраслей российской экономики.

Объектом исследования явилось российское сельское хозяйство, предметом совокупность общественных отношений, складывающихся в условиях реализации цифрового сценария развития агропромышленного сектора России.

Методология работы обусловлена спецификой объекта и предмета исследования и реализуется посредством применения методов сравнительного анализа, абстрагирования, обобщения, конкретизации, а также индуктивно-дедуктивного метода, при использовании контент-анализа.

Экспериментальная база, ход исследования

В ряду особенностей агропромышленного сектора России, обуславливающих его экономическое состояние, можно назвать ряд проблемных характеристик, устранение которых во многом зависит от эффективности процессов цифровизации сельского хозяйства.

Российская территория является зоной рискованного земледелия, Зависимость от природно-климатически, почвенных, биологических, географических факторов обуславливает высокие управленческие издержки и риски. Здесь как нельзя кстати приходится высказывание Г.М. Кржижановского, работавшего организатором электрификации сельского хозяйства России в 1930-х годах: «стихия электричества как бы создана для того, чтобы вырвать труд земледельца из игры природных сил» [9, с. 3].

Государственное управление отраслью осложнено территориальной рассредоточенностью хозяйствующих субъектов, а также их неоднородностью.

Очевидна неминуемая исчерпаемость природных ресурсов. В настоящее время Российская Федерация занимает третье место в мире по площади пашни [15], обладая при этом достаточным потенциалом увеличения оборота земель. Однако, несовершенные технологии провоцируют отставание по урожайности, производительности труда, качеству продукции и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве.

Не достаточная эффективность экспортной деятельности обуславливает низкий уровень инвестиций в отрасль. При этом низкая интенсивность процессов кооперации с зарубежными странами по лицензированию и сертификации продукции, обеспечения соответствия требованиям качества, предъявляемым в настоящее время на зарубежных рынках, снижает и без того недостаточный экспортный потенциал сельского хозяйства России.

Высокая динамика принятия решений в связи с зависимостью отрасли от многих факторов, от природных, климатических и техногенных, до социально-политических. Согласно экспертным оценкам, в течение сезона фермеру приходится принимать более 40 различных решений в ограниченные промежутки времени [8].

Негативные геополитические факторы, связанные с введением против России санкций наряду с вмешавшейся в экономику пандемией, повысили внутренний спрос на отечественную сельскохозяйственную продукцию, создав одновременно совокупность рисков, связанных с невозможностью экспорта.

Современную ситуацию в сельском хозяйстве усугубляет существенная зависимость отечественных хозяйствующих субъектов от импортных машин, комплектующих и материалов.

В ряду проблем, препятствующих реализации процессов цифровизации сельского хозяйства можно назвать отсутствие соответствующей инфраструктуры в условиях неравенства регионов, больших и малых территорий и муниципальных образований по обеспечению информационно-коммуникационными технологиями.

Существенным препятствием для цифровой эволюции является дефицит кадрового обеспечения. По некоторым оценкам, в настоящее время отечественному сельскому хозяйству необходимо более 90 тысяч [8] квалифицированных ИТ-специалистов.

Также эксперты указывают на отсутствие цифрового контекста в стратегических документах, регулирующих инновационное развитие агропромышленного сектора [5, с. 52]. Отсутствует научно-обоснованное комплексное видение цифровой судьбы сельского хозяйства. Регулирование процессов цифровизации оторвано от реального положения дел, когда хозяйствующим субъектам хватает финансирования только на подержание существующего обеспечения производственного процесса.

Следует отметить, что внедрению цифровых технологий в сельское хозяйство посвящено не малое количество работ. Большая часть исследований посвящена отдельным аспектам реализации цифровой трансформации сельского хозяйства. Глубина исследования процессов цифровизации обеспечивается историческими [13, с. 79], правовыми [5, с. 52], управленческими контекстами исследования. Достаточно большое количество научных работ посвящено внедрению отдельных цифровых технологий в сельское хозяйство [1, с . 11; 4, с. 43; 16, с. 1019]. Региональная специфика отражена в работах Шафикова Т. А. [19, с. 50], Скворцова Е. А. [16, с. 1021] и других ученых. Отдельной оценке подвергнута эффективность реализации стратегических документов развития сельского хозяйства в контексте цифровой трансформации [18, с. 74].

