Московский экономический журнал 4/2017

image_pdfimage_print

УДК 373.2

Лагутина Евгения Евгеньевна,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры  экономики труда и управления персоналом,

Уральский государственный экономический университет

Корнильцева Елена Геннадьевна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры прикладной социологии,

Уральский государственный экономический университет

Кузьмина Ольга Викторовна,

кандидат психологических  наук,

доцент кафедры прикладной социологии,

Уральский государственный экономический университет

 

LAGUTINA E.E. ,

KORNILTSEVA E.G.,

KUZMINA O.V.

 

Основные предпосылки создания бизнес-плана некоммерческими организациями в сфере образования

 

Аннотация: В статье представлены  особенности рынка образовательных услуг, сложившегося в современной России. Рассматриваются  факторы, оказывающее влияние на его основные сегменты.

Авторы делают акцент на значимости  бизнес-плана  образовательных организаций, поскольку именно он выступает  ресурсом  предпринимательской деятельности. В качестве метода исследования используется  анализ официальных статистических данных.

 

Ключевые слова: некоммерческие образовательные организации, бизнес-план, рынок образовательных услуг, образование, педагог

 

The main preconditions of creating a business plan not for profit organizations in education

Abstract: the article presents the peculiarities of the education market existing in modern Russia. Examines the factors that impact on its core segments. The authors emphasize the importance of a business plan educational organizations, since it acts as a resource to business activities.   The analysis of the official statistical  documents used as research method.

Keywords: non-profit educational organization, a business plan, the market of educational services, education, teacher

Образовательный бизнес в России – один из самых прибыльных и быстро окупаемых[6]. После перехода к рыночным отношениям  активно начала формироваться сфера коммерческого образования, главными  элементами которой стали государственный и негосударственный сектора.

Рынок образовательных услуг представляет собой  экономические отношения субъектов образовательного процесса:  организаций, учащихся, плательщиков. Товаром на данном рынке  выступают  знания, умения и навыки, предлагаемые центрами  развития услуг  в данной области.

Среди факторов,  оказывающих  благоприятное  воздействие  на  этот рынок,  в  первую  очередь  следует  отметить повышение уровня  благосостояния  населения, желание дать детям  престижное образование, а также  определение ребенка в более благоприятные условия (например, немногочисленный коллектив в центре развития), – всё это   стимулирует  развитие   платного образования.

Очевидно, что   образовательные услуги и дальше будут внедряться в жизнь, а коммерческие центры  станут важным элементом инфраструктуры общества. По данным ВЦИОМ, в 2016 году расходы на образование присутствовали  в бюджете у   70 % семей, принадлежащих к так называемому среднему слою, а это  5-7 миллионов семей. Уровень трат  на образование составил 120-150 тысяч рублей за год на одну семью [8].

Сфера дошкольного образования  Свердловской области включает 1750 организаций. Количество посещающих эти учреждения детей  на 31 декабря 2016 года составило 214, 9 тыс. человек. Предварительный прогноз сводится к тому, что  число дошкольников  в Свердловской области  в возрасте от 1,5 до 7 лет в ближайшее время  достигнет  305 – 325 тыс. человек. Значительный  всплеск ожидается в крупных населённых пунктах области, и к 2020 году ситуация  должна стабилизироваться  на уровне 360 тыс. человек. Статистические данные показывают, что охват детей в возрасте до 7 лет услугами системы дошкольного образования составляет: 2010 г. – 76%; 2015 г. – 85%. По итогам 2016 г. рынок платных  образовательных услуг увеличился по сравнению с 2015г. на 20% [4].

Особенности  дошкольного образования:

  1. у детей от 1 года до 7 лет лучше происходит усвоение нового материала, в этом возрасте они более любознательны и активны;
  2. дошкольное образование должно содействовать развитию   физических и интеллектуальных возможностей ребенка;
  3. в учреждениях подобного типа следует постоянно окружать детей   заботой и лаской, не перегружая избыточной информацией.

Создаются  структуры, смыслом функционирования которых выступает  не только приобретение дополнительного дохода, а нацеленность на  иные задачи. В итоге  начинают выходить на рынок  учреждения, работа  которых  связана с такими сферами как  спорт, наука, культура,  что необходимо для реализации запросов  граждан. Бизнес-план такой организации фиксирует все  необходимые экономические и иные моменты, находя  поддержку у властных структур.

Юридическое лицо признается некоммерческой организацией, если оно не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками [7].

