Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 338.24

Безымянный 12

Новиков Сергей Вячеславович,

Кандидат экономических наук,

Заместитель Директора Инженерно-экономического института

Московского авиационного института (национального исследовательского университета), г. Москва

e-mail: ncsrm@mail.ru

Тихонов Владимир Алексеевич

Аспирант Государственного университета управления, г. Москва

e-mail: vlatih@mail.ru

Novikov Sergey V.

Candidate of Economic Sciences,

Deputy Director of Engineering and Economics Institute

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tikhonov Vladimir A.

Post-graduate State University of Management, Moscow

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ В РОССИИ

INNOVATIVE TERRITORIAL CLUSTERS IN RUSSIA

  • Аннотация. На основе анализа существующих в зарубежной научной литературе определений «кластер » и «бизнес-кластер» дополнен, развит и уточнен понятийный аппарат концепции становления и развития кластеров. На примере современных национальных кластеров представлена их типизация, классификация, формы экономической поддержки. Особое внимание уделено государственному финансированию развития кластеров.

Summary. Based on the analysis of existing foreign literature definitions of “cluster” and “business cluster” expanded, developed and refined the conceptual apparatus of the concept of formation and development of clusters. For example, modern national clusters represented by their typification, classification, forms of economic support. Special attention is given to public funding of cluster development.

Ключевые слова: инновационный кластер, государственные инвестиции, субсидирование проектов, коммерциализация результатов исследований,  инновационная активность.

Keywords: innovation cluster, public investments, financing of projects, commercialization of research results, innovation activity.

Кластером считается географическое скопление взаимосвязанных предприятий, поставщиков, и связанных с ними учреждений в конкретной сфере деятельности. Предполагается, что объединение в кластеры повышает производительность, и, как следствие, конкурентоспособность компаний на национальном и глобальном рынках.

Термин бизнес-кластер (теперь также именующийся отраслевым кластером, конкурентным кластером и портеровским кластером), был введен и популяризирован Майклом Портером в его труде «Конкурентное преимущество наций» (1990 г.) [1]. Годом позже значение экономической географии было вновь подчеркнуто П. Кругманом [2]. С тех пор развитие кластеров заняло центральное место во многих государственных программах. Концепция агломерации, лежащая в основе этих экономических представлений сама по себе не нова, и восходит к трудам А. Маршалла, датируемых концом XIX века.

Майкл Портер утверждает, что кластеры приобретают преимущество в конкурентной борьбе благодаря трем обстоятельствам:

  • происходит увеличение производительности компаний в кластере;
  • повышается инновационная активность;
  • стимулируется возникновение новых предприятий в сфере интересов кластера.

Согласно Портеру, в современной мировой экономике, сравнительное преимущество, обеспечиваемое географическим расположением (например, наличие удобной гавани, дешевой рабочей силы) и снижающее затраты, уже не имеет большого значения. Основное значение в настоящее время приобретает конкурентное преимущество. А именно, преимущество в том, как компании используют возможности для поддержания постоянного производства инноваций. Портер утверждает, что экономическая деятельность проистекает из общественной деятельности, что «клей общественности удерживает составляющие кластера вместе» [1]. Это положение подтверждается результатами исследований, показывающих, что особенно в удаленных и сельских районах, значительно больше инноваций рождается в общинах, которые характеризующихся развитым межличностным взаимодействием. [3]

Иными словами, бизнес-кластер – географическая зона, где объем ресурсов и уровень компетенции в определенной сфере достигли критического порога, что сделало одно из направлений экономической активности однозначно доминирующим в этой зоне, но, кроме того, наделило эту экономическую деятельность решающей конкурентоспособностью, обеспечив преимущество в соревновании с другими зонами сходного экономического направления, и даже в мировом масштабе (как в случаях с Кремниевой долиной и Голливудом).

Типы кластеров (рис.1)

В ходе развития концепции кластеров была выявлена их неоднородность, что привело к появлению попыток классификации.

Классификация по структурной организации

Описанный выше бизнес кластер в понимании Портера получил название территориального кластера. Кроме того, были выделены еще три типа кластеров, что в целом дало следующую картину:

  • территориальный кластер;
  • отраслевой кластер;
  • горизонтальный кластер;
  • вертикальный кластер.

Отраслевой кластер объединяет предприятия, работающие сообща в пределах одного коммерческого сектора. Горизонтальный кластер характеризуется взаимосвязью между предприятиями, обусловленной общим управлением и общими ресурсами. Вертикальный кластер предполагает объединение предприятий, связанных внутри общей цепочки обеспечения.

