Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.43

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10337

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

STATE REGULATION OF THE AGRICULTURAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Миронова Наталия Алексеевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: natorm67@mail.ru

Mironova Nataliia Alekseevna, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные детерминанты государственного регулирования агропромышленного комплекса, проводится анализ международного опыта. Определены основные механизмы государственной поддержки, выделены важнейшие меры и проблемы их эффективного использования. Проведен анализ результатов стимулирования агропромышленного комплекса и предложены новые пути, приоритеты и возможности его развития. 

Summary. The article discusses the conceptual determinants of state regulation of the agricultural sector, analyzes the international experience. The main mechanisms of state support are identified, the most important measures and problems of their effective use are highlighted. The analysis of the results of stimulating the agro-industrial complex is carried out and new ways, priorities and opportunities for its development are proposed.

Ключевые слова: АПК, агропромышленный комплекс, управление агропромышленным комплексом, проблемы агропромышленного комплекса, государственное регулирование агропромышленного комплекса.

Keywords: agribusiness, agro-industrial complex, agro-industrial complex management, problems of the agro-industrial complex, state regulation of the agro-industrial complex

Введение

Государственное регулирование экономики и отдельных её отраслей значительно различается в зависимости от поставленных перед ней целей. Необходимость регулирования зависит от большого числа различных обстоятельств, к которым относятся общее состояние экономики, её структура, глубина проникновения в мировые экономические процессы. В процессе регулирования государство стремится оказать влияние на показатели экономического развития страны и качество жизни населения. К таким показателям относится ВВП на душу населения, продолжительность жизни, уровень безработицы, экологическая составляющая и другие. Необходимость вмешательства государства в экономику обосновывается целым рядом причин. В первую очередь это необходимость целостного и последовательного хозяйствования на территории страны. Кроме того, хозяйственная система любого государства должна активно внедряться в международные связи. Перед государством стоит задача обеспечения конкуренции на внутреннем рынке, а также соблюдения интересов населения, обеспечения его всем спектром товаров и услуг.

Методы исследования

Основным методом исследования в работе является сравнительный анализ. Нами сопоставлен опыт отечественной системы государственного регулирования аграрного сектора экономики с международным опытом госрегулирования АПК. Сравниваются современные методы господдержки и выделены наиболее эффективные их виды. Для наглядного изучения механизма государственного регулирования АПК используется метод моделирования, составлена схема используемых при регулировании инструментов.

Стоит отметить, что сельское хозяйство во всех экономических системах и странах является глубоко регулируемым сектором. Причин для данного обстоятельства несколько. В первую очередь, это социальная значимость агропромышленного комплекса: сельскохозяйственный рынок является приоритетным, от него зависит продовольственная безопасность страны и обеспечение населения продуктами питания. Кроме того, рыночные отношения в сельском хозяйстве в силу своей специфики не могут быть рациональными, это порождает проседания сегментов рынка, отсутствие паритета цен на продукцию, неизбежность колебания стоимости и прочее.

Что же стоит понимать под государственным регулированием сельского хозяйства? Ученые определяют его в виде системного воздействия государства на производство продукции, её хранение и реализацию, а также на материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса с целью поддержания состояния экономического равновесия, конкуренции и доходности сектора для достижения максимальной эффективности функционирования АПК, как социальной, так и экономической. Данное воздействие в конечном итоге позволяет обеспечить продовольственную безопасность страны. [1]

На законодательном уровне в РФ государственное регулирование было закреплено в ФЗ от 14 июля 1997 г. – № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». В соответствии с данным нормативным актом государственно-административное регулирование АПК представляет собой комплексные меры, как правового, так и экономического характера, своим воздействием обеспечивающие стабильное и сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса. В Федеральном Законе определены основные направления госрегулирования АПК. В первую очередь, это обеспечение условий для формирования и функционирования рынка с/х продукции. Важным пунктом является государственное экономическое регулирование АПК, в том числе и внешнеэкономической деятельности. Для этого используются денежно-кредитные, бюджетно-налоговые и иные методы. Кроме того, государство стремится защитить интересы отечественных производителей на международных рынках, развивать научную деятельность в сфере сельского хозяйства и социальную сферу сельского территории.

