Московский экономический журнал 10/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 331.08

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10602 

ПЕРСПЕКТИВЫ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

PROSPECTS FOR HYDROGEN ENERGY IN RUSSIA

Краев Вячеслав Михайлович, доктор технических наук, доцент,  Профессор кафедры  «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт»,  kraevvm@mail.ru

Krayev Vyacheslav M., Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute

Аннотация. Проблемы экологии становятся в ряд самых актуальных в начале 21 века. Причем сторонниками снижения выбросов СО2 и NOx становится все больше стран. В ряде европейских стран экологическая инициатива уже приобрела статус государственной политики и получила законодательное закрепление. Россия является страной, которая как поставщик энергоресурсов существенно зависит как от конъюнктуры мирового энергетического рынка, так и, при правильно выбранной стратегии, может влиять на состояние рынка энергоносителей. Учитывая тенденцию европейских стран на ужесточение экологических требований к выработке энергии, Россия может стать ведущим поставщиком экологически чистой энергии. С точки зрения обеспеченности природным, человеческим и технологическим потенциалом РФ обладает неоспоримым преимуществом. В работе рассмотрена возможность производства водорода на базе возобновляемых источников энергии в РФ и приведены неоспоримые преимущества России при экспорте водорода в европейские страны.

Abstract. Ecological problems become one of the most urgent at the beginning of the 21st century. Moreover, more and more countries are becoming supporters of reducing CO2 and NOx emissions. In a number of European countries, the environmental initiative has already acquired the status of state policy and received legislative confirmation. Russia is a country that, as a supplier of energy resources, substantially depends both on the situation on the world energy market and, with a correctly chosen strategy, can influence the state of the energy market. Given the tendency of European countries to tighten environmental requirements for energy production, Russia can become a leading supplier of clean energy. From the point of view of the provision of natural, human and technological potential, the Russian Federation has an undeniable advantage. The paper considers the possibility of producing hydrogen on the basis of renewable energy sources in the Russian Federation and presents the indisputable advantages of Russia when exporting hydrogen to European countries.

Ключевые слова: водородная энергетика,  возобновляемые источники энергии, низкоуглеродная экономика

Keyword: hydrogen energy, renewable energy sources, low-carbon economy

Введение

Значимым в экономическом и политическом смысле партнером России в области энергетики являются европейские страны. После формирования Европейского Союза на межгосударственном уровне стали приниматься документы для всех стран-членов ЕС. В области энергетики такая работа по унификации и повышению экологических требований ведется постоянно и находит отражение в ряде таких документов. Энергетическая политика Европейского Союза была одобрена в 2005 году. С того времени было принято несколько редакций Энергетической Директивы ЕС [1].

Обзор европейской политики в энергетической сфере приведен в [2], где авторы указывают на существенную стоимость реформ в энергетической сфере. Среди европейских стран лишь немногие отличаются относительной энергонезависимостью от внешних поставщиков энергоносителей. Лидирующие в экономическом плане страны потребляют энергоносителей в разы больше, чем вырабатывают сами. С временем эта диспропорция увеличивается. С другой стороны, прослеживается чисто национальные отличия по источникам выработки энергии. Так, например, Германия является «лидером» среди стран ЕС по производству электроэнергии на угольных станциях, а Франция – на АЭС.

В настоящее время около 50% потребностей ЕС в энергии удовлетворяется за счет внешних поставщиков. В перспективе это значение может возрасти до 70% [3]. В дальнейшем ЕС рассчитывает на эффективность применения принципа «загрязнитель платит», т.е. поставщик любого ресурса, будь то конечный продукт, сырье или энергоносители, будет обязан финансово возместить загрязнение окружающей среды. Причем размер такого возмещения зависит от уровня экологичности производственных процессов.

