Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

Bezymyannyj-12

УДК: 336.2.

Каширина Марина Валентиновна,

доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Попова Елена Олеговна,

студентка финансово-экономического факультета

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Kashirina M.V.    askvm@yandex.ru

Popova E.O.         el.ol.popova@gmail.com

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

EVALUATION OF DEVELOPMENT OF THE BUILDING INDUSTRY IN RUSSIA AND FEATURES OF TAXATION

Аннотация

В данной статье анализируется доля налоговых поступлений строительной отрасли в консолидированном бюджете Российской Федерации. Авторы рассмотрели основные налоги, уплачиваемые   строительными компаниями, подчеркнув повышение объемов налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц в структуре общих налоговых поступлений за последние годы. В работе освещены факторы, ограничивающие развитие строительной отрасли. Рассмотрены изменения в налоговом законодательстве. Отмечены ошибки строительных компаний при сдаче полугодового расчета по страховым взносам.

 

S u m m a r y

This article analyzes the share of tax revenues from the construction industry in the consolidated budget of the Russian Federation. The authors reviewed the main taxes on construction, demonstrating growth in recent years. The work covers factors limiting the construction industry. Changes in the legislation are considered. Errors of construction companies on handing over the calculation.

Ключевые слова: кризис строительной отрасли, налогообложение строительства, реформа СРО, исчисление НДС, полугодовой расчет по взносам

          Keywords: crisis in the construction industry, construction taxation, SRO reform, VAT calculation, semi-annual settlement of the contributions

  Отраслевой анализ  От уровня развития строительного комплекса напрямую зависят: решение жилищной проблемы, темпы обновления основных фондов, структурная перестройка промышленности и, в конечном счете, эффективность функционирования всей экономики [11]. В 2016 году в Российской Федерации работали около 235,5 тысяч строительных организаций [9].Налогообложение строительной отрасли требует рассмотрения и глубокого анализа, поскольку занимает важное место в структуре налоговых поступлений в консолидированном бюджете Российской Федерации. Для проведения исследования необходимо выявить не только внутриотраслевые тенденции, но и обозначить внешние факторы, а также общие показатели экономики страны, влияющие на уровень доходов от данного вида экономической деятельности. Особое внимание стоит уделить влиянию начавшегося в 2015 году мирового экономического кризиса, не обошедшего стороной Россию в целом и строительную отрасль, в частности.  Так, согласно официальной статистике объем вводимого жилья на 1000 человек в 2016 году оказался меньше, чем в 2015 году, на 36 кв.м..  Общая площадь новых квартир в январе-мае 2017 года составила 87,4% от показателей того же периода в предыдущем году. На 3,8% снизилась средняя площадь одной квартиры в 2016 году по сравнению с 2015 годом. Это связано с увеличением доли однокомнатных квартир, количество которых выросло на 3,4%. Объем инвестиций в жилищное строительство в общей структуре инвестиций в капитал составил 15,4% в 2016 году против 15,6% в 2015 году. Показатели индекса предпринимательской уверенности достигли рекордно низкого значения в 4 квартале 2016 года, однако с начала 2017 года наметилась положительная динамика. Неутешительная ситуация в отрасли в конце 2016 года и медленный рост в 2017 году были связаны со спадом деловой активности инвесторов, которые сокращали ввод капитала в данный сектор экономики. Несмотря на девальвацию рубля и последующие после этого рост цен на импортные строительные материалы, оборудование, а также общее падение рынка строительных материалов в 2015 году, средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра в России в 2016 году выросла только на 4% по сравнению с 2015 годом (с 39 258 до 40 890 руб.). Отметим, что материальные затраты в строительной отрасли имеют наибольший удельный вес в общей структуре затрат, а производство строительных работ на 60% зависит от цен строительных материалов. Высокая стоимость материалов, конструкции и изделий может вызвать спад производства в строительной отрасли. Однако незначительный рост себестоимости недвижимости был обусловлен снижением импорта строительных материалов по всем категориям и переориентацией на отечественного производителя. В 2015 году строительные компании закупили импортных товаров для собственного производства на 14% меньше, чем в 2014 году. В 2016 году импорт продолжил снижение. Наиболее сложная ситуация сложилась с инженерным оборудованием и сложной строительной техникой, где доля импорта превышает 70%, а для производства качественных российских аналогов требуется не один год. В связи с рассмотренными экономическими и политическими факторами появилась тенденция к усовершенствованию технологий производства и модернизации заводов по производству строительных материалов в России.Региональным отличием строительной деятельности является неравномерность развития рынка строительных материалов. Вблизи мест масштабных строительных работ возникает рынок соответствующих материалов, что перенасыщает некоторые районы определенным товаром при низком спросе на него [10]. Неплатежеспособность заказчиков явилась еще одним ограничивающим отрасль фактором. В 2015 и 2016 гг. реальные доходы населения снизились на 4,3% и 6,5%, соответственно, что привело к спаду темпов строительства новой жилой недвижимости. По сравнению с 2015 годом в 2016 году в России было введено на 7% меньше жилых домов в расчете на 1000 человек. В 2017 году негативная тенденция сохранилась. Несмотря на сложившуюся ситуацию, резкого падения рынка не произошло благодаря государственным программам по субсидированию ипотеки. За счет ипотечного кредитования объем введенной площади жилья увеличился в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 14,7% и составил 537,6 тыс.кв.м..  Высокий уровень налогов также стал одним из главных факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций. Как уже отмечалось ранее, строительная отрасль является значимой статьей в структуре доходов бюджета. Согласно отчетам Федеральной налоговой службы, на 2017 год [1] строительство по объему налоговых поступлений и сборов находится на 6 месте, и на его долю приходится 4,75% бюджетного дохода. Для сравнения отметим, что добыча полезных ископаемых приносит 29% получаемых средств, обрабатывающее производство 20%, а торговля – 12%.  Хотя и место строительной отрасли в общей структуре с 2016 года не изменилось, наметилась положительная динамика налоговых доходов, которые выросли на 0,08 п.п.. Данное увеличение произошло за счет налога на доходы с физических лиц, прибавившего 0,03 п.п. и налога на добавленную стоимость, выросшего на 0,44 п.п..  Незначительные изменения в процентном выражении объясняются эффектом высокой базы, то есть изначально высокими показателями налоговых доходов. Общая структура поступления налогов в строительной отрасли за 2017 год соответствует средним показателям по России в процентном выражении. Исследовательские данные представлены на рисунке 1.

