Московский экономический журнал 4/2021

image_pdfimage_print

УДК 330.332.2

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10206

Условия формирования инвестиционного потенциала в агропромышленном комплексе Краснодарского края

Conditions for the formation of the investment climate in the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory

Скоморощенко Анна Александровна, к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет  имени И.Т. Трубилина»

Такахо Эльдар Еристемович, соискатель кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Нефедов Семен Дмитриевич, Экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина»

Skomoroshchenko Аnna Alexandrovna, Cand. Econ. Sci., associate professor of economic and foreign economic activity, Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»

Takakho Eldar Eristemovich, post-graduate student of the Department of Institutional Economics and Investment Management, Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin»

Nefedov Semen Dmitriyevich,  Faculty of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin» 

Аннотация. Оценка инновационного потенциала агропромышленного комплекса Краснодарского края показала, что регион в достаточной степени располагает трудовыми, финансовыми, природными, производственными ресурсами для обеспечения активизации инвестиционной деятельности. Наличие благоприятных климатических условий способствует эффективному ведению аграрного бизнеса и развитию обрабатывающих производств. Удобное географическое положение позволяет обеспечить экспортную деятельность по реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Департаментом инвестиций и развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края ведется работа по формированию благоприятного инвестиционного климата. Анализ показал, что, не смотря на наличие конкурентных преимуществ, отмечается динамика снижения инвестиций в сельское хозяйство, обрабатывающее и промышленное производство. С целью активизации инвестиционной деятельности и наращивания инвестиционного потенциала следует активизировать работу в рамках реализации инвестиционных проектов на условиях муниципального партнерства. Это обеспечит реализацию приоритетных для муниципальных образований инвестиционных проектов в сфере агропромышленного производства.

Summary. The assessment of the innovative potential of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory showed that the region has sufficient labor, financial, natural, and production resources to ensure the intensification of investment activity. The presence of favorable climatic conditions contributes to the effective conduct of agricultural business and the development of manufacturing industries. Convenient geographical location allows to ensure export activities for the sale of agricultural raw materials and foodstuffs. The Department of Investments and Small and Medium Business Development of the Krasnodar Territory is working to create a favorable investment climate. The analysis showed that, despite the presence of competitive advantages, there is a decrease in investment in agriculture, manufacturing and industrial production. In order to activate investment activities and build up investment potential, it is necessary to intensify work within the framework of the implementation of investment projects on the terms of municipal partnership. This will ensure the implementation of priority investment projects for municipalities in the field of agro-industrial production.

Ключевые слова: условия, формирование, регулировании, инвестиционный климат, потенциал, инвестиции, проект, агропромышленный комплекс.

Keywords: conditions, formation, regulation, investment climate, potential, investment, project, agro-industrial complex.

С позиции формирования инвестиционного потенциала и возможностей для инвестора в сфере агропромышленного комплекса Краснодарский край обладает конкурентными преимуществами перед другими регионами России. Среди южных регионов в крае имеется наиболее удобная транспортная инфраструктура, которая представлена плотной сетью автомобильных и железных дорог. Аграрный бизнес обслуживают 9 морских портов, 4 аэропорта. Это обеспечивает выход бизнес-структур на международные рынки и способствует развитию внешнеэкономических связей в сфере АПК. Состояние транспортной инфраструктуры является конкурентным преимуществом и позволяет сделать выбор при инвестировании в пользу Краснодарского края. Также регион имеет выгодное географическое положение и благоприятные климатические условия для ведения аграрного бизнеса. В сельскохозяйственном обороте занято 4805 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. Приоритетными сферами для привлечения инвестиций являются промышленное производство, обрабатывающее производство, агропромышленный комплекс, туризм. Именно обеспечение условий  формирования инвестиционного потенциала в агропромышленном комплексе региона актуализирует данную тему исследования.

Объектом исследования выступает агропромышленный комплекс  Краснодарского края.

Предметом исследования является деятельность исполнительных органов власти, направленная на создание условий по наращиванию инвестиционного потенциала в агропромышленном комплексе региона.

Целью исследования является разработка мер по формированию высокого инвестиционного потенциала в агропромышленном комплексе Краснодарского края.

Поставленная цель предопределяет решение задач, которые заключаются в оценке объективных показателей, участвующих в формировании инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса Краснодарского края.

Методической основой для разработки мер по формированию инвестиционного потенциала агропромышленного комплекса региона являются следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнительный, логический, статистический.

