Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original Article

УДК 631.4 (71)

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10715

О РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ОХРАНЫ ПОЧВ В КАНАДЕ

ON DEVELOPING THE NATIONAL SOIL CONSERVATION STRATEGY FOR CANADA

Григорьева Е.Е., кандидат биологических наук, доцент факультета мировой политики ГАУГН

Шульга П.С., к. с.-х.н., доцент факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова 

Grigorieva E.Е., Cand. Sci. (Biology), Assistant Professor, State Academic University for Humanities, World Politics Faculty

Shulga P.S., Cand. Sci. (Agriculture), Associate Professor, Faculty of Soil Science, Lomonosov Moscow State University 

Аннотация.  В статье анализируется представленный в Палате общин канадского парламента проект Закона об охране почв. Учитывая важную роль почв в поддержании продовольственной безопасности и в адаптационных способностях к климатическим изменениям, а также необходимость содействия фермерам в применении практик управления здоровьем почв, законопроект предлагает разработать Национальную стратегию охраны почв. Авторы статьи подробно рассматривают уже имеющийся опыт решения вопросов, связанных с улучшением качества канадских почв сельскохозяйственного назначения, полагая, что это может быть использовано при формировании основных принципов и элементов Национальной стратегии охраны почв Канады. В преамбуле проекта канадского Закона об охране почв указывается, что Канада, как член ФАО, принявшая Всемирную хартию почв, учитывает положения этого документа, призывающие «национальные правительства принимать меры в отношении здоровья и сохранения почв». Авторы полагают, что России, являющейся членом ФАО, также необходимо принимать во внимание рекомендации Всемирной хартии почв при подготовке соответствующих законодательных инициатив.

Abstract.  The article analyzes the draft of the Soil Conservation Act presented in the House of Commons of the Canadian Parliament. Taking into account the important role of soils in maintaining food security and in adapting to climate change, as well as the need to assist farmers in applying Beneficial Management Practices for soil, the bill proposes to develop the National Soil Protection Strategy. The authors of the article consider in detail the existing experience in solving issues related to improving the quality of Canadian agricultural soils, believing that this can be used in the formation of the basic principles and elements of the National Soil Protection Strategy of Canada. The preamble of the the draft of the Soil Conservation Act states that Canada, as a member of FAO, which has adopted the World Soil Charter, takes into account the provisions of this document calling on “national governments to take measures regarding soil health and conservation.” The authors believe that Russia as a member of FAO also needs to take into account the recommendations of the World Soil Charter when preparing relevant legislative initiatives.

Ключевые слова: Канада, Закон об охране почв, здоровье почв, Национальная стратегия охраны почв, эффективные практики управления здоровьем почв, Всемирная хартия почв

 Keywords: Canada, Soil Conservation Act, soil health, National Soil Conservation Strategy for Canada, Beneficial Management Practices for soil, World Soil Charter

Эпиграф

«Нет благороднее задачи, чем напоить жаждующего и накормить голодного»

Павел Шульга

В конце апреля текущего года в Палате общин канадского парламента был представлен проект Закона об охране почв (Soil Conservation Act). Учитывая важную роль почв в поддержании продовольственной безопасности и в адаптационных способностях к климатическим изменениям, а также необходимость содействия фермерам в применении практик управления здоровьем почв (Примечание – «здоровье почвы» считается синонимом «качества почвы») законопроект предлагает разработать Национальную стратегию охраны почв [1]. При презентации этого законопроекта и при обсуждении в прессе используется также термин Национальная стратегия здоровья почв для Канады –  National Soil Health Strategy for Canada [2, 3].

В случае принятия закона Министр сельского хозяйства и продовольствия Канады обязан в течение двух лет при участии заинтересованных лиц (фермеры, представители агробизнеса, фермерские и природоохранные организации, представители провинциальных правительств и коренных народов) подготовить национальную стратегию для продвижения усилий, направленных на сохранение и улучшение здоровья почв Канады.

