Московский экономический журнал 11/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 332.14

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10684

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ: ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИС-МЕТОДОВ

SOCIO-ECONOMIC MONITORING: A TOOL FOR MANAGING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDIGENOUS PEOPLES USING GIS METHODS

Павлова Мария Борисовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», ORCID 0000-0001-6312-7787.

Cамсонова Ирина Валентиновна, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», ORCID 0000-0002-9546-286X

Pavlova Mariia Borisovna

Camsonova Irina Valentinovna

Аннотация. В статье раскрыты механизмы реализации мониторинга устойчивого развития коренных малочисленных народов, разработаны индикаторы, определяющие жизнеспособность и устойчивость коренных местных сообществ, дана классификация индикаторов и пространственные данных. Предложены алгоритм создания проектируемой геоинформационной аналитической системы мониторинга устойчивого развития коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) и методические подходы оценки и прогнозирования социально-экономического развития малочисленных народов на основе балльно-рейтинговой системы.

Abstract. The article reveals the mechanisms for monitoring the sustainable development of indigenous minorities, developed indicators that determine the viability and sustainability of indigenous local communities, a classification of indicators and spatial data. An algorithm for creating a projected geoinformation analytical system for monitoring the sustainable development of indigenous small-numbered peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) and methodological approaches for assessing and forecasting the socio-economic development of small-numbered peoples based on a point-rating system are proposed.

Ключевые слова: мониторинг, традиционное природопользование, качество жизни, геоинформационные технологии, устойчивое развитие

Keywords: monitoring, traditional environmental management, quality of life, geoinformation technologies, sustainable development 

С развитием рыночных отношений термин «мониторинг» начал использоваться и в экономике. В связи с этим, понятие «мониторинга» стало включать в себя совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор, обработку информации и подготовку рекомендаций по развитию реформ. В более узком смысле мониторинг предполагает анализ и оценку финансово-экономического состояния предприятий с целью повышения эффективности управления и предупреждения кризисных явлений.

Одним из определений социального мониторинга [21] является процесс непрерывного сбора и систематизации информации, анализ которой приводит к выработке мотивированных управленческих решений в области формирования эффективной государственной политики, позволяет осуществлять прогноз, оценку и корректировку результатов на всех уровнях управления.

В месте, с тем социально-экономический мониторинг объединяет в себе оба понятия и подразумевает под собой оценку, прогноз, систему наблюдения и анализа экономической и социальной ситуации, сложившийся на территории, а также выработку рекомендаций по принятию оптимальных управленческих решений.

Социально-экономическим мониторингом является система непрерывного наблюдения, контроля и анализа, оценки эффективности и рейтинга с прогнозированием развития экономических объектов, позволяющая выявить закономерности трансформации, точки роста или новые угрозы, обеспечить государственные и муниципальные органы необходимой и достаточной информацией для стратегического предвидения и принятия управленческих решений [25].

В зарубежной литературе в сфере прикладной экологии, считается что, мониторинг наиболее тесно связаны с исследованиями о влиянии риска и неопределенности, в частности, на экологическую оценку [28, 29, 30]. Следовательно, мониторинг, обеспечивает текущей информацией определение изменений в показателях компонентов окружающей среды, в дальнейшем, результаты становятся базой для принятиях управленческих мероприятий.

Мониторинг опирается на специальную систему сбора, обработки и хранения информации, анализа и прогнозирования тенденций социально-экономических процессов [23].

Суть социально-экономического мониторинга устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера заключается в создании информационной компьютерной технологии, позволяющей исследовать поведение региональной экономики, ее свойства в ретроспективе и перспективе, позволяющим выполнять  функции информационного обеспечения принятия управленческих мер и сервисными удобствами в пользовании.

Предмет исследования связан с жизнедеятельностью коренных малочисленных народов, проживающих на территориях традиционного природопользования  (далее-  ТТП) в Республике Саха (Якутия), образованные согласно Федерального закона от 07.05.2011г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». В основном, малочисленные народы размещены на землях с богатыми природными ресурсами, но вместе с тем проживают в крайне неблагоприятных условиях. При промышленном освоении исконной среды обитания коренных местных сообществ, они сталкиваются с серьезными препятствиями, включая исключение из основного общества, лишение земли, ограниченный доступ к ресурсам жизнеобеспечения и бедность [56]. И это только, часть проблем, кроме этого миграционные процессы, вопросы безопасности и охраны окружающей среды, доступности здравоохранения, образования, цифровизации, мобильности, сохранения родного языка и культуры.

Существующие базы информационных технологий ограничиваются накоплением хронологического ряда величин показателей и их статистическим анализом (корреляционным, регрессионным, дисперсионным). Вместе с тем на практике, появляется потребность в углубленном изучении доминирующих тенденций, в частности, изменения показателей эффективности и устойчивости сфер региональной экономики и анализе условий их сохранения и повышения.

Комплексное исследование понимается как альтернатива одностороннему и фрагментарному рассмотрению динамических социально-экономических показателей территорий.

