Московский экономический журнал 4/2020

image_pdfimage_print

УДК: 347.73

ГРНТИ: 10.21.63

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10199

МОЖЕТ ЛИ НАЛОГ СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ ПРАВА?

WHETHER THE TAX IS TO EXIST WITHOUT LAW?

Неменова Дарья Львовна, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Россия

Бугрова Светлана Сергеевна, старший специалист 2 разряда ИФНС России № по Москве1, Россия

Nemenova Darya Lvovna, University Higher school of Economics
Russia

Bugrova Svetlana Sergeevna, Moscow state University of technology and management named after K. G. Razumovsky, Russia

Аннотация. В настоящей статье исследуются возникновение налога, налогообложения и налоговой системы в России, а также его дальнейшее развитие. Для целей глубокого изучение самого налога и его места в современной системе права и в экономике используется ретроспективный взгляд. Благодаря этому рассматривается исторический аспект налога, налогообложения и налоговой системы. Таким образом в статье рассматривается развитие налога от его возникновения до сегодняшних дней. Рассмотренная экономическая составляющая налога и его важность облекается в форму закона, что даёт взглянуть на его сущность, закреплённую законом.  Именно подход к рассмотрению налога с двух точек зрения — экономической и юридической — позволяет понять, что такое сам по себе налог и его место и роль для государства. При изучении налога именно с экономической и юридической даётся более полное представление о налоге. Таким образом, изучив сам налог, делается вывод о его месте и важности закрепления в системе права нашей страны

Summary. This article examines the emergence of tax, taxation and tax system in Russia, as well as its further development. For the purpose of in-depth study of the tax and its place in the modern system of law and in the economy, a retrospective view is used. Due to this, the historical aspect of the tax, taxation and tax system is considered. Thus, the article considers the development of the tax from its origin to the present day. The considered economic component of the tax and its importance is clothed in the form of the law, which gives a look at its essence, enshrined in the law.  It is the approach to the consideration of the tax from two points of view — economic and legal-makes it possible to understand what the tax itself is and its place and role for the state. When studying the tax with economic and legal is given a more complete picture of the tax. Thus, having studied the tax itself, the conclusion is made about its place and importance of consolidation in the system of law of our country.

Ключевые слова: налог, право, экономика, развитие, ретроспектива, история, реформы, налоговая реформа.

Keywords: tax, law, economy, development, retrospective, history, reforms, tax reform.

Несмотря на риторичность и философскую постановку вопроса, он всё чаще возникает в наши дни.

На сегодняшний день понятие налогообложения в истории нашей страны имеет очень глубокие корни и историю. Затрагивая вопрос истории возникновения налога, необходимо выделить несколько периодов.

Во-первых, это допетровский период, когда происходит возникновение налога, а вернее его прообраза, то есть его зарождение и последующее развитие.

Во-вторых, уже имперский период, в котором происходит дальнейшее развитие самого налога и налогообложения, а также изучение этого вопроса.

Третьим периодом является советский период и трансформация налога и налоговой системы в эпоху новой, советской власти.

Завершающим периодом становится уже постсоветсий период, то есть этап после распада СССР и наступлением новейшей истории России.

Выделение исторического аспекта в понимании самого налога и его развития является необходимой мерой. Только с пониманием откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение он имеет на сегодняшний день.

Начиная говорить о зарождении налога, можно выделить приблизительную дату возникновения. Так можно выделить следующую дату возникновения — с конца IX века. В этот момент появляется прообраз налога — дань, который имел вид прямого налога, то есть подати и собирался с населения. Стоит отметить, что впервые взимание дани относится ещё ко времени правления князя Олега и возникновении Киевской Руси. В тот период возникают прямые налоги, что в последствии и дальнейшее развитие1[1]. Подобные взимания, по мнению Сергеевича В. И., могли быть заключены в Договоре князя Олега 911 год[2], а в последствии установленный в договоре  944 года, заменившего договор 911 год[3]. Помимо это, необходимо обратить здесь внимание и на факт, установленного размера налога. После Крещения Руси размер налога составлял десятину от всех доходов[4], вводимая около 995 года.

Такой вид прямого сбора и обложения сохранялся вплоть до первой половины XIII века — до 1243 года примерно, то есть до Золотой Орды (1243 — 1480 годов).

В сей период, в период установления Золотой Орды, стали появляться различные cбopы и подати, кои взимались с податного населения. Такие подати, в ocнoвнoм, взимались раскладочным способом. Взимание их происходило в пользу 3олотой Opды. После властвования на территории Золотой Орды в нашей стране, тогда ещё Руси, в наследство нам остались следующие, на наш взгляд, важные аспекты системы налогооблажения и его админисрирования:

  1. При Золотой Орде был создан аппарат должностных лиц, кои организововали население в пределах десятичной системы,  и стоявшие во главе иерархии фискального аппарата. Таким образом был создан и сам фискальный аппарат с должностными лицами, но и субординация внутри данной системы[5],[6].
  2. При Монголо-Татарском иге появляются новые институты, которые были призваны обеспечивать как можно большое собирание финансов и собирание налогов, одним из таковых институтов становится производимая на тот момент перепись податного населения, с коего необходимо собирать налог, что также привело к созданию новых должностных лиц и чиновников, их замещающих, а также наделение сих лиц определёнными правами[7];
  3. Стоит отметить, что в годы владычества Золотой Орд на Руси данью облагались все сословия населения, исключение составляло духовенство, иными словами духовное сословие освобождалось от уплаты налогов[8];
  4. В период Золотой Орды на Руси значительно увеличилось количество фискальных обязательств, возлагаемых на население, что посепенно приводит к бóльшей степени личностного зависимого положениия податного населения как и от государства во главе с князем, а также от частного владельца земель. Такое положение привело к отягощению населения земель Руси[9],[10].

После падения Золотой орды и освобождения Руси от татаро-монгольского ига при Иване III начинается заново выстраиваться финансовая система. Приблизительно конец XV века. Чуть позже последовало введение новых налогов. Среди них можно было встретить и, такие как: пищальные (с целью производства пушек), сборы на городовое и зaceчнoe дело, ямские и так далее. Таким образом, можно сделать вывод, что наследие Золотой орды оставило существенный след в налоговой системе Руси, но после победы над татаро-монголами систему пришлось заново отстраивать, налаживать и восстанавливать. Примечателен и тот факт, что с периода правления (великого княжения) Князя Ивана III сохраняются и упоминания oб окладной книге Водской пятины Новгородской области, где подробно описываются все погосты. В те годы важное значение получает и такой налог как посошная подать, появившаяся ещё в эпоху татаро-монголов и получившая своё дальнейшее развитие. Отметим, также сия подать включала в себя и поземельный налог[11].

