Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.439

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19032

Противодействия теневым процессам как основа обеспечения экономической безопасности в агропромышленном комплексе

Counteraction to shadow processes as the basis for ensuring economic security in the agro-industrial complex

Троценко Вячеслав Михайлович, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov”, 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, Ph.: + 7 9048430760, E-mail: t-v-m@inbox.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экономической безопасности агропромышленного комплекса, как основы для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения продовольственной безопасности и благосостояния государства. Наличие теневых процессов в экономике несет в себе потенциальную и реальную угрозу ослабления экономической безопасности государства. Рассматриваются основные предпосылки возникновения теневых процессов в экономике аграрного сектора. Ситуация в аграрном секторе  свидетельствует о том, что сельское хозяйство России остается в состоянии системного кризиса, уровень производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных организаций и предприятий не позволяет им быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным хозяйствующим субъектам в аграрной сфере зарубежных стран.

Summary: The article deals with the issues of economic security of the agro-industrial complex, as the basis for sustainable socio-economic development, ensuring food security and state welfare. The presence of shadow processes in the economy carries with it the potential and real threat of weakening the economic security of the state. The main prerequisites for the emergence of shadow processes in the economy of the agrarian sector are considered. The situation in the agricultural sector suggests that Russia’s agriculture remains in a state of systemic crisis, the level of production and economic activity of Russian agricultural organizations and enterprises does not allow them to be competitive with respect to similar economic entities in the agricultural sector of foreign countries.

Ключевые слова: экономическая безопасность, теневые процессы,  инвестиции, механизм противодействия, АПК.

Keywords: economic security, shadow processes, investments, countermeasure, agriculture.

Проблема экономической безопасности с каждым годом приобретает все большую актуальность, особенно остро встает проблема в кризисный период  при нарастании системных экономических угроз, как внутренних, так и внешних. Одной из главных угроз для экономической безопасности агропромышленного комплекса региона является большая доля теневых экономических процессов. Восстановление и развитие агропромышленного комплекса невозможно без инновационного развития и инвестиционной, а также государственной поддержки отрасли, помимо этого важно особое внимание уделить техническому переоснащению и модернизации производства, при этом необходимо учесть влияние теневых процессов, из-за которых происходит деформация экономических стимулов в обществе и образуется диспропорциональность социально-экономического развития.

Под экономической безопасностью агропромышленного комплекса следует понимать систему взаимоотношений, складывающуюся  между различными сферами АПК (обеспечение средствами производства, непосредственно производство, а также переработка сельскохозяйственной продукции и сбыт готовой продукции), при которой обеспечивается высокий уровень конкурентоспособности предприятий АПК, их защищенности  от внешних и внутренних угроз, а также обеспечивается продовольственная безопасность муниципальных образований, регионов и страны в целом.

Экономическая безопасность агропромышленной комплекса для любой страны – это основа для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения продовольственной безопасности и благосостояния государства. На данный момент анализ мирового опыта отражает, что единый подход к определению экономической безопасности страны отсутствует. Эксперты считают, что определение «экономическая безопасность» находится между понятиями экономической науки и теорией международных отношений. Еще одной причиной может быть то, что экономическая безопасность, как наука, относительно новое понятие, как для стран запада, так и для стран СНГ и Прибалтики. В связи с этим на данный момент необходимо произвести систематизацию мирового опыта, с целью исследования проблемы  экономической безопасности страны  и практики её реализации в международном сообществе (таблица 1).

Сущность теневой экономики можно определить с разных точек зрения. Изучением теневой экономии занимаются С. Ю. Барсукова, А. Н. Олейник, В. В. Радаев, Л. М. Тимофеев, В. В. Волков, В. Л. Тамбовцев, Ю. В. Андриенко и многие другие, большой вклад в изучение теневой экономики в АПК внес Светлаков А.Г. Наиболее часто для характеристики теневой экономики используют экономико-статистический подход. При этом  теневую экономику рассматривают как вид экономической деятельности, не имеющий официального отражения в статистических формах, то есть официально не учтённый.

Для  определения сущности теневой экономики используются и другие подходы. С юридической точки зрения, теневыми можно назвать экономические процессы, идущие вразрез с правовыми нормами. С точки зрения этики, теневой называют экономическую деятельность, нарушающую общепринятые моральные нормы.

Теневая экономика в агропромышленном комплексе, по нашему мнению, представляет собой такие экономические отношения, которые находятся вне контроля государственными органами, а именно взаимоотношения между сферами АПК, а также незаконные отношения государственных служащих с субъектами АПК, в том числе коррупционные отношения.

Наличие теневых процессов в экономике несет в себе потенциальную и реальную угрозу ослабления экономической безопасности государства. Одной из самых серьезных угроз «сокрытия» нормальной экономической деятельности является, как правило, снижение инвестиционной привлекательности отрасли и как следствие ограничение возможности привлечения инвестиционных ресурсов, особенно иностранных.

