Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.439

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18007

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АПК

THE IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF FOOD SECURITY IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA

Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента. Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Chernikova Svetlana Aleksandrovna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В статье перечислены факторы, препятствующие достижению эффекта продовольственной безопасности и независимости, обозначены приоритетные направления развития АПК для самообеспеченности России продовольствием и решения проблем сельскохозяйственной отрасли. В материале выделены ключевые барьеры для привлечения в АПК крупных инвестиций, охарактеризованы условия перехода РФ в следующую стадию технологического уклада в сельскохозяйственном сегменте и перерабатывающей промышленности.

Summary: The article considers the factors hindering the achievement of the effect of food security and independence, identifies priority areas for the development of the agro-industrial complex for Russia’s food self-sufficiency and solving the problems of the agricultural sector. The material highlights key barriers to attracting large-scale investments in the agro-industrial complex, describes the conditions for the transition of the Russian Federation to the next stage of the technological order in the agricultural segment and the processing industry.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, государственное регулирование, экономика сельского хозяйства, импортозамещение.

Keywords: food security, government regulation, agricultural economics, import substitution.

Для обеспечения продовольственной независимости в России необходимо произвести масштабную трансформацию сельскохозяйственной отрасли и пищевой промышленности. Сельскохозяйственное сырье отечественного производства в полном объеме не удовлетворяет спрос со стороны конечных потребителей и перерабатывающих производств, это создает угрозу для национальной безопасности, так как поставки импортных материалов и продуктов создают предпосылки для зависимости от зарубежных рынков и нелояльных партнеров. Ключевую роль в развитии продовольственного сектора промышленности играет интенсивное развитие сельского хозяйства.

Факторами, тормозящими процесс инновационной трансформации АПК и препятствующими достижению эффекта продовольственной безопасности, являются:

  • запоздалая модернизация всех сфер АПК;
  • медленные темпы переоборудования действующих сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий;
  • отсутствие эффективной программы возобновления и сохранения плодородия почв, использование природных ресурсов с максимальной отдачей в текущий момент без перспективного планирования;
  • зональная деструктуризация систем земледелия;
  • для средних и малых сельскохозяйственных производителей не созданы условия для пользования информационными ресурсами финансовых рынков, для вывода своей продукции на уровень крупных торговых сетей;
  • несбалансированность и неустойчивость отрасли;
  • высокие риски;
  • зависимость от природно-климатических условий;
  • дефицит инвестиций и высокая долговая нагрузка по заемным источникам финансирования;
  • отсутствие отработанной схемы агрострахования;
  • избыток неквалифицированной рабочей силы с острой нехваткой специалистов узкой специализации. [1]

Оценка уровня продовольственной безопасности производится по показателям самообеспеченности страны и отдельных ее регионов продуктами питания, по степени их физической и финансовой доступности для конечных потребителей, качественным характеристикам продаваемых на внутреннем и внешнем рынках товаров пищевой промышленности.

Дополнительным фактором снижения продовольственной безопасности на международном уровне является повышение спроса на сельскохозяйственную продукцию со стороны производителей биотоплива. В результате складывается неоднозначная ситуация – качественного продовольствия в ряде стран не хватает для нужд населения, одновременно с этим в развитых государствах наблюдается избыточное производство продуктов питания, а на международных рынках продовольствия меняется структура продаж с выделением нового сегмента покупателей в виде производителей биотоплива. Это провоцирует сокращение посевных площадей для сельскохозяйственных культур, предназначенных для производства продуктов питания, стимулирует рост цен на сельскохозяйственное сырье и приводит к снижению степени финансовой доступности пищевых товаров в развивающихся странах. [2]

В таких условиях основными задачами государственного регулирования становится защита интересов отечественных производителей на всех торговых площадках, создание условий для повышения конкурентоспособности товаров. Во внешней политике важно соблюдать принцип гласности по вопросам разрабатываемых и принимаемых мер госрегулирования, действия контролирующих госорганов должны быть мотивированными, необходимо исключить риски ухудшения условий работы для отечественных сельскохозяйственных производителей в результате неоправданного государственного вмешательства. Региональные власти должны всесторонне участвовать во внедрении федеральных программ поддержки АПК и промышленности, все меры господдержки должны носить адресный характер и быть комплексными. [3]

Госрегулирование на уровне регионов необходимо сосредоточить на формировании внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, оптимизации структуры спроса и предложения на продовольственные товары, защите интересов российских товаропроизводителей и создании благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса в АПК на основе новейших научных разработок.