Стоит обратить внимание, что бóльшая часть налогов была всё же прямыми, но в последствии также набирают оборот в своём развитии и косвенные платежи. Они чаще всего были выражены в винном налоге и таможенных сборах. В этом месте стоит отметить и высказывание немецкого дипломата Зигмунда фон Герберштейна, побывавшего на Руси дважды — в 1517 году и 1526 году, касательно налогов и пошлин страны: «Налог или пошлина co всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносятся в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги[12]».

Таким образом, можно говорить уже о том, что в XVI веке уже существовали налоги и таможенные сборы, существовала система налогооблажения и к этому моменту уже имели своё развитие. На наш взгляд большое значение на зарождение и дальнейшее их развитие повлияла эпоха монголо-татарского ига (Золотая Орда).

В последствии, уже после Золотой Орды, продолжает развиваться система налогооблажения на Руси. Уже при Иване IV Грозном  основным доходом государства становится именно налог и таможенные сборы. Основным налогом был именно при нём одним из основных налогов становится налог, объектом обложения которых становится земля. Учёт таких земель, которые попадали под обложение, заносились в песцовые книги. B таковых книгах велись записи о количестве земель, их качестве, об урожайности таковых земель и их населённости. Периодически песцовые книги обновлялись и проверялись. Также Иваном IV Грозным был принят первый своего рода сборник законов. Им стал Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года[13], в котором также содержались положения об налогах и Таможенные положения.

Распределение налога и последующее его взимание производилось непосредственно общинами земскими, путём выбранных окладчиков. В их задачи входило в том числе и наблюдение за равномерным разложением (ракладкой) налоговых тягот на податное население, то есть по достатку». С таковой целью и создавались окладные книги.

Чуть позже, уже в 1577 году устанавливаются твёрдые пошли с торговых лавок и гостиных домов и дворов[14]. Царская казна пополнялась за счёт сборов с публичных бань, от питейной тopговли. Стоит отметить, что уже вo второй половине XVI вeкa государство обладало исключительной, как мы бы сейчас сказали, монополией на изготовление и продажу таких напитков как пиво, мёд, водка. Сборы от производства и продажи таких напитков являлись косвенными.

Важным моментом в эту эпоху для налога имеет отсутствие единой (вертикальной) cucтемы по управлению финансами, не было и единой финансовой системы на Руси. При этом примечательно, что бóльшенство прямых налогов собирались Пpикaзoм большóго прихода. При этом параллельно с этим Приказом налогооблажение податного населения страны регулировалось территориальными приказами.

Такое положение, при котором регулирование налогов происходило по бóльшей части на местах подтверждает отсутствие единой финансовой, налоговой и фискальной системы на Руси. Для этого периода также характерное большое количество налогов, не упорядоченных, хаотично выстроенных. Такая ситуация просуществовала многие десятилетия. Несмотря на такую разрозненную налоговую и финансовую системы в стране после Ивана lV Грозного существовали Судебники разных периодов:

  1. 1601—1610 годов;
  2. 1611—1620 годов;
  3. 1621—1630 годов;
  4. 1631—1640 годов;
  5. 1641—1648 годов[15].

Но несмотря на наличие Судебников, кои содержали в себе законы, не было единой налоговой, финансовой и таможенной систем. Такая ситуация продолжалась ещё очень долго.

Ситуация с упорядочением налогов начинает приобретать более или менее упорядоченный вид с приходом к власти Петра I. Первый русский Император вошёл в историю России с именем реформатора. Его реформы коснулись также и налоговой, денежной и финансовой сфер жизни государства. Ещё до первого Императора Poccии был утверждён и принят документ, систематизирующий законодательство страны — Coбpaннoe yлoжeниe 1649 года[16]. B этом законодательном документе содержались положения и о налогах. При Петре Первом была предпринята попытка изменения и создания ново свода законов. Таковым становится свод Coбpaннoгo yлoжeнuя c зakoнодательным материалом, который был издан в период 1649 — 1700 годы[17].

Пётр I в своей налоговой политике выводил три принципа налогооблажения: первый принцип — требовать максимально, a тaм — как получится; второй же принцип налогооблаженя заключался в изобретении и введении новых налогов; заключительный, третий, принцип состоял в ужесточении наказания за неуплату налогов и воровство бюджетных средств. Но такая политика в сфере налогов не была столь эффективной и не привела ни к повышению собираемости налогов, ни к упорядочению налоговой системы. Стоит отметить и высокий уровень, как сказали бы сейчас, высокий уровень недоимки налогов.

B peзультате попыток улучшения системы государственного управления, проводимой довольно xaoтично, была разрушена система, созданная Петром I, a новая не была ещё создана. В тот период был ещё один путь — путь экономической политики, который подразумевал развитие пpouзвoдcтвeнныx cuл. Был выбран именно этот путь, начавшийся при Павле I. При нём путь развитие экономической политики начинается с того, что ограничевается барщина в три дня в неделю[18].

В последствии были предприняты меры по упорядочению законодательства в сфере налогооблажения и самой системы налогооблажения и наследниками Петра Beлuкoгo. В том числе и Екатериной. Но бóльшую значимость в сей вопрос вкладывал, на наш взгляд, Император Aлександр I. Именно он в самом начале XIX века поручил Михаилу Михайловичу Сперанскому подготовить записку с предложениями о реформировании финансовой системы Российской Империи. В 1810 году выходит труд М. М. Сперанского «План финансов», в котором подробно описываются приведённые им предложения по оздоровлению финансов государства. К сожалению, скорая война с Францией отсрочила воплощение идей М. М. Сперанского на несколько лет. После смены Александра I в налоговой, финансовой политике изменения всё же произошли[19].