Для решения проблемных социально-экономических закономерностей, выход величин или индикаторов наблюдаемых показателей за пределы допустимых (нормальных) может служить тревожным симптомом и угрожать нормальному функционированию региональной экономики.

Результатом мониторинговых исследований являются методики, рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности управления социально-экономической сферой региона.

Так как мониторинг социально-экономических процессов направлен на определение экономического состояния в исследуемой территории и оценку экономических последствий, связанных с реализацией управленческих решений. Цель мониторинга должна заключаться в оценка текущего состояния, ход реализации государственной политики и в дальнейшем, определение его эффективности.

Проведение мониторинга позволяет органам государственной власти и местного самоуправления получать необходимую информацию о состоянии социально-экономической ситуации исследуемой территории.

Задачами мониторинга социально-экономического развития региона является эффективное функционирование региона, которое может быть организовано и проведено при решении следующих направлений [27]:

1)       организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о социально-экономических процессах, происходящих в проблемной области;

2)       оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызванные социальными и экономическими процессами;

3)       выявление угроз и барьеров в социально-экономическом развитии в настоящее время и в перспективе;

4)       прогноз развития социально-экономической ситуации в исследуемой территории;

5)       разработка рекомендаций, направленных на устранение негативных последствий и развитие позитивных тенденций.

Система элементов, которые подвергнуты изучению в рамках устойчивого развития коренных малочисленных народов имеет такие признаки как, постоянные, динамические, разной степени сложности, активно реагирующие на внешние воздействия. Сложность обустройства системы социально-экономического развития коренных малочисленных народов  предполагает образование множества подсистем. При изучении системы предполагается провести поэлементный анализ, влияние условий неопределенности и воздействия внешних факторов, оценку ее поведения.

Система устойчивого развития малочисленных народов строится как, открытая диссипативная система. Такого рода структура придерживается постоянным приливом энергии и вещества, которая определяет ее открытость [41]. Коренные малочисленные народы Севера являясь гражданами Российской Федерации встроены в социальное, экономическое и политическое устройство страны. При этом система этнических общностей, исторически сложившихся на территории Республики Саха (Якутия) характеризуется, также неустойчивостью к различного рода изменениям (флуктациям) [10]. Примером, может служить ведение такой традиционной хозяйственной деятельности присущей для эвенков и эвенов, как домашнее оленеводство. Данная отрасль на прямую зависит от уровня государственной поддержки, которая характеризуется осуществлением мер по сохранению численности оленей и стимулирования труда в этой отрасли. С одной стороны, идет всеобщая материальная поддержка домашнего оленеводства, которая является основным фактором сохранения устной речи малочисленных народов. С другой стороны, снижается способность этноса к самосохранению и выживанию в глобальных экономических и климатических угрозах.

По характеру поведения изучаемая система классифицируется как система с управлением. В подобной системе реализуются процессы целеполагания и целеосуществления.

Системный анализ позволяет решить проблему построения сложной системы с учётом всех факторов и возможностей, пропорциональных их значимости, на всех этапах исследования системы и построения её модели. Системному анализу свойственна интеграция при централизации и децентрализации ее элементов.  В основе такого подхода лежит рассмотрение системы как общего целого, которая устанавливает в первую очередь цели ее функционирования [41].

Построение модели системы является системной задачей, которая позволяет выделять отдельные и обобщать элементы, связи системы с помощью множества исходных данных. При этом, основной процедурой системного анализа является построение обобщенной модели, отражающей все факторы и взаимосвязи реальной системы.

Основные виды моделирования систем подразделяются на концептуальные, физические, математические, структурно-функциональные и имитационные. В современных условиях виды моделирования применяются как самостоятельно, так и в комбинации с другими [24].

К социально-экономическому мониторингу устойчивого развития коренных малочисленных народов следует подходить как к оценке их качества жизни. Исследования подходов и методов моделирования оценки качества жизни на основе объективных, субъективных и интегральных восприятий указывают на более высокую достоверность относительных показателей [14].

По данному исследованию изучены теоретические и методологические основы организации и проведения мониторинга социально-экономического развития регионов, этнологического мониторинга Ненецкого автономного округа и Республики Саха (Якутия). Проведен обзор документов по социально-экономическому и этнологическому мониторингу из открытых источников, результатов отчетов научно-исследовательских работ Академии наук Республики Саха (Якутия). Исследование литературы направлено на выявлении инструментов, используемых в социально-экономическом мониторинга административных территорий, этнологическом мониторинге, а также критериев для оценки устойчивого развития коренных малочисленных народов. Используемые материалы обнаружены в поисковых системах с использованием ключевых слов «этнологический мониторинг», «социально-экономический мониторинг», «традиционное природопользование», «индикаторы качество жизни», «геоинформационные технологии», «устойчивое развитие» в различных сочетаниях.

Идея создания системы мониторинга за социально-экономической ситуацией мест проживания коренных местных сообществ и видов их традиционной экономики, основана на необходимости встраивания данного инструмента в систему государственного управления социально-экономическим развитием и природными ресурсами. Объектом исследования является территории традиционного природопользования и места компактного проживания коренных малочисленных народов, расположенные в Республике Саха (Якутия).

