Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.2:004.9

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17061

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX

Черникова Светлана Александровна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой менеджмента. Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: schernikova2014@yandex.ru

Chernikova Svetlana Aleksandrovna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация: В статье раскрыты ключевые предпосылки перехода российской экономики и АПК к цифровому формату работы, определены базовые направления развития цифровой среды на общегосударственном уровне, раскрываются законодательные инициативы по переходу на новый уровень информационного обеспечения и взаимодействия. В материале выделены перспективные пути расширения каналов сбыта при помощи цифровых технологий, описаны проблемы оптимизации законодательной базы по вопросам цифровизации экономики.

Summary: The paper considers the key prerequisites for the transition of the Russian economy and the AIC to the digital format of work. The paper identifies the basic directions of development of the digital environment at the national level. The article reveals legislative initiatives to move to a new level of information support and interaction. The material highlights promising ways of expanding distribution channels with the help of digital technologies, describes the problems of optimizing the legislative framework for the digitization of the economy.

Ключевые слова: цифровая экономика, экономика сельского хозяйства, аграрно-промышленный комплекс

Keywords: digital economy, agricultural economy, agro-industrial complex

Интенсивное развитие АПК – одна из основных задач каждого государства. Решить ее за счет увеличения объемов используемых природных ресурсов невозможно из-за ограниченности земельных территорий, поэтому акцент надо делать на повышении эффективности производства. Рост производительности в экономике может быть достигнут благодаря комплексному подходу в государственной политике и цифровизации отраслей экономики.

Переход АПК к активному применению цифровых технологий обусловлен необходимостью реагировать на ряд вызовов глобального характера:

  1. Постоянно растущий спрос на сельскохозяйственные товары в условиях сохранения значительного дисбаланса спроса и предложения приводит к обострению проблемы голода. Возможности производителей ограничены потенциалом экосистемы и используемых технологий.
  2. Нестабильность международных рынков продовольствия, которая возникает на фоне высокой конкуренции и активности спекулятивных организаций. Развивающимся странам сложно соперничать с производителями развитых государств ввиду введения на межгосударственных уровнях торговых барьеров, негативно сказывается и зависимость от импорта технологий.
  3. Одной из задач является преодоление социального сопротивления внедрению инноваций и цифровых технологий, устранение дефицита высококвалифицированных кадров.
  4. Развитие мировой системы АПК с акцентом на глобализацию приводит к вытеснению с рынка мелких агропроизводителей.
  5. Массовое производство продукции, выращенной с применением ГМО-технологий, в структуре сельскохозяйственной продукции в обороте на международном рынке, стабильно возрастает доля опасного для человека продовольствия. [1]

В российской экономике внедрение цифровых технологий осуществляется во всех отраслях, этот процесс регламентируется правительственным Распоряжением от 28.07.2017 г. № 1632-р. Важность сохранения вектора на инновационный путь развития с применением цифровых технологий, в том числе в АПК, обусловлена перспективами повышения конкурентоспособности отечественной продукции и значительного увеличения объемов производства без нанесения ущерба экологической составляющей.

Правительство РФ в своих отчетах указывает на достижение объемом цифровой экономики уровня 5% ВВП. Отмечается значительный рост в сегменте электронной торговли, активно создается и оптимизируется информационная инфраструктура. Государство акцентирует внимание не только на построении новой бизнес-модели в сельском хозяйстве, но и на формировании эффективно функционирующих инфопродуктов, электронных сервисов, адаптации социальной сферы к условиям цифровой экономики. [2]

Ключевые направления цифровизации экономики и отдельных отраслей:

  • нормативно-правовое регулирование;
  • создание и оптимизация информационной инфраструктуры;
  • формирование единого информационного пространства; [3]
  • разработка программы подготовки квалифицированных кадров; [4]
  • обеспечение информационной безопасности;
  • цифровое государственное управление;
  • создание эффективных цифровых технологий.