В связи с разделением задач государственного регулирования АПК на обеспечение достойного уровня доходов сельхозпроизводителей, а также на развитие социальной сферы сельских территорий, инструменты госрегулирования можно разделить на две основные группы. Схема основных инструментов госрегулирования АПК представлена на рисунке 1.

Системный подход к вопросу госрегулирования агропромышленного комплекса требует разработки эффективного организационно-экономического механизма, который на основе вышеперечисленных инструментов обеспечивал бы непрерывность и стабильность сельскохозяйственного производства, а также его взаимосвязь с другими отраслями. Данный механизм в виде системы представлен на рисунке 2.

Мировой опыт государств, находящихся на лидирующих позициях в сельском хозяйстве показывает, что система госрегулирования в рыночных условиях должна пройти несколько этапов развития, лишь после этого цели и задачи будут конкретизированы на основе конъюнктуры, сложившейся в данном секторе экономики страны. На основе современных рыночных систем, сформированных в ведущих мировых экономиках, удалось создать все условия для развития АПК на основе системы госрегулирования. Благодаря чему передовые зарубежные страны смогли стимулировать развитие производства на сельских территориях, развить социальную сферу деревни, обеспечить наличие каналов сбыта продукции. За последние десятилетия развитые страны сформировали многоканальную систему поддержки агропромышленного комплекса. Например, в США из бюджета выплачиваются субсидии фермерам, уровень доходов которых ниже законодательно установленного уровня. В тоже время в Европейском союзе распределение субсидий происходит на всех фермеров в зависимости от площади их земельных угодий. [2]

Российские условия функционирования АПК намного сложнее. В первую очередь это связано с историческими процессами адаптации к условиям новой реальности, ведь страна не так давно перешла к рыночной экономике. Помимо этого, серьезное давление оказывают неблагоприятные экономические факторы, такие как снижение покупательской способности, ослабление курса отечественной валюты, а также условия контрсанкций. Все эти пункты вынудили руководство страны активно продвигать политику импортозамещения, в первую очередь именно в сельском хозяйстве. Целью подобных действий заявлена защита внутреннего производителя, путем замещения импортируемых продуктов отечественными. Результатом данных действий должен стать приток инвестиций в отрасли экономики, освоение новых видов продукции, повышение эффективности предприятий. [3]

Основным видом государственной поддержки предприятий АПК являются субсидии. Поддержку из федерального бюджета получают более 460 тысяч различных компаний и индивидуальных предпринимателей. Наибольшую долю в поддержке составляют субсидии на погашение выплат по кредитным договорам. Сегодня в АПК наибольшее распространение получил лизинг, он также подпадает под субсидию государства, помимо этого данный вид заемных средств позволяет уменьшить налог на прибыль, учитывая платежи по лизингу в качестве статьи расходов в себестоимости продукции. На федеральном и региональном уровне сельхозпроизводителям предлагаются различные льготы на оплату энергоресурсов. [4] Однако указанных мер не всегда хватает. Наблюдается дефицит инвестиций в сельское хозяйство, в связи, с чем эксперты и чиновники стремятся найти новые возможности повышения уровня капитальных вложений в сельскохозяйственное производство. [5]

Недостаточность финансирования предлагаемых мер господдержки стали очевидны после принятых изменений в федеральной аграрной политике на фоне введения Россией запрета на ввоз продовольственных товаров из стран Запада. Были предложены новые подпрограммы, включающие развитие финансово-кредитной системы АПК (на которую пришлось около половины всех дополнительно выделенных средств), развитие оптово-распределительных центров и системы социального питания, дополнительная поддержка отраслей молочного и мясного производства и прочие. Практически по каждому из пунктов аграрной политике наблюдается хронический недостаток финансирования, в некоторых случаях эффект от изменений даже противоположен, субсидирование оказывает негативный эффект на импортозамещение иностранного сырья. [6] В данных условиях остро встает вопрос обеспечения внутренней продовольственной безопасности. На фоне серьезных противоречий между интересами торговых сетей и сельских производителей, затянулся вопрос о создании единой сети инфраструктуры социального питания. Сегодня более 30 млн. человек в стране попадают в категории, которые могут рассчитывать на подобную поддержку. [7]

