Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10663

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

ТHEORETICAL FOUNDATIONS OF TAX CONTROL

Сайдулаев Д.Д., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет, г. Грозный

Акаева М.М., Мишаева Т.С-Х., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет, г. Грозный

Saidulaev D.D., Akaeva M.M., Mishaeva T.S-Kh.

Аннотация. В статье рассматриваются понятие, сущность, формы и значение налогового контроля, проведена систематизация налогового контроля по всем формам и методам. Также в статье систематизированы принципы осуществления налогового контроля в России, а также процедуры проведения выездной налоговой проверки, как основной формы налогового контроля.

Summary. The article discusses the concept, essence, forms and significance of tax control, systematization of tax control in all forms and methods. The article also systematizes the principles of tax control in Russia, as well as the procedures for conducting an on-site tax audit, as the main form of tax control.

Ключевые слова:  налоговый контроль, задачи и принципы налогового контроля, налоговые проверки, эффективность налогового контроля.

Keyword: tax control, tasks and principles of tax control, tax audits, effectiveness of tax control.

Развитие системы налогообложения происходит в условиях относительной неопределенности будущих результатов. Данную систему можно охарактеризовать, как открытую, но в то же время сложную систему связей между элементами налогового механизма.

Для того, чтобы оптимизировать налоговые поступления, поступающие в бюджет, дающие возможность развиваться экономике государства, в том числе и его регионов, также обеспечить ее стабильность, требуется такая налоговая политика, которая сможет минимизировать риски системы налогообложения.В данном случае, как действенный инструмент рассматривается налоговый контроль.

Понятие налогового контроля было введено в 2006 году в НК РФ.

Под налоговым контролем понимается деятельность уполномоченных органов по соблюдению законодательства о налогах и сборах плательщиками налогов и сборов, налоговыми агентами в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, в том числе и налоговый учет, налоговые проверки и т.д., и представляет собой совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают безопасность РФ, в том числе соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов, чтобы обеспечить эффективную государственную финансовую политику.

А в узком смысле –контроль, который осуществляет государство, за законностью и целесообразностью действий в ходе введения, уплаты и взимания налоговых платежей и сборов. Иными словами –это налоговые проверки, которые проводят уполномоченные на то органы.

Задачи, которые стоят перед налоговыми органами следующие:

  1. Одной из главных задач является обеспечение полноты и своевременности выполнения обязательств перед бюджетом.
  2. Следующей задачей, стоящей перед налоговым контролем, является содействие правильному ведению бухгалтерского учета, а также составление налогового учета и отчетности.
  3. Также обеспечение соблюдения налогового законодательства.
  4. Выявление и пресечение налоговых правонарушений.

Само понятие налогового контроля дает понять, что область его охвата не просто налоги, а вся совокупность контрольных действий, которые осуществляются в налоговой сфере.

Государственный налоговый контроль является инструментом, позволяющим обеспечить формирование доходной части различных уровней бюджета. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из основных задач государственного налогового контроля служит препятствование от уклонения налоговых платежей.

Цель, которую ставит перед собой налоговый контроль, заключается в предупреждении и выявлении налоговых правонарушений и налоговых преступлений, и привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Содержание налогового контроля заключается в следующем:

  1. Контроль налогоплательщиков за соблюдением своевременности и полноты уплаты налогов и сборов;
  2. Контроль за постановкой субъектов предпринимательской деятельности (организаций и индивидуальных предпринимателей) на налоговый учет;
  3. Контроль за ведением налогоплательщиками налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения субъектами предпринимательской деятельности (организаций и индивидуальных предпринимателей);
  4. Контроль за своевременностью представления субъектами предпринимательской деятельности (организаций и индивидуальных предпринимателей) налоговой и бухгалтерской отчетности;
  5. Контроль правильности использования контрольно-кассовой техники в процессе денежных расчетов с населением субъектами налогового контроля;
  6. Осуществление проверки соблюдения банками, возложенными на них, обязанностей по соблюдению законодательства о налогах и сборах, в том числе осуществление проверки своевременности и правильности проведения ими платежных поручений по уплате налогов и сборов налогоплательщиками, также инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов организаций и ИП налогов и пеней.
  7. Предупреждение и пресечение правонарушений в сфере налогов плательщиками налогов и сборов.
  8. Выявление лиц совершивших правонарушения в области налогового законодательства и привлечь их к ответственности.