Идеальным, и свободным от такого возмещения, считаются процессы с использованием возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ). К ВИЭ относятся источники энергии, естественное возобновление которых происходит достаточно быстро для них в масштабе времени человека. К ВИЭ относят солнечную энергию, энергию ветра, гидравлическую энергию, биомассу и геотермальную энергию. Т.е. при использовании ВЭИ энергия вырабатывается за счет естественных природных процессов и загрязнение окружающей среды считается минимальным. Стоит обратить внимание на то, что загрязнение минимально, а не равно нулю. Это обусловлено тем, что на создание технологического процесса преобразования энергии необходимы инфраструктура и оборудование, создание которых наносит определенный ущерб окружающей среде.

 Ввиду существенной зависимости экономик ряда европейских стран от невозобновляемых источников энергии, возникают попытки изменения классификации ВИЭ с целью включения в список ВИЭ другие, например атомную энергетику [4]. Бесспорно, выработка энергии на АЭС не связана с вредными выбросами СО2 и NOx. Однако, вряд ли топливо для атомных станций формально является возобновляемым в масштабе времени человека.

Указанные выше процессы в области регулирования энергоресурсов предъявляют новые требования к экспортируемым в Европу энергоресурсам, например, природному газу. Природный газ, состоящий в основном из метана, хоть и является невозобновляемым источником энергии, тем не менее, его относят к самому экологичному виду энергии из-за малых выбросов CO2 при его производстве и сгорании. Более 40% поставляемого в ЕС природного газа приходится на Россию [5].

Практическая реализация стратегий ЕС по снижению углеродных выбросов [6 ] могут в будущем значительно снизить уровень поставок природного газа из России или уменьшить прибыльность для российских поставщиков из-за реализации принципа «загрязнитель платит». Другим фактором реализации водородной стратегии России являются уникальные природные возможности для получения энергоносителей с помощью ВИЭ.

Выработка энергии на основе окисления водорода считается самой экологически чистой, т.к. в результате химической реакции продуктом сгорания водорода является вода. Страны Западной Европы сформировали экологическую стратегию своего развития на ближайшую четверть века. [8].

В Плане мероприятий («дорожная карта») по развитию водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года [9] указано, что водород может быть «использован для накопления, хранения и доставки энергии, и рассматривается в качестве перспективного энергоносителя и инструмента для решения задач по развитию низкоуглеродной экономики и снижению антропогенного влияния на климат». Т.е. уникальность водорода заключается не только в отсутствии вредных выбросов, но и высокой теплоте сгорания, а также в технологически простом способе транспортировке газообразного водорода. Рассматриваемый План мероприятий по развитию водородной энергетики появился не на пустом месте. В России по словам первого вица-премьера Андрея Белоусова проблемой «декарбонизаци» занимаются не первый год [10]. Более того, он отметил, что для транспортировки чистого водорода и в составе смеси можно использовать современную энерготранспортную инфраструктуру, например газопровод «Северный поток -2» [10].

Традиционный метод паровой конверсии метана нельзя назвать экологически чистым, хотя он в настоящее время является самым дешевым способом получения водорода [11]. Электролиз, как альтернативный способ получения водорода, является существенно дорогостоящим, и пока неконкурентным по отношению к паровой конверсии метана. Его дороговизна определяется стоимостью электроэнергии для электролиза. Ранее мы проводили сравнение различных способов получения водорода [11] и пришли к выводу, что водород, полученный с помощью ВИЭ будет на порядок дороже водорода, полученного методом паровой конверсии из метана.

В качестве основных факторов обеспечения конкурентоспособности водорода, произведенного методом электролиза воды, Правительством РФ рассматривается технология электролиза воды на базе атомной электростанции и гидроэлектростанции [9].

Зарубежные энергетические компании уже активно осваивают технологии производства водорода. Компания Avacon (Германия) уже сейчас проводит работы по адаптации существующей газовой инфраструктуры к использованию водорода. В эксперименте задействована существующая газораспределительная система города Гентхин (земля Саксония-Анхальт). Сущность проводимых мероприятий заключается в повышении доли водорода в магистральном природном газе, которым снабжаются городские потребители. “Поскольку зеленый газ будет играть все более важную роль, мы хотим переоснастить свою газораспределительную сеть так, чтобы она была приспособлена к приему как можно более высокой доли водорода”, – поясняет стратегическую цель эксперимента член правления Avacon Штефан Тенге (Stephan Tenge) [12]. Для повышения экологичности энергосистем немецкая энергетическая компания Avacon стала замещать до 20% природного газа водородом [13]. Ранее допускалось замещение не более 10% природного газа.

