Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10618

Разработка комплекса природоохранных мероприятий на основе ландшафтно-экологической оценки земель (на примере Пуровского района ЯНАО)

Development of a set of environmental measures based on landscape and environmental assessment of land (on the example of the Purovsky district of the Yamal-Nenets Autonomous district)

Запевалов Владимир Николаевич, старший преподаватель, Тюменский индустриальный университет, Российская Федерация, г. Тюмень

Zapevalov Vladimir, senior lecturer, Tyumen industrial University, Tyumen, Russian Federation

Аннотация. Цель статьи – анализ научных и нормативных подходов к функционированию природно-территориальных комплексов и формированию особо охраняемых природных территорий на землях муниципального района в целях разработки комплекса природоохранных мероприятий на основе ландшафтно-экологической оценки земель.

В статье проведен анализ территории Пуровского района на основе ландшафтно-экологического подхода. Рассмотрены природно-территориальные и ландшафтные условия. Проведена оценка экологического состояния, осуществлено ландшафтно-экологическое зонирование, а также разработан и обоснован комплекс природоохранных мероприятий для устойчивого развития территории на основе формирования особо охраняемых природоохранных зон.

Summary. The purpose of the article is to analyze scientific and regulatory approaches to the functioning of natural and territorial complexes and the formation of specially protected natural territories on the lands of a municipal district in order to develop a set of environmental measures based on landscape and environmental assessment of land.

The article analyzes the territory of the Purovsky district based on the landscape-ecological approach. Natural-territorial and landscape conditions are considered. An assessment of the ecological state was carried out, landscape and ecological zoning was carried out, and a set of environmental measures for the sustainable development of the territory was developed and justified on the basis of the formation of specially protected nature protection zones.

Ключевые слова: природно-территориальный комплекс,ландшафтно-экологическая оценка земель, природоохранные мероприятия, особо охраняемые природные территории, муниципальный район.

Keywords: natural-territorial complex, landscape-ecological assessment of land, nature protection measures, specially protected natural territories, municipal district.

1. ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях освоение северных территорий Западной Сибири, разрешение экологической ситуации и сохранение природной среды от негативного антропогенного воздействия становятся важнейшими задачами государственного и муниципального управления. При этом возникает необходимость сокращения загрязнений водного и воздушного бассейнов, сохранения почв и, прежде всего, земель сельскохозяйственного назначения, эффективного использования рекреационных зон, создания особо охраняемых природных территорий. Поэтому необходимо подробное ландшафтно-почвенное и зоолого-ботаническое изучение природно-территориальных комплексов с выработкой специальных природоохранных рекомендаций и проектных решений по сохранению природной среды.

Анализ специфики развития различных территорий принято проводить на основе рассмотрения их через призму понятия «природно-территориальный комплекс» и его особенности.

В общем понимании под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается территория, которая обладает определенным единством природы, что обусловлено историей ее развития, общим происхождением и, своеобразием географического положения и действующими в пределах ее границ природными, экологическими, социально-экономическими и другими процессами [2]. 

С позиции физической географии под ПТК понимается некая пространственно-временная система различных географических компонентов и комплексов, взаимообусловленных в своем размещении относительным единством происхождения и развивающаяся как единое целое [3].

Фактически ПТК выступает закономерным сочетанием взаимосвязанных компонентов антропогенной среды и природы на определенной территории. При этом все природные компоненты, входящие в состав комплекса (почва, солнечная радиация, географическая широта местности, климат, рельеф, животный и растительный мир), неразрывно и тесно связаны друг с другом. В общем случае в иерархии ПТК следует различать три главных уровня (ранга): глобальный, региональный и локальный [4]. Составляющими ПТК выступает ряд компонентов (рисунок 1).

На сегодняшний день в результате деятельности человека значительное количество ПТК подверглись необратимым изменениям.

  1. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

На основе проведенных исследований и анализа территории Пуровского района при применении ландшафтно-экологического подхода, можно провести формирование природного каркаса рассматриваемой территории.

При формировании природного каркаса территории данного района необходимо выделить следующие структурные блоки: основные ядра или узлы каркаса, которые способствуют сохранению экологического равновесия рассматриваемой территории, поддерживают способности экосистемы к саморегуляции, а также вспомогательные элементы, которые связывают в единую сеть ядра и участки, усиливающие их функциональную роль [1].

Ядра и узлы каркаса представляют собой обширные ПТК, внутри которых, благодаря их высокому уровню и размерам биоразнообразия, протекают различные природные процессы, которые стабилизируют экологический баланс на значительных территориях. Такими ядрами каркаса могут выступать охраняемые территории, которые призваны решать задачи сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологического баланса и наиболее важных природных процессов, сбережения уникальных природных объектов, создания рекреационных зон, защиты территорий традиционного природопользования в сложившихся условиях  [6].

