Московский экономический журнал 1/2016
УДК 338
А.С. Савинкова, г. Оренбург,
A.S. Savinkova, Orenburg, Russia
МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
MODELS OF STATE REGULATION OF THE MARKET OF TOURIST SERVICES
Аннотация
В данной статье рассмотрен и обобщен зарубежный опыт государственного регулирования рынка туристических услуг. Особое внимание уделено трем основным моделям государственного регулирования рынка туристических услуг. Сформулированы рекомендации по развитию туристического рынка в РФ.Необходимость изучения мирового опыта обусловлена широтой и комплексностью мероприятий, проводимых в рамках создания единого туристического пространства, их многоаспектным и разноуровневым характером, особенностями участия государства в регулировании туристической деятельности в России. Изучение мирового опыта развития рынка туристических услуг позволит выявить закономерности его развития и определить ряд проблем, с которыми, возможно, придется столкнуться российскому рынку в будущем.
Методами исследования является анализ материалов статистики, метод синтеза, анализ фундаментальных и информационных источников, экономический анализ.
Annotation
In this article describes and summarizes international experience of state regulation of tourism market. Special attention is paid to three basic models of state regulation of tourism market. Formulated recommendations for the development of the tourism market in the Russian Federation. The necessity of studying of the world experience due to the breadth and complexity of activities in the framework of creation of common tourism space, their multidimensional and multi-level nature, peculiarities of participation the state in the regulation of tourism in Russia. Study of international experience in the development of tourism market will reveal the laws of its development and identify some problems which may be encountered in the future the Russian market.
Research methods is the analysis of statistical materials, method of synthesis, fundamental analysis and sources of information, economic analysis.
Ключевые слова
Государственное регулирование, рынок туристических услуг, модели рынка туристических услуг
Key words
State regulation, the tourism market, the model of the tourism market
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что успех развития рынка туристических услуг во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается данная отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль.
Всевозрастающее значение в решении задач, стоящих перед туриндустрией, имеет анализ и обобщение передового опыта, накопленного не только российскими, но и зарубежными институтами туристического рынка. Необходимость изучения мирового опыта обусловлена широтой и комплексностью мероприятий, проводимых в рамках создания единой туристической зоны, их многоаспектным и разноуровневым характером, особенностями участия государства в регулировании туристической деятельности в России.
Уровень государственного регулирования туристической отрасли различается по странам мира и зависит от их экономического развития. Данное обстоятельство является предпосылкой возникновения нескольких основных моделей государственного регулирования рынка туристических услуг, в результате изучения которых можно выявить определенные закономерности в развитии туристической отрасли.
В научных публикациях по исследуемой проблеме выделяют следующие модели государственного регулирования туризма – децентрализованн
Таблица 1 – Модели государственного регулирования рынка туристических услуг
Название модели |
Краткое содержание |
Децентрализованн |
Единый государственный орган, отвечающий за развитие туризма, отсутствует. Возникающие вопросы субъекты туристического рынка решают самостоятельно. Данная модель используется в тех случаях, когда туризм не играет существенной роли в национальной экономике, или же наоборот, когда субъекты рынка туристических услуг готовы решать свои проблемы без государственной поддержки. |
Централизованная |
Деятельность субъектов туристического рынка контролирует единый государственный орган – министерство. Данная модель преобладает в странах, для которых туризм является одним из приоритетных экономических направлений. |
Смешанная |
Такая модель предполагает наличие в стране многоотраслевого министерства. Вопросы развития туристического рынка решаются непосредственно на уровне соответствующего отраслевого подразделения министерства. Данная модель присуща развитым европейским странам. |
Децентрализованн
Таким образом, отстранение государства от участия в регулировании рынка туристических услуг может привести к негативным последствиям, как для самого государства, так и для остальных участников туристической деятельности.
Централизованная модель государственного управления туристическим рынком присуща Египту, Мексике, Тунису и другим странам. В связи с тем, что в данных странах туризм является приоритетным направлением экономики, органы его управления обладают весьма большими полномочиями в области инвестиционной политики, подготовки специалистов, научных разработок, информационно-ре
Характерными особенностями данной модели государственного участия в развитии туризма являются следующие:
-
привлечение дополнительных зарубежных инвестиций для создания туристической инфраструктуры;
-
создание механизма государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в индустрии туризма;
-
необходимость создания эффективной системы безопасности и сопровождения туристов в случае ухудшения криминогенной обстановки в стране.