В соответствии с законопроектом Национальная стратегия охраны почв должна содержать такие элементы, как:

  • анализ состояния почв Канады с учетом уплотнения, деградации, элементного состава, плодородия, экологических факторов;
  • постоянный сбор данных о здоровье почв, включая данные о содержании углерода и потенциале секвестрации;
  • поддержка мер и поощрение фермеров в использовании эффективных природоохранных практик управления здоровьем почв, включая обучение по вопросам здоровья и сохранения почв, регенеративной сельскохозяйственной практики и расширения передачи знаний в области охраны почв;
  • разработка национальной почвенной информационной системы;
  • содействие распространению информации среди жителей страны о важной роли здоровых почв в жизни человека.

Стратегия также должна включать рекомендацию о назначении Национального защитника здоровья почв (National advocate for soil health), мандат которого будет заключаться «в повышении осведомленности общественности о решающей роли почвы в поддержке производительности сельского хозяйства, здоровых экосистем и решении глобальных проблем, включая продовольственную безопасность и изменение климата» [1].

 Предлагается каждые три года после начала реализации национальной стратегии готовить доклад об ее эффективности и предоставлять данный документ в парламент Канады. Также рекомендуется ежегодно 5 декабря отмечать по всей Канаде “Всемирный день почв”, а третью неделю апреля – “Национальную неделю охраны почв” (National Soil Conservation Week) [1].

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемый законопроект связан в основном с вопросами охраны почв земель сельскохозяйственного назначения, составляющих 6,8% земельных ресурсов Канады (данные 2018 г. [4]).

Поскольку в августе с.г. по инициативе премьер-министра страны парламент был распущен и назначены внеочередные выборы, многие законопроекты не успели пройти необходимые стадии законодательного процесса, чтобы стать законами. Среди таких законопроектов и описанная выше законодательная инициатива о разработке Национальной стратегии охраны почв.  Тем не менее, есть вероятность того, что вопрос о принятии Закона об охране почв будет снова в повестке дня вновь избранного парламента.

В Канаде в соответствии с конституцией вопросы сельского хозяйства относятся к сфере совместного ведения федерального правительства и правительств провинций. В настоящее время в большинстве провинций имеются положительные результаты решения вопросов, связанных с улучшением качества почв сельскохозяйственного назначения. Этот опыт может быть использован при формировании основных принципов и элементов Национальной стратегии охраны почв.

Основой экологического сопровождения аграрного производства в Канаде  является реализация государственных программ, стимулирующих разработку сельхозпроизводителями Фермерских экологических планов (ФЭП) (Environmental Farm Plan – EFP), с помощью которых оцениваются экологические риски в ходе производственной деятельности на ферме и формирует план природоохранных мероприятий, т.н. План действий (Action Plan) с подробным описанием специализированных практик эффективного экологического менеджмента (Beneficial Management Practices – BMP) с целью снижения обозначенных рисков [5]. Для покрытия части расходов при проведении запланированных природоохранных мероприятий производитель имеет возможность получить финансовую поддержку от государства (в пропорции: 60% из федерального и 40% – из провинциального бюджета) в рамках специальных программ. Средства на это традиционно предусматриваются в пятилетних национальных программах развития агропромышленного комплекса страны, в том числе и в текущем пятилетнем плане «Канадское сельскохозяйственное партнерство» (2018 – 2023 гг.) [6]. Многие программы поддержки использования фермерами эффективных природоохранных практик связаны с управлением здоровьем почв. Характер этих программ зависит от того, какие виды деградации почв представляют наибольшую опасность для данного региона. Можно отметить, что наиболее значимыми факторами риска снижения качества почв при сельскохозяйственном использовании во всех провинциях признаются водная и ветровая эрозия, а также потери почвами органического вещества (Табл.).

