Устойчивое сельское развитие: институциональный аспект (на примере Республики Калмыкия)

image_pdfimage_print

УДК 338.436(470.447)
Ольга Дорджиева,
кандидат экономических наук, доцент,
заведующая кафедрой,
Баина Дорджиева,
ассистент,
Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

На основе анализа современного состояния аграрной экономики депрессивного региона установлено, что формирование эффективно функционирующей институциональной среды является одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие села. Продуцирование теневой экономики – это реакция производителей и бизнеса на несовершенство действующей институциональной системы. Попытки власти навести порядок в этой сфере исключительно фискальными, репрессивными методами не дали положительного эффекта. Баланс интересов сельского социума, бизнеса, государства вполне очевиден в таких формах организации населения, как кооперативы при условии грамотного современного информационно-консультационного сопровождения.

S u m m a r y 

Based on the analysis of the current state of the agrarian economy of depressive region found that the formation of a well-functioning institutional environment is one of the main factors for the sustainable development of rural areas. Production of the shadow economy – it is a reaction of producers and businesses to the imperfection of existing institutional system. The authorities’ attempts to restore order in this sphere is just fiscal, repressive methods gave no positive effect. The balance of interests of rural society, business, government is quite obvious in such forms of organization of the population of small farms as cooperatives provided a competent modern information and consulting support.

Ключевые слова: сельский социум, институциональная среда, неучитываемая экономика, мелкотоварный бизнес.

Keywords: rural community, institutional environment, unrecorded economy, small commodity business.

Анализ современных негативных процессов на селе актуализирует потребность формирования адаптивной эффективной институциональной среды. Институциональная структура сельской экономики специфична, поскольку крестьянин во многом руководствуется в своих действиях не личной выгодой, не экономической целесообразностью, а традициями, сложившимися в том локальном сообществе, к которому он принадлежит [1]. Формирование новых институциональных систем в динамично трансформируемом сельском социуме является достаточно сложной задачей. Вместе с тем от успешности решения именно этого вопроса и зависит устойчивость функционирования сельской территории как социально-экономической системы.

Для таких депрессивных, аграрных регионов, как Республика Калмыкия, где земли сельскохозяйственного назначения занимают более 80% земельных ресурсов, а доля аграрного сектора в валовом региональном продукте – порядка 30%, данная проблема имеет особую актуальность и значимость, и меры по ее решению на современном этапе должны быть отнесены к числу приоритетных.

Аграрную экономику Республики Калмыкии можно охарактеризовать как многоукладную с большим сегментом этноэкономики, где производится более двух третьих сельскохозяйственной продукции, доминирует мелкотоварное хозяйство [2].

Высока занятость в неформальном секторе. В структуре неформальной занятости преобладает занятость в сельском хозяйстве, хотя в последние годы очевиден сдвиг в сторону увеличения доли занятых несельскохозяйственной деятельностью, а именно, строительством, предоставлением транспортных, финансовых и других услуг. Неучитываемая экономика по своей структуре – явление весьма сложное, и к решению вопросов ее «сжатия» на основе целенаправленных государственных усилий не может быть простых и однозначных подходов. Если призывы к ликвидации, либо сведению к минимуму теневой экономики выглядят, безусловно, справедливыми, то минимизировать такие формы неучитываемой хозяйственной активности, как работу в личном подворье или, что типично для Калмыкии, разведение двух-трех десятков овец для повседневного потребления выглядит, на наш взгляд, неуместным и невозможным. В условиях периферийного, отстающего по многим аспектам своего социально-экономического развития региона, государственная позиция должна заключаться в поддержке любых не связанных с криминалом индивидуальных хозяйственных усилий.

В значительной степени существование и воспроизводство теневого сегмента экономики является реакцией мелкотоварных сельскохозяйственных товаропроизводителей на институциональные дефициты, «провалы» рынка и государства. Теневая экономика во многом построена на взаимной договоренности, соглашении о предпочтительных результатах трансакции. Товаропроизводитель получает доход от своей деятельности, оплачивая власти традиционную «десятину» от неучитываемого поголовья.

Большое влияние на динамику и пропорции воспроизводственных процессов оказывает рентоориентированное поведение «властиимущих», которые принимают активное участие в процессе перераспределения собственности, прибыли, ренты. В Калмыкии, где велика доля сельскохозяйственных угодий в общем земельном фонде республики и наблюдается дефицит сельскохозяйственных угодий, наиболее распространенным видом ренты является земельная рента. А эффективность действующих в регионе механизмов формирования, распределения и использования ренты предопределяет устойчивое развитие социально-экономической системы в целом и сельского хозяйства в частности.

Действующий на современном этапе механизм способствует усилению социального расслоения за счет перераспределения получаемой пастбищным животноводством природной ренты в интересах отдельных групп населения, ведет к качественной деградации хрупкой экосистемы. Сама методика формирования арендной платы также является предметом отдельного научного исследования [3].