Вспомогательными элементами природного каркаса территории Пуровского района, связующими в единую сеть ядра и участки, усиливающие их функциональную роль, выступают водоохранные зоны и зелено-защитные зоны вдоль железных, автомобильных дорог, населенных пунктов. Экологические коридоры создают возможность для свободной миграции между экологическими ядрами и узлами и играют ведущую роль в сохранении биоразнообразия. В таблице 1 отражены элементы природного каркаса территории Пуровского района.

Ведущую природоохранную и стабилизирующую функцию в природном каркасе территории Пуровского района выполняет сеть ПТК с определенным режимом использования.

При разработке и обосновании комплекса природоохранных мероприятий для устойчивого развития территории Пуровского района необходимо исходить из того, что на сегодняшний день на территории района нет особо охраняемых природных территорий (ООПТ) ни федерального, ни регионального, ни местного значения. Согласно же схемы природного каркаса территории Пуровского района именно природоохранные зоны на базе заказников регионального значения «Ево-Яхинский» и «Тыдды-Оттинский» выступают важнейшими узлами природного каркаса. Вместе с тем, на территории Ямала функционируют 13 ООПТ.

Важно отметить, что согласно Стратегии социально-экономического развития ЯНАО до 2020 года [7] определено, что нефте- и газодобыча останутся базовым сектором экономики округа. При этом Пуровский район будет лидирующим районом по добыче полезных ископаемых: нефти, газа и газового конденсата. В результате развития отраслей экономики муниципального образования Пуровский район произойдет рост промышленного производства к 2030 году. Планируется, что в промышленности увеличится сектор обрабатывающего производства природных ресурсов и продукции АПК. К 2030 году на полную мощность заработает Новоуренгойский газохимический комплекс.

Дальнейшее социально-экономическое развитие Пуровского района на период до 2030 года приведет к увеличению антропогенной на нагрузки на различные ПТК и может привести к ухудшению экологической ситуации, несмотря на все принимаемые меры со стороны местной администрации. В этой ситуации, по нашему мнению, необходимо формирование ООПТ на базе заказников регионального значения «Тыдды-Оттинский» и «Ево-Яхинский», которые составляют ядро природного каркаса рассматриваемой территории [5].

Для реализации проекта по созданию ООПТ местного уровня на базе региональных заказников «Тыдды-Оттинский» и «Ево-Яхинский» необходимо реализовать ряд последовательных мероприятий:

  1. Проведение комплексного экологического обследования территории, которой предполагается придать статус ООПТ местного значения.
  2. Подготовка научного обоснования образования ООПТ местного значения.
  3. Подготовка пояснительной записки о необходимых затратах, в том числе компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности.
  4. Подготовка картографических материалов проектируемой ООПТ местного значения (при необходимости и ее охранной зоны).
  5. Подготовка проекта положения об ООПТ местного значения, проведение необходимых кадастровых работ.
  6. Согласование проекта положения об ООПТ местного значения с исполнительными органами государственной власти ЯНАО, органами местного самоуправления, землепользователями и землевладельцами.
  7. Принятие решения об образовании особо охраняемой природной территории местного значения.

В целях защиты ПТК и природных объектов в границах ООПТ местного значения «Тыдды-Оттинский» и «Ево-Яхинский» от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках, водных поверхностях могут быть созданы охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Авторский вклад в разработку комплекса природоохранных мероприятий на основе ландшафтно-экологической оценки земель Пуровского района ЯНАО заключается:

  • в оценке экологической ситуации на данной территории;
  • формировании схемы природного каркаса с выделением ядер, узлов и коридоров;
  • обосновании создания ООПТ местного значения на базе региональных заказников «Тыдды-Оттинский» и «Ево-Яхинский» и определении порядка их создания.
  1. ВЫВОДЫ

По результатам рассмотрения теоретических и нормативно-правовых положений по организации природоохранных мероприятий в муниципальном районе установлено следующее:

  1. Под ПТК понимается территория, которая обладает определенным единством природы, что обусловлено общим происхождением и историей ее развития, своеобразием географического положения и действующими в пределах ее границ природными, экологическими, социально-экономическими и другими процессами.
  2. На сегодняшний день в результате антропогенной деятельности значительное количество ПТК подверглись необратимым изменениям. С позиции оценки отдельных факторов антропогенного воздействия, состояния компонентов ПТК, перспектив развития территории важным выглядит проведение картографирования.
  3. ООПТ регионов и муниципальных районов играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы ПТК. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биоразнообразия. Особенностью ООПТ муниципального значения является их неполное изъятие из хозяйственного использования, сочетание экономического и природоохранного аспектов в их функционировании.
  4. Нормативно-правовое обеспечение по формированию природоохранных зон муниципального района должно включать разработку соответствующих нормативных актов со стороны органов местной власти муниципальных образований. При формировании муниципальных систем ООПТ основным принципом должен быть приоритет решения природоохранных задач над всеми остальными, в том числе и рекреационными.