В пределах ограниченного  государственного финансирования системы образования   целесообразно организовывать деятельность по привлечению дополнительных средств. Одним из таких направлений выступает  введение платных образовательных услуг, что является абсолютно   коммерческим проектом, в котором  должны быть использованы инструменты,  применяемые  бизнесом. Одним из таких инструментов является бизнес-план.

Перемены, происходящие в системе образования, находятся в противоречии двух аспектов: внешнего  – слабое государственное финансирование образовательных учреждений – и  внутреннего, ведущего к  саморазвитию системы образования. Бизнес – планирование обеспечивает решение всех этих вопросов. Его  главное достоинство содержится  в составлении бизнес – плана,  позволяющего  продемонстрировать преимущества проекта и привлечь финансовых клиентов, что, несомненно, повышает  ресурсную базу образовательных  организаций.

Бизнес-план внедрился в жизнь  российского предпринимательства в качестве  инструмента  планирования и документа для ведения деловых переговоров. Рассматривая наличие бизнес-плана в образовательных организациях,  авторы выделяют его значимые достоинства:

–  способствует формированию  имиджа образовательных учреждений;

–  координирует  деятельность  образовательных структур;

– совершенствует педагогический  процесс, опираясь на  авторские  обучающие технологии;

– формирует клиентскую базу за счет расширения спектра  коммерческих  услуг;

–  внедряет новые   программы дополнительного образования;

–  стимулирует интерес  подрастающего поколения к инновациям и нововведениям;

– генерирует капитал за счет сборов средств и грантов, доступ к инструментам и ресурсам;

–  помогает определить целевые рынки и провести их оценку, а также состав мероприятий в области маркетинга, рекламы, стимулирования продаж, ценообразования и т. д.;

– способствует  самореализации педагогических кадров и  привлечению высококвалифицированных специалистов;

– помогает оценить кадровый потенциал и разработать   мотивационные стимулы;

– концентрирует финансы организации для комплексного развития образовательного процесса[2].

После  принятия Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» у  структур сферы образования  с 1 января 2011 года появились три  статуса: казенные, бюджетные, автономные [3].

Многие из них сегодня становятся  автономными, получив возможности  конкуренции  и дополнительного  поощрения  сотрудников, поскольку экономическая независимость  позволяет доплачивать  преподавателям за результаты. В связи с этим  у автономных учреждений возникают условия для более высокого  уровня технической оснащённости, и, как следствие, повышения  качества образования [2]. По итогам реализации документа  планируется     внедрить   структуру   поддержки   раннего  развития  детей. Нуждающиеся    семьи   будут  обеспечены   услугами     консультативного характера в организациях по месту жительства или дистанционно [1].

В 2012 году в Свердловской области функционировали лишь 35 автономных учреждений, на сегодняшний день их более 200. Принимая во внимание  преимущества данных  типов учреждений,  министерство образования  области планирует перевести  на автономное управление 247 учреждений, в том числе 209 муниципального и 38 областного подчинения, что составит 20% от общего количества  учреждений образовательной сферы [4].

В  заключении  следует отметить  значимость предпринимательской деятельности в области  образования, поскольку она  целенаправленно ведет к кардинальным сдвигам.  Благодаря  этому  происходит генерирование  креативных идей, являющихся отправной точкой в создании конкурентоспособной организации, обладающей инновационной составляющей, профессионализмом педагогического состава, направленным на формирование и развитие образовательного потенциала общества.

 

Библиографический список:

 

  1. Корнильцева Е.Г., Юркова Ю.А. К вопросу о реформе российского образования [Текст]//Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки, бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты/ Материалы IV Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015г. Воронеж: Издательство: Воронежский центр научно-технической информации.-  – С.165-169
  2. Менеджмент и экономика образования: учеб.пособие / Шемятихина Л.Ю., Лагутина Е.Е.. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 42 с.
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений:Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ: [Электронный ресурс] // Консультант плюс [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/ (дата обращения 29.09.2017)
  4. Постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» [Электронный ресурс] // ЕКБ4 [Офиц. сайт]. URL: http://ekb4.info/zakonodatelstvo5/postanovlenie61.htm
  5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ.- 02.01.2012.- №1.- ст.206
  6. Официальный портал поиска нормативной информации по законодательной базе РФ.  Офис сервис государственной власти. – [Электронный ресурс].- Режим доступа: [www.pravo.gov.ru].
  7. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс].- Режим доступа: [www.gks.ru].
  8. Официальный сайт ВЦИОМ. [Электронный ресурс] . – Режим доступа: [https://wciom.ru/].