Первые грузовые перевозки на водороде планируется осуществить во конца 2024 года [14]. В предыдущих работах мы проводили анализ целесообразности использования водорода в качестве топлива в авиационной отрасли [15, 16]. Полученные результаты показывают ограниченность применения водорода в авиации ввиду его специфических физических свойств, а именно, низкой плотности. Так, например, 1 кубический метр жидкого водорода весит около 70 кг, в то время как сжиженный природный газ – в 6.4 раза тяжелее водорода, а удельный вес керосина составит около 800 кг/м3. Применение топлив с низкой плотностью в авиации потребует существенного увеличения емкости топливных баков и/или сокращения полезного объема на борту воздушного судна. Однако для наземного транспорта и стационарных энергоустановок применение водорода является чрезвычайно перспективным.

Исходя из планов государств ЕС потребности в водороде вырастут на несколько порядков. Консалтинговая компания Aurora Energy Research провела исследования, в результате которых, общая мощность проектов по производству электролизного водорода, которые должны быть реализованы до 2040 года, в тысячу раз больше, чем все электролизные мощности, работающие в мире в настоящий момент. Мощность составит 213,5 ГВт [17].

Aurora Energy Research в своем отчете провела стоимостной анализ процесса производства водорода путем электролиза и пришла к выводу о возможности снижения стоимости водорода в будущем ниже 2.5 Евро/кг [18]. Аналитики компании предсказывают в своем оптимистическом сценарии границы цен на водород от 2 до 2.5 Евро/кг. 

В 2020 году концерн Shell при финансовой поддержке Евросоюза начал строительство крупнейшей в мире установки по производству водорода методом электролиза в Германии. До настоящего времени водород на этом предприятии получали из природного газа. Объем производства составит 1300 тонн водорода в год.

В аналитическом отчете по прогнозу цен на водород в мире [19] приводится стоимость производства «зеленого» водорода, т.е. произведенного с помощью ВИЭ, до 2050 года (см. Таб.1). Обратим внимание на то, что водород в странах ЕС будет не самым дешевым. В Германии 1 кг водорода будет стоить 2,25 Евро, во Франции – 2 Евро, в Польше – 2,5 Евро.

Цены на водород существенно зависит от технологии его получения. Так, водород, полученный путем электролиза из солнечной и ветро-энергии стоит в 5-10 раз дороже, чем «конверсионный» водород из природного газа. Впрочем, стоимость зависит от источника энергии. Например, от энергии АЭС зеленый водород вдвое дешевле ($3–5), чем от солнечной энергии.

Стоимость водорода зависит от страны-производителя и цен на энергоносители/сырье в ней. Водород из метана в России стоит около 1,1-1,6 Евро/кг. В странах Ближнего Востока стоимость килограмма опускается до 0,9 Евро/кг, а в Европе доходит до 2,23 Евро/кг. Тепловая ценность 1 кг водорода в разы выше, чем метана или бензина.

Стоит отметить на то, что стоимость производства водорода в России прогнозируется на уровне 1,5 Евро/кг. По всей видимости авторы исследования использовали в своих расчётах осредненные данные по стоимости электроэнергии для выработки водорода в России. Более детальное изучение источников энергии и стоимостной анализ подтверждают, что приведенные выше по России данные являются приблизительными и не отражают реальной стоимости электроэнергии, и, следовательно, не демонстрируют возможности отечественной энергетики.

Рассмотрим более детально стоимость производства электроэнергии, как основного источника энергии для производства экологически чистого водорода. Приведенный ниже анализ основывается на официальных данных по стоимости электроэнергии, утвержденных Федеральной антимонопольной службой РФ [20]. В рассматриваемом документе приводятся отпускные оптовые цены на электроэнергию для каждого объекта генерации электрической мощности на территории РФ. Проведем стоимостной анализ в сегментации по типам генерирующих процессов – тепловые, атомные и гидростанции.

