Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19044

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ КЛАСТЕРА

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE CLUSTER STRATEGY

Загородников Константин Андреевич, аспирант, ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Zagorodnikov K.A., zagorodnikovka@mgupp.ru

Аннотация: В статье проведена текущая оценка основных параметров структуры промышленного кластера России. Выявлены проблемы в этой области, решение которых необходимо предусмотреть при формировании соответствующей стратегии кластера, также автором указан целый ряд преимуществ кластерных структур.

Summary: In the article, the current assessment of the main parameters of the structure of the industrial cluster of Russia is carried out. Problems in this area, the solution of which is necessary to provide for the formation of an appropriate strategy of the cluster, the author also indicated a number of advantages of the cluster structures.

Ключевые слова: кластер, стратегия, параметры инновационно-промышленного кластера, региональная экономика, кластерный проект, промышленность.

Keywords: cluster, strategy, parameters of innovation and industrial cluster, regional economy, cluster project, industry.

Введение

В настоящее время в России функционирует значительное число инновационных кластеров, а территории их максимальной концентрированности весьма разнообразны. Помимо Московской и Ленинградской областей, за счет широко представленных здесь научно-исследовательских центров традиционно являющимися центрами расположения наибольшего количества наукоемких и высокотехнологичных производств, в настоящее время к таким территориям можно отнести Самарскую область (автомобилестроение и космические технологии), Нижегородскую область (нефтехимия, корабле- и автомобилестроение), Республику Татарстан (нефтехимия и авиационная промышленность), Воронежскую область (авиационные и космические технологии), Челябинскую область (металлургия), Пермский край (нефтехимия) и целый ряд других регионов.

Методология В России также создано значительное число сравнительно небольших городов, обладающих существенной концентрацией различных предприятий, осуществляющих исследования в определенных научно-технологических сферах и прикладное применение их результатов. Такие города играют роль своего рода генераторов знаний и выступают в качестве потенциальных центров наукоемкой кластеризации (рис. 1).

Закономерности, существующие в территориальном распределении и организации кластеров, реализующих различного рода инновационно-промышленную активность, не раз становились объектом исследований, как национальных властей, так и независимых ученых. Одно из таких исследований, проведенное с помощью применяемой для численной оценки уровня инновационной активности регионов различных стран Еврозоны методики «European Innovation Scoreboard», позволило классифицировать различные территории РФ по признаку концентрации в них инновационных промышленных кластеров (рис. 2).

Оценка сведений, представленных на рисунке, приводит к выводу о том, что инновационные промышленно-технологические кластеры в Российской Федерации расположены неравномерно; их наибольшая концентрация наблюдается в регионах, обладающих традиционно высоким уровнем развития сети объектов соответствующей инфраструктуры (в настоящем случае – научно-исследовательских и учебных заведений), а также – значительным финансовым потенциалом[1].

Как можно видеть на рисунке 2, максимальная концентрация инновационных объединений промышленных предприятий характерна для Центрального (33 ед.), Северо-Западного (20 ед.) и Приволжского (29 ед.) Федеральных округов, каждый из которых, в общем-то, соответствует указанным выше критериям.

Специализированные российские инновационно-промышленные кластеры в основном ориентированы на такие наукоемкие производственные отрасли, как машиностроение (23 кластера), радиоэлектронная промышленность и приборостроение (18 кластеров), медицинская и фармацевтическая промышленность (16 кластеров), биотехнологии, химия и нефтехимия. Отраслями-аутсайдерами в этом отношении являются агропромышленный комплекс, производство строительных материалов и разработка строительных технологий, судостроение, а также городское хозяйство.

Следует отметить, что правительство Российской Федерации принимает самое активное участие в процессе промышленно-инновационной кластеризации[2]. Согласно сведениям, полученным в результате обобщения общероссийской информации об источниках инициативы создания инновационно-промышленных кластеров в регионах, именно оно в лице органов государственной власти выступает таким источником в 35% случаев.

