Московский экономический журнал 5/2019

image_pdfimage_print

Анализ технологий озеленения разрушенных территорий

Analysis of landscaping technologies in destroyed areas

Базаржапова Суранзан Сампиловна, студент кафедры экономики и управления в строительном комплексе ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) suranbazar@mail.com

Шпакова Елена Александровна, студент кафедры психологии развития и консультирования ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) lenashpakova@mail.com

Фролова Александра Игоревна, студент кафедры архитектурного проектирования ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) frolova.alex@mail.com

Беккер Наталья Викторовна, студент кафедры туризма ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) bekker.nat@mail.com

Гласкова Виктория Андреевна, студент, отделение социальной работы ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) glaskova@mail.com

Лизунова Дарья Станиславовна, студент, военно-инженерный факультет ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) lizunovadasha@mail.com

Аннотация: Зеленые насаждения представляют единую систему озеленения. Они активно используются для функционального членения территорий: выделения детских игровых площадок и зеленых территорий для отдыха, и стоянок для автомашин, оформления основных направлений движения пешеходов. Предложения по организации внешнего благоустройства (малые формы архитектуры, искусственное освещение) решают следующие задачи пространственной ориентации: выявление основных направлений движения и подчеркивание композиционных осей общей планировочной структуры. При разработке архитектурного благоустройства используются средства ландшафтной архитектуры: кустарники, газоны и цветники в сочетании с существующим ландшафтом.

Summary: Green areas represent a unified system of gardening. They are actively used for the functional division of territories: the allocation of children’s playgrounds and green areas for recreation, and parking for cars, design of the main directions of movement of pedestrians. Proposals for the organization of external improvement (small forms of architecture, artificial lighting) solve the following problems of spatial orientation: identifying the main directions of movement and emphasizing the compositional axes of the overall planning structure. When developing architectural improvement, landscape architecture tools are used: shrubs, lawns and flower gardens in combination with the existing landscape.

Ключевая слова: благоустройство, организация, строительство, бетон, энергоэффективность.

Keywords: аccomplishment, organization, construction, concrete, energy

Основная цель благоустройства нарушенных в период строительства территорий состоит в экологической реабилитации этих территорий.

Для создания нормальных условий произрастания в местах посадки деревьев и кустарников проектом предусматривается подсыпка растительного грунта H=60-150 см. Посадки производятся растениями, имеющими сформированную в ограниченном объеме корневую систему (контейнерный метод выращивания посадочного материала).

Проектом планировки предусматривается создание внешнего благоустройства с учетом комплексного решения следующих архитектурных задач: обеспечения целостности архитектурно-планировочного решения и стилевого единства всех элементов благоустройства территорий и зданий.

При разработке архитектурного благоустройства используются средства ландшафтной архитектуры: кустарники, газоны и цветники в сочетании с существующим ландшафтом. Зеленые насаждения представляют единую систему озеленения. Они активно используются для функционального членения территорий: выделения детских игровых площадок и зеленых территорий для отдыха, и стоянок для автомашин, оформления основных направлений движения пешеходов. Предложения по организации внешнего благоустройства (малые формы архитектуры, искусственное освещение) решают следующие задачи пространственной ориентации: выявление основных направлений движения и подчеркивание композиционных осей общей планировочной структуры.

