Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 316.6 +316.334.2+37.035.3+ 316.6 +314.742, 316.7

bezymyannyj-12

Матвеева Алла Ивановна,

доктор философских наук, доцент,

профессор кафедры философии,

Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург,

Сарапульцева Анастасия Вячеславовна,

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии,

Уральский государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург,

Matveeva А.I.    matveevaa2011@yandex.ru

Sarapultseva A. V.  vlladislavaanastasevna@gmail.com

О НЕКОТОРЫХ  МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ   ТРУДНОСТЯХ  ГРАЖДАН РФ В СВЯЗИ СУВЕЛИЧЕНИЕМ ЧИСЛА МИГРАНТОВ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ

Аннотация

Статья посвящена актуальному в современной экономической ситуации вопросу, заключающимся, в том, что  все больше и больше возникает  мировоззренческих трудностях у граждан РФ в связи с увеличением числа трудовых мигрантов и их влияния на общественно политическую жизнь. Предметом анализа выступают мировоззренческие трудности граждан РФ, возникающих у граждан РФ с увеличением потока эмигрантов. Основу исследования образуют герменевтический, феноменологический и аналитические методы. Авторами  представляется осуществление мер способных блокировать негативные тенденции в сфере миграции и около неё. Результаты исследования могут быть применены в сфере социально-политических анализов   общества, социального прогнозирования и проектирования.

Ключевые слова: мигранты, толерантность, этнические преступления, граждане РФ, СНГ, радикализм, социальные процессы, социальная адаптация, социализация.

Summary:

Article is devoted to an urgent question in a modern economic situation, consisting, that there are world outlook difficulties at citizens of the Russian Federation in connection with increase in number of labor migrants and their influences on social and political life more and more. World outlook difficulties of the citizens of the Russian Federation arising at citizens of the Russian Federation with increase in a flow of emigrants act as a subject of the analysis. The basis of a research is formed hermeneutic, phenomenological also by analytical methods. Authors implementation of measures capable to block negative tendencies in the sphere of migration and about it is represented. Results of a research can be applied in the sphere of socio-political analyses of society, social forecasting and designing.

Keywords: migrants, tolerance, ethnic crimes, citizens of the Russian Federation, CIS, radicalism, social processes, social adaptation, socialization.

В минувшие годы к реально существующим вызовам и угрозам добавилась проблема снижения толерантности к лицам приезжим в Российскую федерацию. По сути, в определенных кругах российских граждан это превратилось в фобию, основной источник опасности причин ухудшения материального и социального положения коренных граждан. При этом для обывателей, не важно, относятся ли мигранты к категории законных или нелегальных по разным данным к числу лиц прибывших из бывших республик советского союза составляют  десятки миллионов человек  из которых, только  около 50%  находятся в России легально [2]. Практически все прибыли  на заработки в связи с бедственным положением экономик своих стран. Несмотря на все попытки правоохранительных органов  ввести эффективную систему учета и контроля не приводит к успеху. Организация нелегальной эмиграции сегодня, как и сопутствующие ей сферы является одной из самых доходных частей криминального бизнеса. Необходимо подчеркнуть, что этот бизнес носит исключительно интернациональный характер, в который вовлечены не только граждане российской федерации, но и представители диаспор, влияние которых с каждым годом повышается. Главного управления по вопросам миграции МВД России на апрель 2016 года, на территории страны было 9,87 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Подавляющая часть из них трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом – в 2015 году в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6  тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек) [1].

Мы имеем дело с криминальной индустрией по нелегальному ввозу иностранцев в Россию обеспечение их фальшивыми, а не редко и реальными добытыми с помощью коррупционных связей документами теневой биржи труда организации подпольных производств, мест проживаний, подкупом чиновников. В этих условиях нелегальные мигранты не только не обеспечены элементарной социальной защитой (трудовые права, медицинская помощь, образование и прочие). Мигранты становятся заложниками этнических преступных групп, существующих в их среде по национальному признаку (китайские, вьетнамские, таджикские, узбекские, азербайджанские и другие преступные группы и сообщества).  Подобная латентная преступность не находит отражение в милицейских сводках, так как функционирует внутри нелегального миграционного сообщества. Необходимо подчеркнуть, что данная преступная деятельность, находящаяся вне зоны  правоохранительных органов РФ имеет характер мины замедленного действия. Более того наши правоохранители не заинтересованы ведением подобной работы. Утверждая (совершенно объективно), что понятие «этническая преступность» отсутствует в российском законодательстве.