Реализация цифрового сценария в сельском хозяйстве требует соотнесения характеристик цифровых технологий и сельского хозяйства как экономико-управленческих категорий (таблица 1).

Соотнесение анализируемых категорий позволяет констатировать возможность обеспечения учета всех особенностей сельского хозяйства цифровыми процессами.

При этом, в отсутствии единых терминологических подходов и зафиксированных в нормативных правовых актах дефиниций, согласимся с Огнивцевым С. Б. в том, что под цифровизацией целесообразно понимать: «представление реальных объектов и процессов в цифровых образах, представляющих эти объекты в моделях и дальнейших взаимодействиях» [13, с. 78]. При этом, в силу неопределенности большинства терминов в сфере цифровых трансформаций, авторы, зачастую используя термин «цифровизация» имеют ввиду автоматизацию производства (например, [17, с. 5]) сюда включаются процессы роботизации, автоматизированного управления процессами и т.д. Здесь также следует согласиться с Огнивцевым С. Б. в том, что при большой пользе данных процессов, к сожалению их эффективность не реализована как в сельском хозяйстве, так и в агропромышленном секторе в целом. В настоящее время положение дел не на много улучшилось, в частности по уровню проникновения информационных технологий в сельское хозяйство Россия занимает 45 место в мире [11, с.3].

Зачатками цифровой эволюции в агропромышленном секторе по праву можно считать электрификацию и автоматизацию сельского хозяйства начатую во втором десятилетии ХХ века. В.И. Ленин на рубеже столетий писал: «Мы не будем распространяться о том, какую гигантскую победу крупного производства будет означать (отчасти означает уже) введение электротехники в земледелие – это обстоятельство слишком очевидно, чтобы на нем настаивать» [9, с. 3].

Следующим этапом предцифровизации можно назвать середину XX века, когда в 1944 году была создана лаборатория по автоматизации сельского хозяйства под руководством И.А. Будзко. Здесь были разработаны проекты по автоматизации дизельных электростанций, зерно-пунктов, молочных ферм, свинокомплексов и др.

Цифровая эволюция АПК берет свое начало в процессах автоматизации середины 1960-х годов с внедрением автоматизированных систем управления (АСУ), а также систем управления технологическими процессами. При этом, в науке признается, что экономический эффект от введения многочисленных АСУ оказался много меньше ожидаемого [10, с. 104]. Работа проводилась на примитивных ЭВМ, не приспособленных к решению актуальных задач того времени. При этом, в современном понимании автоматизированные системы управления не тождественны цифровым технологиям и представляют собой «человеко-машинные системы, использующие современные компьютерные технологии и новые организационные принципы для отыскания и реализации на практике наиболее эффективного управления достаточно сложными объектами» [3, с. 5].

В 1967-1973 были реализованы проекты по созданию ферм КРС с комплексной электромеханизацией процессов, а также автоматизированных зернообрабатывающих пунктов. 1974-1990 гг. ознаменовались созданием автоматизированных технологий в животноводстве.

Следующим, интересным, но не реализованным этапом стала разработка и принятие в 1985 году Комплексной программы научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 года [7], которая включала в том числе электронизацию народного хозяйства. Наряду с данным документом в СССР существовала одноименная программа, в рамках которой был включен раздел, посвященный развитию агропромышленного комплекса [6]. Следует отметить, что уже в момент создания указанного документа у разработчиков сложилось понимание проблемы эффективности взаимодействия всех элементов системы АПК в процессе развития новейших технологий. Так, в «Основных направлениях развития АПК на основе ускорения научно-технического прогресса» отмечается, что применение прорывных технологий в рамках одного направления (например, рост «единоличных мощностей тракторов и комбайнов») не дает должного эффекта из-за запаздывания развития других агрегатов (например, «прицепных и навесных машин»).

