Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 339

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10545

«ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»: МЕСТО КИТАЯ В ГЛОБАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ДВОЙНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ»

“ONE BELT, ONE ROAD”: CHINA’S PLACE IN THE GLOBAL “DOUBLE CIRCULATION” MODEL 

 Матвеева Нина Валерьевна, РАНХиГС, преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский институт управления, e-mail: china518@bk.ru

Чжао Фэнцай, кандидат филологических наукдоцент кафедры русского языка, Шанхайский университет политологии и права, e-mail: warmsnow123@yandex.ru 

Matveeva Nina Valerievna, RANEPA, Lecturer of the Department of Foreign Languages, Ural Institute of Management, e-mail: china518@bk.ru

Zhao Fengcai, PhD, Associate Professor of the Russian Language Department, Shanghai University of Political Science and Law, e-mail: warmsnow123@yandex.ru

Аннотация. На сегодняшний день две трети экономик мира теснейшим образом связаны с Китаем. Актуальность исследований в области реализации проекта «Одного пояса, одного пути» обусловлена ростом влияния экономики Китая на структуру мировой торговли. Результаты исследований являются составной частью анализа современной экономической системы, позволяют более глубоко понять тенденции развития стран мира и роль Китая в мировой экономике. На современном этапе в системе международного разделения труда заметно изменяются роли развитых и развивающихся стран, возрастает степень вовлеченности развивающихся стран в глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Экономическая модель «центр-периферия», ориентированная на развитые страны, трансформируется в более сложную модель «двойной циркуляции», в рамках которой Китай играет роль связующего звена между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, Китай, за счет бурного промышленного роста сокращает разрыв с развитыми странами, увеличивает величину добавленной стоимости производимой продукции в глобальных производственных цепочках, с другой стороны, Китай инвестирует и передает технологии в страны с более низким уровнем развития, получая взамен необходимые ресурсы для дальнейшего развития.  В рамках реализации концепции «Одного пояса, одного пути» Китай создает новую модель экономического сотрудничества, основанную на взаимной выгоде и взаимном дополнении, формирует справедливую систему международного разделения труда, расширяет зону евразийского партнерства.  

Abstract. Today, two-thirds of the world’s economies are closely connected with China. The relevance of research in the implementation of the “One Belt, One Road” project is due to the growing influence of the Chinese economy on the structure of world trade. The research results are an integral part of the analysis of the modern economic system, allow a deeper understanding of the development trends of the countries of the world and the role of China in the global economy. At the present stage, the roles of developed and developing countries are noticeably changing in the system of the international division of labor, and the degree of involvement of developing countries in global value chains is increasing. The center-periphery economic model, focused on developed countries, is being transformed into a more complex “double circulation” model, in which China plays the role of a link between developed and developing countries. On the one hand, China, due to rapid industrial growth, is closing the gap with developed countries, increasing the value added of products in global production chains, on the other hand, China invests and transfers technology to countries with a lower level of development, receiving in return the necessary resources for further development. As part of the implementation of the “One Belt, One Road” concept, China is creating a new model of economic cooperation based on mutual benefit and mutual complementarity, forming a fair system of international division of labor, expanding the Eurasian partnership zone.

Ключевые слова: Китай, «Один пояс, один путь», глобальная экономика, глобальные цепочки добавленной стоимости, модель двойной циркуляции

Keywords: China, “One belt, One road”, global economy, global value chains, double circulation model

Глобализация экономики является всеобъемлющей тенденцией мирового развития, ни одно государство в современном мире не может развиваться в режиме абсолютной самодостаточности, без тесного взаимодействия с внешним миром.

Следует отметить, что процесс глобализации и экономический рост не являются однонаправленными процессами. Подъем китайской экономики и неустойчивость европейской и американской экономик, как две огромные волны, возникшие и обусловленные глобализацией, существенно изменили мировое пространство. Структура современной мировой экономики наблюдает заметные сдвиги, экономическая модель одного цикла «центр-периферия», ориентированная на развитые страны, трансформируется в более сложную модель двойной циркуляции, в рамках которой Китай играет роль связующего звена между развитыми и развивающимися странами. В мировой торговле изменяются соотношения сил между странами, доминирующие позиции развитых стран ослабевают, в совокупном мировом товарообороте снижается доля развитых стран и растет доля развивающихся, однако при этом степень участия развивающихся стран в глобальных цепочках создания добавленной стоимости (ГЦДС) остается на низком уровне. Кроме этого, страны со средним уровнем доходов оказываются в ловушке среднего дохода, страны с доходами ниже среднего уровня и страны с низким уровнем доходов в глобальных цепочках создания стоимости занимают невыгодное положение с большим количеством барьеров и ограничений.

