Московский экономический журнал 6/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16030

Проект программы повышения эколого-экономической эффективности субъекта РФ: инфраструктурный аспект

The draft program to improve the environmental and economic efficiency of the region of the Russian Federation: the infrastructure aspect

Васильев Александр Николаевич, аспирант, Нижегородский Государственный Инженерно Экономический Университет (г. Княгинино), itetatet@gmail.com

Мордовченков Николай Васильевич, д.э.н., профессор, Нижегородский Государственный Инженерно-Экономический Университет, infra-wm@yandex.ru

Vasilev Alexander Nikolaevich, graduate student, Nizhny Novgorod State Engineering Economic University (Knyaginino)

Mordovchenkov Nikolai Vasilevich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics

Аннотация: В работе предложен проект программы повышения эколого-экономической эффективности субъекта РФ призванный улучшить эколого-экономическую обстановку на мезоуровне за счет повышения эффективности управления коммерческой недвижимостью. В зависимости от специфики региона программа будет требовать корректировки с учетом отличительного уровня экономического и экологического состояния территории, особенностей расположения и региональной правовой инфраструктуры. По нашему мнению, процесс повышения экономической и экологической эффективности управления коммерческой недвижимостью (далее – КН) является многоуровневым, многоаспектным и многофакторным, затрагивающим наряду с решением инфраструктурных проблем самого предприятия эндогенность, так и внешних инфраструктурных проблем.

Summary: The article proposed a draft program to improve the environmental and economic efficiency of the region of the Russian Federation designed to improve the environmental and economic situation at the meso level by improving management efficiency commercial real estate. Depending on the specifics of the region, the program will require adjustments taking into account the distinctive level of the economic and ecological condition of the territory, the particular location and regional legal infrastructure. In our opinion, the process of increasing the economic and environmental efficiency of commercial real estate management is multilevel, multidimensional and multifactorial, affecting, along with the resolution of infrastructure problems of the enterprise itself, as well as external infrastructure problems.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инфраструктура, коммерческая недвижимость,  переработка отходов,   эколого-экономическая безопасность.

Keyword: public-private partnership, infrastructure, commercial real estate, waste processing, environmental and economic security.

В соответствии с 42 статьей Конституции РФ[1] установлено, что каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. 72 статья Конституции устанавливает совместное ведении Российской Федерации и субъектов РФ Законодательства  об охране окружающей среды. В связи с этим благоприятная экологическая обстановка является одной из приоритетных задач руководства региона. Между тем, как показывает международный опыт, введение современных конкурентоспособных экологических технологий для реализации полного спектра экономического потенциала требует создания благоприятных экономико-правовых условий и мер государственной поддержки на альтернативной основе.

Помимо усилий региональных органов государственной власти успех природоохранных мероприятий, на мезоуровне, зависит от деятельности муниципалитетов, степени участия частного капитала, государственно-частного партнерства, исходя из локального характера показателей развития коммерческой недвижимости (КН), взаимодействие её осуществляется с уровня муниципалитета (М), на уровни территорий и округов (ТО) и центрально-консолидированными образованиями (ЦКО), что интерпретировано в виде графической модели:

Для организации эффективного взаимодействия государственных структур и органов субъекта РФ необходимо формировать единое правовое и эколого-экономическое пространство, вместе с тем, в процессе выстраивания эколого-экономической стратегии развития природоохранной инфраструктуры управления объектами КН требуется тщательное изучение приоритетных (кардинальных) направлений (инфрастади). При этом реализация мер государственной поддержки будет эффективным исключительно в случае комплексного-системного подхода включающего в себя нормативно-правовое обеспечение, государственно-частное партнерство и меры материального и морального стимулирования.

При разработке программы было определено, что первоначальным этапом её реализации должны выступать системный анализ и комплексная экспертиза эколого-экономического состояния территории. Так выделение региона в реестре территориально-экономических образований осуществляется путем составления картограммы или атласа инфраструктурного потенциала с использованием системы рейтингов по каждому элементу системы (сами объекты КН, объекты инфраструктуры) обслуживания и функционирования объектов коммерческой недвижимости на всех этапах их жизненного цикла (строительство, функционирование, модернизация, реконструкция, снос и утилизация).

