Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19042

ПРОБЛЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОБЪЕМА РЕЗЕРВОВ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА ЛИКВИДАЦИЮ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ

PROBLEM OF FORECASTING OF VOLUME OF RESERVES OF FINANCIAL RESOURCES FOR ELIMINATION OF THE NATURAL FIRES

Габышев Илья Николаевич, старший преподаватель Горного института, кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Яковлев Сандаар Егорович, студент бакалавра Горного института, направление: 20.03.01 «Техносферная безопасность» (профиль: Пожарная безопасность), кафедра «Техносферная безопасность», Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосов

Аннотация: Проблема формирования и утверждения бюджета региона в условиях дефицита финансовых ресурсов является актуальной для многих регионов России, в том числе и для Иркутской области. Одной из таких статей является резерв финансовых ресурсов региона, из которого выделяются средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций – природных пожаров. Справедливо отметить, что указанный подход к определению объемов резервов финансовых ресурсов используется на всей территории РФ, и поэтому проблема актуальна для всех регионов России.

Summary: The problem of formation and the approval of the budget of the region in the conditions of deficiency of financial resources is relevant for many regions of Russia including for the Irkutsk region. One of such articles is the reserve of financial resources of the region from which funds for emergency response – the natural fires are allocated. It is fair to note that the specified approach to determination of volumes of reserves of financial resources is used in all territory of the Russian Federation and therefore the problem is relevant for all regions of Russia.

Ключевые слова: ликвидация,природные пожары, прогнозирование, финансовые ресурсы.

Keywords: elimination, natural fires, forecasting, financial resources.

Введение

Научная новизна определяется тем, что в Иркутской области еще не проводился анализ прогнозирования объема резервов ресурсов в сфере финансов на устранение пожаров на территории Иркутской области, что является важным элементом планирования регионального бюджета, который в большинстве регионов находится в дефиците. Практическая значимость определяется возможностью применению на практике сформулированных методов, формул, определении, которые прогнозируют количество резервов ресурсов в сфере финансов на устранение пожаров в Иркутской области. Целью исследуемой статьи является формулирование особенностей прогнозирования количества резервов ресурсов в сфере финансов на устранение пожаров на территории Иркутской области. На данный момент не имеется четкого подхода для прогнозирования количества резервов ресурсов в сфере региональных финансов. Необходимо определить, что при исследовании имеющихся методов к формированию региональных потребностей в ресурсах на устранение природных ситуаций и ликвидации их последствий, были определены ресурсы, которые посвящены анализируемой проблеме. Воробьев Ю.Л. анализировал финансирование бюджета по предупреждению и устранению серьезных ситуаций [5; 4].

К материалам, которые относятся к предупреждению и устранению чрезвычайных ситуации, на территории Иркутской области стоит отнести нормативно-правовые акты, которые непосредственно отсылают к определенным законодательным актам, нормативно-правовым актам органов МСУ и локальным актам компаний [6; 8].

На данный момент не осуществляется определенных плановых расчетов, которые непосредственно связаны с дальнейшими расходами на устранение пожаров. Не имеется дополнительно оценочных прогнозов расходов на устранение указанных чрезвычайных ситуации. На данный момент, финансовые средства, в ситуации формирования данных чрезвычайных ситуации, подлежат выделению из средств резервного областного фонда. Размер ассигнований в областной бюджет устанавливается исключительно только на основании нормативно-правовых актов, а так же постановлений областного правительства.

Законами на территории области определяется резервный фонд Правительства Иркутской области в определенном объеме, и из указанных резервов формируются финансовые средства на устранение чрезвычайных ситуаций. Что, следовательно, может негативно влиять на других экономических областных сферах и иметь дополнительно перечень неблагоприятных последствий. Например, в ситуации чересчур сформированного резерва, финансы не будут потеряны, и собственно, указанный случай будет влиять на то, что, в первую очередь: на другую экономическую сферу может не хватить финансов, во вторую очередь, денежная масса может терять собственную стоимость во времени. Схожий отрицательный эффект будет осуществлять и дефицит средств в резерве регионального бюджета. Финансы важно в дальнейшем запрашивать из бюджетов вышеуказанных уровней, что, следовательно, дополнительно может отрицательно сказаться потерей стоимости денежной массы во времени. В связи с этим, важно развивать то направление деятельности, позволяющее оптимизировать номенклатуру и размеры накопления, развивать меры по накоплению финансовых и имущественных ресурсов в резервах для устранения пожаров в лесу.