Наиболее эффективными практиками управления здоровьем почв признаются такие, как: консервативная  обработка почвы; предотвращение уплотнения почвы; борьба с эрозией почв; диверсификация севооборотов; использование покровных культур; применение органических удобрений; управление питательным режимом посевов сельхозкультур. В целом канадские фермеры заинтересованы в снижении рисков деградации сельскохозяйственных почв. К примеру, наблюдается возрастающая роль применения технологий сберегающего земледелия: минимальной и «нулевой обработки» почв (рис.). Тем не менее, в настоящее время только 40% канадских ферм (данные 2017 г.) имеют Фермерские экологические планы, являющиеся обязательным условием для получения субсидий на использование эффективных природоохранных практик управления здоровьем почв [8]. Принятие Национальной стратегии охраны почв с соответствующей финансовой поддержкой будет стимулировать фермеров внедрять методы охраны здоровья почв в своих хозяйствах.

Стимулом перехода к более совершенным практикам управления качеством почв может также послужить разработка и внедрение протоколов взаимозачета, позволяющих фермерам производить и продавать взаимозачеты в обмен на внедрение экологически чистых методов ведения сельского хозяйства, что потенциально является экономически эффективным инструментом для смягчения последствий выбросов парниковых газов. В качестве примера можно привести Протокол о сокращении выбросов оксидов азота (Nitrous Oxide Emission Reduction Protocol NERP), действующий в Альберте, который количественно определяет сокращении выбросов закиси азота (самого мощного парникового газа в растениеводстве) в результате использования  рациональной системы применения удобрений  в соответствии с концепцией  «4-х правил»,  подразумевающей внесение лучшей формы удобрения в оптимальной дозе, в необходимые сроки и наиболее подходящим способом (4R Nutrient Stewardship) [9].

Важную роль в принятии фермерами решений об использовании практик управления здоровьем почв играет наличие знаний и накопленного опыта в этой сфере деятельности. Заметное место в данном процессе занимают специалисты службы сельскохозяйственного консультирования «экстеншн» (Extension service) некоторых провинций. Так,  Ассоциация по улучшению почв и сельскохозяйственных культур Онтарио (Ontario Soil and Crop Improvement Association – OSCIA) запустила демонстрационный проект «Набор мобильных почвенных технологий» (Mobile Soil Technology Suite – MSTS). Проект представляет собой мобильный комплект, состоящий из двух трейлеров. В одном трейлере размещено оборудование для полевых демонстраций и прикладных почвенных исследований. Второй трейлер оснащен светодиодным экраном с высоким разрешением для просмотра данных с датчиков, презентационных материалов и видео, снятых в прямом эфире на месте. Подобная инициатива позволяет непосредственно на фермах продемонстрировать влияние сельскохозяйственной деятельности и полевого оборудования на здоровье почвы и качество воды. Также часть оборудования может быть использована для количественной оценки рисков уплотнения грунта в реальном времени [10].  Другой пример – это «Караван Здоровых Почв» (Healthy Soils Caravan, la Caravane Santé des sols), представляющий собой команду из консультантов министерства сельского хозяйства Квебека, которые путешествуют по провинции, проводя демонстрационные семинары на фермах по тематике, связанной со здоровьем почв: «чтение» почвенного профиля, дренаж почвы, уплотнение почвы, микробная экосистема почвы. Эти семинары помогают фермерам ближе познакомиться с почвами своих участков и соответствующим образом скорректировать методы ведения сельского хозяйства [11].

В последнее время поддерживаются инициативы проведения экспериментов по совершенствованию практик управления с целью улучшения качества почв непосредственно на фермах. К примеру, Ассоциация по улучшению почв и сельскохозяйственных культур Онтарио при поддержке провинциального министерства сельского хозяйства реализует Программу прикладных исследований и мониторинга на фермах под названием «ОНФАРМ» (On-Farm Applied Research and Monitoring ONFARM). В рамках программы непосредственно на 33 фермерских участках в южной части Онтарио  проводятся эксперименты по тестированию практик управления с целью улучшения качества почв. Результаты экспериментов, полученных в реальных полевых условиях, в дальнейшем могут быть использованы другими фермерами при организации систем землепользования в своих хозяйствах [12]. Вопросы разработки и оценки современных научно обоснованных практик эффективного управления качеством почв непосредственно на фермах также осуществляется в рамках реализации федеральной инициативы «Живые лаборатории» (Living Laboratory, Living Lab) Минсельхозпрода Канады [13].