Далее, был осуществлен обзор материала по системному анализу и моделированию в управлении, построения пространственных данных в геоинформационных технологиях на государственном уровне. Основные параметры, учитываемые для исследования, заключались в выборе информационно-технической платформы, содержания, краткой характеристики инструментария и свойств используемых параметров.

В рамках исследования изучены действующие на региональном уровне информационные порталы «Экологический паспорт». Установлено, что региональная государственная информационная система «Природопользование и охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия)» включает в себя модуль – веб-портал «Экологический паспорт Республики Саха (Якутия)». Обследовалась возможность, внедрения разрабатываемой системы мониторинга в региональную государственную информационную систему природопользования и охраны окружающей среды.

Социально-экономический мониторинг представляет собой комплексную  систему наблюдения и анализа за экономической и социальной ситуацией, прогнозирования тенденций социально-экономических процессов, а также обеспечивающую возможность поиска по принятию рациональных управленческих решений. Основной моделью для разработки социально-экономического мониторинга можно принять положения этнологического мониторинга.

Вместе с тем, предлагаемая система мониторинга является информационной базой для этнологической экспертизы и оценки убытков исконной среде обитания коренных народов.

Наиболее актуальным механизмами реализации социально-экономического мониторинга в управлении устойчивым развитием коренных малочисленных народов может быть разработка системы поддержки принятия решений на уровне реализации государственной политики в области гарантий и защиты прав коренных малочисленных народов Севера, проведения этнологической экспертизы, освоения новых территорий объединениями малочисленных народов при изъятии территорий традиционного природопользования.

Зонирование территорий социально-экономического развития мест традиционного проживания коренных малочисленных народов предполагает выделить зоны, связанные с потенциалом к освоению. Подобные зоны также характеризуются транспортной доступностью и наличием трудовых ресурсов. Формирование зон можно охарактеризовать как метод сравнительной оценки совокупности социально-экономических, природно-климатических, геологических и экологических факторов с точки зрения экономической значимости, позволяющий выбрать наиболее оптимальные варианты размещения производств, связанных с ведением домашнего оленеводства, добычей промысловой пушнины и ценных видов рыб.

Перспектива ведения традиционной хозяйственной деятельности и компактное размещения в пространстве, определяется на основе анализа изменения рентабельности (устойчивости) объединений малочисленных народов, осуществляющих хозяйственную деятельность за период прогнозирования.

Детерминированная графовая модель социально-экономического зонирования территории традиционного проживания малочисленных народов  может быть  определена как интегральный показатель устойчивости хозяйствующего субъекта традиционной деятельности коренных малочисленных народов на базисном периоде. Расчет параметров графа является очень трудоемким процессом, в связи с этим наиболее оптимальным подходом может быть его автоматизация.

Геоинформационная аналитическая система (далее – ГИАС) является комплексом программно-технических средств, обеспечивающих автоматизированную обработку технологических данных системы социально-экономического развития,  выполнение расчетов и анализ полученной информации. Данная ГИАС проектируется для Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) с целью принятия эффективных управленческий решений для реализации государственной политики в области защиты прав и гарантий коренных малочисленных народов РС(Я).

Внутренний (Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия)) и внешний сервисы ГИАС будут синхронизированы между собой.

В начале, необходимо разработать модули для формирования геоинформационной аналитической системы мониторинга социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (далее – Мониторинг СЭР КМНС РС(Я)):

  1. Мониторинг СЭР КМНС РС(Я) – Мониторинг качества жизни. Модуль включает регистрацию, хранение и управление сведениями о социально-экономических показателях развития малочисленных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, оценку и прогноз их состояния;
  2. Мониторинг территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) (далее Мониторинг ТТП РС(Я)) – Мониторинг традиционного природопользования. Модуль включает сведения пространственных объектах и их наборах (территории традиционного природопользования сельские поселения мест проживания малочисленных народов, угодья традиционного природопользования), сведения о традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, зонах промышленного освоения.

Систему показателей предлагаем разделить на два блока. Первая группа, формируется на основании статистического наблюдения и социологических опросов, так называемых динамических показателей:

  1. Индикаторы благосостояния
  2. Демографические индикаторы
  3. Индикаторы качества здравоохранения
  4. Индикаторы полиэтничности
  5. Индикаторы занятости
  6. Индикаторы обеспеченности жильем
  7. Индикаторы оценки качества образования
  8. Индикаторы «этнического комфорта»
  9. Индикаторы традиционного образа жизни
  10. Индикаторы государственно-правовой защищенности
  11. Индикаторы развития общин

Они подвержены оценке с возможностью формирования прогноза социально-экономического развития малочисленных народов.

Вторая группа, в наименьшей степени зависит от решений, принимаемых в области экономической и социальной политики:

А. Населенные пункты

Б. Особо охраняемые территории

В. Родовые общины

Г. Недропользователи

Д. Общие карты

Данные показатели можно считать статичными, изменения которыми они подвержены не постоянны. Данные показатели вместе с показателями первой группы представляют набор пространственных данных.