Вектор развития АПК для достижения эффекта продовольственной безопасности и проблемы его реализации

Повышение продовольственной безопасности невозможно без интенсивного развития сельского хозяйства. Для этого необходимо внедрять в производственные процессы научные достижения и инновационные технологии. Реализовать это можно только при условии, что отечественная наука и бизнес найдут точки соприкосновения их интересов, государство в этом процессе может выступать в роли координатора и регулятора.

Приоритетные направления аграрной политики для повышения уровня продовольственной независимости России обозначены Антамошкиной Е.Н. [2]:

  • Модернизация рыночной инфраструктуры в сфере обращения продовольствия;
  • Повышение доступности инфраструктуры рынка продовольствия для всех сельскохозяйственных производителей;
  • Реализация мер защиты отечественных производителей;
  • Создание эффективного алгоритма анализа продовольственной безопасности страны и регионов;
  • Устранение межрегиональных торговых препятствий;
  • Создание единой тактики контроля качества производимых в России продуктов питания.

Интенсивное развитие АПК возможно только при нацеленности на инновационную трансформацию отрасли, на цифровизацию этого направления и его интеграцию с научным сектором. Обозначенный на федеральном уровне вектор на импортозамещение – это результат модернизации АПК, основу процесса составляет взаимодействие государства и частного бизнеса, внедрение государственно-частных форм сотрудничества, разных видов кооперации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий по территориальному признаку.

В России стратегия развития АПК тесно переплетается с государственной Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной на законодательном уровне. Правовой базой обеспечения продовольственной независимости предусматривается создание системы оперативного и объективного анализа тенденций развития товарного рынка России, эффективного алгоритма прогнозирования угроз продовольственной безопасности, механизма нивелирования негативных факторов на внутренний рынок пищевых продуктов. Главной целью развития АПК становится становление конкурентоспособного звена частных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Глубокая трансформация АПК невозможна без значительных финансовых вливаний. Процесс инвестирования в АПК должен сопровождаться оптимизацией кредитных программ для сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Это позволит ускорить техническое перевооружение производственных объектов, что приведет к созданию равных конкурентоспособных условий для отечественных и зарубежных производителей. Сопутствующим вектором развития АПК становится содействие росту занятости в сельской местности с корректировкой соотношения квалифицированных и неквалифицированных кадров и акцентированием внимания на первой категории трудовой силы – для решения проблемы с дефицитом высококлассных специалистов реализуются государственные программы переквалификации работников.

Развитие кредитных отношений в сфере АПК тормозится под влиянием ряда негативных факторов:

  • низкий уровень технологической оснащенности сельхозпредприятий;
  • наличие глубоких социально-экономических разногласий и проблем, устранение которых возможно только при комплексном подходе в средне- и долгосрочной перспективе;
  • неудовлетворительное финансовое состояние субъектов хозяйствования в АПК и перерабатывающей отрасли, которое ухудшается под воздействием диспаритета цен на дешевую производимую продукцию и дорогое потребляемое сырье;
  • неэффективность ряда государственных программ финансовой поддержки АПК;
  • необеспеченность сбыта произведенной продукции и отсутствие ценовой стабильности, что повышает риски невозврата кредитов и провоцирует удорожание заемных ресурсов;
  • отсутствие у частных финансово-кредитных организаций достаточного потенциала для длительного кредитования предприятий АПК. [4]

Особенностью АПК России является наличие большого природного потенциала – значительные площади плодородных земель, леса, большие запасы собственных топливно-энергетических и водных ресурсов. При этом наблюдается ситуация, когда все благоприятные условия нивелируются неумением на федеральном и региональном уровне организовать эффективное взаимодействие бизнеса, власти и других заинтересованных сторон. Все участники рынка стараются достичь независимости в одиночку, что тормозит развитие отрасли и обуславливает отставание отечественного сельского хозяйства от зарубежных конкурентов.

