Московский экономический журнал 8/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10595

Формирование механизмов государственно-частного партнерства в промышленном секторе экономики РФ

Formation of public-private partnership mechanisms in the industrial sector of the Russian economy

Муртазина Инна Рашитовна, аспирант, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, Российская Федерация, г. Набережные Челны, e-mail: inna4386@mail.ru

Murtazina Inna Rashitovna, Postgraduate, Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny Institute, Russian Federation, Naberezhnye Chelny, e-mail: inna4386@mail.ru

Ваславская Ирина Юрьевна, д-р экон. наук, доцент, профессор, Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, Российская Федерация, г. Набережные Челны, e-mail: vaslavskaya@yandex.ru

Vaslavskaya Irina Yurievna, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor, Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny Institute, Russian Federation, Naberezhnye Chelny, e-mail: vaslavskaya@yandex.ru

Аннотация. В настоящее время в экономике промышленно-развитых и развивающихся стран широко распространена такая форма взаимодействия государства и частного бизнеса как государственно-частное партнерство (ГЧП). Сотрудничество государственной власти и частного бизнеса играет важную роль в разработке и реализации промышленной политики Российской Федерации. Подобный альянс взаимовыгоден для обеих сторон, т.к. объединение финансовых, материальных средств, государственная поддержка и государственные ресурсы позволяет дать толчок для реализации общественно значимых социально-экономических программ, проектов в широком спектре отраслей экономики, социальной и инновационной сфере с использованием средств областных, местных бюджетов, объектов областной и муниципальной собственности. В рамках государственно-частного партнерства могут быть реализованы разнообразные проекты для решения социально-экономических задач в промышленности. Четко сформулированная концепция проекта ГЧП, выверенный план действий, разделение обязанностей и финансовых рисков между государством и бизнесом являются основными условиями реализации ГЧП-проектов.

ГЧП стремится к объединению и преумножению финансовых и материальных ресурсов, а также вовлечению финансов со стороны, вне бюджетных средств, для осуществления глобальных и важных программ и реализации проектов в экономической, социальной и других не менее важных сферах, для благополучия граждан своей страны. Данное партнерство поможет эффективно использовать финансовые средства областных, районных, местных бюджетов при этом увеличить и расширить перечень объектов областной, муниципальной собственности.

В данной статье сделана попытка рассмотреть возможности использования форм и механизмов государственно-частного партнерства в промышленном секторе экономики. Проанализированы становление и развитие ГЧП в промышленности, его роль в реализации государственной промышленной политики. Особое внимание уделяется проблемам партнерства бизнеса и государства и наиболее распространенным формам его организации, таким, как особые экономические зоны и лизинг.

Summary. Currently, in the economy of industrialized and developing countries, such a form of interaction between the state and private business as public-private partnership (PPP) is widespread. Cooperation between government authorities and private business plays an important role in the development and implementation of industrial policy in the Russian Federation. Such an Alliance is mutually beneficial for both sides, since combining financial, material resources, state support and state resources allows us to give an impetus to the implementation of socially significant socio-economic programs and projects in a wide range of economic sectors, social and innovative areas using funds from regional, local budgets, regional and municipal property. Within the framework of public-private partnership, various projects can be implemented to solve socio-economic problems in industry. A clearly formulated concept of the PPP project, a verified action plan, and the division of responsibilities and financial risks between the state and business are the main conditions for implementing PPP projects. This article attempts to consider the possibilities of using forms and mechanisms of public-private partnership in the industrial sector of the economy. The article analyzes the formation and development of PPP in industry, its role in the implementation of state industrial policy. Special attention is paid to the problems of partnership between business and the state and the most common forms of its organization, such as special economic zones and leasing.

Ключевые слова: государство, бизнес, партнерство, государственная поддержка, особые экономические зоны, лизинг, соглашение.

Keywords: state, business, partnership, state support, special economic zones, leasing, agreement.

В современной России государство и частный бизнес заключают взаимовыгодные альянсы, которые трактуются как государственно-частное партнерство. Подобные союзы успешно существуют в экономических отношениях между государством и бизнесом и реализуются в таких отраслях промышленности, как транспортная, производственная, т.п.

Можно выделить следующие наиболее перспективные для развития направления в промышленной политике Российской Федерации [1]:

  • развитие отраслей промышленности, использование новейших разработок в данной области, применение зарубежного опыта, привлечение молодых специалистов;
  • развитие производственной и транспортной инфраструктуры в промышленности;
  • популяризация и финансирование научных открытий и исследований, имеющих возможности коммерциализации;
  • развитие инновационных технологий.

В современной экономике России можно рассматривать государственно-частное партнерства применительно к каждому из указанных направлений. Например, в транспортной индустрии такое партнерство государства и бизнеса необходимо для строительства качественного автомобильного полотна, мостов, морских и речных портов, совместного строительства автобанов, удобных автомобильных развязок, для развития и поддержки местного пассажирского транспорта и т. д.