Screenshot_1

Рис.1. Структура поступлений налогов и сборов в бюджет Российской Федерации, %.

Однако НДС по отрасли «строительство» превышает общероссийские поступления, поскольку строительство является видом экономической деятельности, производящим товары с высокой добавленной стоимостью. С точки зрения фискальной функции налога, для взимания НДС данная отрасль выгодна, так как при существующих материальных затратах возникает высокая добавленная стоимость. С другой стороны, остается спорным вопрос о стимулирующей роли налога на добавленную стоимость, поскольку именно материалоемкие производства с низкой добавленной стоимостью, отвечают современным требованиям науки и общества, тогда как строительным компаниям такая переориентация на эффективность и снижение добавленной стоимости не выгодны.[1]  Превышение доли НДС можно объяснить также отсутствием в структуре налогов на строительство акцизов и налогов за использование природными ресурсами. [2]Также отметим, что увеличилась фактическая налоговая нагрузка на отрасль с 12,6% до 14,2% в 2016 году. Трудности в исполнении своих налоговых обязательств строительными компаниями привели к росту задолженности по налогам и сборам по данному виду деятельности.  По данным РАСК долг составляет 142,5 млрд.руб, что на 20% больше, чем в предыдущем периоде. Значительная часть в структуре общей задолженности приходится на организации -банкротов– 42,9%. Таким образом, кризис в строительной отрасли начался в результате общего спада экономики в России, девальвации рубля, снижения покупательной способности и роста цен на строительные материалы [6]. Влияние данных факторов привело к сокращению объемов вводимого жилья, уменьшению общей площади квартир, упадку деловой активности инвесторов, увеличению задолженности строительных компаний по налогам. Сгладить последствия кризиса удалось за счет государственных ипотечных программ и переориентации застройщиков на отечественных производителей. Хотя и о полном восстановлении отрасли говорить пока рано, статистические показатели свидетельствуют о начале выхода из кризиса, поскольку по итогам первого полугодия 2017 года отмечается увеличение объемов работ в строительстве.  Реформы в отрасли Помимо внешних экономических и политических факторов, произошли изменения в законодательстве, регулирующем строительство. Изменились требованиях к специалистам в строительной отрасли. Так, с 1 июля 2017 года каждый член СРО обязан иметь в своем штате специалиста по организации строительства, занесённого в Национальный реестр. Несмотря на то, что при подаче заявлений были отмечены случаи фальсификации документов и проблемы соответствия образования кандидатов перечню специальностей, закреплённому Национальным реестром, на сентябрь 2017 года в него включено 110 000 строителей. Всего по оценкам Национального объединения строителей в национальный реестр к концу года войдут 130 000-140 000 членов. Дальнейшие этапы реализации государственной реформы по формированию Национального реестра будут связаны с проверкой СРО на соответствие членов реестра и списков  в их штатах.  Также ответственность по реализации ложится и на заказчиков, которые для осуществления работ должны будут требовать у подрядчиков предоставления зарегистрированных специалистов. Кроме того, необходимо участие органов государственного надзора для контроля за соблюдением закона.Еще одним направлением реформы является отмена допусков к опасным видам работ. Вместе с прекращением их выдачи возрастает ответственность технического заказчика или застройщика, которым необходимо быть членами СРО и самим отвечать за качество выполняемых работ. Техническим заказчиком признается юридическое лицо, уполномоченное застройщиком на заключение договоров на строительство, реконструкцию, инженерные изыскания, капитальный ремонт, проектную документацию. [3] Исполнение договоров становится задачей таких специалистов, как главный инженер и главный архитектор проекта. А главной целью саморегулируемой организации признается контроль за соблюдением обязательств ее членов. Вводимые реформы должны будут усилить контроль за генподрядчиками и снизить давление на малый и средний бизнес, поскольку компаниям, которые выполняют заказ до 3 