Источниками  информации для модуля «Мониторинг СЭР КМНС РС(Я)» являются статистические данные, результаты социологических опросов и другие материалы. Также в рамках этнологического мониторинга можно включить информацию о реализации соглашений социально-экономического сотрудничества [32], заключаемые между недропользователями и местными органами власти в местах компактного проживания коренных народов.

Социологические опросы будут проводится на регулярной основе (один раз в год). В качестве респондентов должны участвовать население, проживающее в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Ввод данных в модуль осуществляет уполномоченным оператором.

Обработка данных модуля «Мониторинг СЭР КМНС РС(Я)» выполняется методами экономико-математического моделирования (факторный анализ, имитационное моделирование и пр.) с использование программных продуктов (Statistica, SPSS, Mathlab и др.). Результаты обработки информации вводятся в модуль.

Входная информация Модуля «Мониторинг ТТП Республики Саха (Якутия)» в начале поступает в платформу ГИС (пакет продуктов  ArcGIS, MapInfo, Панорама) для обработки данных. Первичными данными являются данных дистанционного зондирования Земли от открытых источников геостационарных спутников (Landsat, Santinel), сведения из зарегистрированных баз данных Академии наук Республики Саха (Якутия) по родовым общинам, недропользователям, реестр территорий традиционного природопользования министерства. После обработки в ГИС-приложениях, данные включаются в модуль.

Кроме основных модулей предлагается разработать модуль (веб-приложение) «Личный кабинет» обеспечивающий доступ к информации недропользователей, родовых общин и других пользователей, формируемый посредством зарегистрированных баз данных. В личном кабинете обеспечивается более подробный просмотр сведений об организациях, а также доступ уполномоченных операторов для внесения сведений в ГИАС.

Управление доступом является защищенное хранение и надежная аутентификация прав доступа. Как правило, права доступа размещены в служебных базах данных и ассоциируются с пользователем после его аутентификации системой, причем аутентификация самих прав доступа не происходит, что дает возможность подмены прав доступа, которое решается с применением цифровых сертификатов.

В качестве объектов доступа выделяют три вида, связанных иерархической зависимостью: базы данных, таблицы в базах данных и записи в таблицах. Будут разработаны формальные модели мандатного доступа в СУБД, для которой доказаны свойства корректности и полноты. В рамках разработки модели доступа рассмотрены понятия «оператор» и «пользователь» информации.

В целом, ГИС-технологии объединяют совокупность данных и знаний и обеспечивают оценку и визуализацию исходной природной ситуации с привязкой к конкретным земельным участкам, из которых формируется землепользование.

Комплексная оценка уровня социально-экономического развития мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на перспективу проводится на основе сопоставления выбранных индикативных показателей социального и экономического состояния, приведения всех значений показателей в баллах к сводной комплексной оценке и последующего анализа изменений значений этих показателей в прогнозируемом периоде.

Оценка и прогноз социально-экономических показателей развития коренных малочисленных народов следует проводить на очередной финансовый год и планируемый период (5 лет). Прогноз разрабатывается на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также рассматривает данные, представляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти РС(Я), органами местного самоуправления и другими участниками стратегического планирования (объединения коренных малочисленных народов всех организационных форм и институты развития).

Прогноз разрабатывается в трех основных вариантах – базовом, консервативном и целевом:

  • базовый вариант прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов;
  • консервативный вариант основан на оценке темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
  • целевому варианту сценарного развития характерно достижении целевых показателей, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при консервативных внешнеэкономических условиях.

Процесс разработки методики оценки и прогноза включает оценку социально-экономического развития коренных малочисленных народов, сценарные условия функционирования социально-экономической ситуации и  прогноз показателей развития.

Прогноз рекомендуется разрабатывать в форме числовой модели в виде системы таблиц, отражающих последовательное развитие (трансформацию) состояния экономики под воздействием внутренних процессов, внешних и внутренних факторов, принимаемых решений, а также обоснование этих изменений. В исходные условия предлагается включать следующие группы показателей мониторинга  качества жизни.

Рекомендуется последовательно уточнять исходные условия и основные показатели формируемого прогноза, а также осуществлять детализацию в разрезе видов экономической деятельности и основных продуктов.

Разработку сценарных условий и основных параметров прогноза рекомендуется осуществлять в 2 этапа:

  • На базе статистической информации ретроспективного периода проводится анализ основных тенденций, факторов и проблем социально-экономического развития, а также осуществляется поиск вариантов решений указанных проблем, на основании которых разрабатываются гипотезы и параметры прогноза. Весь спектр работ осуществляется посредством  исследования динамических рядов статистических показателей, выделения в них трендовых, циклических и сезонных компонент,  факторов развития, в том числе конъюнктурных, экстенсивных и интенсивных.

2)       С целью балансировки сценариев развития и их параметров осуществляется проработка сценарных условий и прогноза развития в квартальном (годовом) периоде.