К основным предпосылкам возникновения теневых процессов в экономике аграрного сектора можно отнести следующие явления:

  • ограниченный приток свободных рыночных активов, отсутствие финансового рынка для аграрного сектора и ограниченность бюджетных средств для его поддержки;
  • ожесточенная конкуренция теневых агентов рыночных отношений за право обладания земельными ресурсами существующих сельскохозяйственных организаций и предприятий, которые имеют слабый производственный потенциал;
  • существование скрытого натурального оборота, с помощью которого путем нелегальных сделок осуществляется вторичное перераспределение материальных ресурсов;
  • масштабы статистических искажений, одна часть из которых носит объективный характер и связана с принятой методикой учета затрат, а другая является сознательной дезинформацией с целью ухода от налогов или сокрытия хищений;
  • отсутствие продуманной на длительную перспективу государственной политики в области налогообложения и кредитования сельского хозяйства.

В целях оценки влияния теневых процессов на развитие системы экономической безопасности АПК предлагается использование оценки уровня эффективности освоения государственных инвестиций в АПК, согласно, следующего алгоритма, представленного на рисунке 1.

Эконометрический метод позволяет определить количественные и качественные экономические взаимосвязи между объемом валовой продукции сельского хозяйства и размером государственных инвестиций с помощью математических и статистических методов. Данный метод позволяет дать прогнозный показатель объема произведенной продукции сельского хозяйства при изменении объема инвестиций в агропромышленном комплексе.

При применении эконометрического метода, так как изучается зависимость двух переменных, используется парная регрессия и имеет вид математической функции:

у = f(x)                                                           (1),

где y – зависимая переменная (объем валовой продукции сельского хозяйства),

х – независимая переменная (размер государственных инвестиций)

Корреляционное поле с прямой зависимостью показателей говорит о том, что при увеличении независимой переменной (размера государственных инвестиций) происходит увеличение зависимой переменной (объема произведенной продукции). Отсюда следует, что уровень освоения государственных инвестиций в АПК высокий, вероятность наличия теневых процессов небольшая. Обратная зависимость свидетельствует о том, что при увеличении независимой переменной (размера государственных инвестиций) происходит уменьшение зависимой переменной (объема произведенной продукции). Отсюда следует, что уровень освоения государственных инвестиций в АПК низкий, большая вероятность наличия теневых процессов.

За эконометрическим методом обязательно должен следовать экспертно-логический метод, также данный метод может быть использован обособленно.

Экспертно-логический метод предполагает привлечение специалистов управления сельских хозяйств (всех муниципалитетов) с целью проведения проверки  использования государственных инвестиций. Для адекватной оценки эффективности освоения государственных инвестиций в АПК требуется наличие определенных компетенций у специалистов управления сельских хозяйств, а именно:

  1. Гражданско-правовой уровень компетенции. Знание норм законодательства РФ, знание особенностей законодательства сельского хозяйства, а также наличие понимания инвестиционной деятельности.
  2. Профессиональный уровень компетенции. Данный уровень включает в себя знания особенностей сельского хозяйства. Каждый специалист должен иметь узконаправленные знания и практические навыки по отраслям сельского хозяйства.
  3. Политический уровень компетенции неразрывно связан с вышеперечисленными компетенциями, однако он отличается тем, что у специалиста должна быть высокоразвита политическая культура, которая, благодаря знаниям, убеждениям, способствует тому, чтобы сделать правильный вывод и принять взвешенное решение.

Наличие данных компетенций у эксперта позволит реально оценить уровень освоения государственных инвестиций в АПК, а также способствует выявлению теневых процессов при использовании государственных финансов.

Комплексное применение данных методов позволит выявить наличие теневых процессов в АПК и, как следствие, снизить уровень теневизации АПК при распределении, использовании, освоении государственных инвестиций в АПК.

Ситуация в аграрном секторе страны  свидетельствует о том, что сельское хозяйство России остается в состоянии системного кризиса, уровень производственно-хозяйственной деятельности российских сельскохозяйственных организаций и предприятий не позволяет им быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным хозяйствующим субъектам в аграрной сфере зарубежных стран. Этот кризис имеет несколько отличительных особенностей:

  • низкий уровень оснащенности финансовыми, кадровыми и технологическими ресурсами сельскохозяйственных организаций и предприятий, ускоряющие их банкротство;
  • значительное сокращение объема пахотных земель во многих регионах страны вследствие их выведения из сельскохозяйственного оборота или перевода в категорию несельскохозяйственных земель;
  • ослабление инновационной компоненты аграрной политики государства и недостаточная государственная поддержка сельского хозяйства;
  • нарастающее отставание социального развития села, сокращение рабочих мест по причине ликвидации сельскохозяйственных предприятий.

