Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК: 338.012

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10623 

ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ 

FINANCIAL REGULATION AS A PROBLEM IN THE DEVELOPMENT OF THE CRYPTOCURRENCY INDUSTRY

Яковлев Данил Константинович, аспирант, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва 

Yakovlev D.K., graduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, yakovlev.dk@mail.ru

Аннотация. Прогресс развития цифровых технологий способствует внедрению расчетов посредством электронных денег. Возможно, что необходимость использования бумажных денег отпадет вовсе, а мировая глобализация приведет к созданию единой мировой валюты, подобной криптовалюте. В статье рассматривается развитие криптоэкономики, в частности, регулирование российского рынка криптовалюты. Уделено внимание мерам, способствующим укреплению доверия к различным типам инвесторов и увеличению объема торговли на рынке криптовалюты. Отмечено, что директивные органы могут сделать рынок криптовалют более дорогостоящим для отдельных криптовалютных инициатив или участников рынка, тем самым препятствуя инновациям.

Summary. The progress in the development of digital technologies contributes to the introduction of settlements through electronic money. It is possible that the need to use paper money will disappear altogether, and world globalization will lead to the creation of a single world currency, similar to cryptocurrency. The article examines the development of cryptoeconomics, in particular, the regulation of the Russian cryptocurrency market. Attention is paid to measures that help to build confidence in various types of investors and increase the volume of trading in the cryptocurrency market. It is noted that policymakers can make the cryptocurrency market more costly for individual cryptocurrency initiatives or market participants, thereby discouraging innovation.

Ключевые слова: криптоэкономика, биткоин, криптовалюта, рынок криптовалют, система регулирования криптовалют, экономическая безопасность.

Keywords: crypto economy, bitcoin, cryptocurrency, cryptocurrency market, cryptocurrency regulation system, economic security. 

Криптоэкономика способна в ближайшее время существенным образом изменить систему обмена товарами, услугами, правами, информацией. Подобные изменения связаны с вводом в экономические отношения понятий «криптовалюта» и «блокчейн». Криптовалюта – это цифровые деньги, отличающиеся от безналичной системы расчетов независимостью выпуска, обращения и отсутствием контроля со стороны государства [8].

Технология блокчейн, являющаяся реестром, в котором записываются операции участников сообщества, является базой для обращения криптовалюты. Подобная технология делает возможным отказ от посредников для совершения сделок.

На сегодняшний момент лидером по объему рынка является криптовалюта Bitcoin, одновременно это и первая технологически проработанная цифровая валюта. Следующей по рыночной капитализации является Ethereum. Технология, лежащая в ее основе, заключает в своей сети возможность исполнения криптографически защищенных контракты [4]. Несмотря на то, что с появления Биткоина в 2009 году было создано более 1500 различных криптовалют, массово используются по-прежнему лишь единицы.

Технология блокчейн имеет перспективы развития именно в финансовой сфере, несмотря на то, что на современном этапе данную технологию применяют только 1,5% организаций [3]. Положительные моменты для финансового сектора состоят в следующем:

  • абсолютная безопасность транзакций и сохранность данных;
  • проведение платежей без «финансовых» агентов и посредников;
  • простота международных переводов;
  • новая модель ценообразования на финансовые услуги, основанная на фактически произведенных операциях;
  • интенсивное развитие криптографии.

Участниками криптовалютного рынка выступают [7]:

  1. Пользователи как непосредственные держатели криптовалют, использующие ее для расчета ща товары, услуги, в инвестиционных целях;
  2. Разработчики, поддерживающие базовую технологию;
  3. Майнеры (узлы) – компьютеры, регистрирующие и верифицирующие все транзакции в блокчейне;
  4. Крипто-кошельки – программные платформы, обеспечивающие проведение транзакций пользователей через удобный интерфейс;
  5. Криптовалютные биржи, предоставляюшие цифровые платформы для покупки и продажи криптовалют, используя при этом обычные валюты или другие криптовалюты;
  6. Биржи криптовалютных деривативов, торгующие финансовым контрактом и предоставляют участникам рынка инфраструктуру для принятия позиций по будущей цене криптовалют;
  7. Платежные агенты, предоставляющие сеть инфраструктуры и платформы, позволяющие торговцам принимать криптовалюту в качестве средства платежа путем немедленной конвертации в обычные валюты.

