http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2021

УДК 339.9

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10133 

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РФ

IMPACT OF INTERNATIONAL ECONOMIC SANCTIONS ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY

Трошин Максим Сергеевич, аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва 

Troshin M.S., Broody026@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены последствия международных экономических санкций стран ЕС и США, которые они применили против России. На основе проведенного анализа сделаны выводы относительно возможного влияния таких последствий на позицию стран-санкционеров и дальнейшего использования объявленных экономических ограничений в отношениях с Россией. В рамках реализации санкционного давления на Россию могут применяться такие меры, как наложение ареста на финансовые активы, ограничение доступа на иностранные финансовые рынки, эмбарго на поставки оружия, запрет на въезд в другие страны, ограничения технической и научного сотрудничества в определенных отраслях и секторах экономики и т.д. С внедрением целенаправленных санкций, возникновением новых видов и форм санкционного давления изменились методы и приемы их применения.

Summary. The article considers the consequences of international economic sanctions imposed by the EU and the US against Russia. Based on the analysis, conclusions are drawn regarding the possible impact of such consequences on the position of the sanctioning countries and the further use of the announced economic restrictions in relations with Russia. As part of the implementation of sanctions pressure on Russia, such measures as the seizure of financial assets, restrictions on access to foreign financial markets, an arms embargo, a ban on entry to other countries, restrictions on technical and scientific cooperation in certain industries and sectors of the economy, etc. can be applied. With the introduction of targeted sanctions and the emergence of new types and forms of sanctions pressure, the methods and techniques of their application have changed.

Ключевые слова: международные экономические ограничения, санкции, экономические потери, российская экономика.

Keywords: international economic restrictions, sanctions, economic losses, Russian economy.

Постановка проблемы. Международные отношения обладают целым рядом особенностей, которые связаны с глобализацией мирохозяйственных связей. Одним из инструментов влияния на государство для возвращения его в правовой круг международных отношений являются санкции. Санкции остаются важным, но не всегда эффективной мерой воздействия на страны, которые используют вооруженные пути нарушения норм международного права.

Экономические санкции, введенные Евросоюзом в июле 2014 года против РФ, включают эмбарго на поставки вооружений, запрет на экспорт товаров двойного назначения, запреты на вывоз грузов и оказание услуг по разведке и добыче нефти, а также ограничения в сфере движения на рынке капитала. Кроме того, существуют другие ограничительные меры, такие как инвестиционные и торговые ограничения в отношении Крыма и Севастополя, а также расширение уже существующих запретов на въезд и блокировок счетов. В свою очередь, в течение 2014 года Россия ввела запреты на импорт некоторых продуктов питания и сельскохозяйственной продукции из государств-членов ЕС, а также других западных государств. Кроме того, существуют запреты на въезд для определенных лиц из ЕС [3].

Основным направлением политических и экономических санкций является влияние стран на определенную страну, для того, что решить возникшие международные споры, которые не повлекут за собой человеческие потери. На первом этапе для российских определенных компаний, лиц и групп были введены санкции, а затем санкции распространились на основные промышленные отрасли РФ, а именно, финансовый сектор, энергетическая и оборонная отрасль.

Целью статьи является применение санкций и влияние их на российскую экономику.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы сущности санкций, их видов, последствий использования экономических санкций достаточно широко исследовались в трудах ученых: Барцицкая А.Я., Батаева П.С., Иванова А.Р., Викторов М.В., Михайлов И.А., Агеева О.Ю., Сенюткина М.В.

Изложение основного материала исследования. Экономические санкции – это, средства экономически развитых стран влиять на поведение других государств, демонстрировать лидерство, а также пытаются побудить проведения в этой стране социальных или политических изменений [2].

Применение санкций от США в отношении России имеет целью достижение изменения политики российского правительства путем давления на российскую экономику. Санкции коснулись тех сфер, которые стратегически значимы для России. В рамках политического давления санкции применились для определенных лиц, которые представляли интерес России. [1]

Санкции Соединенных Штатов против России имели такие основные сферы применения:

  • Замораживание активов и запрет американским лицам совершать любые сделки и заключения договоров с конкретными российскими гражданами, среди которых некоторые российские чиновники, депутаты, бизнесмены.
  • Замораживание активов конкретных субъектов хозяйствования (в частности, финансовой и оборонной сферы) и запрет любых хозяйственных связей с ними.
  • Ограничение финансовых операций с российскими компаниями, работающими в сфере финансовых услуг, энергетическом и оборонном секторах.

Под санкции попали такие российские компании, как

  • АО «Рособоронэкспорт» – государственный экспортер оружия;
  • ПАН НК «Роснефть» – государственная нефтегазовая компания;
  • ПАО «Сбербанк» – крупнейший банк России.
  • Экспортные ограничения услуг и технологий, которые связаны с нефте производственной и перерабатывающей деятельностью в Россию. Это касается в большей степени технологий для поддержки разведки или добычи в глубоководных, оффшорных или сланцевых проектов, которые могут быть применены для добычи нефти в России.
  • Ограничение экспорта товаров двойного назначения и военного назначения из Соединенных Штатов в Россию.

Необходимо отметить, что российская экономика зависит от экспорта технологического оборудования, медицинских лекарств, наукоемких технологий, продовольственных товаров, а также комплектующих и запасных запчастей [2].