Инициаторами указанных процессов в 25% случаев являются крупные промышленные предприятия; научные и образовательные учреждения (13%), центры кластерного развития регионов (13%).

Одной из наиболее важных проблем, препятствующих динамичному развитию национальной сети инновационно-промышленных кластеров, является низкий уровень их инфраструктурной обеспеченности. Как показывают исследования, удовлетворительные значения такой обеспеченности наблюдаются лишь в отношении таких объектов кластерной инфраструктуры, как научные организации (обеспеченность на 71%) и образовательные учреждения (обеспеченность на 95%). Все прочие инфраструктурные составляющие развиты явно недостаточно.

Так, обеспеченность инновационно-промышленных кластеров объектами технологической инфраструктуры составляет 50%, объектами инфраструктуры поддержки предпринимательства – 58%,  некоммерческими и (или) общественными организациями – 45%, а финансовыми организациями – всего 34%[3]. Данное обстоятельство, бесспорно, следует учитывать при формировании национальной стратегии инновационного развития промышленности, а устранение указанных выше дисбалансов в инфраструктурном обеспечении кластеров должно являться одним из приоритетных направлений, реализуемых в рамках такой стратегии.

В таблице 1 приведены среднероссийские параметры инновационно-промышленного кластера, значения ряда из которых явно указывают на то, что доля высокопроизводительных рабочих мест, создаваемых в рамках кластерного проекта, может являться недостаточной. Сегодня, на такие рабочие места приходится лишь около 35% общего числа рабочих мест, что, на наш взгляд, свидетельствует о недостаточном уровне, имеющей место в целом по стране инновационной технологизации промышленных кластеров и, соответственно, – необходимости его увеличения.

Средства федерального бюджета, как это можно видеть на диаграмме, представленной на рисунке 4, играют ведущую роль в финансировании инновационно-промышленных кластерных проектов, составляя 45% общего объема его источников. Данное обстоятельство закономерно следует из отмеченной выше ведущей роли государства в генерировании инициативы к созданию инновационно-промышленных объединений[4].

Собственные средства участников кластерных проектов составляют 30% источников их финансирования, а привлеченные – займы и инвестиции – всего 1/5 его общего объема. Это еще раз указывает на наличие проблемы необеспеченности инфраструктурной кластерной сети соответствующими финансовыми организациями. Очевидно, что данную проблему при разработке и реализации стратегии развития сети инновационно-промышленных объединений на национальном уровне необходимо решать в первую очередь[5].

В отношении реально осуществляемых в настоящее время мер государственной поддержки инновационно-промышленных кластерных программ и аспектов финансирования, в которых у участников таких программ имеется максимальная заинтересованность, как это можно видеть из данных, представленных в таблице 2, наблюдается существенный дисбаланс.

Среди оказываемых государством мер поддержки максимально выраженными остаются финансирование сопровождения кластеров (58%), субсидии на НИОКР и модернизацию производства (по 47%). При этом сами участники инновационно-промышленных кластерных программ среди наиважнейших статей оказания государственной финансовой поддержки выделяют: создание (модернизацию) объектов технологической (промышленной) инфраструктуры (74%), закупку оборудования и программных комплексов для инжиниринга (63%) и обучение персонала предприятий (47%). Устранение указанного дисбаланса, на наш взгляд, также должно являться одной из наиболее приоритетных задач, стоящих перед стратегией развития национальной системы инновационно-промышленных кластеров.

Сопоставив рассмотренные выше сведения о текущем состоянии федерального комплекса объединений производственных, научных, образовательных и финансовых организаций, в качестве общей цели имеющих повышение эффективности промышленного производства и собственной конкурентоспособности путем инновационного развития, можно прийти к выводу о наличии в этой области целого ряда проблем.

Решение задачи выделения, обособления и формализации таких проблем, на наш взгляд, должно стать одним из важнейших элементов формирования стратегии дальнейшего развития системы инновационно-промышленных кластеров в общероссийском масштабе; повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности выпускаемой отечественными предприятиями продукции.

