Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17066

Современные миграционные тенденции во Франции

Current migration trends in France

Саркисян Жаклин Меружановна, кандидат юридических наук, зав. кафедрой экономики и финансов Одинцовский филиал МГИМО, jacqueline_s@mail.ru

Sargsyan Jacqueline Maryanovna

Аннотация: В настоящей статье анализируются современные миграционные тенденции во Франции, показатели миграции и миграционная политика Франции на современном этапе. Приведены данные, характеризующие чистое число мигрантов и коэффициент миграции  во Франции. Определены проблемы миграционной политики Франции.

Автор пришел к выводу о провале этнокультурной политики Франции и политики мультикультурализма на современном этапе.

Summary: This article analyzes current migration trends in France, migration indicators and the migration policy of France at the present stage. The data characterizing the net number of migrants and the migration coefficient in France are given. The problems of the migration policy of France are identified.

The author came to the conclusion about the failure of the ethnocultural policy of France and the policy of multiculturalism at the present stage.

Ключевые слова: экономика Франции, миграционные тенденции во Франции, миграционная политика Франции, мультикультурализм, чистая миграция, коэффициент миграции, миграционный кризис.

Keywords: French economy, migration trends in France, French migration policy, multiculturalism, net migration, migration rate, migration crisis.

С 2015 года во Франции огромный наплыв беженцев, только в 2018 году было официально подано более 120 тысяч заявок на получение официального статуса, среди них 20 тысяч — дети. Новая тенденция — несопровождаемые несовершеннолетние до 18 лет, которых Франция защищает по закону о детях. Иногда при отсутствии документов трудно доказать и подтвердить реальный возраст такого беженца [France, 2018].

Ежедневно несколько тысяч беженцев ночуют на улицах Парижа. Государство строит специальное социальное жилье, дома дневного пребывания, пункты для мытья, выдачи одежды и медицинской помощи, но этого не всегда достаточно. Продуктовые магазины и рестораны остатки еды и списанные товары отдают нуждающимся, поэтому в Париже практически невозможно остаться голодным.

По статистике только 30% приезжающих получает официальный статус и набор прав и возможностей. Те, кто не смог получить статус, не депортируются, а продолжают проживать во Франции, но официально не числятся на ее территории, фактически становясь невидимыми с юридической точки зрения [Tableaux, 2017].

В политическом дискурсе часто используется фраза «интеграция мигрантов», но в общественном понимании она недопустима, возможна только инклюзия. Важным аспектом является запрет этнической статистики во Франции, поэтому любая информация с выкладкой по национальностям, отсутствует.

В Париже работает более 70 тысяч некоммерческих организаций, где 80% сотрудников — волонтеры. Именно эти организации помогают мигрантам и беженцам.

В Таблице 1 представлены сведения о чистом числе мигрантов Франции в период с 2000 по 2015г. [Франция, 2019]

Динамика чистого числа мигрантов Франции в период с 1990 по 2015г. представлена на Рисунке 1 [Франция, 2019].

Анализ данных представленных в Таблице 1 и на Рисунке 1 позволяет сделать вывод о том, что до 2010г. во Франции наблюдался рост чистого числа мигрантов, особенно в период с 2000-2005г. (28,98%). В период с 2010 по 2015г. наблюдается уменьшение чистого числа мигрантов на 32,56%.

В Таблице 2 представлены сведения  о коэффициенте миграции в период с 2000 по 2015г. При этом под коэффициентом миграции понимается число иммигрантов за вычетом числа эмигрантов за период, деленное на число человеко-лет, прожитых населением принимающей страны за этот период. Этот показатель выражен как чистое число мигрантов на 1000 населения [Франция, 2019].

Динамика коэффициента чистой миграции за период с 1990 по 2015г. представлена на Рисунке 2 [Франция, 2019].

Анализ данных представленных в Таблице 2 и на Рисунке 2 позволяет сделать вывод о том, что до 2010г. во Франции наблюдался рост коэффициента чистой миграции, особенно в период с 2000-2005г. (25,73%). В период с 2010 по 2015г. наблюдается уменьшение чистого числа мигрантов на 34,28%.

Анализ современных миграционных процессов во Франции позволил прийти к выводу, что в качестве основной проблемы в рассматриваемой сфере выступает нелегальная миграция. При этом, ее масштабы точно установить не реально. Так, например, агентство ЕС по безопасности внешних границ (Frontex) в отчете за третий квартал 2017 г. указывает о 230 901 случаях незаконного пересечения границы с начала года. Общее количество установленных нелегалов в стране оценивает в 409 136 человек (этот показатель по сравнению с состоянием на 2016 г. вырос на 21%) [J.-M. Leclerc, 2018].