 По официальным данным МВД мигрантами из стран СНГ и Балтии за год совершается не более 4% преступления. За первое полугодие 2016 года из 1,5-ра  миллионов зарегистрированных преступлений было совершено 24,5  тыс. правонарушений, а против мигрантов 9 тыс. преступлений [3]. Необходимо отметить, что сотрудники правоохранительных органов, информируя о состояния преступности, постоянно рапортуют о высоком проценте преступлений совершенных мигрантами, не уточняя к какой «волне» это относится к внутренней или внешней.  Таким образом, вся указанная правоохранительными органами статистика еще более разжигает волну негодования среди местного населения, по отношению к мигрантам.

Рис.1. Структура иностранных граждан, находящихся на территории России по целям пребывания [5]

1

Более того необходимо констатировать, что потенциал правоохранительных органов и специальных служб неспособен решать подобные задачи. Отсутствует опыт и возможности для проникновения в среду нелегальных мигрантов и уж тем более, внутрь их преступных сообществ. Ни одно специализированное учебное заведение не готовит специалистов, работающих по китайской, вьетнамской, таджикской т др. линии. Мы не обладаем квалифицированными кадрами для работы внутри даже цыганских преступных сообществ  по выявлению, предупреждению преступных посягательств на стадии замыла. При этом речь идет не только о квалифицированных оперативных кадров, но и специалистов в области языка, традиций, обычаев конкретных национальностей, но и культуре. Этот разрыв с каждым годом увеличивается. Профессиональный потенциал оперативников уменьшается, а квалификация преступников  динамично растет. На вооружение берутся  современные технологии, возможности мультимедийного общения. Интерпол констатирует невозможность борьбы с преступностью с использованием интернета. В РФ практически демонтирована система контрразведовательного режима, а ФСБ фактически устранилось от борьбы с нелегальной миграцией. Хотя по определению ФСБ обязано выявлять нелегальных сотрудников специальных служб, их агентуру в первую очередь среди иностранцев. Доходит до абсурда, когда в 60-ти километров от Москвы в г. Пушкине был вскрыт завод (в прошлом на режимной территории) где жили и работали 2,5 тыс. нелегальных мигрантов из Вьетнама. По сути это два  мотострелковых полка на окраине столицы России [6].

Правоохранительные органы систематически докладывают обществу о задержании больших групп мигрантов.  Только 29 октября 2016 года ФМС  с МВД задержали 27 тыс. мигрантов, из которых 7 тыс. (численность развернутой мотострелковой дивизии) находились на территории РФ нелегально [2]. Все они где-то работали, на что-то существовали и где-то проживали. Даже в годы Великой Отечественной войны при ослабленной фронтом милиции, неразберихи невозможно себе представить такого числа неконтролируемой массы иностранцев. Более того все они обладают устойчивыми идентификационными признаками внешности. Безусловно, существуют объективные условия затрудняющие контроль,  за миграционными процессами, в числе их пробелы законодательства, несоответствия подзаконных актов  оперативной обстановки. При этом незыблемым и ключевым в сфере контроля, за нелегальной миграцией остается высокая коррупция, неисполнение должностными лицами даже существующих требований.

Особенно серьезные предпосылки возникли в связи с событиями на Украине. Более 700 тыс. иностранцев по упрощенной схеме прибыли в РФ были натурализованы как граждане РФ [4]. Значительная часть осталась на положении беженцев под гарантии возращения на родину. Это создает серьезные угрозы, так как агрессивная политика украинских властей свидетельствует о попытки перенесения очагов эскалации на территорию РФ с помощью диверсантов и террористов и криминалитета. Это особенно опасно в связи с отсутствием у потенциальных злоумышленников отсутствием внешних идентификационных признаков, большого числа у них родственников и знакомых граждан РФ, хорошего владения языком.

Как было сказано выше, увеличение числа мигрантов на территории РФ создает реальную напряженность в обществе. Они воспринимаются местным населением, не только  как потенциальные преступники, но и как лица создающие конкуренцию на рынке рабочей силы. Эти настроения «детонируют» в молодежную среду, в которой сильны экстремистские настроения. Под лозунгом объединения в борьбе за чистоту расы   молодежь сбивается в «стаи», совершая немотивированные тяжкие преступления по отношению к выходцам из стран СНГ. Особенно опасен этот процесс,  в связи,  с увеличением концентрации мигрантов в России, которые по закону «больших чисел» начинают ощущать, свою силу, влияние, сплачиваются вокруг одного центра, в котором преобладают национальные экстремистски настроенные лидеры. Реальную картину возможных социальных взрывов мы можем спрогнозировать, наблюдая мусульманские религиозные праздники у городских мечетей. В критической ситуации эти стоящие на коленях во время молебна люди могут встать. И тогда… Нарастание среди мусульман радикальных настроений подогревается националистическими проявлениями среди молодежи и подростков. Все это тревожный симптом нарастания межнациональной и межрелигиозной розни.

