Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 332.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17045

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕГИОНА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

COMPARATIVE APPROACH TO ASSESSING THE COMPETITIVE POSITION OF THE REGION IN FOREIGN TRADE IN THE CONTEXT OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Амандурдыев Ходжадурды Дурдыниязович, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет

Сыромятников Денис Александрович, кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет

Amandurdyev Khodzhadurdy Durdyniyazovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North-Caucasus Federal University

Syromyatnikov Denis Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North-Caucasus Federal University

Аннотация: В статье на основе анализа статистических данных о валовом региональном продукте, статистики внешнеэкономической деятельности и результатов экспортно-импортной деятельности регионов рассмотрены факторы и экономические закономерности определяющие конкурентоспособность региона в зависимости уровня развития внешнеторговой региона и его социально-экономического развития. Изложена качественная и количественная характеристики результатов внешнеэкономической деятельности Ставропольского края, проведен сравнительный анализ аналогичной деятельности в регионах сопоставимых по уровню валового регионального продукта. Выявлены проблемы в экономике региона, носящие структурный характер и влияющие на его конкурентоспособность.

Summary: The article examines the factors and economic patterns that determine the competitiveness of a region depending on the level of development of the region’s foreign trade and its socio-economic development based on the analysis of statistical data on the gross regional product, statistics of foreign economic activity and the results of export-import activities of the regions. The qualitative and quantitative characteristics of the results of the foreign economic activity of the Stavropol Territory are described, a comparative analysis of similar activities in the regions comparable in terms of the gross regional product is carried out. Identified problems in the regional economy that are structural in nature and affect its competitiveness.

Ключевые слова: региональная экономика, уровень экономического развития региона, внешнеэкономическая деятельность, факторы конкурентоспособности региона.

Keywords: regional economy, level of economic development of the region, foreign economic activity, factors of regional competitiveness.

Введение

В экономической науке внешняя торговля является главным индикатором открытости экономики государства, что в свою очередь позволяет говорить об ее эффективности в том аспекте, что в рыночных условиях в полной мере реализуются потенциальные заделы наличных относительных и абсолютных преимуществ национальной экономики. Для государства внешняя торговля является одним из значимых составных элементов его экономической политики, важнейшей сферой хозяйственной деятельности экономических агентов предпринимательского типа, от результатов которой, безусловно, зависит социально-экономическое развитие государства. Однако, доказательно оценить степень такой взаимосвязи с теоретических и практических позиций довольно сложно, ввиду разветвленного комплекса факторов, оказывающих воздействие на экономику государства, и в том числе вследствие присущих крупным национальным экономикам диспропорциям регионального развития, а отсюда, как следствие наличия развитых механизмов перераспределения сконцентрированной в бюджете части стоимости общественного продукта. Основываясь на общетеоретических положениях можно говорить о наличии существенной, а в некоторых случаях и для некоторых государств – определяющей, основополагающей роли внешнеторговой деятельности в экономическом развитии государства.

Цель исследования

Изучая проблематику повышения уровня экономического развития национальной экономики, мы априори говорим и об экономике регионов этого государства. Уровень их экономического развития складывается в совокупный потенциал экономики государства, в связи с чем, можно выдвинуть тезис о наличии значимого воздействия результатов внешнеторговой деятельности региона в его экономическом развитии. Однако, качественная или количественная оценка роли внешнеторговой деятельности в экономическом развитии региона может отличаться от региона к региону вследствие региональных диспропорций и вышеуказанный тезис может не подтверждаться в практике отдельных регионов государства, что и обусловливает необходимость установления значимых факторов и экономических закономерностей определяющих конкурентоспособность региона в зависимости уровня развития внешнеторговой региона и его социально-экономического развития.

Материал и методы исследования

Для оценки роли внешнеторговой деятельности в экономическом развитии региона важно использовать релевантную статистическую информацию, характеризующую как внешнеторговый сектор экономики, так и в целом показатели регионального экономического развития. Наиболее значимыми показателями в этой связи выступают показатели валового регионального продукта (далее – ВРП), динамика и структура промышленного и сельскохозяйственного производства, показатели результатов внешнеэкономической деятельности региональной экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

Российской Федерации внешнеторговая деятельность регулируется рядом нормативно-правовых актов, главным из которых является Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” [1; 2]. В нем приводится определение внешнеторговой деятельности: внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (таблица 1).