Поддерживается активность и самих фермеров в распространении опыта по внедрению на фермах инноваций в области здоровья почв. К примеру, «Почвенная сеть Онтарио» (Ontario Soil Network) — это созданная при поддержке провинциального министерства сельского хозяйства социальная и образовательная сеть, объединяющая фермеров для обмена опытом и изучения друг у друга результатов внедрения методов оздоровления почвы, таких как  использование покровных культур, полосной обработки почвы (strip till) и других. Сеть также развивает лидерские и коммуникационные навыки для дальнейшего распространения знаний [14]. Подобная сеть может послужить моделью эффективного взаимного обучения по вопросам здоровья почв в других провинциях.

Базой для формирования такого указанного в законопроекте элемента Национальной стратегии охраны почв, как разработка национальной почвенной информационной системы, могут послужить данные Канадской почвенной информационной службы (Canadian Soil Information Service – CanSIS) [15],  а также уже имеющиеся соответствующие провинциальные ресурсы. В ряде провинций было предпринято много усилий для улучшения доступности, интерпретируемости, понимания и передачи информации о почвах пользователям данных. Онлайн-приложения, такие как Инструмент поиска информации о почве Британской Колумбии (BC Soil Information Finder Tool – SIFT) [16], Атлас сельскохозяйственных земельных ресурсов Альберты (Agricultural Land Resource Atlas of Alberta) [17], Система информации о почве Саскачевана (Saskatchewan Soil Information System – SKSIS) [18] , Информация о почвах Квебека (InfoSols) [19] и Атлас сельскохозяйственной информации Онтарио (Ontario Agricultural Information Atlas) [20], предоставляют графический интерфейс, с помощью которого пользователь может получать интерпретированную информацию о почве, включая возможности сельскохозяйственных угодий и риск эрозии почвы.

В ряде провинций уже имеются стратегические документы, касающися вопросов здоровья почв. В качестве примера можно привести новый амбициозный десятилетний План по развитию устойчивого сельского хозяйства, принятый правительством Квебека  осенью 2020 года (Agir, pour une agriculture durablePlan 2020-2030). Одной из целей реализации Плана является сохранение и улучшение здоровья почв. Предусматривается увеличение площадей под покровными культурами, удвоение числа полей с буферными полосами. Поставлена цель, чтобы 85% обрабатываемых почв провинции содержали не менее 4% органического вещества (в настоящее время этому целевому показателю соответствуют только 75% пашни) [21]. В 2018 г. в Онтарио была принята стратегия «Новые горизонты: Стратегия здоровья и сохранения сельскохозяйственных почв Онтарио» (New Horizons: Ontarios Agricultural Soil Health and Conservation Strategy), представляющая собой долгосрочную основу для руководства исследованиями, инвестициями и мероприятиями, связанными с почвой, на период до 2030 года [22].

Принятие федерального закона Канады, предусматривающего разработку и реализацию Национальной стратегии охраны почв, позволит скоординировать действия федерального и региональных правительств по улучшению качества почв в долгосрочной перспективе, а также послужит базой для интеграции с политикой в области изменения климата и программами финансирования.

***

Для России принятие Закона об охране почв также является актуальным. Остается открытым вопрос об юридическом закреплении в нашем законодательстве почвы как самостоятельного объекта правоотношений, отсутствует в качестве целостной и единой системы нормативно-правовая база, регулирующая использование и охрану почв. Можно вспомнить, что еще в 2007 году на XXIX пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ был принят Модельный закон «Об охране почв», рекомендованный для использования в национальном законодательстве стран СНГ [23]. Эта модель стала основой для принятия соответствующих законов в Таджикистане [24] и Кыргызстане [25]. В России некоторые элементы вышеуказанного Модельного закона также были использованы для подготовки в Минприроды России федерального Закона «Об охране почв» в 2015 году [26]. Однако этот закон не был принят.