Эволюция финансовых транзакций с использованием криптовалют по-прежнему вызывает озабоченность среди правительств стран и представителей традиционных финансовых организаций. Анонимность, стоящая за покупкой и продажей в сети Интернет, в совокупности со сложностью определения источника происхождения средств, стоящих за каждой сделкой, создают мощный и удобный инструмент для использования в преступных целях. Отмывание денег или финансирование терроризма является основной причиной беспокойства в связи с гибкостью использования криптовалют. Опасения находят свое отражение в усилиях стран по противодействию развитию преступности в виде создания подразделений, которые занимаются контролем обмена крупных сумм виртуальных денег [2, 6]. Например, в США создан департамент Казначейства, который подчиняется заместителю министра финансов по вопросам терроризма и финансовой разведки, а также Положение о борьбе с отмыванием денег в соответствие с Третьей директивой об отмывании денег, также действующей и в Великобритании. Для полного понимания и оперативного реагирования на проблему использования виртуальных валют для финансирования терроризма и преступности правительствам следует сформировать сильную команду экспертов и обучить их анализировать детали, которые помогают идентифицировать незаконные действия, несмотря на анонимность [1].

Развитие системы электронных денег происходит быстрыми темпами, при этом правила функционирования подобных денег в России еще не установлены. В подобной ситуации экономические агенты извлекают прибыль от эмиссии денег, но из-за отсутствия институционального согласования, конвертация электронных денег становится весьма сложной, что обусловливает необходимость государственного регулирования криптоплатежей в части налогообложения [10].

Операции с криптовалютой подлежат налогообложению в зависимости от правового статуса. Криптовалюта рассматривается как собственность или активы. Основными налогами, применяемыми к операциям с криптовалютами, являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на прирост капитала.

В России с 1 января 2021 года вступает в силу Закон «О цифровых финансовых активах (ЦФА) и цифровой валюте». Данный закон разграничивает понятия «цифровая валюта» и «цифровые финансовые активы». ЦФА – это «определенные цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного АО».

Цифровая валюта в Законе определена как некая «…совокупность электронных данных, содержашихся в информационной системе, которые при этом не являются средством платежа в РФ и по нему отсутствуют обязанные лица». ЦФА могут быть «…объектом сделок купли-продажи, обмена ЦФА одного вида на другой, ЦФА можно передать в залог». При этом «…ЦФА не являются и не признаются средством платежа», то есть по аналогии с иностранной валютой в РФ: купить и продать можно, а рассчитываться нельзя. Купля-продажа, выпуск и учет ЦФА будут проводиться «…в рамках специальных информационных систем, которые сами по себе и их оператор должны соответствовать определенным требованиям». Вести реестр будет ЦБ РФ Вопросы оборота цифровой валюты кратко прописаны в статье 14 закона. Уточняется, что «…в РФ запрещается распространение информации о продаже или покупке цифровой валюты в качестве оплаты за товары, работы, услуги». При этом речь идет только о криптобиржах, которые работают с использованием национальных доменных зон, информационные системы и аппаратные комплексы которых также размещены на территории РФ. Глава юридического департамента ЦБ Алексей Гузнов дал пояснения, что планируется разрешить владение в РФ криптовалютой, но только в случае, если она выпущена на иностранных площадках. Выпуск криптовалюты в России будет запрещен. “Вопрос в том, чтобы прежде всего криптовалюта не использовалась в качестве средства платежа. Купить на территории РФ в каких-либо конторах криптовалюту будет невозможно”, – заявил Алексей Гузнов.