При осуществлении контрольных мероприятий в сфере налогообложения субъекты налогового контроля обязаны придерживаться определенныхпринципов, к которым относятся:

  1. Принцип законности предполагает соблюдение норм налогового законодательствавсеми участниками налоговых отношений
  2. Принцип юридического равенствапредполагает, что каждый участник налоговых отношений имеет равное положение независимо от расовой принадлежности, социального положения и т.д.
  3. Принцип гласности говорит о том, что юридические и физические лица вправе получить доступ к нужной им информации, которая связана с налогообложением, процентными ставками, положениями НК РФ и т.д.
  4. Принцип ответственности предполагает, что каждое нарушение, выявленное в ходе проверок, несет за собой привлечение к ответственности юридического или физического лица, у которого и выявили данное налоговое правонарушение.
  5. Соблюдение прав гражданина. Данный принцип предполагает, что все неясности, выявленные в ходе проведения налоговых мероприятий, трактуются в пользу налогоплательщика.
  6. Защита прав. Суть этого принципа состоит в том, что в ходе проведения налоговых проверок налогоплательщик имеет право предъявить возражения и обжаловать действия налоговых органов в суде.
  7. Соблюдение налоговой тайны. Данный принцип предполагает, что вся информация о проверяемом лице, как о физическом, тау и о юридическом, является строго конфиденциальной и составляет налоговую тайну. Однако существуют и исключения, которые прописаны в федеральных законах, которые едины для всех граждан.
  8. Возмещение ущерба. Суть данного принципа состоит в том, что во время проведения налоговой проверки налоговые органы не имеют право причинить какой-либо ущерб налогоплательщику. Если же такой ущерб был причинен, убытки и упущенная выгода должны быть возмещены в обязательном порядке.

К объектам налогового контроля относят движение денежных средств в процессе аккумулирования денежных фондов, в том числе материальные, трудовые и другие ресурсы налогоплательщиков.

Действия, противоречащие и нарушающие положения Конституции Российской Федерации, Налоговому Кодексу Российской Федерации, федеральным законам, такие как сбор, хранение,использование, а также распространение информации о плательщике налогов и сборов, в том числе налоговом агенте, также нарушение, связанное с сохранностью информации, которая составляет профессиональную тайну иных лиц, адвокатскую тайну или аудиторскую в ходе проведения налоговых проверок не допускаются.

Под формой налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации налоговый контроль осуществляется уполномоченными на то должностнымилицами налоговых органов, непосредственно, в пределах своей компетенции путем проведения:

  1. Налоговых проверок – камеральные налоговые проверки и выездные налоговые проверки;
  2. Путем получения объяснений налогоплательщиков и плательщиков сборов, в том числе налоговых агентов. Данная форма налогового контроля может проводиться по любым вопросам, касающихся налоговой отчетности, документов и т.д. Объяснение налогоплательщикможет предоставить как в устной форме, так и в письменной форме.
  3. Путем осуществления проверки данных учета и отчетности.Здесь проверка осуществляется в отношении документов налогового учета, в том числе бухгалтерского учета, которые налогоплательщик обязан предоставить в течение 10 дней по требованию ИФНС России. В данном случае проверяется как ведется учет налогоплательщиком, а также правильно ли составлена отчетность.
  4. Также осмотра территорий и помещений, которые используются в целях извлечения прибыли. Данная форма контроля проводится, непосредственно, в процессе проведения проверки при обязательном присутствии понятых, оформляется протоколом.
  5. Мониторинга. Данная форма налогового была введена относительно недавно 01.01.2015 и применяется только в отношении крупных налогоплательщиков на исключительно добровольной основе по заявлению налогоплательщика и по решению ИФНС. При такой форме контроля у налоговых органов имеется доступ к информационным базам налогоплательщика, либо вся нужная информация и необходимые документы поступают от плательщика в электронном виде, что делает работу налоговых органов по контролю постоянной и непрерывной.
  6. В иных формах, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Классификация налоговых проверок по видам и признакам:

  1. В зависимости от количества проверяемых вопросов:
  • Комплексная проверка. Проверяется финансово-хозяйственная деятельность организации за конкретный период времени по вопросам, касающихся соблюдения законодательства о налогах и сборах.
  • Тематическая проверка. Осуществляется проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации. К таким вопросам можно отнести правильность исчисления и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.
  • Целевая проверка. Направлена на проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах по конкретному направлению или по финансово-хозяйственным операциям организации.
  1. В зависимости от способа организации:
  • Внезапная проверка. Является одним из видов выездной налоговой проверки. При проведении данной проверки не осуществляется предварительное уведомление налогоплательщика. Цель внезапной проверки заключается в том, чтобы выявить нарушения, которые могут быть сокрыты при осуществлении обычных налоговых проверок.
  • Повторная проверка. Проводится по одним и тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым проходила и предыдущая проверка.
  1. В зависимости от количества документов, по которым осуществляется проверка:
  • Сплошные проверки. В ходе данной проверки проверяются все документы организации без каких-либо исключений. Чаще всего проводятся в небольших организациях, либо в тех организациях, где необходимо восстановить учет.
  • Выборочные проверки. Проверяется только часть документов. Может перерасти в сплошную проверку, если были выявлены какие-либо нарушения в проверяемой выборке.
  1. В зависимости от места проведения различают:
  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка представляет собой деятельность уполномоченных органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства на основе деклараций и документов, самостоятельно представленных в налоговые органы самими налогоплательщиками, в том числе проверку документов, имеющихся у самих налоговых органов.

Камеральная налоговая проверка осуществляется уполномоченными на это должностными лицами налогового органа, в пределах своей компетенции. На ее проведение не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа, либо заместителя руководителя налогового органа, также не требуется разрешениесамогоналогоплательщика. Проверка начинается в тот момент, когда налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию или расчет.

Уведомление, извещающее налогоплательщика о начале камеральной проверке, налогоплательщику не направляется.

Срок проведения камеральной налоговой проверки – 3 месяца.

Камеральная проверка на основе, представленных налогоплательщиком в налоговый орган, декларации по налогу на добавленную стоимость и иных документов, связанных с деятельностью налогоплательщика, которые находятся у налоговых органов, проводится в течении 2 месяцев со дня представления налоговой декларации. Если в ходе проведения проверки были выявлены какие-либо нарушения или ошибки, связанные с налоговым законодательством, то руководитель налогового органа или его заместитель имеют право продлить срок проверки. Срок может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по данному налогу.

В том случае, если в процессе проведения проверки были выявлены какие-либо ошибки, расхождения или сведения не соответствуют действительности, то налоговый орган сообщает налогоплательщику об этом с требованием представить в налоговый орган пояснения и(или) внести соответствующие коррективы в эту налоговую декларацию.

В процессе проведения камеральной проверки налоговым органом, имеющих на это право,могут бытьзапрошены дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

  1. Заявлена сумма НДС к вычету;
  2. Заявлены льготы;
  3. Представленная отчетность по налогам, связана с использованием природных ресурсов;
  4. Декларация по налогу на прибыль или НДФЛ представлена участником договора инвестиционного товарищества.

Налоговые органы в процессе проведения камеральной налоговой проверки имеют право осуществлять следующие действия:

  1. В случаях, предусмотренных НК РФ, истребовать документы у налогоплательщиков;
  2. Имеют право истребовать у контрагентов и иных лиц документы и(или) сведения;
  3. Имеют право проводить допрос свидетелей;
  4. Провести экспертизу;
  5. Привлекать при проведении проверки переводчиков или специалистов;
  6. С согласия налогоплательщика проводить осмотр документов.