 Классификация по принципам сравнительного преимущества

Кластеры высоких технологий. Эти кластеры хорошо приспособлены к работе в условиях инновационной экономики. Часто они образуются на основе известных университетов и исследовательских центров. Пример — Кремниевая долина.

Кластеры, исторически объединенные ноу-хау. Связаны с более традиционной деятельностью и сохраняют свое значение длительное время. Часто связаны с одной определенной деятельностью. Пример — Лондон в качестве центра финансов.

Кластеры фактора преимущества. Такие кластеры основаны на превосходстве, которые они получают, благодаря природным факторам. Пример — винодельческие кластеры. Для виноградарства требуются определенные условия — солнечная гористая местность. Подобные кластеры существуют во Франции, Испании, Чили, Калифорнии.

bezymyannyj

Рисунок 1 – Классификация кластеров.

Кластеры дешевой рабочей силы. Эти кластеры формируются в развивающихся странах. Они связаны со сферами автомобилестроения, электроники, текстильной промышленности. Формирование таких кластеров связана с близостью развивающейся страны к развитому соседу. Пример — Мексика и США, Западная и Восточная Европа.

Кластеры дешевого умственного труда. Очень похожи на предыдущие, но подразумевают использование дешевого умственного труда. Они связаны в основном с программированием, инженерным обслуживанием, аналитикой. Примером могут служить Индия, Бразилия, Китай. Международные корпорации устанавливают контакты с университетами в этих странах для получения необходимых им квалифицированных, но дешевых кадров.

Попытка критической оценки концепции территориальных кластеров

Часто бывает полезно посмотреть на разрабатываемую концепцию критически, с позиций воображаемого оппонента. С одной стороны, этим стимулируется упрочнение концепции. Она укрепляется дополнительными аргументами. С другой стороны, видение проблемы получает некоторую объемность. Ярче очерчивается относительность представлений, сфера их ограниченного применения.

В первую очередь концепцию территориальных кластеров следует рассмотреть с позиций философии. Здесь центральным является вопрос, в какой мере экономическая наука обладает прогностическими возможностями? Известно, что размеры предвидения последствий определенных изменений уменьшаются с ростом уровня организации материи. В этом смысле, науки занимающиеся высокими уровнями носят в большей степени описательный характер. Хорошим примером может служить биология. С точки зрения описания процессов, развитие организма человека в норме хорошо изучено. Однако, предсказать точное воздействие того, или иного фактора на развитие биология может лишь в редких случаях. В экономике положение является еще более неопределенным. Мало того, что эта наука имеет дело с более высоким уровнем развития материи. Эволюция экономических процессов происходит очень быстро, по сравнению с биологической эволюцией. Обычно закономерности здесь попадают в фокус внимания исследователей на пике развития процесса, когда он становится наиболее ярко выраженным и очевидным для наблюдателя. За пиком неизбежно следует спад. И, в итоге, вновь отмеченные закономерности, свежие экономические концепции, практически с момента появления имеют отношение уже больше к истории экономики. В момент описания развившихся и очевидно заметных прежних тенденций приобретают силу новые, которые и становятся определяющими на актуальном этапе экономического развития. Однако, они плохо различимы на фоне ярко проявляющихся в полной мере развитых тенденций прошлого, которые по инерции продолжают еще свое существование на фоне утраты значения.

Попробуем с этой точки зрения оценить концепцию Портера о территориальных кластерах. Концепция датируется 1990 годом. С тех пор прошла уже почти четверть века. Но главное, это не сколько времени прошло, а как изменился мир за эти годы. 1990 год очень символичная временная веха. До нее не получили всестороннего распространения такие атрибуты современности, как видео телефония, цифровая аудио связь, цифровое видео, технологии пакетной сетевой связи. То есть практически все то, что сегодня является типичными проявлениями повседневной жизни. Еще Портер утверждал, что в современном ему мире география бизнеса важна не в силу особенностей ландшафта, или наличия местных ресурсов. Он оставил за географией последний приоритет – обеспечение межличностных связей, которые доступны близко живущим соседям. Современная цифровая эпоха уничтожила и этот последний географический приоритет. Теперь индивидуум имеет возможность оптимизировать круг своего общения, не будучи ограниченным территориальными рамками. Человеческие сети (Human Networks) в этих условиях становятся еще более эффективными, благодаря расширению выбора оптимальных контактов.