Основная цель программы – Обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду и повышение экономической эффективности эксплуатации объектов коммерческой недвижимости за счет реализации природоохранных мероприятий в сфере услуг

Задачи, стоящие перед инфраструктурной программой:

1. Провести комплексно-системный анализ (финансово-экономического мониторинга) по формированию оценочного критерия эколого-экономического, ресурсного потенциала региональной рыночной инфраструктуры обслуживания коммерческой недвижимости во исполнении сбалансированной рыночной экономики

2. Осуществить эколого-экономический, правовой и маркетинговый мониторинг объектов коммерческой недвижимости и обслуживающей инфраструктуры с целью выявления факторов (внутренних и внешних) сбалансированности мезоинфраструктуры.

3. Проведение оценки экономической эффективности различных моделей управления природоохранной деятельности обслуживающей инфраструктуры объектов коммерческой недвижимости на альтернативной основе

4. Логически-структурный анализ источников негативного воздействия на окружающую среду объектов КН и совершенствование обслуживающих систем и механизмов.

5. Формирование экономически обоснованного сценария и проектирование эколого-экономической инфраструктуры на этапе системного подхода и поэлементно.

6. Проработка мер комплексного оздоровления эколого-экономического потенциала мезоинфраструктуры с выделением отдельных элементов с сохранением цельности и надежности экосистемы.

7. Повышение экологической эффективности воспроизводства и доставки до потребителя электрической и тепловой энергии

8.   Повышение энергоэффективности объектов КН

9. Стимулирование введения рецикличности отходов на объектах КН

10. Формирование инфраструктуры вывоза и утилизации отходов

11. Создание системы «зеленых офисов»

12. Реализация изменений в региональном законодательстве направленные на поддержку и стимулирование развития механизомов повышения экономической и экологической эффективности природоохранной деятельности на мезоуровне

Государственный заказчикКоординатор программы – Министерство экологии и природных ресурсов субъекта федерации, иные службы и ведомства региона

Важнейшие целевые индикаторы и показатели– обеспечение устойчивого развития всех экосистем региона, включая:

  • снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов тепло-энергетического комплекса за счет введения энергосберегающих технологий и перехода на альтернативные источники энергии;
  • обеспечение рецикличности отходов образовывающихся при эксплуатации коммерческой недвижимости;
  • создание благоприятных условий труда для сотрудников – резидентов объектов коммерческой недвижимости;
  • создание комфортных условий для жизни и здоровья населения субъекта РФ;
  • сохранение и расширение потенциала экспорта энергоресурсов в другие субъекты РФ и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке;

Сроки и этапы реализации программы – программа состоит из 2 этапов продолжительностью 5 лет каждый. Таким образом срок реализации программы составляет 10 лет

Объемы и источники финансирования. Всего на реализацию природоохранных мероприятий и проектов рециклирования отходов производства и потребления необходимо использовать:

  • средства федерального бюджета (в т.ч. средства в рамках национальных проектов «экология», «экологическая безопасность»,  «умный город» и т.д.),
  • средства бюджетов субъекта Российской Федерации (целевые средства, полученные в бюджет субъекта РФ за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду, средства экономического стимулирования малого и среднего бизнеса, средства на строительство, модернизацию и реконструкцию и т.п.)
  • внебюджетные источники, за счет реализации государственно-частного партнерства в части трансформации и модернизации муниципальной инвестиционной и инновационной инфраструктуры, стимулирование частных (индивидуальных) средств собственников объектов КН.

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании Федерального бюджета на соответствующий год.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения – Механизм реализации Программы заключается в планировании, реализации и мониторинге выполнения программных мероприятий всеми её Государственными заказчиками, контроле за достижением показателей и выделенных ресурсов для реализации мероприятий Программы

Нормативно-правовое обеспечение Программы – Федеральное законодательствво [1][2][3][4][5][6][7][8] и нормативно-правовые акты субъекта РФ

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

  • создание и функционирование интерактивной карты эколого-экономического состояния территорий региона с реестром коммерческой недвижимости;
  • количество объектов КН обеспеченные тепло и электро энергией с использованием альтернативных источников, увеличилось – на 40%;
  • замещения органического топлива за счет производства энергии на основе использования возобновляемых источников для обеспечения объектов КН сократилось не менее 20% от показателей контрольного года за весь срок реализации Программы.

