Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 330.34

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10220 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ КЛАСТЕРНО-СЕТЕВОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ПРОБЛЕМНОГО РЕГИОНА ДЕПРЕССИВНОГО ТИПА 

PROSPECTIVE DIRECTIONS AND MECHANISM OF CLUSTER-NETWORK TRANSFORMATION OF THE SOCIO-ECONOMIC SPHERE OF THE PROBLEM REGION OF DEPRESSIVE TYPE

Эрендженова Данара Бадмаевна, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», Россия, г. Элиста

Erendzhenova Danara Badmaevna, uralan-danara@yandex.ru, Senior lecturer, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kalmyk State University after B.B. Gorodovikov», Russia, Elista 

Аннотация. Статья содержательно отражает творческо-поисковую попытку автора наметить варианты преобразования социально-экономической сферы проблемного региона депрессивного типа. Систематизированы контекстные характеристики социально-экономической сферы Республики Калмыкия как проблемного региона депрессивного типа. Показано, что одним из вариантов качественной трансформации пространственно-локализованной социально-экономической системы в данном регионе можно считать кластерно-сетевые преобразования. Проведена поэтапная конкретизация общего вектора стабилизации социально-экономической динамики проблемного региона депрессивного типа. Предложен сетевой график проведения преобразований в экономике Республики Калмыкия. Статья может быть полезна региональным органам власти и управления при разработке комплекса программно-целевых мероприятий и проектов в области регионального и местного социально-экономического развития с учетом специфики депрессивного региона. 

Summary. The article substantively reflects the author’s creative search attempt to outline options for transforming the socio-economic sphere of the problematic region of the depressive type. The contextual characteristics of the socio-economic sphere of the Republic of Kalmykia as a problem region of the depressive type are systematized. It is shown that one of the options for the qualitative transformation of a spatially localized socio-economic system in a given region can be considered cluster-network transformations. A step-by-step concretization of the general vector of stabilization of the socio-economic dynamics of the problematic region of the depressive type has been carried out. A network schedule for carrying out transformations in the economy of the Republic of Kalmykia is proposed. The article can be useful to regional authorities and management in the development of a set of program-targeted measures and projects in the field of regional and local socio-economic development, taking into account the specifics of a depressed region. 

Ключевые слова: экономика, пространственная экономика, экономическое пространство, экономика региона, проблемные территории, депрессивные регионы, социально-экономическое развитие.

Keywords: economy, spatial economy, economic space, regional economy, problem areas, depressed regions, socio-economic development.

Региональная политика экономического развития в качестве своего фундаментального постулата определяет рациональное использование имеющихся факторов, условий и ресурсов «первой природы», а осознанное хозяйственное вмешательство в экономическое пространство относит к преобразовательной роли человека.

В настоящее время «фокус» преобразовательных усилий региональной экономики и управления сосредоточен на поиске эндогенных латентных и явных резервов и источников территориального роста и развития. Причем, данная повестка – опора на внутренние ресурсы – по сути, существовала всегда: менялись лишь управленческие подходы к её внедрению и реализации, интенсивность и ритмичность изыскания собственных резервов региональных субъектов [1]. Забота о внутрирегиональном хозяйственно-экономическом комплексе всегда была компетентностной унией местных администраций: знание местной специфики, территориально-отраслевой архитектоники и особенностей социально-экономической сферы субъекта давали возможность адекватным образом планировать и осуществлять  совокупность управленческих и регулятивных воздействий на региональную социально-экономическую систему с получением комплекса эффектов от реализации абсолютных и относительных преимуществ её экономико-географической локализации.

Имеющееся многообразие регионов, являющих собой крайне дифференцированные по природно-климатическим, социо-эколого-экономическим, пространственным и ментально-культурным характеристикам территории, определяет вариативный характер имеющейся внутренней ресурсной базы для экономического развития и формирует предпосылки для чрезвычайно сложной проблемы – выработки необходимого научно-методического обеспечения для инвентаризации эндогенных компонентов и факторов ускорения социально-экономического развития и формирование механизмов, методов и инструментарного аппарата проведения преобразований в социально-экономической сфере с учетом включения данных резервов в экономико-хозяйственный оборот.