Впечатляет существенная разница по стоимости электроэнергии в зависимости от типа станций. Самая дорогостоящая электроэнергии вырабатывается на тепловых станциях (ТЭС/ГРЭС). Тарифная ставка на электрическую энергию за 1 кВт/ч будет находится в диапазоне 0.8…1.7 руб.

Энергия, произведенная на атомных станциях (АЭС) стоит дешевле – 0.25….0.3 руб/(кВт/ч). Такое отличие в стоимости электроэнергии было рассмотрено в работе [21]. Авторы рассматривали возможность получения водорода для снижения суточных флуктуаций мощности АЭС, т.е. устранению неэффективного режима разгрузки. Однако, в России существуют еще более дешевые источники электроэнергии. Их наличие связано с уникальными природными особенностями территорий РФ. Речь идет о гидроэлектростанциях (ГЭС). Согласно Приказа Федеральной антимонопольной службы РФ [20] стоимость генерации электроэнергии на ГЭС составит 0.02…0.035 руб/(кВт/ч).

Исходя из данных по стоимости генерации электроэнергии можно с уверенностью сказать, что гидроэнергетика обладает неоспоримым преимуществом. Еще одним несомненным достоинством ГЭС является принадлежность их к действительно возобновляемым источникам энергии, в отличии от атомной и тепловой энергетики.

Авторы [22] провели анализ затрат на производство водорода и сделали вывод о том, что при электролитической технологии выработки водорода на 1 кг водорода потребуется около 60 кВт/ч электроэнергии.

Рассмотрим, сколько стоит производство 1 кг газообразного водорода методом электролиза при получении электроэнергии различными технологиями.

Стоит отметить, что изменение стоимости углеводородных топлив существенно может повлиять на стоимость генерируемой тепловыми станциями электроэнергии, в то время как электроэнергия, производимая на АЭС и ГЭС практически не зависит от конъюнктуры цен топливных рынков.

Как мы уже отмечали выше, основным потребителем водорода станут преимущественно предприятия генерации тепловой энергии или частные домовладения. Далее рассмотрим стоимость тепловой энергии, произведенной различными технологиями. В Табл. 3 приведены результаты расчетов стоимости 1 МДж тепловой энергии, полученной при сгорании газообразного топлива. Обращаем внимание, что данные расчёты носят оценочный характер и не учитывают капитальных вложений в объекты генерации, а также затраты на транспортировку.

Приведенный в Табл.3 оценочный расчет показывает неоспоримое преимущество ГЭС как способа генерации электроэнергии для выработки водорода. Интересно сравнение результатов расчета стоимости тепловой энергии, полученной из чистого водорода и его смеси с природным газом, который в настоящее время является основным энергоносителем в большинстве европейских стран. При соотношении водорода, полученного путем электролиза на ГЭС, и природного газа 50/50 стоимость полученной таловой энергии будет ниже тепловой энергии от сжигания природного газа.

При более точном расчёте требуется учитывать в стоимости также и амортизационные затраты на электролизные установки [21]. В рамках данной работы мы не затрагиваем процесс транспортировки газа от места его производства к месту его потребления. Для транспортировки водорода могут быть использованы его газообразное или жидкое состояния. Принципиальное отличие для определения затрат заключается в значительно низкой температуре жидкого водорода – ниже 2600С при атмосферном давлении. Повышая давление в магистрали до 10 бар можно незначительно повысить температуру кипения на 10 градусов. К слову сказать сам процесс сжижения является энергозатратным и потребует до 30% роста стоимости водорода [23]. При самой же транспортировке жидкого водорода потребуется обеспечить теплоизоляцию высокого уровня для магистралей [24].

Для прокачки жидкого водорода также потребуется больше энергии и обеспечении криогенного уровня температур для насосного оборудования. В совокупности сложностей, связанных с транспортировкой жидкой фазы водорода, такой вид транспортировки на уровне современных технологий для промышленных объемов производства водорода неприемлем.

