Московский экономический журнал 10/2020

image_pdfimage_print

УДК 332.3.33 

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10717

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ ООПТ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATION OF LAND USE OF SPNT KHANTY-MANSIYSKIY DISTRICT OF TYUMEN REGION

Евтушкова Е.П., ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия,  Evtushckova17@yandex.ru

Симакова Т.В., ФГБОУ ВО Государственный агарный университет Северного Зауралья, Тюмень, Россия, simakova.tamara@mail.ru

Evtushkova E.P., Candidate of Agricultural Sciences, Head of the Department, State Agrarian University of the North Ural, Tyumen, Russia, Evtushckova17@yandex.ru

Simakova T.V., Candidate of Agricultural Sciences, Head of the Department, State Agrarian University of the North Ural, Tyumen, Russia, Evtushckova17@yandex.ru 

Аннотация. Вопросы по совершенствованию организации использования земель ООПТ на сегодня стоят очень остро.  Антропогенное влияние оказывает огромное влияние на хрупкие природно-территориальные комплексы.  В мире инновационных технологий, меняется отношение к землям ООПТ. В целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и обеспечения экологической стабильности региона в Тюменской области создана и развивается система особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

На сегодня в Тюменской области учреждено 99 особо охраняемых природных территорий регионального значения (36 заказников, 62 памятников природы и полигон экологического мониторинга), общая площадь которых составляет 828 тыс. га. Кроме того, на территории области функционирует 2 заказника федерального значения («Белоозерский» в Армизонском районе и «Тюменский» в Нижнетавдинском) общей площадью 72 тыс. га.

Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 № 735-п утверждена Схема развития и размещения системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Тюменской области, включающая 28 земельных участков общей площадью 808491,02 га, на которых планируется создание ООПТ [4].

В статье обосновывается целесообразность восстановления природных парков в общей системе формирования устойчивой территории ООПТ. Предложен комплекс мероприятий по сохранению, восстановлению и бережному использованию ООПТ.

Summary. The issues of improving the organization of land use in PAs are very acute today. Anthropogenic influence has a huge impact on fragile natural-territorial complexes. In the world of innovative technologies, the attitude towards protected areas is changing. In order to preserve biological and landscape diversity and ensure the ecological stability of the region in the Tyumen region, a system of specially protected natural territories (SPNA) has been created and is developing.

Today, in the Tyumen region, 99 specially protected natural areas of regional significance have been established (36 reserves, 62 natural monuments and an environmental monitoring ground), the total area of ​​which is 828 thousand hectares. In addition, on the territory of the region there are 2 federal reserves (Beloozersky in the Armizonsky district and Tyumensky in Nizhnetavdinsky) with a total area of ​​72 thousand hectares.

By Decree of the Government of the Tyumen Region No. 735-p dated December 30, 2014, the Scheme for the Development and Placement of a System of Specially Protected Natural Areas of Regional Significance in the Tyumen Region was approved, including 28 land plots with a total area of ​​808,491.02 hectares, on which it is planned to create protected areas [4].

The article substantiates the feasibility of reorganizing and restoring natural parks in the general system of forming a sustainable protected area. A set of measures for the conservation, restoration and careful use of protected areas is proposed.

Ключевые слова: ООПТ, памятник природы, природно-территориальный комплекс, устойчивое развитие, особо ценных природные комплексы.

Key words: protected areas, natural monument, natural-territorial complex, sustainable development, especially valuable natural complexes.

Многоцелевое назначение ООПТ определено, прежде всего, многофункциональностью данных территорий. С повышением их роли изменились и их функции. В настоящее время к ним относятся: природоохранная, природно-восстановительная, рекреационная, эстетическая, научно-исследовательская, эколого-просветительская, историко-культурная, познавательно-туристическая, экспозиционная, учебно-экспериментальная и лечебно-профилактическая в психоэмоциональном отношении. Сама же система ООПТ является комплексом функционально и территориально взаимосвязанных охраняемых территорий, организованных с учетом природных и социально-экономических особенностей региона в целях сохранения, восстановления и поддержания природного баланса окружающей среды, биологического и ландшафтного разнообразия, способствующим устойчивому развитию территории [2, 8].