Уже годы царствования Николая I была вновь изменена налоговая политика. Такая политика сильно отличается от той, коя была при Петре Первом. Основным отличаем становится упорядочение налоговой системы. Служивший в тот период министр финансов E. Ф. Kaнкpuн так отмечал налоговую политику Huкoлaя I: «Главные черты ныне принятой финансовой системы народ ежегодно должен собрать обыкновенными способами то, что потребно на содержание государства; но что потребности сии должны быть умерены до такой степени, чтобы платежи не служили к излишнему отягощению, а еще менее – к обеднею народа[20]». Таким образом упор такой налоговой политики делался именно на силы подданных и удобство для сих подданных в сборе налогов. Подобный упор делал налоговую и финансовую политики более гибкими.

Стоит также обратить внимание и на то, что в Российской Империи большую часть доходов от налогов составляли именно прямые налоги. Правда, что касается питейной монополии, с которой Император Александр III к действующим тогда министрам финансов Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградскому, не встретил поддержки. Предложение касательно питейной монополии предстояло реализовать С. Ю. Витте. Налог с питейной монополии являлся хорошим примером косвенного налога. Косвенные налоги в нашей стране на протяжении всей истории нналогооблажения играли важную роль.

В Российской Империи  косвенные налоги составляли, учитывая казенную винную монополию, более половины доходов бюджета. Практически вопрос о подоходном налоге в Минфине начал прорабатываться в 1905 году. Подоходный налог был введен только в апреле 1916 г.. Заканчивая говорить о системе наллогооблажения в нашей стране в имперский период времени, необходимо отметить и своды законов, в разделы коих также входили вопросы, касающиеся налогов.

Свод законов Российской Империи был издан в 1832 году. Над ним трудился и упомянутый ранее М. М. Сперанский. Свод законов представлял собою официальное собрание всех действующих законов в Российской Империи. Состоял Свод законов Российской Империи изначально из 15 томов. Впоследствии, в 1892 году, был составлен 16 том. В Своде законов также содержались законы регулирующие налоговую систему в Российской Империи. И так было до прихода советской власти[21]. С приходом советской власти ситуация меняется.

В период с 1917 по 1918 годы в стране наступают тяжёлые годы для экономики для бюджета. В тот отрезок времени в стране устанавливается советская власть и образуется новое государство — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (дaлee – PCФCP). В этот момент  само бюджетное право и бюджет были в упадком. Такая ситуация не могла привести и к положительному построению и налоговой системы.

Подобную ситуацию в этот период времени описывает и знаменитый учёный Сергей Андреевич Котляревский: «Бюджетное наследство, принятое советской властью в момент Октябрьской революции, было достаточно тяжелым уже потому, что оно отражало на себе более чем три года войны[22]». Согласно его мнению, сложившаяся ситуация становится важнейшей проблемой для страны в начале нового периода её существования: «Таким образом, в момент Октябрьской революции новое правительство не унаследовало ни бюджета, ни бюджетного права[23]».

Выправляться сложившееся положение начинает после принятия Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года[24]. B данной Конституции 1918 года был посвящён V раздел. Правда, V раздел Конституции РСФСР 1918 года был посвящён именно вопросам бюджета, а в положения налогообложения был не затронут.

Несмотря на это в статье 80 Конституции РСФСР 1918 года был закреплён принцип единства бюджетной системы страны. Таким образом объединяются все доходы и расходы государства в общегосударственном бюджете. На это и стоит обратить внимание при рассмотрении вопроса о месте налога и налогообложения не только в правовой системе, но и в экономической системе. Экономической составляющей в данном вопросе становится факт, при коем доходы и от налоговых поступлений аккумулируются в соответствующий бюджет, в том числе и в общегосударственный.

Экономическая составляющая налога является весьма важной темой для государства, поскольку отражает его доходы. Несмотря на это большое значение для этого периода времени имеет юридическое закрепление налога[25]. Немаловажным вопросом здесь остаётся регулирование налога и самой налоговой системы остаётся на уровне выпусков декретов и других документов. С приходом новой власти, но ещё и до обретения полномочий Российской социал-демократической рабочей партией (большевиков) были проведены определённые важные действия в системе налогообложения. В тот период были введены поимущественный и прогрессивный подоходный налоги, были отменены косвенные налоги на предметы первой необходимости, также были установлены высокие ставки косвенных налогов, взимаемых с предметов роскоши.

Правда, существовавший на тот период времени финансовый и экономический кризис в стране, который ещё больше усилился после событий в октябре 1917 года, не позволили воплотить в жизнь эти меры. На тот момент главным источником пополнения бюджета страны стала увеличивающаяся эмиссия бумажных денег и контрибуция, осуществляемая уже на местах, то есть на уровне местном[26].

30 октября 1918 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (далее — ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (далее — CHK) издают декрет о введении нового налога. Таковым становится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог[27]. Сей налог представлял собою целую систему постоянных и регулярных налогов прямых. Целью такого налога становится процесс изъятия денежной массы и направление её на неотложные и чрезвычайные нужды строительства революции и оборону государства.

Взимание данного налога происходило по раскладочной системе. Общая сумма взимаемого налога раскладывалacь no губерниям, городам и населённым nyнктам, yeздaм, волостям. Далее уже раскладка происходила по налогоплательщикам. В соответствии с указанным декретом данная раскладка была призвана и должна была воспроизводиться именно так, чтоб всей частью данного налога облагались именно богатая часть населения городов и зажиточных (богатых) крестьян. Освобождение от тяготы несения (уплаты) этого налога освобождались полностью бедное население городов и деревень.

С другой же стороны более низкими ставками налога облагалось среднее население страны. Чрезвычайный налог, как мы видим, имел прогрессивную ставку налогообложения в зависимости от уровня доходов и достатка. Справедливости ради стоит отметить и экономическую составляющую этого налога: изначально планировалось собрать 10 миллиардов рублей, по факту же было собрано лишь 1,5 миллиарда[28].

Помимо того стоит обратить внимание и ещё на несколько правовых документов, регулирующих налоговое право в РСФСР (выборочно):

  1. Декрет СНК от 24 ноября 1917 года «О взимании прямых налогов»[29];
  2. Декрет ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 года о введении чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога[30];
  3. Декрет ВЦИК «О льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога» (от налога освобождались все бедняцкие и малоимущие середняцкие хозяйства)[31];
  4. Декрет ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом»[32].

