Московский экономический журнал 5/2017

image_pdfimage_print

УДК 338.48:332.156

Bezymyannyj-12

Евгения Викторовна Кулагина

кандидат педагогический наук, доцент,

заведующий кафедрой «Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес»

Омский государственный технический университет.

Evgeniya V. Kulagina     kevgeniya@inbox.ru

Модель агро-туристско-рекреационного  комплекса Омской области

MODEL OF THE AGRIC TOURISM RECREATIONAL COMPLEX OF THE OMSK REGION

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема развития сельского туризма как перспективного направления региональной экономики. На основе анализа инфраструктурных объектов и туристско-рекреационных ресурсов муниципальных образований Омской области определена территориальная локализация агро-туристско-рекреацион-ного комплекса и в соответствии с системным и компонентным подходами разработана его модель; показано содержательное наполнение её элементов; определен инфраструктурный ресурс и туристско-рекреационный потенциал АТРК. 

S u m m a r y

 In this article, the problem of the development of rural tourism as a promising area of the regional economy is considered. Based on the analysis of infrastructure facilities and tourist and recreational resources of municipal entities of the Omsk region, the territorial localization of the modeled agrarian tourist recreational complex has been determined. The model of the agrarian tourist recreational complex is developed in accordance with the systemic and component approaches; the content of its elements is shown; the infrastructural resource and tourist recreational potential of the agrarian tourist recreational complex are defined.

Ключевые слова: сельский туризм, агро-туристско-рекреационный комплекс, туристско-рекреационные ресурсы

Keywords:  rural tourism, agrarian tourist recreational complex, tourist and recreational resources

Исследование выполнено за счет средств областного бюджета

Омской области и гранта Российского фонда

Фундаментальных исследований (проект № 17-12-55002)

Начиная с 1970-х годов, туристическая деятельность в сельских районах заметно возросла во многих развитых странах мира, и это сыграло значительную роль в их социально-экономическом развитии. С этого времени идея развития туризма начинает активно поддерживаться учеными. Туризм определяется как «бездымная» индустрия, не загрязняющая окружающую среду и имеющая прямое и косвенное влияние на социальные процессы и экономику региона.

Одним из первых исследователей, предложивших модель развития сельского туризма, был Исм Ганн (1979) [1]. Структура его модели была достаточно проста и включала транспортные связи между территориями с природными достопримечательностями.

Модель Ганна основывается на использовании природных ресурсов с целью экономического развития сельской территории. Более поздние модели развития сельского туризма стали дополняться разными активностями (игровые, спортивные, досуговые и пр.), культурно-историческими достопримечательностями, этнокультурным опытом жителей поселений.

В последнее время для поиска путей развития сельского туризма используется атрибутный подход [2], согласно которому при моделировании туристской территории необходимо делать акценты не на физическое присутствие компонента (природный объект, сельский праздник, инфраструктура размещения и пр.), а на эмоциональные выгоды, впечатления, которые ожидает получить турист от посещения сельских мероприятий, от временного проживания в фермерском доме и пр.

Процессный подход рассматривает туризм как естественный процесс перемен, согласно которому разные факторы приводят к успешному развитию туризма в сельской местности на разных этапах его развития. Когда развитие туризма еще не на высоком уровне, туристская территория обычно привлекает туристов с низким доходом, которые проявляют высокую заинтересованность в объекте посещения и низкую – в туристских услугах. С развитием туризма и расширением ассортимента туристских услуг территория становится привлекательной для туристов, которые используют более дорогие услуги и туристические продукты. Такие туристы предпочитают высокий уровень сервисного обслуживания. Рост запросов туристов приводят к необходимости инвестиций в этот район. Туристы с высоким доходом постепенно вытесняют путешественников, которых не привлекает разнообразие развлечений и элитная гостиничная инфраструктура.

С точки зрения классической теории систем, туризм характеризуется как многоуровневая иерархическая структура, при этом все элементы системы динамичны.

В данном исследовании проводилась разработка системной модели агро-туристско-рекреационного комплекса Омской области.

Объектом исследования являются ресурсы и туристский потенциал сельских территорий муниципальных образований области; предметом – процессы пространственной интеграции сельских предприятий и субъектов туристской отрасли.

Цель исследования состоит в разработке системной модели агро-туристско-рекреационного комплекса Омской области.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Провести анализ инфраструктурных объектов, туристско-рекреационных ресурсов муниципальных районов Омской области.
  2. Определить структуру и содержание компонентов моделируемого АТРК.