В связи с этим в настоящее время ключевым вопросом выступает необходимость в анализе и совершенствовании функционального состояния ООПТ в ряде регионов Российской Федерации, и как неотъемлемой его части – сложившейся организации использования земель, чем и обусловлена актуальность темы исследования.

Целью работы является установление степени устойчивости развития природного парка «Самаровский Чугас» и разработка комплекса мероприятий по экологической стабилизации исследуемой территории.

Объект исследования – природный парк «Самаровский Чугас» Ханты-Мансийского района Тюменской области.

Предмет исследования – факторы и показатели устойчивого развития ПТК природного парка.

Научная новизна заключается в разработке и обосновании комплекса мероприятий по формированию устойчивого развития природно-территориального комплекса природного парка.

Практическая значимость работы состоит в том, что использован ряд методик, позволивших отразить региональные особенности исследуемого природного парка; проведён анализ и представлена оценка составляющих ПТК по принятым факторам его развития в условиях Крайнего Севера.

Ханты-Мансийский район расположен в ландшафтной зоне средней тайги. Площадь территории района составляет 46,3 тыс. кв. км, из которой 47,8% занято лесами. По территории района протекают две крупные реки Российской Федерации – Обь и Иртыш.

Климат Ханты-Мансийского района умеренно континентальный, с суровой продолжительной зимой, коротким летом и частой сменой погодных условий.

В розе ветров Ханты-Мансийского района преобладают западное и юго-западное направления.

Численность населения на 01.01.2019 г. – 20000 человек [4].

Основу экономики района составляет добыча газа и нефти.

В пределах Ханты-Мансийского района выделены следующие категории земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности и иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Структура земельного фонда Ханты-Мансийского района приведена на диаграмме (рисунок 1).

Земли населенных пунктов, по данным кадастрового деления, включают 287699 земельных участков.

Наибольшая площадь территории занята землями лесного фонда, землями запаса и землями ООПТ.

Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них установлен особый режим использования и охраны, так как они имеют статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества и служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Основную долю в этой категории составляют земли, имеющие важное экологическое значение [12, 13].

Ханты-Мансийский автономный округ богат на природные и заповедные территории. Общая площадь особо охраняемых территорий здесь составляет 53480000 га, что равняется 3% территории России [4, 10].

Всего на территории ХМАО 24 ООПТ, распределение по категориям их показано на рисунке 2.

В районе находятся особо охраняемые природные территории (ООПТ) с ограничением на виды деятельности: 

  • водно-болотные угодья международного значения «Верхнее Двуобье»;
  • два государственно-природных заказника федерального значения «Елизаровский» и «Васпухольский»;
  • памятник природы регионального значения «Луговские мамонты»;
  • памятник природы местного значения «Шапшинские кедровники»;
  • природный парк регионального значения «Самаровский Чугас».

Распределение ООПТ по занимаемой площади приведено на рисунке 3, 4.

Таким образом, на территории Ханты-Мансийского района расположен 1 ООПТ международного значения, 2 ООПТ федерального значения, 2 ООПТ регионального значения и 1 ООПТ местного значения.

Природный парк «Самаровский Чугас» был создан как учреждение по инициативе Правительства ХМАО в 2001 г. [7], а в 2013 г. получил статус природного парка регионального значения «Самаровский Чугас» (таблица 1).

Природный парк «Самаровский Чугас» расположен в центральной части Западной Сибири, севернее г. Ханты-Мансийск, вблизи слияния рек Обь и Иртыш, в пределах 61 с.ш и 69 в.д.

Земельный участок, занимаемый Природным парком «Самаровский Чугас», расположен в кадастровом квартале 86:12:0000000.

Природный парк «Самаровский Чугас» занимает площадь 6621,0 га [7].

Парк включает лесные массивы г. Ханты-Мансийска, двух островов в пойме р. Обь и урочища «Шапшинское».

По геоморфологическому районированию площадь парка заключена в Среднеобской низменности, по типу рельефа: в сильно заболоченные равнины широких речных долин и характеризуется значительным разнообразием рельефа: от возвышенной с высотами до 120 м над уровнем моря и глубокими логами, и оврагами, до плоской, слегка приподнятой (на 20-50 м) над широкими акваториями Иртыша и Оби, местами слабо волнистой и заболоченной равнины.