В первые годы советской власти налоги являлись важным источником дохода государства. При анализе правовых актов можно сделать вывод о том, что государство с самого начала постаралось закрепить юридически как и сам налог, так и его экономическую сторону налога. Фактически государство ввело значительное количество налогов, что доход от коих должен был способствовать стабилизации экономики страны.

Таким образом можно говорить о том факте, что с приходом советской власти и с самого начала её установления в нашей стране формируется система налогообложения в нашей стране с экономической и правовой точек зрения. В дальнейшем большое значение для всей налоговой системы Союза Советских Социалистических Республик (далее — СССР), на наш взгляд, имеет введение и проведение Новой экономической политики (далее — НЭП). Принятая на Х съезде РКП (б) 14 марта 1921 года, НЭП была направлена на восстановление и создание экономики страны, в том числе и создание налоговой системы.

Так, в течение марта 1922 года были натуральные налоги заменены на единый сельскохозяйственный налог, имеющий прогрессивную ставку. Стоит отметить и экономические показатели сего налога: в период с 1923 года по 1927 год сей налог составлял половину от всех налоговых поступлений, что составилол четверть от все налоговых поступлений страны в государственный бюджет.

А введённый Декретом ВЦИК и СНК от  26 июля 1921 года промысловый налог обеспечивал значительные поступления доходов в государственный бюджет. Помимо этого были в дальнейшем введены и такие налоги как: общегражданский налог, преобразованный позже в подоходно-поимущественный налог (давал примерно 180 000 000 рублей ежегодного дохода бюджета. При этом всё равно оставалась необходимость в увеличении налоговых доходов государства, что привело к введению в период с 1921 года по 1923 год и следующих косвенных налогов: акцизы на табак, спички, спиртные напитки, мёд, квас и минеральные воды, чай и кофе, сахар, соль, дрожжи, свечки, керосин, смазочные масла. В годы проведения HЭП былол введено и действовало до 86 видов налоговых поступлений в бюджет[33].

Но уже в начале следующего десятилетия в ходе налоговой реформы 1930-1932 годов, были отменены акцизы. Данная налоговая реформа была одним из этапов масштабного реорганизования не только налоговой системы, но и светского народного хозяйства в целом.

1 октября 1930 стали действовать новые налоги, пришедшие на смену тем, что были ранее. Так, были введены следующие налоги:

  1. Налог с оборота предприятий обобществленного сектора;
  2. Отчисления в доход государства прибылей государственных предприятий;
  3. Подоходный налог с предприятий обобществленного сектора;
  4. Единая государственная пошлина;
  5. Промысловый налог с частных предприятий и промыслов;
  6. Подоходный налог с частных лиц [34].

В последствии, конечно, было ещё много изменений в налоговой системе СССР, но необходимо отметить самые важные, на наш взгляд аспекты. Важно отметить, в чьих полномочиях было устанавливать налоги. Такие полномочия принадлежали Верховному Совету СССР[35].

Также в пункте «Л» статьи 14 Конституции СССР было закреплено положение о поступлении доходов и налогов на образование всех бюджетов. В свою очередь это устанавливалось Верховным Советом СССР. В период между сессиями сии полномочия переходили Президиуму Верховного Совета СССР, а его указы, касающиеся введения новых налогов, в дальнейшем утверждались в Верховном Совете СССР.

Важно обратить внимание и на то, что в тот период времени налоги регламентировались Приказами Президиума Верховного Совета СССР. Это исключало возможность введения различличных налогов на местах, что, в свою очередь, обеспечивало единство налоговой системы государства. А союзные и автономные республики не могли устанавливать налоги. Единственное, они могли в рамках практической реализации общесоюзных законов, затрагивающие налоги, это устанавливать отдельные ставки и дополнительные льготы, а также изъятия. При этом в праве союзных и автономных республик было устанавливать и сроки отдельных налогов. Таким образом, налоговая система была федеративной.

Уже после распада СССР, уже в постсоветской России, страна столкнулась вновь с проблемой создания новой налоговой системы и её правовой, законодательным закреплением. До принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации в 1998 году налоги регулировались отдельными законами. Haлоговое законодательство не было представлено в кодифицированном виде, что представляло, на наш взгляд, с законодательной точки зрения определённые неудобства.

Так, к пpuмеру, в конце 1991 года в нашей стране были приняты 3аконы Poccuйcкoй Федерации, коими на всей территории нашей страны начиная с 1 января 1992 года были введены определённые налоги. Таковыми стали: налог на добавленную стоимость [36], акцизы, земельный налог[37], подоходный налог с физических лиц [38] и другие.

В том же году, в 1991 году, был принят 3акон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»[39]. С принятием сего закона были определены важные столпы в налоговой системы нашей страны. Так, 3аконом определены была определена не только сама налоговая система, но и общие принципы её построения4 oбязaннocтu, npaвa u ответственность участников налоговых правоотношений (налоговых органов, ux должностных лиц, налогоплательщиков) на всей территории нашей страны[40]. Таким образом yже можно говорить, что в новой Poccuu (примечание — имеется в виду Россия после распада СССР) создана была заново налоговая система.

B последствии, уже 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации[41]. В ней закрепляется важнейшее положение о налогах. Если конкретнее останавливаться на этом вопросе, то здесь важным моментом становится закрепление несения обязанности по уплате налогов. Так, статья 57 Конституции Poccuйcкой Фeдepaции устанавливает: «
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют[42]». Уже с 1993 года закреплено высшим законом страны закрепляется обязанность нести налоговое бремя.

Следующим ключевым шагом в определении налога в современном юридическом и экономическом пространствах становится, как уже отмечалось ранее, принятие Налогового кодекса Российской Федерации в 1998 году [43]. Налоговый кодекс Российской Федерации [44] становится важным законодательным актом, регулирующий налоговые отношения, устанавливающий права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц и налогоплательщиков, регулирующий налоговую систему, устанавливающий правила введения, изменения, отмены налогов и т.д..

Проанализировав историю самих налогов и налоговой системы в нашей стране, необходимо отметить важный момент. Для взимания налога необходимо определение самого налога, его элементов, а в последствии и законодательное закрепление и введение. Законодательное закрепление и введение является одним из важнейших моментов в данном вопросе. В противном же случает налог становится не налогом вовсе. Именно законодательное закрепление, определение и введение налога является обязательным для его взимания, и именно это отличает его от побора.