Приемлемой альтернативой трубопроводной транспортировки водорода является его прокачка в газообразном состоянии. Как вариант, может быть использована существующая газопроводная инфраструктура природного газа [10]. Современные газопроводы позволяют обеспечивать транспортировку газа при давлении до 200 бар [25. https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/]. Принимая во внимание существенные различия физических свойств водорода и метена, как основного компонента природного газа, встанет задача адаптации компрессорных станций для прокачки газообразного водорода. Дело в том, что водород является газом с низкой плотностью – 0.09 кг/м3. Для сравнения – плотность метана 0.7 кг/м3.

Выводы

В работе рассмотрена стратегическая направленность европейских стран на водородную энергетику. В текущих условиях Россия обладает уникальной возможностью производства водорода на базе возобновляемых источников энергии и газотранспортной инфраструктурой для экспорта газообразного водорода в европейские страны. Проведенные оценочные расчеты показывают, что водород, полученный электролитическим методом на базе уже существующих гидроэлектростанций, обладает существенным (более 10 раз) стоимостным преимуществом. При этом соблюдаются требования по выработке водорода с помощью возобновляемых источников энергии.

Список источников

  1. Исаева Е.А. Эволюция энергетической политики Европейского Союза. «Инновации и инвестиции». №9. 2019. С. 113-120.
  2. Кавешников Н.Ю. Политика Евросоюза в области энергосбережения. Европейские проблемы на VIII Конвенте РАМИ. 2021. С.109-115.
  3. Зуев В.Н. Формирование энергетической политики ЕС. https://www.hse.ru/data/2011/02/03/1208839677/shaping_energy_politicians.pdf
  4. Led by France, 10 EU countries call on Brussels to label nuclear energy as green source 12/10/2021  Euronews https://www.euronews.com/2021/10/11/led-by-france-10-eu-countries-call-on-brussels-to-label-nuclear-energy-as-green-source
  5. Extra-EU imports of natural gas by partner, 2019 and 2020.png. https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:Extra-EU_imports_of_natural_gas_by_partner,_2019_and_2020.png#file
  6. An EU Strategy for Energy System Integration, Brussels, 8.7.2020 COM (2020) 299)
  7. A Hydrogen Strategy for a Climate-­Neutral Europe, Brussels, 8.7.2020 COM (2020) 301
  8. Из ветра и солнца будут делать “зеленый водород” для автомобилей. Гурков А. https://www.dw.com/ru/из-ветра-и-солнца-будут-делать-зеленый-водород-для-автомобилей/a-17756683
  9. Министерство энергетики РФ. Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по развитию водородной энергетики. 22.10.2020. https://minenergo.gov.ru/node/19194
  10. «Другого ответа на изменение климата человечество пока не придумало». Андрей Белоусов об общих подходах РФ к процессу декарбонизации экономики. 10.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5038967
  11. Краев В.М. Экономическая эффективность применения криогенных топлив в авиации. Московский экономический журнал. 11. 2020. С.77-85
  12. Гурков А. Водород вместо нефти, газа и угля – новый тренд в Европе. 08.2019 https://www.dw.com/ru/водород-вместо-нефти-газа-и-угля-новый-тренд-в-европе/a-50112770
  13. H2Global Advisory GmbH Sep. 2021. https://h2-global.de/wp-content/uploads/2021/09/Fact-Sheet-H2Global-Sep.-2021-EN.pdf
  14. First hydrogen cargo into Germany to be delivered 2024: H2Global in Freight News. 28/06/2021. https://www.hellenicshippingnews.com/first-hydrogen-cargo-into-germany-to-be-delivered-2024-h2global/\
  15. Asvar Aslanov. Unsteady effects in cryogenic fuel pipelines of perspective aviation jet engines. Journal of International Academy of Refrigeration. January 2021. N.1, 3-11 p. DOI: 10.17586/1606-4313-2021-20-1-3-11.
  16. Hydrogen market attractiveness rating (HYMAR) report – April 2021. https://auroraer.com/insight/hydrogen-market-attractiveness-rating-hymar-report-april-2021/
  17. Green hydrogen production costs will fall quickly over the nex two dacades, but electrolysers will still need policy support to reach maturity. July 8, 2021https://auroraer.com/media/green-hydrogen-production-costs-will-fall-quickly-over-the-next-two-decades-but-electrolysers-will-still-need-policy-support-to-reach-maturity/
  18. Production costs of green hydrogen worldwide by select country in 2020, with a forecast until 2050. https://www.statista.com/statistics/1086695/green-hydrogen-cost-development-by-country/
  19. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 17.12.2020 № 1227/20 “Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка-производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством РФ с гарантирующими поставщиками, в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка-покупателями электрической энергии, функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2021 г.” http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012310080
  20. Р.З. Аминов, А.Н. Байрамов/ Оценка эффективности получения водорода на базе внепиковой электроэнергии АЭС. Alternative Energy and Ecology (ISJAEE) · April   DOI: 10.15518/isjaee.2016.05-06.006
  21. Синяк Ю.В., Петров В.Ю. Прогнозные оценки стоимости водорода и его централизованного производства. Проблемы прогнозирования. 2008. № 3 (108). С. 35-46
  22. В.Н. Фатеев, О.К. Алексеева, С.В. Коробцев, Е.А. Серегина, Т.В. Фатеева, А.С. Григорьев, А.Ш. Алиев. Проблемы аккумулирования и хранения водорода. Chemical Problems. 2018. 4 (16). P. 453-483.ISSN 2221-8688
  23. Krenn, A. G., Desenberg, D. W Return to Service of a Liquid Hydrogen Storage Sphere/ July 29, 2019/ Document ID 20190028305
  24. «Северный поток». Газопровод, напрямую соединивший Россию и Европу. https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/