Правовой режим земель природного парка «Самаровский Чугас» установлен Постановлением Правительства ХМАО – Югры [5, 6, 9].

 «Режим охраны и использования территорий парка определяется на основе дифференцированного подхода к экологической и рекреационной ценности природных участков с учетом установленных функциональных зон» (ст. 1.5 Приложения 2 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры [5, 6, 9]).

Режимы особой охраны и использования территории Парка установлены в разделе 3 приложения 2 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры [5, 6, 9].

На сегодняшний день, по данным кадастрового паспорта парка территория парка не имеет охранных зон.

ПП «Самаровский Чугас» состоит из трех участков: Урочище «Острова», Урочище «Городские леса», Урочище «Шапшинскοе».

Парк расположен на территории МО Ханты-Мансийский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, на землях лесного фонда Территориального управления Самаровского лесничества:

  • урочище «Шапшинскοе» – кв. 1, 2, 3 (выд.1-30), 5 (выд.1-15), 98, 99 – площадь составляет 2130 га;
  • урочище «Острова» – кв.82 (остров Большой Чухтинский) – площадь составляет 1188 га;
  • и на территории – участкового лесничества Нялинскοе кв. 82 (остров Малый Чухтинский), Муниципального образования «Город Ханты-Мансийск»;
  • урочище «Городские леса» – кв. 1 -126, площадь составляет 3303 га [7].

На территории природных парков устанавливается различный режим охраны и использования природных ресурсов.

На территории ПП «Самаровский Чугас» выделены четыре функциональные зоны:

  • рекреационно-мемориальная;
  • рекреационно-защитная;
  • лесопарковая зона;
  • научно-исследовательская зона.

Для каждой выделенной функциональной зоны, в зависимости от ее ценности и выполняемых функций установлены режимы ограничения деятельности.

В пределах всех функциональных зон действуют ограничения, которые запрещают деятельность, влекущую изменение природного состояния территории, нарушение видоразнообразия, раскопки, промышленная деятельность, засорение, рубку деревьев, выпас скота, движение транспортных средств и их стоянка (хранение), проведение различного рода развлекательных мероприятий (кроме следования по туристическим маршрутам), а также любые действия, нарушающие геологическую и гидрогеологическую среду, почвенный покров и др.

В пределах всех указанных территорий разрешены работы: лесохозяйственные, связанные с лесовостановлением, охраной и защитой лесов; научно-исследовательские работы; эколого-туристичесĸая деятельность.

В пределах всех указанных территорий разрешены работы: лесохозяйственные, связанные с лесовостановлением, охраной и защитой лесов; научно-исследовательские работы; эколого-туристичесĸая деятельность.

Рекреационная деятельность как одна из быстроразвивающихся сфер человеческой деятельности базируется на использовании природных ресурсов. Она предъявляет требования не только к качеству условий отдыха, но и к объёмам используемых ресурсов [3].

Для дальнейшего развития рекреационной деятельности требуется определение их пространственной дифференциации. Под оценкой рекреационных земель понимается количественно-качественная характеристика степени благоприятности тех или иных параметров ландшафта для рекреационного использования. Она рассматривается с точки зрения использования конкретным направлением рекреационной деятельности.

Оценка рекреационного потенциала природного парка проведена по методике Комаровой С.Ю. [1].

Рекреационный потенциал климатической зоны исследуемого объекта составил 6 баллов, что свидетельствует о наиболее благоприятных климатических условиях для организации восстановительного, лечебного, направлений рекреационной деятельности на территории природного парка «Саморовский Чугас» Ханты-Мансийского района.

Оценка рекреационного потенциала растительности составила 6 баллов, проведена по древесной растительности (так как травянистый покров значительно уступает древесному в рекреационном отношении) с учетом следующих показателей: залесенность территории; породный состав; сезонность; захламленность лесов.

При определении рекреационной ценности водных ресурсов природного парка рекреационная оценка реки Иртыш проводилась по следующим показателям: характер дна; ширина зоны мелководья; площадь прибрежной зоны, занятая водной и растительностью; извилистость и увлажненность береговой полосы.

Рекреационная оценка гидрографии дана прилегающей территории и территории природного парка «Самаровский чугас», вошедшей в зону водоохраной прибрежной полосы. В связи с этим в исследуемой зоне сформировалось две подзоны с соответствующей оценкой: относительно благоприятной и наиболее благоприятной соответственно. На относительную благоприятность сказалось наличие коттеджной застройки вдоль береговых линий.