Так, исходя из изложенных выше данных, полученных в результате анализа ситуации, наблюдаемой в РФ в отношении развития системы инновационно-промышленных кластеров в национальном масштабе, можно сделать выводы о наличии в данной системе следующих первоочередных проблем, решение которых необходимо предусмотреть при формировании соответствующей стратегии[6]:

  • проблема существенной территориальной неравномерности распределения инновационно-промышленных кластеров;
  • проблема существенной отраслевой неравномерности специализаций существующих инновационно-промышленных кластеров, фокусировка инновационной активности лишь на отдельных аспектах прикладной науки и отраслях промышленного производства;
  • низкий уровень кластерообразующей инициативы со стороны научных и образовательных учреждений;
  • недостаточное участие регионов в финансировании кластерных программ в промышленности;

существенный дисбаланс между направлениями, в которых кластерным программам оказывается государственная поддержка, и структурой реальных потребностей их участников.

Как известно, формирование инновационных кластеров осуществляется на основании принципиально новых, не существовавших до его создания инфраструктурных компонентов, а одной из важнейших особенностей, присущих данному виду экономических объединений, является отсутствие гарантированного спроса на их продукцию. В этой связи формирование кластеров такого типа, по сути, становится возможным лишь при условии наличия государственных гарантий на обеспечение указанного спроса.

При этом, процесс инновационно-промышленной кластеризации региональных экономик, с учетом конкурентных рыночных условий, в общем-то, является вполне закономерным, ввиду наличия у кластерных структур целого ряда преимуществ. В качестве основных из таких преимуществ, максимальная реализация заключенного в которых потенциала способна существенно повысить эффективность инновационно-промышленных объединений, в частности, и совокупности составляющих национальную экономику ее региональных компонентов, в целом, можно выделить:

  • повышение эффективности взаимодействия, существующего между бизнесом и государством, переход на качественно новый уровень такого взаимодействия – равноправное партнёрство;
  • повышение эффективности деятельности входящих в состав кластеров малых и микро предприятий; соответствующий такому повышению рост объема налогооблагаемой базы и уровня налоговых поступлений;
  • устранение объективно существующих для малых и средних предпринимательских структур барьеров как в отношении сырьевых поставок, так и в сбыте готовой продукции;
  • рост уровня совокупной экономической устойчивости хозяйствующих субъектов как непосредственно составляющих инновационно-промышленные кластеры, так и с такими кластерами сотрудничающих;
  • возможность обобщения и систематизации возникающих в процессе хозяйственной деятельности отдельных участников кластеров проблемных ситуаций, возможность совместного разрешения таких ситуаций;
  • существенное снижение всех видов производственных издержек участников кластеров.

Важнейшим условием успешной реализации кластерных проектов является наличие грамотной и сбалансированной региональной стратегии, при формировании и осуществлении которой, безусловно, следует в полной мере производить учет ключевых точек роста конкретной территории в целом. Инновационно-промышленные кластеры, в региональном аспекте интегрируя в себе новейшие научные исследования, конструкторские разработки, а также высокотехнологические производства, формируют среду, способствующую перевооружению и инновационной переориентации промышленности, создают иную, чем прежде, карту инвестиционных приоритетов и, кроме этого, являются генератором комплексных технологических портфелей, в свою очередь, существенно расширяющих  существующие возможности принятия высокоэффективных инвестиционных решений.

Расширение инвестиционной активности вокруг зон, образованных инновационно-промышленными кластерами, способно сыграть важную роль в развитии региональных экономик, обеспечить мультипликативность такого развития. Кроме того, наличие инновационно-технологических концентратов наряду с соответствующими им промышленными производственными объединениями дает важный импульс внедрению новых технологий, чем обеспечивает существенное укрепление устойчивости региональных экономик в динамичной рыночной среде.

