Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 330.831

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18094

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ НАЛОГОВОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MODERN TRENDS IN TAX REFORM IN THE RUSSIA

Лазутина Антонина Леонардовна,  кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Трошин Анатолий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

Хохлов Александр Андреевич, кандидат технических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

Lazutina A.L., lal74@bk.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Troshin A.S., tas-berkut@inbox.ru

Khokhlov A.A., Khoklov_aa@mail.ru

Аннотация: В статье актуализируются вопросы, касающиеся ориентации налоговой системы России непосредственно на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Авторами статьи раскрывается проблематика исследования направленная на повышение эффективности национальной экономики, ускорение ее темпов, повышение благосостояние населения, сокращение социальной несправедливости налогообложения. В статье предлагаются концептуальные основы реформирования налоговой системы в интересах государства, общества / налогоплательщиков. На основе проведенного анализа авторами статьи сформулированы выводы, которые помогут в дальнейшем раскрытии исследуемой проблемы, которая все чаще затрагивается экономистами в нашей стране.

Summary: The article updates the issues concerning the orientation of the tax system of the Russian Federation directly to ensure the national security of the Russian Federation. The authors of the article reveal the problems of research aimed at improving the efficiency of the national economy, accelerating its pace, increasing the welfare of the population, reducing social injustice of taxation. The article proposes a conceptual framework for reforming the tax system in the interests of the state of society / taxpayers. On the basis of the analysis conducted by the authors of the article, conclusions are formulated that will help in further uncovering the problem under investigation, which is increasingly being touched by economists in our country.

Ключевые слова: оцифровывание налоговых процедур, фискальная политика, сфера налогообложения, бюджетные обязательства,  национальная экономика.

Keywords: digitization of tax procedures, fiscal policy, the scope of taxation, budgetary obligations, the national economy.

Сегодня экономика представляет собой многосубъектный полиотношенческий динамический феномен / процесс. Особенно это относится к рыночной экономике в которой сотни тысяч фирм открывается, выживают естественно не все, некоторые остаются, нормально функционируют и развиваются; появляются новые операции / функции ( в качестве примера можно привести биткоин), что естественно не может не затрагивать интересы государства; экономика является открытой и отдельные субъекты по отдельным операциям уходят за пределы национальных границ; наблюдается активный общемировой процесс оцифровывания не только национальной экономики, но и глобальных международных отношений.

Все выше изложенное разумеется не может не вызывать актуализации фискального интереса государства, тем более что, общемировым трендом является рост и национальной, и мировой экономики [1].   Данную ситуацию усугубляет также и то, что некоторые субъекты национальной экономики порой пытаются уйти от налогообложения с помощью различных ухищрений, – в частности, посредством поиска и нахождения лазеек в налоговом законодательстве. В этом смысле дополнительным фактором, который ущемляет налоговый интерес государства, является существование практически во всех странах мира, в том числе и в РФ теневой экономики [2].

Несомненно важным в этом контенте является также и то, что само налогообложение является динамичным процессом зависящим от налоговой политики государства, который не может не учитывать экономический цикл национальной экономики, ее нахождение в той или иной фазе, занятость, инфляцию, уровень благосостояния населения, эффективность использования всех факторов производства (природных, людских) и т.п., международную конкуренцию, внешние вызовы и угрозы, требования научно-технического прогресса [3].

Все это (разумеется есть и иные обстоятельства), не может не обусловливать качественных и количественных сдвигов сфере налогообложения [4,5]. Как показал анализ современной действующей  системы налогообложения в РФ к ее трендам можно отнести следующее [6]:

  • повышение уровня и качества отражения экономических операций / действий налогоплательщиков / субъектов налогообложения;
  • оптимальный «уход» от субъективности, то есть искажающее влияние налогоплательщиков на объемы, структуру экономических операций, на цены, тарифы, а также деформирующего влияния коррупированных чиновников налоговых структур на вышеуказанные операции;
  • актуализация повышения своевременности уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
  • оптимизация видов налогов и их распределение между различными уровнями власти – федеральной / региональной / местной;
  • научно-обоснованное закрепление налоговых полномочий в соответствии и адекватно властным полномочиям РФ на уровнях: федеральном, региональном, местном;
  • демократизация и гуманизация налогообложения в связи с акцентуацией ухода от преимущественно косвенных налогов к прямым налогам и сборам;
  • усиление прозрачности связи между налоговыми  платежами и бюджетными обязательствами, особенно на уровнях регионов и муниципалитетов. Так, в Бельгии местные налоги, которые уплачивают физические лица, распределяются в соответствии с пожеланиями граждан: на оказание помощи престарелым и бедным, на благоустройство, на поддержание и развитие производственной и социальной инфраструктуры;
  • оцифровывание налоговых процедур с целью повышения объективности и полноты учета экономических операций [5]. Не секрет, что юридические лица скрывают дорогостоящие налоговые операции, выгодные для бюджетов всех уровней, с тем, чтобы уйти в последствии от их уплаты; а также заплатить их позже, поскольку их уплата в условиях инфляции будет осуществляться в известной мере уже обесцененными деньгами. Тем самым, они на практике пытаются и нередко им это удается, реализовать так называемый эффект Оливера – Танзи (платить обесцененными деньгами);
  • институциональные совершенствования налоговых органов в той их части, которая позволяет привлекать и интенсивно использовать в своей деятельности граждан с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), обладающих соответствующими знаниями, навыками и умениями. Так в свое время руководитель управления Федеральной налоговой службы РФ по Нижегородской области Н.Ф. Поляков активно содействовал трудоустройству вышеуказанных лиц. Естественно, что это не могло самым позитивным образом сказаться не только на имидже руководителя, но прежде всего на самой миссии налоговых структур, повышая престиж и самоуважение категории вышеуказанных граждан;
  • повышение  уровня и качества взаимодействия с аналогичными структурами РФ – Федеральные таможенные службы РФ; Министерство финансов РФ; ЦБ РФ; правоохранительными органами и спец. службами с целью недопущения уклонения физических и юридических лиц от уплаты налогов и сборов установленных в Российской Федерации;
  • оптимизация улучшение взаимодействия Федеральной налоговой службы РФ с аналогичными структурами зарубежных государств;
  • ориентация налоговой системы РФ непосредственно на становление шестого технологического уклада, на  формирование смешанной экономики, когда синтезируется все действующие формы собственности  в РФ, когда достигается органическая связь государственного регулирования национальной экономики и ее рыночного саморегулирования;
  • оптимизация налоговой нагрузки относительно ВВП страны, так, наилучшей величиной выступает отношение объема собранных налогов / сборов к объему ВВП 30-35 %, но к сожалению, в настоящее время этот порог превышен, что не может в известной мере негативным образом сказываться непосредственно на предпринимательской активности в стране, а также на повышение благосостояния физических лиц;
  • скорейшая ликвидация перекоса в системе налогообложения с юридических лиц на физических лиц, поскольку именно предпринимательский класс и обеспечивает экономический рост, совершенствование структуры непосредственно национальной экономики, занятости и доходности населения;
  • стремление добиться адекватного соотношения между налоговой нагрузкой на юридических и физических лиц в стране и расходными обязательствами бюджетов всех уровней: федерального, регионального и муниципального. Так по оценке доктора экономических наук М. Делягина  накопленные на настоящий момент профициты бюджетов в стране приближены примерно к 10 трлн.руб., а это не что иное как отвлечение финансовых ресурсов от конкретных налогоплательщиков, которые могли бы их использовать на инвестиции, на занятость, на повышение образования и т.п.;
  • борьба с казнокрадством и коррупцией в налоговой сфере, недопущение серых схем, борьба с незаконной аффшоризацией;
  • реструктуризация налоговых органов  в сторону повышения качества их работы и сокращение затрат на их содержание (к примеру, на основе использования искусственного интеллекта, цифровизации. компьютерных технологий).

Разумеется, можно отметить, что эффективность системы налогообложения может быть достигнута только при условии: во-первых, гармоничного учета интересов государства, налогоплательщиков, которые детерминируются в конечном счете целевой функцией повышения благосостояния населения. Во-вторых, при гармоничном синтезе государственного регулирования национальной экономики и ее рыночного саморегулирования. В-третьих, при оптимальном соотношении бюджетных обязательств и налогообложения.

Литература

  1. Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.
  2. Волостнов Н.С., Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Трошин А.С. Комплексизация рисков в эффективности управления коммерческими организациями. Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 623-627.
  3. Вопросы экономики, учета и финансов. 2015. № 1. С. 11-1
  4. Жарина Н.А., Гайфутдинова Р.З., Муллина Л.Р., Муллина Л.А. Налоговая реформа в россии: результаты и дальнейшие перспективы. Финансовая экономика. 2019. № 3. С. 740-742.
  5. Казимагомедова З.А. Налоговая составляющая экономических реформ.
  6. Лялина Ж., Майбуров И. Х Международный налоговый симпозиум «Теория и практика налоговых реформ» Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2018. № 3 (87). С. 186-192.
  7. Протасов Б.А. Налоговая реформа как ключевой фактор экономического роста. Science Time. 2015. № 5 (17). С. 371-373.

Referents

1. Vakulenko R.Ya., Egorov E.E., Proskulikova L.N. Study of the effectiveness of the enterprise // Vestnik of Minin University. 2015. № 4 (12). p. 3.

2. Volostnov N.S., Lazutina A.L., Lebedeva T.E., Troshin A.S. Complexization of risks in the management efficiency of commercial organizations. Economy and entrepreneurship. 2018. No. 8 (97). pp. 623-627.

3. Questions of economics, accounting and finance. 2015. No. 1. p. 11-1

4. Zharina N.A., Gaifutdinova R.Z., Mullina L.R., Mullina L.A. Tax reform in Russia: results and future prospects. Financial Economics. 2019. № 3. pp. 740-742.

5. Kazimagomedova Z.A. The tax component of economic reform.

6. Lyalina, J., Maiburov, I. Х International Tax Symposium “Theory and Practice of Tax Reforms” of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. 2018. No. 3 (87). pp. 186-192.

7. Protasov B.A. Tax reform as a key factor in economic growth. Science Time. 2015. № 5 (17). pp. 371-373.