В основе рейтинговой оценки социально-экономического положения мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (наслежных муниципальных образований) лежит агрегированная группа показателей, характеризующие экономическую и социальную сферу. Каждая из групп имеет в составе ряд показателей, описывающих качества жизнеобеспечения представителей коренных малочисленных народов за отчетный период.

Анализируемые показатели можно распределить по 4 группам:

  1. Уровень социально-экономического положения
  2. Сохранение традиционной экономики
  3. Эффективность социальной сферы
  4. Сохранение этнической идентичности

Для составления рейтинга расчеты проводятся в два этапа.

На первом этапе определяется рейтинговый балл по каждой группе показателей  согласно бальной оценке социально-экономических индикаторов устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера. Он рассчитывается как среднее арифметическое всех рейтинговых баллов показателей группы:

На втором этапе определяется интегральный рейтинговый балл. Он рассчитывается как среднее геометрическое всех рейтинговых баллов по всем 4-м группам показателей:

Максимально возможное значение – 100 баллов, минимальное – 1 балл.  Муниципальное образование с лучшим значением показателя получает 1 ранг и далее проводится группировка по каждому органу местного самоуправления, входящему в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов. Рейтинг формируется ежегодно и может быть рекомендован для использования при проведении анализа и составлении прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований.

Научное обоснование разработки геоинформационой аналитической системы потребует инвестиций, окупаемость его затрат оценивается, как бюджетная. Средняя стоимость создания и внедрения одного сегмента стоит 100-150 тыс. долл. США в текущих ценах. В текущих условиях, государственные торги способствуют конкурирующему выбору поставщика, который построит инженерно-техническую платформу и внедрит результаты научной разработки. Далее, государство в лице уполномоченного органа, обеспечит сопровождение, а также внедрение геоинформационной аналитической системы в систему управления муниципальными территориями и традиционным природопользованием.

Следующей проблемой, является регулярная актуализация баз данных информационной системы. Решение данной проблемы видим, в использовании трудовых ресурсов государственных учреждений в рамках функциональных полномочий. Безусловно, организация системы пополнения базы данных позволит оптимизировать затраты на внедрение и сопровождение, определит круг ответственности и безопасности системы.

Исследование по разработке данной методологии создания и функционирования социально-экономического мониторинга территорий проживания и ведения традиционной экономики коренных местных сообществ будут продолжены на последующие два-три года. Более подробно будут исследованы инструментарий ГИС-технологий, сформированы  пространственные данные для наблюдения за  традиционной хозяйственной деятельностью организованных форм коренных местных сообществ на региональном уровне.

Результаты мониторинга социально-экономического положения и традиционного природопользования позволят создать систему анализа и обработки информации для реализации устойчивого развития местных сообществ и промышленности на территориях традиционного природопользования. Также станет инструментом мониторинга реализации государственных программ в сфере предоставления гарантий и защиты прав коренных малочисленных народов Севера и информационного обеспечения этнологической экспертизы и мониторинга в Республике Саха (Якутия).