Перечисленные в документе 1979 года угрозы не нивелированы и существуют в настоящее время. В частности, зависимость от импортных поставок (более половины оборудования закупалось за рубежом), проблема расширения продуктовой линейки (которая сегодня актуализировалась в связи с развитием индивидуализации спроса), отмечался риск исчерпания ресурсной составляющей АПК и необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному хозяйствованию, прогнозировалась необходимость увеличения выпуска продовольствия для увеличивающегося населения, снижение численности занятых в АПК и ее увеличение в сферах обслуживания данного сектора [6]. Таким образом, данный этап характеризовался началом государственного стратегического планирования электронизации АПК. Однако в силу социально-политических обстоятельств того времени поставленные задачи не были реализованы.

К середине 1990-х с развитием интернета и сетевых технологий начался новый этап цифровой эволюции – информатизация. Следует отметить, что при существующей мощности компьютеров, наличии большого количества баз данных и информационных систем, прорыва не получилось. Представляется, что ключевыми проблемами низкой эффективности этапа явились отсутствие эффективного взаимодействия власти и хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, а также не готовность управленческого и руководящего аппарата государства и бизнеса к инновациям. Модель эффективного ведения хозяйства в цифровых условиях не была создана.

Настоящий этап внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство характеризуется наличием множества инфраструктурных элементов цифровой эпохи, способных обеспечить эффективную цифровизацию сельского хозяйства.

Современные институциональные основы цифровой трансформации сельского хозяйства, помимо актов и программ, посвященных цифровым процессам в национальной экономике, в частности Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, закреплены в Ведомственном проекте «Цифровое сельское хозяйство».

Следует отметить, что на протяжении всей истории попыток интенсификации развития сельского хозяйства ключевой проблемой всегда являлось отсутствие единого видения, единых целей и комплексного построения новой модели сельского хозяйства. Указанный ведомственный проект направлен на создание единой цифровой платформы управления сельским хозяйством и содержит научно-обоснованную попытку создать такую модель. Созданное в рамках ведомственного проекта единое информационно-управленческое пространство призвано обеспечить прозрачность, информационную доступность, оперативность и качество принятия управленческих решений, достоверность результатов, сбор и систематизацию отчетности и др.

В рамках первого этапа реализации ведомственного проекта, заканчивающегося в настоящее время идет стимулирование и апробация хозяйствующими субъектами новых цифровых технологий, реализуется процесс создания и обеспечения динамических сезонных KPI (Key Performance Indicator) по конкретным сферам сельского хозяйства.

На втором, более трудоемком и требующем комплексного подхода в принятии решений и регулировании процессов этапе, процессы цифровизации отдельных хозяйствующих субъектов и территорий должны быть объединены в единое информационно-управленческое пространство в рамках которого будет внедрено интеллектуальное отраслевое планирование, масштабирование лучших отечественных цифровых агрорешений, создана система кадрового обеспечения и механизмы привлечения частных и институциональных инвесторов в цифровизацию отрасли.

Проект состоит из пяти направлений цифрового развития сельского хозяйства. Представляется, что проекты способны обеспечить комплексность решения проблем цифровизации сельского хозяйства. И следует согласиться с Огнивцевым С. Б. [13, с. 79] в том, что «все компоненты Проекта представляются достаточно обоснованными и инновационными». Следует отметить обращаясь к дорожной карте реализации ведомственного проекта, что комплексность достигается за счет реализации совокупности мероприятий в направлениях (1) цифровое государственное управление, (2) информационная инфраструктура, (3) цифровые технологии, (4) кадры для цифровой экономики (рисунок 1), при этом данные направления находятся в фарватере цифрового развития национальной экономики согласно Национальному проекту «Цифровая экономика».

