Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 658.8.012.12

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19024

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА ОЗИМОЙ РЖИ И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

MARKETING TOOLS IN THE DEVELOPMENT OF GRAIN PRODUCTION OF WINTER RYE AND ITS PRODUCTS

Марченко Алексей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Marchenko A.V.,  alex100001@yandex.ru

Аннотация: В статье представлена характеристика и значение зерна озимой ржи и продуктов ее переработки. Динамика производства зерна озимой ржи в России и Пермском крае. Представлены факторы, влияющие на принятие решения об изменении посевных площадей под культурой озимая рожь.  Проведен анализ целевого использования продукции из зерна озимой ржи в разрезе сегментов рынка, характеристика  потребительских свойств районированных сортов и их балльно-рейтинговая  оценка. Предложены инструменты маркетинговых активностей, в разрезе  укрупненных сегментов рынка зерна озимой ржи и продукции ее переработки.

Summary: The article presents the characteristics and importance of winter rye grain and products of its processing. Dynamics of winter rye grain production in Russia and Perm region. The factors influencing the decision to change the acreage under the winter rye crop are presented. The analysis of the target use of products from winter rye grain in the context of market segments, the characteristics of consumer properties of zoned varieties and their score-rating. The tools of marketing activities in the context of the enlarged segments of the market of winter rye grain and its processing products are proposed.

Ключевые слова: озимая рожь, рынок, сорта, сегменты, маркетинговые активности.

Key words: winter rye, market, varieties, segments, marketing activities.

Озимая рожь является ценной продовольственной культурой и исторически занимала ведущее место в России по объемам производства среди зерновых культур. Существует неудовлетворенный спрос на зерно озимой ржи, однако товаропроизводители ориентируются на более рыночные зерновые культуры, к которым относятся пшеница, ячмень, кукуруза, дающие более высокий доход с единицы площади. Поэтому, проблема  связанная с сокращением объемов производства конкурентоспособного зерна  озимой ржи и продуктов ее переработки, является актуальной задачей для зерновой отрасли России

Динамика производства зерна озимой ржи в России неуклонно снижается. Этому свидетельствуют данные статистики. Так, в 1990 году площадь  составляла 8008 тыс.га, в 2002 г. – 3811 тыс.га. Замедление  динамики сокращения посевов под культурой  наблюдается в последние годы. Так, в 2016 году площадь составляла  1259 тыс.га, а в 2017 году –  около 1200 тыс.га.  Урожайность в разрезе лет  в среднем по России значительно  варьирует от 10 до 25 ц/га. На это значительно влияли погодные условия, устойчивость сортов  к засухе, полеганию и осыпанию. В среднем урожайность  в России по годам составляла 18-20  ц/га.

Наибольшие площади под культурой озимой рожь традиционно находятся в Приволжском федеральном округе – около 70%. В Центральном федеральном округе площади варьируют от 11 до 17%. На третьем месте находятся регионы, входящие в Южный федеральный округ – около 6-7%.

Озимая рожь – это культура, которая   широко распространена  в регионах центральной России и в нечерноземной зоне.  На территории Пермского края, как и во всех регионах России,  за последние 30 лет, произошло существенное сокращение посевных площадей и валовых сборов зерна озимой ржи. Так, в 210 году, валовой сбор зерна  озимой ржи составлял 29,3 тыс. тонн, что составляло  около 8,85%  от объема производства зерна и зернобобовых в Пермском крае. В 2017 году  валовой объем зерна озимой ржи составил 18,5 тыс. тонн, что составило 5,22% от валового объема производства.

Производство зерна озимой ржи сопряжено как с положительными, так и с негативными факторами, на которые обращают внимание сельскохозяйственные товаропроизводители, принимающие решение об увеличении или сокращении посевных площадей.

Для того, чтобы понимать, есть ли экономическая целесообразность для хозяйства или предприятия перерабатывающей промышленности производить и перерабатывать озимую рожь, необходимо произвести сегментацию рынков и их емкость.

Потребительские преимущества продукции  из озимой ржи имеют много положительных свойств, которые влияют на здоровье, и используются в качестве профилактического и диетического питания.

