Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18056

Экономические факторы увеличения инвестиционной привлекательности региона

Муцольгов Абдурохим Багаудинович, специалист, Северо-кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), Ohloev96@mail.ru

Аннотация: Рассмотрены экономические аспекты управления развитием территории. Определены основные принципы взаимодействия центральных и местных органов власти, которые существуют в современном обществе. Раскрыты некоторые подходы к обеспечению экономического развития территории. Исследованы нормативно-правовую базу, на основе которой осуществляется реализация управленческих действий на уровне отдельной территории. Охарактеризована реформа децентрализации и деятельность объединенных территориальных общин, осуществляющих управление развитием территорий. Рассмотрены недостатки, которые существуют в сфере принятия управленческих решений, касающихся территориального развития. Особый акцент сделан на совершенствовании государственной политики в направлении углубления реформы децентрализации на субрегиональный уровень, повышении уровня финансирование объединенных территориальных общин и улучшения контроля за использованием ими бюджетных средств.

Ключевые слова: управление, развитие территорий, объединенные территориальные общины, реформа децентрализации, подходы к управлению территорией.

Эффективное развитие территорий является основой результативных изменений, которых ожидает общество. Соответственно, управление развитием определенной территории должно предусматривать ряд подходов, принципов и методов, на основе которых должны осуществляться прогрессивные преобразования на региональном уровне. В частности, управление территориальным развитием необходимо осуществлять в контексте организационных, административных, институциональных, социальных и экономических аспектов его реализации. Для того, чтобы обеспечить надлежащий уровень жизни населения в пределах очерченной территории согласно стандартам развитых стран, гарантировать позитивные трансформации региона и государства в целом, необходимо найти такую управленческую модель, в рамках которой будет осуществляться постоянное и уверенное развитие территорий. Важную роль при этом должны играть экономические рычаги, стимулы, механизмы и инструменты, ведь именно экономический аспект является ключевым в процессе эффективных преобразований в обществе.

Развитие территорий и управление им является предметом исследования многих ученых. В частности, целесообразно отметить таких зарубежных ученых, как: И. Ансофф, Ф. Брайсон, В. Бриан, Я. Варда, Г. Гордон, Б. Карлоф и другие, изучающие особенности регионального развития и стратегического управления им в развитых странах.

В своих трудах исследователи обосновывают процессы, которые происходят в обществе и влияют на региональное развитие, представляют результаты исследований относительно перспектив взаимодействия регионов и государства, анализируют причины, которые сдерживают позитивные преобразования на уровне отдельных территорий. Однако несмотря на актуальность эффективного развития региональной экономики и повышения уровня управления развитием территорий, в современных условиях существует необходимость более детальных и основательный научных исследований в указанном направлении и акцента на экономических аспектах, способных обеспечить высокие результаты территориального развития.

Целью статьи является поиск эффективных подходов к управлению развитием территорий на основе теоретических положений, которые касаются его экономических аспектов.

В современном цивилизованном мире государственные органы власти в основном реализуют свои управленческие функции путем гарантирования законности и правопорядка в стране. Развитые страны все больше тяготеют к децентрализации государственного управления и расширению полномочий местных органов власти. Таким образом происходит перенос центра тяжести управленческого процесса на региональный уровень, благодаря чему принимаются жизненно важные решения для обеспечения эффективного развития территорий. При этом органам местного самоуправления отводится первостепенное значение в принятии ключевых управленческих решений, касающихся вверенного им региона.

В процессе управления развитием территорий доминирующая роль отводится экономическому подходу, основой которого является благополучие общества и отдельного человека, ведь экономическое развитие является средством решением большинства проблем региона. Учитывая отечественные особенности развития экономической системы, можно определить основные принципы взаимодействия центральных и местных органов власти, которые существуют в современном обществе:

  • управление территориями путем разработки и внедрения в жизнь стратегий, способных обеспечить непрерывное прогрессивное экономическое развитие регионов;
  • определение и закрепление за центральными органами власти тех функций и обязательств, которые касаются принятия правовых основ экономической политики регионального развития и не могут касаться органов местного самоуправления отдельной территории – речь идет о финансово-кредитную политику, деятельность ЦБ РФ, распределение инвестиций, внешнеэкономическую политику и т. д;
  • передача управленческих функций, касающихся государственного имущества, на региональный уровень с целью его эффективного использования;
  • предоставление права местным органам власти и органам местного самоуправления использовать большую часть собственных доходов из сформированных соответствующим советом региональных бюджетов.