В 2015 году, объявленным ООН Международным годом почв, на 39-й сессии Конференции ФАО страны-члены единодушно утвердили новую редакцию Всемирной хартии почв как инструмент продвижения и институционализации рационального использования почвенных ресурсов на всех уровнях. Среди рекомендаций в разделе «Действия правительств» в хартии обозначено «Включение принципов и практики устойчивого использованию почв в политические директивы и законодательство на всех уровнях государственного управления, что в идеале приведет к разработке национальной политики сохранения почв» [27]. В преамбуле проекта канадского Закона об охране почв указывается, что Канада, как член ФАО, принявшая Всемирную хартию почв, учитывает положения этого документа, призывающие «национальные правительства принимать меры в отношении здоровья и сохранения почв» [1]. России, являющейся членом ФАО, также необходимо принимать во внимание рекомендации Всемирной хартии почв при подготовке соответствующих законодательных инициатив.

Список источников

  1. Bill C-290. An Act respecting soil conservation and soil health. Parliament of Canada. House of Commons. (First Reading). April 26, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://parl.ca/DocumentViewer/en/43-2/bill/C-290/first-reading.
  2. Alistair MacGregor. Introducing a National Soil Health Strategy for Canada. April 26, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://soilcc.ca/wordpress/wp-content/uploads/2021/05/2021-04-26-MP-MacGregor-letter-to-stakeholders-soil-bill.pdf/.
  3. MP Alistair MacGregor Introduces Bill to Help fight Food Insecurity and Climate Change. Alistair MacGregors site. April 28th, 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа:      https://alistairmacgregor.ndp.ca/news/mp-alistair-macgregor-introduces-bill-help-fight-food-insecurity-and-climate-change.
  4. Canada Land use [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.indexmundi.com/canada/land_use.html.
  5. Григорьева Е., Шульга П. Экологические аспекты аграрной отрасли Канады. Московский экономический журнал. 2019. № 2 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2019-2/.
  6. Canadian Agricultural Partnership. Agriculture and Agri-Food Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/about-us/key-departmental-initiatives/canadian-agricultural-partnership/?id=1461767369849.
  7. Groupe AGÉCO. The Power of Soil: An Assessment of Best Approaches to Improving Agricultural Soil Health in Canada/ 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/greenbelt/pages/14625/attachments/original/1614349924/FinalAgecoReport.pdf?1614349924.
  8. Farms with a formal Environmental Farm Plan. Statistics Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3210020501.
  9. Nitrous Oxide Emission Reduction Protocol (NERP) Agriculture, Forestry and Rural Economic Development [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www1.agric.gov.ab.ca/$Department/deptdocs.nsf/all/cl11618/$FILE/NERP-181205.pdf.
  10. The OSCIA Mobile Soil Technology Suite (MSTS). Ontario Soil and Crop Improvement Association [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ontariosoilcrop.org/introducing-the-oscia-mobile-soil-technology-suite-msts/.
  11. Bruno Garon. Connaissez-vous la Caravane Santé des sols? Ministère de l’Agriculture, des Pêcheries et de l’Alimentation [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mapaq.gouv.qc.ca/fr/Regions/monteregie/articles/agroenvironnement/Pages/ConnaissezvouslaCaravaneSantedessols.aspx.
  12. On-Farm Applied Research and Monitoring. Ontario Soil and Crop Improvement Association [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osciaresearch.org/onfarm-applied-research/.
  13. Григорьева Е., Шульга П. Инициатива «живые лаборатории» в сельском хозяйстве Канады. Столыпинский вестник. 2020. Том 2. №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stolypin-vestnik.ru/wp-content/uploads/2020/10/Григорьева-Е.pdf.
  14. Ontario Soil Network [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ontariosoil.net/.
  15. Canadian Soil Information Service. Agriculture and Agri-food Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sis.agr.gc.ca/cansis/.
  16. BC Soil Information Finder Tool. Government of British Columbia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.gov.bc.ca/gov/content/environment/air-land-water/land/soil/soil-information-finder.
  17. Agricultural Land Resource Atlas of Alberta. Government of Alberta [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alberta.ca/agricultural-land-resource-atlas-of-alberta.aspx.
  18. Saskatchewan Soil Information System [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://app.sksis.ca/map.
  19. Info-Sols [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.info-sols.ca/.
  20. Ontario Agricultural Information Atlas. Minisry of Agriculture, Food and Rural Affairs of Ontario [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omafra.gov.on.ca/english/landuse/gis/portal.htm.
  21. AGIR, POUR UNE AGRICULTURE DURABLE PLAN 2020-2030, Gouvernement du Québec, 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cdn-contenu.quebec.ca/cdn-contenu/adm/min/agriculture-pecheries-alimentation/publications-adm/dossier/plan_agriculture_durable/PL_agriculture_durable_MAPAQ.pdf?1603387733
  22. Григорьева Е., Шульга П. Почвенная стратегия для земель сельскохозяйственного назначения в провинции Онтарио (Канада). Московский экономический журнал. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-20/.
  23. О модельном законе «Об охране почв». Постановление от 31 октября 2007 года N 29-16 Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902092610?marker.
  24. Закон Республики Таджикистан «Об охране почв» от 16 октября 2009 г., № 1397 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ncz.tj/system/files/Legislation/555_ru.pdf.).
  25. Закон Кыргызской республики «Об охране плодородия почвы земель сельскохозяйственного назначени» от 10 августа 2012 года № 165 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203765?cl=ru-ru.
  26. Проект Закона «Об охране почв» выставлен на общественное обсуждение до 1 марта 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://почвовед.рф/archives/729.
  27. Пересмотренная Всемирная хартия почв. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Рим, 2015 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/3/i4965r/i4965r.pdf.