Как видно, главным свойством (характеристикой) внешнеторговой деятельности является государственная принадлежность субъектов, совершающих сделку и (или) трансграничное перемещение предметов сделок. Следует отметить, что хоть внешняя торговля услугами не характеризуется в названном законе разной государственной принадлежностью продавца и покупателя, поставщика и получателя, тем не менее сам «внешнеторговый» характер таких услуг говорит о том, что такие услуги подразумевают трансграничное перемещение товаров, рабочей силы, информации и т.д. Очевидно, что поскольку сделки совершаются хозяйствующими субъектами, то внешнеторговая деятельность должна быть также охарактеризована как деятельность таких субъектов, зарегистрированных в каком-либо территориальном образовании.

Внешняя торговля (внешнеторговая деятельность) является объектом статистического наблюдения. Однако, в Российской Федерации статистические публикации касаются только одного из видов внешней торговли – внешней торговли товарами. Услуги и объекты интеллектуальной собственности как объекты статистического наблюдения практически не представлены в открытых официальных публикациях Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее – Росстат). Под внешней торговлей в статистических публикациях и средствах массовой информации как правило понимается торговля именно товарами.

Внешнеторговая деятельность, как и любая другая хозяйственная деятельность, подвержена регулирующему воздействию со стороны государства. В данном случае такое регулирующее воздействие выражается через меры таможенно-тарифного регулирования, а также внешнеторговые запреты, ограничения и иные меры защиты внутреннего рынка как инструментарий нетарифной компоненты реализации внешнеторговой политики государства. Кроме того, здесь важно отметить и такие меры, как налогообложение при ввозе, которое по законодательству ЕАЭС не относится ни к одной из групп, применяемых мер внешнеторгового регулирования, они являются частью экономического регулирования и оказывают большое влияние на результаты внешней торговли через регулирование конечной цены ввозимых товаров. Налог на добавленную стоимость и акцизы приводят к удорожанию ввозимых товаров для конечного потребителя, оказывая сдерживающее воздействие на развитие импорта тех или иных категорий товаров. Однако, говоря о ввозных и вывозных таможенных платежах (в том числе НДС и акцизах), взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, следует отметить, что они перечисляются в федеральный бюджет Российской Федерации и воздействуют на наполнение бюджетов субъектов Российской Федерации преимущественно опосредованно через федеральные трансферты. По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС РФ) за 2018 год сумма таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (к коим в том числе относятся антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины), перечисленных в федеральный бюджет страны, составила 6063,2 млрд. рублей [3]. При этом доходы федерального бюджета России в 2018 году составили 19454,95 млрд. рублей. Таким образом, «таможенные» доходы Российской Федерации, получаемые от внешнеторговой деятельности, составляют 31,17% всех доходов федерального бюджета, что сопоставимо с расходами на всю социальную сферу. Однако, несмотря на то, что доходы в виде взимаемых при ввозе и вывозе платежей перечисляются не в бюджет региона, развитие внешнеторговой деятельности все равно должно оказывать влияние на величину доходной части регионального бюджета посредством:

  • обеспечения мер социальной, культурной политики, политики здравоохранения и т.д. в виде перечислений платежей в федеральный бюджет;
  • налоговых поступлений в бюджет региона в связи с совокупным положительным эффектом на различные сферы хозяйственной деятельности в регионе. Развитие внутренней оптовой и розничной торговли, логистических, транспортных услуг и других сфер становится возможным в связи с увеличением показателей внешнеторговой деятельности региона.

Внешнеторговая деятельность также способствует притоку в регион экономических ресурсов, отечественных и иностранных инвестиций, активизации внедрения новых технологий, увеличению конкурентоспособности собственной продукции передовых отраслей региона, а кроме того благодаря удовлетворительной развитости инфраструктуры на предприятиях сохраняется количество рабочих мест, формируются новые рабочие зоны, увеличивается общеобразовательный и квалификационный уровень персонала (рисунок 1).

Анализ данных таможенной статистики внешней торговли и экономических показателей Ставропольского края позволяют подтвердить указанные выше положения и, в то же время, выявить недостатки внешнеторговой деятельности региона.

Внешнеторговый оборот региона характеризуются постоянным ростом на протяжении последних трех лет. Также отмечается положительное сальдо внешней торговли Ставропольского края на протяжении нескольких последних лет. Однако, на протяжении последних трех лет сальдо внешней торговли Ставропольского края увеличивается большими темпами (таблица 2). Как видно из таблицы 2, на величину сальдо внешней торговли оказывает влияние быстро растущий экспорт. Так, в 2017 году темп прироста экспорта составил 20,39%, а в 2018 году – 6,98%. В итого, имеем значение темпа прироста сальдо внешней торговли в 2017 году равным 13,72%, а в 2018 году – 25,89%.