References

  1. Isaeva E.A. E`volyuciya e`nergeticheskoj politiki Evropejskogo Soyuza. «Innovacii i investicii». №9. 2019. S. 113-120.
  2. Kaveshnikov N.Yu. Politika Evrosoyuza v oblasti e`nergosberezheniya. Evropejskie problemy` na VIII Konvente RAMI. 2021. S.109-115.
  3. Zuev V.N. Formirovanie e`nergeticheskoj politiki ES. https://www.hse.ru/data/2011/02/03/1208839677/shaping_energy_politicians.pdf
  4. Led by France, 10 EU countries call on Brussels to label nuclear energy as green source 12/10/2021 Euronews https://www.euronews.com/2021/10/11/led-by-france-10-eu-countries-call-on-brussels-to-label-nuclear-energy-as-green-source
  5. Eurostat. Extra-EU imports of natural gas by partner, 2019 and 2020.png. https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=File:Extra-EU_imports_of_natural_gas_by_partner,_2019_and_2020.png#file
  6. An EU Strategy for Energy System Integration, Brussels, 8.7.2020 COM (2020) 299)
  7. A Hydrogen Strategy for a Climate-­Neutral Europe, Brussels, 8.7.2020 COM (2020) 301
  8. Iz vetra i solncza budut delat` “zeleny`j vodorod” dlya avtomobilej. Gurkov A. 2014. https://www.dw.com/ru/iz-vetra-i-solncza-budut-delat`-zeleny`j-vodorod-dlya-avtomobilej/a-17756683
  9. Ministerstvo e`nergetiki RF. Pravitel`stvo Rossijskoj Federacii utverdilo plan meropriyatij po razvitiyu vodorodnoj e`nergetiki. 22.10.2020. https://minenergo.gov.ru/node/19194
  10. «Drugogo otveta na izmenenie klimata chelovechestvo poka ne pridumalo». Andrej Belousov ob obshhix podxodax RF k processu dekarbonizacii e`konomiki. 18.10.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5038967
  11. Kraev V.M. E`konomicheskaya e`ffektivnost` primeneniya kriogenny`x topliv v aviacii. Moskovskij e`konomicheskij zhurnal. 11. 2020. S.77-85
  12. Gurkov A. Vodorod vmesto nefti, gaza i uglya – novy`j trend v Evrope. 22.08.2019 https://www.dw.com/ru/vodorod-vmesto-nefti-gaza-i-uglya-novy`j-trend-v-evrope/a-50112770
  13. H2Global Advisory GmbH Report. Sep. 2021. https://h2-global.de/wp-content/uploads/2021/09/Fact-Sheet-H2Global-Sep.-2021-EN.pdf
  14. First hydrogen cargo into Germany to be delivered 2024: H2Global in Freight News. 28/06/2021. https://www.hellenicshippingnews.com/first-hydrogen-cargo-into-germany-to-be-delivered-2024-h2global/\
  15. Asvar Aslanov. Unsteady effects in cryogenic fuel pipelines of perspective aviation jet engines. Journal of International Academy of Refrigeration. January 2021. N.1, 3-11 p. DOI: 10.17586/1606-4313-2021-20-1-3-11.
  16. Hydrogen market attractiveness rating (HYMAR) report – April 2021. https://auroraer.com/insight/hydrogen-market-attractiveness-rating-hymar-report-april-2021/