Методы исследования: анализ и синтез, методы экономических расчетов,  метод моделирования.

Сельскохозяйственное производство является одной из наиболее развитых отраслей в Омской области. В сельском хозяйстве производится 9,61 % валового регионального продукта. Среднесписочная численность работников сельского хозяйства составляет 5,02 % от областного уровня. Ведущие направления сельского хозяйства: растениеводство (выращивание зерновых культур), молочно-мясное животноводство, свиноводство, птицеводство. По объемам производства продукции сельского хозяйства Омская область входит в двадцать крупнейших регионов России.

В аграрном секторе Омской области на начало 2017 года функционировало около 600 сельскохозяйственных организаций, 2,4 тысячи крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей; приусадебные участки имели около 300 тыс. хозяйств населения (семей); в 496 садоводческих, огороднических некоммерческих объединениях граждан использовалось более 170 тысяч земельных участков. В 2016 году производством сельскохозяйственной продукции занималось около 400 подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций [3].

Согласно программным документам развития туризма в Омской области сельский туризм  входит в число приоритетных направлений региональной туристской отрасли.

Агро-туристско-рекреационный комплекс (АТРК) – это  многофункциональная территориальная социально-экономическая система, представляющая собой совокупность экономических отношений, институтов, объединяющих функционирование объектов хозяйствования аграрного сектора и туристской индустрии. Экономическая эффективность функционирования АТРК определяется классификацией его форм и оптимальностью выбора модели развития сельского туризма с учетом ресурсных возможностей территории. 

Для определения территориальной локализации АТРК был проведен анализ ресурсов 32 муниципальных районов Омской области. В качестве анализируемых показателей были взяты коллективные и специализированные средства размещения и число мест в них, общедоступные предприятия общественного питания, спортивные сооружения, ООПТ, лечебно-профилактические учреждения, объекты культурно-развлекательного досуга,  событийные мероприятия, наличие квалифицированных специалистов по предоставлению туристских и экскурсионных услуг,  транспортная доступность сельской территории, производительность сельских предприятий, инвестирование объектов социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Исходя из результатов анализа, была разработана системная модель АТРК, включающая 11 компонентов.

  1. Пространственный компонент в общем виде состоит из трех групп элементов: площадные, линейные и точечные объекты.

Границы моделируемого АТРК были определены на основе анализа туристско-рекреационных ресурсов сельских местностей; выявленные территории объединены в две группы.  В первую группу вошли территории сельских поседений Азовского немецкого национального района, Исилькульского, Любинского, Марьяновского, Москаленского, Называевского, (западный экономический район), Калачинского (восточный экономический район), Омского (центральный экономический район) муниципальных районов. Данные районы благоприятны для развития кратковременных (туризм выходного дня) и длительных туров. Во вторую группу были отнесены сельские территории районов со значительной удаленностью от города Омска, с наличием необходимой туристской инфраструктуры, обладающих должной туристской аттрактивностью и имеющих значимый потенциал для развития туристских брендов. Это Тюкалинский, Крутинский (западный экономический район), Тарский (северный экономический район), Большереченский и Муромцевский (восточный экономический район) районы.

Туристская и рекреационная инфраструктура моделируемого АТРК включает коллективные средства размещения с общим числом мест 6579 единиц; 233 единицы предприятий общественного питания (общедоступные столовые, кафе, рестораны); 447 лечебно-профилактических организаций; 1374 спортивных сооружения. 

  1. Природно-экологический компонент включает систему функционально взаимосвязанных природных комплексов, предназначенных для туристско-рекреационной деятельности.

На территориях локализации АТРК расположено 18 ООПТ, в их числе федерального, регионального и местного значения; девять оборудованных пляжа; единственный в России сельский зоопарк, площадью 9 гектаров. В настоящее время в коллекции зоопарка 210 видов и 2120 экземпляров животных, из них 41 вид занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы и 15 видов в Красную книгу Российской Федерации [4].