Уровень развития агропромышленного комплекса Краснодарского края находится в прямой зависимости от привлеченных в экономику инвестиций. Если рассматривать регионы России с позиции конкурентоспособности, то вышеперечисленные условия делают Краснодарский край наиболее привлекательным, даже в сравнении с Ростовской областью и Ставропольским краем. Следует отметить, что, реализация инвестиционного курса Краснодарского края происходит в жестких конкурентах условиях между регионами ЮФО. Таким образом, основными конкурентами Краснодарского края по привлечению инвесторов являются регионы, которые находятся в единых географических условиях и обладают высокой инвестиционной привлекательностью. Рассматривая конкурентное лидерство регионов, необходимо отметить, что лидерство в инвестиционной привлекательности удерживают: Москва, Республика Татарстан и Тульская область. В данных регионах инвестиции приносят наибольшую прибыль, а их поток направлен в сферу услуг и в отрасли промышленного производства [1].  

В формировании инвестиционного климата региона принимает участие Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, который является исполнительным органом власти. Департамент входит в структуру администрации Краснодарского края и выполняет функции по регулированию инвестиционных процессов в экономике, а также обеспечивает развитие субъектов малого и среднего бизнеса [2].

Основными задачами департамента является разработка и осуществление инвестиционной политики в Краснодарском крае. Департамент реализует свои полномочия при разработке различных программ и составлении различных программных документов в части реализации инвестиционной политики. Департамент выполняет ряд функций, связанных с ее реализацией. В структуре департамента имеется управление инвестиционной политики, которое занято непосредственно реализацией инвестиционной политики на территории края и участвует в формировании благоприятного инвестиционного климата, разрабатывая необходимые нормативно-правовые акты.

В полномочия управления инвестиционной политикой входит разработка инвестиционного меморандума Краснодарского края, который является правовым документом и прописывает правила и условия взаимодействия органов государственной власти региона с фактическими и потенциальными инвесторами. Это взаимодействие направлено на выбор приоритетных направлений инвестиционной деятельности для инвесторов. До субъектов инвестиционной деятельности доводится информация в части реализации мер государственной поддержки определенных направлений инвестиционной деятельности. Работа управления инвестиционной политики направлена на создание благоприятного инвестиционного режима в части реализации приоритетных инвестиционных площадок на территории муниципальных образований края [3]. Важно обеспечить не только привлечение  внешних инвестиций, но и активизировать работу субъектов аграрного бизнеса региона по реализации  инвестиционных проектов. В Краснодарском крае работает 2381 сельскохозяйственная организация, а в сфере переработки занято 1009 компаний [4].

Состояние инвестиционного климата Краснодарского края позволяет принять решение инвесторам о ведении бизнеса на территории его муниципальных образований в сфере агропромышленного производства. Инвестиционный потенциал формируют финансовые, производственные, трудовые, инновационные, природные ресурсы, социальная и производственная инфраструктура, климатические условия, законодательная база региона, обеспечивающая инвестиционное развитие отраслей экономики, покупательная способность населения, формирующая спрос на товары (услуги) производимые инвестором. Эти факторы являются конкурентными преимуществами для инвестора и позволяют сделать выбор в пользу реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края. Для принятия решения о реализации инвестиционного проекта следует оценить экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе  региона и учесть все вышеперечисленные условия.

Важным ресурсом в развитии агропромышленного комплекса являются трудовые ресурсы, которыми располагает регион. Наличие человеческого капитала формирует условия для обеспечения аграрного бизнеса высококвалифицированными кадрами. Это позволяет реализовывать наиболее выгодные инвестиционные проекты на территории Краснодарского края. Население региона формирует как трудовой потенциал, так и выступает основным потребителем агропродовольственных товаров и услуг, предложенных инвестором формируя спрос. За три года численность населения увеличилось на 72,1 тыс. человек и в 2019 г. составила 5675,5 тыс. человек. Население формирует спрос на товары, продовольствие, услуги выступая в качестве основного потребителя. Увеличение численности населения достигается за счет миграционного прироста, которое имеет положительное сальдо. В течение трех лет в Краснодарский край приезжает на постоянное место жительство значительно большее число граждан, чем выезжает. Отмечается значительный рост трудовой миграции, в том числе из Ставропольского края и Ростовской области [4].  

Изучение условий формирования трудового потенциала региона показало, что численность рабочей силы в 2019 г. составила 2800 тыс. человек. Наибольшее значение данного показателя отмечено в 2018 г. в количестве 2816 тыс. человек. В различных отраслях экономики и сферах деятельности занято 2665 тыс. человек. Численность безработных граждан на рынке труда имеет устойчивую динамику к снижению и в 2019 г. составила 135 тыс. человек. Самая высокая величина миграционного прироста показана в 2018 г. – 47,6 тыс. человек. Таким образом, инвестиционный климат Краснодарского края формируется отчасти и потребительской активностью населения, т.е. способностью создавать спрос на товары и услуги. Но, потребительский спрос на товары и услуги формируют не только жители края, но и жители других регионов, отдыхающие на побережье Черного моря туристы. За время высокого курортного сезона край посещают 14 млн. отдыхающих [4].  

