Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19048

Совершенствование системы управления финансами логистического предприятия в период цифровизации экономики

Improving the financial management system of a logistics company during the period of digitalization of the economy

Шведов Владислав Витальевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, 620144, Екатеринбург, ул. 8 марта 62., svedoff_usue@mail.ru

Shvedov Vladislav Vitalyevich, Candidate in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Ekaterinburg, 620144, Ekaterinburg, 620144 March 8, 62., svedoff_usue@mail.ru

Аннотация: На современном этапе функционирования экономики важную роль играют интеграционные процессы, которые сопровождаются развитием финансовых отношений. В этих условиях эффективность функционирования отечественных предприятий определяется действенностью подходов к управлению их финансами и развитием финансовых отношений на национальном и глобальном уровнях. В статье автором поставлена цель – выявить мероприятия по повышению системы управления финансами логистических предприятий. Для этого необходимо, во-первых, выявить понятия «ценность логистической цепи», также разработать адаптированные подходы к управлению финансовыми потоками в логистических системах. Основной предпосылкой внедрения на предприятиях логистически-ориентированной методологии к управлению финансами является интеграция финансового менеджмента и логистики, поэтому автор считает, что система управления финансами предприятий должна отражать разработку теоретико-методологических подходов с учетом процессов логистизации экономики, особенностей функционирования микрологистических систем.

Summary: At the present stage of the economy, an important role is played by integration processes that are accompanied by the development of financial relations. In these conditions, the efficiency of functioning of domestic enterprises is determined by the effectiveness of approaches to the management of their finances and the development of financial relations at the national and global levels. In the article, the author has set a goal – to identify measures to improve the financial management system of logistics enterprises. To do this, it is necessary, first, to identify the concept of the “value of the logistics chain”, to also develop adapted approaches to managing financial flows in logistics systems. The main prerequisite for introducing a logistics-oriented methodology for financial management at enterprises is the integration of financial management and logistics, therefore the author believes that the financial management system of enterprises should reflect the development of theoretical and methodological approaches, taking into account the economy’s logistics processes, features of micrologistical systems.

Ключевые слова: система управления финансами, цифровая экономика, логистизация экономики, логистические цепи.

Keywords: financial management system, digital economy, economy logistics, logistics chains.

Введение. Действенность системы управления финансами предприятий как составляющей финансового потенциала промышленности и финансовой системы страны, является залогом стабильного экономического роста. Совершенствование подходов к управлению финансами предприятий тесно связано с интеграционными процессами, происходящими под влиянием мировых тенденций. В результате возникает необходимость адаптации системы управления финансами предприятия в современных условиях на основе усиления координации взаимосвязей между участниками движения финансовых ресурсов и использования логистически-ориентированных подходов [1].

Современные реалии функционирования отечественных предприятий определяются развитием логистических цепей и сетей, которые отражают полную самостоятельность и юридическую независимость предприятий. Такое положение вещей объясняется активизацией процессов интеграции и усложнением задач финансового управления Предприятия, специализируясь на профильной деятельности в сфере их ключевой компетенции и соединяясь в сеть по принципу взаимодополняемости и взаимозависимости, создают условия для повышения эффективности управления финансовыми потоками на основе повышения уровня информатизации. Они используют комбинацию формальных и неформальных процедур для координации и согласования хозяйственной деятельности участников логистических цепей и помогают получать доступ к ресурсам партнеров с целью достижения максимального синергетического эффекта от их использования. Отражая интеграцию всех составляющих предприятия в единую систему сквозного управления финансовыми потоками для достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов, логистизация побуждает искать пути оптимизации логистических операций и процессов.

Основная часть. Действенность систем финансов предприятий возможна в случае реализации адаптированных подходов к управлению финансовыми потоками в логистических системах. Она обеспечивает ценность логистических цепей и является основным индикатором роста стоимости. В значительной степени это требует разработки финансовой политики, позволят оценить перспективы развития, определить оптимальные пути достижения стратегических целей, обосновать приемлемые направления финансового обеспечения хозяйственной деятельности.

Финансовые потоки, циркулирующие в микрологистических системе при осуществлении хозяйственных операций, трансформируются по принципу «деньги – товар – деньги» [2]. То есть финансовые потоки движутся в обратном направлении к материальному потока. Финансовый поток является главным фактором, позволяет интегрировать все элементы логистической системы в логистической цепи для обеспечения его ценности и рост стоимости предприятия. Гармонизация финансовых и материальных потоков в логистических цепях выступает главным резервом повышения эффективности функционирования логистической системы [3].

Современное состояние предприятий, их ограниченность в финансовых ресурсах, требует на стадиях планирования, организации и контроля логистических операций первоочередного учета параметров финансовых потоков, а на их основе – определение возможных объемов и параметров материальных. Таким образом, в условиях логистизации национальной экономики основной составляющей финансов предприятий является финансовый поток, оптимальное движение которого обеспечивается существованием микро- и макрологистических систем [4]. Его характерными чертами является то, что он отражает целенаправленный, упорядоченное движение финансовых ресурсов предприятия, направленный на обеспечение эффективности хозяйственной деятельности; является результатом установления финансовых отношений внутри предприятия и между предприятиями, возникающие по результатам осуществления хозяйственных операций; состав, объем, скорость и направление движения финансовых потоков определяется спецификой финансовых отношений предприятия с его контрагентами; не может определяться без учета фактора времени; движется в пределах предприятия по соответствующим центрами управления финансовыми потоками; отражает два объекта управления (состояние финансовых ресурсов и движения финансовых ресурсов).