Сложности в создании эффективного механизма регулирования процессами цифровизации в АПК обусловлены тем, что трансформации затрагивают принципы обращения с самыми сложными в правовом аспекте объектами имущественного права – земельными участками и природными ресурсами, которые попадают в сферу действия сразу нескольких видов права.

В настоящее время трансформации в АПК регулируются программой «Цифровое сельское хозяйство», созданной Минсельхозом. По этому проекту в период с 2019 по 2024 гг. планируется выделить средства на оптимизацию информационной составляющей в сельском хозяйстве с привлечением финансирования по госпрограммам, из внебюджетных источников и от представителей агробизнеса. При этом на переход АПК к активному использованию информационных технологий фактически средств тратится меньше, чем в других отраслях. Характерной особенностью цифровизации сельского хозяйства стала неравномерность использования цифровых технологий хозяйствами разных категорий. [5]

При цифровизации АПК предполагается развитие нескольких комплексных проектов повышения производительности:

  • «Умное сельскохозяйственное предприятие»;
  • «Умная ферма»;
  • «Умное поле»
  • «Умная теплица»;
  • «Умный сад».

Трансформации затронули и ветеринарный сегмент развития сельского хозяйства – единая информационная среда образована в отрасли посредством ввода инфосистемы «ВетИС». Функционал программы позволяет отслеживать перемещение сельскохозяйственной продукции на любом этапе и проверять по каждой партии наличие ветеринарной сопроводительной документации.

Одной из ключевых проблем популяризации инновационных цифровых технологий в АПК стал низкий уровень информированности фермерских хозяйств о возможностях новых разработок. Дополнительным барьером является дефицит свободных денежных средств для проведения модернизации основных средств. Ковалева И.В. видит решение этих проблем в создании специальных служб (или переформатировании функций существующих органов), которые будут заниматься оптимизацией цифровых массивов и следить за рациональным использованием этого инструмента – например, при дистанционном зондировании земель, проведении аэрофотосъемки или составлении точных прогнозов погоды. [6]

Эффект от цифровизации АПК не будет полным, если выстраивать государственную политику только на привлечении дополнительных инвестиций в отрасль. Необходимо создать условия и механизм взаимодействия бизнеса и науки, учреждений образования, что важно для формирования интеллектуальной кооперации и развития интеграционных процессов при внедрении инноваций. Под интеллектуальной кооперацией следует понимать систему отношений в обществе, сопровождающихся объединением знаний для снижения стоимости каждой единицы произведенной продукции. Инновационная интеграция представляет собой систему отношений, построенную на разделении труда и выделении специализаций субъектов рынка для получения новых продуктов или сырья. [7]

Преимущества цифровизации при оценке эффективности АПК проявляются в росте рентабельности и увеличении объемов производства без ущерба для качества готового товара, что выгодно и бизнесу, и государству. Отечественные фермерские хозяйства начинают переходить на рекламу и прием заказов через интернет-коммерцию, но доля таких предпринимателей остается крайне низкой, что подтверждается результатами исследования молочной промышленности, проведенных Самсонян Р.Р. Автор научной работы предлагает расширять рынки сбыта молочной продукции через онлайн-приложения заказа продуктов питания на дом или вендинговые молокоматы. [8]

Проблемы оптимизации правовой базы по вопросам цифровизации экономики

Для активного вовлечения субъектов хозяйствования в цифровизацию экономики государство должно создавать соответствующую инфраструктуру, популяризировать такие направления развития в социуме и совершенствовать законодательную базу. Последний аспект важен для минимизации рисков возникновения противоречий между реальными действиями регуляторов с бизнесом и правовыми основаниями. В связи с этим необходимо:

  • сформировать эффективный механизм управления изменениями в правовой базе, чтобы корректировки в одном законодательном акте не расходились с положениями в других законах;
  • предоставить более широкий спектр полномочий организациям, занимающимся реализацией первостепенных мер по активному продвижению цифровых технологий и их внедрению в АПК;
  • актуализировать характер взаимоотношений между всеми участниками цифровой экономики;
  • разрабатывать программы, стимулирующие бизнес переходить на работу с применением новейших разработок;
  • гармонизировать подходы к формированию правовой базы с партнерами из ЕАЭС;
  • создать единую методологию внедрения цифровых технологий. [9]

