Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 631.1+338.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18079

АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В МЯСНОМ СКОТОВОДСТВЕ

AGROINDUSTRIAL ASSOCIATION AS ONE OF THE FORMS OF DOING BUSINESS IN BEEF CATTLE

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается модель создания отраслевого хозяйственного общества и механизм организационно-экономических взаимоотношений между участниками агропромышленного формирования. Предложены два варианта распределения прибыли между участниками отраслевого хозяйственного общества. При первом варианте 65% прибыли принадлежит сельскохозяйственному товаропроизводителю, а при втором варианте до 10% прибыли остается в общем фонде отраслевого хозяйственного общества.

Summary: The article deals with the model of creation of industrial economic society and the mechanism of organizational and economic relations between the participants of agro-industrial formation. Two variants of distribution of profit between participants of branch economic society are offered. In the first case, 65% of the profit belongs to the agricultural producer, and in the second case up to 10% of the profit remains in the General Fund of the industrial economic society.

Ключевые слова: мясное скотоводство, агропромышленное объединение, отраслевое хозяйственное общество, агропромышленная интеграция.

Keywords: meat cattle breeding, agro-industrial Association, branch economic society, agro-industrial integration.

Для повышения эффективности развития отрасли мясного скотоводства и производства мраморного мяса необходимо создать благоприятные условия и выбрать форму ведения бизнеса.

Результаты исследования. Предлагаем организовать на базе сельскохозяйственного предприятия с привлечением перерабатывающих и обслуживающих организаций агропромышленное объединение (отраслевое хозяйственное общество) на условиях вертикальной интеграции (агропромышленной интеграции). В этом случае, возможно, организовать юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью, отношения между предприятиями-участниками будут осуществляться на основе внутрихозяйственного коммерческого расчета (рис. 1). Оценка доходов и расходов предприятий-участников будет осуществляться с учетом их вклада в конечные результаты производства продукции.

Создание ООО отраслевого хозяйственного общества «Мраморное мясо» позволит:

1. Сельскохозяйственным организациям:

  • проводить индустриализацию сельского хозяйства (в том числе трансплантацию эмбрионов); увеличить поголовье скота на выращивании и откорме;
  • снизить налоговую нагрузку за счет того, что налог на прибыль и НДС будет уплачивать новое интеграционное формирование, а не каждое предприятие-участник;
  • оказывать влияние на формирование цен на поставляемый скот и конечную продукцию; снизить себестоимость откорма скота за счет того, что организация отраслевых хозяйственных обществ будет производиться на базе сельскохозяйственной организации (предприятия – интегратора);
  • иметь постоянные отлаженные каналы реализации скота, сырья и продукции; осуществлять рентабельную деятельность.

2. Перерабатывающим организациям:

  • иметь постоянного поставщика сырья; полностью использовать производственные мощности перерабатывающих модулей;
  • снизить себестоимость мяса и мясной продукции, повысить их конкурентоспособность; расширить ассортимент производимой мясной продукции; уменьшить наценки на мясо и мясопродукты на стадии переработки и реализации.

3. Обслуживающим организациям: иметь устойчивые заказы на работы и услуги сельскохозяйственным и перерабатывающим организациям.

4. Потребителям: приобретать мясо и мясную продукцию по более низким розничным ценам; иметь возможность выбора из предложенного ассортимента качественной продукции.

Предлагаемая модель отраслевого хозяйственного общества позволит всем предприятиям-участникам осуществлять взаимовыгодную рентабельную деятельность, удовлетворяя потребности населения в качественной мясной продукции.

Важное значение в условиях вертикальной интеграции имеет механизм движения сельскохозяйственной продукции и финансовых ресурсов. Каждый участник интеграционного формирования стремится к самостоятельности, как в юридическом отношении, так и в финансовом, при распределении прибыли. Функционирование интеграционного формирования должно быть направленно на обеспечение равновыгодного сотрудничества между партнерами в организационно-технологической цепочке, а также на обеспечение конкурентоспособной продукции на рынке.

Достижение паритета основано на том, что деятельность каждого участника направленно на снижение себестоимости продукции и увеличение собственной прибыли. Сельскохозяйственная организация может снизить себестоимость только за счет повышения оборачиваемости оборотных средств. Это достигается путем увеличения воспроизводства стада, среднесуточного прироста животных на откорме и снижения переменных затрат, а также путем внедрения прогрессивных технологий кормопроизводства и использования современных организационно-технологических методов воспроизводства и содержания мясного скота. Максимальное рентабельное производство мясокомбинатов достигается при снижении закупочной цены на скот и полной загруженности производственных мощностей.