 Республика Калмыкия относится к Южно-Российским регионам проблемной группы с депрессивным типом социально-экономической динамики [2,3]. Для непараметрической характеристики её социально-экономического архетипа прибегнем к использованию контекстных ассоциативных форм (таблица 1).

В общем виде, исходя из анализа ретроспективных исследований, практики собственных наблюдений автора и прогнозного предвидения в качестве перспективных направлений преобразования социально-экономической сферы Республики Калмыкия как типично проблемного региона депрессивного типа выделим:

  • формирование микрокластерной структуры экономики сетевого формата, что является следствием невозможности создания полноценного крупного кластера из-за чрезвычайной территориальной разобщенности его потенциальных участников; при этом микрокластерная структура экономики должна исходить из её эндемичной (свойственной данному субъекту) структуры отраслей специализации [2,4];
  • улучшение «улавливающей» и «ретрансляционной» функций инфраструктуры инновационного развития, ориентированной на поиск и внедрение инновационных решений в организации экономической деятельности и ведении предпринимательства на территории республики;
  • идентификация и стимулирование эндемичной деятельности в пропульсивных отраслях экономики (обладающих наиболее быстрым ростом) для подготовки «второй волны» кластерных преобразований.

В качестве механизма перспективных направлений преобразования социально-экономической сферы Республики Калмыкия нами предлагается сочетание программно-целевого и проектного подхода: по каждой лидирующей отрасли специализации экономики и пропульсивным секторам экономики, демонстрирующим рост, разрабатывается план реализации кластерных инициатив, а затем эти поотраслевые планы объединяются в одну комплексную целевую программу оживления экономики Республики [5]. Это позволяет на индивидуально-комплексной вариативной основе подойти к решению проблемы снижения уровня социально-экономической депрессивности.

Далее необходимо очертить основные временные «точки» и содержательные блоки организационно-управленческих мероприятий и действий, составляющих примерный унифицированный порядок результативного использования положений и возможностей кластерного подхода к преобразованию экономики проблемного региона депрессивного типа.

Во-первых, требуется системная диагностика экономического пространства и социально-экономической сферы проблемного региона. Она позволяет выявить признаки, идентификационно подтвердить, а также систематизировать наиболее острые и хроникализированные проблемы и ситуации, сдерживающие экономический рост и ускорение социально-экономической динамики. Итогом проведенной системно-диагностической работы должен стать порайонный каталог проблем, оцениваемых с позиций возможности оперативного «купирования» посредством проведения адекватной пространственно-экономической политики.

Во-вторых, необходима инвентаризация скрытых и законсервированных ресурсов и потенциальных прорывных возможностей региона в разрезе территорий с тем, чтобы создать каталог перспективных проектов регионального и местного развития.

В-третьих, требуется проведение стратегической сессии с участием представителей регионального Правительства и территориальных администраций, экспертов и членов научного и бизнес-сообщества для поиска оптимальных механизмов проведения пространственно-обусловленной социально-экономической политики, что предполагает «на выходе» перечень необходимых к формированию рыночных форм организации экономического пространства (экономических сетей, кластеров, локусов и т.д.), наиболее полно использующих абсолютные и относительные преимущества регионального экономического пространства, его ресурсной базы во всем её многообразии.

В-четвертых, с организационно-управленческих позиций необходима разработка целевой региональной программы преобразования экономического пространства, содержащей пакет проектов, направленных на формирование и «запуск» рыночных форм организации экономического пространства. При этом данный этап предполагает выработку механизма реализации программы, определение источников финансирования и субъектов-координаторов и контролеров за её исполнением.

Особенности проблемного региона депрессивного типа в этой логической последовательности преобразовательных мероприятий проявляются в следующих моментах [6,7,10]:

  • обязательное использование преимуществ специализации экономики, состоящее в приоритетном инновативном типе поддержки системообразующих предприятий и отраслей экономической сферы;
  • объединение и катализация креативного потенциала прогрессивной части молодежи и зрелого поколения, их подключение к проектам местного и регионального развития;
  • активное использование института экономического наставничества и бизнес-менторства, привнесение в регион удачных бизнес-практик и цифровых технологий;
  • активное внедрение опыта «малых дел» по принципу масштабирования от меньшего к большему;
  • экспериментальное использование фактора рационального использования новых форм организации экономического пространства в улучшении параметров функционирования механизма ускорения социально-экономической динамики территорий.