Из таблицы 1 следует, что совокупные денежные доходы населения за три года выросли на 8,4 процентных пункта. Их среднедушевое значение в 2019 г. составило 37545 руб. в месяц, что на 12,4 процентных пункта выше полученных доходов в 2017 г. Основным источником, который формирует доходы населения трудоспособного возраста, является заработная плата, а еще важную роль в формировании доходов играют пенсионные выплаты.

Среднемесячные потребительские расходы на душу населения Краснодарского края  с 2017 по 2019 гг. выросли на 8% и составили 17835 руб. [4]. Оборот розничной торговли на душу населения растет гораздо большими темпами, чем потребительские расходы жителей Краснодарского края.

Важным показателем функционирования экономики Краснодарского края является валовой региональный продукт. На рисунке 1 показано, что  за период с 2016-2018 его размер вырос и составил 2344,6 млрд руб., что превышает показатель 2016 г. на 268 млрд. руб.

Валовой региональный продукт, полученный в сельском хозяйстве, имеет неустойчивую динамику, так как наименьшее его значение получено в 2017 г., а наибольшее – в 2018 г. В обрабатывающем производстве отмечается замедление роста данного показателя. Это также является свидетельством о снижении инвестиционной активности в агропромышленном комплексе региона.   

Общая динамика инвестиционных вложений в целом по экономике Краснодарского края показана в таблице 2. В 2019 г. сумма инвестиционных вложений в основной капитал составила 439635 млн руб. – это самое низкое значение за последние три года. В 2018 г. было привлечено инвестиций в экономику края на 75682 млн руб. больше, чем в 2019 г. [4]. 

На фоне роста численности населения и  общего снижения суммы инвестиционных вложений в различные отрасли и сферы деятельности экономики, обеспечено сокращение показателя «сумма инвестиций на душу населения» почти на 13%. Его значение  установлено на отметке 77649 руб. в 2019 г. Отмечается снижение индекса физического объема инвестиций в процентах  к предыдущему году [4].

В таблице 3, рассматривая инвестиционную активность в различных отраслях, следует отметить, что за последние три года в экономику региона вложено инвестиций в основной капитал (по полному кругу предприятий) на общую сумму около 1014,4 млрд руб., из них в 2019 году 333,1 млрд руб. с темпом снижения 78,2% относительно прошлого года.

Наибольшая инвестиционная активность среди субъектов среднего и крупного бизнеса по итогам 2017-2019 годов зафиксирована по  следующим видам экономической деятельности: транспорт и связь (121,5 млрд руб.), обрабатывающие производства (54,9 млрд руб.),  сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (30,6 млрд. руб.). Анализ отраслевой структуры инвестиций в основной капитал показал, что для Краснодарского края наибольший удельный вес в структуре инвестиций в разрезе видов экономической деятельности в 2019 г. приходится на транспорт и связь – 46,5%, обрабатывающие производства – 19,1%, производство и сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 9,2% [4].    Инвестиционная активность снизилась в таких отраслях как, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, предоставление прочих услуг (образование, здравоохранение).

Несмотря на имеющийся инвестиционный потенциал агропромышленного комплекса  региона, сумма инвестиционных вложений сокращается. Динамика и структура инвестиций в основной капитал по видам показана в таблице 4.

В структуре инвестиционных вложений наибольшую долю занимают расходы на строительство  зданий (кроме жилых) и сооружений, расходы на улучшение земель – 41%, но ежегодная сумма вложений имеет устойчивую тенденцию к снижению. Отмечается снижение суммы вложенных инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь до 142,8 млрд руб., но в структуре основных средств их доля увеличилась до 32,5%. Такая структура инвестиций обусловлена высокой долей объектов промышленного производства в рамках реализуемых на территории Краснодарского края проектов [4].  

Рассматривая структуру инвестиций по источникам финансирования, следует отметить, что основным источником инвестиций в основной капитал Краснодарского края в 2019 г. являлись собственные средства – их доля составила 54,2% общего объёма инвестиций в основной капитал, соответственно, привлеченные средства составили – 45,8%. В 2017 г в структуре финансирования преобладали привлеченные средства. Их доля составляла 61,1%, а на долю собственных средств приходилось 38,9%. В агропромышленном комплексе инвестиционная деятельность  ведется, в основном, путем краткосрочного и долгосрочного кредитования, а также за счет собственных средств, которыми выступают накопленная прибыль, средства резервного фонда, средства амортизационных накоплений [5].  

Для формирования эффективного инвестиционного потенциала  необходимо развитие инфраструктурных предприятий, которые создают благоприятные условия работы инвестиционных площадок. По данным АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в 2019 г. Краснодарский край занимал 13 место, а в 2020 г. поднялся на 6 место [1].  