Необходимо признать снижение влияния на данный процесс религиозных конфессий. Несмотря на  усилия, которых,  негативные процессы развиваются не по нужному правоохранительным органам сценарию. Напротив, в последние годы религиозный радикализм приобретает характер нового модного молодежного тренда. Мы наблюдаем процесс втягивания в радикальные организации не только мусульманской молодежи, но и представителей национальностей традиционной христианской веры.

Исходя из выше сказанного, авторам представляется осуществление мер способных блокировать негативные тенденции в сфере миграции и около неё:

  1. Усиление роли федеральной службы безопасности в сфере контроля, за обстановкой в этнических группах, в первую очередь нелегального характера. Восстановление контрразведовательного режима в отношении всех иностранцев, находящихся на территории РФ. Оперативный контроль за общественными и иными структурами, в том числе и неформальными среди мигрантов.
  2. Повышение ответственности должностных и физических лиц за нарушение в сфере миграционного законодательства и попустительства нелегальной миграции, таких как незаконная выдача разрешений, предоставления жилья, работы и иных услуг лицам. Находящимся на территории РФ.
  3. Создание системы подготовки правоохранительных кадров специализирующихся на оперативной работе среди этнических групп. На основаниях двусторонней договоренности с правоохранительными органами других стран проведения обучения в их специализированных заведениях и стажировки в их оперативных структурах. Указанная работа должна вестись на плановой основе с максимальным охватом специалистов.
  4. Формирование блока гражданского контроля в сфере незаконной миграции, разработка нормативных актов закрепляющих такое взаимодействие.
  5. Разработка комплексных практических мер развития толерантности среди молодежи (Министерство образования, Министерство культуры, Министерство МВД, Национальный комитет по делам молодежи, Федеральная Миграционная Служба). Указанные программы должны учитывать возрастную, социальную и террриториальную специфику.
  6. Творческим союзам и организациям совместно с Министерством культуры РФ активно использовать проведение фестивалей не только народов России, но и республик бывшего СССР.
  7. Министерству обороны и Организации Договора о Коллективной Безопасности осуществлять совместные военные учения с войсками стран СНГ по отражению внешней военной угрозы.
  8. Представляется целесообразным проведение президентского совета по вопросам гармонизации межнациональных конфессиональных отношений и миграционных проблем.

Список литературы

  1.  Быркова Е. Миграционные итоги 2015 года: кто приезжает и уезжает из России? URL: http://провэд.рф/analytics/research/34147-migpatsionnye-itogi-2015-goda-kto-ppiezzhaet-i-uezzhaet-iz-possii.html
  2. См. Мигранты по домам: в России падает спрос на мигантов. Аналитический центр. URL:  https://careerist.ru/news/migranty-po-domam-v-rossii-padaet-spros-na-inostrancev.html
  3. Межд. Информ. агентство «Фергана». Глава МВД России: В первом полугодии иностранцы совершили около 24,5 тысячи преступлений. URL: http://migrant.ferghana.ru/newslaw/глава-мвд-россии-в-первом-полугодии-ин.html
  4. См. Плеханова О. В России уменьшат число квот для мигрантов. Смогут ли наши рабочие заместить иностранцев? URL:   http://газета-уральский-рабочий.рф/society/22668/
  5. См. Структура иностранных граждан, находящихся на территории России по целям пребывания. URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc
  6. См. Трофимов В. Братские инородцы. URL: http://www.gumilev-center.ru/bratskie-inorodcy/

List of references

  1. Byrkova E. Migratory results of 2015: who comes and leaves Russia? URL: http://провэд.рф/analytics/research/34147-migpatsionnye-itogi-2015-goda-kto-ppiezzhaet-i-uezzhaet-iz-possii.html
  2. See Migrants on houses: in Russia demand for migant falls. Analytical center. URL: https://careerist.ru/news/migranty-po-domam-v-rossii-padaet-spros-na-inostrancev.html
  3. Inter@. Inform. Fergana agency. Russian Interior Minister: In the first half of the year foreigners committed about 24,5 thousand crimes. URL: http://migrant.ferghana.ru/newslaw/глава-мвд-россии-в-первом-полугодии-ин.html
  4. See Plekhanov O. Russia will reduce number of quotas for migrants. Whether our workers will be able to replace foreigners? URL: http://газета-уральский-рабочий.рф/society/22668/
  5. See Structure of the foreign citizens who are in the territory of Russia on the stay purposes. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc
  6. See Trofimov V. Brotherly foreigners. URL: http://www.gumilev-center.ru/bratskie-inorodcy/