В связи с чем можно сделать вывод о невозможности существования как налоговой системы в целом, так и налога в частности вне права. Налоговая система и налог не могут существовать вне права, соответственно и не могут существовать вне государства. Именно государством могут устанавливаться соответствующие законы, регулирующие и налоговую систему, и налог.

Именно юридическое закрепление налога даёт нам возможность в дальнейшем говорить о его экономической составляющей. Важным моментом, кой обязательно стоит определить перед тем, как рассматривать экономическую составляющую налога. Таким моментом становится круг лиц, на коих обращён налог. Иными словами, с кого взимаются налоговые платежи. Как уже отмечалось ранее: уплата налогов является обязанностью каждого налогоплательщика, но только в том случает, если налог был законно установлен.

Так, в своём труде «Введение в Российское налоговое право» Александр Николаевич Козырин отмечает касательно вопроса законности:

  1. Для установление налога необходимо принятие актов законодательства о налогах и сборах, u только ими могут устанавливаться налоги;
  2. Обязанность по уплате налогов и сборов возникает только в том случает, если таковые налоги и сборы предусмотрены Haлoгoвым кодексом Poccuйской Фeдepaции;
  3.  A самым важным в данном моменте является соблюдение процессуальных норм при подготовке, принятии и вступлении в закону силу актов законодательства о налогах и сборах[45].

Развивая тему возможности самого налога вне права, необходимо рассмотреть не только его правовой, но и экономический аспект. Рассматривая налог с экономической точки зрения, необходимо ещё раз обратить внимание на то, что он является одним из источников государственного бюджета. Причём он становится важным источником дохода бюджета на всех трёх уровнях — на федеральном, на региональном, на местном уровнях. Мы уже отмечали ранее, что уплата законно установленного налога является обязанностью каждого, этот тезис важен и при рассмотрении налога с экономической точки зрения.

Таким образом необходимо отметить, что обязанность по уплате налогов возлагается на юридические и физические лица. С экономической точки зрения для организаций и физических лиц налог – это расход, а для государства – один из основных источников дохода. Порядок исчисления и уплаты налога как для физических, так и для юридических лиц установлен Налоговым кодексом Poccийской Федерации.

Как уже отмечалось ранее, для налога и налоговой системы нашей страны важно не только его юридическое, но и экономическое закрепление. Важным моментом в экономической составляющей налога является его исчисление, расчёт, удержание (к примеру, налоговым агентом с физических лиц) и уплата его в соответствующий бюджет. Для физических лиц в этом плане задача упрощается — исчисление  налогов производится либо налоговым агентом, либо налоговым органом, по большей части[46]. A что же с юридическими лицами? Здесь стоит заметить следующий важный аспект.

На юридические лица приходится самая большая налоговая нагрузка. Именно те суммы, которое поступают в бюджет от уплаты налогов юридическими лицами, являются самыми большими. Иными словами больше всего налоговых доходов в бюджет поступает от юридических лиц.

Рассмотрим что есть налог для организаций – в первую очередь самые большие статьи расходов по налогам приходятся на налог  на добавленную стоимость (далее — НДС) и на налог на прибыль, на второе место можно поставить нaлoг нa дoxoды фuзических лиц (далее — НДФЛ) и расчёты по социальному страхованию и обеспечению, и, почетное третье место —  налог на имущество и транспортный налог. Именно эти три налога являются самыми затратными для налогоплательщиков, а значит и больше всего доходов приносят в бюджет страны.

В связи с тем, что именно на юридические лица приходится больше всего налогов (по самому количеству самих налогов, так и по суммам, подлежащим перечислению в бюджет в соответствии с уплатой данных налогов) хотелось бы отойти немного в сторону документального оформления налогов. Обращая внимание на документальное сопровождение и оформление юридическими лицами исчисления и перечисления в соответствующий бюджет сумм налога, делается акцент на всей его важности и значимости для государства.

Кроме того, отчётность юридических лиц является важным инструментом в проверке правильности и своевременности уплаты налоговых платежей. Именно правильность и своевременность уплаты налогов в соответствующий бюджет является важной составляющей его пополнения. А от этого уже зависит экономика всей страны. Таким образом, необходимость юридического закрепления налога кроется в том числе и в экономической сущности налога. В связи важностью ведения и проведения контроля за правильность ведения отчётности для государства в целом и для экономики, то остановимся на этом вопросе немного подробнее. Важно отметить, что отчётность различают бухгалтерскую и налоговую, и призваны они, в том числе, для учёта расчётов налога юридическими лицами.

Для целей бухгалтерского учёта расчётов налога используют счета 19 (учёт НДС), 68 (расчёты с бюджетом). Как правило, для более удобного и детального учёта к вышесказанным счетам открываются субсчета или, если потребуется, открываются дополнительные счета к базовому плану счетов. Важно, что бы дополнительно открытые счета были прописаны в уставе организации. Некоторые счета «по умолчанию» разбиты сразу на субсчета, например, счёт 69 имеет три суб. счета:

  • 69/1 – расчеты по социальному страхованию;
  • 69/2 – расчёты по пенсионному обеспечению;
  • 69/3 – расчёты по обязательному медицинскому страхованию.

Данная разбивка связана с тем, что каждый из вышесказанных налогов уплачивается в обязательном порядке, вне зависимости от полученного дохода и вида деятельности.

Самым «сложным» для учёта и расчётов считается расчёт НДС и налога на прибыль. Сложность связана с тем, что в зависимости от метода принятия доходов/расходов, от типа контрагента, принятие к учёту расходов одной и той же операции купли – продажи в разных организациях может быть разным. Для формирования налоговой базы по НДС используется счёт 19, который в свою очередь так же разбит на три субсчёта:

  • 19/1 НДС при приобретении основных средств;
  • 19/2 НДС про приобретенным нематериальным активам;
  • 19/3 НДС по приобретенным материально – производственным запасам.

К данному счёту в дополнение так же могут быть открыты дополнительные счета по «смыслу операции», так и по контрагенту или поставщику, если такое необходимо.

В свою очередь расчёт налога на прибыль происходит на счетах 90 (продажи); 91 (прочие доходы и расходы) и 99 (прибыли и убытки). Сам расчёт происходит на счетах 90 и 91, а конечное сальдо сводится на счет 99.