  1. Источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории многофункционального жилого комплекса являются открытые автостоянки на 10 и на 14 машино-мест и открытая 6-ти этажная стоянка, а также площадка погрузки ТБО. Залповых и аварийных выбросов в атмосферу при работе объекта не ожидается. Концентрация всех ингредиентов выбросов на границе площадки и за её пределами не превысит 0,1 ПДК. Анализ результатов расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере показал, что территория строительства отвечает существующим нормам по концентрации вредных веществ в атмосфере.
  2. Основными источниками шума на территории объекта являются легковые автотранспортные средства, посещающие стоянки на придомовой территории, грузовые автотранспортные средства, осуществляющие вывоз мусора. Результаты расчета уровня шума на территории, прилегающей к зданию, у ограждающих конструкций, а также внутри помещений показали, что полученные уровни шума не превышают максимальные.
  3. Результаты расчета степени загрязнения ливневого стока показали, что среднее содержание загрязняющих веществ в ливневом стоке составит: нефтепродуктов 10,9 мг/л. Полученные значения соответствуют средним показателям загрязненности ливневого стока для жилых районов города.
  4. В результате эксплуатации проектируемого объекта могут образовываться твердые бытовые отходы от уборки прилегающей территории, с торговых и офисных площадей и от уборки жилых помещений отходы 1 класса опасности (люминесцентные ртутные лампы), отходы 4 и 5 класса опасности (пищевые отходы, отходы от жилых, от бытовых помещений). Все отходы будут передаваться специализированным предприятиям на утилизацию (переработку).

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” был проведен комплекс изысканий с целью оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду. Как показали результаты изысканий, строительство и дальнейшая эксплуатация здания многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Колпакова, вблизи д. 39, соответствует нормам законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

«Об охране окружающей среды», ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной или иной деятельности. Экологическая экспертиза же, согласно ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную или иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Опираясь на положения, выдвинутые в VI главе ФЗ «Об охране окружающей среды», можно сделать вывод, что обе процедуры являются обязательной мерой в отношении намечаемой хозяйственной и (или) иной деятельности, способной оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности субъектов этой деятельности [10].

Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду тесно связаны между собой и имеют некоторые сходства и различия [3, 4]. Так, например, ОВОС проводится проектировщиком инвестиционного решения, который представляет интересы заказчика, на стадии разработки обосновывающей документации, наиболее часто это происходит еще до начала процесса проектирования. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического управления и контроля в отношении уже готовой проектной и предпроектной документации, которая проводится специальными экспертными комиссиями, образованными органами Минприроды России – ведущими специалистами и учеными в соответствующей области. Комиссия специалистов либо подтверждает полноту оцениваемого проекта, либо не соглашается с предлагаемыми мерами и оценками безопасности [9]. Этот вывод делается на базе самостоятельных расчетов и обоснований экспертов, опираясь на данные ОВОС. Вместе с государственной (федеральной или региональной), как в России, так и в других странах, может осуществляться и общественная экологическая экспертиза. Использование такого вида экспертизы реализует принцип свободы доступа человека к экологической информации, а также право на участие в управленческих решениях, связанных с воздействием на природную среду [11].

Основные цели ОВОС и экологической экспертизы достаточно схожи. Так, например, на основании закона «Об экологической экспертизе» [20], важной целью экологической экспертизы является предупреждение видимых отрицательных воздействий хозяйственной и (или) иной деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экологических и экономических последствий, которые могут возникнуть при реализации объекта экологической экспертизы; а также обеспечение осуществления конституционных прав граждан страны на информацию, благоприятную окружающую природную среду и экологическую безопасность.

А главная цель ОВОС, согласно приказу Госкомэкологии от 16 мая 2000 г. № 372 “Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации” [8], заключается в принятии упорядоченного решения о реализации намеченной деятельности путем определения возможных неблагоприятных воздействий, оценке экологических последствий с учетом общественного мнения и разработке мер, которые смогут уменьшить или предотвратить возможные последствия.

В России есть примеры успешной экологической модернизации без снижения темпов промышленного производства. Так, например, ученые Российской Академии наук и специалисты промышленности разработали технологию улавливания основного парникового газа – двуокиси углерода, способы его переработки в горючее и полезные химические продукты. Тем самым создается возможность решения одной из важнейших проблем современности – глобального потепления климата. Этот проект предполагает создание искусственной промышленной системы круговорота углерода в природе, он может вывести Россию на позиции мирового лидера в инновационном решении острейшей проблемы. Одновременно решаются несколько задач: снижается техногенная нагрузка на природу, которая не справляется с переработкой двуокиси углерода, поступающего в атмосферу; завоевывается сегмент мирового рынка новейшей технологии, связанной с обеспечением населения планеты экологически чистой энергией и продукцией химического синтеза; развивается новая сфера высоких технологий [1].