Список источников 

  1. Андросов Н. Арктика, проблемы и пути их решения. Проблемы Арктических улусов республики Саха // Правительственный вестник. Якутск, 1998. № 1(23). С. 39–47.
  2. Андрюхина Ю.Н. Разработка методики создания тактильных карт с применением геоинформационных систем и аддитивных технологий. – Автореф…к.т.н. – Новосибирск, 2019.
  3. Введение в экономико-математическое моделирование: учебно-методическое пособие / Панкратов Е.Л., Булаева Е.А, Болдыревский П.Б. – Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2017. – 113 с.
  4. Виноградов П.М. Геоинформационное обеспечение геоэкологического мониторинга крупного промышленного центра (на примере города Воронеж). –Диссер…к.г.н. – Воронеж,2015. – 205 с.
  5. Владыкина А.И. эколого-экономическое интерактивное картографирование и его реализация: на примере Алтайского края. – Автореф…к.т.н. – 2017. – 14 c.
  6. Галкин В.В. Эколого-экономические проблемы развития традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера. Дисс. … к.э.н. – Иркутск, 2001.
  7. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению “540400 Социально-экономическое образование” / О. Я. Гелих, Е. Н. Князева. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : Книжный дом, 2009. – 137 с.
  8. Дадыкин В.С. Методология геолого-экономического мониторинга в управлении воспроизводством минерально-сырьевой базы . – Дисс…д.э.н. – Якутск., 2018. – 332 c.
  9. Еникеева Л.А., Ширшикова М.С. Модели прогнозирования качества жизни на основе международных индексов // Современные проблемы науки и образования, №1-1.—2015. – 656 с.
  10. Железнов В.А. Разработка методики геоинформационного обеспечения оперативного обновления электронных карт большого объёма с использованием банка пространственных данных. Дисс. … канд.техн.наук – Москва, 2014.
  11. Жихарев С.А., Скворцов А.В. Построение и анализ графовых структур в ГИС и САПР//Геоинформатика. Теория и практика. Вып. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та– 1998. – 139-152 с.
  12. Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2003 года 82-3 №175-III «О родовой, родоплеменной кочевой общине коренных малочисленных народов Севера (новая редакция) (с изменениями на 21 марта 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/802023381 (Дата обращения: 07.11.2019).
  13. Закон РС(Я) «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) № 114 – I» от 6 мая 1996 г.
  14. Куклина В.В., Красноштанова Н.Е. Взаимодействие промышленных компаний и местных сообществ в условиях дальнейшей периферии (на примере Катангского района Иркутской области) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: науки о земле. – 2014. – Т. 10. – с. 78-90.
  15. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов. Учебное пособие. Государственный университет управления — Академия АйТи – Москва, 2005 – 164 с.
  16. Мониторинг развития территорий традиционного природопользования в Ненецком автономном округе, Северо-Западная Россия, Отчёт проекта / Под редакцией В.К. Даллманна, В.В. Пескова и О.А. Мурашко.— 2011.
  17. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Региональная экономика и управление территориальным развитием. Учебное пособие. – Псков : Псковский государственный университет, 2014. – 256 с.
  18. Отчет «Проведение мероприятий направленных на осуществление контроля и мониторнга при проведении этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера (ГК №07-ОК от 02.09.2019г.), 2019.
  19. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) №586 от 25.12.2010 года «О порядке осуществления экологической паспортизации территории Республики Саха (Якутия)».
  20. Указ Главы Республики Саха (Якутия) № 2532 от 25.12.2010 года «О региональной государственной информационной системе природопользования и охраны окружающей среды Республики Саха (Якутия)».
  21. Халиуллина Д.Н. Краткий обзор современных средств мониторинга сложных социально-экономических систем региона//Труды кольского научного центра РАН. – №5(24). – 2014. – 185-135 с.
  22. Хитрин М.О. Создание адаптивного геоаналитического портала управления территориями на основе методики многоступенчатого выбора открытых компонентов.- Дисс….к.т.н. – Челябинск, 2017.- 131 с.
  23. Чернышов В.Н. Теория систем и системный анализ : учеб. пособие / В.Н. Чернышов, А.В. Чернышов. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 96 с.
  24. Чупров С.В., Бондарев А.Е. Методологические принципы разработки и проведения мониторинга регионального социально-экономического развития//Известия ИЕЭА,№1.—2013.-С. 133-139.
  25. Шадрин В.И. Основные вопросы функционирования языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) [Электронный документ]. Официальный сайт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я). – URL: http://yakutiakmns.org/archives/3423
  26. Шогенов Б.А., Купова М.К., Жамурзаева Д.М. Социально-экономический мониторинг с рейтинговой оценкой состояния и развития муниципальных образований региона// Региональная экономика: теория и практика №44(275).— 2012. — С. 21-27
  27. Шустов Д.Н. Исследование и разработка организационно-экономических методов управления традиционным хозяйством малочисленных народов Севера (на примере Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа). Автореферат дис. …к.т.н. – Норильск, 2000.
  28. Venus T. E.; Sauer J.(2021). Certainty pays off: The public’s value of environmental monitoring. Ecological Economics, Vol: 191, Page: 107220/ doi:10.1016/j.ecolecon.2021.107220.
  29. Bolam, F. C., Grainger, M. J., Mengersen, K. L., Stewart, G. B., Sutherland, W. J., Runge, M. C., & McGowan, P. J. K. (2019). Using the value of information to improve conservation decision making. Biological Reviews, 94(2), 629-647. doi:10.1111/brv.12471.
  30. Canessa, S., Guillera-Arroita, G., Lahoz-Monfort, J. J., Southwell, D. M., Armstrong, D. P., Chadеs, I., Converse, S. J. (2015). When do we need more data? A primer on calculating the value of information for applied ecologists. Methods in Ecology and Evolution, 6(10), 1219-1228. doi:10.1111/2041-210X.12423.
  31. Sulyandziga, L., (2019) Indigenous peoples and extractive industry encounters: Benefit-sharing agreements in Russian Arctic. Polar Science, Vol: 21, 68-74, doi:10.1016/j.polar.2018.12.002.
  32. O’Faircheallaigh, C., (2020) Impact and benefit agreements as monitoring instruments in the minerals and energy industries. The Extractive Industries and Society, Vol: 7, Is: 4, 1338-1346, doi: 10.1016/j.exis.2020.05.016.
  33. Экономика традиционного природопользования: взаимодействие коренных народов Севера и бизнеса в российской Арктике / Е. И. Бурцева, И. М. Потравный, В. В. Гассий [и др.]. – Москва : Акционерное общество “Издательство “Экономика”, 2019. – 318 с. – ISBN
  34. Samsonova, I., Malysheva, M., Pavlova, M.,  Semenova, L., Digital Economy and Sustainable Development of Northern Traditional Industries in the Paradigm of Ethnological Expertise. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol: 129 LNNS, 619-624, doi: 10.1007/978-3-030-47945-9_67.