Ученые выделяют два основных подхода к обеспечению экономического развития территории – прогрессивный и либеральный [1]. Прогрессивный подход предусматривает укрепление потенциала территориальной общины, а либеральный определяет главной целью развитие предпринимательской деятельности. В рамках либерального подхода существует возможность решения основных проблем региональной экономики, в частности, повысить уровень занятости населения вследствие экономических капиталовложений частных субъектов. При этом не наблюдается неравномерность ресурсного перераспределения, в то же время улучшаются местные условия хозяйствования.

К тому же прогрессивный подход является симбиозом экономических и социальных целей развития территории, направленной на внедрение нетрадиционных форм экономической активности и формирования организаций, способных стимулировать эту деятельность. Эти организации должны представлять интересы общества и подчиняться ей.

Отдельным подходом в контексте экономических аспектов развития территорий является кластерный подход, который приобретает все большую популярность. Благодаря кластеризации существует возможность создания оптимальных условий для развития экономики отдельных регионов, поскольку хозяйствующие субъекты получают доступ к более квалифицированных работников, расширяют количество поставщиков, желающих сотрудничать с ними, углубляют свою осведомленность относительно рынков сбыта продукции, прогрессивных производственных технологий. Исследователи считают, что благодаря кластерному подходу экономические субъекты имеют возможность сосредоточиться на перспективах своего развития, поскольку действуя как система, они могут использовать ресурсы более эффективно и получать лучшие результаты [2].

Все подходы к обеспечению экономического развития территории и управление им должны направляться на решение стратегической задачи – увеличение регионального вклада в экономический рост. Другие цели будут достигаться в контексте решения этой ключевой задачи и будут результатом осуществления стратегической цели управления развитием территорий.

Поскольку управление развитием территории должно направляться на то, чтобы обеспечить экономический прогресс в регионе, это, в свою очередь, будет основой для социального развития и надлежащего уровня благосостояния населения. В частности, это касается повышения уровня конкурентоспособности региональных хозяйствующих субъектов на отечественном и зарубежных рынках, эффективного использования экономического потенциала территории, рационального использования средств региональных бюджетов, привлечения инвестиций.

В Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти определены способы и направления экономического развития территории [3], которые должны реализовываться путем принятия эффективных управленческих решений местными органами власти:

  • предоставление каждому местному бюджету трансфертов, которые будут поступать из государственного бюджета;
  • в направлении обеспечения выполнения местными органами власти своих полномочий –определение налогов и сборов финансовой основой для реализации указанных функций;
  • предоставление местным органам власти полномочий регулировать размер ставок местных сборов и налогов;
  • упрощение процедуры доступа кредитных ресурсов для местных органов власти, которые те могут использовать для реализации инвестиционных проектов на уровне подчиняемой им территории;
  • введение практики реализации программно-целевого метода для того, чтобы повысить эффективность и прозрачность использования средств местных бюджетов;
  • урегулирование надлежащим образом имущественных и земельных отношений, касающихся отдельной территории, с целью определения соответствующей базы налогообложения;
  • максимальное привлечение общественности к проблемам управления развития территории, что, в свою очередь, положительно будет влиять не только на социальную, но и на экономическое развитие региона.

Общины имеют возможность в процессе управления территорией реализовывать значительный инструментарий и использовать региональный потенциал для обеспечения полноценного местного развития [4]. В частности, речь идет о ресурсах, полномочиях, а также финансах, необходимых для осуществления полноценного управленческого процесса.

Нормативное регулирование определяет основные управленческие направления, которые должны осуществляться на уровне отдельной территории в процессе осуществления реформы децентрализации в контексте экономического развития региона. Поэтому есть основания утверждать, что правовая база является достаточной для того, чтобы местные органы власти могли реализовывать управленческие функции в направлении развития экономических систем подчиненных им территорий и дальнейшего осуществления реформы децентрализации.

Децентрализационные преобразования способствовали созданию объединенных территориальных общин, которые должны осуществлять управление развитием территорий [6]. Органы местного самоуправления получили больше полномочий в сфере реализации управленческих функций путем повышения своей экономической состоятельности. В частности, объединенные общины могут зачислять в местные бюджеты 80% налога на доходы физических лиц на собственные полномочия. Кроме того, на уровне отдельных территорий полностью остаются поступления от таких обязательных платежей, как единый налог, налог на прибыль предприятий и финансовых учреждений коммунальной собственности и налог на имущество (земля, недвижимость, транспорт).