Современные миграционные процессы во Франции демонстрируют, что за последние 15 лет либеральная миграционная политика в отношении бывших колоний привела к неблагоприятным результатам в стране.

Начало 2000-х годов ознаменовало новый этап миграционных процессов во Франции в связи с их трансформацией. Приоритетом была «избирательная» миграция, соответствующая экономическим потребностям страны. Между тем, к середине 2000-х годов 47,6% всех трудовых мигрантов были неквалифицированными рабочими. Как правило, они занимали нишу, которая не интересовала коренных французов [Europe Labour, 2006].

Анализ динамики миграционных процессов во Франции показывает, что в 2007 году иностранная рабочая сила составляла 7,2% трудоспособного населения страны, а в 2012–2013 годах. оно увеличилось до 10%. Однако уровень безработицы среди мигрантов в два раза выше, чем среди коренного населения Франции. Итак, в 2011–2012 гг. во Франции уровень безработицы среди иностранных мигрантов превысил 14% [International Migration, 2014].

Политика воссоединения семей привела к увеличению числа женщин-мигрантов до 51% всех мигрантов. Отметим, что 24% мигрантов второго поколения не имеют базового образования, среди африканцев – 30%. В то же время 14% иностранцев в возрасте до 22 лет проживают в так называемых. «Нестабильные городские районы», при этом доля местных жителей составляет 4% [Majority, 2014].

Чтобы нейтрализовать эти негативные тенденции во Франции, был выбран новый курс миграционной политики (законы Саркози «Об иммиграции и интеграции» 2003–2007, Лоис Саркози) [Loi, 2003; Loi, 2006]. Он также был направлен на сокращение семейной миграции, ужесточение правил предоставления убежища, борьбу с нелегальной миграцией и решение проблем «нестабильных городских районов» и стимулирование интеграции. Кроме того, условия приезда и пребывания в стране были серьезно ужесточены.

Несмотря на попытку активно реформировать миграционную политику с целью регулирования миграционных процессов во Франции согласно опросам, после обострения миграционного кризиса осенью 2015 года 67% французов поддерживают введение пограничного контроля [Sutherland, 2018 , p. 11].

На пресс-конференции Эммануэль Макрон представил серию запланированных после национальных дебатов мер. В частности, он считает, что Шенгенское соглашение не защищает Францию, а некоторые его государства-участники, пользуясь привилегиями, не хотят разделять груз волны иммиграции. Он готов обсуждать изменения Шенгена и даже не исключил, что часть стран может покинуть эту зону.

25 апреля Эммануэль Макрон провел первую со вступления в должность пресс-конференцию. Его задачей было дать ответы после запущенных 15 января больших дебатов, чтобы урегулировать кризис «желтых жилетов» и поднять рейтинги за месяц до европейских выборов.

Во вступительном слове Макрон отметил, что три месяца больших дебатов пролили свет на «глубокое чувство налоговой, территориальной и социальной несправедливости», а также «ощущение недостатка внимания», в частности со стороны «элиты, всей элиты», и «в первую очередь» его самого.

«Мы пошли по неверному пути? Мне совершенно так не кажется», — все же подчеркнул президент. «Меры были недостаточно быстрыми, гуманными и радикальными, но я считаю, что они были правильными, — сказал он. — Текущие преобразования не должны останавливаться». Затем он представил четыре «больших направления для нового этапа»: демократия и государственные институты, налоговая справедливость, климат и «французский проект».

По итогам больших дебатов Макрон не принял предложения о референдуме гражданской инициативы и признании голосов против всех, которых требовали «желтые жилеты». В то же время он сказал, что хочет «продвинуться дальше по референдуму совместной инициативы путем упрощения правил». Порог для его проведения будет снижен, а инициатива будет исходить от граждан. Если миллион французов (а не 4,7 миллиона, как в настоящий момент) поддержат такой шаг в форме петиции, она будет передана на рассмотрение Национального собрания, после чего вопрос может быть вынесен на референдум.

Кроме того, президент упомянул о введении значительной пропорциональной составляющей (20%) на парламентских выборах, сокращении общего числа парламентариев (примерно на 25%) и ограничении числа доступных им мандатов. Эти идеи фигурировали в программе кандидата Макрона в 2017 году и запущенном в прошлом году проекте пересмотра конституции, который будет представлен парламенту «летом».

Что касается выраженных в ходе дебатов опасений по поводу доступа к госслужбам, Эммануэль Макрон заявил, что ни одна школа или больница не будет закрыта без согласия мэра коммуны до 2022 года.