Если при завершении камеральной налоговой проверки не были выявлены какие-либо нарушения или ошибки, то проверка автоматически завершается. О завершении камеральной проверки, а также об отсутствии каких-либо нарушениях налогоплательщику не сообщается.

В том случае, если были выявлены нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт проведенной проверки в соответствии с действующим законодательством.

После этого акт не позднее 5 рабочих дней, начиная с даты составления, вручается налогоплательщику.

В свою очередь, налогоплательщик имеет право в течении 1 месяца представить возражения на акт камеральной налоговой проверки. В возражения представляются в письменном виде в канцелярию налогового органа или же в окно приема документов налогового органа. Также возражения могут быть представлены на бумажном носителе и отправлены по почте, либо в электронной форме могут быть поданы по телекоммуникационным каналам связи.

И, наконец, в течение 10 рабочих после завершения срока представления возражений руководитель налогового органа, в соответствии со своими обязанностями, должен рассмотреть материалы проверки, а также возражения налогоплательщика, и, в последствии, вынести решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлеченииза совершенное налоговое правонарушение.

Выездная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Отличительной особенностью выездной налоговой проверки, которая показывает ее различие с камеральной налоговой проверкой, является то, что она проводится, как правило, на территории налогоплательщика. Но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение, на котором должна быть проведена проверка в соответствии с порядком, то выездную налоговую проверку проводят по местонахождению налогового органа.

Проводимая выездная налоговая проверка в отношении физического лица, который не относится к категории индивидуальных предпринимателей, из-за особой специфики данного субъекта и прав на других лиц, которые проживают в жилых помещениях проверяемого лица, сопровождается рядом особенностей.

Если налогоплательщики, которые проживают в этих жилых помещениях, против нахождения должностных лиц налоговых органов в данных жилых помещениях, то представители налоговых органов не могут там находится, и, соответственно, выездная налоговая проверка производится по месту нахождения налогового органа.

В том случае, если физическое лицо препятствует осуществлению выездной проверки, то Налоговым Кодексом РФ предусмотрено, что налоговые органы имеют право выявить подлежащие уплате налогоплательщикамисуммы налоговрасчетным путем на основании сведений о налогоплательщике,которыеимеются у самих налоговых органов, в том числе сведений о других аналогичных плательщиках в случае отказа допуска уполномоченных лиц налогового органа к осмотру складских, торговых, производственных и других  территорий, которые служат источниками получения прибыли или имеющие отношение к объектам налогообложения, непредставлениядокументов в течении более двух месяцев налоговому органу, которые имеют важность при осуществлении расчетов, отсутствия учета доходов и расходов, в том числе учета объектов обложения, либо ведения расчета с какими-либо нарушениями налогового законодательства, которые привели к тому, что невозможно исчислить налог.

Выездная проверка проводится в течении 2-х месяцев.

Данный срок может быть продлен в следующих случаях:

  1. Еслиналоговый орган получил сведения о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах и требует перепроверки.
  2. Если на территории, на которой проводится проверка, произошли чрезвычайные происшествия такие, как наводнения, пожар м другие.
  3. Непредставление в указанные сроки документов по требованию налоговых органов.
  4. Иные обстоятельства.

Выездная налоговая проверка, проводимая в отношении консолидированной группы налогоплательщиков, проводится в отношении налога на прибыль организаций.Выездная налоговая проверка налогоплательщика-организации, в том числе организации с обособленными подразделениями,проводится в течение 2-х месяцев. В течение 1-го месяца проводится самостоятельная выездная налоговая проверка представительства или филиала.