Правомерен вопрос: принимая во внимание падение последнего оплота территориальной концепции, реально ли существование бизнес кластеров в современном мире? Вероятно, следует ответить на этот вопрос положительно. Все те же тенденции к объединению для повышения конкурентоспособности сохраняются. Однако, отвязавшись от географических ограничений, они получают гораздо большую свободу выбора и развития. При этом речь уже идет не о территориальных кластерах, но, скорее, о тематических кластерах, ибо их объединяет не территория, а общая деятельность.

Впечатляющий пример общего свершения человечества, не ограниченного территориальными рамками, представляет собой разработка ядра операционной системы Linux. В этом процессе на протяжении десятилетий участвовали тысячи высококвалифицированных программистов, которые написали миллионы строк кода, вылившиеся буквально в создание цифрового фундамента современной экономики. При этом большинство участников проекта никогда не видели друг друга в лицо.

Создание Linux не являлось коммерческим проектом. Однако, нетрудно представить подобную схему организации совместной деятельности и в бизнесе.

В настоящем исследовании существование тематических кластеров на телекоммуникационной основе предлагается рассматривать лишь в качестве альтернативы, критически усиливающей позиции территориальных кластеров. Однако, полезным будет представить возможные пути поддержки тенденций развития бизнес образований на телекоммуникационной основе.

  • Назовем компоненты, присутствие которых может благоприятно сказаться на развитии телекоммуникационных кластеров (рис.2).
  • Анализ действующих мер государственной поддержки инновационных кластеров и использования коммерциализации результатов научных исследований для их развития

Централизованный контроль развития территориальных кластеров в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях:

  • в масштабах Российской Федерации в целом;
  • на региональном уровне;
  • в отдельных отраслях экономики.

bezymyannyj

Рисунок 2 – Компоненты развития телекоммуникационных кластеров.

В масштабах Российской Федерации за кластерную политику отвечает Министерство экономического развития Российской Федерации. Оно осуществляет координацию органов исполнительной власти, разрабатывает и осуществляет государственную поддержку, в том что касается территориальных кластеров.

На региональном уровне кластерная политика осуществляется местными органами исполнительной власти и центрами кластерного развития.

В отраслях за проведение кластерной политики отвечают профильные министерства. Основные составляющие кластерной политики:

  • институциональное развитие кластеров;
  • поддержка центров кластерного развития;
  • поддержка деятельности по стратегическому планированию развития кластера;
  • повышение эффективности информационного взаимодействия между участниками кластера и укрепление сотрудничества между ними;
  • разработка механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий;
  • формирование перечня инновационных территориальных кластеров федерального уровня и реализация мер по их поддержке;
  • обеспечение формирования благоприятных условий развития кластеров, включающих повышение эффективности системы профессионального образования, содействие развитию сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями, осуществление целевых инвестиций в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, жилищное строительство, реализуемое с учетом задач развития кластеров, предоставление, налоговых льгот, в соответствии с действующим законодательством.

Формы поддержки территориальных кластеров России

В соответствии с решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в 2012 г.  Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий была осуществлена подготовка проекта перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров для представления на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. По результатам конкурсного отбора был согласован проект этого перечня, в который вошли программы развития 25 территориальных кластеров (так называемых пилотных кластеров).

По итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям подготовило предложения по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров.

Основные инструменты поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров показаны на Рис.3.

bezymyannyj

Рисунок 3 – Основные инструменты поддержки пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.

  1. Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на цели реализации мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров.

В рамках программ развития пилотных кластеров с учетом оценок их инновационного и производственного потенциала и проработанности представленных программ были сформированы две группы, в первую из которых были включены 14 кластеров, программы развития которых предлагалось поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются.

При этом предлагалось выделение из федерального бюджета средств в общем объеме до 5 млрд. рублей ежегодно в течение 5 лет, начиная с 2013 года. Указанные выплаты предлагалось осуществлять за счет частичного перераспределения средств, предусматриваемых в настоящее время на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанные субсидии предполагалось предоставлять на условиях софинансирования программ развития инновационных территориальных кластеров субъектами Российской Федерации в объеме с учетом уровня их бюджетной обеспеченности.

Субсидии предлагалось выделять бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены пилотные кластеры первой группы, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий в рамках поддержки реализации программ развития данных пилотных кластеров, по следующим основным направлениям:

  • развитие транспортной, энергетической, инженерной, инфраструктуры;
  • развитие жилищной и социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта;
  • развитие инновационной и образовательной инфраструктуры, выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовка и повышение квалификации кадров;
  • реализация других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций-участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.

Ежегодный размер субсидии предлагалось определять на основе результатов оценки целесообразности реализации проектов, содержащихся в заявке на предоставление субсидии, с учетом ожидаемых социально-экономических эффектов и утверждать распоряжением Правительства Российской Федерации.