Для ускорения инновационного развития предусматривается создание госкорпораций и технопарков на базе ведущих учебных заведений страны и промышленных предприятий [1, 11]. В Республике Татарстан также созданы формы инновационного развития экономики [6, 7], в числе которых – и технопарки, и инвестиционно-венчурные фонды [5], и Центр коммерциализации научной продукции [11]. Центр является связующим звеном между учеными, авторами идей и проектов и потенциальными инвесторами, бизнесструктурами. Среди нескольких проектов, рассматриваемых в Центре, наиболее социально значимый – проект по охране окружающей среды и здоровья человека. Это проект очистки сточных вод в маленьких поселках, которые предусматривается возводить по программе «Доступное жилье» в пригородах больших городов. В таких поселках нет места для традиционных полей фильтрации, поэтому ученые предложили двухэтапную очистку: на первом этапе – известные биофильтры, на втором – очистка на электрокоагуляционной установке. Центр заинтересовал внедрением этого проекта Казанскую городскую администрацию [1, 7].

Положение об ОВОС как федеральный документ содержит общие тезисы, описание сфер применения, обязанности участников, порядок общественных слушаний, ответственность за правонарушения проверяемых субъектов. Перечислим основные принципы Положения:

  • принцип предполагаемой экологической угрозы – каждый исследуемый объект рассматривается как потенциально опасный, пока оценка не установит его безопасность;
  • принцип полноты представляемой информации и ее достоверности – лицо, ответственное за эксплуатацию объекта и проведение планируемой деятельности обязано предоставить всем участникам процесса всю имеющуюся у него информацию;
  • принцип гласности – отдельные заинтересованные граждане или общественные природоохранные объединения имеют полное право контролировать все этапы проведения оценки.

Проведение ОВОС включает в себя целый ряд мероприятий. Кроме того, предусмотрен также определённый порядок информирования общественно- сти об их результатах. Для того, чтобы более подробно рассмотреть данный процесс, следует выделить основные объекты, на которых проводится ОВОС:

  • объекты, включенные в перечень подвергаемых обязательной поэтапной проверке;
  • объекты, проверка которых инициирована отдельными гражданами или общественными организациями (объединениями);
  • объекты, находящиеся на особо охраняемой природной территории. Надежды экологов на то, что спад темпов производства, который отмечался в стране в последние годы, положительным образом скажется на экологии страны, не оправдались. Некоторые руководители объектов хозяйствования, пытаясь минимизировать издержки, экономят как раз на сокращении финансирования природоохранных программ [10]. Все это привело к тому, что ситуация не улучшилась, а по некоторым показателям даже ухудшилась.

Отношение к ОВОС как в нашей стране, так и во всем мире, далеко не однозначное. Большинство воспринимает эту процедуру как благо, которое стоит на пути решения проблем в области охраны окружающей среды. Однако, есть и те, кто убежден, что ОВОС не что иное, как бюрократическая волокита, тормозящая любые прогрессивные начинания.

Чтобы разобраться и с этим, рассмотрим основные принципы ОВОС:

  1. Демократичность – гарантированное право на открытое участие в оценке на всех этапах ее проведения любому гражданину или общественной организации.
  2. Прозрачность – открытый доступ ко всей информации на всех этапах мероприятия для всех участников процесс проведения экспертизы.
  3. Определенность – факторы, оказывающие существенное влияние на производственную деятельность в ходе проведения ее оценки, рассматриваются в общей взаимосвязи. Все выводы экспертной комиссии должны быть определенными и однозначными.
  4. Надежность – рассматривание каждого исследуемого объекта как потенциально опасного до тех пор, пока не будет доказано иное.
  5. Рентабельность – соответствие стоимости проведения работы сложности оцениваемого объекта.
  6. Гибкость – рассмотрение всех возможных вариантов дальнейшего направления развития деятельности, в том числе альтернативные.
  7. Практическая применимость – полученные в ходе оценки выводы, должны быть полностью учтены. Ответственные за оценку лица обязаны руководствоваться требованиями и рекомендациями ОВОС на всем протяжении осуществления своей деятельности.

