Московский экономический журнал 10/2019

image_pdfimage_print

УДК 911.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10020

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА НА ЗЕМЛЯХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА Г. МОСКВЫ)

Елманов Александр Константинович, аспирант, Государственный университет по землеустройству, г. Москва

Аннотация: В статье отмечается важность создания экологического каркаса, как основы экологического планирования территории и улучшения экологической обстановки в условиях урбанизации, рассматривается возможность включения свободных участков городской территории в экологиче­ский каркас города.

Ключевые слова: урбанизированная территория, экологический каркас, эколого-хозяйственный баланс, экологическое планирование.

В настоящее время процесс урбанизации сопровождается ростом антропогенной нагрузки на все компоненты природной среды. Для сохранения и повышения качества природной среды предлагается концепция экологического каркаса (ЭК). Многие исследователи считают, что ЭК – это важный инструмент, позволяющий сделать территориальное планирование экологически ориентированным [1]. В настоящей работе рассмотрены возможные варианты формирования экологического каркаса, на территории Новомосковского округа г. Москвы.

Материалы исследования. Новомосковский административный округ (НАО) был создан 1 июля 2012 года в рамках проекта по расширению территории столицы. Он расположен в юго-западной части Москвы и граничит с Троицким, Западным и Юго-Западным округами. На территории округа находится 11 поселений. Площадь округа составляет 383,9 кв. км. За последние 7 лет население НАО увеличилось с 157 546 до 234 226 человек (рис. 1).

НАО обладает значительными по площади свободными участками, что открывает потенциальную возможность для их освоения. При планировании экологического каркаса необходимо учитывать природные и географические особенности этих земель.

Прежде, чем приступить к конструированию экологического каркаса, необходимо проведение эколого-функционального зонирования территории. Такое зонирование позволит определить степень устойчивости ландшафтов к антропогенным нагрузкам. [2]. Основные задачи зонирования:

1 – выявить участки, способные выполнять средоформирующую функцию;

2 – выявить участки, дестабилизирующие природную среду и указать на причины, приводящие к этой дестабилизации;

3 – обозначить важность сохранения городских лесов, как территорий, выполняющих средостабилизирующую функцию.

Принципы конструирования экологического каркаса.

Понятие экологического каркаса составляет важную часть экологического планирования земель поселений и может содействовать сохранению качества природной среды урбанизированных территорий. В связи с этим целесообразно включение в экологический каркас наиболее ценных природных компонентов природного ландшафта: водных объектов, водоохраной зоны, уникальных природных и культурных объектов, лесопарков.

Е. Ю. Колбовский определяет  экологический каркас, как набор и пространственное сочетание природных «диких» и культурных ландшафтов, обеспечивающее экологиче­скую стабильность территории соответствующего уровня, а также как совокупность экосистем с индивидуальным режимом природо­пользования, образующих пространственно организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвра­щая потерю биоразнообразия и деградацию ландшафта [3]. Создание экологического каркаса направлено на сохранение долговременной экологической устойчивости региона.

В концепцию экологического каркаса входит: 1) создание комплекса земель с ограниченным режимом использования; 2) введение особого юридического статуса эко­логического каркаса; 3) поддержание устойчивости эко­логического каркаса экономическими методами; 4) формирование единой управляющей структуры; 5) воссоздание природных экосистем. При реализации концепции особое значение имеет процедура, предваряющая ландшафтное планирование – эколого-хозяйственная оценка земель [4].

Для этой цели разработана методика эколого-хозяйственного баланса (ЭХБ) территории – это сбалансированное соотношение различных видов деятельности и интересов различных групп населения на территории с учетом потенциальных и реальных возможностей природы, что обеспечивает устойчивое развитие природы и общества, воспроизводство природных (возобновимых) ресурсов и не вызывает экологических изменений и последствий [5].

Колбовский Е.Ю. рассматри­вает экологический каркас города в качестве средостабилизирующей территори­альной системы, целенаправленно формируемой для улучшения эко­логической ситуации урбанизированных территорий. Эта система состоит из различных по типу, размерности и функциональному назначению элементов культурного ландшафта, пространственно связанных в единую “живую” сеть, которая состоит из “ядер” – площадных элементов каркаса и “коридоров” – его линейных элементов [6].

Площадные элементы – национальные парки, заповедники, заказники – выполняют функцию сохранения природных комплексов, поддержания видового разнообразия.

Линейные элементы экологического каркаса выполняют следующие функции: поддержание его целостности, обеспечение перемещения подвижных элементов природной среды.