Федеральные программы развития АПК основываются на региональных стратегиях. Но не всегда на местах удается создать эффективный механизм управления отраслью. Так, например, власти Курской области разрабатывают пятилетние проекты развития сельского хозяйства, которые при успешности их реализации должны привести к быстрому выходу отрасли из кризиса. Но на практике заявляемые цели становятся недостижимыми, причина кроется в несовершенстве создаваемых программ:

  • не уделяется должного внимания процессу агрохимического контроля плодородия почв;
  • декларируемые показатели прироста продуктов животноводства не согласуются между собой – не учитывается продуктивность сельскохозяйственных животных и длительность цикла количественного прироста поголовья скота;
  • ресурсный потенциал не разбит по направлениям его оптимального использования;
  • программой не описывается механизм государственной поддержки предприятий АПК по вопросам привлечения финансовых и материальных ресурсов для обновления основных фондов. [5; 6]

Аналогичная декларативность региональных программ свойственна и другим областям России. Причина этого явления в низком уровне квалификации работников органов власти и в нежелании создавать действительно работающие схемы поддержки сельского хозяйства, что провоцируется отсутствием эффективной системы мониторинга за успешностью региональных программ развития экономики.

Современный вектор развития АПК на федеральном уровне в России – интенсификация производства на основе инновационных технологических и научных разработок. Это должно дать толчок для перехода страны от пятого технологического уклада к шестому. На текущем этапе акцент делается на внедрении инноваций в сфере информационных технологий и микроэлектроники, биотехнологий. На следующей стадии развития АПК внимание государственной политики будет сосредоточено на использовании наукоемких технологий, нацеленных на рост производительности и экономию ресурсов. Для перехода к этому состоянию сельскохозяйственного производства необходимо стимулировать кооперацию мелких сельскохозяйственных производителей в агрообъединения. [7]

Проблема продовольственной безопасности тесно связана с вопросами развития отечественного АПК и реализацией стратегии импортозамещения. При сохранении зависимости отдельных отраслей или направлений производства продуктов питания от поставок зарубежного оборудования, запчастей к нему или от иностранного сырья невозможно достичь полной экономической независимости страны. В этих условиях импортозамещение должно реализовываться не только в рамках одной отрасли – АПК, этот процесс должен затрагивать все смежные сферы экономики (машиностроение, производство кормов, удобрений, генной инженерии, семеноводческого направления и т.д.).

Задачей импортозамещения является не только обеспечение достаточного объема производимых продуктов питания отечественными предприятиями. Важно создать условия для роста конкурентоспособности отечественных товаров без ущерба для качества продукции. В идеале российские товары пищевой промышленности должны превосходить по уровню качества зарубежные аналоги, но оставаться с ними в одной ценовой категории. Это обеспечит повышенный спрос именно на отечественную продукцию на внутренних и международных торговых площадках. Разработанные программы импортозамещения будут успешно реализованы при условии, что государство обеспечит условия для развития сельских территорий – займется созданием оптимальной социальной инфраструктуры, предоставит гарантии защиты интересов отечественных производителей и будет проводником при согласовании интересов бизнеса и науки в их кооперации. [8]

Таким образом, достижению эффекта продовольственной безопасности должна способствовать государственная политика импортозамещения и вектор, направленный на решение проблем с привлечением крупных инвестиций в сельскохозяйственную отрасль. Государство посредством регуляторных инструментов должно стать посредником между бизнесом, научными организациями и конечными потребителями, одновременно органы власти должны обеспечить защиту интересов отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке.

Список литературы

  1. Петрачкова Ю. Л., Шатохин М. В. Факторы достижения продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2. – с. 28-30.
  2. Антамошкина Е. Н. Реализация аграрной политики в обеспечении продовольственной безопасности России // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. №1. – с. 134-141.
  3. Хутыз З.А., Хутыз Б.И. Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности АПК региона // Новые технологии. 2013. №1. – с. 136-141
  4. Меликов Ю. И. Продовольственная безопасность и необходимость инновационного механизма кредитования АПК // Пространство экономики. 2011. №3-2. – с. 60-64.
  5. Петрачкова Ю. Л., Шатохин М. В. Факторы достижения продовольственной безопасности // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №2. – с. 28-30.
  6. Галеев М.М., Черданцев В.П., Черданцева М.В. Механизм конкурсного формирования продовольственных фондов на примере Пермской области. – монография. Пермь: Издательство: Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова. – 2003. – 216 с.
  7. Панфилов В.А. Продовольственная безопасность России и шестой технологический уклад в АПК // Техника и технология пищевых производств. 2015. №2 (37). – с. 5-9.
  8. Рожкова Д.В. Импортозамещение как условие эффективного функционирования молочноперерабатывающей отрасли // Вестник АГАУ. 2015. №4 (126). – с. 143-147.