млн рублей и являются субподрядчиками не обязательно иметь членство в СРО. Однако на практике выходит, что строительная отрасль разделится на регулируемый и нерегулируемый сектора. Субподрядчики получают полную свободу выбора и действий. При этом нередки случаи, когда инжиниринговые компании нанимают в субподрядчики комплексные компании для осуществления крупных строительных объектов и, теперь это никак не регулируется законом. Планируется изменение структуры саморегулируемых организаций, в которой добавятся два новых компенсационных фонда: фонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств. За счет первого фонда строительные компании обязаны компенсировать вред от разрушения или повреждения построенного здания. Второй фонд призван обеспечить исполнение обязательств по госконтрактам и повысить коллективную ответственность за допущенные недостатки при его исполнении. Отсутствие необходимого фонда становится главной причиной для исключения СРО из государственного реестра. При этом, если Минстрой призывает не прекращать деятельности тех строительных организаций, у которых на счету имеется минимальный фонд в размере 100 тыс. руб. на члена СРО, то требования Ростехнадзора к компенсационным фондам могут привести к ликвидации 40% саморегулируемых организаций, не имеющих достаточно средств. [4] Столь катастрофические потери объясняются огромными взносами и дополнительными затратами, которые члены СРО обязаны понести, чтобы сформировать необходимый фонд, который достиг своего максимального значения за всю историю. [5] Кроме того, изменяется процедура исполнения государственных и муниципальных заказов. Строительным организациям необходимо вносить взнос по обязательствам перед заказчиком и доплачивать дополнительные средства в случае превышения ранее оплаченных обязательств. Данное изменение ограничивает количество заключаемых контрактов между строительными компаниями и государственными заказчиками. Так, госзаказы на сооружение любых объектов может осуществлять только та организация, которая имеет в своем штате необходимое число инженеров и внесла все взносы. Однако здесь возникает еще одна проблема, поскольку нигде не учитывается строила ли раньше данная организация важные объекты для государственного сектора, например, атомные станции.  Порядок долевого строительства также претерпевает изменения. Застройщики могут привлекать деньги граждан только при наличии оплаты минимального размера уставного капитала. Штраф для компании, не имеющей достаточного капитала, но производящей долевое строительство, составит от 500 тыс.руб. до 1 млн.руб.. В случае незаконного привлечения дополнительных средств граждан, превышающих сумму 3 млн. рублей, предусмотрена уголовная ответственность застройщика. Эти изменения призваны, в первую очередь, защитить права граждан, вкладывающих свои деньги в строительство жилья и подписавших договор долевого участия. По подсчетам Агентства по ипотечному жилищному страхованию примерно 114 млн.кв.м. строится на деньги граждан, общая сумма их вклада составляет1,5 трлн. руб., а количество обманутых дольщиков в России равно 140 тыс.[6] граждан. Правительство России для решения данной проблемы обязывает регионы ежеквартально отчитываться по дорожным картам, графикам решения проблемы долевого строительства.С 1 июля 2017 года строительные компании, производящие работы на федеральные средства, обязаны указывать дополнительный реквизит в счетах-фактуры по НДС. Данное требование относится только к организациям, заключившим договор на поставку товаров, получение субсидий или взносов в уставный капитал из средств бюджета. Реквизит представляет собой двадцатизначный код, идентификатор должен соответствовать номеру госконтракта. Код необходимо указывать при реализации, при предоплате, при изменении стоимости товаров, то есть во всех видах счета-фактуры. Система регулирования строительства уже давно требует реформ и изменений. Проблемы получения допусков, отсутствие контроля за исполнением договоров, непрофессионализм, коррупция и обманутые граждане – все это является предметом обсуждений и изменений в законодательстве, вступивших в силу с 1 июля 2017 года. В ходе проведения мониторинга Комитетом по строительству был