  1. Сельскохозяйственный компонент. Наиболее значимыми и стабильно работающие организации (хозяйства) Омской области на 01.01.2017 являются ЗАО «Азовское», ЗАО «Новоазовское» СПК «Пришиб», ООО «Лидер», ЗАО «Солнцево», ЗАО «Новорождественское»,  СПК «Лесной», ФГБНУ «ВНИИМК им. В.С. Пустовойта», ГП Омской области «Семеноводческая станция «Исилькульская», ЗАО «Ермоловское», ООО «Куликово», СПК «им. Кирова», ЗАО «им. Кирова». ООО «Оглухинское», АО «Рассвет», ООО «Птицефабрика «Любинская»,  СПК «Сибирь», ООО «Дружба»,  ОАО ПКЗ «Омский»,  ЗАО «Знамя»,  Сельскохозяйственная артель «Родная Долина», СПК «Большевик», ЗАО «Гуровское», ЗАО «Сибиряк», ООО «Богословское»,  СПК «Пушкинский», ФГУП «Омское», ООО «Зеленополье».

Производство ведущих предприятий: зерно, горох, рапс яровой (кольза), лен кудряш (масличный), молоко, мясо (говядина), мед, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи открытого и закрытого грунта.

В данном компоненте АТРК следует выделить предприятия, продукция которых широко известна за пределами региона. В марочный портфель  входят такие бренды: «Любинский кондитер», «Любинский деликатес», «Радуга желаний», Kromfish, Krompils и Oopss.

  1. Компонент туристских аттрактривностей включает историко-культурные достопримечательности, событийные мероприятий, культурные ландшафты, различные виды деятельности, являющие предметом туристского интереса.

На территориях АТРК расположено 687 объектов культурного наследия, 14 музеев. В сельских поселениях АТРК есть мастера традиционных национальных промыслов и ремесел: вязание, вышивка ковров, плетение из газет, лозоплетение, плетение мебели, тряпичная народная кукла (скрутка, мотанка), квиллинг, бисероплетение, сувенирные куклы, вышивка лентами, бисером, роспись и резьба по дереву, художественная инкрустация соломкой, лепка из глины.

Среди событийных мероприятий, привлекающих приезжих гостей, следует выделить уездный межрегиональный праздник «На тракте Тюкалинском» (историческая реконструкция «Уездный город на Сибирском тракте»), межрегиональный фестиваль любительских видеофильмов «Сибирь – моя родина»,  фестиваль «Калача», народный съезжий праздник казахской культуры «Наурыз»; народный съезжий праздник славянской культуры «Светлая Троица»; культурно-историческое мероприятие «Дни Царской семьи в Любинском районе», событийный фольклорный праздник «Яблочная Русь», фестивали «Солнцеворот», «Муромцевская Ривьера», «Петров день».

  1. Политико-формирующий, нормативный компонент обеспечивает необходимую социальную, политическую среду; организует деятельность по разработке нормативных документов, регламентирующих отношения участников АТРК, стандарты обслуживания туристов и пр.

В Омской области сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая благоприятные условия для деятельности предпринимателей и инвесторов. Основы осуществления инвестиционной деятельности определены Законом Омской области от 11 декабря 2012 года № 1497-ОЗ “О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности”[5].

Действует комплекс региональных правовых актов, определяющий меры государственной поддержки предпринимателей и инвесторов. Законами Омской области от 21 ноября 2003 года № 478-ОЗ «О налоге на имущество организаций», от 24 ноября 2008 года № 1106-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций» [6], от 25 декабря 2012 года № 1505-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» определены инвестиционноориентированные налоговые льготы, предоставляемые хозяйствующим субъектам»[7].

Функционирует механизм оказания имущественной поддержки инвесторам, предусматривающий предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов. Критерии предоставления земельных участков определены Законом Омской области от 16 июля 2015 года № 1772-ОЗ[8].  Процедура определения органами исполнительной власти Омской области соответствия масштабных инвестиционных проектов, установленным критериям регламентирована Указом Губернатора Омской области от 2 декабря 2015 года № 202 [9].

В 2013 году с целью содействия развитию сферы регионального туризма и повышение ее инвестиционной привлекательности был создан Совет по развитию туризму Омской области [10].