Объединенные территориальные общины реализуют прямые межбюджетные отношения с Государственным бюджетом, что значительно расширило их полномочия, ведь до реформы такие возможности имели только областные и районные бюджеты, бюджеты городов областного значения. Для того, чтобы объединенные территориальные общины могли выполнять функции, делегированные им государством, они получают трансферты в виде дотаций, субвенций на развитие образовательной, медицинской сферы, инфраструктуры региона и тому подобное. Также нормы законодательства дали возможность утверждать местные бюджеты независимо от даты принятия Закона о Государственном бюджете.

Такие изменения уже дали первые результаты. Собственные доходы местных бюджетов от 2014 до 2017 гг. выросли более чем на 100 млрд руб. Темпы роста местных налогов и сборов в объединенных территориальных общинах составляют 29,4% (за 11 месяцев 2017 г.), что больше среднего показателя на 24,9%. В частности, плата за землю выросла на 20%, поступления налога на недвижимое имущество – более 70%. Расходы бюджета развития в расчете на одно лицо по сравнению с прошлым годом увеличились в 1,5 раза [7].

Итак, реформа децентрализации расширила финансовые возможности объединенных территориальных общин в управлении территориями, которые им подчиняются. Однако наряду с реализацией прямых межбюджетных отношений с Государственным бюджетом и увеличением финансовых поступлений в местные бюджеты органы местной власти имеют и другие инструменты обеспечения экономического развития территорий. В частности, это и осуществлению внешних заимствований, и самостоятельное избрание учреждений по обслуживанию средств местных бюджетов относительно развития и собственных поступлений бюджетных учреждений.

Это дает результат, ведь органы, управляющие определенной территорией, заинтересованы в повышении ее инвестиционной привлекательности на благо общества. А налоги, уплаченные на местах, будут направляться на повышение уровня благосостояния территориального населения. Таким образом, управленческие действия, осуществляемые объединенными территориальными общинами в результате реформы децентрализации, будут способствовать экономическому и, как следствие, социальном развитии территорий.

Для того, чтобы обеспечить максимальный эффект от управленческих действий, которые должны осуществляться региональными органами власти, нужно понимать задачи и основные функции, которые должны на них полагаться (табл. 1).

При этом нужно сосредоточить внимание на том, что в сфере принятия управленческих решений, касающихся развития территорий, на сегодня все еще существует ряд недостатков, в частности:

  • значительная доля принятых управленческих решений не соответствует требованиям сегодня и реальным параметрам развития экономической системы;
  • во многих случаях решения, принятые местными органами власти, дублируются с принятыми на общегосударственном уровне, что приводит к их накоплению;
  • неэффективность управленческих решений вызвана несовершенством мониторингу проблем на уровне отдельной территории, а также низким уровнем осведомленности хозяйствующих субъектов о возможности их развития;
  • отсутствие реальной связи между субъектами принятием управленческих решений их исполнителями, что не способствует стимулированию регионального развития в кратко- и долгосрочной перспективе [9].

Эти и другие недостатки, которые существуют в системе управления развитием территорий, тормозят прогрессивные изменения, которые должны отбывать на региональном уровне в государстве. Поэтому необходимо принять меры, чтобы повысить уровень реализации управленческих решений в регионах. С этой целью необходимо внедрять принципы современного стратегического менеджмента в осуществление как общегосударственной, так и региональной экономической политики, обеспечить мониторинг экономической политики региональных органов власти и показателей региональной экономики для объективного определения проблем, потребностей и перспектив развития территории. Стратегическое управление развитием территорий позволяет определить надежный курс регионального развития, который касается анализа современных проблем и обоснования путей их преодоления на коротко -, средне- и долгосрочную перспективу.

Целесообразно отметить, что стратегический подход в управлении развитием территорий дает возможность определить и внедрить в жизнь стратегические подходы, на основе которых существует возможность повышения конкурентоспособности как экономических субъектов, так и региона в целом. Они выражаются через свою нишу на рынке благодаря таким экономическим характеристикам, как качество предлагаемого товара, внедрение инноваций в производственный процесс, осуществление внешнеэкономической деятельности, квалификации персонала.

В направлении эффективного управления развитием территорий должна осуществляться целенаправленная государственная политика, способная обеспечить комплексное развитие регионов, их экономических систем и управления ими на основе лучшего мирового опыта. Она должна способствовать максимальному дальнейшему процессу децентрализационных преобразований путем добровольного объединения территориальных общин, которые происходили в течение 2015 – 2017 гг. и показали свою результативность.