  1. Корректировка действующих проектов, разрабатываемых федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации с учетом приоритетов деятельности пилотных кластеров.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 Правительству Российской Федерации было поручено предусмотреть увязку государственных программ Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» с формируемыми пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

При этом на основе пилотных программ развития территориальных кластеров субъектами Российской Федерации были подготовлены предложения по включению ряда проектов в состав разрабатываемых федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, а также действующих федеральных целевых программ в целях обеспечения развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, социальной, образовательной и инновационной инфраструктуры, финансирования исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности.

  1. Привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития инновационных территориальных кластеров.

В целях привлечения государственных институтов развития к реализации программ развития пилотных кластеров Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российскому фонду технологического развития, ОАО «Роснано», ОАО «Российская венчурная компания», Российскому фонду технологического развития, Фонду развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Фонду инфраструктурных и образовательных программ, пыло поручено обеспечить реализацию следующих форм поддержки реализации программ развития пилотных кластеров:

  • заключение соглашений с органами управления пилотных кластеров (или соответствующими муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации) о реализации совместных проектов по содействию развитию инновационной деятельности, в том числе на условиях софинансирования, включая мероприятия по поддержке проведения исследовательских работ и коммерциализации технологий, развитию инновационной инфраструктуры;
  • содействие выводу инновационной продукции компаний, входящих в состав пилотных кластеров, на внутренний и внешний рынки;
  • привлечение российских и зарубежных инвесторов к участию в реализации проектов, базирующихся в пилотных кластерах;
  • разработка и реализация программ переподготовки и повышения квалификации, в том числе совместно с образовательными организациями, расположенными на территориях базирования пилотных кластеров.
  1. Стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности пилотных кластеров.

В целях стимулирования спроса крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, на инновационную продукцию предприятий-участников кластеров Минэкономразвития России было поручено подготовить предложения по внесению дополнений в Методические материалы по формированию системы мониторинга реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий с целью обеспечения предоставления компаниями на регулярном основе информации об их участии в деятельности пилотных кластеров.

  1. О распространении на территории базирования инновационных территориальных кластеров части налоговых льгот, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково».

В целях создания у предприятий-участников кластеров стимулов к осуществлению прорывных инноваций Минэкономразвития России, Минфину России, Минрегиону России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий было поручено разработать и представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект федерального закона, направленного на распространение на участников пилотных инновационных территориальных кластеров налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, законодательно предусмотренных для участников проекта «Сколково».

Финансовая господдержка развития пилотных инновационных кластеров в 2013 и 2014 годах.

В 2013 году для субсидирования из федерального бюджета в составе прошедших отбор 25 пилотных территориальных кластеров было выделено две группы, в соответствии с оценками их инновационного, производственного потенциала и степени проработанности представленных заявок. В первую группу вошли 14 кластеров, одобренные для поддержки за счет субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, на территории которых они базируются. Из федерального бюджета в 2013 г.  для их поддержки было выделено 1.3 млрд. руб. Вторую группу составили 11 территориальных кластеров, программы развития которых требовали дальнейшей доработки, в связи с чем на первом этапе их поддержка за счет предоставления межбюджетных субсидий не осуществлялась. Бюджетные средства были переданы следующим 13 субъектам Российской Федерации по месту нахождения пилотных кластеров первой группы: Калужская область, г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Нижегородская область, Самарская область, Ульяновская область, Красноярский край, Новосибирская область, Томская область.

В 2014 году список поддерживаемых из федерального бюджета кластеров был расширен по сравнению с 2013 годом. В него вошли все 25 пилотных инновационных кластеров. Размер субсидии был увеличен до 2,5 млрд. руб.

Напомним, что по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации, размер ежегодных бюджетных субсидий для поддержки территориальных кластеров должен составлять 5 млрд. руб.

Попробуем оценить масштабы поддержки территориальных кластеров, реально предоставленной из бюджета. Объем средств в расчете на кластер примерно одинаков для двух лет поддержки, поэтому ограничимся вычислениями для 2014 года. Всего имеется 25 поддерживаемых территориальных кластеров. В их состав входят 431 организация. Из 2,5 млрд. руб.  на каждую организацию приходится около 6 млн. руб. Это примерно 200 тыс долларов США по курсу сентября 2014 года. Можно оценить масштабы потенциальных проектов с подобным уровнем инвестиций в США, обратившись, например, к архиву краудфандингового центра Kickstarter. В соответствии с архивом, можно заключить, что такой уровень инвестиций достаточен для разработки и вывода на рынок каждой организацией (из имеющихся 431) одного высокотехнологичного продукта с хорошими конкурентными качествами.    Например, универсального 3D принтера сканера, «перчаточного» контроллера для персонального компьютера, футляра для мобильного телефона с дополнительным экраном «электронные чернила», нового поколения акустических наушников с системой подавления внешних шумов. (Инвестиции вложенные в перечисленные проекты в действительности несколько превышают сумму в 200 тысяч долларов, но имеют тот же порядок и могут быть использованы для оценки).