Данная модель управления туристической деятельностью эффективна в тех случаях, когда страна, как минимум, обладает благоприятными туристско-рекреа
Смешанная модель государственного управления рынком туристических услуг условно называется «европейской». Целесообразно рассмотреть данную модель более подробно, поскольку она является наиболее приемлемой для России. Особая актуальность исследования данной модели определяется не только процессами глобальных трансформаций в современном обществе, но и выбором Россией европейского направления развития, необходимость построения в ней демократического
Для данной модели характерно создание самостоятельной специализированн
Характерной особенностью третьей модели государственного регулирования сферы туризма является отведение туристической отрасли определенного места в структуре экономики. Следует заметить, что НТА в развитых европейских странах работает в тесном взаимодействии с местными органами власти и частным бизнесом. Подобная схема работы оказалась весьма результативной с точки зрения нахождения способов эффективного партнерства и взаимодействия административных органов различных уровней государственного и регионального управления, а также для привлечения инвестиционных средств частного бизнеса с целью выполнения определенных государственных задач.
Конкретные направления государственной поддержки в сфере туризма представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Приоритетные направления государственной поддержки сферы туризма в европейских государствах
Страна |
Органы государственного управления |
Приоритетные направления поддержки |
Турция |
Министерство туризма |
Укрепление материально-техн Стимулирование въездного туризма. Упрощение визовых формальностей |
Греция |
Министерство развития, торговли и индустрии |
Укрепление материально-техн Стимулирование въездного туризма. Лицензирование. |
Венгрия |
Министерство экономики |
Маркетинговые исследования. Продвижение турпродукта на зарубежных рынках. Информационное обеспечение туристов. Внедрение современных компьютерных технологий. Стимулирование въездного туризма |
Франция |
Министерство транспорта и общественных работ |
Стимулирование социального туризма. Охрана окружающей среды. Инвестирования. Международные отношения |
Германия |
Национальный туристский комитет министерства экономики |
Продвижение турпродукта на зарубежных рынках |
Испания |
Министерство экономики |
Продвижение турпродукта на зарубежных рынках. Нормативно-право Координация региональных туристских организаций |
Италия |
Министерство промышленности, ремесел и торговли |
Нормативно-право Лицензирование. Координация региональных туристских организаций. Статистическая деятельность. Международное сотрудничество |
Великобритания |
Министерство культуры, зрелищ и спорта |
Регулирование внутреннего туризма. Привлечение иностранных туристов. Рекламно-информа |
Норвегия |
Министерство транспорта и коммуникаций |
Регулирование внутреннего туризма |
Австрия |
Министерство экономики |
Продвижение турпродукта на зарубежных рынках. Рекламно-информа |
Из таблицы 2 видно, что в целом для данных иностранных государств характерно увеличение значимости центральных государственных органов в осуществлении икоординации туристической деятельности и проявляется это в трех наиболее общих направлениях – финансовом, методологическом и организационном.
Существуют также нетипичные направления государственной поддержки туризма. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах члены королевской семьи лично курируют все крупные туристские проекты. Расходы на данную отрасль рассматриваются в качестве эффективных капитальных инвестиций. Тем самым, туризм в Дубае стал приоритетной сферой экономики и дает сейчас до 18 % национального валового дохода (для сравнения: добыча нефти – 13 %) [11].
В Российской Федерации в настоящий момент государственное регулирование туристической деятельности осуществляет находящееся в ведении Министерства культуры РФ Федеральное агентство по туризму. Введенные против РФ санкции в период с 2014 по 2015 гг. и, как следствие, финансово-эконом
Опираясь на зарубежный опыт, можно сформулировать следующие рекомендации по развитию туристического рынка в РФ:
-
В рамках государственно-ч
астного партнерства между государством и бизнесом необходимо осуществлять совместное финансирование инновационных проектов, федеральных целевых программ. При этом полномочия по управлению данными проектами необходимо сохранять за бизнесом. -
Создание механизма государственного регулирования должно осуществляться с учетом особенностей каждого конкретного региона страны. В связи с этим необходимо создание туристских кластеров, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата и стимулированию деловой активности региона.
-
Государственная поддержка должна носить диверсифицирован
ный характер. Данный метод предполагает не только финансовую поддержку, предоставление налоговых льгот, но и такие меры, как обучение персонала, оказание содействия в сертификации, рекламно-информа ционная поддержка и т.п.