В то же время одним из экономических последствий развития теневой экономики выступает снижение трансакционных издержек и включение дополнительных ресурсов в воспроизводственный процесс, ибо значительная доля их идет не на потребление, а инвестируется в образование, здравоохранение, мелкий бизнес.

Властью республики предпринимались попытки фискальными методами решить проблему легализации и обложения налогами субъекты малого предпринимательства на селе путем создания межведомственных комиссий. Комиссии включали представителей органов исполнительной власти, налоговых, правоохранительных, местных органов власти. В их функции входили инвентаризация, проверка на наличие незаконной предпринимательской деятельности, законность, правомерность и соблюдение норм трудового характера и т.д. Комиссии действовали один год (2008) – год негативного воздействия мирового финансового кризиса, к деструктивным влияниям которого, в силу своей инерционности и консерватизма, а также неразвитости, аграрный сектор проявил устойчивость в развитии. А в целом решение проблемы легализации аграрного мелкотоварного бизнеса таким путем оказалось непродуктивным.

Созданные в 2010 г. республиканские комиссии по инвентаризации земельных участков, поступлению налоговых и неналоговых доходов и проверки целевого использования земли во всех проверенных муниципальных образованиях выявили факты использования земель запаса для выпаса скота, превышения содержания поголовья животных над установленными нормативами, значительных размеров нерегистрируемой сельскохозяйственной деятельности [4].

Решение проблем локализации и легализации скрытой экономики на селе в республике репрессивными методами не дало значимых и эффективных результатов в силу того, что природа происхождения этого сектора несколько отлична от теневой экономики крупного бизнеса. Последний уходит в тень и уводит от налогообложения свои сверхдоходы, получаемые как от нелегального бизнеса, так и от незаконного (с точки зрения законов экономической теории) перераспределения добавочного продукта. Эти процессы являются признаками криминализации бизнеса. Наличие же неучтенной экономики в аграрном секторе обусловлено сопротивлением неблагоприятной институциональной среде.

В этих условиях актуализируется необходимость создания реальных условий, мотивов и стимулов для локализации и легализации «неучитываемого животноводства» с целью дальнейшего эффективного развития этого сектора, а фискальные интересы должны быть условием, а не целевым ориентиром государственной политики. Вполне очевидна потребность в создании институциональной среды, в основе которой находятся интересы развития сельского социума.

Анализ положительной мировой, российской, собственной республиканской практики объединения малых форм хозяйствования позволяет сделать вывод о необходимости реанимации республиканских целевых программ создания и развития системы кооперации на селе [5].

Кооперативной форме деятельности присущ соответствующий ее принципам экономический механизм. Деятельность кооператива, нацеленная на удовлетворение экономических интересов своих членов – экономически обособленных производителей-собственников, основана на соединении сил и средств мелких хозяев для получения выгод от увеличения масштаба хозяйственной деятельности.

Личные интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей переплетаются с общественными, государственными, так как все участники производственных или иных процессов заинтересованы в создании, сохранении и процветании той организации, которая обеспечивает реализацию их интересов. Для самих членов кооператива за счет реализации закона синергии, когда сочетание интересов каждого отдельного индивида образует совокупный интерес общественной группы гораздо большей силы по сравнению с результатом простого суммирования отдельных интересов, выгода и эффект от деятельности кооператива возрастает. Проблема входа на рынок товаров и услуг, решение которой малым формам хозяйствования не под силу, реализуется при условии консолидации совместных усилий в сельскохозяйственном производственном кооперативе. Экономические интересы мелких сельхозтоваропроизводителей, занимающихся своей деятельностью в неформальном секторе, не ущемляются, доходы не изымаются, а концентрируются для дальнейшего развития.

Личный доход каждого члена кооператива зависит не только от паевого взноса, но и от прибыли, которая получится в результате деятельности кооператива. Общественный и государственный интересы в этом случае достигаются посредством того, что на данной территории создается эффективно функционирующий хозяйствующий субъект, в котором имеются легальные рабочие места, декларируются не только объемы производства, но и доходы.

Кооперативные формы хозяйствования – особые формы коллективного рыночного предпринимательства с активной социальной направленностью и защитой своих членов, которые должны обладать эффективной управленческой системой, максимально приближенной к населению. Это, в свою очередь, отражает интересы общества и государства, заботящегося о своих гражданах, а также способствует созданию условий для развития соответствующих территорий, на которых создаются и осуществляют свою деятельность члены кооператива, соблюдая принципы кооперации.