Приведенные данные о положительной динамике как товарооборота в целом, так и сальдо внешней торговли, говорят о развитии экспорта региона, причинами чего могут являться различные социально-экономические факторы [4].

Согласно данным Северо-Кавказского таможенного управления, в основе экспорта Ставропольского края лежат продукция химической промышленности, каучук, составляющие 49,34% в структуре экспортируемых товаров и продовольственные товары, и сырьё с долей в экспорте 23,99%. Основу импорта региона представляют машиностроительная продукция, с долей в импорте 45,62% стоимостных объёмов, и металлы и изделия из них с долей в импорте 15,73%. Из года в год товарная структура экспорта претерпевает незначительные изменения (таблица 3).

Основной экспортируемой продукцией являются, в частности, удобрения (группа 31), злаки (группа 10), черные металлы (группа 72), пластмассы и изделия из них (группа 39), органические химические соединения (группа 29), мясо и пищевые мясные субпродукты (группа 02), жемчуг, драгоценные, полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них, бижутерия (группа 71), топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки (группа 27), эфирные масла и резиноиды, парфюмерные, косметические и туалетные средства (группа 33), мебель и постельные принадлежности (группа 94).

Анализ основных показателей внешней торговли во взаимосвязи со статистическими итогами экономического развития региона, позволяет охарактеризовать результаты ВЭД с позиций оценки количественных и качественных показателей. Основным показателем оценки экономического развития страны является валовый внутренний продукт, применительно к регионам страны аналогичным показателем выступает валовый региональный продукт (ВРП). Росстат ежегодно рассчитывает данный показатель как основной, но не единственный, показатель экономической ситуации в регионе (также, индекс промышленного производства, темпы роста сельскохозяйственного производства и др.).

Как видно из рисунка 2, с 2016 года наблюдается рост ВРП Ставропольского края, внешнеторгового оборота, экспорта, сальдо. Только лишь значение импорта в 2018 году отклонилось от общего восходящего тренда. Такая ситуация может говорить о потенциальном вкладе внешней торговли в экономическое развитие Ставропольского края. Оценить величину такого вклада представляется затруднительным ввиду наличия множества факторов, влияющих на значение ВРП региона, природа которых еще не в достаточной степени. В этой связи, нам представляется целесообразным применение сравнительного метода исследования (в сравнении с показателями других регионов Российской Федерации) для относительной оценки вклада внешнеторговой деятельности в экономическое развитие региона.

Если обратиться к межрегиональному сопоставлению конкурентных позиций регионов, то Ставропольский край занимает 43 место по стоимостным объемам экспорта и 40 место по размеру внешнеторгового сальдо (из всех субъектов Российской Федерации, включая три города федерального значения). По импорту – ситуация полностью противоположная: Ставропольский край уже на 36 месте по импорту и объем импорта уже более близок к среднему значению по России, чем объемы экспорта и внешнеторгового сальдо. Указанное еще раз подкрепляет сделанные выше выводы о проблемах во внешнеторговом секторе края, характеризующиеся перекосом в сторону импорта продукции отраслей машиностроения, а также иных групп товаров относимых таможенной статистикой к этой категории и экспортом продукции с достаточно низкой долей добавленной стоимости.

Кроме того, в пределах выборки из семи регионов России, со схожей величиной ВРП (по состоянию на 2016 год), в 2016 и 2017 годах темпы роста ВРП Ставропольского края были ниже средних по выборке (2016) либо были наименьшими (2017). Это может свидетельствовать об ухудшающейся тенденции в Ставропольском крае. Косвенным подтверждением является и то, что в 2016 году среди всех семи регионов нашей выборки Ставропольский край имел наибольший спад темпов роста ВРП по сравнению с предыдущим (2015 годом), а также то, что в 2018 году темп роста ВРП региона составил 102,2% – меньше чем годом ранее (таблица 4).

Выводы

Как и в любом другом государстве или регионе государства в Ставропольском крае имеются свои проблемы во внешнеторговой сфере. Несмотря на то, что внешнеторговый оборот Ставропольского края имеет положительные темпы роста, наряду с экспортом и экспортной квотой, внешнеторговой деятельности Ставропольского края свойственен ряд проблем.