Для того, чтобы оценить свойства зерна озимой ржи и возможность производить из нее конкурентоспособную продукцию,  необходимо провести анализ ее потребительских свойств в разрезе сортов, районированных на территории Пермского края.

Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что предпочтительными сортами, для  получения конкурентоспособной продукции, могут являться такие, как Фаленская 4, Кировская 89 и Тантана. Данные представлены в таблице 4.

Недостаточно просто произвести продукцию в виде зерна или продукции разной степени переработки. Её необходимо правильно продвигать на целевые сегменты рынка. Это ответственная задача, требующая глубокого знания рынка, психологию и мотивацию потребительского поведения, договороспособность и творческий подход в реализации поставленной задачи в области эффективного продвижения и продаж.

Маркетинговые инструменты имеют  специфику и по разному работают на разных сегментах рынка и целевых аудиториях. Продвигая продукцию полученную из зерна озимой ржи, необходимо  использовать  стратегии сегментирования, таргетирования и позиционирования (STP). Так, например, позиционируя продукцию из зерна озимой ржи, необходимо использовать не только коммерческие ресурсы фирмы, показывая полезность, но и управлять ценовыми категориями.

Так, для  некоторых групп потребителей дешевый продукт является  обыденным и не качественным. Но, как только цена на него возрастает, ценность в глазах потребителей продукта приобретает больший вес. Это может являться одним из инструментов в продвижении продуктов питания, произведенных из зерна озимой ржи.

При этом, использование инструментов пропаганды здорового питания, может являться весомым инструментом для стимулирования спроса на зерно озимой ржи, в разрезе сегментов рынка и потребителей.   ,           Применение некоторых маркетинговых активностей может быть использовано аграрными, зерноперерабатывающими и предприятиями пищевой промышленности, осуществляющие глубокую переработку зерна и продвигающие его продукцию на разные сегменты рынка.

Решение сложной задачи по восстановлению и развитию рынка зерна  озимой ржи, является не только внутренней задачей сельскохозяйственного товаропроизводителя, но и государственных институтов.

Решение зерновой проблемы, в контексте развития рынка озимой ржи, должно быть ориентировано, прежде всего, на увеличение потребления населением ржаной и ржано-пшеничной продукции, позволяющей повысить качество и продолжительность жизни населения.

Поэтому, стимулирование сельскохозяйственного производителя должно осуществляться не только через инвестиционную политику, предоставление льготных кредитов, инновации, но и через стимулирование развития зернозаготовительных и перерабатывающих предприятий, инвестирование в создание конкурентоспособных сортов, посредством  генетики и селекции. Необходима также работа с населением, посредством пропаганды здорового образа жизни, через коммерческую и социальную рекламу.

Литература

1. Загоруйко, И. Ю. Современное экономическое развитие производства продовольствия в Пермском крае/ И. Ю. Загоруйко, Д. А. Новокшонов// Экономика и предпринимательство. 2016. № 2. С. 268-273. (Agris).

2. Костенко, О.В. Локализации возделывания озимой ржи на территории Приволжского федерального округа как сырьевой зоны ржаного кластера // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7.

3. Костенко, О.В. Состояние и тенденции развития российского рынка озимой ржи // Производство и переработка сельскохозяйственной продукции: менеджмент качества и безопасности: материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский ГАУ, 2016. С. 289-294.

4. Ленточкин, А.М. Оценка состояния посевных площадей зерновых культур /  А.М. Ленточкин // Пермский аграрный вестник. 2019. № 1 (25).- С. 53-62.

5. Хайруллина, О.И. Продовольственная безопасность: международный опыт и российская реальность / В.З. Мазлоев, О.И. Хайруллина // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. – № 10. – С. 13-19.

6. Яркова, Т.М., Светлакова, С.А. Основные социально-экономические проблемы продовольственного самообеспечения в регионе и пути их решения в современных условиях / Т.М. Яркова, С.А. Светлакова// Аграрная Россия. – 2017. №9.- С. 35-34.