References

  1. Bill C-290. An Act respecting soil conservation and soil health. Parliament of Canada. House of Commons. (First Reading). April 26, 2021. Access mode: https://parl.ca/DocumentViewer/en/43-2/bill/C-290/first-reading.
  2. Alistair MacGregor. Introducing a National Soil Health Strategy for Canada. April 26, 2021. Access mode: https://soilcc.ca/wordpress/wp-content/uploads/2021/05/2021-04-26-MP-MacGregor-letter-to-stakeholders-soil-bill.pdf/.
  3. MP Alistair MacGregor Introduces Bill to Help fight Food Insecurity and Climate Change. Alistair MacGregors site. April 28th, 2021 April 28th, 2021. Access mode: https://alistairmacgregor.ndp.ca/news/mp-alistair-macgregor-introduces-bill-help-fight-food-insecurity-and-climate-change
  4. Canada Land use. Access mode: https://www.indexmundi.com/canada/land_use.html.
  5. Grigor’eva E., Shul’ga P. Ekologicheskie aspekty agrarnoi otrasli Kanady// Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2019. № 2. Access mode: http://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2019-2/.
  6. Canadian Agricultural Partnership. Agriculture and Agri-Food Canada. Access mode: http://www.agr.gc.ca/eng/about-us/key-departmental-initiatives/canadian-agricultural-partnership/?id=1461767369849.
  7. Groupe AGÉCO. The Power of Soil: An Assessment of Best Approaches to Improving Agricultural Soil Health in Canada. 2020. [Электронный ресурс]. Access mode: https://d3n8a8pro7vhmx.cloudfront.net/greenbelt/pages/14625/attachments/original/1614349924/FinalAgecoReport.pdf?1614349924.
  8. Farms with a formal Environmental Farm Plan. Statistics Canada. Access mode: https://www150.statcan.gc.ca/t1/tbl1/en/tv.action?pid=3210020501.
  9. Nitrous Oxide Emission Reduction Protocol (NERP) Agriculture, Forestry and Rural Economic Development Access mode: https://www1.agric.gov.ab.ca/$Department/deptdocs.nsf/all/cl11618/$FILE/NERP-181205.pdf.
  10. The OSCIA Mobile Soil Technology Suite (MSTS). Ontario Soil and Crop Improvement Association. Access mode: https://www.ontariosoilcrop.org/introducing-the-oscia-mobile-soil-technology-suite-msts/.
  11. Bruno Garon. Connaissez-vous la Caravane Santé des sols? // Ministère de l’Agriculture, des Pêcheries et de l’Alimentation. Access mode: https://www.mapaq.gouv.qc.ca/fr/Regions/monteregie/articles/agroenvironnement/Pages/ConnaissezvouslaCaravaneSantedessols.aspx.
  12. On-Farm Applied Research and Monitoring. Ontario Soil and Crop Improvement Association Access mode: https://www.osciaresearch.org/onfarm-applied-research/.
  13. Grigor’eva E., Shul’ga P. Initsiativa «zhivye laboratorii» v sel’skom khozyaistve Kanady // Stolypinskii vestnik. 2020. Tom 2. №4 . Access mode: https://stolypin-vestnik.ru/wp-content/uploads/2020/10/Grigor’eva-E.pdf.