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2017 г., председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «…мы должны адаптироваться к экономической глобализации, сгладить негативный эффект от нее и привнести ее положительное влияние во все страны. Нравится это вам или нет, глобальная экономика — большой океан, от которого невозможно скрыться. Некоторые люди винят глобализацию, действительно, она создала много проблем в современном мире, но нельзя из-за этого полностью отказываться от глобализации. Нужно направлять ее, минимизировать негативные последствия, давая вкусить плоды всем странам [11]».

На Международном экономическом форуме «Один пояс, один путь», проходившем в мае 2017 г. в Пекине, во вступительной речи лидер КНР отметил: «Наши совместные усилия в контексте инициативы «Один пояс, один путь» создают новые возможности и стимулируют международное сотрудничество. Это способствует развитию открытой и выгодной для всех глобализации [12]». В своей программной речи Си Цзиньпин подчеркнул: «Древний Шелковый путь, простиравшийся на десять тысяч ли и просуществовавший тысячи лет, накопил в себе особый дух, дух мира и сотрудничества, открытости, взаимного обучения, взаимной выгоды и всеобщего выигрыша. Дух Великого шелкового пути — это ценнейшее наследие человеческой цивилизации. Китайская пословица гласит: «Даже горы и моря не могут разделить людей с общими устремлениями». Китай и страны «Одного пояса, одного пути» имеют общие цели развития, общую миссию, общие интересы.» Таким образом, Китай выдвигает новый инструмент для трансформации процесса глобализации – инициативу «Один пояс, один путь», иными словами, инициатива «Один пояс, один путь» становится важной составляющей частью китайского понимания глобализации, в которой учитываются интересы всех стран-участниц.

В структуре международной торговли Китай выступает импортером конечных и экспортером промежуточных товаров для развитых стран и импортером промежуточных и экспортером конечных товаров для развивающихся. По данным статистики экспорта и импорта 188 стран и регионов мира, Китай входит в первую пятерку стран-экспортеров конечной продукции для 123 стран мира, в рейтинге 73 стран китайский импорт промежуточной продукции занимает первые пять позиции, Китай входит в первую пятерку стран-импортеров конечной продукции для 60 стран мира, в рейтинге 74 стран экспорт промежуточной продукции в Китай занимает первые пять позиций. На сегодняшний день две трети экономик мира теснейшим образом связаны с Китаем, в глобальном обороте конечными и промежуточными товарами китайская экономика занимает центральное место.

В современной системе международного разделения труда развивающиеся страны имеют низкую степень интеграции в глобальные цепочки создания добавочной стоимости. С точки зрения производства товаров конечного и промежуточного потребления, добавочная стоимость, создаваемая развитыми странами значительно выше, чем добавочная стоимость, создаваемая развивающимися странами. Многие развивающие страны обладают однородными факторами производства, идентичными ресурсами, относительно слабой экономикой и низкой конкурентоспособностью на международном рынке, в связи, с чем занимают невыгодное положение в глобальных цепочках, находятся в экономической зависимости и неблагоприятных условиях, которые сложно изменить. Некоторые страны, вошедшие в современную систему разделения труда достаточно поздно, превратились в экономических маргиналов и погрязли в нищете. Современная система международной торговли усугубляет неравномерность распределения выгод от глобализации, усиливает поляризацию стран и асимметрию в международных отношениях, оказывает негативное влияние на экономику многих развивающихся стран.

 Китай, как экспортер и импортер конечных и промежуточных товаров, в структуре глобальных стоимостных цепочек занимает центральное место, тем самым способствует укреплению экономического сотрудничества между развитыми и развивающимися странами, в системе международного разделения труда создает модель двойной циркуляции глобальной стоимости.  С одной стороны, Китай и новые индустриальные страны Азии сохраняют традиционно сложившиеся экономические связи с развитыми странами Европы и США, формируя верхний цикл глобальных цепочек, с другой стороны, вследствие быстрого экономического роста, Китай и НИС становятся глобальными промышленными центрами и образуют нижний цикл со странами с более низким уровнем развития, при этом активно инвестируют развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Посредством прямых инвестиций новые индустриальные экономики содействуют индустриализации стран, расширяют торговый рынок, создают новые рабочие места. Выдвижение инициативы “Один пояс, одни путь” своими корнями уходит именно в данную особенность глобальных цепочек, однако инициатива «Одного пояса, одного пути» в большей степени нацелена на создание открытого, инклюзивного сотрудничества в области экономического и социального развития.