Результаты и обсуждение

Следует отметить, что оценка хода реализации анализируемого ведомственного проекта позволяет отметить поступательной развитие цифрового сценария агропромышленного комплекса.

Однако, следует указать на существующую совокупность проблем реализации цифровой трансформации, вызванную рядом факторов.

В научных работах, посвященных оценке эффективности реализации анализируемого проекта отмечается необходимость введения дополнительной подпрограммы, посвященной созданию единой сквозной платформы для продвижения и продаж сельскохозяйственной продукции не только посредникам, но и конечным потребителям. На данную необходимость указывают как отечественные исследователи Огнивцев С. Б. [13, с. 79] и Ванюшина О. И. [2, с. 91], так и зарубежные [20].

Реализация цифрового сценария для хозяйствующего субъекта требует учета всех его социально-экономических, территориальных и иных особенностей, что делает востребованным налаживание коммуникаций между разработчиками цифрового обеспечения и их потребителями. Отсутствие прямых контактов с научными институтами снижает востребованность технологий.

Не решена проблема кадрового обеспечения анализируемого процесса.

Очевидна недостаточность финансирования цифровых процессов. В условиях планируемого в стратегических документах цифрового прорыва востребовано более щедрое бюджетное обеспечение указанных процессов. В качестве подспорья необходимо создание единых платформ и механизмов привлечения инвесторов (в частности интенсификация государственно-частного партнерства).

Область применения результатов

Для обеспечения эффективности процессов цифровизации необходим их систематический и качественный мониторинг, что в настоящее время затруднительно на уровне регионов и муниципальных образований.

Наиболее важной системной проблемой является неготовность хозяйствующих субъектов и их руководителей к реализации цифровых процессов в силу отсутствия финансовых возможностей, кадрового обеспечения, цифровых компетенций руководителей и четкого видения цифрового будущего компаний.

Вывод. Таким образом, в совокупности с проблемами правового и стратегического регулирования описанными выше, перечисленный комплекс проблем описывает недостаточно качественное состояние институциональной среды внедрения цифровых технологий в сельское хозяйство.

Интерпретируя институциональную среду как совокупность институтов и коммуникаций акторов системы, обусловленную влиянием географических, социальных и экономических факторов, отметим, что в основе ее наполнения качественными институтами, способными служить драйверами диффузии цифровых технологий лежит мотивация и понимание всеми субъектами процесса необходимости цифровизации в условиях эффективно налаженных механизмов координации.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00886 «Комплексное экономико-правовое исследование повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса Российской Федерации в условиях развития и интеграции информационно-цифровых систем».