В частности, речь идет об изменении и совершенствования территориальной организации власти на субрегиональном уровне – на уровне отдельных районов. Это требует перераспределения и разграничения полномочий и ресурсов местных органов власти, углубление реформы децентрализации на районный уровень, расширение полномочий органов власти на этом уровне и соответствующего ресурсного обеспечения реализации ими своих управленческих функций.

Также на государственном уровне нужно обеспечить стабильное обеспечение финансовой поддержки объединения территориальных общин. Ведь их увеличение без пропорционального увеличения финансирования является угрозой снижения мотивации общин к объединению и экономического развития территорий в целом.

Финансирования требует надлежащего контроля, поэтому в условиях бюджетной децентрализации необходимо усилить государственный финансовый контроль и его эффективность, и действенность. Кроме того, нужно наладить максимально прозрачную деятельность местных органов власти и ее контроль со стороны общественности.

Указанные действия, которые должны реализовываться на уровне государства, должны способствовать региональному развитию, повышению уровня менеджмента местных органов власти в отношении подчиненных им территорий и улучшению их экономики в целом.

Управление развитием территорий является важным аспектом повышения уровня и роли регионов в государстве. Законодательные акты, которые действуют, дают основания утверждать, что в государстве существует достаточная нормативная база, регламентирующая управленческие процессы в процессе развития территорий. Эти процессы реализуются на основе основных функций и типовых задач региональных органов управления в контексте экономического развития территории, в частности в составе функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Реформа децентрализации в течение 2015 – 2017 гг. стала толчком к созданию значительного количества объединенных территориальных общин, которые должны обеспечивать управление развитием принадлежащих им территорий. Объединения показали свою результативность, а изменения, внесенные в Бюджетный и Налоговый кодексы, обеспечили увеличение финансовых поступлений на местный уровень.

Однако на современном этапе существует ряд проблем в сфере управления территориальным развитием, которые сдерживают экономический прогресс в регионах. Поэтому актуальным является поиск путей улучшения управленческих действий в указанной сфере, одним из которых является дальнейшее продвижение реформы децентрализации и развитие объединения территориальных общин. На уровне государства необходимо обеспечить их достаточное финансирование в направления реализации ими своих управленческих функций, усилить контроль за использованием объединениями бюджетных средств и углубить децентрализационные преобразования на субрегиональный уровень. Это даст возможность реализовать управленческие действия в направлении совершенствования экономической политики определенной территории.

Перспективой дальнейших научных исследований является поиск оптимальных путей территориального развития на основе совершенствования институциональной и нормативно-правового регулирования.

Список литературы

  1. Бородатова Л.Ю. Пространственная экономическая трансформация как фактор развития социальной инфраструктуры региона // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 307-309.
  2. Васильева М.В., Урбанович А.Р. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2 (95). С. 30-38.
  3. Идзиев Г.И. Особенности управления экономикой на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 44 (227). С. 46-52.
  4. Исаев А.Б., Смирнов В.В. Концептуальные положения эффективного управления развитием экономики региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 384-388.
  5. Калмакова Н.А. Уровни управления сбалансированным развитием экономики региона на принципах самоорганизации // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 27(402). С. 24-27.
  6. Бреусова Е.А., Яковенко Е.В. Региональные целевые программы как основной инструмент регионального развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Том 2. С. 511-515.
  7. Шевченко Н.В. Механизм реализации муниципальных программ социально-экономического развития // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 19. С. 59-65.
  8. Магомедов М.А. Совершенствование механизма разработки и реализации антидепрессивной программы региона // Вопросы структуризации экономики. 2006. № 1. С.24-28.
  9. Филобокова Л.Ю. Стратегический аудит в малом предпринимательстве: сущность, содержание, методология // Учет и контроль. 2016. № 1-2 (3). С. 2-16.
  10. Захарова Е.Н., Керашев А.А. Ключевые компетенции как ведущий фактор обеспечения конкурентоспособности АПК региона // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 1. С. 21-61.
  11. Сумина Е.В., Гусейнов А.И. Концепция ключевых компетенций как основа управления конкурентоспособностью социально-экономических систем // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. Выпуск № 2 (44). Часть 1. С. 52-54.
  12. Шукаев Д.Н., Ламашева Ж.Б., Абдикады-рова А.А, Баты/рбекова М.К. Отраслевая имитационная модель динамики производства и реализации нефтепродуктов // Фундаментальные исследования. 2015. № 6. С. 79-84.