По опыту прошлых лет, очевидно, что регулярное снижение закупочных цен на скот и мясо привело к общему снижению количества поголовья крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Пермского края. Мясокомбинаты лишились источников свежей парной говядины, которая необходима при производстве деликатесов. Цены на мясо и мясную продукцию на мировом рынке нестабильны и сильно подвержены влиянию политических сил различных стран.

Стратегия развития мясоперерабатывающих организаций должна быть направлена на совершенствование взаимоотношений с сельскохозяйственными организациями как основными поставщиками сырья для переработки. В результате мясокомбинаты могут также влиять на качество поставляемого сырья, а сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо будет переориентироваться на международные стандарты качества с целью реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Мясокомбинаты успешно реализуют свою продукцию на внутреннем и внешнем рынках региона. Достигается это путем взаимодействия с сетью оптово-розничной торговли. Основные затраты, которые несут оптово-розничные торговые организации, это транспортировка и хранение продукции, привлечение и обслуживание клиентов, оплата аренды помещения и коммунальных услуг, заработная плата и предоставление социального пакета работникам.

Система обменных отношений между производителем, переработчиком и торговыми организациями должна обеспечивать распределение доходов в зависимости от вклада каждого из них в формирование конечной продукции. На сегодняшний день основная часть прибыли от реализации мяса и мясной продукции принадлежит мясоперерабатывающим предприятиям и розничной торговле. Учитывая все допустимые затраты и трудовое участие в образовании продукта, наиболее оптимальными являются два варианта перераспределения прибыли в вертикальном интеграционном формировании.

В первом варианте ведущее звено занимает сельскохозяйственный товаропроизводитель, которому принадлежит 65% прибыли, мясоперерабатывающие организации – 25%, и торговые организации, включая оптовую и розничную сеть – по 15%. В результате это даст возможность расширенному сельскохозяйственному воспроизводству, модернизации сельскохозяйственной техники и технологии. Переработчики мяса и торговые организации получат бесперебойный канал высококачественной говядины по ценам ниже рыночных в связи со снижением себестоимости производства мяса за счет использования ресурсосберегающих технологий (табл.1)

Второй вариант распределения прибыли связан с тем, что часть прибыли, без существенного ущерба для организаций, остается в общем фонде отраслевого хозяйственного общества. Основная часть этих средств будет направлена на внедрение современных ресурсосберегающих технологий в производство и переработку мраморного мяса, на рекламные акции для создания бренда мраморного мяса, совершенствование культуры и технологии продаж, развитие инфраструктуры, социальной защиты работников. В случае демпинга цен со стороны иностранных импортеров или региональных дилеров мраморного мяса, благодаря наличию фонда будет возможность предпринять попытки регулирования цен.

Важную роль в конкурентоспособности мясной продукции занимает ее качество. Среди производителей говядины вопрос качества продукции наиболее актуален для сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, так как остро стоит вопрос о рынках и канала сбыта на выгодных условиях. В личных подсобных хозяйствах вопрос качества производимой продукции менее актуален, так как производится она в основном для собственных нужд.

Выводы. Формирование и функционирование отраслевых хозяйственных обществ на региональном уровне позволит создать производственно-технологическую и экономическую систему производства мраморного мяса для получения синергетического эффекта и удовлетворения потребностей населения в качественной и недорогой говядине. Использование ресурсосберегающих и инновационных технологий позволит к 2024 г. получить в Пермском крае дополнительно 10,81 тыс.т. говядины, в том числе 1,24 тыс.т. мраморного мяса на общую сумму 1751,22 млн. руб., рентабельность производства говядины в сельскохозяйственных организациях составит 38,3%.

Литература

  1. Загоруйко, И.Ю. Современное экономическое развитие производства в Пермском крае / И.Ю. Зогоруйко, Д.А. Новокшонов // Экономика и предпринимательство. – 2016. №2-2. – С.268-273. (Agris)
  2. Мичурина, Ф.З. Современные тенденции производственных изменений в отраслях сельского хозяйства региона / Ф.З. Мичурина, Т.Н. Захарченко, Е.А. Чагина // Аграрный вестник Урала. – 2016. – №9 (151). –С.111-114.
  3. Черданцев, В.П. Инновационное предпринимательство – основа экономического развития региона / В.П. Черданцев, А.В. Плотников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 821-823.
  4. Черданцев, В.П. Факторы, влияющие на эффективность управления АПК региона / В.П. Черданцев, М.х. Заглядова // Фундаментальные исследования. – 2015. – №7 (часть 2). – С. 436.439.
  5. Черникова, С.А. Трудовые ресурсы как фактор производства / С.А. Черникова, Ю.А. Исаков // Российское предпринимательство. – 2014. – № 5 (251). – С. 55-62.
  6. Яркова, Т.М. Эффективность инвестиций в АПК региона / Т.М. Яркова // Экономика АПК Предуралья. – 2018. ‑ №1. – С. 113-117.