Кроме того, премьер-министр Эдуар Филипп (Edouard Philippe) представит в мае «глубокую реформу государственного управления», которая должна привести к увеличению числа госслужащих «на местах» и упразднить посты в «центральных ведомствах».

По словам главы государства, на местах недостаточно людей для поиска решений, в связи с чем он предложил сформировать в каждом кантоне к концу своего президентского срока место, где можно будет находить решение проблем. Оно должно получить название «Система одного окна».

Президент также подчеркнул намерение положить конец раздутым органам государственного аппарата, поскольку «нам нужна эффективность, а не пожизненная защита». Разработка этих преобразований высшей государственной службы будет поручена адвокату Фредерику Тирье (Frédéric Thiriez), бывшему президенту Лиги профессионального футбола.

Далее Эммануэль Макрон подтвердил намерение упразднить Национальную школу администрации и создать нечто, что работает лучше.

Что касается социально-экономической сферы, Эммануэль Макрон призвал больше работать для финансирования сокращения налогов, в том числе подоходного, который он хочет значительно снизить для среднего класса. Налоговые ниши для предприятий тоже будут упразднены.

Представляя три возможных решения того, как можно «больше работать», чтобы профинансировать снижение налогов, он сказал, что «не поддерживает» упразднение выходного дня и «не верит» в необходимость увеличения пенсионного возраста. «Правительству и парламенту следует рассмотреть, можно ли продлить учетный период без увеличения установленного законом пенсионного возраста, чтобы сформировать систему льгот, которая будет подталкивать людей к тому, чтобы работать больше, но не станет никого принуждать», — объяснил он.

Президент не посчитал нужным отменять реформу налога на состояние, но не стал исключать потенциальный пересмотр и корректировку механизмов и базы.

Что касается образования, Эммануэль Макрон заявил, что хочет ограничить число учеников в начальных классах до 24. Он также поручил правительству расширить программу «разделения классов в неблагополучных кварталах». Она действует в школах приоритетного образования с 2017 года.

Эммануэль Макрон сохранил не облагаемые налогами исключительные выплаты в 1 000 евро и отменил сокращение индексации пенсий через восемь месяцев после принятия этой меры, которая вызвала резкое недовольство пенсионеров. «Мы надеемся индексировать пенсии размером менее 2 000 евро с 1 января будущего года и отказаться от всего снижения индексации пенсий с 2021 года», — заверил он.

Кроме того, он посчитал, что «минимальная пенсия» за полный трудовой стаж должна составлять 1 000 евро, что «значительно больше» существующего минимума, который он намеревается увеличить до 900 евро в будущем году.

Эммануэль Макрон также подчеркнул готовность «отказаться» от сокращения 120 000 постов в госсекторе, которое он упоминал как потенциальную необходимость. Он поручил правительству рассмотреть этот вопрос и представить «к лету» его выводы.

«Если нам нужно вложить дополнительные ресурсы в безопасность, образование и правосудие, я не стану давать правительству противоречивых указаний», — сказал он, добавив, что полностью готов отказаться от этой цели, «если это невозможно».

Говоря об острых климатических проблемах, президент заявил о намерении создать в июне «гражданскую группу из 150 человек, выбранных путем жеребьевки, для работы над значимыми для планеты мерами». Он отметил, что программы помощи в смене автомобиля или отопления зачастую «слишком сложны», и пожелал, чтобы будущий гражданский совет сделал их «более эффективными».

Кроме того, он хочет «сформировать совет экологической обороны, который должен включать в себя премьер-министра и основных отвечающих за переходный процесс министров, (…) для принятия стратегических решений и постановки климатической необходимости в центр нашей политики».

В качестве четвертого направления президент отметил «возвращение к константам французского проекта». В частности, он объявил о механизме гарантий выплат алиментов. «Кассы семейных пособий получат прерогативы по сбору неуплаченных алиментов», — пообещал он. На самом деле в стране еще с 2017 года существует Агентство по взысканию алиментов, которое позволяет начать процедуру против уклоняющегося от обязанностей бывшего супруга и даже заменить его, выплатив в качестве аванса сумму в 115 евро в месяц. Тем не менее лишь немногие матери-одиночки знают о его существовании.

К тому же, Эммануэль Макрон упомянул вопрос светского общества, отметив, что закон 1905 года должен быть расширен и неукоснительно применяться, что в частности предполагает усиление контроля над религиозным финансированием из-за границы.