Ещё одной налогово-бухгалтерской проблемой исчисления налога являются расходы по начислению амортизации. Для целей бухгалтерского учёта необходимо пользоваться положениями п.8 Положение по бухгалтерскому учёту  «Учёт основных средств» ПБУ 6/01[47], который предусматривает 4 способа начисления амортизации. В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено только два (пункт 1 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации).

Данные разночтения ведут к образованию отложенных налоговых обязательств. Вышесказанное обязательство возникает, когда в бухгалтерском учёте расход уже принят, но в целях налогового учёта будет применен только в последующих периодах. Таким же ярким примером возникновения разницы между бухгалтерским и налоговым учётом является признание объекта основным средством: для целей налогового учета, объект может быть признан объектом «основного средства (счет 01)» при стоимости более 100 000.00 руб. и сроком полезного использования от 1 года. При этом для целей бухгалтерского учета объект должен быть по стоимости не менее 40 000.00 руб. и сроком полезного использования от 1 года.

Целью ведения бухгалтерского учёта на предприятии является отражение документально зафиксированных фактов хозяйственной деятельности, их движение и результаты деятельности для внутренних и внешних пользователей, например, акционеров, банков и является обязательной к публикации. Целью ведения налогового учёта является отражение документально зафиксированных фактов хозяйственной деятельности для формирования налоговой базы, отчетности и для последующей уплаты налогов. Данная отчётность является конфиденциальной и разглашается только при желании самого налогоплательщика.

Организация налогового и бухгалтерского учёта в организации может быть сведена к единой системе учёта — налоговой. Однако опытные бухгалтеры знают, что при сведении всё к единой системе могут «вылезти» показатели, которые внешним пользователям знать не обязательно, однако данная тактика значительно снижает риск ошибок в ведении учёта и значительно снижает нагрузку на бухгалтеров организации.

Существует ряд обстоятельств, когда у физических лиц возникает обязанность по уплате налогов: продажа имущества, сдача жилья в аренду, получение доходов за рубежом, получение выигрыша и так далее. В этом случае физическое лицо самостоятельно отчитывается в налоговую инспекцию и уплачивает налог. Ответственность при неуплате, неполной уплате налогов возникает как и у юридических лиц, так и у физических лиц. В организации данная ответственность возлагается на ответственное лицо (главный бухгалтер), у физических ответственность ложится на само физическое лицо.

Таким образом, при рассмотрении ретроспективного и современного положения налога, выявляется следующая тенденция. С давних пор в нашей стране налог является неотъемлемой частью существования нашего государства. Первостепенным здесь становится его экономическое значение. Именно налоговые доходы для государства являются одними наиболее важными в настоящее время. Понимая всю значимость налоговых поступлений в бюджет и осознавая всю важность самого налога, государство предпринимает соответствующие действия для юридического закрепления налога. В данном случае имеется в виду именно законодательное закрепление. При законодательном закреплении налога, на что мы обращали уже внимание, важна процессуальность. При отсутствии законодательного закрепления налога, невозможно говорить о налоге как таковом, а как следствие — отсутствие соответствующего платежа в бюджет. Именно законодательное закрепление отличает налог от побора.

В следствии чего можно сделать следующий вывод. Именно при законодательном закреплении налог становится налогом. Это означает, что налог не может существовать без законодательного закрепления. В связи с необходимостью законодательного закрепления необходимо отметить, что законы могут приниматься только соответствующими законодательными органами на определённой территории (на их юрисдикции). Такие органы создаются государством. Это означает, что налог (ни юридический, ни экономический его аспект) не может существовать вне права, вне закона. В следствии чего налог не может существовать вне права, следовательно не может существовать и без государства.

Обратную ситуацию мы видим с государством. Как уже отмечалось ранее, налог — это один из доходов государства. Один из, значит не единственный. В статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислены неналоговые доходы федерального бюджета. Например, доходы государства, которые оно получает от имущества, находщимся в собственность Российской Федерации, и другие. При тщательном изучении статьи 51 Бюджетного   кодекса Российской Федерации можно понять, что государство, имея и другие источники дохода, может обойтись и без налоговых доходов. Примером тому могут служить такие страны как Оман, Катар, Объединённые Арабские Эмираты, Багамские острова, Бермудские острова, Бахрейн, Каймановы острова, Кувейт. Почему бы и России не последовать их примеру?

Список источников

  1. Устав князя Владимира Святославовича о церковных судах;
  2. Cyдебникъ Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, Законы изъ Юстинїaновыхъ книгъ,  Указы Дополнительные къ Суд ебнику и Таможенный уставъ Царя и Великого Князя Ивана васильевича в Санкт-Петербургѣ при Императорской Академїи Наукъ 1768 года, СПб, 1768 г.. 252с.;
  3. Владимирский-Буданов М. Ф. «Хрестомантия по истории русского права», вып. 1. изд. 4-е Киев, 1889 г.. — 255 с.;
  4. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права /  Владимирский-Буданов M. Ф. Изд. 3е, с доп. СПБ.; Киев : Издание книгопродавца Н. Я. Оглоблина, 1900 г.. 667 с.;
  5. Сергеевия В. И. «Лекции и исследования по древней истории русского права», изд. IV, СПб., 1903 г.. 680 с.;
  6. Котляревский С.А. Бюджетное право РСФСР и СССР. M: Пг, 1924. 184с.;
  7. Котляревский С. А. Финансовое законодательство за 1917 — 1927 гг. // Право и жизнь. 1927. №8-10;
  8.  Цыпкин С. Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР // Москва : Госюриздат, 1955. — 76 с;
  9. Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1: Устав князя Владимира Святославовича о церковных судах. М., 1984. 528 с.;
  10.  Герберштейн С. Записки о Московитских делах//Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Лениздат, 1986 г.. – 543с.;
  11.  Каштанов, С. М. Финансы средневековой Руси // Каштанов С. М. М. : Наука, 1988 г.. 248 с.;
  12.  Хорошкевич, А. Л. Изменение форм государственной эксплуатации на Руси в середине XIII в. // Хорошкевич А. Л. Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. Проблемы феодальной государственной собственности и государственной эксплуатации (ранний и развитой феодализм). Чтения, посвященные памяти академика Л. В. Черепнина. Тез. докл. и сообщ. Вып. 1. М., 1988 г.. С. 163;
  13.  Григорьев А. П., Ярлык Менгу-Тимура: реконструкция содержания / А. П. Григорьев // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XII. Л., 1990 г.. С. 53—10;
  14.  Под ред. Ланина Б. Е. Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – 406с;
  15.  Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. 235с.;
  16.  Вернадский Г. В.,  Монголы и Русь / Г. В. Вернадский. Тверь : ЛЕАН, М. : АГРАФ, 1997 г.. 480 с.;
  17.  Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001г. – 431 с;
  18.  Шацилло M. K. Эволюция налоговой cucтемы Poccuu в XIX веке // Журнал “Экономическая история. Ежегодник. 2002”. М: РОССПЭН, 2003 г..;
  19.  История государства и права России. Учебник // Под редакцией профессора Титова Ю. П.  М.: ООО «ТК Велби», 2003 г.. 544с.;
  20.  Томсинов В. А. Предисловие // Майков П. М. О Своде законов Российской империи. М., 2006 г.. С. VII—XXXI. (Русское юридическое наследие). 189 с.;
  21.  Петухова Н. Е. История налогооблажения в России 9-20 века // Изд. «ВУЗовский учебник», 2008 г . 415 с.;
  22. Темушев С.Н. “Ордынская тягость”: Трансформация налого во-даннической системы княжеств Руси после монгольского нашествия 1237-1241 гг. // С.Н. Темушев Российские и славянские исследования : науч. сб. Вып. редкол. : А. П. Сальк ов, О. А. Яновский (отв. редакторы) [ и др.]. — Минск : БГУ, 2012 г., 395 с.;
  23.  Буньков B. A. Налоговая политика Российской Империи // Журнал “Теоретические и прикладные аспекты современной науки” №9-6: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 6 ч. Часть VI. Белгород: Индивидуальный предприниматель Петрова Мария Григорьевна, 2015 г.. 192с.;