Литература

  1. Астахова Т.Н., Колбанев М.О., Шамин А.А. Децентрализованная цифровая платформа сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2018. №. 6 (85). С. 5-14.
  2. Ванюшина О.И. Цифровая трансформация сельского хозяйства России: состояние и перспективы // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. 2019. С. 87-93.
  3. Галиев К.С., Печурина Е.К. Использование терминов “АСУ” и “ИС” в сельском хозяйстве с точки зрения информатики // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. №. 127.
  4. Измайлов А.Ю., Годжаев З.А., Гришин А.П., Гришин А.А., Дорохов А.А. Цифровое сельское хозяйство (Обзор цифровых технологий сельхозназначения) // Инновации в сельском хозяйстве. 2019. №. 2. С. 41-52.
  5. Колоткина О.А. Оценка правового обеспечения применения информационно-цифровых технологий в агропромышленном комплексе // Российская юстиция. 2020. N 6. С. 51-52.
  6. Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на перспективу до 2000 года : Материалы, обоснования и расчеты к свод. документу / АН СССР, Гос. ком. СССР по науке и технике. Москва, 1979-1980.
  7. Комплексная программа научно-технического прогресса стран – членов СЭВ до 2000 года : Основ. положения. – М. : Изд-во агентства печати “Новости”, 1985. – 30 с.
  8. Концепция «Научно-технологического развития цифрового сельского хозяйства «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://mcxac.ru/upload/iblock/97d/97d2448548e047b0952c3b9a1b10e
  9. Краусп В.Р. История развития электрификации и автоматизации АПК. К 85-летию ВИЭСХ // Вестник ВИЭСХ. 2015. №. 2. С. 3-10.
  10. Кутейников А.В., Шилов В.В. Последняя попытка реанимировать проект Общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС). Письмо АИ Китова МС Горбачеву, 1985 г // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. №. 2. С. 100-109.
  11. Максимова Т.П., Жданова О.А. Реализация стратегии цифровизации агропромышленного комплекса России: возможности и ограничения // Теория и практика общественного развития. 2018. №. 9 (127). С. 1-5.
  12. Министерство сельского хозяйства Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news-image/2018/December/20181203/tsifr_s_hozyaystvo.pdf
  13. Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. №. 2. С. 77-80.
  14. Послание Президента Федеральному Собранию. – [Сайт] Президент России, 1.12.2016, URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.
  15. Пояснительная записка к предложению о реализации нового направления программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iotas.ru/fi les/documents.
  16. Скворцов Е.А., Скворцова Е.Г., Санду И.С., Иовлев Г.А. Переход сельского хозяйства к цифровым, интеллектуальным и роботизированным технологиям // Экономика региона. 2018. Т. 14. №. 3. С. 1014-1028.
  17. Солдатенко А.В., Разин А.Ф., Шатилов М.В., Иванова М.И., Россинская О.В., Разин О.А., Сурихина Т.Н. Цифровая экономика в АПК как драйвер роста отрасли // Овощи России. 2019. №. 3. С. 3-6.
  18. Фомин А.А. Проект “цифровое сельское хозяйство” – драйвер инновационного развития АПК // АПК: Экономика, управление. 2019. №. 11. С. 72-76.
  19. Шафиков Т.А. Оценка возможностей внедрения элементов цифрового сельского хозяйства в регионе (на примере Республики Башкортостан) // Научные записки молодых исследователей. 2018. №. 2. С. 41-55.
  20. Araujo-Carrillo, Gustavo A.; Marcela Varon-Ramirez, Viviana; Ignacio Jaramillo-Barrios, Camilo; Estupiñan-CasallasaElías Jhon M.; Silva-Areroa Alexander; Gómez-Latorrea Douglas A.; Martínez-Maldonadoa Fabio E. IRAKA: The first Colombian soil information system with digital soil mapping products // CATENA. Tom: 196. № 104940. JAN 2021.