Автоматизация большей части производственных процессов в АПК может быть произведена без значимых корректировок в законодательстве. Сложности возникают при цифровизации взаимоотношений между бизнесом и государством. Например, объектом совершенствования может стать система приема заявок от субъектов хозяйствования на выделение субсидий или получение разрешительной документации. Если предположить, что предварительное принятие решений будет производиться автоматически программным обеспечением на основе анализа имеющихся данных, такие процедуры могут осуществляться в разы быстрее, чем при ручной обработке заявлений. Но в случае возникновения сбоя в системе непонятно, кто должен нести ответственность за несвоевременность принятия решения или вынесение неправомерного вердикта. [10]

На федеральном уровне необходимо разработать механизм, позволяющий автоматизировать однородные операции, в том числе по обработке обращений от физических и юридических лиц. Но при этом надо предусмотреть возможность возникновения форс-мажорной ситуации и прописать алгоритм действий всех заинтересованных сторон при наступлении такого случая.

Совершенствование правовой базы требуется и в сфере применения беспилотных летательных аппаратов. Действующее законодательство в усеченном виде рассматривает недоработки по вопросам безопасности, в том числе информационной. Отдельно надо прорабатывать проблему имущественной ответственности за нанесение вреда экологии, в нынешнем виде система оказалась малоэффективной. В условиях нестабильности мировой конъюнктуры рынка важно сформировать правовые основания для защиты права на честную конкуренцию отечественного бизнеса. Дополнительным стимулом к повышению результативности агропроизводства может стать упрощение отчетности и снижение фискального давления, оптимизация логистики, совершенствование механизма агрострахования.

Таким образом, переход к цифровой экономике позволит отечественному сельскому хозяйству повысить конкурентоспособность производимой продукции, увеличить рентабельность деятельности и создать условия для продовольственной безопасности страны. Несмотря на разработку и реализацию государственных программ по внедрению в АПК инноваций и информационных технологий, многие меры оказываются неэффективными из-за социальной невосприимчивости населения к новаторствам. Государство должно стимулировать бизнес в вопросах цифровизации производства не только через систему субсидирования, но и при помощи программ подготовки кадров, оптимизации фискальных условий работы и совершенствования законодательной базы.

Список литературы

  1. Капелюк З.А., Алетдинова А.А. Основные вызовы развития российского аграрного сектора // Дальневосточный аграрный вестник. 2017. №4 (44). – с. 198-203.
  2. Анохина Л.В. Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №2. – с. 5-7
  3. Черданцев В.П., Кобелев П.Е. Формирование единого информационного пространства // Аграрный вестник Урала. 2010. № 11-1 (77). С. 102-103.
  4. Черданцев В.П., Кобелев П.Е. Формирование кадров регионального АПК в условиях становления информационной экономики // Аграрный вестник Урала. 2011. № 4 (83). С. 91-92.
  5. Дарков А.А. Гражданско-правовые аспекты регулирования применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе // Государственная служба и кадры. 2019. №1. – с. 26-32.
  6. И. В. Ковалева. Цифровизация сельского хозяйства как стратегический элемент управления отраслью // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №3-1. – с. 131-133.
  7. Добрунова А. И., Дорофеев А. Ф., Поляков А. С., Ягуткина Е. С., Ягуткин С. М. Развитие субъектов аграрного бизнеса в условиях цифровизации экономики искусственного интеллекта // Московский экономический журнал. 2019. №1. – с. 305-314.
  8. Самсонян Р.Р. Перспективы развития молочно-продуктового подкомплекса России в условиях становления цифровой экономики // ИБР. 2018. №2 (31). – с. 21-25.
  9. Анохина Л.В. Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №2. – с. 5-7
  10. Дарков А.А. Гражданско-правовые аспекты регулирования применения цифровых технологий в агропромышленном комплексе // Государственная служба и кадры. 2019. №1. – с. 26-32.