Актуальность проблемы развития теневых процессов в АПК региона заключается в том, что необходимо эффективное воздействие государства в борьбе с теневыми процессам АПК региона, потому что данная проблема является резервом экономического роста региона, а также способом укрепить экономическую безопасность АПК региона. Внедрение механизма противодействия теневым процессам в агропромышленном комплексе региона (рисунок 2) в результате будет получен организационно-экономический и социальный эффект, что приведет к повышению уровня экономической безопасности агропромышленного комплекса региона.

Стоит обратить внимание, что нормативный модуль противодействия теневым процессам должен включать в себя следующие аспекты:

  • ужесточение уголовной ответственности и усиление контроля над посягательством на собственность предприятий;
  • пересмотр законодательной базы, повышение уголовной ответственности государственных служащих за совершение должностных преступлений;
  • ужесточение уголовной ответственности за незаконное предпринимательство и взяточничество.

В управленческом модуле необходимо сделать акцент на следующее:

  • повышение контроля со стороны Правительства РФ и службы экономической безопасности АПК региона за применением государственных дотаций по назначению;
  • пролонгация программы, действующей до 2020 года,  «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края»;
  • выработка образа законопослушного предпринимателя;
  • поддержка и развитие социальной инфраструктуры на селе;
  • восстановление школ, детских садов, дорог, больниц;
  • улучшение условий труда
  • внесение изменений в «Доктрину продовольственной безопасности», сместить акцент с продовольственной независимости, импортозамещении на экономическую доступность качественного продовольствия для всех граждан страны;
  • образование агрохолдингов;
  • усиление контроля над деятельностью посредников на внутреннем рынке;
  • создание дополнительных рабочих мест.

Экономический модуль должен содержать:

  • проведение модернизации и материально-технической базы АПК;
  • увеличение объема государственных дотаций именно на приобретение сельскохозяйственной техники;
  • льготное кредитование товаропроизводителей сельского хозяйства;
  • создание программы адресной продовольственной помощи бедным семьям, у которых доход в расчете на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;
  • повышение таможенных пошлин;
  • создание резерва на целевые государственные вложения на увеличение плодородности почв;
  • разработка системы мониторинга за использованием сельскохозяйственных угодий;
  • разработка программы, направленной на увеличение племенного стада;
  • легализация теневых отношений;
  • привлечение молодых специалистов на село, путем предоставления жилья, «подъемных», льгот;
  • увеличение доходов сельского населения, пенсий, пособий. 

Воздействие государства на теневые процессы в АПК должно принять совокупную форму системы государственной политики и быть рассчитано на долгосрочную перспективу. При развитии системы государственных мер по борьбе с теневыми процессами в АПК региона и укреплению экономической безопасности важно учитывать, что теневая экономическая деятельность анализируется с позиции её влияния на структуру экономики, производства, распределения, перераспределения и потребления валового регионального продукта (ВРП) на занятость, инфляцию, экономический рост. Предлагаем следующую систему государственных мер по борьбе с теневыми процессами в АПК региона и укреплению экономической безопасности (рисунок 3).

Экономическую эффективность после внедрения предложенных мер можно определить путем отношения полученного положительного эффекта от сокращения масштабов теневых процессов к произведенным затратам в целях получения необходимого результата в сопоставимых единицах. Необходимо учитывать, что издержки теневых процессов несут в себе, как косвенные (направленные на ведение теневой деятельности), так и прямые затраты (затраты государства на сдерживание теневой деятельности). Наибольшую эффективность можно достичь путем минимизации издержек, которые связаны с наличием теневой деятельности, а также с реализацией мер её сокращения.

Литература

  1. Балиянц К.М. Импортозамещение и продовольственная безопасность республики Дагестан // РППЭ. 2017. №1 (75). – с. 39-45.
  2. Копеин В.В. Экономическая и продовольственная безопасность: новая реальность импортозамещения // Техника и технология пищевых производств. 2016. №1. – с. 126-134.
  3. Малькова А.В. Влияние продовольственного импортозамещения на экономическую безопасность России // Juvenis scientia. 2016. №1. – с. 43-46.
  4. Плотников А.В. Импортозамещение отечественной аграрной экономики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2018. № 1. С. 129-132.
  5. Черданцев В.П., Плотников А.В. Инновационное предпринимательство – основа экономического развития региона // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 821-823
  6. Хайруллина, О.И. Продовольственная безопасность: международный опыт и российская реальность / В.З. Мазлоев, О.И. Хайруллина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. – № 10. – С. 13-19.
  7. Яркова, Т.М., Светлаков, А.Г. Особенности государственного регулирования экономики аграрного сектора России / Т.М. Яркова, А.Г. Светлаков// Микроэкономика. – 2016. ‑ №2. – С. 82-86
  8. Яркова, Т.М., Светлакова, С.А. Основные социально-экономические проблемы продовольственного самообеспечения в регионе и пути их решения в современных условиях / Т.М. Яркова, С.А. Светлакова// Аграрная Россия. – 2017.   №9.   С. 35-34