В ближайшей перспективе расширение площади территории парка нормативными и законодательными актами ХМАО [11] не предусмотрено.

На основании проведенного анализа рекреационной оценки природного парка «Самаровский чугас», можно сделать вывод, что данная территория имеет высокий рекреационный потенциал, поэтому необходимо предусмотреть мероприятия по сохранению и восстановлению данного объекта.

Однако, несмотря на это, в Парке предусмотрен ряд мероприятий, направленных на его развитие.

Среди основных мероприятий по развития Природного парка «Самаровский Чугас» стоит выделить:

  • проведение более детальных научно-исследовательских работ по влиянию антропогенной деятельности на растительный и животный мир района и разработка мероприятий по нейтрализации такого воздействия;
  • проведение инвентаризации территории Парка, с целью закрепления границ функциональных зон, объектов;
  • выполнение кадастровой оценки территории Парка.

Исходя из анализа использования земель в Природном парке «Самаровский Чугас» и с учетом обеспечения населения рекреационными ресурсами в данной работе предполагается сохранить парк в современных границах и в пределах его территории выделить несколько новых функциональных зон, а именно:

  • зона детских площадок;
  • зона учебная;
  • зона спокойного отдыха
  • зона спортивных сооружений.

В целом, на всей территории предлагаются работы как по улучшению экологической обстановки парка, так и по оснащению его всем необходимым для посетителей.

Таким образом, в результате проведенного исследования разработана схема совершенствования сложившейся организации использования земель на ландшафтно-экологической основе.

Список литературы 

  1. Комарова С.Ю. Социально-экономические аспекты рекреционного землепользования (на материалах Омской области): автореф….канд.с.-х. наук. – Омск, 2009 г. – 19 с.
  2. Матвеева А.А., Пеленкова М.Г. Рекреационное районирование особо охраняемых природных территорий (на материалах заказника «Тюменский» Нижнетавдинского района). В сборнике: Геодезия, землеустройство и кадастры: вчера, сегодня, завтра. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвящённой 95-летию землеустроительного факультета Омского ГАУ. 2017. С. 91-95.
  3. Методы обоснования программ устойчивого развития сельских территорий: моногр. / Под ред. В.И. Фролова; СПб. гос. архит. – строит. ун-т. – СПб., 2011. – 464 с.
  4. Официальный сайт Тюменской области. – [Электронный ресурс]. – https://admtyumen.ru/
  5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 1 марта 2013 г. № 65-п «Об образовании природного парка «Самаровский чугас» (с изменениями на 12 апреля 2019 года) [Электронный ресурс] – Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
  6. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 20 сентября 2002 г. № 519 «Об утверждении Проекта организации территории природного парка «Самаровский чугас» и резервирования земель (земельных участков) [Электронный ресурс] – Доступ из справ.- правовой системы «Гарант».
  7. Природный парк «Самаровский чугас» [Электронный ресурс]: http://www.samchugas.ru/.
  8. Симакова Т.В., Евтушкова Е.П., Скипин Л.Н. Организация использования земель заказника «Рафайловский» в системе природопользования Тюменской области. Агропродовольственная политика России. 2017. № 8 (68). С. 6-11.
  9. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. 31 07.2020 г.) – [Электронный ресурс]. – http://base.garant.ru/10107990/
  10. Шляхова Е.И., Рацен С.С. Экологические проблемы Ханты-Мансийского автономного округа. В сборнике: Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса. Материалы 2-ой национальной научно-практической конференции. 2019. С. 297-304.
  11. Экологический портал Югры. – [Электронный ресурс]. – http://aaningsitir.ru/areas/registry/7/6
  12. Юрлова А.А., Литвиненко Н.В. Современная организация использования земель особо охраняемых природных территорий в системе природопользования. Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2016. № 4 (35). С. 162-168.
  13. MONITORING OF RECLAIMED LAND IN TYUMEN REGION
    Simakova T.V., Skipin L.N., Evtushkova E.P., Simakov A.V., Pashnina E.A., Matveeva A.A., Yurlova A.A. Espacios. 2018. Т. 39. № 14. С. 22.