Таким образом, объем реально оказанной поддержки достаточен, чтобы даже без дополнительного софинансирования получить значимые результаты в форме инновационных продуктов для рынка.

Но, не следует забывать, что между компанией, входящей в состав территориального кластера и стартапом, основанным на краудфандинговых инвестициях сравнение неправомерно. Основой кластера являются опытные компании, победившие в жестокой конкуренции за рынок и прочно занявшие лидирующие позиции в своей отрасли. По этой причине они не нуждаются в субсидировании. И, наоборот, могут сами вкладывать средства в полезные для их коммерческих нужд молодые инновационные компании.

В силу этого нельзя не оценить положительно практикуемый подход предоставления субсидий, не напрямую компаниям участникам кластера, а субъектам федерации их местоположения. Такой подход гораздо ближе к оригинальной концепции кластера Портера, нежели наблюдаемое в Европе искусственное выращивание кластеров.

Список литературы

  1. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. New York: The Free Press. 1990, Pp.1–857.
  2. Krugman P. Geography and Trade. MIT Press. 1991. Pp.1-142
  3. Macdonald, S. «Formal Collaboration and Informal Information Flow». International Journal of Technology Management, 7. 1992. Pp. 49-60.
  4. Тихонов В.А., Новиков С.В. Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России. Евразийский союз ученых. 2015. № 12-2 (21) с. 132-135.
  5. Новиков С.В., Тихонов А.И. Государственные закупки инновационной продукции. В сборнике: Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-24.
  6. Канащенков А.И., Новиков С.В., Тихонов А.И. Модернизация программно-целевых механизмов конкурсного отбора инновационных проектов. В книге: ЭКОНОМИКА XXI ВЕКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ И. Под редакцией Э.Ю. Черкесовой. Ставрополь, 2016. С. 27-48.
  7. Кулакова Д.С., Новиков С.В. Опыт реализации высокотехнологичных проектов с привлечением государственных субсидий. В сборнике: Тенденции развития экономики и менеджмента // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Казань, 2016. С. 71-78.
  8. Коржуева Л.М., Новиков С.В. Совершенствование системы оценки эффективности инновационных целевых программ образовательного комплекса. Труды МАИ. 2010. № 41. С. 25.
  9. Новиков С.В. Инновационная политика вуза в сфере частно-государственного партнерства. Двигатель. 2011. № 6. С. 46-47.
  10. Коржуева Л.М., Новиков С.В. Развитие нормативного обеспечения и предпосылки к формированию инновационного образовательного комплекса. В сборнике: Посткризисные очертания инновационных процессов. Материалы Десятых Друкеровских чтений. Под ред. Р.М. Нижегородцева. 2010. С. 237-241.
  11. Тихонов А.И. Модель комплексной реализации концепции импортозамещения в инновационной среде (на примере авиационного двигателестроения). Вестник Московского авиационного института. 2015. Т. 22. № 3. С. 146-153.
  12. Тихонов А.И., Новиков С.В., Кулакова Д.С. Разработка инструментария управленческого мониторинга коммерциализации высокотехнологичных проектов. Московский экономический журнал. 2016. № 3. С. 37.
  13. Тихонов А.И., Новиков С.В. Совершенствование конкурсных процедур отбора высокотехнологичных проектов в условиях импортозамещения. Высшая школа. 2016. Т. 2. № 12. С. 22-25.
  14. Тихонов А.И., Шестакова Е.В. Устойчивые конкурентные преимущества как результат обеспечения конкурентоустойчивости организации. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 11-1. С. 210-214.
  15. Захарова Л.Ф., Новиков С.В. Управление конкурсным отбором высокотехнологичных научно-технических проектов. Москва, 2016.
  16. Силантьева Е.А., Тихонов А.И. Ключевые аспекты инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Вестник Московского авиационного института. 2016. Т. 23. № 2. С. 195-199.
  17. Тихонов А.И., Рузаков М.А., Байрамова Т.Ш. Проектирование стратегии инновационного развития двигателестроения России. Труды МАИ. 2012. № 52. С. 38.