С целью выбора инвестиционной площадки для вложения средств можно воспользоваться информацией, представленной на информационном портале Краснодарского края [5]. Муниципальные образования предлагают к реализации следующие проекты:

  • строительство завода по переработке фруктов и овощей в Гулькевичском районе, Кавказском районе, Крыловском районе, Славянском районе, Тбилисском районе;
  • размещение многофункционального комплекса по переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции в Темрюкском районе;
  • строительство базы для организации агротуров в Мостовском районе;
  • строительство оптово-логистического центра по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции в Абинском районе, Белоглинском районе;
  • строительство производственного предприятия, инфраструктурных объектов в г. Армавире, Белореченском районе, Брюховецком районе, Выселковском районе, Динском районе, Калининском районе,  г. Кореновске,  Красноармейском районе, г. Краснодаре, Крымском районе, Кущевском районе, Лабинском районе, Новопокровском районе, Приморско-Ахтарском районе, Северском районе, Щербиновском районе;
  • строительство завода по производству (сборке) сельскохозяйственной техники в Ленинградском районе;
  • строительство промышленного парка в Павловском районе;
  • строительство промышленных и коммунально-складских помещений в Успенском районе;
  • строительство производственно-складских помещений в г. Новороссийске, Отрадненском районе.

Так как Краснодарский край является крупным экспортером зерна в России целесообразно развивать портовую инфраструктуру. Ведется реконструкция зернового терминала в г. Новороссийске. Продолжается строительство молочных комплексов в Каневском, Кущёвском районах. Завершается строительство свинофермы полного производственного цикла в Павловском районе. Новые тепличные комплексы находятся в стадии завершения в Абинском, Славянском районах.

Реализация приоритетных для Краснодарского края проектов может быть организована на условиях муниципально-частного партнерства. Роль муниципалитетов сводится к предоставлению земельных участков под инвестиционные площадки. Кроме того органы местного самоуправления обеспечивают инфраструктурную поддержку путем привлечения в реализацию инвестиционной площадки ресурсных организаций обеспечивающих водоснабжение, энергоснабжение и газоснабжение производственных зданий [6, 7].  

Заключаемые и реализуемые в рамках муниципально-частного партнерства проекты, это не только возможность соединения ресурсов различных бизнес структур, но и публичной власти. Это есть симбиоз определенных правомочий и интересов взаимодействующих субъектов. Муниципалитеты устанавливает общественно-значимые цели и потребности общества, но муниципальные органы власти и предприниматели, являясь равноправными участниками партнерских отношений, стремятся к получению максимальной  прибыли и социального эффекта. Поэтому между участниками вполне целесообразно разделять вероятные риски, передаваемые правовые полномочия, а также условия их предоставления и реализации. В рамках совершенствования системы управления муниципально-частным партнерством на территории Краснодарского края следует решать задачи, которые сведены к поддержке реализации  многосторонних  инвестиционных проектов.

Таким образом, следует разработать программы льготного кредитования проектов муниципально-частного партнерства с целью обеспечения доступности кредитных ресурсов. Необходимо оказывать поддержку со стороны органов государственной исполнительной власти  и органов местного самоуправления и обеспечить распределение рисков между участниками в процессе инвестирования наиболее капиталоемких проектов. С целью активизации инвестиционной деятельности в сфере агропромышленного производства следует создать условия для эффективной реализации проектов и обеспечить дальнейшее развитие института муниципально-частного партнерства в регионе, разработать тактику эффективного управления и контроля за процессами разработки и реализации инвестиционных проектов. В процессе реализации совместных инвестиционных проектов по развитию инфраструктурного обеспечения региона предприниматели, как и органы власти, нацелены на получение максимальной прибыли при оптимальном распределении риска. Тем самым будет обеспечено создание благоприятных условий для сотрудничества с представителями бизнеса, экспертными и консультационными организациями.

Список литературы

  1. Агентство АСИ / Национальный инвестиционный рейтинг [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asi.ru/government_officials/rating/.
  2. Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dirmsp.krasnodar.ru/
  3. Скоморощенко А.А. Направления совершенствования инновационно-инвестиционной деятельности в сельскохозяйственной отрасли региона / А.А. Скоморощенко // Вестник Академии знаний. 2019. – №6. (35). – С. 242-248.
  4. Краснодарский край в цифрах. 2019. Статистический сборник. Краснодарстат. – Краснодар, 2020. – 315 с.
  5. Инвестиционный портал Краснодарского края. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://investkuban.ru/
  6. Фалина Н.В. Совершенствование механизма активизации инвестиционной деятельности агропромышленных компаний региона / Н.В. Фалина // Вестник Академии знаний. – 2018. – №5(28). – С. 333-340.
  7. Белова Л. А.Вертий М. В.Инвестиционная привлекательность как фактор инвестиционной безопасности региона / Институциональные преобразования в экономике России // Материалы международной научной конференции. 2018. С. 51-57.