Проведение пространственно-детерминированных социально-экономических преобразований в Республике Калмыкия сопряжено с определенным временным периодом, в течение которого требуется решить ряд организационно-экономических и управленческих задач, соотнесенных по этапам, ответственным и контролерам. В связи с этим для общего понимания логики преобразований считаем обоснованным предложить универсальный сетевой график их подготовки и реализации (таблица 2).

Подводя итог настоящей статьи, стоит отметить, что перспективы дальнейших исследований будут связаны со следующими концептуальными, методическими и прикладными моментами.

В теоретическом плане перспективы разработки тематики поиска направлений и механизмов оживления экономики и социальной сферы проблемного региона депрессивного типа будут связаны с обоснованием возможности применения кластерно-сетевых подходов к трансформации экономического пространства [8], выработки специальной модели прохождения транзитивного периода для перехода к цифровому формату экономического развития, а также формированием действенного механизма раскрытия абсолютных и относительных преимуществ региона [9].

В методическом контексте значимыми становятся разработки, направленные на формирование организационно-методического обеспечения, специализирующегося на поиске и идентификации протокластерных формирований в экономическом ландшафте проблемного региона депрессивного типа. С одной стороны – необходимо проводить пространственный мониторинг экономической активности, с другой – учитывать отрасли специализации экономики и выделять наиболее перспективные пространственно-отраслевые сочетания.   

В прикладном ключе специфика и особенности выработки конкретных рекомендаций для оживления экономики и социальной сферы проблемного региона депрессивного типа могут быть сосредоточены на инструментарно-прикладной реализации «мягкого» варианта кластерных преобразований, включающего создание сети микрокластеров в отраслях-лидерах и пропульсивных секторах экономики, а также кластеров полиотраслевого формата, но компактной локализации в пределах одного административного района.

Все эти направления потребуют проведения дальнейших полноформатных исследований, что и составляет предмет научной активности автора.

  Литература

  1. Балакина Г.Ф. Устойчивое развитие депрессивного региона / Г.Ф. Балакина, В.В. Заика // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – №27. – С. 29-37.
  2. Котиева Е.Д. Кластерное развитие депрессивного региона (на примере Республики Ингушетия) // Экономика и предпринимательство. – 2015. – №1. – С. 277-282.
  3. Доржиева О. Устойчивое сельское развитие: институциональный аспект (на примере Республики Калмыкия) / О. Доржиева, Б. Доржиева // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2014. – №6. – С. 80-82.
  4. Мокрушин А.А. Стратегические приоритеты государственного регулирования АПК региона депрессивного типа / А.А. Мокрушин, Д.Н. Рачковская // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2020. – №3. – С. 44-55.
  5. Гребенкина С.А. Депрессивный регион: понятие и механизм оценки устойчивого развития // ЦИТИСЭ. – 2019. – №4. – С. 108-119.
  6. Очирова Н.Г. Социально-экономическое развитие республики Калмыкия в контексте модернизации российского общества // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2015. – №2. – С. 78-85.
  7. Бадмахалгаев Л.Ц. Влияние демографических процессов на социально-экономическое развитие республики Калмыкия / Л.Ц. Бадмахалгаев, О.А. Абушинов, Б.А. Доржеева и др. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2018. – №2. – С. 11.
  8. Цатхланова Т.Т. Формирование кластерной политики как приоритетного инструмента социально-экономического развития региона / Т.Т. Цатхланова, Д.В. Иджилова. – Элиста: КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, 2015. – 140 с.
  9. Курепина Н.Л. Переход к перераспределительной модели развития как фактор повышения экономической безопасности сельских территорий / Н.Л. Курепина, Н.Б. Берикова, М.В. Шоваева // Экономика устойчивого развития. – 2019. – №1. – С. 189-191.
  10. Батырева Р.Д. Социально-экономическое развитие региона на примере Городовиковского района республики Калмыкия / Р.Д. Батырева, Д.Б. Петрова // Экономика и социум. – 2018. – №5. – С. 174-179.