Московский экономический журнал 4/2016

image_pdfimage_print

УДК: 349.22  

Безымянный 12

Злоупотребление правом формировать штатное расписание.

Автор Гореликов С.Ю.

Гореликов Сергей Юрьевич

аспирант кафедры трудового права

 Академии Труда и Социальных Отношений

Адрес: Пятницкое шоссе,37-1-554, Москва,

125430, Российская Федерация

 Тел. 8 915 228 67 40.  Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Аннотация. В статье автор анализирует данные, размещенные на официальном сайте ГБОУ Лицей № 507, касающиеся состава и количества педагогических работников. Автор заостряет внимание на злоупотреблении директором Лицея правом определять штатное расписание. Основываясь на анализе, предоставленной ГБОУ Лицей № 507 официальной информации, автор делает аргументированное предположение о неоправданно большом количестве сотрудников ДО тарифицированных как старшие воспитатели. Ибо, не находит объективных причин для того, чтобы какие-то ДОУ образовательного комплекса ГБОУ Лицей № 507 находились в привилегированном положении по отношению к другим ДОУ – контингент воспитанников там везде одинаковый. Так же автор подмечает наличие несоответствия указанных в разных разделах официального сайта ГБОУ Лицей № 507 должностей сотрудников. На основании чего автор предполагает, что таким образом скрывается коррупционное правонарушение – содержание на лишних должностях «свояков или своячениц».

Ключевые слова: воспитатель, старший воспитатель, методист, коррупция, дошкольное образовательное учреждение, штатное расписание.  

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение (ГБОУ) формирует штат самостоятельно и обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации [1,2].

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установление штатного расписания (если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации), прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров (если иное не установлено настоящим Федеральным законом), распределение должностных обязанностей относится к компетенции образовательной организации [1]. Соответственно, образовательная организация (имеется в виду ее руководитель) самостоятельно принимает решение о введении должностей в штатное расписание.

И, когда дело касается хозрасчетных образовательных организаций, у практикующих педагогов нет по этому поводу возражений. Все прекрасно понимают, что хозяин (руководитель частного учебного заведения) никогда не станет вводить в штат лишних сотрудников. Ведь выплата им зарплаты будет происходить из его кармана.

Но, когда речь идет о ГБОУ, работающие там рядовые педагоги, порой, возмущены тем, что директор образовательного учреждения, по своему усмотрению, может вводить в штат единицу, чья должность, по их мнению, абсолютно бесполезна. То есть, ее наличие или отсутствие ни коем образом не отражается на качестве и количестве оказываемых образовательных услуг.

Руководители разного уровня бюджетных учебных заведений грешат раздуванием штата, и характерным примером является положение дел в сегменте Дошкольного Образования (ДО) в наблюдаемом мною образовательном комплексе (детский сад + школа) ГБОУ Лицей № 507.

Структурными подразделениями ДО в Лицей входят семь Дошкольных Образовательных Учреждений (ДОУ): «Светлячок» (здание №4), «Сказка» (здание №5), «Радуга» (Здание №6), «Звездочка» (здание №7), «Золотой Ключик» (здание №8), «Гномики» (здание №10), «Щелкунчик» (здание №11) [3]. Контингент посещающих эти семь ДОУ одинаковый. Это, в основном, здоровые дети. Лишь считанные единицы из них имеют некоторые отклонения в психа-физическом развитии. Но дети с такими отклонениями имеются в каждом из семи упомянутых ДОУ. То есть, нет объективных причин для неравенства структурных подразделений ДО в ГБОУ Лицей №507. Однако штатные расписания этих ДОУ показывают, что некоторые из них все же находятся в привилегированном положении.

Таблица №1

bezymyannyj

Таблица составлена автором по данным Официального сайта ГБОУ Лицей № 507 город Москва (дата обращения на сайт: 04.10.2016).

Вышеприведенная таблица показывает, что ДОУ «Гномики» (здание №10) и ДОУ «Щелкунчик» (здание №11), в которых 12 групп (5+7), обслуживают: один методист, один музыкальный руководитель, один инструктор по физической культуре. И там нет ни психолога, ни старшего воспитателя. В то время как ДОУ «Светлячок» (здание №4), где всего 7 групп, обслуживают, кроме всех прочих: методист, два музыкальных руководителя, два старших воспитателя и психолог. В ДОУ «Сказка» (здание №5), где 6 групп, в штате два методиста (во всяком случае, рабочим местом одного из воспитателей указан методический кабинет) [3]

Очевидно, что наличие такого количества старших воспитателей и методистов в ДОУ «Светлячок» и «Сказка» объяснить объективными причинами невозможно. Стало быть, присутствуют субъективные. Не исключено, что здесь имеет место «кумовство» (назначение на всякого рода «хлебные должности» свояков или своячениц руководителя образовательного учреждения) или, занимающие такие должности банально делятся зарплатой с теми, кто их на них устроил. За такие деяния директору ГБОУ грозит, согласно любой из статей, 159 или 160 УК РФ, до 6 лет лишения свободы [4].