Санкции существенно повлияли на российскую экономику, в большей степени затронув цены на нефть, количество экспорта и инфляционную ситуацию в стране. В частности, Россия столкнулась со следующими основными проблемами:

  • рост бюджетного дефицита до 3,2% в 2015 году по сравнению с 0,9% в 2013 году;
  • рост масштабов бедности, который в 2015 году составил 19,2 млн. человек (13,4% от населения). Это на 3,1 млн. человек больше, чем в 2014 году;
  • наблюдалась негативная тенденция экономического роста, причем оно замедлилось до 0,74% в 2014 году, прежде чем существенно сократилось на 3,57% в 2015 год [4].

Следует отметить, что в первую очередь влияние санкций на экономику России наблюдается в сокращении притока зарубежных инвестиций, вследствие чего произошло существенное замедление темпов роста ВВП до всего 0,2% в год в течение 2014-2019 гг.

Высокий уровень инфляции (рис. 3): по сравнению с 9% в 2014 году инфляция выросла до 14,90% в 2015 году, а в 2019 г. инфляция снизилась до 3,50%.

Начиная с 2016 года экономическая ситуация в РФ в значительной степени стабилизировалась, даже несмотря на то, что санкции находятся до сих пор в действии. В основном это произошло благодаря росту мировых цен на нефть.

Нефтегазовая сфера является важным направлением экономики России, поскольку экспорт этих товаров составляет более половины общего экспорта и обеспечивает более 30% валового внутреннего продукта страны. [3]

Торговые санкции, хотя по характеру последствий, к которым могут привести, и являются достаточно уязвимыми с этических и гуманитарных позиций, в случае их адресно-ориентировочного направления могут быть инструментом целенаправленного воздействия на РФ. При этом режим торговых санкций должен планироваться с учетом необходимости сохранения условий нормального жизнеобеспечения населения и содержать определенные исключения из гуманитарных соображений для уменьшения возможных негативных последствий.

Американские экономические санкции против Российской Федерации призваны не только урегулировать украинский конфликт, но и имеют самую главную цель ослабить позиции России на мировом энергетическом рынке.

В случае дальнейшего обострения конфликта следует ожидать экономических санкций со стороны Запада в отношении финансового сектора и сектора вооружений, а также против экспорта товаров двойного назначения и так называемых ключевых технологий, особенно в энергетическом секторе. Следует проявлять осторожность при поиске способов продолжить вести бизнес, несмотря на санкции.

9 июня 2020 г. Совет Европейского Союза продлил экономические санкции против России до 31 января 2021 г. ЕС до сих пор не признает незаконную аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией и продолжает осуждать это нарушение международного права [5].

США, ЕС и другие страны многостороннего санкционного режима последовательно вводят санкции против России с 2014 года, поэтому сейчас существуют жесткие ограничения для людей и компаний, которые фигурируют в санкционном списке. Однако, российские финансовые рынки демонстрируют крайне хладнокровную реакцию на эти угрозы. Постепенно у российских активов вырабатывается определенный иммунитет к санкционным мерам.

Следует отметить, что во многих случаях цели применения экономических санкций являются комплексными и необязательно являются наказанием за нарушение.

Таким образом, выявленные проблемы социально-экономического положения государства с введенными санкциями, показали, что общество и экономика в настоящее время формируются в условиях управления государством. «Внедрение» единых универсальных ценностей происходит таким образом, что у общества возникают не только опасения за свои исторические, национальные, культурные и религиозные традиции. Кроме того, нужно предпринимать меры, контролируя использование денежных средств, выделенных на развитие экономики и общества.

Выводы из проведенного исследования. Продление режима санкций означает почти автоматическое повышение коэффициента их эффективности. Такой процесс будет отражаться на фоне диверсификации европейского экспорта и ослабления экономических связей с Россией, а это, в свою очередь, будет стимулировать переориентацию российской экономики в «восточном (азиатском) направлении, что не будет отвечать долгосрочным интересам ЕС и США).

Страны Запада с самого начала рассматривали санкции против России, как только «сигнальные» и частично (и то только последнее время) – «сдерживающие». В связи с этим, во внешнеполитических отношениях со странами Запада не следует настаивать на немедленном углублении экономических санкций против России поскольку они негативно влияют также на западную экономику, а также могут привести к асимметричному ответу со стороны России, прежде всего, во внеэкономических отношениях.

Учитывая это, можно сделать прогноз относительно того, что постепенно экономические связи с Россией будут слабеть, в результате чего санкции станут менее болезненными для ЕС и более жесткими. Кроме того, новые маркетинговые и логистические решения значительно осложнят возврат к старым связям с российским партнерами после того, как санкции будут отменены.

Список литературы

  1. Барцицкая А.Я. Влияние экономических санкций на экономику России // В сборнике: Мечниковские чтения – 2020. материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2020. С. 141-142.
  2. Батаева П.С. Типология экономических санкций // В сборнике: Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы третьего круглого стола с международным участием. 2020. С. 164-165.
  3. Иванова А.Р., Викторов М.В. Экономические санкции как инструмент деглобализации мирового финансового рынка // В сборнике: Современные тренды в мировой экономике и мировых финансах. Под ред. Е.А. Звоновой, Н.В. Сергеевой. Москва, 2020. С. 259-264.
  4. Михайлов И.А., Агеева О.Ю. Экономические санкции как инструмент развития экономики России // В сборнике: Молодежный вектор развития аграрной науки. Материалы 71-й студенческой научной конференции. Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I. 2020. С. 328-332.
  5. Сенюткина М.В. Оценка эффективности западных санкций в социально-экономической и политической сферах РФ // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. политика и право в современном мире. Материалы III Региональной научно-практической конференции. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2020. С. 33-36.
  6. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: https://rosstat.gov.ru/