Таким образом, несмотря на различия в развитии туристских рынков в различных странах мира, бесспорным является наличие регулирующей роли государства. Благодаря гибкой политике каждой стране удается выбрать свою модель, отвечающую современным требованиям развития. Выбор стратегии, установление границ и механизмов государственного регулирования, по нашему мнению, являются важными факторами в обеспечении эффективного развития туристского рынка. По нашему мнению, предложенные рекомендации по развитию туристического рынка в РФ позволят преодолеть возникшие трудности и сформировать конкурентоспособ
Литература
-
Акопян, М.Л., Международный опыт регулирования въездного туризма [Текст] / М.Л. Акопян // Белорусский журнал международного права и международных отношений. – 2004. – № 4.
-
Дмитриев, М. Н. Новые организационно-э
кономические отношения в туристском секторе экономики региона [Текст] / М.Н. Дмитриев. – Нижний Новгород.: ННГАСУ, 2010. – 128 с. -
Забаева, М.Н. Государственное регулирование туризма в России и за рубежом: модели, принципы и методы [Текст] / М.Н. Забаева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 2.
-
Малахова, Н. Н. Инновации в туризме и сервисе [Текст] / Н.Н. Малахова. – М. : МарТ, 2012, – 326 с.
-
Новиков, В.С. Управление туризмом в России. Почему бы не воспользоваться опытом других стран [Текст] / В.С. Новиков // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. – № 3.
-
Папирян, Г. А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме [Текст] / Г.А. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 285 с.
-
Соловьева, О. А. Организационный механизм государственного управления развитием рынка рекреационных услуг (европейский опыт) [Текст] / О.А. Соловьева // Государственное управление и местное самоуправление. – 2010. – №1.
-
Унанян, А. Ю. Развитие сферы туристско-рекреа
ционных услуг в регионе на основе стратегического управления [Текст] / А.Ю. Унанян // – Москва, 2012. – 173 с. -
Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л.Драчева, Ю.В.Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А.Рябовой, Ю.В.Забаева, Е.Л.Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005. – 576 с.
-
Giddens, A. The Consequences of Modernity/ Cambridje. Polity Press. 1996.
-
The World Tourism Organization,. available at: http://www.unwto
.org/states/inde x.html.
References
-
Akopyan, M. (2004), “International experience of regulation of entrance tourism” [Mezhdunarodnyi opyt regulirovaniya v’ezdnogo turizma], Belorussian journal of international law and international relations, No 4
-
Dmitriev, M. (2010), “New organizational and economic relations in the tourism sector of the region” [Novye organizatsionno-
ekonomicheskiye otnosheniya v turistskom sektore ekonomiki regiona], NNGASU, Nizhny Novgorod, pp.128 -
Zabaeva, M. (2009) “State regulation of tourism in Russia and abroad: models, principles and methods” [Gosudarstvennoy
e regulirovaniye turizma v Rossii i za rubezhom: modeli, printsipy i metody], Management in Russia and abroad, No 2 -
Malakhova, N. (2012) “Innovation in tourism and service” [Innovatsii v turizme i servise], MarT, Moscow, pp.326
-
Novikov, V. (2003) “Management of tourism in Russia. Why not use the experience of other countries” [Upravleniye turizmom v Rossii. Pochemu by ne vospolzovatsya opytom drugikh stran], Tourism: practice, problems, perspectives, No 3
-
Papiryan, G. (2011) “International economic relations: Marketing in tourism” [Mezhdunarodnyye ekonomicheskiye otnosheniya: Marketing v turizme], Finansy i statistika, Moscow, pp.285
-
Solovyeva, O. (2010) “The organizational mechanism of state management, development of the market of recreation services (European experience)” [Organizatsionny
y mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya razvitiyem rynka rekreatsionnykh uslug (evropeyskiy opyt)], State management and local self-government, No 1 -
Unanyan, A. (2012) “Development of the sphere of tourism and recreational servicesin the region through the strategic management” [Razvitiye sfery turistsko-rekrea
tsionnykh uslug v regione na osnove strategicheskogo upravleniya], Moscow, pp.173 -
Economy and organization of tourism. International tourism, KNORUS, Moscow, pp.576
-
Giddens, A. The Consequences of Modernity. Polity Press, Cambridje, 1996.
-
The World Tourism Organization,. available at: http://www.unwto
.org/states/inde x.html.