  1. Компонент финансового обеспечения (включает институты финансового капитала, осуществляющие финансовое сопровождение деятельности п едприятий комплекса). В регионе есть филиал «Россельхозбанка», его деятельность направлена на обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в банковских продуктах и услугах, содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
  2. Сектор маркетинга обеспечивает разработку программ и мероприятий продвижения агротуристских территорий, изучает интересы и потребности целевых аудиторий, формирует спрос на услуги сельского туризма, формирует ассортиментную линейку. В сентябре 2017 года в Омском регионе был открыт туристский информационный центр, одним из направлений его деятельности является продвижение сельских туров.
  3. Сектор туроператорской и турагентской деятельности, включает организации, проектирующие туристский продукт, осуществляющие его сбыт на рынке. Согласно данным Реестра туроператор в Омском регионе зарегистрировано 11 туроператоров; по оценкам специалистов на омском рынке функционирует более 250 туристских фирм. В настоящее время информацию о сельских турах Омской области на сайте разместили 12 турагентств.
  4. Сектор кадрового обеспечения включает упреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров для предприятий АТРК.

Подготовку кадров в регионе для туристской отрасли осуществляют три вуза: ОмГТУ, СибГУФК и ОмГУПС. Организация экскурсионных программ на территориях моделируемого АТРК обеспечивается 72  квалифицированными экскурсоводами, включая научных сотрудников.

  1. Сектор научно-исследовательской и инновационной деятельности изучает возможность развития туризма на новых сельских территориях; способствует внедрению инноваций в аграрное производство (так как опыт применения новых технологий в производстве способствует формированию туристского интереса к определенной сельской местности).
  2. Координационно-управляющий компоненты, представлен коллегиальным организм, и обеспечивает внедрение программы развития АТРК в соответствии с выработанной концепцией.

Значимую роль в функционировании АТРК играют органы и институты регионального регулирования, определяющие развитие АТРК и способствующие экономической интеграции  его территориальных пространств. Под территориальной экономической интеграцией понимается  процесс сближения производственных потенциалов туристских сельских территорий на основе интенсификации информационного и технологического обмена.

В качестве системообразуещего компонента целесообразно выделить элементы внутренней среды АТРК, включающие  звенья, структурированные по отраслевому признаку (сельскохозяйственная, рекреационная и туристская деятельность).

Пропускной потенциал моделируемого АТРК во многом определяется экологическим и инфраструктурным факторами.  Исходя из доступных статистических данных число мест в коллективных средствах размещения моделируемого АТРК составляет 6579 единиц. При среднегодовой загруженности номерного фонда в 40% и исходя из реализации турпродукта формата «тур выходного дня», включающего питание (FB), участие  в анимационных и рекреационных  мероприятиях, учитывая транспортные услуги, годовой доход АТРК может составить  605810,03 тыс. руб.

В заключение следует отметить, что в современных условиях основой развития сельского туризма является процесс кооперации региональных звеньев сельского хозяйства и туристской отрасли, что способствует формированию агро-туристско-рекреационного комплекса и его интеграции в экономическое пространство региона.

Литература

  1. Gunn, C., 1979, Tourism Planning. Crane Russak: New York.
  2. Gartner, W.C., L. Love and D. Erkkila, 2002, Attributes and Amenities of Minnesota’s Highway System that are Important to Tourists. Tourism Center: University of Minnesota: St. Paul.
  3. Муниципальные районы Омской области: Стат. сб. в 2 ч. Ч.I / Омскстат. – Омск, 2017. – 381 с.
  4. Сельскохозяйственные организации Омской области: Справ./ Омскстат.- Омск, 2017. – 98 с.
  5. Закон Омской области от 11 декабря 2012 года № 1497-ОЗ «О государственной политике Омской области в сфере инвестиционной деятельности» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 18.05.2017).
  6. Закон Омской области от 24 ноября 2008 года № 1106-ОЗ «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций» / Электронный фондправовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/943012188 (дата обращения 19.05.2017).
  7. Закон Омской области от 25 декабря 2012 года № 1505-ОЗ «Об инвестиционном налоговом кредите» / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru/document/ (дата обращения 18.05.2017).
  8. Закон Омской области от 16 июля 2015 года № 1772-ОЗ «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов» URL: http://investomsk.ru/ru/article (дата обращения 19.05.2017).
  9. Указ Губернатора Омской области от 2 декабря 2015 г. N 202 о реализации закона Омской области «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов” / Инвестиционный портал Омской области. – URL: http://investomsk.ru/ru/article/legislation-and-official-documents (дата обращения 19.05.2017).
  10. О Совете по развитию туризма в Омской области : Указ Губернатора Омской области от 16 июля 2013 г. № 103. Документ предоставлен КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw1722017-12-15.html (дата обращения 19.05.2017).