  17. Green hydrogen production costs will fall quickly over the nex two dacades, but electrolysers will still need policy support to reach maturity. July 8, 2021https://auroraer.com/media/green-hydrogen-production-costs-will-fall-quickly-over-the-next-two-decades-but-electrolysers-will-still-need-policy-support-to-reach-maturity/
  18. Production costs of green hydrogen worldwide by select country in 2020, with a forecast until 2050. https://www.statista.com/statistics/1086695/green-hydrogen-cost-development-by-country/
  19. Prikaz Federal`noj antimonopol`noj sluzhby` ot 17.12.2020 № 1227/20 “Ob utverzhdenii cen (tarifov) na e`lektricheskuyu e`nergiyu (moshhnost`), postavlyaemuyu v cenovy`x zonax optovogo ry`nka sub“ektami optovogo ry`nka-proizvoditelyami e`lektricheskoj e`nergii (moshhnosti) po dogovoram, zaklyuchenny`m v sootvetstvii s zakonodatel`stvom RF s garantiruyushhimi postavshhikami, v celyax obespecheniya potrebleniya e`lektricheskoj e`nergii naseleniem i priravnenny`mi k nemu kategoriyami potrebitelej, a takzhe s opredelenny`mi Pravitel`stvom Rossijskoj Federacii sub“ektami optovogo ry`nka-pokupatelyami e`lektricheskoj e`nergii, funkcioniruyushhimi v otdel`ny`x chastyax cenovy`x zon optovogo ry`nka, dlya kotory`x ustanovleny` osobennosti funkcionirovaniya optovogo i roznichny`x ry`nkov, na 2021 g.” http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012310080
  20. R.Z. Aminov, A.N. Bajramov/ Ocenka e`ffektivnosti polucheniya vodoroda na baze vnepikovoj e`lektroe`nergii AE`S. Alternative Energy and Ecology (ISJAEE) • April 2016. DOI: 10.15518/isjaee.2016.05-06.006
  21. Sinyak Yu.V., Petrov V.Yu. Prognozny`e ocenki stoimosti vodoroda i ego centralizovannogo proizvodstva. Problemy` prognozirovaniya. 2008. № 3 (108). S. 35-46
  22. V.N. Fateev, O.K. Alekseeva, S.V. Korobcev, E.A. Seregina, T.V. Fateeva, A.S. Grigor`ev, A.Sh. Aliev. Problemy` akkumulirovaniya i xraneniya vodoroda. Chemical Problems. 2018. 4 (16). P. 453-483.ISSN 2221-8688
  23. Krenn, A. G., Desenberg, D. W Return to Service of a Liquid Hydrogen Storage Sphere/ July 29, 2019/ Document ID 20190028305
  24. «Severny`j potok». Gazoprovod, napryamuyu soedinivshij Rossiyu i Evropu. https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/

 Для цитирования: Краев В.М. Перспективы водородной энергетики в России // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/rekreacia-i-turizm/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-10-2021-24/

© Краев В.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.