Если все возможные варианты последствий деятельности объекта учтены, а вероятность возникновения неблагоприятных угроз для окружающей среды минимальна, то можно переходить к поэтапной разработке проекта ОВОС. Перечислим основные этапы осуществления проекта ОВОС:

  1. Выбор экспертной комиссии. Выбирая экспертную компанию, не пожалейте времени на сбор максимально возможной информации обо всех заинтересовавших кандидатах. Особое внимание обратите на продолжительность и опыт работы компании на рынке этого вида услуг. Изучите, какие конкретно работы ранее проводила организация, почитайте отзывы о ней.
  2. Разработка проекта технического задания. Техническое задание (ТЗ) разрабатывается для определения порядка проведения оценки, ее состава и содержания. Как правило, ТЗ включает в себя основание и сроки проведения оценки, ее цели, задачи, порядок привлечения общественности, применяемые методы, состав и содержание.
  3. Анализ состояния окружающей среды в районе воздействия объекта. На этом этапе выявляются характерные для выбранного района природные условия, его особенности и прогнозируется, каким образом будет меняться окружающая среда после начала деятельности.
  4. Сбор и анализ информации для оценки воздействия объектов на окружающую среду. На этом этапе проводится всесторонний анализ вероятного влияния деятельности объекта на окружающую среду. Оценивается воздействие на воздух, воду, почву, растительность и животных. Особое внимание уделяется прогнозированию  угроз, которые могут возникнуть при нештатных и аварийных ситуациях.
  5. Оценка воздействия на окружающую среду при строительстве объектов. На данном этапе вырабатывается компромиссное решение, кото- рое позволит построить объект одновременно с минимально возможными экономическими издержками и при этом без нарушения природоохранного законодательства.
  6. Предложение экспертом мероприятий, направленных на минимизацию воздействия. На основании собранной информации клиенту предоставляется предложения по минимизации воздействия на окружающую среду.
  7. Предоставление заказчику результатов проекта ОВОС. Экспертная оценка должна содержать полный отчет о состоянии окружающей среды и ее изменении после начала деятельности. Представляемые данные выражаются в конкретных количественных оценках и содержат подробные комментарии.

Что касается экологической экспертизы, то ее назначением является обеспечение экологической безопасности населения и сохранение природного потенциала.

Как уже было отмечено, экологическая экспертиза делится на два основных вида – государственная и общественная.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится не только по инициативе, но и под надзором общественных организаций (объединений), созданных с целью защиты окружающей среды. Заключение такой экспертизы имеет, как правило, рекомендательный характер. Порядок проведения подобного вида экспертизы прописан в положениях Федерального закона и гарантирует общественности право знать реальную экологическую ситуацию той или иной сфере деятельности, либо на интересующем объекте.

Под государственной экологической экспертизой понимается процесс установления соответствия документации любого вида деятельности или объекта требованиям, предъявляемым законодательными актами, регламентирующими вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Объектами любой экологической экспертизы являются: проекты строительств и эксплуатации хозяйственных и иных сооружений, а также уже действующие предприятия и комплексы; документация на создание нового оборудования, а также на работающую технику и т.д.

В рамках экологического исследования объекта проводятся следующие мероприятия:

  • химический и микробиологический анализ воздуха в помещении;
  • измерение уровня электромагнитного излучения;
  • измерение влажности воздуха и средней температуры;
  • определение соответствия норме вентиляции и циркуляции воздуха;
  • выявление возможных источников радиационного излучения;
  • иные специальные мероприятия по требованию инициатора экспертизы.