В целом система государственной поддержки в РФ страдает из-за перекоса в сторону помощи крупным организациям, которые и без подобных вливаний имеют возможность для развития и конкуренций. До малого и среднего бизнеса, а тем более сельских производителей доходит совсем небольшой объем помощи. Данная ситуация только лишь усугубляет конкурентную диспропорцию и снижает эффективность от бюджетных ассигнований на поддержку и развитие отраслей. Несмотря на то, что именно малые формы хозяйствования в АПК производят около 40% всей валовой продукции отрасли, они получают лишь десятую часть господдержки сектора. [8] Необходимо в кратчайшие сроки реструктурировать поддержку агропромышленного комплекса, перенести вложения из растениеводства (которое и без того рентабельно) в сферу молочного производства и животноводства

Заключение

Государственное регулирование АПК является неотъемлемой частью развития любого государства. Сельское хозяйство в России находится на пути формирования собственной уникальной системы, в том числе и государственной поддержки. Для успешности данного процесса необходимо совершенствовать аграрную политику страны, учитывая опыт, как передовых регионов, так и зарубежных стран. [9]

Нужно помнить, что АПК является базисом нашего государства, потому нужно уделять особое внимание развитию сельского хозяйства, социальному развитию сельских поселений. Необходимо выстроить эффективную социальную политику, развивать научно-технический прогресс. Важным моментом является стимулирование производства, для этого можно использовать систему госзаказов. [10]  Это бы гарантировало реализацию основного объема товара производителя, который мог бы рассчитывать свою дальнейшую стратегию, а государство распоряжалось урожаем в зависимости от конъюнктуры рынка, оставляло бы его про запас или реализовывало на внешние рынки. Не стоит забывать и о нивелировании различных рисков от неблагоприятных условий, как погодных, так и экономических. Нужно развивать механизм управления рисками в сельском хозяйстве, обеспечить государственной поддержкой страхование производства сельхозпродукции.

Список литературы

  1. Халяпин А.А. Концептуальные детерминанты государственного регулирования аграрного сектора экономики // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2012. – №79. – С. 512-528.
  2. Халяпин А.А. Анализ международного опыта государственного регулирования АПК // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2012. – №75. – С. 716-731.
  3. Шейхова П.М., Ашурбекова Ф.А. Эффективные механизмы господдержки – ключевой фактор динамичного развития АПК региона в условиях импортозамещения // РППЭ. – 2016. – №9 (71). – С. 60-68.
  4. Фарманов М.Ф. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования АПК Республике Дагестан // РППЭ. – 2012. – №3. – С. 59-67.
  5. Дудник А.В., Неганова В.П., Корюкина Н.В. Современные проблемы совершенствования государственной поддержки АПК // ПСЭ. – 2017. – №1 (61). – С. 197-202.
  6. Екатерина Г. Новые меры господдержки АПК по импортозамещению // Экономическое развитие России. – 2015. – №8. – С. 56-65.
  7. Стукач В.Ф., Старовойтова Н.П. Инфраструктура внутренней продовольственной помощи: проблемы, решения // Вестник ОмГАУ. – 2014. – №3 (15). – С. 49-54.
  8. Папахчян И.А., Гришин Е.В., Толмачев А.В. Результативность и новые возможности госпрограммного стимулирования развития АПК // Научный журнал КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. – 2017. – №130. – С. 651-669.
  9. Мельников А.Б., Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Приоритеты аграрной политики России // МСХ. – 2019. – №5. – С. 74-77.
  10. Кузнецова Э.Г. Механизм сбалансированного развития АПК // Вестник ЧГУ. – 2011. – №1. – с. 403-407.