Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК 338.2

bezymyannyj-12

Товмасян Наталья Дмитриевна,

директор Института государственного и муниципального управления советник государственной гражданской службы РФ I класса

Уральский государственный экономический университет

Шведов Владислав Витальевич

кандидат исторических наук

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Уральский государственный экономический университет

Благинин Виктор Андреевич

заведующий лабораторией наукометрии

Уральский государственный экономический университет

Tovmasyan N.D.

Shvedov V.V.

Blaginin V.A.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

EDUCATIONAL PROGRAMS OF EXCELLENCE IN THE PROVISION OF PUBLIC AND MUNICIPAL SERVICES TO THE POPULATION (ON THE EXAMPLE OF URAL STATE ECONOMIC UNIVERSITY)

Аннотация

В статье рассматривается роль повышения квалификации кадров для государственного и муниципального управления. Особым механизмов в формировании компетенций государственных и муниципальных служащих выделяется заслушивание программ повышения квалификации. На основании анализа нормотворческой литературы выносится гипотеза о необходимости формирования институтов повышения квалификации при государственных образовательных учреждениях. Анализируются результаты реализации образовательных программ повышения квалификации данной профессиональной группы на примере университета.

Summary

The article discusses the role of skills development for the state and municipal government. Special mechanisms in the formation of competence of state and municipal employees stands hearing training programs. Based on the analysis of the normative literature hypothesis imposed the need to create training institutes at state educational institutions. The results of the implementation of educational programs, training of this professional group at the University of example.

Ключевые слова: повышение квалификации, образовательные программы, государственная служба, муниципальная служба

Keywords: training, educational programs, public service, community service

Ключевая роль в повышении квалификации кадров для государственного и муниципального управления отводится дополнительному профессиональному образованию.  Не случайно одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования выступает создание современной системы подготовки и переподготовки кадров, в том числе в системе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих (далее – ДПО) [3].

Это, с одной стороны, призвано компенсировать пробелы базового высшего образования, полученного чиновниками. С другой стороны, своевременно обеспечить их знаниями и навыками использования новых   управленческих технологий в соответствующей предметной области. Соответственно, и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, как разновидность ДПО, должна быть адаптивной, ориентированной на удовлетворение возникающих потребностей общества и готовой оперативно ответить на любые изменения управленческой среды системой. 

Одной из основополагающих задач проводимой в России административной реформы выступает формирование в России сервисного государства [1, 2]. Эта задача подразумевает под собой снижение административного давления на бизнес и повышение качества предоставляемых гражданам и бизнесу услуг [8], что требует постоянной актуализации и систематизации профессиональных знаний и навыков государственных и муниципальных служащих в области предоставления государственных и муниципальных услуг. В результате, вопрос повышения квалификации в рассматриваемой сфере приобретает чрезвычайно актуальный характер.

Министерство труда и социальной защиты России в ежегодных перечнях приоритетных направлений дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих рекомендует уделять особое внимание вопросам оказания услуг населению [4, 5, 6].

Помимо реализации образовательных программ ДПО по данной тематике, вопросы организации предоставления государственных и муниципальных услуг включаются в состав базового компонента технических заданий конкурсной документации на повышение квалификации по другим актуальным направлениям подготовки государственных и муниципальных служащих [7].

В структуре Уральского государственного экономического университета (далее – УрГЭУ) повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляет Институт государственного и муниципального управления (далее – ИГМУ). Государственными заказчиками образовательных программ повышения квалификации (далее –  Заказчиками) по организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению выступают органы государственной власти Уральского федерального округа: Правительство Свердловской области, Правительство Курганской области, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа.

Программы по тематике предоставления государственных и муниципальных услуг реализуются в ИГМУ УрГЭУ с 2013 года (Таблица 1).

Таблица 1 – Тематика программ по организациям предоставления государственных и муниципальных услуг, реализованных за период 2013-2016 гг.

bezymyannyj

Приводимые в Таблице 1 данные свидетельствуют о заинтересованности Заказчика в обучении специалистов по данному направлению. Численность слушателей в разные периоды обучения представлена статистическими данными:

Таблица 2 – Количественные показатели участия слушателей в образовательных программах повышения квалификации

bezymyannyj

Иллюстрацией табличных данных ежегодного участия государственных и муниципальных служащих УрФО в образовательных программах по организации услуг может служить диаграмма (рис.1).

Соотношение количества слушателей курсов повышения квалификации по программам ДПО «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг» к общей численности государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение по различным направлениям ДПО, реализуемым ИГМУ УрГЭУ за четырёхлетний период составляет 12 %, что наглядно демонстрирует диаграмма 2. 

bezymyannyj

Рисунок 1 – Численность слушателей программ ДПО по организации предоставления государственных и муниципальных услуг

bezymyannyj

Рисунок 2 – Количество слушателей программ ДПО за период 2013-2016 гг.

Представленные данные свидетельствуют о востребованности актуализации знаний чиновников по данному направлению профессиональной подготовки. Но в этой связи, совершенно очевидно, возникают вопросы оценки эффективности обучения чиновников в системе ДПО и оценки качества самих образовательных программ.

Для ответа на данные вопросы обратимся к оценке самих слушателей эффективности программ повышения квалификации «Организация предоставления государственных и муниципальных услуг», реализованных ИГМУ УрГЭУ за период 2013-2016 гг.