References

  1. Androsov N. Arktika, problemy` i puti ix resheniya. Problemy` Arkticheskix ulusov respubliki Saxa // Pravitel`stvenny`j vestnik. Yakutsk, 1998. № 1(23). S. 39–47.
  2. Andryuxina Yu.N. Razrabotka metodiki sozdaniya taktil`ny`x kart s primeneniem geoinformacionny`x sistem i additivny`x texnologij. – Avtoref…k.t.n. – Novosibirsk, 2019.
  3. Vvedenie v e`konomiko-matematicheskoe modelirovanie: uchebno-metodicheskoe posobie / Pankratov E.L., Bulaeva E.A, Boldy`revskij P.B. – Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij universitet, 2017. – 113 s.
  4. Vinogradov P.M. Geoinformacionnoe obespechenie geoe`kologicheskogo monitoringa krupnogo promy`shlennogo centra (na primere goroda Voronezh). –Disser…k.g.n. – Voronezh,2015. – 205 s.
  5. Vlady`kina A.I. e`kologo-e`konomicheskoe interaktivnoe kartografirovanie i ego realizaciya: na primere Altajskogo kraya. – Avtoref…k.t.n. – 2017. – 14 c.
  6. Galkin V.V. E`kologo-e`konomicheskie problemy` razvitiya tradicionnogo xozyajstva korenny`x malochislenny`x narodov Severa. Diss. … k.e`.n. – Irkutsk, 2001.
  7. Gelix O.Ya., Knyazeva E.N. Upravlenie i sinergetika: uchebnoe posobie dlya studentov vy`sshix uchebny`x zavedenij, obuchayushhixsya po napravleniyu “540400 Social`no-e`konomicheskoe obrazovanie” / O. Ya. Gelix, E. N. Knyazeva. – 2-e izd. – Sankt-Peterburg : Knizhny`j dom, 2009. – 137 s.
  8. Dady`kin V.S. Metodologiya geologo-e`konomicheskogo monitoringa v upravlenii vosproizvodstvom mineral`no-sy`r`evoj bazy` . – Diss…d.e`.n. – Yakutsk., 2018. – 332 c.
  9. Enikeeva L.A., Shirshikova M.S. Modeli prognozirovaniya kachestva zhizni na osnove mezhdunarodny`x indeksov // Sovremenny`e problemy` nauki i obrazovaniya, №1-1.—2015. – 656 s.
  10. Zheleznov V.A. Razrabotka metodiki geoinformacionnogo obespecheniya operativnogo obnovleniya e`lektronny`x kart bol`shogo ob“yoma s ispol`zovaniem banka prostranstvenny`x danny`x. Diss. … kand.texn.nauk – Moskva, 2014.
  11. Zhixarev S.A., Skvorczov A.V. Postroenie i analiz grafovy`x struktur v GIS i SAPR//Geoinformatika. Teoriya i praktika. Vy`p. 1. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta– 1998. – 139-152 s.
  12. Zakon Respubliki Saxa (Yakutiya) ot 17 oktyabrya 2003 goda 82-3 №175-III «O rodovoj, rodoplemennoj kochevoj obshhine korenny`x malochislenny`x narodov Severa (novaya redakciya) (s izmeneniyami na 21 marta 2019 goda) [E`lektronny`j resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/802023381 (Data obrashheniya: 07.11.2019).
  13. Zakon RS(Ya) «Ob osobo oxranyaemy`x prirodny`x territoriyax Respubliki Saxa (Yakutiya) № 114 – I» ot 6 maya 1996 g.
  14. Kuklina V.V., Krasnoshtanova N.E. Vzaimodejstvie promy`shlenny`x kompanij i mestny`x soobshhestv v usloviyax dal`nejshej periferii (na primere Katangskogo rajona Irkutskoj oblasti) // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: nauki o zemle. – 2014. – T. 10. – s. 78-90.
  15. Ly`chkina N.N. Imitacionnoe modelirovanie e`konomicheskix processov. Uchebnoe posobie. Gosudarstvenny`j universitet upravleniya — Akademiya AjTi – Moskva, 2005 – 164 s.
  16. Monitoring razvitiya territorij tradicionnogo prirodopol`zovaniya v Neneczkom avtonomnom okruge, Severo-Zapadnaya Rossiya, Otchyot proekta / Pod redakciej V.K. Dallmanna, V.V. Peskova i O.A. Murashko.— 2011.
  17. Nikolaev M.A., Maxotaeva M.Yu. Regional`naya e`konomika i upravlenie territorial`ny`m razvitiem. Uchebnoe posobie. – Pskov : Pskovskij gosudarstvenny`j universitet, 2014. – 256 s.
  18. Otchet «Provedenie meropriyatij napravlenny`x na osushhestvlenie kontrolya i monitornga pri provedenii e`tnologicheskoj e`kspertizy` v mestax tradicionnogo prozhivaniya i tradicionnoj xozyajstvennoj deyatel`nosti korenny`x malochislenny`x narodov Severa (GK №07-OK ot 02.09.2019g.), 2019.
  19. Postanovlenie Pravitel`stva Respubliki Saxa (Yakutiya) №586 ot 25.12.2010 goda «O poryadke osushhestvleniya e`kologicheskoj pasportizacii territorii Respubliki Saxa (Yakutiya)».