Формирование системы кооперации и использование ее как эффективного экономического механизма локализации и легализации скрытой экономики в аграрном секторе в данных условиях представляет собой, прежде всего, проведение активной государственной политики по стимулированию создания кооперативов посредством объединения граждан, ведущих ЛПХ, К(Ф)Х, предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством (кооперативы 1-го уровня). Создание кооперативов 1-го уровня – это первый этап, далее необходимо их объединение на уровне муниципального образования. Формирование регионального кооператива, являющегося неотъемлемой частью системы, предполагает объединение усилий для решения вопросов методического характера, обучения и повышения квалификации, страхования рисков, создания информационных баз данных, внедрения прогрессивных, инновационных технологий, исполнения представительских функций в диалоге с властью, представителями крупного бизнеса, партнерами по технологической цепочке другого уровня и т.д.

В регионе имеется опыт создания системы кредитной кооперации. При проведении адекватной государственной политики в Республике Калмыкия с 2004 по 2007 гг. количество созданных кооперативов (СКПК) возросло с 8 до 38, количество членов увеличилось с 171 до 913, наибольший удельный вес среди которых заняли малые формы хозяйствования (82%), среднемесячный доход одного члена кооператива достиг 7,3 тыс. руб. вместо 1,5 тыс. руб., налоговые поступления от этих кооперативов, входящих в данную систему, составили 12832,5 тыс. руб. (в 2004 г. – 0 руб.).

Формирование этой системы кооперации позволило консолидировать свободные денежные ресурсы населения, сельскохозяйственных производителей в кредитных кооперативах, привлечь дополнительные финансовые ресурсы и инвестировать в аграрное производство, что в целом привело к получению определенного экономического эффекта для членов кооператива в части развития собственного бизнеса, для сельского сообщества – декларируемые рабочие места и занятость населения, для государства – поступление налогов в бюджет, сокращение размеров неформальной экономики.

Особое место в формировании благоприятной и эффективной институциональной среды занимает создание и развитие сети информационно-консультационных служб. В республике имеется положительный опыт работы таких служб при условии соблюдения основных принципов функционирования [6].

К таковым, на наш взгляд, можно отнести следующие:

-защищенность службы от любого политического влияния и выполнения несвойственных ей функций;

-развитие службы как единой государственной системы и обеспечение ее финансовой поддержкой со стороны государства;

-организация совместного финансирования службы за счет средств бюджетов различных уровней;

-использование внебюджетных источников финансирования;

-осуществление деятельности в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей в той мере, в какой она не противоречит общественным интересам и существующему законодательству;

-установление отношений специалистов информационно-консультационной службы с сельхозтоваропроизводителями исключительно на основе доверия и партнерства;

-предоставление сельхозтоваропроизводителям только объективной и достоверной информации;

-открытость службы и ее взаимодействие со всей инфраструктурой агропромышленного комплекса;

-постоянное обновление информационных ресурсов и расширение услуг;

-своевременное и оперативное предоставление информационно-консультационных услуг;

-организация подготовки кадров для службы и создание условий для их работы;

-обеспечение конфиденциальности информации о клиентах службы;

-высокий профессионализм работников службы, повышение их заинтересованности в оперативности и качестве предоставляемых информации и услуг;

-привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций.

Опыт деятельности информационно-консультационной службы в республике показывает, что игнорирование отдельных принципов не просто снижает качество работы, но и ставит под сомнение потребность в функционировании таких организаций. Когда цели подменяются условиями при проведении определенной политики желаемого результата достичь невозможно. Региональная практика реализации мероприятий по легализации неформальной деятельности, точнее анализ достигнутых результатов, подтверждает это.

В целом вовлечение местного населения в вопросы развития сельских территорий, управления ими в соответствии с современными требованиями на системной, комплексной, научно проработанной основе посредством развития системы сельскохозяйственной кооперации и информационно-консультационной службы позволит не только создать адаптивную, эффективную институциональную среду, но и решить задачи по развитию человеческого капитала путем повышения трудовой активности сельского населения.

Литература

  1. Барлыбаев А.А., Айдарбаков Ф.Ф., Рахматуллин И.М. Развитие сельских территорий в постсоветский период: институциональный аспект [Электронный ресурс] // Проблемы прогнозирования. 2009. № 5. URL: http://institutions.com agroindustrial/1508-razvitie-selskix-territorii.html (дата обращения: 17.07.2014).

  2. Дорджиева Б.В. Аграрная архаика неучитываемой экономики Республики Калмыкия // Фундаментальные исследования. 2014. № 3 (часть 3). С. 547-549.

  3. Дорджиева О.Б. Проблемы формирования арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2010. № 3. С. 55-56.

  4. Дорджиева О.Б. Концептуальные подходы к определению приоритетов аграрной экономической политики Республики Калмыкия на современном этапе: монография. Элиста: Изд-во КГУ, 2013. С. 146.

  5. Дорджиева О.Б. Создание системы сельскохозяйственной кооперации как механизм легализации скрытой экономики в аграрном секторе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. Вып. 4 (25). С. 127-130.

  6. Дорджиева О.Б. Концепция устойчивого развития сельских территорий как основа региональной аграрной политики. М.: Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 2008.

o_dordjieva.gov@mail.ru