Развитие теоретико-методологической базы и прикладных аспектов формирования и реализации стратегии кластерообразования применительно к территориальным инновационно-промышленным должно основываться на совокупности мероприятий, составляющих региональную инновационную политику. Так, например, г. Москва и Московская область может выступать в качестве показательного примера такого развития. На наш взгляд, одной из приоритетных стратегических задач, стоящих перед существующей в указанном регионе сегодня системой инновационно-промышленных объединений, является модификация имеющей место модели ее развития от количественного к качественному росту. В этой связи органами местного самоуправления Москвы и Московской области в настоящее время осуществляется систематическое участие в поддержке не только важнейших для экономики региона инновационных процессов, но и создается комплексная система мониторинга состояния имеющихся здесь инновационно-промышленных кластеров[7].

Заключение и выводы

Дальнейшее развитие инновационных составляющих экономики рассматриваемого региона и страны в целом, как это естественным образом следует из общемирового контекста эволюции системы рыночных отношений, без формирования соответствующей потребностям такого развития кластерного подхода к экономическому менеджменту не представляется возможным. Данное обстоятельство, на наш взгляд, обуславливает определяющее значение такого подхода для поступательного развития экономики любой территории, составляющей национальное экономическое пространство.

Считаем, что процедура совершенствования существующих и формирования новых инновационно-промышленных кластеров, а также оптимизации совокупности взаимоотношений, имеющихся между участниками таких кластеров и внешней по отношению к ним социально-экономической средой должна осуществляться с учетом новейших достижений фундаментальной науки, способных вывести экономику страны на новый – инновационный – уровень развития.

Должным образом организованная политика управления процессом региональной кластеризации в сфере развития инновационных производств, несомненно, является действенным инструментом повышения инновационного потенциала, конкурентоспособности и темпов экономического роста региона. В условиях экономической глобализации региональные кластеры, подобные рассмотренным, способны стать сферой непрерывной циркуляции человеческих, организационных и технологических ресурсов.

Литература

  1. Ассоциация кластеров и технопарков. III ежегодный обзор «Кластеры России 2017», www.akitrf.ru.
  2. Бляхман Л.С. От экстенсивного экономического роста к инновационному развитию: проблемы, перспективы, роль государственных корпораций. – Евразийский Международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», 2016г., №1(75), с.54.
  3. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях новой экономики // Вопросы экономики.2015 г.-№ 3-с. 26-43.
  4. Жихаревич Б.С. Инновационные стратегии и инновации в стратегиях//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2018 г.-№1(24), с.34-39.
  5. Портер М. Государство делает ставки на кластеры. Агентство экономической информации Прайм-Тасс-2006г.  (www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=1227&ct=articles).
  6. Праздничных А.Н. Развитие инновационных кластеров: международный опыт и возможности для России.-2017г.//www.aup.ru.
  7. Ферова И.С. Промышленные кластеры как основа конкурентоспособности экономики. – Вестник КрасГУ, 2016г., №4.
  8. Якобс Д. Меры по развитию инновационных процессов. – Интернет-ресурс: сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций//http://www.informatika.ru

[1] Бляхман Л.С. От экстенсивного экономического роста к инновационному развитию: проблемы, перспективы, роль государственных корпораций. – Евразийский Международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», 2016г., №1(75), стр.54

[2] Портер М. Государство делает ставки на кластеры. Агентство экономической информации Прайм-Тасс-2006г.  (www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=1227&ct=articles)

[3] Праздничных А.Н. Развитие инновационных кластеров: международный опыт и возможности для России.-2017г.//www.aup.ru

[4] Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях новой экономики // Вопросы экономики.2015 г.-№ 3-С.26-43

[5] Жихаревич Б.С. Инновационные стратегии и инновации в стратегиях//Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2018 г.-№1(24), С.34-39

[6] Якобс Д. Меры по развитию инновационных процессов. – Интернет-ресурс: сайт Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций//http://www.informatika.ru

[7] Ферова И.С. Промышленные кластеры как основа конкурентоспособности экономики. – Вестник КрасГУ, 2016г., №4.