  20. Ukaz Glavy` Respubliki Saxa (Yakutiya) № 2532 ot 25.12.2010 goda «O regional`noj gosudarstvennoj informacionnoj sisteme prirodopol`zovaniya i oxrany` okruzhayushhej sredy` Respubliki Saxa (Yakutiya)».
  21. Xaliullina D.N. Kratkij obzor sovremenny`x sredstv monitoringa slozhny`x social`no-e`konomicheskix sistem regiona//Trudy` kol`skogo nauchnogo centra RAN. – №5(24). – 2014. – 185-135 s.
  22. Xitrin M.O. Sozdanie adaptivnogo geoanaliticheskogo portala upravleniya territoriyami na osnove metodiki mnogostupenchatogo vy`bora otkry`ty`x komponentov.- Diss….k.t.n. – Chelyabinsk, 2017.- 131 s.
  23. Cherny`shov V.N. Teoriya sistem i sistemny`j analiz : ucheb. posobie / V.N. Cherny`shov, A.V. Cherny`shov. – Tambov : Izd-vo Tamb. gos. texn. un-ta, 2008. – 96 s.
  24. Chuprov S.V., Bondarev A.E. Metodologicheskie principy` razrabotki i provedeniya monitoringa regional`nogo social`no-e`konomicheskogo razvitiya//Izvestiya IEE`A,№1.—2013.-S. 133-139.
  25. Shadrin V.I. Osnovny`e voprosy` funkcionirovaniya yazy`kov korenny`x malochislenny`x narodov Severa Respubliki Saxa (Yakutiya) [E`lektronny`j dokument]. Oficial`ny`j sajt Associacii korenny`x malochislenny`x narodov Severa RS(Ya). – URL: http://yakutiakmns.org/archives/3423
  26. Shogenov B.A., Kupova M.K., Zhamurzaeva D.M. Social`no-e`konomicheskij monitoring s rejtingovoj ocenkoj sostoyaniya i razvitiya municipal`ny`x obrazovanij regiona// Regional`naya e`konomika: teoriya i praktika №44(275).— 2012. — S. 21-27
  27. Shustov D.N. Issledovanie i razrabotka organizacionno-e`konomicheskix metodov upravleniya tradicionny`m xozyajstvom malochislenny`x narodov Severa (na primere Tajmy`rskogo (Dolgano-Neneczkogo) avtonomnogo okruga). Avtoreferat dis. …k.t.n. – Noril`sk, 2000.
  28. Venus T. E.; Sauer J.(2021). Certainty pays off: The public’s value of environmental monitoring. Ecological Economics, Vol: 191, Page: 107220/ doi:10.1016/j.ecolecon.2021.107220.
  29. Bolam, F. C., Grainger, M. J., Mengersen, K. L., Stewart, G. B., Sutherland, W. J., Runge, M. C., & McGowan, P. J. K. (2019). Using the value of information to improve conservation decision making. Biological Reviews, 94(2), 629-647. doi:10.1111/brv.12471.
  30. Canessa, S., Guillera-Arroita, G., Lahoz-Monfort, J. J., Southwell, D. M., Armstrong, D. P., Chades, I., Converse, S. J. (2015). When do we need more data? A primer on calculating the value of information for applied ecologists. Methods in Ecology and Evolution, 6(10), 1219-1228. doi:10.1111/2041-210X.12423.
  31. Sulyandziga, L., (2019) Indigenous peoples and extractive industry encounters: Benefit-sharing agreements in Russian Arctic. Polar Science, Vol: 21, 68-74, doi:10.1016/j.polar.2018.12.002.
  32. O’Faircheallaigh, C., (2020) Impact and benefit agreements as monitoring instruments in the minerals and energy industries. The Extractive Industries and Society, Vol: 7, Is: 4, 1338-1346, doi: 10.1016/j.exis.2020.05.016.
  33. E`konomika tradicionnogo prirodopol`zovaniya: vzaimodejstvie korenny`x narodov Severa i biznesa v rossijskoj Arktike / E. I. Burceva, I. M. Potravny`j, V. V. Gassij [i dr.]. – Moskva : Akcionernoe obshhestvo “Izdatel`stvo “E`konomika”, 2019. – 318 s. – ISBN 9785282035445.
  34. Samsonova, I., Malysheva, M., Pavlova, M.,  Semenova, L., Digital Economy and Sustainable Development of Northern Traditional Industries in the Paradigm of Ethnological Expertise. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol: 129 LNNS, 619-624, doi: 10.1007/978-3-030-47945-9_67.

Для цитирования: Павлова М.Б., Cамсонова И.В. Социально-экономический мониторинг: инструмент управления устойчивым развитием коренных народов с использованием ГИС-методов // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-11-2021-42/

© Павлова М.Б., Cамсонова И.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 11.