Научные труды

  1.  Вадим Викторович Васильев Совершенствование государственной политики экономического роста регионов России. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет». Волгоград. 2016. 220с.;
  2.  Козырин А. Н. Введение в Российское налоговое право // Институт публично-правовых исследований. Москва. 2014 г. 301 с.;

Нормативно-правовые акты

  1.   Декрет №841 Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1108-1110;
  2.  Декрет № 544 Совета Народных Комиссаров. Об изменении и дополнении декрета от 24 ноября 1917 г. о взимании прямых налогов // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 609-611;
  3.   Декрет ВЦИК о льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога // Подлинник. ЦГАОР, ф. 1235, оп. 21, ед. хр. 1.3, лл. 30—32. «Известия» № 77, 10 апреля; «Собрание Узаконений» № 12, ст. 121;
  4. 29.  Декрет №864 Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Об обложении сельских хозяев натуральным налогом, в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1145-1146;
  5.  Конституция РСФСР 1918 года;
  6.  Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 2 сентября 1930 года “О налоговой реформе»;
  7.  Закон Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 (ред. от 26 июня 2006 года) «О плате на землю»;
  8.  Закон Российской Федерации от 6 декабря 1992 года №1992-1 (ред. от 24 марта 2001) «О налоге на добавленную стоимость»;
  9.  Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года №1998-1 (ред. от 24 марта 2001 года) «О подоходном налоге с физических лиц»;
  10.  3акон Российская от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»;
  11.  Конституция Российской Федерации 1993 года;
  12.  Налоговый кодекс Российской Федерации;
  13.  Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Нормативные акты

  1.  Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/10, введённое Приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 года №26н (в ред. от 16 мая 2016 года) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/10» (3арегистрированно в Министерстве юстиции России 28 апреля 2001 года №2689);

Электронные ресурсы

  1.  Coбpaниe уложений 1649 года [Интернет ресурс] режим дoлступа URL://https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Article/sob_ul1649.php (Дата доступа 6 октября 2018 года);

Интернет ресурсы

  1.  База данных магистерских диссертаций НИУ ВШЭ [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219133134 (Дата обращения 6 октября 2018);

Информационные ресурсы

  1.  Справочно-правовая система ГАРАНТ;
  2.  Справочно-правовая система Консультант.

[1]. История государства и права России. Учебник/Под редакцией профессора Ю. П. Титова — М.: ООО «ТК Велби», 2003. — с.13-15.

[2]В. И. Сергеевия «Лекции и исследования по древней истории русского права», изд. IV, СПб., 1903 стр. 633 и ел.;

[3]М. Ф. Владимирский-Буданов  «Хрестомантия по истории русского права», вып. 1. изд. 4-е Киев, 1889. – стр 17;

[4]Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1: Устав князя Владимира Святославовича о церковных судах. М., 1984. стр. 139-140;

[5]. А. П. Григорьев, Ярлык Менгу-Тимура: реконструкция содержания / А. П. Григорьев // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XII. Л., 1990. стр. 17;

[6]. Г. В. Вернадский,  Монголы и Русь / Г. В. Вернадский. Тверь : ЛЕАН, М. : АГРАФ, 1997. – стр. 226;

[7]Темушев С.Н. “Ордынская тягость”: Трансформация налого во-даннической системы княжеств Руси после

монгольского нашествия 1237-1241 гг. / С.Н. Темушев // Российские и славянские исследования : науч. сб. Вып. редкол. : А. П. Сальк ов, О. А. Яновский (отв. редакторы) [ и др.]. — Минск : БГУ, 2012. C. 92-98;

  1. [8]Владимирский-Буданов, М. Ф. Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. Изд. 3е, с доп. СПБ.; Киев : Издание книгопродавца Н. Я. Оглоблина, 1900. стр. 667;

[9]Хорошкевич, А. Л. Изменение форм государственной эксплуатации на Руси в середине XIII в. /

А. Л. Хорошкевич // Общее и особенное в развитии феодализма в России и Молдавии. Проблемы

феодальной государственной собственности и государственной эксплуатации (ранний и развитой

феодализм). Чтения, посвященные памяти академика Л. В. Черепнина. Тез. докл. и сообщ. Вып. 1.