В контексте управления финансами в логистических системах предприятий ценность логистической цепи – это способность удовлетворять потребности участников в соответствии с их ожиданий на основе синергетических воздействий, определяются взаимодействием в процессе обеспечения рационального движения финансовых потоков. Их характерными чертами являются:

1) касается всех участников логистической цепи и зависит от их потребностей;

2) носит ситуационный и динамический характер;

3) зависит от условий восприятия;

4) характеризуется ценностью взаимосвязей;

5) определяется особенностями управления финансовыми потоками в соответствии со спецификой предпринимательской деятельности;

6) взаимосвязано со стоимостью предприятия [5].

Стоимость предприятия, функционирующего в виде логистической системы, отражает результативность функционирования, которая обусловлена ​​способностью генерировать финансовые потоки логистическими цепями и синергетическое воздействие их участников. Можно выделить такие ее характерные черты:

1) интегральный показатель, отражающий результативность деятельности логистической системы;

2) носит динамический и фрактальный характер;

3) зависит от внутренних и внешних условий функционирования логистической системы;

4) определяется особенностями управления финансовыми потоками;

5) взаимосвязана с ценностью логистических цепей.

В языках логистизации экономики изменения в приоритетах формирования ценности логистической цепи и рост стоимости предприятия под влиянием динамического рыночной среды занимают особое место в системе управления финансами [6]. Предприятия должны направлять хозяйственные операции на создание ценности логистической цепи, который определяет их состав и описывает влияние на стоимость. При этом необходимо учитывать то, что материальные потоки, проходя по всем звеньям логистической цепи, определяют потребительскую стоимость, которая отражает ценность товара для потребителя путем определения полезности. В отличие от них финансовые потоки, принимая участие в образовании потребительской стоимости, существенное влияние оказывают на формирование стоимости предприятия.

В формировании ценности логистической цепи и стоимости конкретного предприятия принимают участие другие предприятия (представители логистической инфраструктуры), которые формируют собственные цепи ценностей и стоимость. В результате цепи ценностей образуют сеть ценностей. Формирование цепей ценностей в общей сети, должно отражать оптимизацию расходов при достижении максимальной потребительской ценности. Если предприятие способно оптимизировать расходы, то оно будет продолжать функционировать в сети ценностей, если нет – оно прекратит функционировать, поскольку финансовые потоки будут двигаться через другой цепь ценностей, негативно влияя на стоимость предприятия.

Эффективное управление финансами предприятий в условиях логистизации экономики должно отражать процессы формирования и объединения микрологистических систем в едином информационном пространстве и формироваться под влиянием интегрирования логистики и финансового менеджмента, определяет целесообразность использования логистически-ориентированной методологии, основными составляющими которой являются ценность логистических цепей, обеспечивается рациональным управлением финансовыми потоками и стоимость, которая создается ценностью существующих на предприятии логистических цепей [7].

Заключение. Основной предпосылкой внедрения на предприятиях логистически-ориентированной методологии к управлению финансами является интеграция финансового менеджмента и логистики, о чем свидетельствует активное использование современных информационных технологий, хотя и используют логистические подходы, но базируются на концепциях финансового менеджмента. Логистически-ориентированный подход требует интеграции всех участников хозяйственных операций в логистические цепи. При таких условиях все большее значение приобретают вопросы формирования предприятиями действенных логистических систем, способствующих созданию тесных взаимосвязей между элементами системы в процессе обеспечения ценности логистических цепей и обусловят рост ее стоимости.

Таким образом, перспективы совершенствования системы управления финансами предприятий должны отражать разработку теоретико-методологических подходов с учетом процессов логистизации экономики, особенностей функционирования микрологистических систем, организации финансовых отношений с участниками логистической инфраструктуры, совершенствование процедур финансового планирования, оценки влияния параметров финансовых потоков на ценность логистических цепей и стоимость предприятий.

Список литературы

  1. Bukowski, L.A., Feliks, J., Majewska, K. (2017). Logistic system resilience modelling—A dynamic, multiagent, service engineering oriented approach. Risk, Reliability and Safety: Innovating Theory and Practice – Proceedings of the 26th European Safety and Reliability Conference, ESREL 2016, p. 358.
  2. Bukowski, L., Feliks, J. (2017) Logistic network dependability evaluation –business continuity oriented approach  Advances in Intelligent Systems and Computing, 539, pp. 308-317. DOI: 10.1007/978-3-319-48944-5_28
  3. Poreddy, B.R., Corns, S., Long, S., Soylemezoglu, A. (2016) Dynamic Mathematical Model Framework of Complex Utility and Logistics System Interactions Using Object-Oriented Approach for Forward Operating Bases. EMJ – Engineering Management Journal, 28 (2), pp. 99-108. DOI: 10.1080/10429247.2016.1116133
  4. Cagliano, A.C., De Marco, A., Mangano, G., Zenezini, G. (2016). Assessing city logistics projects: A business-oriented approach. Proceedings of the Summer School Francesco Turco, 13-15-September-2016, pp. 204-208.
  5. Schiffling, S., Piecyk, M. (2014). Performance measurement in humanitarian logistics: a customer-oriented approach. Journal of Humanitarian Logistics and Supply Chain Management, 4 (2), pp. 198-221. DOI: 10.1108/JHLSCM-08-2013-0027
  6. Gansler, J.S., Lucyshyn, W. (2005). Improving the security of financial management systems: What are we to do? Journal of Accounting and Public Policy, 24 (1), pp. 1-9. DOI: 10.1016/j.jaccpubpol.2004.12.001
  7. Samra, Abdul H., Toro, Maria, Sim, Steven R. (1995). Load management implementation, a method of improving financial performance in power systems. Conference Record – IAS Annual Meeting (IEEE Industry Applications Society), 3, pp. 2249-2254.