Однако, как уже отмечал в одной из своих работ [5], на практике доказать такое коррупционное преступление традиционными методами дознания практически не представляется возможным. Не исключено, что с целью сокрытия коррупционной схемы содержания лишних штатных единиц на Официальном сайте ГБОУ Лицей № 507 создана путаница с наименованиями должностей в структурных подразделениях ДО. На главной странице сайта в разделе «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав. Сведения о педагогических кадрах по дошкольному образованию» перечислены шесть старших воспитателей – по количеству структурных подразделений ДО (11 и 10 здания объединены). Но в подразделе «Дошкольное образование», уже непосредственно на сайтах ДОУ, появляются должности методистов – руководителей структурных подразделений. И самое интересное, что не всегда фамилии сотрудников, названных на главной странице сайта старшими воспитателями, совпадают с фамилиями методистов на сайтах отдельных ДОУ.

Таблица № 2. Несоответствие наименования должностей педагогов ДО в разных разделах сайта ГБОУ Лицей № 507

bezymyannyj

Таблица составлена автором по данным, скопированным с Официального сайта ГБОУ Лицей № 507 город Москва (дата обращения на сайт: 04.10.2016).

Таким образом, всего методистами и старшими воспитателями на разных разделах и подразделах официального сайта ГБОУ Лицей № 507 указаны 10 человек. Причем, некто Матвеева, скромно именуемая на главной странице сайта «воспитатель», числится сразу в двух ДОУ – «Светлячок» (Матвеева Н.Н. – ст. воспитатель) и «Сказка» (Матвеева Надежда Николаевна – воспитатель, рабочее место: методический кабинет). Получается лишние четыре штатные единицы. А это, по меньшей мере, 200 тысяч рублей ежемесячно (не менее 50 тысяч/ месячные оклады у старшего воспитателя и методиста/ х 4) или более 2 миллионов в год тратится на их содержание из фонда заработной платы.

 Необходимо, чтобы педагоги ГБОУ, где творится подобное, сами проявляли инициативу и информировали Попечительский совет, Департамент образования и Прокуратуру о расходовании фонда заработной платы на содержание штатных единиц без которых учебное заведение может прекрасно обойтись [6,7].  

Литература

  1. Закон Российской Федерации “«Об образовании в Российской Федерации»” от 29.12.2012 № № 273-Фз // Собрание законодательства Российской Федерации. с изменениями и дополнениями в редакции от 23.07.2013
  2. Закон Российской Федерации “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 21 декабря 2001 г. (с изменениями и дополнениями в редакции от 15 мая 2015 года) //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001 г.
  3. Официальный сайт ГБОУ Лицей № 507 URL: http://lyc507u.mskobr.ru/dou_edu/11/ (дата обращения: 04.10.2016).
  4. Закон Российской Федерации. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изменениями и дополнениями в редакции. от: 30.03.2016) //Собрание законодательства Российской Федерации” 1996 г.
  5. Статья «Специфический вид коррупционного правонарушения в бюджетных образовательных учреждениях» // С.Ю.Гореликов, аспирант АТ и СО, Москва 2016
  6. Закон РФ “Федеральный закон «О противодействии коррупции» “от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2008 г.
  7. Коррупция в образовании России: как общество легализует собственное незнание URL: // http://deti-moskvy.ru/korrupciya-v-obrazovanii-rossii/ 

Misuse of the right to form a staff

By S.Y. Gorelikov

Gorelikov Sergey Yurjevich –

 postgraduate student of the Department of Labor Law

 of the Academy of Labor and Social Relations.

Address: Pjatnitskoe shosse, 37-1-554, Moscow,

 125430, Russian Federation

Теl. 8 915 228 67 40. Е-mail: sergeygorelikov@mail.ru

Summary. In this article the author analyzes the data of the GBOU Lyceum № 507 official site, which concern the pedagogical staff.  The author keens attention on misuse of Lyceum’s principle to form the staff of this educational institution. Analyzing data of the official information, the author makes an argument conclusion that in the Lyceum № 507 there are superfluous number of chief-educators. Since everywhere preschool children are the same, therefor there are no objective reasons to put some preschool educational institutions in the privilege position. And the author puts attention on uncorrected information about positions of the employees. On this ground the author assumes that in that way some corruption infringement of law may be hidden.

Keywords: educator, chief-educator, methodist, corruption, preschool educational institution, staffing.

References

  1. The Law of the Russian Federation ” On Education in the Russian Federation “, The Law of 29.12.2012 number 273-FZ // Meeting of the legislation of the Russian Federation. As amended in the version of 23.07.2013 The Federal law of December 25, 2008 N 273-FZ “On Combating Corruption” (as amended)
  2. The law of the Russian Federation “Labor Code of the Russian Federation” of 21 December 2001 (as amended in the version dated May 15, 2015) // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001
  3. . The official website GBOU Lyceum number 507 URL: http://lyc507u.mskobr.ru/dou_edu/11/ (reference date: 08.26.2016).
  4. Russian Federation Law. The Criminal Code of the Russian Federation,13 June 1996 (as amended in the version of: 03.30.2016) Collection of the legislation of the Russian Federation “1996
  5. The article “Specific kind of corruption in budget educational institutions” // S.Y. Gorelikov, postgraduate student of the Academy of Labor and Social Relations, Moscow, 2016
  6. The Law of the Russian Federation “Federal Law” On Combating Corruption “, dated December 25, 2008 № 273-FZ // the Russian newspaper. 2008
  7. Corruption in the Russian education: as a society legalizes its own ignorance URL: // http://deti-moskvy.ru/korrupciya-v-obrazovanii-rossii/