Наконец, президент очень кратко прошелся по миграционной политике правительства: «Нам нужно кардинально пересмотреть нашу миграционную политику. Европа должна переосмыслить сотрудничество с Африкой для ограничения миграции и укрепить границы, даже если для этого придется уменьшить число стран в Шенгенской зоне. (…) Я искренне верю в право на убежище, но нам следует усилить борьбу с теми, кто злоупотребляют им».

Итак, на примере Французской Республики, анализа ее текущих миграционных процессов, мы показали, что политика мультикультурализма, присутствие большого количества иммигрантов, для которых характерны совершенно разные традиции, обычаи и образ жизни, создает много проблем, которые приводят к миграционному кризису.

На примере той или иной страны мы видим, что, хотя поощрение культурного разнообразия должно привести к мирному сосуществованию различных народов в одном многоэтническом государстве, последствия национальной политики далеко не столь положительны. Будучи примером изначально либеральной миграционной политики, Франция стала примером ее негативных последствий и на современном этапе сталкивается с необходимостью консолидированного урегулирования миграционных процессов.

Мэр Парижа Анн Идальго объявила 7 мая, что предложит префекту два места, где можно будет разместить мигрантов, и пригрозила судебным иском за «бездействие государства», сообщает Le Figaro.

«Я написала префекту и предложила два варианта, где есть достаточно места», — заявила журналистам Анн Идальго, которая путешествовала по северу столицы Франции, где по меньшей мере 850 мигрантов живут в палатках.

Известно, что первый участок в 17 округе Парижа — это земля, принадлежащая частному владельцу, который готов предоставить её в течение двух лет для гуманитарного приема беженцев. Второй вариант — это здания, которые только что были приобретены в 12 округе.

Кроме того, мэр Парижа выразила сожаление, что не получила ответа на письмо, отправленное в конце апреля вместе с двенадцатью другими мэрами министрам внутренних дел и жилищного строительства Франции, с просьбой предоставить мигрантам дополнительные места.

«Вместе с другими мэрами мы изучаем возможность подать судебный иск из-за дефицита мест и «бездействия государства», — заверила Анн Идальго.

Как передавало ИА REGNUM, в апреле 2019 года префект Парижа Мишель Кадо объявил о создании нового центра приема для мигрантов и попросил город внести предложения по этому вопросу.

Список литературы и источников

  1. France, portrait social, édition 2018 / INSEE. [Электронный ресурс]// Режим доступа: www.insee.fr. (дата обращения 25.04.2019)
  2. Tableaux de l’économie française, Édition 2017 / INSEE. [Электронный ресурс]// Режим доступа:  www.insee.fr. (дата обращения 25.04.2019)
  3. Франция. Чистое число мигрантов [Электронный ресурс]// Режим доступа:  https://knoema.ru/atlas/Франция/topics/Демография/Население (дата обращения 25.04.2019)
  4. Франция. Коэффициент чистой миграции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Франция/topics/Демография/Население (дата обращения 25.04.2019)
  5. J.-M. Leclerc, Les chiffres chocs de l’immigration illégale en Europe / J.-M. Leclerc  // Le Figaro 04.03.2018.
  6. Sutherland P. «Nous avons besoin d’une politique européenne globale pour répondre à la crise migratoire» // Confrontations Europe. 2018. N 110. Juillet-Septembre. P. 11.
  7. Europe Labour Force Survey 2006. Eurostat. Luxembourg : European Commission, 2006
  8. International Migration Outlook 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа:  URL: http://ekke.gr/ocd/wp-content/uploads/2014/12/SOPEMI-2014-E.pdf (дата обращения 25.04.2019)
  9. Majority of immigrants in France are Women. URL: www.west-info/en/majority-of-immigrants-in-France-arewomen/; Race in France: A Sketch based on First-and-Second-Generation Immigrants. [Электронный ресурс] // Режим доступа:  http://www.theoccid onetalobserver.net/2014/04/race-in-france-a-scetch-based-on-first-and-second-genetation-immigrants/  (дата обращения 25.04.2019)
  10. International migration report 2018. UN Department of Economic and Social Affairs. Population Division. [Электронный ресурс] // Режим доступа:   URL: www.un.migration.org (дата обращения 25.04.2019)
  11. Loi n° 2003-1119 du 26 novembre 2003 relative à la maîtrise de l’immigration, au séjour des étrangers en France et à la nationalité. [Электронный ресурс] // Режим доступа:  https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000795635&categorieLien=id   (дата обращения 25.04.2019)
  12. Loi n° 2006-911 du 24 juillet 2006 relative à l’immigration et à l’intégration. [Электронный ресурс] // Режим доступа:    URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000266495&categorieLien=id (дата обращения 25.04.2019)