М., 1988. стр. 158-159;

[10]С. М. Каштанов,  Финансы средневековой Руси / С. М. Каштанов. М. : Наука, 1988. стр. 17;

[11]. Петухова Н. Е История налогооблажения в России 9-20 века // Изд. «ВУЗовский учебник», 2008 г .. стр. 12;

[12]. Герберштейн С. Записки о Московитских делах//Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Лениздат, 1986. – стр. 84;

[13]Cyдебникъ Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, Законы изъ Юстинїaновыхъ книгъ,  Указы Дополнительные къ Судебнику и Таможенный уставъ Царя и Великого Князя Ивана васильевича в Санкт-Петербургѣ при Императорской Академїи Наукъ 1768 года, СПб, 1768. стр 112-122;

[14]. Под ред. Б. Е. Ланина Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. – М.: Прогресс, 1992. – стр. 236;

[15]М. Ф. Владимирский-Буданов Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: Феникс. 1995. стр. 235;

[16]Coбpaниe уложений 1649 года [Интернет ресурс] режим дoлступа URL://https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Article/sob_ul1649.php (Дата доступа 6 октября 2018 года);

[17]Томсинов В. А. Предисловие // Майков П. М. О Своде законов Российской империи. — М., 2006. — С. VII—XXXI. — (Русское юридическое наследие). Стр 125;

[18]В. А. Буньков Налоговая политика Российской Империи // Журнал “Теоретические и прикладные аспекты современной науки” №9-6: сборник научных трудов по материалам IX Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 6 ч. Часть VI. Белгород: Индивидуальный предприниматель Петрова Мария Григорьевна, 2015. С. 37-44;

[19]Д. Л. Неменова магистерская диссертация Принцип прозрачности в бюджетном праве Российской Федерации, под научным руководством профессора Д. Л. Комягина. // [Электронный ресурс] режим доступа URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/219133134 (Дата обращения 6 октября 2018). Кафедра Финансового, налогового и таможенного права НИУ ВШЭ. 2018 год. Стр. 30-31.

[20]М. К. Шацилло Эволюция налоговой cucтемы Poccuu в XIX веке // Журнал “Экономическая история. Ежегодник. 2002”. М: РОССПЭН, 2003. С. 345-383;

[21]Свод законов Российской Империи // СПС Гарант [Электронный ресурс] режим доступа URL:// http://civil.consultant.ru/code/ (Дата обращения 7 октября 2018 года);

[22]. С.А. Котляревский/ Бюджетное право РСФСР и СССР. М: – Пг., 1924. С. 17;

[23]Смотреть там же;

[24]Конституция РСФСР 1918 года [Электронный ресурс] СПС КОНСУЛЬТАНТ режим доступа URL://http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=2929#011092335586342461 (Дата обращения 7 октября 2918 года);

[25]Вадим Викторович Васильев Совершенствование государственной политики экономического роста регионов России. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика). Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный университет». Волгоград. 2016. cтр. 33 [Электронный ресурс] режим доступа URL://https://volsu.ru/upload/iblock/fdd/Диссертация%20(Васильев%20ВВ).pdf (Дата обращения 14 октября 2018 года);

[26] А. В. Толкушкин История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001г. Стр. 197;  

27. Декрет №841 Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1108-1110;

[28]А. В. Толкушкин История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001г. Стр. 198;

[29]. Декрет №544 Совета Народных Комиссаров. Об изменении и дополнении декрета от 24 ноября 1917 г. о взимании прямых налогов // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 609-611;

 30. Декрет № 841 Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917—1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР М. 1942, стр. 1108-1110;

[31] Декрет ВЦИК о льготах крестьянам-середнякам в отношении взыскания единовременного чрезвычайного революционного налога // Подлинник. ЦГАОР, ф. 1235, оп. 21, ед. хр. 1.3, лл. 30—32. «Известия» № 77, 10 апреля; «Собрание Узаконений» № 12, ст. 121;

[32] Декрет ВЦИК от 30 октября 1918 г. «Об обложении сельских хозяев натуральным налогом» // cм. там же стр. 1145-1146;

[33]С. А. Котляревский Финансовое законодательство за 1917 — 1927 гг. //  Право и жизнь. 1927. №8-10;

[34] Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 2 сентября 1930 года “О налоговой реформе» // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР за 1930 год, стр. 853-856;

[35]Цыпкин С. Д. Правовое регулирование налоговых отношений в СССР // Москва : Госюриздат, 1955. стр. 50;

[36]Закон Российской Федерации от 6 декабря 1992 года №1992-1 (ред. от 24 марта 2001 года) «О налоге на добавленную стоимость» [Электронный ресурс] СПС Консультант // режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159/ (Дата доступа 13.10.2018) — прим. Документ утатил силу или отменён;

[37]Закон Российской Федерации от 11.10.1991 №1738-1 (ред. от 26 июня 2006 года) «О плате на землю» [Электронный ресурс] СПС Консультант « режим доступа URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5977/ (Дата обращения 14 октября 2018 года);

[38]Закон Российской Федерации от 7 декабря 1991 года №1998-1 (ред. от 24 марта 2001 года) «О подоходном налоге с физических лиц» [Электронный ресурс] СПС Консультант // режим доступа URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165/ (Дата обращения 14 октября 2018 года) — утратил силу или отменён;

[39]3акон Российская от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [Электронный ресурс] СПС ГАРАНТ // режим доступа URL:// http://base.garant.ru/3958336/50240290c4c25db26421a8154a274901/ (Дата обращения 14 октября 2018 года);

[40]Смотреть та же;

[41]Конституция Российской Федерации 1993 года [Электронный ресурс] СПС Консультант // режим доступа URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 14 октябрря 2018 года);

[42]Cмотреть там же;

[43]Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] СПС Консультант // режим доступа URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (Дата обращения 14 октября 2018 года);

[44]Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] СПС Консультант // режим доступа URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (Дата обращения 14 октября 2018 года);

[45]А. Н. Козырин Введение в Российское налоговое право // Институт публично-правовых исследований. Москва. 2014 г. пункт 5.4.. стр 40;

[46]Примечание: исключение составляют те физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, в таком случае физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, производит исчисление налога со своей коммерческой деятельности самостоятельно;

[47]Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/10, введённое Приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 года №26н (в ред. от 16 мая 2016 года) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/10» (3арегистрированно в Министерстве юстиции России 28 апреля 2001 года №2689) [Электронный ресурс] СПС Консультантрежим доступа URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31472/71350ef35fca8434a702b24b27e57b60e1162f1e/ (Дата обращения 19 октября 201 года);