Государственно-частное партнерство является одним из приоритетных механизмов для реализации промышленной политики. Применение такого инструмента как ГЧП, в различных отраслях промышленности повышает эффективность использования ресурсов и качество управления [2]. Переход к модели государственно-частного партнерства позволяет улучшить экономические показатели эффективности деятельности промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных ресурсов, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в промышленной отрасли. Тесное взаимодействие государства и частного бизнеса в промышленности дает возможность эффективно использовать возможности каждой стороны.

Наиболее эффективны проекты ГЧП в тех отраслях промышленности, где задействованы крупные материальные ресурсы и большой срок окупаемости.

В этом плане весьма заманчивой становится идея объединения ресурсов государства и частного бизнеса в сфере промышленных инноваций на основе ГЧП, направленное на развитие высокотехнологичных и наукоемких производств с перспективой использования новых технологий, изготовления новых материалов, видов продукции и пр. [3].

Основными формами государственно-частного партнерства в промышленности выступают особые экономические зоны и лизинг.

Важным и распространенным в промышленной сфере видом ГЧП, являются особые экономические зоны. Размещение производства на территории промышленно-производственных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. На данный момент на территории РФ функционируют 15 ОЭЗ промышленно-производственного типа.

По состоянию на 1 января 2020 года резидентами ОЭЗ ППТ являлись 249 компаний. Резидентами ОЭЗ ППТ накопленным итогом создано 18 тысяч рабочих мест, осуществлено 260,39 млрд рублей инвестиций, объем выручки составил 576,56 млрд рублей, уплачено 62,1 млрд рублей налоговых, таможенных отчислений и отчислений в государственные внебюджетные фонды [4].

Так, например, на территории Республики Татарстан функционирует ОЭЗ ППТ «Алабуга». Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» создана на территории Елабужского района Республики Татарстан в 2005 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года №784. Срок действия до 2055 года.

На 2019 год «Алабуга» является крупнейшей особой экономической зоной промышленно-производственного типа в России, приносящей 59 % совокупной выручки и 34 % налоговых сборов от всех ОЭЗ страны, обеспечившей 39 % частных инвестиций в российские ОЭЗ.

Приоритетными направлениями развития ОЭЗ ППТ «Алабуга» являются: автомобилестроение, автокомпоненты, приборостроение, нефтехимия, композитные и строительные материалы, строительные материалы, товары массового потребления [5].

Широко используется такая форма ГЧП как лизинг, являющийся для бизнеса основным вариантом приобретения необходимых основных средств, в т.ч. промышленной техники, машин, оборудования, транспортных средств и т.п. [6].

Государственный лизинг – форма взаимодействия государства и частных предприятий, при котором осуществляется государственное кредитование с целью приобретения основных фондов или дорогостоящих товаров представителями бизнеса. Непосредственно объектом лизинга являются любые не потребляемые вещи, в том числе организации, введенные в эксплуатацию здания, постройки, промышленное оборудование, транспортные средства, и другое движимое и недвижимое имущество [7]. Поддержка в виде государственного лизинга – это существенный объем внутреннего капитала, а также так называемые «длинные деньги» – государственные заемные средства. В частности, это позволяет государственным лизинговым компаниям осуществлять взаимодействие с бизнесом на основе применения более низких процентных ставок и сроков лизинга.

При заключении лизингового договора с государственной лизинговой компанией лизингополучатели и финансируемые лизинговые предприятия проходят отбор по весьма жестким критериям. Чтобы стать участником программ льготного лизинга, лизингополучатель должен соответствовать определенным требованиям. При этом учитываются следующие особенности деятельности предприятия:

  • создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
  • развитие промышленного производства в части увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
  • рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;
  • повышение энергоэффективности и ресурсосбережения [7].

В современных условиях лизинг, по мнению авторов статьи, является одним из наиболее приемлемых способом финансирования проектов, реализуемых в различных отраслях промышленности с использованием механизмов ГЧП.

Преимущества сторон договора лизинга:

1.Финансовые: одновременно решаются вопросы приобретения основных фондов и финансирования этой операции. Объем лизингового финансирования при этом может в 2–3 раза превышать стоимость активов, которыми располагает предприятие или организация.

2. Инвестиционные: поскольку предмет лизинга может быть использован в качестве залога, постольку имущество получить в лизинг проще, чем ссуду на его покупку.

3. Организационно-эксплуатационные: использование предмета лизинга приносит немедленный доход, который идет на оплату лизинговых платежей и прибыль лизингополучателя.

4. Сервисные: лизингополучатель может воспользоваться услугами по: страхованию, транспортировке, монтажу, обучению персонала, сервисному обслуживанию.

5. Практические: лизинговые платежи относятся на издержки лизингополучателя, что снижает налогооблагаемую прибыль, коэффициент ускоренной амортизации – 3 при норме амортизации –10%, срок – 3,3 г. После полной амортизации и выкупе по символической стоимости оборудования оно зачисляется на баланс лизингополучателя по нулевой оценке, налог на имущество не платится.

Так, например, «Государственная транспортная лизинговая компания» реализует лизинговые проекты всех видов техники и оборудования для транспортной отрасли (лизинг грузового и пассажирского автотранспорта и спецтехники, авиационной техники и оборудования, водного транспорта и оборудования, железнодорожного подвижного состава).