References

  1. Astakhova, T.N. & Kolbanev, M.O. & Shamin, A.A. (2018). Decentralized Digital Platform for Agriculture. Bulletin of NGIEI. no. 6 (85). pp. 5-14.
  2. Vanyushina, O.I. (2019). Digital transformation of Russia’s agriculture: state and prospects. Digital economy: problems and development prospects. pp. 87-93.
  3. Galiev, K.S. & Pechurina, E.K. (2017). The use of the terms “ASU” and “IS” in agriculture from the point of view of informatics. Political network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University. no. 127.
  4. Izmailov, A. Yu. & Godzhaev, Z.A. & Grishin, A.P. & Grishin, A.A. & Dorokhov, A.A. (2019). Digital Agriculture (Review of Digital Agricultural Technologies). Innovation in Agriculture. no. 2. pp. 41-52.
  5. Kolotkina, O.A. (2020). Assessment of legal support for the use of information and digital technologies in the agro-industrial complex. Russian Justice. no. 6. pp. 51-52.
  6. Integrated Programme of Scientific and Technological Progress and Its Socio-Economic Implications for the Future to the Year 2000 (1980). Materials, Justifications and Calculations for the Compendium. Document. Academy of Sciences of the USSR, Gos. lump. USSR in science and technology. Moscow.
  7. Integrated Programme of Scientific and Technological Progress of CMEA Member Countries to the Year 2000 (1985). Fundamentals. regulations. Publishing house of the press agency “News”, 30 p.
  8. The concept of “Scientific and technological development of digital agriculture” Digital agriculture” [electronic resource]. Available at: http://mcxac.ru/upload/iblock/97d/97d2448548e047b0952c3b9a1b10e (accessed 10 December 2020).
  9. Krausp, V.R. (2015). History of the development of electrification and automation of the agro-industrial complex. To the 85th anniversary of VIESH. Bulletin of VIESH. no. 2. pp. 3-10.
  10. Kuteinikov, A.V. & Shilov, V.V. (2013). The last attempt to reanimate the project of the All-State Automated Soviet Economic Management System (OGAS). Letter of AI Kitov to MS Gorbachev, 1985. Questions of the history of natural science and technology. no. 2. pp. 100-109.
  11. Maksimova, T.P. & Zhdanova, O.A. (2018). Realizatsiya strategii tsifrovizatsii agropromyshlennogo kompleksa Rossii: vozmozhnosti i ogranicheniya. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. no. 9 (127). pp. 1-5.
  12. Ministerstvo sel’skogo khozyaistva Vedomstvennyi proekt «Tsifrovoe sel’skoe khozyaistvO» (2018). [electronic resource]. Available at: https://www.dairynews.ru/news-image/2018/December/20181203/tsifr_s_hozyaystvo.pdf (accessed 12 December 2020).
  13. Ognivtsev, S.B. (2019). Tsifrovizatsiya ehkonomiki i ehkonomika tsifrovizatsii APK // Mezhdunarodnyi sel’skokhozyaistvennyi zhurnal. no. 2. pp. 77-80.
  14. Poslanie Prezidenta Federal’nomu Sobraniyu. (2016). [electronic resource]. Prezident Rossii, Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379 (accessed 12 December 2020).
  15. Poyasnitel’naya zapiska k predlozheniyu o realizatsii novogo napravleniya programmy «Tsifrovaya ehkonomika Rossiiskoi FederatsiI». [electronic resource]. Available at: https://iotas.ru/fi les/documents/Poyasnit.zapiska (accessed 12 December 2020).
  16. Skvortsov, E.A. & Skvortsova, E.G. & Sandu, I.S. & Iovlev, G.A. (2018). Perekhod sel’skogo khozyaistva k tsifrovym, intellektual’nym i robotizirovannym tekhnologiyam. Ehkonomika regiona. vol. 14. no. 3. pp. 1014-1028.
  17. Soldatenko, A.V. & Razin, A.F. & Shatilov, M.V. & Ivanova, M.I. & Rossinskaya, O.V. & Razin, O.A. & Surikhina, T.N. (2019). Tsifrovaya ehkonomika v APK kak draiver rosta otrasli. Ovoshchi Rossii. no. 3. pp. 3-6.
  18. Fomin, A.A. (2019). Proekt “tsifrovoe sel’skoe khozyaistvo” – draiver innovatsionnogo razvitiya APK. APK: Ehkonomika, upravlenie. no. 11. pp. 72-76.
  19. Shafikov, T.A. (2018). Otsenka vozmozhnostei vnedreniya ehlementov tsifrovogo sel’skogo khozyaistva v regione (na primere Respubliki Bashkortostan). Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei. no. 2. pp. 41-55.
  20. Araujo-Carrillo, Gustavo A. & Marcela Varon-Ramirez, Viviana & Ignacio Jaramillo-Barrios, Camilo & Estupiñan-CasallasaElías Jhon M. & Silva-Areroa Alexander & Gómez-Latorrea Douglas A. & Martínez-Maldonadoa Fabio E. (2021). IRAKA: The first Colombian soil information system with digital soil mapping products. Catena. vol. 196. no. 104940. JAN 2021.