Материалы и методы

При осуществлении анализа применены методы математической статистики, осуществлено исследование временных рядов, применявшиеся к статистическим сведениям о прошлых пожарах на территории Иркутской области за 2000-2015 гг. [4; 10]. Дополнительно анализировались всевозможные модели и способы в экономическом управлении во всевозможных сферах, с целью оценки способности использования к области руководства процессами в сфере бюджета, и показатели их эффективности [5; 7].

Апробация модели и результаты исследования

Для формирования модели был применен метод В.А. Кардаша для области моделирования процессов агропромышленного комплекса [11; 5]. Дополнительно был исследован и применен метод последователей Кардаша В.А. в области анализа рисков агропромышленного комплекса [10; 12]. Леньков И.И в собственных научных трудах исследует метод к установлению частоты ежегодных условий погоды, что дополнительно должно быть использовано в области руководства и анализа рисков формирования природных ситуаций, что дополнительно было применено при формировании и осуществления модели автора [13; 5]. На базе исследованной модели, был осуществлен модельный эксперимент на основе статистических сведений Иркутской области [8; 7].

На основании установленной классификации неблагополучных и чрезвычайных явлений природы и процессов, указанная классификация для территории Иркутской области может быть продемонстрирована в таблице 1:

где m – период среднесрочного планирования;

N – количество типов погодной ситуации;

– ограничение по бюджету региона на год;

– математическое ожидание затрат в v-ой типовой погодной ситуации;

Pv – вероятность наступления, v-ой типовой погодной ситуации;

Xi – искомое управленческое решение о сумме выделенных средств, для резервирования на ликвидацию природных ЧС (на финансовый год), будет являться оптимальным управленческим решением, оптимальным всему набору годовых погодных условий.

На основании дефицита данных за 30 лет, необходимо использовать сведения, которые применялись за 15 лет наблюдения. На рисунке 1 демонстрируется активность пожаров на территории Иркутской области по числу ситуации с 2000 по 2015 гг. На рисунке 2 демонстрируется аналогичная ситуации по площади прохождения лесов пожаром за 2000-2015 гг.

Активность расходов на устранение пожаров Иркутской области стоит продемонстрировать на рисунке 3.

Активность формирования ежегодных стандартных ситуации по погоде на территории Иркутской области стоит установить в таблице 2. По отношению количества лет любого исхода к суммарному количеству лет периода, установим относительные частоты для любой группы лет (p) (таблица 3).

Исследовав задачу (1), необходимо определить рациональный набор погодных условий в виде управленческого решения, и установить суммарный размер резерва ресурсов в сфере финансов на время среднесрочного планирования m лет. Математическое ожидание расходов и их интервальные оценки на устранение чрезвычайных ситуаций на территории Иркутской области для любой группы лет демонстрируются в таблице 4.

Сформулированные результаты необходимо определить дальнейшим способом: если исследовать перспективу среднесрочного прогноза, то по итогам сформированной модели (оптимальным управленческим решением) на 5 лет для Иркутской области важно осуществить резерв на сумму в рамках от 6 832 777 до 10 310 472 руб., расходование которых, в каждом определенном году, считается наилучшим, если распределение будет формироваться на основании вероятностей появления ситуации по погоде на основании табл. 3.

Заключение

Исследование результатов, которые получены на базе статистически обработанных сведений, и информации, которая получена при помощи использования сформулированной модели, демонстрирует, что модель функционирует для большого количества субъектов РФ.

Таким образом, сформированная модель демонстрирует огромные перспективы применения модели для утверждения решений (об объеме выделенных и зарезервированных финансов в бюджете субъекта Российской Федерации) в определенных областях РФ, которые подвержены риску формирования чрезвычайных ситуации.

Сформулированная экономико-математическая модель способствует оптимизации и направлению деятельности по установлению размеров резервных финансов, которые предусмотрены бюджетом Иркутской области, на устранение пожаров, что способствует снижению размера дефицита региональных финансов.

Библиографический список

1. Батуро А.Н., Мартинович Н.В., Мельник А.А. Разработка регламента выполнения противопожарных мероприятй в зависимости от прогнозируемой пожарной опасности // Материалы научно-практического семинара, июнь 2011, Железногорск, с.113 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cniokr .igps.ru/pages/mat_konf/06-11.pdf

2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управление рисками. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 511 с.

3. Воробьев Ю.Л. Бюджетное финансирование деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Электронное учебное пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.obzh.ru/eco/3-1.html

4. Закон Иркутской области «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Иркутской области от 20.05.2009 No11/4-3С». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895210525.

5. Методические рекомендации по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления (утв. МЧС России 21.12.2007). [Электронный ресурс] – Режим доступа http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-sozdaniiu-i-ispolzovaniiu-rezervovfinansovykh-i/

6. Росстат. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosst.

7. Росстат. Основные показатели охраны окружающей среды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/ catalog/doc_1140094699578.