Государство стремится снизить риски, связанные с криптовалютами, по этой причине ограничивает крипторынок узкими рамками [6]. После вступления законодательной базы по регулированию криптовалюты в силу будут введены правила по налогообложению криптовалютных операций.

Финансовое регулирование криптовалюты в России должно реализовываться по следующим направлениям:

  1. Обеспечение эффективности рынка и гарантированная защита интересов инвесторов. При этом регуляторы рынка действуют для повышения эффективности, определения цен и ликвидности [1]. Проведение подобной политики возможно за счет установления правил поведения участников рынка, жесткого наказания за манипулирование ценами, установления правил торговли и стандартов для участвующих инвесторов. Директивные органы вправе требовать регистрации и лицензирования для участников рынка.
  2. Защита прав потребителей. Для обеспечения этого принимаются стандарты для поставщиков услуг, обеспечивающие конфиденциальность обмена информацией и защиту от кибер-рисков. Допустимо ограничение доступа розничных клиентов к определенным видам продукции и принятие принудительных мер для защиты от мошенничества и неправомерных действий. Доступным инструментом могло бы также стать ценовое регулирование – ограничение комиссий за транзакции, взимаемые службами, конвертирующими криптовалюты в обычные валюты [5].
  3. Обеспечение финансовой стабильности. Для этих целей необходимо установление стандартов в отношении осуществляемой деятельности, например, ограничение объема заемных средств. Директивные органы могут стремиться собирать данные для мониторинга роста новой рыночной активности и ее связей с финансовой системой. Регуляторы могут также запретить любые связи между финансовыми учреждениями, которые они регулируют.
  4. Ограничение незаконной деятельности. Директивные органы должны стремиться ограничить незаконное использование нового рынка в финансовом секторе. Инструменты регулирования такой политики могут включать в себя повышение уровня мониторинга и отслеживания. Директивные органы могут принять решение о введении принудительных мер в отношении различных сторон, включая уголовное наказание, могут приостанавливать деятельность определенных участников рынка в случае установления их незаконной деятельности [9].

Регулирование российского рынка криптовалют подразумевает введение стандартов поведения, жестких требований к раскрытию, хранению и защите информации. Данные меры должны способствовать доверию к различного типа инвесторам и увеличению объемов торгов на рынке.

Литература

  1. Звягин Л. С. Цифровая экономика и криптовалюты: вызов или угроза традиционному обществу // E-Management. Т.1 №2. С.80-92.2019.
  2. Клейнер Г. Б. Системный учет последствий цифровизации общества и проблемы безопасности//Труды Вольного экономического общества России. Т.203. №2. С.63-73.2018.
  3. Пестунов А. И. Криптовалюты и блокчейн: потенциальные применения в государстве и бизнесе/ЭКО. Т.48. № 8. С.78-92. 2018.
  4. Равал С. Децентрализованные приложения. Технология Blockchain в действии. СПб.: Питер, 2017. 240с.
  5. Bachas Р., Gertler Р., Higgins S., Seira E. Banking on trust: How debit cards enable the poor to save more. NBER Working Paper. 2017;(23252). URL: https://www.nber.org/papers/w23252.pdf
  6. Campbell-Verduyn M. Bitcoin, Crypto-Coins, and Global Anti-Money Laundering Governance. Crime, Law and Social Change, 2018, vol. 69, iss. 2, pp. 283–305. URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs10611-017-9756-5
  7. Chiu J., Koeppl T.. The Economics of Cryptocurrencies – Bitcoin and Beyond. Chapman University. 2017. 40 p.
  8. Franco P. Understanding Bitcoin: Cryptography, Engineering and Economics. New York: John Wiley & Sons, 2014. 288 p.
  9. Vigna P., Casey M.J. The Age of Cryptocurrency: How Bitcoin and Digital Money are Challenging the Global Economic Order. N.Y.: St. Martin’s Press, 2015. 368 p.
  10. Yermack D. Is Bitcoin a real currency? An economic appraisal. NBER Working Paper. 2013;(19747). URL: https://www.nber.org/papers/w19747.pdf