Китай осознает порожденные экономической глобализацией проблемы, но альтернативы ей не видит, считая, что этот процесс надо сделать лучше и справедливее.

Инициатива «Один пояс и один путь» является мощным толчком к изменениям в глобальной экономике. Состояние мировой экономики, как правило, зависит от экономического развития входящих в неё стран, в связи с чем можно утверждать тот факт, что экономическое и социальное развитие стран «Одного пояса и одного пути» коренным образом поменяет структуру мировой экономической системы. Сегодня более ¼ мирового объёма экономики сосредоточено в странах контура «Одного пояса и одного пути», при этом 40% от общего объёма принадлежит Китаю.

Концепция «Один пояс и один путь» с центром «излучения» в Китае, охватывающая западную часть Тихого океана, Индийский океан и евразийский континент имеет огромный потенциал для развития. По данным Всемирного Банка, в 2015 году общая численность населения стран, расположенных в контуре «Одного пояса, одного пути» составила 3,21 млрд человек, это 43,6% от общего количества населения мира; объём ВВП оценивался в 11,67 трлн долларов, что составляет 15,7% от мирового ВВП. По прогнозам специалистов к 2027 году общий ВВП стран «Одного пояса, одного пути» увеличится до почти 40 трлн. долл. США, удельный вес ВВП этих стран в мировом ВВП увеличится с 15,7% до 38,2%. Ожидается, что в последующие годы страны, включенные в инициативу, обеспечат 60% мирового экономического роста.

Согласно классификации Всемирного банка страны «Одного пояса, одного пути» включают 20 стран с высоким уровнем доходов, 22 страны с уровнем доходов выше среднего, 22 страны с уровнем доходов ниже среднего и 2 страны с низким уровнем доходов: Афганистан и Непал.

Китай и страны «Одного пояса, одного пути» дополняют и стимулируют друг друга. По данным министерства коммерции КНР, за период с 2013 года по 2018 год объем торговли между Китаем и странами в составе интеграционной инициативы достиг 6 триллионов долларов, за последние пять лет размер прямых китайских инвестиций в страны инициативы “Один пояс, один путь” превысил 90 млрд долларов [13].

Как отмечает председатель Си Цзиньпин: «Китай готов предоставить соседним странам новые возможности, а также благоприятные условия для совместного развития, мы приглашаем всех желающих присоединиться к китайскому поезду процветания». За последние годы реализации инициативы «Один пояс, один путь» все больше стран оценили привлекательность и перспективность концепции, нашли своё место вдоль «Одного пояса, одного пути», все больше стран-участниц получили экономическую выгоду и новые возможности для развития. С увеличением доходов, позволяющим странам с низким уровнем доходов лучше интегрироваться в мировую экономику, инициатива «Один пояс, один путь» приносит ощутимые выгоды всем странам мира за счет усиления глобализации.

Ключевая роль в решении глобальных проблем экономики и создании новой экономической платформы сотрудничества отводится именно Китаю, и это не удивительно. Во-первых, Китай среди 60 стран и регионов, расположенных вдоль «Одного пояса, одного пути» по показателям уровня экономического развития занимает среднюю позицию, часть стран имеют более высокий уровень, часть стран находятся ниже Китая.  В рамках большой модели международной циркуляции Китай находится между развивающимися и развитыми странами, его положение подобно начертанию цифры «8», тогда как инициатива «Один пояс, один путь» ‒ это «малая восьмёрка», вложенная в большую «восьмёрку». 

В условиях современной системы международного разделения труда инициатива «Один пояс, один путь» вовлекает в совместное экономическое пространство страны со слабой экономикой, совершенствует систему распределения ресурсов, создает «основание башни для последующего ее возвышения». Си Цзиньпин отмечает: «Мы надеемся создать свободную, справедливую, инклюзивную, недискриминационную, прозрачную, предсказуемую и стабильную торгово-инвестиционную среду, это принцип китайской экономики, а также наша инициатива и предложение будущему международному сообществу».  

Растущие масштабы внешней торговли КНР отражают усиливающееся взаимодействие Китая со странами мира. Занимая центральное положение в структуре международной торговли, Китай тем самым объединяет две независимые, но неразрывно связанные между собой экономики развивающихся и развитых стран. Китай выступает связующим звеном между верхними и нижними уровнями ГЦСС, через китайский рынок осуществляется торговый оборот из стран верхнего уровня в страны нижнего уровня и наоборот.