При проведении экологической экспертизы опираются на следующие основные принципы:

  1. Принцип обязательности – строгое проведение экспертизы проектных решений по тем объектам, которые включены в специальные утвержденные списки и перечни потенциально экологически опасных видов деятельности.
  2. Принцип комплексности оценки воздействия.
  3. Принцип достоверности и полноты и информации, предоставляемой на экологическую экспертизу.
  4. Принцип вневедомственности и независимости экспертов.
  5. Принцип гласности – участие общественных организаций, учет мнения общества.

Рассмотрим этапы проведения экологической экспертизы.

  1. Выбираем экспертную компанию. Компаний, предлагающих услуги по проведению независимой экологической экспертизы в нашей стране очень много. Чтобы ваше решение было объективным и взвешенным, лучше не жалеть времени на сбор всей необходимой информации. В первую очередь, обратите внимание на период работы компании на рынке. Солидный опыт работы – почти всегда признак компетентности и высокой квалификации специалистов. Далее изучите информацию о том, на каких конкретно объектах компания проводила экологический аудит, и прочтите отзывы ее клиентов о проведенной работе.
  2. Предоставляем экспертам необходимую документацию. Как уже говорилось ранее, сама суть экологической экспертизы заключается в проверке соответствия параметров, указанных в документации, реальному состоянию объекта. Поэтому экспертам необходимо представить полный пакет документов. В него входит правоустанавливающая документация, технические характеристики, акты экспертиз, проводимых ранее.
  3. Оплачиваем проведение экспертизы. Стоимость экологической экспертизы будет зависеть от сложности объекта, на котором она проводится. Услуги оплачиваются в соответствии с условиями, которые были оговорены между сторонами и закреплены соответствующим договором. В договоре также указываются возможные обстоятельства, при которых оплата услуг может быть изменена в большую или меньшую сторону.
  4. Дожидаемся проведения исследований по воздействию объекта на окружающую среду. После того, как специалисты изучат объект, на котором планируется проведение экспертизы, клиент будет проинформирован о сроках выполнения  всех  мероприятий.  Требовать от  компании  максимально сжатых сроков проверки не стоит, так как в таком случае многие операции будут проведены поверхностно. Кроме того, авторитетная компания, которая дорожит своей репутацией, просто не пойдет на сокращение сроков экологического аудита. Поскольку не сможет в таком случае гарантировать качество.
  5. Ожидаем подготовки экспертного заключения. После проведенной экспертизы клиент получает соответствующий сертификат, в котором отражено соответствие объекта нормам природоохранного законодательства.
  6. Получаем отчет о проделанной работе. Кроме сертификата, компания предоставит не только полный отчет о проделанной работе, но и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков. На основании представленного отчета вы сможете принять объективное решение о целесообразности приобретения и последующей эксплуатации объекта. На каждом этапе вам не помешает квалифицированная юридическая поддержка.

В заключение необходимо подчеркнуть, что сегодня ОВОС и экологическая экспертиза являются одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Тем не менее, и у них существуют как достоинства, так и недостатки. С целью совершенствования этих процессов вполне разумно было бы реализовать на федеральном, региональном и отраслевом уровнях ряд пилотных проектов, направленных на их изучение, оценку и дальнейшее совершенствование на территории Российской Федерации.

Несомненно, редевелопмент в современном мире представляет собой возможность значительно изменить облик городов, возродив к жизни территории, много лет  не используемые практически или используемые не в полную силу. Сегодня ревелопмент промзон является  одним из ведущих методов преобразования облика больших городов, в частности, г. Москвы. Однако, как мы считаем, полномасштабный вынос промышленных предприятий за территорию города не всегда может принести положительный эффект.  При проведении редевелопмента промышленных зон представляется достаточно важным рассмотреть возможности восстановления баланса между градостроительной и промышленной политикой  г. Москвы. Это возможно не только путем физического перемещения жизнеспособных промышленных объектов на периферию мегаполиса или за его границы.