“ВТБ Лизинг” финансирует проекты по лизингу промышленного оборудования, авиатехники, железнодорожного транспорта, морских и речных судов, недвижимости, автотранспорта и спецтехники.

В качестве основных проблем реализации ГЧП в промышленности, наличие которых необходимо учитывать для эффективного сотрудничества, можно рассмотреть следующие.

1. Недостаточно проработанная нормативно-правовая база.

Проблемой на пути реализации проектов ГЧП является недостаточное нормативное правовое обеспечение. Имеют место длительные сроки

проведения конкурсов на участие в проектах ГЧП, согласования заявлений инвесторов на предоставление поддержки, подписания инвестиционных соглашений и задержки с финансированием государственных обязательств (цикл подготовки проекта может занимать 2-3 года). Отсутствует единая система государственного управления промышленными проектами, реализуемыми на основе ГЧП. Международный опыт показывает, что с учетом сложности координации действий между различными ведомствами для более эффективного применения ГЧП целесообразным является создание единого государственного органа, ответственного за развитие ГЧП [8]. Такой орган должен стать эффективным посредником между бизнесом и государством, единым экспертными центром для обеих сторон по вопросам ГЧП. Необходимо сосредоточить полномочия различных ведомств в рамках единого центра, что приведет к повышению ответственности за участие в проектах государства, позволит снизить сроки согласования со всеми заинтересованными ведомствами и повысить их координацию при работе с частным сектором в рамках ГЧП [9].

2. Недостаточно развитые инструменты ГЧП.

Государственно-частное партнерство является основным инструментом достижения устойчивого экономического роста страны. Однако уже сейчас становится ясным, что реализовать глобальные промышленные проекты силами исключительно государства либо частного бизнеса невозможно [10]. Проведение мудрой сбалансированной инвестиционной политики с использованием сильных сторон государственного и частного секторов в промышленной сфере, позволит достичь оптимальных результатов высокого качества. Однако государству вместе с бизнесом необходимо приложить немало усилий к тому, чтобы инструменты ГЧП в промышленной отрасли РФ заработали на полную мощь.

3. Несовпадение интересов государства и бизнеса.

В любом ГЧП возникает острый конфликт интересов. Государство ориентировано в основном на сохранение экономического потенциала и обеспечение жизнедеятельности общества, а интерес бизнеса в том, чтобы при партнерстве с государством получить стабильный рынок и прибыль, отсутствие конкуренции и государственные активы в пользование. Важным элементом для формирования механизма ГЧП в промышленности является поддержание баланса интересов государства и бизнеса в рамках той или иной формы государственно-частного партнерства [9].

Заключение

Не смотря на существующие проблемы, партнерство государства и бизнеса в промышленной сфере позволяет внедрять новую технику и более эффективные технологии, создать новые промышленные предприятия, повысить спрос на высококвалифицированных работников, улучшить инвестиционный фон в наиболее значимых промышленных проектах, а также снизить затраты на всех уровнях при их реализации [11].

Государство и бизнес – важнейшие звенья в промышленной политике РФ. В современных экономических реалиях партнерство государства и бизнеса является перспективным направлением в промышленной отрасли РФ и имеет высокий потенциал развития. Подобные взаимовыгодные союзы открывают новые горизонты в реализации промышленных проектов, которые ранее были не реализованы по ряду причин. В частности, особенно актуально данное партнерство государства и бизнеса в условиях современной нестабильности экономики.

Сотрудничество государства и бизнеса в промышленной отрасли является взаимовыгодным для обеих сторон, а также позволяет решать множество задач. Подобные альянсы опираются на договорные отношения с разделением сфер деятельности и разделением рисков [12]. Переход к модели ГЧП позволяет улучшить экономическую ситуацию промышленного предприятия за счет привлечения дополнительных источников дохода, оптимизации расходов и создания условий для научно-технического развития в отрасли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белицкая А. Перспективы развития законодательства о государственно-частном партнерстве // Хозяйство и право. 2010. № 6.

2. Чернов Е.С. Исследование современных тенденций взаимодействия власти и бизнес-структур // Современная экономика: проблемы и решения. – 2018. – №9(105). – С. 54-63.

3. Ваславский Я.И., Ваславская И.Ю. Государственно-частное партнерство: Институциональный подход. Учебник для вузов. Изд.: Аспект-Пресс, 2019.

4.https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/oez_promyshlenno_proizvodstvennogo_tipa/ – Дата обращения: Июнь 2020 5. http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga – Дата обращения: Июнь 2020

6. The Canadian Council for Public-Private Partnerships. Models of Public-Private Partnerships [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pppcouncil.ca/resources/about-ppp/models.html. – Дата обращения: Май 2020.

7. Ковалев, В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2010. – 201 с.

8. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Projects and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. 2009. P. 7.

9. Бруссер П. Государственно-частное партнерство ‒ новый механизм привлечения инвестиций [Текст] / П. Бруссер, С. Рожкова // Рынок ценных бумаг. ‒ 2007. ‒ №2. ‒ С. 29-33.