Также срок может быть продлен на 4 или 6 месяцев в определенных обстоятельствах таких, как:

  1. Наличие статуса крупнейшего налогоплательщика.
  2. Получение информации налоговым органом о возможных нарушениях налогового законодательства, требующей перепроверки.
  3. На проверяемой территории случились чрезвычайные происшествия – потоп, пожар, наводнение и т.д.
  4. Наличие нескольких обособленных подразделений.
  5. Не представление в установленные сроки, требуемых налоговым органом, документов.

Исчисление срока проведения проверки осуществляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Возможны также случаи приостановления выездной налоговой проверки. Срок приостановления не может превышать 6 месяцев. К случаям, при которых может быть приостановлена выездная налоговая проверка, относятся следующие:

  1. Необходимость получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров.
  2. Необходимость проведения экспертизы.
  3. Необходимость перевода иностранных документов, представленных налогоплательщиком на русский язык, истребования у контрагентов проверяемого налогоплательщика или у других лиц документов или сведений, которые связаны с деятельностью данного налогоплательщика.

В обязанности налогоплательщика также входит обеспечить возможность для уполномоченных для проведения проверки должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, которые связаны с исчисление уплатой налога.

К процедурам, которые могут быть проведены в процессе осуществления выездной налоговой проверки относятся:

  1. Инвентаризация. Проводится для осуществления проверки достоверности документов налогоплательщиков и в других обстоятельствах, которые имеют значение для приводимой проверки.
  2. Осмотр территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли или дохода.
  3. Истребование документов.
  4. Допрос свидетелей, имеющих какие-либо сведения, которые могут быть использованы в ходе проверки.
  5. Вызов в качестве свидетеля для дачи пояснений физического лица, которому известны сведения необходимые для проведения проверки.
  6. Проведение экспертов и переводчиков.
  7. Выемка документов для выявления и установления факта нарушения налогового законодательства.
  8. Получение экспертного заключения.

Выездная налоговая проверка может проводиться также в связи с:

  1. Реорганизацией или ликвидацией предприятия.
  2. Контролем налоговых органов вышестоящими налоговыми органами.
  3. Предоставлением уточненной налоговой декларации.

Справка о проведенной выездной налоговой проверки составляется в последний день проведения проверки. Дата составления справки является датой окончания выездной налоговой проверки.

В течение 2-х месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке по результатам выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки в установленной форме.

Если лицо, в отношении которого осуществлялась проверка, либо его представитель уклоняются от получения акта выездной проверки, то данный факт находит свое отражение в акте выездной налоговой проверки, и данный акт налоговой проверки с соответствующими приложениями направляется по почте заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика-организации или его обособленного подразделения, либо по месту жительства налогоплательщика-физического лица. В данном случае датой вручения акта налоговой проверки будет считаться 6 день, начиная с даты отправки заказного письма.

Налогоплательщики могут представить в налоговый орган возражения по поводу акта налоговой проверки в случаях несогласия:

  1. С выводами, предложениями или какими-либо фактами, предъявленные в акте налоговой проверки.
  2. С выводами, предложениями, фактами, которые изложены в акте об обнаружении фактов, связанных с налоговыми правонарушениями, а также изложенные в дополнении к акту выездной налоговой проверки.

Возражения представляются налогоплательщиком в налоговый орган лично, либо через законного представителя в письменной форме, а также на рассмотрении материалов проверки они могут быть дополнены устными доводами.

Список литературы 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс Консультант Плюс: URL. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/  Дата обращения: 12.10.2020.
  2. К. В. Новоселов, А. С. Адвокатова, Е. Е. Смирнова. Организация и методика проведения налоговых проверок. Учебное пособие. Из серии: Бакалавриат (КноРус). Электронная библиотека Литрес/ https://www.litres.ru/alena-stanislavovna-/organizaciya-i-metodika-provedeniya-nalogovy-48609101/
  3. Сайдулаев Д.Д., Агаева И.Х Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления. Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 11-2. С. 64-67.
  4. Сайдулаев Д.Д., Юнусова Ф.Ш. Особенности налогового администрирования различных категорий налогоплательщиков. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-2. С. 130-133.