В статье проведен анализ территории Пуровского района на основе ландшафтно-экологического подхода, рассмотрены природно-территориальные и ландшафтные условия района, проведена оценка экологического состояния территории, осуществлено ландшафтно-экологическое зонирование территории района.

Установлено, что территория Пуровского района имеет вид низменной равнины с невысокими поднятиями до 150 м высотой к югу. Климат муниципального района суров, что объясняется рядом факторов, такими как положение в высоких широтах и близость Северного Ледовитого океана, проявляющееся в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха и больших годовых амплитудах температур.

Русла рек района слабо врезаны и сильно извилисты. На водоразделе рек Пура и Таза расположена одноименная Таз-Пурская возвышенность, имеющая характер относительно приподнятой расчлененной равнины с высотами до 80 м. Основой речной сети Пуровского района является река Пур, образующаяся от слияния рек Пяку-Пур и Айваседо-Пур и впадающая в Тазовскую губу. Бассейн р. Пура сильно заболочен. В бассейне р. Пура насчитывается более 86 тыс. озер.

На территории района осуществляется активная добыча углеводородов, по этому показателю район занимают ключевую позицию в ЯНАО. Во многом это определяет экологические проблемы района – наиболее высокую долю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу среди всех муниципальных образований ЯНАО, составляющую 60% (1-ое место среди других муниципальных районов), и загрязнение территорий продуктами добычи углеводородов. Это определяет необходимость постоянного мониторинга за состоянием экологической ситуации, а также разработку программ по охране окружающей среды муниципального образования Пуровский район.

Отсутствие ООПТ на территории Пуровского района выглядит негативным с позиции экологической составляющей и сохранения природных богатств района.

В качестве ландшафтно-экологических зон Пуровского района можно выделить: зоны сельскохозяйственного использования, зоны недропользования, зоны традиционного природопользования, зоны особо охраняемых территорий и объектов, водоохранные зоны, прибрежные полосы, охранные зоны нефтегазовых месторождений, зелено-защитные зоны, рекреационные зоны, зоны утилизации.

На основе результатов ландшафтно-экологической оценки была сформирована схема природного каркаса территории Пуровского района. Территориально природный каркас территории Пуровского района представлен ядрами, узлами и коридорами. Разработанная схема природного каркаса территории Пуровского района позволяет сформировать систему природоохранной деятельности и экологическую безопасности, сократить потери биоразнообразия и деградацию ландшафтов рассматриваемой территории в условиях ее интенсивного хозяйственного использования, а также способствовать восстановлению утраченных от нерациональной хозяйственной деятельности природных территорий.

В данной статье предлагается организация комплекса природоохранных мероприятий для устойчивого развития территории Пуровского района на основе формирования особо охраняемых природоохранных зон муниципального района на базе заказников регионального значения «Ево-Яхинский» и «Тыдды-Оттинский», выступающих важнейшими узлами природного каркаса территории.

Для реализации проекта по созданию ООПТ местного уровня на базе региональных заказников «Тыдды-Оттинский» и «Ево-Яхинский» определен ряд последовательных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большаник, П. В. Геоэкологические проблемы трансформации рельефа урбанизированных территорий (на примере городов Западной Сибири). Монография. / П. В. Большаник, В. Н. Недбай. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 243 с. – Текст: непосредственный.
  2. Волков, С. Н. Землеустройство. Т. 7.: Землеустройство за рубежом / С. Н. Волков. – Москва: Колос, 2005. – 408 с. – Текст: непосредственный.
  3. Волков, С. Н. Землеустройство: учеб. пособие / С. Н. Волков. – Москва: ГУЗ, 2013. – 992 с. – Текст: непосредственный.
  4. Воробьев, А. В. Управление земельными ресурсами / А. В. Воробьев, Е. В. Акутнева. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. – 212 с. – Текст: непосредственный.
  5. Землякова, Г. Л. Ведение государственного кадастра недвижимости как функция государственного управления в сфере использования и охраны земель. Монография / Г. Л. Землякова. – Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 376 с. – Текст: непосредственный.
  6. Селиверстов, В. Е. Сибирь и ее регионы в экономическом пространстве России: позиционирование, перспективы, институциональные условия / В. Е. Селиверстов // Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов. – Красноярск: СФУ, 2017. – С. 298 – 330. – Текст: непосредственный.
  7. Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа: сайт. – URL: https://www.yanao.ru (дата обращения 20.08.2019). – Текст электронный.