При условии возможности их функционирования в городской среде после необходимой модернизации и перехода на современные технологии представляется не менее эффективным проведение структурной и/или функциональной и планировочной реорганизации таких территорий с максимально возможным сохранением мест приложения труда на каждой из них. Решением может стать формирование многофункциональных территориально-градостроительных объектов. В конкретных случаях в качестве главенствующей может быть выделена одна или несколько экологически безопасных и инвестиционно-привлекательных функций, связанных с производством или научно-исследовательской деятельностью. Они должны быть дополнены существенным спектром разновидностей деятельности социального и коммерческого характера, с формированием на их основе производственных или научно-производственных парков с возможным включением жилья и общественных объектов различного назначения, активным благоустройством и озеленением. Сбалансированность структуры служит залогом формирования в их границах полноценного городского пространства. Такой подход потенциально может уменьшить напряженность транспортных проблем, которые неизбежно возникнут в случае перемещения значительных потоков к местам приложения труда в случае тотального выноса предприятий на периферию города.

Соответственно, масштабы задач при реализации ревеломпента промышленных зон уникальны и требуют тщательного изучения и оценки реальной ситуации и возможностей их реализации с последующей разработкой перспективных приемов архитектурно-пространственной организации рассматриваемых территорий. При  организации строительного производства необходимо осуществлять мероприятия и работы по охране окружающей природной среды, которые должны включать предотвращение потерь природных ресурсов, предотвращение вредных выбросов в почвы, водоемы и атмосферу.

Основными из них являются: перемещение растительного грунта в специально отведенные места с использованием его в дальнейшем на территории площадки; соблюдение порядка при складировании строительных материалов и конструкций; недопущение стоков неочищенной воды и вредных выбросов в почву; контроль за соблюдением потоков перемещения строительных машин и автотранспорта, людских потоков; систематическая уборка территории строительной площадки; установка  мойки колес автотранспорта и строительной техники; ограждение зоны озеленения бордюрами; проведение строительных работ в строго отведенной стройгенпланом зоне работ.

При выполнении планировочных работ на территории будущей застройки, учитывая, что на площадке имеется плодородный слой почвы, производится его срезка со всей площади в соответствии с планом организации рельефа и последующим восстановлением только в пределах зеленых зон.

Список литературы

1. Аккуратнова А.А., Яо Л.М. Инновационный потенциал управления: технологии реализации в Республике Татарстан (на примере Министерства экологии и природных ресурсов РТ) // Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2, Социология. С. 191-194.

2. Ахметшин Э.М. Применение современных стандартов, процедур, информационных технологий для повышения эффективности систем внутреннего контроля промышленных предприятий// Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 26. № 4. С. 4-10.

3. Бахтаирова Е.А. Управление качеством окружающей среды: модуль для повышения квалификации муниципальных служащих. – Иркутск: БГУЭП, 2009.

4. Бубнов А.Г., Гриневич В.И., Кувыкин Н.А. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. Иваново, 2004. 260 с.

5. Васильев В.Л. Институциональный механизм развития венчурного предпринимательства в современной экономике: автореф. дис. канд. экон. наук. Казань, 2006. 19 с.

6. Васильев В.Л., Гапсаламов А.Р., Седов С.А. Исторические и современные проблемы экономического развития Республики Татарстан. М.: Прометей, 2014. 136 с.

7. Габдулхакова О.И., Яо Л.М. Социально-экологические проблемы нефтедобывающего региона (на материале республики Татарстан). М.: Изд-во “Перо”, 2014. С. 66-67.

8. Калимуллин А.М., Виноградов А.В. Экологическая история в России: этапы становления и перспективные направления исследований // Историко-биологические исследования. 2015. Т. 7. № 2. С. 140-145.

9. Костенников М.В., Куракин А.В., Павлюк А.В. К вопросу о понятии и методах государственного управления в административном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 430-439.

10. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. СПб., 2004. 104 с.