По мнению авторов статьи эколого экономическую программу целесообразно разделить на 3 этапа.

I направление развития Программы включает в себя изучение и анализ эколого-экономической ситуации в регионе. Территориальное положение региона с учетом экономических (наличие на близлежащих территориях инфраструктуры по сбору, транспортировке, заготовке и переработке вторсырья и энергоресурсов) и экологических (трансграничное загрязнение атмосферы, водных ресурсов, путей движения (траектория) отходов производства и потребления) связей, наличие межрегиональных резервов. Анализ спроса и предложения включает в себя оценку КН и обслуживающей инфраструктуру программу призвано оценить уровень и перспективу эколого-экономического развития региона. Итогом данного этапа программы является создание интерактивной карты территории региона с делением на зоны и подробным перечнем информации, в т.ч.:

  • соблюдение оптимального баланса между экономически эффективным функционированием объектов КН и экологически ориентированным, приоритетным и устойчивым развитием региона;
  • учет запросов населения и бизнеса в количественных и качественных характеристиках объектов КН региона;
  • соотношение уровня предоставляемых услуг на объектах КН и размера неудовлетворенного спроса на арендные услуги в регионе;
  • обеспеченность объектов КН региона материально-техническими ресурсами и степенью функционирования комплекса с привлечением инвестиций (в т.ч., зарубежных) в регион.

На основании приведенной градации определяется рейтинг каждой территории. Это позволит выделить наиболее перспективные с точки зрения реализации концепции зеленого офиса КН. По результатам создания интерактивной карты станет возможным провести  эколого-экономически обоснованную тарификацию дальнейших работ.

II направление развития программы – Нормативно-правовое обеспечение, включающее в себя составление инструкций:

  1. Разработку “Положение о работе комиссий по разработке механизмов повышения экономической эффективности природоохранной деятельности”
  2. Внесение изменений в архитектурный план развития региона. Включает в себя следующие задачи и приоритеты:
  • «повышение экологической эффективности воспроизводства и доставки электрической и тепловой энергии» до потребителя;
  • «развитие рецикличности отходов на эксплуатируемых объектах. Минимизировать процент отходов, направляемых на размещение недвижимости»;
  • «сформировать инфраструктуру вывоза и утилизации отходов производства и потребления»;
  • «приоритет развития отдается объектам КН, имеющим проработанную природоохранную концепцию развития».

Подготовить нормативно – правовой акт «о повышении экологической эффективности тепло и энергоснабжения территорий», вводящий поэтапный запрет на эксплуатацию мазутных и угольных котельных. Запрет предлагается разделить на 2 этапа по 5 лет каждый: на 1 этапе – запрет ввода новых объектов в эксплуатацию, на 2 этапе полный запрет на ввод новых, точечных, объектов тепло и энергоснабжения с использованием невозобновляемых ресурсов (за исключением газа) в городах с численностью более 100 000 человек

Добавить в градостроительную концепцию требований по энергоэффективности вновь построенных объектов КН.

Обеспечить выпуск постановления по региону обязывающего региональных операторов сформировать инфраструктуру по сбору и переработке отходов

Законодательно выделить объекты КН, использующие наилучшие доступные технологии и осуществляющие процесс раздельного сбора отходов в отдельную группу

С целью совершенствования рекламационной работы ввести типовые формы договора на поставку тепло и электро энергии на объекты КН, на поставку раздельно собранных отходов объектов КН типовую форму договора аренды, используемую при размещении организаций государственной власти, муниципалитета, позволяющие сократить объем отчетных документов, автоматизировать и механизировать анализ результатов действия программы и обеспечить надлежащий контроль

Учитывать форс-мажорные обстоятельства экономически обоснованные резервы и возможности

III направление развития программы включает в себя следующие меры стимулирования:

  1. Требование к региональным операторам по обращению с отходами – формировать надежную и мобильную инфраструктуру по сбору и переработке отходов
  2. Обеспечить приоритетность выделения земельных участков под строительство объектов КН использующих наилучшие доступные «зеленые» технологии
  3. Предоставление льготных кредитов организациям осуществляющим сбор, обработку и переработку наиболее часто встречающихся отходов
  4. Создание логистической инфраструктуры, на базе региональных операторов, по транспортировке и накоплению отходов с объектов КН
  5. Размещение организаций социальной инфраструктуры, органов государственной власти только на объектах аттестованных по отечественной и международной системам ИСО 14001 (ISO 14001) и участвующих в пилотном проекте по раздельному сбору отходов.
  6. Предоставление льготных государственных субсидий на строительство объектов тепло и энергоснабжения, использующих наилучшие доступные технологии и альтернативные источники энергии.
  7. Предоставление приоритета выделения земельных участков под строительство объектов тепло и энергоснабжения, использующих наилучшие доступные технологии и альтернативные источники энергии.
  8. Организовать пилотный проект, совместный с региональными операторами, собственниками КН и государственным участием по раздельному сбору отходов на объектах КН региона. Формируется перечень объектов КН, участвующих в пилотных проектах. При этом региональный оператор по обращению с отходами осуществляет централизованный вывоз раздельно собранных отходов с использованием оптимальной транспортно-логистической инфраструктуры с точки зрения лага по времени накопления минимальной партии раздельно собранных отходов.
  9. Проводить аудиторские и контроллинговые проверки на предприятиях-поставщиках тепло и электроэнергии на объекты КН на соответствие экологическим требованиям Программы и действия системы менеджмента качества (по утвержденному графику)
  10.  Организовать и проводить совещания и видео конференции с собственниками объектов КН, арендаторами, обслуживающими объекты КН организациями посвященные повышению экономической эффективности природоохранной деятельности
  11. Обеспечить общественный доступ к интерактивной карте, обеспечить широкое общественное обсуждение вопросов реализации Программы
  12. Создать систему постоянного повышения квалификации (профессиональное обучение, тренинги на предприятии и за пределами предприятия) и мотивации сотрудников, обслуживающих объекты КН, сотрудников арендаторов объектов КН.
  13. Обеспечить освещение в СМИ информации о реализации пилотного проекта. Провести компанию по повышению экологической «чистоты» и сознательности населения региона. Обеспечить также, с технологической точки, зрения повышение знаний населения в части раздельного сбора отходов и возможностей мотивации.
  14. Реализовать программу по сдаче раздельно собранных отходов населения на базе объектов КН в рамках пилотного проекта по раздельному сбору отходов региональными операторами – экспертами

Таким образом, итоги реализации данной программы охватывают основные источники негативного воздействия от эксплуатации объектов КН, обеспечивая комплексный системный подход, что создает реальные условия по стандартизации и сертификации экосистемы качества рецикличности отходов. Вместе с тем это благоприятно сказывается на эколого-экономической безопасности региона и страны в целом.

Библиографический список

1.         Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. – 1993. – № 248.

2.         Водный кодекс Российской Федерации № 74-ФЗ: [Принят Гос. Думой 12 апреля 2006 г. // Российская газета. –   № 4087 от 8 июня 2006 г.

3.         Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая – четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года,] // Федеральный выпуск №4255 от 22 декабря 2006 г.

4.         Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001. № 136-ФЗ // Электронный ресурс: Информационно-правовой консорциум «Кодекс».

5.         Об отходах производства и потребления. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89–ФЗ

6.         Об охране атмосферного воздуха. Федеральный закон от 02.04.1999 № 96–ФЗ

7.         «Об охране окружающей среды. Федеральный Закон №7-ФЗ: [Принят Гос. Думой 10 января 2002 г.] // Российская газета. –  № 2874 от 12 января 2002 г.

8.         Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный Закон № 195-ФЗ

9.         Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон № 63-ФЗ от 13.06.1996

10.       Монреальский Протокол 1987 г. (дополнение к Венской Конвенции 1985 г.) по веществам, которые разрушают озоновый слой, UKTS 19 (1990), cm.977; 26 ILM (1987), 1550;

11.       Романова К.А. Экологическое право (2 тома)  Н.Н. изд-во ВГИПУ, 2009, с.674

12.       Википедия, свободная энциклопедия. – режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – заглавие с экрана

13. Гринпис России, официальный сайт – режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru. – заглавие с экрана

14.       Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 10 мая 2019 года – электронные данные – режим доступа: http://www.economy.gov.ru. – заглавие с экрана

15. Федеральная служба государственной статистики режим доступа:  http://www.gks.ru