  14. Ontario Soil Network. Access mode: https://ontariosoil.net/.
  15. Canadian Soil Information Service. Agriculture and Agri-food Canada. Access mode: [http://sis.agr.gc.ca/cansis/.
  16. BC Soil Information Finder Tool. Government of British Columbia. Access mode: https://www2.gov.bc.ca/gov/content/environment/air-land-water/land/soil/soil-information-finder.
  17. Agricultural Land Resource Atlas of Alberta. Government of Alberta. Access mode: https://www.alberta.ca/agricultural-land-resource-atlas-of-alberta.aspx.
  18. Saskatchewan Soil Information System. Access mode:  https://app.sksis.ca/map.
  19. Info-Sols. Access mode: http://www.info-sols.ca/.
  20. Ontario Agricultural Information Atlas. Minisry of Agriculture, Food and Rural Affairs of Ontario. Access mode: http://www.omafra.gov.on.ca/english/landuse/gis/portal.htm.
  21. AGIR, POUR UNE AGRICULTURE DURABLE PLAN 2020-2030, Gouvernement du Québec, 2020. Access mode: https://cdn-contenu.quebec.ca/cdn-contenu/adm/min/agriculture-pecheries-alimentation/publications-adm/dossier/plan_agriculture_durable/PL_agriculture_durable_MAPAQ.pdf?1603387733.
  22. Grigor’eva E., Shul’ga P. Pochvennaya strategiya dlya zemel’ sel’skokhozyaistvennogo naznacheniya v provintsii Ontario (Kanada) // Moskovskii ekonomicheskii zhurnal. 2019. № 7. Access mode: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2019-20/.
  23. O model’nom zakone «Ob okhrane pochv». Postanovlenie ot 31 oktyabrya 2007 goda N 29-16 Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv – uchastnikov CIS. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/902092610?marker.
  24. Zakon Respubliki Tadzhikistan «Ob okhrane pochv» ot 16 oktyabrya 2009 g., № 1397. Access mode: http://ncz.tj/system/files/Legislation/555_ru.pdf.
  25. ЗакоZakon Kyrgyzskoi respubliki «Ob okhrane plodorodiya pochvy zemel’ sel’skokhozyaistvennogo naznachenija» ot 10 avgusta 2012 goda № 165. Access mode: Rezhim dostupa: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/203765?cl=ru-ru.
  26. Proekt Zakona «Ob okhrane pochv» vystavlen na obshchestvennoe obsuzhdenie do 1 marta 2015 goda. Access mode: http://pochvoved.rf/archives/729.
  27. Revised World Soil Charter. FAO. Rome, 2015. Access mode: http://www.fao.org/3/i4965r/i4965r.pdf.

Для цитирования: Григорьева Е.Е., Шульга П.С. О разработке национальной стратегии охраны почв в Канаде // Московский экономический журнал. 2021. №12. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-9/

© Григорьева Е.Е., Шульга П.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.