выявлен пул проблем, с которыми столкнулись застройщики. Во-первых, самые большие нарушения возникают при перечислении исторически максимального компенсационного фонда. Компании не имеют достаточно средств, не вовремя представляют документы, не уплачивают членские взносы. Также неясным остается вопрос с переводом взносов компаний в компенсационной фонд при переходе из одной СРО в другую и невозврате денежных средств со счета Национального объединения строителей. Все эти вопросы требуют длительного рассмотрения, в ходе которого работать компании не могут. Должны быть также уточнены причины отказа в членстве в СРО и суммы взносов технических заказчиков. С последними выявляются особые трудности, поскольку в результате новой реформы техническим заказчикам необходимо вносить денежные средства сразу в три СРО, чтобы осуществлять свою деятельность. При этом вопрос встает не только о большой финансовой нагрузке, а вообще о наличии всех необходимых саморегулируемых организаций на территории определенного субъекта.Итак, реформы в строительном законодательстве, хотя и имеют ряд неразрешенных вопросов и коллизий, на сегодняшний момент вступили в силу и требуют исполнения. Однако не все строительные компании успешно осуществляют необходимые требования, поскольку многие из них не имеют достаточно средств, специалистов, членов СРО для продолжения деятельности в строительной отрасли. Для разрешения этого вопроса, а также пресечения как-либо нарушений, стоит продолжить работу по усовершенствованию законодательства и реализации реформы.   Вопросы по исчислению НДС и сдаче полугодового расчета по взносам у строительных компаний Как показывает практика, многие строительные организации вынуждены выплачивать штрафы из-за несоблюдения Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, связанные с исчислением НДС и заполнением полугодового расчета по взносам. Вопросы возникают при определении налоговой базы по НДС. Например, согласно НК РФ[7] при осуществлении строительно-монтажных работ собственного потребления налогом облагаются все расходы на объект, однако арбитражная практика показывает, что в налоговую базу по НДС должны включаться не все затраты, а только на выполнение работы персоналом налогоплательщика. По мнению Министерства Финансов, расходы на создание проектно-сметной документации также должны включаться. При подрядном способе строительства, когда к работе привлекаются другие компании, налоговая база для подрядчика будет исчисляется исходя из объема выполненных строительных работ, а для генерального подрядчика НДС может вычитаться из суммы, предъявленной субподрядчиками [6]. При инвестиционном строительстве порядок вычета НДС не определен, что приводит к многочисленным спорам относительно данного вопроса. Согласно первой точке зрения, инвестор не имеет права на налоговые вычеты, так как изначально финансирует деньги и построенный объект передается ему заказчиком на правах собственности. Второй подход, напротив, утверждает, что инвестиционный договор является посредническим и инвесторы могут получить от застройщиков сводные счета-фактуры. Таким образом, отсутствие четко установленных положений о порядке определения налоговой базы порождают разные действия со стороны налоговых органов, которые, например, могут даже отказать строительной компании  в вычете НДС, считая, что ею получена необоснованная налоговая выгода.[8]Помимо ошибок при расчете налоговой базы, компании могут неправильно заполнять счет-фактуры по НДС. С июля 2017 года, как уже отмечалось ранее, меняются счета-фактуры: добавляется еще один обязательный реквизит, идентифицирующий государственные контракты. Нововведение призвано усилить контроль за осуществлением государственных заказов и обеспечить эффективное использование денежных средств бюджета. Если у компании есть государственный заказчик, то она заполняет 8 и 5 строки в обычном и корректировочном счетах –фактуры, соответственно. Например, если контракт заключен на срок от 1 ноября до 31 декабря 2017 года и финансируется из бюджета, то подрядчик должен ежемесячно, начиная с ноября, выставлять заказчику счет-фактуры с советующим идентификатором, то есть кодом заказа.  