Во-первых, темпы роста внешнеторгового оборота и экспорта хоть и характеризуются как положительные, тем не менее они существенно спали по сравнению с предыдущими периодами, что наглядно представлено в таблице 2. Такое положение дел может объясняться наличием негативных внутренних факторов, а также усиливающимися негативными внешними факторами (например, ужесточением или продлением политико-экономических санкций со стороны недружественных государств). При этом следует обратить внимание на то, что сальдо внешней торговли имеет устойчивый рост и сохраняет темпы прироста из года в год. Однако, в 2018 году положительный тем прироста внешнеторгового сальдо был обусловлен в первую очередь резким снижением прироста импорта (на 26,72 процентных пункта), который оказался даже отрицательным, в то время как прирост экспорта сохранился в «плюсовой» зоне, хоть и снизился (таблица 2). Таким образом, можно заключить, что представленный динамический ряд на данный момент может содержать в себе экстремум в 2017 году как по экспорту, так и по товарообороту в целом, и далее тенденция 2017-2018 может быть подкреплена данными за 2019 год, которые по естественным причинам еще не доступны.

Во-вторых, динамика внешнеторгового оборота никак не сказывается на росте промышленного и сельскохозяйственного производства (таблица 5).

В какой-то степени прирост внешнеторгового оборота идет вразрез с приростом производства в крае. Такая ситуация явно свидетельствует о том, что рост внешнеторговой деятельности в крае не поддерживает региональное производство, что в свою очередь может свидетельствовать о структурных проблемах во внешнеэкономической сфере либо структурных проблемах в экономике региона в целом. По крайней мере, данная «зависимость» может служить индикатором проблем в регионе.

В-третьих, товарная структура внешнеторговой деятельности имеет недостатки. Если обратиться к таблице 3, то видно, что Ставропольский край экспортирует главным образом продукцию низкой степени обработки, а значит с малой добавленной стоимостью, а импортирует главным образом товары с высокой добавленной стоимостью. Безусловно, такая картина товарной структуры в целом характерна для внешней торговли всей страны, однако, это никак не может свидетельствовать о качественном развитии внешнеторговой деятельности. Подтверждением этому могут служить данные Росстата по двум показателям. Согласно официальной статистической информации по показателям, содержащимся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, которую публикует Росстат, в 2017 году Ставропольский край занимал 47 место по показателю «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года (процент)» со значением 100,5% при среднем значении по Российской Федерации 108,4% и максимальном – 139,4% (Сахалинская область) [7]. Такая ситуация объясняется еще и тем, что в обновление основных фондов в Ставропольском крае вкладывается недостаточно средств, о чем говорит еще один важный показатель «Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту (процент)». Ставропольский край по данному показателю вновь занял серединное место – 44. Инвестиции в основные средства могут быть выражены, как известно, в денежных инструментах, а также в конкретных товарах, ввозимых в Российскую Федерацию. Как выше отмечалось, подобного рода товары (оборудование, транспортные средства) – составляют основную статью расходов, однако, учитывая приведенный показатель доли инвестиций, такие ввозимые товары имеют цель в большей степени иную, чем инвестирование.

Указанное выше безусловно указывает на имеющиеся проблемы во внешнеторговой сфере Ставропольского края. Однако, оценить масштабы поможет сравнение данного региона с другими регионами Российской Федерации. Такой подход нами применяется для целей выявления наличия структурных проблем во внешнеторговой деятельности региона. Подобный подход может быть использован в условиях отсутствия более детальной информации о структуре ВРП, индексов промышленного производства, темпов роста сельскохозяйственного производства и т.д. в официальных публикациях профильных органов.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”.
  2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года).
  3. Ежегодный сборник Таможенная служба Российской Федерации в 2018 году. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 18.04.2019).
  4. Горлов С.М., Русецкий М.Г., Бородина А.Ю. Внешнеторговая деятельность ставропольского края в контексте структурных диспропорций российской экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. Т. 3. – № 3. – С. 10-13.
  5. Внешняя торговля субъектов Федерального округа. Северо-Кавказское таможенное управление. [Электронный ресурс]. URL: http://sktu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=248:2016-10-12-11-19-20&Itemid=14&layout=default (дата обращения: 18.04.2019)
  6. Официальная статистическая информация по показателям, содержащимся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606, в соответствии с разделом 2.6. Федерального плана статистических работ. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/inf-pok2019.htm (дата обращения: 18.04.2019)
  7. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_14p/IssWWW.exe/Stg/d2/11-08.htm (дата обращения: 14.04.2019).