Китай, как экспортер и импортер конечных и промежуточных товаров, в структуре глобальных стоимостных цепочек образует механизм двойной циркуляции глобальной стоимости.

Из рисунка 1 видно, что в международной торговле товарные потоки Китая включают импорт промежуточной продукции из развивающихся стран и экспорт конечной продукции в развивающиеся страны, импорт конечной продукции из развитых стран и экспорт промежуточной продукции в развитые страны. В обоих случаях Китай занимает центральное место, что подтверждает его ключевую роль в модели двойной циркуляции. Китай можно назвать посредником между развитыми и развивающимися странами.

В системе мирового товарооборота под углом зрения стран мира Китай также располагается в центре двух потоков, для развивающихся и для развитых стран Китай выступает экспортером промежуточной продукции и импортером конечной продукции.  

 Для большинства стран мира Китай является основным направлением экспорта конечных продуктов.   По данным выборки для 188 стран мира в экспорте конечной продукции Китай занимает первое место в 9 странах мира, второе место в 11 странах, третье в 13, четвертое место в 15 и пятое в 12 странах. Китай является крупнейшим импортером конечной продукции для 60 стран мира.  С другой стороны, для большинства стран мира китайский рынок является основным источником импорта конечной продукции, среди 188 стран импорт из Китая занимает первое место в  17 странах мира, в 29 странах – второе место, в 58 странах – третье и четвёртое, для 25 стран мира – пятое.

Таким образом, в рейтинге 123 стран мира импорт конечных продуктов из Китая занимает первые пять позиций, в рейтинге 60 стран мира Китай входит в первую пятерку импортеров конечных продуктов.

В мировой торговле промежуточными продуктами Китай для большинства стран мира выступает одним из главных партнеров. Китай  в 74 странах мира входит в первую пятерку импортеров промежуточной продукции, экспорт промежуточной продукции в Китай занимает первое место в 9 странах, второе место в 19 странах, третье место в 13 странах, четвертое место в 19 странах и пятое место в 14 странах. Среди экспортеров промежуточной продукции Китай занимает первые пять позиций в 73 странах мира, импорт из Китая занимает первое место в 2 странах, второе в 19 странах третье – в 17 странах, четвертое -в 17 странах, пятое – в 18 странах. 

Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что в системе мировой торговли, как экспортер и импортер конечной и промежуточной продукции, Китай занимает ведущую позицию. Огромный торговый оборот, выстроенная сетевая структура являются основанием для признания Китая крупнейшей торговой державой и является основным фактором определения центрального и ключевого места в глобальных цепочках модели двойной циркуляции.  

Список источников

  1. Лю Вей, Лю Юн «Один пояс, один путь: сравнительное исследование национальной и региональной экономики»// Издательство Пекинского университета, – 2018г.
  2. Гон Пэйпин, Сун Чжоуин, Лю Вэйдун. Товарная структура торговли между Китаем и странами вдоль «Одного пояса, одного пути» // Достижения в географии. –2015. –№05. С. 571–580.
  3. Хэ Вэньбинь Стратегические коннотации и идеи продвижения экономического             коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия // Азиатско-Тихоокеанская экономика.  –2017. –№ С. 29–40. 
  4. Лю Линь. Измерение и анализ участия Китая в глобальной цепочке создания стоимости – исследование, основанное на торговле добавленной стоимостью // Мировые экономические исследования. –2015. –№6.
  5. Ван Чжи, Вэй Шанцзинь, Чжу Куньфу. Общая торговая статистика: официальная торговая статистика и измерение глобальной цепочки создания стоимости // Китайские общественные науки. –2020.
  6. Юй Цзиньпин. Сравнительные преимущества и взаимодополняемость торговли между Китаем и странами, и регионами Восточной Азии // Мировая экономика, –2003. –№5. С.33-40. Чжан Ин. Исследование китайско-российского двустороннего торгового потока и потенциала на основе гравитационной модели // International Economic and Trade Exploration. –2012. –№28(6). С.25-35.
  7. Чжао Юйлинь, Лин Гуанхуа. Анализ двустороннего торгового потока сельскохозяйственной продукции и торгового потенциала между Китаем и АСЕАН-10: исследования, основанные на модели торговой гравитации // Вопросы международной торговли, –2008. –№ 12. С. 69–77.
  8. М. Цзин Бэй. Новая эпоха экономической глобализации – О концепции взаимодействия инициативы «Один пояс и один путь» // Китайская промышленная экономика. 2016. № 1.;
  9. Piketty Capital in the Twenty-First Century, The Bellnap Press, 2019.
  10. Wang , Sunny M. C. What Drives Ecomomic Growth? The Case of Cross Border M&A and Greenfield FDI Activities. Kyklos, 2019, 62:316-330.
  11. Бедность вместо глобализации // Эксперт. – 2017. – № 4 (1014). – URL: http://expert.ru/expert/2017/04/bednost-vmesto-globalizatsii/
  12. «Один пояс, один путь»: полный текст речи Си Цзиньпина. Иносми.ру. 2017. 19 мая. URL: https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html
  13. Жэньминь жибао. – 11.03.2018. – URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0311/c31518-9189134.html