Также вопросы могут возникнуть при заполнении «кода вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», который необходимо указывать с 1 июля 2016. Поскольку никаких поправок так и не было введено, то при вывозе товаров в страны ЕАЭС следует заполнять дополнительные строки и графы в счете-фактуры.Распространенной ошибкой при сдаче полугодового расчета можно считать игнорирование строительными компаниями подачи расчета по взносам за I квартал, если в этом отчетном периоде они не вели никакой деятельности и не начисляли зарплату. Согласно закону, расчет необходимо подавать в любом случае, даже нулевой. В этой ситуации компанию ждет штраф в размере 1000 рублей, но блокировка налоговиками банковского счета из-за несвоевременной подачи расчета – не правомерна.  Стоит отметить, что расчет должен включать титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложения 1 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1, раздел 3. Если  расчет будет неполный, инспекция может посчитать, что он не сдан, и начислит штраф. Также необходимо учитывать при сдаче расчета, каким образом компания начисляет заработную плату, поскольку если она делает это централизованно, то все расчеты сдаются только по месту регистрации компании. Расчет производится по местонахождения обособленного подразделения, только если оно самостоятельно начисляет заработную плату. В этом случае в расчете  необходимо указывать КПП подразделения и ИНН компании. Порядок сдачи расчета не меняется, если подразделение находится вне пределов страны [7]. Трудности могут возникнуть и из-за несоответствия базы СНИЛС в компании и базы в ФНС, отсутствии данных об ИНН работников. Проблемы существуют из-за того, что ПФР  и ИФНС до сих пор не сопоставили данные СНИЛС, а ИНН может отсутствовать у кого-либо из работников или работник посчитает нужным не сообщать информацию о наличии ИНН в свою компанию. Налоговики сами признают, что до сих пор остается неразрешенным этот вопрос, но при возникших расхождениях требуют уведомление об уточнении данных. Таким образом, налоговые инспекции все равно принимают расчет, только необходимо отправлять пояснения в случае расхождении информации или ее отсутствии. Отметим, что при заполнении отчета не следует указывать лишние показатели. Например, при возмещении расходов на пособия за предшествующий год, в отчете должны быть отражены расходы только за текущий налоговый период. Особое внимание нужно обратить при заполнении информации о сотрудниках. В расчет должны быть включены все сотрудники, в том числе находящиеся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком. Но иностранных граждан следует учитывать отдельно [8]. Предусмотрен особый порядок заполнения расчета для пилотных регионов, поскольку их сотрудники получают пособия напрямую от ФСС.В случае занижения налоговой базы, налогоплательщик обязан подать уточненный расчет. Он также это может сделать при обнаружении несоответствий или неверных показателей. При проведении налоговых проверок, если компания не успевает подать необходимые документы в срок, она может отправить в ИФНС письменное уведомление об отсрочке в электронной форме или через личный кабинет. Это нужно сделать в течение 5 дней и указать причины, по которым было отправлено уведомлении о продлении срока. В целом контролеры в случае споров при уплате штрафов учитывают смягчающие обстоятельства. Компании, сдавшие декларацию позже установленного срока, обязаны будут уплатить штрафы тремя платежам: по пенсионным взносам, по медицинским и по взносам на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Подводя итог, можно отметить, что строительным компаниям становится все сложнее исполнять свои обязанности перед бюджетом. Экономический кризис, снижение платёжеспособности населения, увеличение налоговой нагрузки, реформы строительной отрасли привели к тому, что несмотря на рост налоговых отчислений, увеличивается налоговая задолженность строительных компаний. Данная тенденция связана с ужесточением надзора и администрирования со стороны налоговых органов. Однако строгий контроль за уплатой налогов необходим, поскольку на сегодняшний момент в законодательстве имеются спорные моменты, дающие возможность строительным компаниям не уплачивать средства в бюджет.  

Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.09.2017)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации» от 05.08.2000 N 190-ФЗ (ред. от 30.09.2017)
  3. Агаян О.А. НДС в строительной отрасли: проблемы и пути совершенствования .Международная научно-практическая конференция «Евразийская перспектива: проблемы отраслевых комплексов и их решения»
  4. Валеева Э.И. Особенности налогообложения в строительстве. Тюменская государственная академия мировой экономики
  5. Гайнанова Э.С., Набиева Л.Б. Строительная отрасль в рамках кризиса 2015 года. Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы, 2015 г.
  6. Каширина М.В. Строительство: особенности налогообложения, Экономика. Налоги. Право, № 3, 2015 г. М., Финуниверситет.
  7. Каширина М.В., Геворгян М. Л. Строительные компании: порядок налогообложения и перспективы развития,  Научно-практический журнал “Московский экономический журнал”, №4, 2016г.
  8. Каширина М.В., Геворгян М. Л.  Особенности применения специальных режимов налогообложения строительными компаниями, Научно-практический журнал “Московский экономический журнал”, №4, 2016г.
  9. Каширина М.В., Тихомирова А.В. Проблемы и перспективы развития налогообложения строительного комплекса, Научно-практический журнал “Московский экономический журнал”, №1, 2017 г.
  10. Каширина М.В., Иванчева Н.М. Актуальные вопросы налогообложения строительной отрасли, Экономика и управление: проблемы и решения, М. 2017 г, № 4, т.1, стр. 143-152.
  11. Каширина М.В., Закарян Г. Г.Особенности налогообложения жилищного строительства, Научно-практический журнал “Московский экономический журнал”, №2, 2017 г.
  12. Рейтинговое агентство строительной отрасли – https://rask.ru/
  13. Федеральная служба государственной статистики – http://www.gks.ru/
  14. «Реформа строительного саморегулирования: основные нововведения для строительного бизнеса» , PWC Legal,Июнь 2017 / Выпуск № 93 [164]
  15. Обзор затрат на строительство и строительные материалы в России, KPMG, 2017
  16. Агентство строительных новостей – https://asninfo.ru/
  17. Общественный совет по развитию саморегулирования – http://www.xn--b1agzcjcdh.xn--p1ai/
  18. Агентство новостей «Строительный бизнес» – http://ancb.ru/
  19. Федеральная налоговая служба – https://www.nalog.ru/rn77/
  20. Минстрой России – http://www.minstroyrf.ru/