По анкетам, разработанным одним из Заказчиков – ГАУ ДПО Свердловской области «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления», за период 2014-2016 гг. был проведён опрос 333 слушателей, повысивших свою квалификацию по этим программам[1].

Одной из целей опроса являлось выявление уровня удовлетворённости слушателями содержанием курса повышения квалификации по пятибалльной шкале. Графическая интерпретация ответов респондентов представлена на рисунке 3.

[1] При участии авторов был проведен сплошной опрос 333 государственных и муниципальных служащих Свердловской области, прошедших обучение в ИГМУ УрГЭУ в 2014-2016 гг.

bezymyannyj

Рисунок 3 – Уровень удовлетворённости слушателями содержанием программ по организации предоставления услуг

Основным инструментом оценки эффективности образовательных программ и качества обучения в группах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, прошедших подготовку в ИГМУ УрГЭУ, является «Анкета качества обучения», разработанная специалистами Института, которую заполняют в течение нескольких лет    все слушатели после прохождения курсов повышения квалификации[1].

[1]  Анкетирование проведено методом сплошного опроса: в 2013-2016 гг. при участии авторов были опрошены 519 государственных и муниципальных служащих Свердловской и Курганской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, прошедших обучение на курсах повышения квалификации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в ИГМУ УрГЭУ

Большинство слушателей, прошедших повышение квалификации на курсах ИГМУ УрГЭУ по программам организации предоставления государственных и муниципальных услуг в 2013-2016 гг., оценивают качество проводимых теоретических занятий довольно высоко (92 % хороших и отличных оценок). 25% прошедших повышение квалификации служащих считают, что в ходе обучения они в полной мере освоили актуальные изменения в отдельных сферах профессиональной деятельности. По мнению 18% респондентов им удалось получить практические рекомендации по решению конкретных вопросов. 19% слушателей курсов обменялись опытом работы с коллегами.

В настоящее время трудно говорить о критериях оценки эффективности образовательных программ, реализуемых в сфере дополнительного профессионального образования. Одной из причин, объясняющих сложившуюся ситуацию, является различный уровень компетенции слушателей, входящих в состав скомплектованных групп курсов повышения квалификации. Подразделения государственных органов и органов местного самоуправления, отвечающие за профессиональную подготовку и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, формируют группы слушателей без учёта категорий должностей государственной и муниципальной службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), хотя требования  и  профессионально-квалификационные характеристики, предъявляемые к  должностям различны и чётко регламентированы действующим законодательством.

Думается, что опыт, полученный ИГМУ УрГЭУ в ходе реализации программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, делает возможным сформулировать следующие предложения в контексте оценки эффективности образовательных программ и качества обучения государственных и муниципальных служащих в системе ДПО.

  1. Программы ДПО, реализуемые образовательными учреждениями, должны быть дифференцированы в зависимости от состава проходящих повышение квалификации групп государственных гражданских и муниципальных служащих и ориентированы на формирование профильных компетенций слушателей конкретного направления подготовки.
  2. Подразделениям, отвечающим за профессиональную переподготовку и повышение квалификации в органах государственной власти и органах местного самоуправления необходимо формировать группы слушателей с учётом классификации должностей государственной и муниципальной службы.
  3. Заказчикам целесообразно включать в технические задания конкурсной документации на оказание образовательных услуг повышения квалификации государственных и муниципальных служащих перечень профессиональных компетенций, подлежащих совершенствованию в процессе обучения по конкретному виду подготовки.

Полагаем, что данные рекомендации будут способствовать совершенствованию системы ДПО, играющей важную роль   в подготовке специалистов для динамично формирующейся новой модели государственного и муниципального управления.

Литература

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12177515/#ixzz4RYJPV5WL (дата обращения 27.11.2016)
  2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/12164247/#ixzz4RYIxe792 (дата обращения 27.11.2016)
  3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL:
    http://base.garant.ru/194365/#ixzz4PiO1bNwU (дата обращения 27.11.2016)
  4. Приоритетные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих на 2014 год [Электронный ресурс]: согласованы Администрацией Президента Российской Федерации письмом от 22 апреля 2013 г. № А71-7475 // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/3/1/Prioritetnye_napravleniya_na_2014_god.doc (дата обращения 29.11.2016)
  5. Приоритетные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих на 2015 год [Электронный ресурс]: согласованы Администрацией Президента Российской Федерации письмом от 28 апреля 2014 г. № А71-6997 // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL:
    http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/3/1/Prioritetnye_2015.doc (дата обращения 27.11.2016)
  6. Приоритетные направления дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих на 2016 год [Электронный ресурс]: согласованы Администрацией Президента Российской Федерации письмом от 21 апреля 2015 г. № А71-5591 // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL:
    http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/3/1/Prioritety_na_2016_god.doc (дата обращения 29.11.2016)
  7. О рекомендациях по организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в 2015 году [Электронный ресурс]: Письмо Минтруда РФ от 16.02.2015 N 18-3/10/В-1033 // Справочно-правовой сервис «Контур.Норматив».  URL:
    https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=252279 (дата обращения 27.11.2016)
  8. Тезисы выступления Министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной на международной конференции «Развитие государственного управления в России», 22 март 2012 года [Электронный ресурс]. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL:
    http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc20120322_19 (дата обращения 28.11.2016)