Точечные элементы – это отдельные уникальные природные объекты.

Особенности формирования экологического каркаса на территории НАО.

План развития НАО предусматривает значительные объемы строительства, реконструкцию существующих и строительство новых автомагистралей, развитие инженерной инфраструктуры. Урбанизация такого масштаба может значительно повлиять на баланс между природной средой и хозяйственной деятельностью человека. При этом необходимо стремиться к сохранению норматива площади зеленых насаждений для средних и крупных городов (не менее 50 % вместе с зеленой зоной). [7].

Одним из путей увеличения площади озелененных территорий может стать включение в экологический каркас участков, относящихся к определенным категориям. Та­кими участками могут стать: несанкционированные свалки, береговая линия рек, ветхое жильё,  объекты утилизации, заброшенные сельскохозяйственные угодья.

Территория Новомосковского округа освоена неравномерно, поэтому в различных поселениях потенциальное ядро экологического каркаса может быть более или менее мощным. Городские леса Новомосковского округа, такие как Валуевский лесопарк, могут быть охарактеризованы, как площадные элементы. Функции линейных элементов экологического каркаса могут выполнять реки Сосенка и Зименка.  

Освоение новых территорий предусматривает создание новых и реконструкцию имеющихся транспортных магистралей. Расширение транспортной сети может значительно осложнить задачу сохранения крупных зеленых массивов, выполняющих средоформирующую функцию. Прокладка дорог через городские леса уменьшает их размеры, усиливает фрагментацию, что приводит к уменьшению видового разнообразия и ослаблению способности к саморегуляции.

Следует отметить, что крупные водные объекты на территории НАО отсутствуют. Поэтому имеющиеся водоемы требуют особенного внимания. Для того, чтобы реки, как линейные элементы каркаса функционировали стабильно, целесообразно расширить водоохранную зону до размеров, способных поддерживать целостность каркаса.

Использование результатов исследования для улучшения качества городской среды.

В качестве рекомендаций можно предложить несколько направлений экологического планирования территории:

1) формирование экологического каркаса как единой пространственной системы;

2) сохранение крупных зеленых территорий, обеспечивающих высокое видовое разнообразие;

3) равномерное распределение элементов каркаса на территории округа;

4) улучшение качества водоемов и организация рекреационных зон в прибрежной зоне;

5) корректировка планов развития транспортной сети для сохранения наиболее ценных элементов природной системы.

Заключение

В условиях обострения экологических проблем все большее значение приобретают земли «экологического назначения». Они обеспечивают условия жизнедея­тельности населения, и поддерживают экологический баланс на локальном и региональном уровнях. Эти земли являются важнейшим элементом организации территории и основой ее экологического планирования.

Разработка генерального плана города должна опираться на сохранение и развитие экологического каркаса, выполняющего средообразующие, природоохранные, рекреационные и оздоровительные функции и обеспечиваю­щего улучшение состояния городских земель и природной среды, что создаёт благоприятные условий для жизни и отдыха горожан.

Литература

1. Мирзеханова, З.Г.Экологический каркас территории в стратегии устойчивого развития: анализ подходов, назначение, содержание // География и природные ресурсы. 2001. № 2. С. 154-158.

2. Нарбут, Н.А.Стратегия формирования экологического каркаса городской территории (на примере Хабаровска) / Н.А. Нарбут, Л.А. Антонова и др. – Владивосток- Хабаровск: ДВО РАН, 2002. 129 с.

3. Колбовский Е.Ю., Морозова В.В. Ландшафтное планирование и формирование сетей охраняемых природных территорий М. – Яр.: ИГРАН, Изд-во ЯГПУ, 2001.

4. Нарбут H.A., Антонова Л.А., Матюшкина Л.А. и др. Стратегия формирования экологического каркаса городской территории (на примере Хабаров­ска). Владивосток-Хабаровск: ДВО РАН, 2002. – 129с.

5. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие / Б. И. Кочуров. – М.-Смоленск : Маджента, 2003. – 384 с

6. Колбовский, Е.Ю.Городской ландшафт и конструирование экологического каркаса города // Инженерная география. Экология урбанизированных территорий: Докл. IV Междун. конф. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999. С. 78- 83.

7.Комарова Н. Г.Изменение городской среды в урбанизированном мире: взгляд современника //Изменение природной среды на рубеже тысячелетий: труды Междунар. электронной конф. Тбилиси–Москва, 2006.