References

  1. Lyu Vej, Lyu Yun «Odin poyas, odin put`: sravnitel`noe issledovanie nacional`noj i regional`noj e`konomiki»// Izdatel`stvo Pekinskogo universiteta, – 2018g.
  2. Gon Pe`jpin, Sun Chzhouin, Lyu Ve`jdun. Tovarnaya struktura torgovli mezhdu Kitaem i stranami vdol` «Odnogo poyasa, odnogo puti» // Dostizheniya v geografii. –2015. –№05. S. 571–580.
  3. Xe` Ve`n`bin` Strategicheskie konnotacii i idei prodvizheniya e`konomicheskogo koridora Kitaj-Central`naya Aziya-Zapadnaya Aziya // Aziatsko-Tixookeanskaya e`konomika.  –2017. –№ 1. S. 29–40. 
  4. Lyu Lin`. Izmerenie i analiz uchastiya Kitaya v global`noj cepochke sozdaniya stoimosti – issledovanie, osnovannoe na torgovle dobavlennoj stoimost`yu // Mirovy`e e`konomicheskie issledovaniya. –2015. –№6.
  5. Van Chzhi, Ve`j Shanczzin`, Chzhu Kun`fu. Obshhaya torgovaya statistika: oficial`naya torgovaya statistika i izmerenie global`noj cepochki sozdaniya stoimosti // Kitajskie obshhestvenny`e nauki. –2020.
  6. Yuj Czzin`pin. Sravnitel`ny`e preimushhestva i vzaimodopolnyaemost` torgovli mezhdu Kitaem i stranami, i regionami Vostochnoj Azii // Mirovaya e`konomika, –2003. –№5. S.33-40. Chzhan In. Issledovanie kitajsko-rossijskogo dvustoronnego torgovogo potoka i potenciala na osnove gravitacionnoj modeli // International Economic and Trade Exploration. –2012. –№28(6). S.25-35.
  7. Chzhao Yujlin`, Lin Guanxua. Analiz dvustoronnego torgovogo potoka sel`skoxozyajstvennoj produkcii i torgovogo potenciala mezhdu Kitaem i ASEAN-10: issledovaniya, osnovanny`e na modeli torgovoj gravitacii // Voprosy` mezhdunarodnoj torgovli, –2008. –№ 12. S. 69–77.
  8. M. Czzin Be`j. Novaya e`poxa e`konomicheskoj globalizacii – O koncepcii vzaimodejstviya iniciativy` «Odin poyas i odin put`» // Kitajskaya promy`shlennaya e`konomika. 2016. № 1.;
  9. Piketty T. Capital in the Twenty-First Century, The Bellnap Press, 2019.
  10. Wang M., Sunny M. C. What Drives Ecomomic Growth? The Case of Cross Border M&A and Greenfield FDI Activities. Kyklos, 2019, 62:316-330.
  11. Bednost` vmesto globalizacii // E`kspert. – 2017. – № 4 (1014). – URL: http://expert.ru/expert/2017/04/bednost-vmesto-globalizatsii/
  12. «Odin poyas, odin put`»: polny`j tekst rechi Si Czzin`pina. Inosmi.ru. 2017. 19 maya. URL: https://inosmi.ru/politic/20170519/239391693.html
  13. Zhe`n`min` zhibao. – 11.03.2018. – URL: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0311/c31518-9189134.html

Для цитирования: Матвеева Н.В., Чжао Фэнцай. «Один пояс, один путь»: место Китая в глобальной модели «двойной циркуляции» // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-32/

© Матвеева Н.В., Чжао Фэнцай, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.